Астрон. ж. 2019. 96, № 6

Михайлов А.Г., Пиотрович М.Ю., Булига С.Д., Нацвлишвили Т.М., Гнедин Ю.Н. «Связь между спинами и массами сверхмассивных черных дыр в далеких активных ядрах галактик с z>4.0» Астрономический журнал, 96, № 6, с. 443-455 (2019)

В рамках гибридных моделей генерации релятивистских джетов получены ограничения на величину спина сверхмассивных черных дыр в активных ядрах галактик (АЯГ) на красных смещениях z>4.0. Показано, что эти АЯГ обладают сверхмассивными черными дырами с параметром вращения (спином), далеким от предельного керровского. Построенная диаграмма “масса–спин” показывает, что спин в среднем растет с увеличением массы сверхмассивной черной дыры. Полученные результаты дают возможность сравнения с результатами численного моделирования эволюции массы сверхмассивной черной дыры и ее спина. Это открывает потенциальную возможность исследовать характер аккреции в родительских галактиках.

Астрономический журнал, 96, № 6, с. 443-455 (2019) | Рубрика: 18

Смирнова К.И., Вибе Д.З. «Исследование комплексов звездообразования в галактиках NGC 628, NGC 2976 и NGC 3351» Астрономический журнал, 96, № 6, с. 456-471 (2019)

Анализируются параметры излучения межзвездного вещества в комплексах звездообразования в высокометалличных галактиках NGC 628, NGC 2976, NGC 3351, принадлежащих к разным морфологическим типам.

Астрономический журнал, 96, № 6, с. 456-471 (2019) | Рубрика: 18

Тутуков А.В., Федорова А.В. «Эволюция звезд в паре с черными дырами промежуточных масс» Астрономический журнал, 96, № 6, с. 472-491 (2019)

Звезды, близкие к сверхмассивным черным дырам промежуточных масс (ЧДПМ), могут в определенных условиях образовывать с ними тесные двойные системы, в которых возможны заполнение звездой полости Роша и интенсивная аккреция вещества звезды на ЧДПМ. В последнее время именно аккрецирующие ЧДПМ связываются с гиперъяркими источниками рентгеновского излучения (HLX), рентгеновские светимости которых могут превосходить 1041 эрг/с. В данной работе исследуется эволюция двойных систем звезда–ЧДПМ в предположении, что ЧДПМ аккрецирует главным образом вещество звезды-спутника, и что наличие газа в окрестности ЧДПМ не оказывает заметного влияния на изменение орбиты этой звезды. В расчетах учитывались все процессы, определяющие эволюцию обычных двойных систем, а также облучение звезды потоком жесткого излучения, возникающим при аккреции ее вещества на ЧДПМ. Поглощение внешнего потока излучения в оболочке звезды рассчитывалось с помощью того же формализма, который используется при вычислении непрозрачности звездного вещества. Также в расчетах предполагалось, что если характерное время обмена массой меньше теплового времени звезды, то обмен между орбитальным угловым моментом системы и угловым моментом перетекающего на ЧДПМ вещества не имеет места.

Астрономический журнал, 96, № 6, с. 472-491 (2019) | Рубрика: 18

Тюльбашев С.А., Чашей И.В., Григорьева Е.А. «Исследование угловой структуры мерцающих радиоисточников на частоте 111 МГц» Астрономический журнал, 96, № 6, с. 492-507 (2019)

Получены оценки угловых размеров и компактностей 53 мерцающих радиоисточников, наблюдавшихся на радиотелескопе БСА ФИАН на частоте 111 МГц. Оценки параметров угловой структуры источников выполнены с помощью нового метода, основанного на использовании комбинации индекса мерцаний и коэффициента асимметрии статистического распределения флуктуаций интенсивности. На основе анализа наблюдательных данных для турбулентности солнечного ветра найдена оценка коэффициента асимметрии мерцаний точечного источника. Проведено сравнение разных способов оценки угловых размеров источников по наблюдениям межпланетных мерцаний. Показано, что предложенная методика применима к источникам с угловыми размерами до 1. Точность оценки угловых размеров и компактностей источников составляет около 40% .

Астрономический журнал, 96, № 6, с. 492-507 (2019) | Рубрика: 18

Кравцова А.С., Волков И.М., Хохол Д. «Физические параметры затменной системы V2647 Cyg» Астрономический журнал, 96, № 6, с. 508-522 (2019)

С помощью ПЗС-приемников впервые получены высокоточные UBVRI(RI) кривые блеска недавно открытой затменной системы V2647 Cyg GSC 3612 1565 (P=3.90d, (V=11.08m ). Найдены фотометрические решения кривых блеска, определены физические характеристики звезд-компонентов. Орбита звезды оказалась круговой, а не эллиптической, как это считалось ранее, период составляет 2/3 принятого ранее значения. Высокая точность наших наблюдений позволила определить надежные параметры системы. Полученное нами значение фотометрического параллакса в точности равно значению GAIA. Звезда имеет оптический спутник на расстоянии ρ=9.5 и, если будет подтверждено, что между ними существует физическая связь, то систему следует считать иерархической.

Астрономический журнал, 96, № 6, с. 508-522 (2019) | Рубрика: 18

Зельдович М.А., Логачев Ю.И., Кечкемети К. «Временные вариации потоков надтепловых ионов и их относительное содержание на 1 а.е. в 1998–2017 гг .» Астрономический журнал, 96, № 6, с. 523-528 (2019)

Полученные результаты позволяют предположить, что потоки надтепловых ионов Fe от Солнца во вспышках и в короне уменьшились в солнечном цикле 24 по сравнению с солнечным циклом 23 в большей степени, чем потоки ионов 3He,4He, C и O.

Астрономический журнал, 96, № 6, с. 523-528 (2019) | Рубрика: 18