Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

З

Завольский Н.А.

 

Завольский Н.А., Малеханов А.И., Раевский М.А. «Сравнительный анализ методов пространственной обработки сигналов, принимаемых горизонтальной антенной решеткой в канале мелкого моря со взволнованной поверхностью» Акустический журнал, 65, № 5, с. 608-618 (2019)

Представленное ранее исследование влияния особенностей распространения низкочастотного акустического сигнала в канале мелкого моря в условиях развитого ветрового волнения на характеристики горизонтальной фазированной антенной решетки (ФАР) продолжено с целью сравнительного анализа эффективности различных методов пространственной обработки сигналов. Основное внимание уделено количественным оценкам дополнительного выигрыша оптимальной обработки по величине коэффициента усиления антенны в сравнении со стандартным методом ФАР, компенсированной в направлении на источник сигнала, в зависимости от основных параметров задачи – направления на источник и расстояния до него, скорости ветра, волновых размеров антенны. Численное моделирование выполнено для гидрологических условий, характерных для Баренцева моря в зимний период, частоты сигнала 250 Гц и в широком интервале расстояний до 500 км. Показано, что дополнительный выигрыш оптимизации обработки может меняться в широких пределах (от долей до нескольких дБ), при этом эффективность ФАР также варьирует в широких пределах и может иметь немонотонную зависимость от дистанции.

Акустический журнал, 65, № 5, с. 608-618 (2019) | Рубрики: 07.02 12.01

Зайцев А.В.

 

Зайцев А.В., Пузырёв В.И., Шеронова Т.С., Булкин В.В. «Модернизация лабораторной акустической камеры» Методы и устройства передачи и обработки информации, № 20, с. 14-20 (2018)

Представлены результаты модернизации малогабаритной лабораторной заглушённой камеры для исследования средств защиты от акустических воздействий. Проведена замена акустических излучателей. Сформирована самостоятельная акустическая система, встроенная в нижнюю часть конструкции камеры. Проведены измерения и представлена амплитудно-частотная характеристика камеры по звуковому давлению. В результате неравномерность АЧХ снизилась с 37 до 23,5 дБ. Установлены «провалы» в АЧХ на частотах 400 и 630 Гц. Определено, что эти провалы обусловлены конструктивными особенностями камеры. Даны рекомендации по выравниванию АЧХ на этих частотах.

Методы и устройства передачи и обработки информации, № 20, с. 14-20 (2018) | Рубрика: 14.02

Зайцев А.И.

 

Зайцев А.И., Дмитриев С.М., Куркин А.А., Пелиновский Е.Н. «Вероятностная оценка опасности цунами на побережье египта в районе возводимой АЭС "Эль-Дабаа"» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Математическое моделирование физических процессов, № 2, с. 81-89 (2019)

Необходимость оценки опасности цунами на побережье Египта возникла в связи со строительством атомной станции "Эль-Дабаа" (координаты 28,5270° в.д., 31,1032° с.ш.), тендер на который выиграла российская корпорация "Росатом". Для анализа долговременной опасности цунами использован популярный в настоящее время метод PTHA, основанный на статистическом анализе большого числа реальных и прогностических землетрясений с последующим расчетом волн цунами от возможных землетрясений. Показано, что предсказываемый уровень подъема воды в районе АЭС составляет 6±2 м на период 10 тыс. лет

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Математическое моделирование физических процессов, № 2, с. 81-89 (2019) | Рубрика: 07.13

Зайцев К.И.

 

Котов А.Н., Голубев А.Ю., Зайцев К.И., Рыбак С.П. «Исследование источников шума командного отсека космического аппарата и разработка мероприятий по снижению их акустического излучения» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 261 (2019)

Выполнен акустический анализ внутренней компоновки командного отсека возвращаемого аппарата (КО ВА), состава, конфигурации и размещения агрегатов и оборудования, являющихся источниками шума, схемы вентиляции модуля КО ВА с целью оценки соответствия акустической среды в КО ВА требованиям ГОСТ Р 50804-95. Показано, что среди постоянно действующих источников наиболее интенсивными являются нагнетатель и блок вентиляторов, входящие в систему поддержания газового состава воздуха. Проведены экспериментальные исследования по оценке акустического излучения этих источников в акустической камере, измерены их диаграммы направленности. Проведена оценка эффективности шумоглушащих устройств (ЗПК, экран, кожух) для этих источников. Выполнены экспериментальные исследования звукопоглощения различных материалов и резонансных глушителей с перфорированными панелями. Показано, что условия КО ВА позволяют размещение облицовочных конструкций с высоким коэффициентом звукопоглощения. Проведены оценки звукового поля в акустической объеме КО ВА, проведены экспериментальные и расчетные исследования по улучшению параметров акустической среды в КО ВА. Разработаны предложения по снижению уровня шума в кабине, включающие оптимизацию работы источников шума и применение шумоглушащих устройств.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 261 (2019) | Рубрики: 10.06 11.03

Зайцев К.И., Половнев А.Л., Пушкин С.Д. «Расчётно-экспериментальные исследования свойств многослойных звукопоглощающих материалов» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 259-260 (2019)

Одним из направлений развития пилотируемой космонавтики является создание трансформируемых (надувных) модулей, которые выводятся на орбиту в компактном сложенном состоянии, а уже на месте развёртываются в полном размере. Примерами таких разработок являются проект TransHab (NASA), и пристыкованный к МКС в 2016 г. модуль BEAM (Bigelow Aerospace). В РКК «Энергия» также ведутся работы по проектированию трансформируемых модулей, созданию и экспериментальной отработке многослойной трансформируемой гермооболочки. На участке выведения космического аппарата (КА) его конструкция, приборы и оборудование подвергаются воздействиям акустического давления, обусловленного интенсивным акустическим излучением реактивных струй маршевых двигателей ракеты-носителя (PH). При старте и полете PH в плотных слоях атмосферы подавляющее большинство КА защищено от внешних воздействий головным обтекателем, который блокирует часть энергии внешнего акустического поля, снижая амплитуды акустического давления на внешнюю поверхность КА. Это справедливо и для трансформируемых обитаемых космических модулей (ТОКМ). Акустическое поле внутри герметичных отсеков КА определяется звукоизолирующими свойствами его оболочки. Металлическая оболочка стандартных КА обладает значительной звукоизоляцией. Для прогноза характеристик акустических воздействий на бортовое оборудование ТОКМ и анализа их соответствия действующим условиям эксплуатации необходимо определить звукоизолирующие свойства многослойной трансформируемой гермооболочки модуля (МТГО). Кроме того, в процессе штатной эксплуатации модуля, важно учитывать шум от его бортового оборудования, особенно для обитаемых отсеков. Существуют санитарные нормы шумовых воздействий на экипаж пилотируемых космических аппаратов для обеспечения комфортной работы космонавтов. Для расчётов таких воздействий важно знать коэффициент звукопоглощения внутренней поверхности МТГО. Для определения звукоизоляции и коэффициента звукопоглощения проводились испытания фрагментов оболочки в импедансной трубе методом двух нагрузок (различное окончание на торце трубы). В импедансной трубе дополнительно получены собственные характеристики отдельных материалов, такие как характеристический импеданс, комплексные значения скорости распространения звуковых волн и эффективной плотности материала, которые использовались для численного моделирования импедансной трубы в программном комплексе Virtual.Lab. Коэффициент звукопоглощения и поверхностный импеданс отдельных слоёв МТГО определялись также с помощью специализированного инструмента «MicroFlown», который позволяет измерять одновременно акустическое давление и скорость колебания частиц в непосредственной близости от поверхности образца. Данные испытания также были смоделированы в Virtual.Lab. Одной из целей исследования являлось определение влияния геометрических параметров испытательной установки и исследуемого образца. В работе представлены полученные в экспериментах и расчётах результаты, которые достаточно хорошо согласуются между собой.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 259-260 (2019) | Рубрика: 10.07

Зайцев М.Ю.

 

Копьев В.Ф., Зайцев М.Ю., Величко С.А., Матвеев В.А. «Локализация и ранжирование источников шума современного пассажирского самолета в натурном летном эксперименте» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 59-60 (2019)

Настоящая работа проводилась специалистами отделения аэроакустики ФГУП "ЦАГИ" в интересах ПАО «Корпорация «Иркут» в рамках предварительных сертификационных летных испытаний (ЛИ) по определению характеристик воспринимаемого шума на местности самолета МС-21-300. Работа выполнялась в комплексе с единой программой, разработанной совместно специалистами ПАО "Корпорация "Иркут", АО «ЛИИ им. М.М. Громова» и ФГУП ЦАГИ в соответствии с рекомендациями стандарта ИКАО (документ Doc.9501). Актуальность исследования вызвана необходимостью завершения сертификации характеристик шума на местности в Российской Федерации и тем, что уже на 2020 г. запланирована сертификация EASA (Европейское агентство по безопасности полетов) самолета МС-21-300 с двигателями PW1400G-JM в EASA. Результаты сертификационных испытаний могут во многом определить конкурентоспособность и возможность продвижения на международные рынки нового отечественного самолета – прямого конкурента среднемагистральным самолетам фирм Боинг и Эрбас. С учетом введения ИКАО с 31 дек. 2017 г. новых норм по шуму на местности, ужесточенных на 7 EPNдБ по сравнению с предыдущими требованиями, задача акустической диагностики и «настройки» натурного самолета в летном эксперименте, то есть достижение соответствия вновь введенным требованиям, приобретает первостепенное значение. Целью настоящей работы являлось проведение акустических измерений с использованием 108-микрофонной антенны фирмы Br÷uel&Kjær в ходе летных испытаний по шуму на местности самолета МС-21-300 с двигателями PW1400G-JM и отработка методологии ранжирования и локализации источников шума в натурном летном эксперименте. В результате проведенных летных испытаний впервые в практике отечественного самолетостроения на опытном самолете МС-21-300 № 001 с двигателями PW1400G-JM проведена отработка методологии локализации и ранжирования пролетного шума натурного самолета. Для получения экспериментальных данных был использован имеющийся в ЦАГИ аппаратно-программный комплекс, состоящий из 108-микрофонной антенны диаметром 12 м, многоканальных блоков сбора акустической информации, системы GPS синхронизации, программного обеспечения сбора и пост-процессинга акустических данных фирмы Br÷uel&Kjær, Дания. Совместно с предварительными сертификационными летными испытаниями на режиме захода самолета на посадку были выполнены акустические измерения при различных высотах пролета над центром антенны (100–180 м), углах тангажа (0.6–4.8°), режимах работы двигателя (обороты ротора низкого давления в диапазоне 3822 пр1<6083), положения механизации крыла (“FULL” и “FLAPS3”). Кроме известных источников шума на опытном самолете обнаружен дополнительный источник шума, а именно хвостовая пята, устанавливаемая по соображениям безопасности, шум обтекания которой превышает шум двигателя в нескольких полосах частот. Важно отметить, что наличие такого элемента может повлиять на уровни шума в сертификационной точке N, которые были измерены специалистами ЛИИ им. М.М. Громова в ходе предварительных сертификационных испытаний. Таким образом, созданная в настоящей работе новая методология проведения летных испытаний позволяет не только создать акустический «портрет» исследуемого самолета, но и обеспечить при необходимости доводку самолетов семейства МС-21 с двигателями PW и ПД-14 (и в перспективе SSJ-100) до требуемого уровня Стандартов ИКАО по уровням шума в контрольных точках на местности.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 59-60 (2019) | Рубрики: 08.14 10.06

Воронцов В.И., Зайцев М.Ю., Карабасов С.А. «Исследование направленности первой гармоники тонального шума несущего вертолётного винта для режимов полёта и висения» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 27 (2019)

Работа посвящена численному исследованию направленности первой гармоники тонального шума несущего вертолётного винта на режиме висения и горизонтального полёта. Для расчета акустических характеристик, обусловленных нестационарной нагрузкой на лопастях, используется программный комплекс, провалидированный с помощью экспериментальных данных на режиме висения. Применяется гибридный метод расчета, согласно которому вначале рассчитывается ближнее поле, а затем находятся акустические характеристики в дальнем поле. В ближнем ноле находятся значения параметров поля около вращающейся лопасти из прямого расчета решения нестационарных уравнений Эйлера в неинерциальной системе координат. Для расчета дальнего поля применяется интегральный метод Фокс Уильямса–Хокинга (ФВХ) с использованием проницаемых контрольных поверхностей, охватывающих лопасть. Описывается обновленная программная часть расчёта сигнала в дальнем поле. Обновление позволило значительно ускорить расчёт сигнала в дальнем поле для большого количества точек наблюдения и в целом упростить операцию.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 27 (2019) | Рубрики: 04.11 08.14

Денисов С.Л., Зайцев М.Ю. «Исследование шума крупномасштабных моделей несущих вертолётных винтов на основе результатов сравнительных измерений» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 28-29 (2019)

Проводится сравнение измерений шума для трёх различных крупномасштабных моделей пятилопастного несущего вертолётного винта, выполненных на гоночной площадке и в аэродинамической трубе.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 28-29 (2019) | Рубрики: 04.11 08.14

Закупин А.С.

 

Мубассарова А., Богомолов Л.М., Закупин А.С., Пантелеев И.А. «Вариации скорости деформации и акустической эмиссии нагруженных образцов мрамора, вызванные внешним электромагнитным полем» Триггерные эффекты в геосистемах. Тезисы докладов III Всероссийского семинара-совещания, Москва, 16–19 июня 2015 г., с. 50-51 (2015)

Триггерные эффекты в геосистемах. Тезисы докладов III Всероссийского семинара-совещания, Москва, 16–19 июня 2015 г., с. 50-51 (2015) | Рубрики: 06.16 14.04

Замтфорт Б.С.

 

Беляев И.В., Копьев В.Ф., Самохин В.Ф., Фараносов Г.А., Замтфорт Б.С. «Возможность достижения перспективными СПС норм по шуму на местности на основе оценки допустимой скорости струи СПС» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 34-36 (2019)

Цель работы состояла в исследовании возможности удовлетворения действующим и перспективным нормам по шуму на местности для различных концепций сверхзвукового пассажирского самолета (СПС), рассматривая шум струи в качестве доминирующего источника и предполагая, что другие источники шума существенно заглушены.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 34-36 (2019) | Рубрики: 08.14 10.01

Замтфорт Б.С., Беляев И.В. «Двигатель для сверхзвукового пассажирского самолета следующего поколения» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 37-39 (2019)

Известно, что в двухступенчатом вентиляторе классической (или биротативной) схемы ту же степень повышения полного давления в вентиляторе (лв) можно получить с большим КПД (до 7%), чем в одноступенчатом, рассчитанном на те же параметры. Возврат к двухступенчатому вентилятору позволит повысить и его КПД и КПД двигателя, но приведет к увеличению числа деталей и масс вентилятора и двигателя, повысив заметно экономичность двигателя. Именно экономичность на крейсерском режиме будет определять дальность СДС/СПС для реализации беспосадочных межконтинентальных полетов. СДС/СПС нового поколения должен будет удовлетворять жестким экологическим требованиям по шуму на местности, уровням эмиссии NOx и СО2, а также ограничениям по уровню звукового удара. В последнее время в литературе рассматриваются интегральные схемы компоновки силовой установки над обтекаемыми поверхностями планера, имеющие ряд существенных преимуществ, как по экранированию шума вентилятора фюзеляжем и крыльями, так и по снижению уровня его шума в нестандартно длинных воздухозаборном и наружном каналах вентилятора с ЗПК. Оценим с помощью постоянно обновляемого и расширяемого программного комплекса БАСТОН акустические характеристики двигателя СДС/СДС при замене одноступенчатого вентилятора на двухступенчатый.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 37-39 (2019) | Рубрики: 08.14 10.06

Замтфорт Б.С. «Использование основных направлений в снижении шума самолета при создании отечественного ШФДМС» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 76 (2019)

Результаты предварительных исследований показали, что для снижения уровня шума и удельного расхода топлива самолета целесообразно переходить на инновационную двухпалубную конструкцию фюзеляжа с двумя трехвальными ТРДД и компоновкой входов в воздухозаборные каналы двигателей над крылом. Суммарная величина снижения уровня шума будет на 28 ЕРНдБ ниже, чем уровни шума, регламентируемые 4 Главой стандарта ИКАО. В основе программы работ, намеченной NASA на период до 2035 г., использованы как некоторые подробно исследованные технологии (различные типы ЗПК в двигателе), так и другие, такие как сдвоенный обтекатель Крюгера и обтекатель шасси, появившиеся в последние годы. Эти новые устройства, необходимые для снижения составляющих шума планера, будут исследоваться на физических моделях для количественной оценки величин снижения шума. Оценка уровня шума окончательного варианта самолета показывает, что потенциально уровень его шума может быть снижен до уровня на 42 EPNдБ ниже, чем уровни шума, установленные 4 Главой стандарта ИКАО за счет использования двух групп технологий. К первой группе относятся эффекты экранирования, дифракции и отражения, звука, что дает 4.7 EPNдБ, а также применение ЗПК с несколькими степенями свободы – 2.4 EPNдБ и четырехколесного шасси с обтекателем – 2.2 EPNдБ. Вторая группа мероприятий также может обеспечить заметное снижение уровня шума: а) облицовка ЗПК лопаток статора – 1.0 EPNдБ, центрального тела за турбиной – 0.8 EPNдБ и корпуса вентилятора над ротором – 1.6 EPNдБ; б) сдвоенный обтекатель Крюгера – 0.6 EPNдБ; в) непрерывная форма закрылка – 0.6 EPNдБ. На отработку этих двух групп технологий и будут направлены усилия при создании самолета с гондолой, интегрированной в конструкцию фюзеляжа. В работе отмечается, что после внедрения всех мероприятий уровни шума самолета в трех сертификационных точках будут определяться уровнями шума, генерируемого вентилятором. Для дальнейшего снижения шума самолета необходимо уменьшать шум вентилятора излучаемый назад.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 76 (2019) | Рубрики: 08.14 10.01

Замтфорт Б.С. «Расчет основных составляющих шума вентилятора и их вклад в шум самолета на местности» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 95-96 (2019)

Исследовано влияние новых подходов в проектировании РК вентиляторов, обусловленное резким увеличением степени двухконтурности (m) двигателя с 5–6 до 10–12 для ТРДД и до 15–16 для редукторных ТРДД. Это повлекло за собой соответствующий рост диаметра вентилятора, длины его лопаток, ширины их хорды (широкохордные лопатки). С помощью постоянно обновляемого и расширяемого программного комплекса БАСТОН проведена сравнительная оценка акустических характеристик вентиляторов, спроектированных для ТРДД в большом диапазоне изменений степени двухконтурности (m) приблизительно от 4.5 до 15. Расчетное исследование проводилось для самолетов трех типов самолетов: ближне-среднемагистрального (БСМС), среднемагистрального (СМС) и дальнемагистрального (ДМС). Показано, что увеличение степени двухконтурности приводит к росту вклада шума вентилятора в общий шум двигателя и самолета на всех режимах полета. Рассматривая же вклад основных источников шума вентилятора – тонального шума на частоте лопаток и ее гармониках, шума ударных волн и широкополосного шума в шум двигателя и самолета, можно сделать следующие выводы: с увеличением степени двухконтурности снижается доля вкладов тонального шума на частоте следования лопаток и ее гармониках и шума ударных волн в суммарный шум вентилятора и растет вклад широкополосного шума; при степени двухконтурности 9 и более широкополосный шум становится определяющим, а при m>14 он полностью доминирует в шуме вентилятора. Необходимо отметить, что на посадочном режиме значительный вклад в шум самолета на местности вносит шум, генерируемый планером, что не учитывалось при расчетах. Однако, как показано в работе NASA совместно с NEAT Consulting, на всех трех режимах взлетно-посадочного цикла доминирующим источником шума является вентилятор. Поэтому задача снижения его широкополосного шума является наиболее актуальной при создании глушителей шума.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 95-96 (2019) | Рубрики: 08.14 10.06

Замтфорт Б.С. «Интегральное сравнение расчетных и измеренных акустических характеристик А321NЕО с ТРДД и ТРДДР» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 85-86 (2019)

За последние годы в мире создан целый ряд новых пассажирских самолетов, оснащенных двигателями с большой и сверхбольшой степенями двухконтурности. Для акустиков интересен самолет A321NEO, который предлагается авиакомпаниям в двух вариантах: с ТРДД с прямым приводом LEAP 1A CFM International и с ТРДДР – редукторным ТРДД PW1133G. С точки зрения акустики главное отличие этих двух семейств двигателей – прямая и редукторная схемы двигателей. Так у ТРДД из-за минимизации шума вентилятора – основного источника шума самолета необходимо снижать окружную скорость и его и турбины низкого давления (ТНД), что приводит к увеличению числа ее ступеней с 2–3 до 6–7. В то же время использование редуктора у ТРДДР позволяет сделать независимыми валы вентилятора и ТНД, что дает возможность увеличить окружную скорость ТНД и уменьшить число ее ступеней до 2–3. Оценим теперь акустические характеристики самолета A321NEO с ТРДД и ТРДДР. Такая задача была поставлена и решена в 2013 г. автором совместно с Р.З. Нигматулиным (ЦИАМ), который спроектировал ТНД для ТРДДР. С помощью постоянно обновляемого и расширяемого программного комплекса БАСТОН были проведены расчеты акустических характеристик двух вариантов A-321NEO самолета. Принято, что оба варианта двигателя рассчитаны на одну и ту же тягу, степень двухконтурности (m), степень повышения полного давления в вентиляторе и имеют один и тот же газогенератор и одинаковые дроссельные характеристики. Для основного источника шума – вентилятора – задача сводится к выбору оптимальной (по шуму) величины его расчетной окружной скорости (Uвр). Рассмотрим сначала ТРДД: известно, что при уменьшении расчетной окружной скорости и постоянной πd увеличивается аэродинамическая нагрузка на лопатках РК и растет уровень широкополосного шума, а при увеличении Uвр до транс- и сверхзвуковых значений начинает генерироваться шум ударных волн, во многом определяющий шум вентилятора. Для ТРДДР оптимизация Uвр может выполняться независимо от ТНД с учетом изложенных выше соображений, а окружная скорость ТНД должна быть максимальной для минимизации числа ее ступеней при сохранении высокого КПД. Для определенности примем Uвр=400 м/с для ТРДД и Uвр=300 м/с для ТРДДР. При акустических расчетах ТРДДР учитывался и новый источник шума – ТНД – и не оценивался еще один новый источник шума – редуктор. Результаты расчетов показали, что с двумя вариантами двигателя при оптимально выбранной Uвр самолет A-321NEO имеет близкие (по сумме 3-х контрольных точек) уровни шума. Отметим, что для самолета с ТРДДР на посадочном режиме определяющим является шум ТНД. Предполагается, что редуктор является источником относительно низкочастотного шума, который не вносит заметного вклада в шум двигателя и самолета в контрольных точках на местности, поэтому уровни его шума не рассчитывались. В 2017 г. EASA провела сертификационные испытания обоих вариантов самолета A321NEO из которых следует, что выводы, сделанные в работе в 2013 г. полностью подтвердились: самолеты А321NEO с ТРДДР PW1133G-jM и с ТРДД LEAP 1А33 при Gвзл=93.5 т и Gпос=79.2 т имеют практически равные уровни шума при наборе высоты и посадке (±0.2 EPNдБ), а на взлете A321NEO с ТРДДР генерирует на 2.2 EPNдБ большие уровни шума, чем A321NEO с ТРДД. Анализ показал, что это связано с меньшей m=11 у ТРДД LEAP 1А33 и большей m=12.2 ТРДДР PW1133G-JM. Известно, что у ТРДД с меньшей m медленнее падает тяга при росте скорости полета и при взлете самолет быстрее разгоняется и набирает высоту, генерируя меньшие уровни шума. Отметим, что разность в скоростях падения тяги по скорости движения самолета в работе не могла быть учтена, т.к. такие характеристики представляют коммерческую тайну двигателестроительных фирм. Самолеты A321NEO с обоими двигателями имеют и близкие суммарные запасы (по сумме трех контрольных точек) – 25.5 EPNдБ (с LEAP 1А33) и – 23.3 EPNдБ (с PW1133G-JM) по отношениям к нормам 3-й главы стандарта ИКАО. Запасы по отношению норм 14 главы стандарта ИКАО, введенной с 31.12.2017 г., составляют 8.5 и 6.3 EPNдБ соответственно.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 85-86 (2019) | Рубрики: 10.01 10.06

Зарафутдинов И.А.

 

Питюк Ю.А., Гумеров Н.А., Абрамова О.А., Зарафутдинов И.А., Ахатов И.Ш. «Численное исследование взаимодействия двух деформируемых пузырьков в акустическом поле» Прикладная механика и техническая физика, 60, № 4, с. 81-90 (2019)

С использованием метода граничных элементов для потенциальных течений исследуется трехмерная деформация двух пузырьков и пузырьков в кластере в идеальной несжимаемой жидкости под действием акустического поля. Изучается зависимость динамики двух взаимодействующих пузырьков от частоты и амплитуды акустического поля, расстояния между ними. Определены значения параметров акустического поля и кластера, при которых образуются струи, пузырьки деформируются или остаются сферическими. Исследуется поведение двух центральных пузырьков в структурированном кластере под действием акустического поля с различными частотой и амплитудой в зависимости от расстояния между пузырьками кластера. Проведен сравнительный анализ процесса деформации

Прикладная механика и техническая физика, 60, № 4, с. 81-90 (2019) | Рубрика: 04.12

Заславский В.Ю.

 

Заславский Ю.М., Заславский В.Ю. «К анализу шума городского рельсового транспорта» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 5, № 2, с. 7-13 (2019)

Выполнены натурные эксперименты по регистрации воздушно-акустического шума движущегося городского рельсового транспорта линейной решеткой микрофонов со сканируемой характеристикой направленности. При анализе характеристик шума использованы специально разработанные алгоритмы и программы многоканальной обработки сигнала. По данным эксперимента установлено наличие угловой направленности акустического шума рельсового транспорта, характерной для определенной полосы в его частотном спектре. Построенные для этих частот полярные диаграммы воздушно-акустического шума демонстрируют резко обозначенные азимутальные направления с наибольшей интенсивностью излучения, по которым определяется текущее направление на источник. Присутствующие в диаграмме побочные лепестки обусловлены влиянием реверберации шума от близлежащих строений.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 5, № 2, с. 7-13 (2019) | Рубрика: 10.01

Заславский Ю.М.

 

Заславский Ю.М., Заславский В.Ю. «К анализу шума городского рельсового транспорта» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 5, № 2, с. 7-13 (2019)

Выполнены натурные эксперименты по регистрации воздушно-акустического шума движущегося городского рельсового транспорта линейной решеткой микрофонов со сканируемой характеристикой направленности. При анализе характеристик шума использованы специально разработанные алгоритмы и программы многоканальной обработки сигнала. По данным эксперимента установлено наличие угловой направленности акустического шума рельсового транспорта, характерной для определенной полосы в его частотном спектре. Построенные для этих частот полярные диаграммы воздушно-акустического шума демонстрируют резко обозначенные азимутальные направления с наибольшей интенсивностью излучения, по которым определяется текущее направление на источник. Присутствующие в диаграмме побочные лепестки обусловлены влиянием реверберации шума от близлежащих строений.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 5, № 2, с. 7-13 (2019) | Рубрика: 10.01

Засько Г.В.

 

Глазунов А.В., Засько Г.В., Мортиков Е.В., Нечепуренко Ю.М. «Оптимальные возмущения устойчиво-стратифицированного турбулентного течения Куэтта» Доклады академии наук, 487, № 3, с. 257-261 (2019)

В данных прямого численного моделирования устойчиво-стратифицированного турбулентного течения Куэтта выделены два типа организованных структур – валики, возникающие при нейтральной и близкой к нейтральной стратификации, и слоистые структуры, проявляющиеся при увеличении статической устойчивости. Показано, что оба типа структур имеют пространственные масштабы и конфигурацию, совпадающие с масштабами и конфигурацией соответствующих оптимальных возмущений упрощённой линейной модели данного течения при тех же числах Ричардсона.

Доклады академии наук, 487, № 3, с. 257-261 (2019) | Рубрика: 08.05

Захаров А.И.

 

Захаров А.И., Захарова Л.Н., Набатов А.С., Синило В.П., Сорочинский М.В. «Методика обработки измерений планетного радиолокатора РТ-70 в сеансах радиолокации планеты Венера в 2012 году» Современные проблемы дистанционного зондирования, радиолокации, распространения и дифракции волн. Материалы II Всероссийской научной конференции по проблемам радиофизики и дистанционного зондирования сред, проводимой в рамках VIII Всероссийских Армандовских чтений, Муром, 26–28 июня 2018 г., с. 504-512 (2018)

После 20-летнего перерыва в Евпатории были возобновлены радиолокационные наблюдения планет с помощью модернизированного радиолокатора на базе антенны РТ-70. Одной из особенностей работ по радиолокации в 2012 году была новая схема коррекции доплеровского искажения сигнала, заключавшаяся в том, этот вид искажения устранялся после регистрации эхо-сигнала. Выполнены измерения дальности до Венеры в районе нижнего соединения с Землёй. Результаты радиолокационных наблюдений подтверждают работоспособность аппаратуры радиолокатора и наземного математического обеспечения обработки сигналов.

Современные проблемы дистанционного зондирования, радиолокации, распространения и дифракции волн. Материалы II Всероссийской научной конференции по проблемам радиофизики и дистанционного зондирования сред, проводимой в рамках VIII Всероссийских Армандовских чтений, Муром, 26–28 июня 2018 г., с. 504-512 (2018) | Рубрика: 18

Захарова Л.Н.

 

Захаров А.И., Захарова Л.Н., Набатов А.С., Синило В.П., Сорочинский М.В. «Методика обработки измерений планетного радиолокатора РТ-70 в сеансах радиолокации планеты Венера в 2012 году» Современные проблемы дистанционного зондирования, радиолокации, распространения и дифракции волн. Материалы II Всероссийской научной конференции по проблемам радиофизики и дистанционного зондирования сред, проводимой в рамках VIII Всероссийских Армандовских чтений, Муром, 26–28 июня 2018 г., с. 504-512 (2018)

После 20-летнего перерыва в Евпатории были возобновлены радиолокационные наблюдения планет с помощью модернизированного радиолокатора на базе антенны РТ-70. Одной из особенностей работ по радиолокации в 2012 году была новая схема коррекции доплеровского искажения сигнала, заключавшаяся в том, этот вид искажения устранялся после регистрации эхо-сигнала. Выполнены измерения дальности до Венеры в районе нижнего соединения с Землёй. Результаты радиолокационных наблюдений подтверждают работоспособность аппаратуры радиолокатора и наземного математического обеспечения обработки сигналов.

Современные проблемы дистанционного зондирования, радиолокации, распространения и дифракции волн. Материалы II Всероссийской научной конференции по проблемам радиофизики и дистанционного зондирования сред, проводимой в рамках VIII Всероссийских Армандовских чтений, Муром, 26–28 июня 2018 г., с. 504-512 (2018) | Рубрика: 18

Зверев А.Я.

 

Зверев А.Я. «Виброакустика многостенной композитной панели» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 228-229 (2019)

На стенде АК-11 проведены исследования но определению звукоизоляции и виброакустических характеристик инновационной панели, состоящей из многостенной силовой композитной панели с теплостойким заполнителем, сотовой панели интерьера и матами ТЗИ между стенками. Испытания проведены как с панелью в сборе, так и с ее составляющими – силовой панелью и панелью интерьера. Определена звукоизоляция силовой панели и панели интерьера, а также их виброакустические характеристики: усредненные но поверхности панели уровни виброускорений, полный коэффициент потерь, коэффициенты потерь на излучение в камеру высокого и низкого уровней, акустическая вибровозбудимость, модальная плотность. Показано, что силовая и интерьерная панели в сравнении с композитными панелями сопоставимой массы обладают гораздо худшими акустическими свойствами. Измерена звукоизоляция панели в сборе при различной толщине матов между ее двумя стенками. Определены эффекты влияния матов ТЗИ на звукоизоляцию панели при наличии и при отсутствии панели интерьера Показано, что наличие жестких связей между стенками приводит к резкому снижению звукоизоляции конструкции и фактически аннулирует положительный эффект матов ТЗИ. Для эффективной работы матов ТЗИ структурные связи между двумя стенками должны отсутствовать, либо их необходимо в максимальной степени ослабить. Определено влияние количества и местоположения точечных связей между стенками на ЗИ конструкции. Для исследования влияния жесткости точечных связей на акустические характеристики конструкции изготовлены и испытаны шпильки с виброизолирующей вставкой. Определена их эффективность и показано, что такие шпильки являются эффективным средством улучшения акустических характеристик конструкции. Исследовано влияние облицовки панели интерьера и силовой панели вибропоглощающим материалом (ВПМ) на звукоизоляцию. Определено, что при наличии жестких связей между стенками облицовка панели интерьера ВПМ является достаточно эффективной мерой, но ее эффективность меньше эффективности виброизолирующих шпилек. При слабой структурной связи между стенками эффективность облицовки панели интерьера вибропоглощающим материалом резко снижается. Дополнительная облицовка силовой панели ВПМ при наличии матов ТЗИ между стенками не приводит к заметному повышению звукоизоляции конструкции.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 228-229 (2019) | Рубрика: 04.16

Зверев А.Я., Лесных Т.О., Паранин Г.В. «Экспериментальное определение звукоизоляции натурных панелей самолета МС-21» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 243-244 (2019)

В реверберационных камерах акустического стенда АК-11 проведены экспериментальные исследования по определению звукоизоляции двух цилиндрических панелей увеличенного размера, моделирующих бортовую конструкцию фюзеляжа самолета МС-21. Испытания проведены с потолочной панелью, облицованной различным набором теплозвукоизолирующих материалов и с оконной панелью, облицованной различным набором ТЗИ и панелью интерьера. Испытания панелей по определению их звукоизоляции проводились с применением двух методов. Для определения суммарной звукоизоляции использовался стандартный реверберационный метод. Для оценки звукоизоляции различных зон панели был использован интенсиметрический метод. В результате испытаний определена звукоизоляция потолочной панели без ТЗИ, а также с одним и двумя слоями облицовки матами «Микролайт». Проведено сравнение с результатами, полученными ранее на плоской панели. Определены эффекты увеличения звукоизоляции панели при различных вариантах ее облицовки по сравнению со звукоизоляцией голой панели. Установлено, что применение матов «Микролайт» в качестве ТЗИ становится эффективным на частотах выше 200 Гц. В диапазоне частот 200–315 Гц эффективность покрытия не превышает 2–4 дБ в зависимости от толщины слоя. С повышением частоты эффективность облицовки увеличивается и достигает 41 дБ в полосе 8 кГц при двухслойном покрытии панели. Определена звукоизоляция оконной панели без облицовки, с облицовкой одним и двумя слоями матов «Микролайт», двумя слоями матов и панелью интерьера. Проведено сравнение звукоизоляции оконной и потолочной панелей. Показано, что звукоизоляция двух разных панелей с одним слоем ТЗИ примерно одинакова. Звукоизоляция оконной панели с двумя слоями ТЗИ на частотах, превышающих 1 кГц, меньше звукоизоляции потолочной панели из-за пониженной изоляции окон. Получены оценки собственной звукоизоляции окон. С применением интенсиметрического метода дана оценка звукоизоляции различных зон панели с установленным интерьером. Определена область с пониженной звукоизоляцией панели интерьера и даны рекомендации по ее увеличению.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 243-244 (2019) | Рубрика: 10.09

Зверев А.Я. «Укрощенное эхо: к 30-летию создания акустического стенда АК-11.» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 239-240 (2019)

Испытания на стенде АК-11 можно проводить не только используя проемы между камерами, но и в отдельных изолированных камерах.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 239-240 (2019) | Рубрики: 04.14 14.02

Зеленцов В.В.

 

Скрыль С.В., Спивак В.И., Литовченко С.А., Зеленцов В.В., Гуляев О.А. «Функциональные модели мер комплексного технического контроля защищенности информации от утечки по виброакустическим каналам на предприятиях авиакосмической промышленности» Авиакосмическое приборостроение, № 5, с. 46-55 (2019)

Продолжение серии статей, посвященных проблемам обе спечения защищенности информации от утечки по виброакустическим ка налам на предприятиях авиакосмической промышленности (АКП). На осно ве системной трактовки понятия эффективности защиты информации от утечки по каналам рассматриваемого типа в статье обосновывается ее показатель – своевременность выявления утечки средствами комплексного технического контроля (КТК), а также параметры, характеризующие дан ный показатель. Приводится декомпозиционная структура функционально го представления процессов КТК защищенности информации от утечки по виброакустическим каналам на предприятии АКП, как средства первичной формализации этих процессов с целью оценки их временных характеристик.

Авиакосмическое приборостроение, № 5, с. 46-55 (2019) | Рубрика: 10.06

Зенченко Е.В.

 

Айгожиева А.К., Зенченко П.Е., Зенченко Е.В. «Влияние конфигурации системы приемников акустической эмиссии на точность локации источников» Триггерные эффекты в геосистемах. Тезисы докладов III Всероссийского семинара-совещания, Москва, 16–19 июня 2015 г., с. 85-86 (2015)

Триггерные эффекты в геосистемах. Тезисы докладов III Всероссийского семинара-совещания, Москва, 16–19 июня 2015 г., с. 85-86 (2015) | Рубрика: 14.04

Зенченко П.Е.

 

Айгожиева А.К., Зенченко П.Е., Зенченко Е.В. «Влияние конфигурации системы приемников акустической эмиссии на точность локации источников» Триггерные эффекты в геосистемах. Тезисы докладов III Всероссийского семинара-совещания, Москва, 16–19 июня 2015 г., с. 85-86 (2015)

Триггерные эффекты в геосистемах. Тезисы докладов III Всероссийского семинара-совещания, Москва, 16–19 июня 2015 г., с. 85-86 (2015) | Рубрика: 14.04

Зыбин К.П.

 

Копьев А.В., Зыбин К.П. «Смешанные корреляторы скорости и градиентов скорости в изотропной турбулентности» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 192 (2019)

На основании колмогоровского закона «четырех пятых» получены аналитические соотношения для тройных двухточечных корреляций градиентов скорости и скорости в изотропной несжимаемой турбулентности. Соответствующий тензор корреляции выражен через скорость диссипации, корреляционную функцию скорости второго порядка и новые скалярные функции. Некоторые его компоненты не зависят от новых функций. Результаты согласуются с данными прямого численного расчета. Одна из функций аппроксимируется в инерционном интервале константой, зависящей только от скорости диссипации. Обсуждается значение полученных корреляторов в теории турбулентного транспорта.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 192 (2019) | Рубрика: 08.05

Ильин А.С., Сирота В.А., Зыбин К.П. «О флуктуациях температуры в изотропном турбулентном потоке» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 193 (2019)

Анализируется перенос флуктуаций температуры изотропным турбулентным потоком в режиме Бетчелора. Статистика скорости потока выбирается произвольной. Свойства флуктуаций температуры выводятся из статистических свойств скорости; получены аналитические выражения для их статистических моментов. Показано, что статистика флуктуаций температуры может существенно отличаться от полученной в рамках гауссовой модели Крайчнана.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 193 (2019) | Рубрика: 08.05

Зябиров А.Х.

 

Зябиров А.Х., Плешаков А.Н. «Акустическая охранная система» Труды международного симпозиума "Надежность и качество", № 2, с. 52-54 (2019)

Разработан макет акустической охранной системы. С целью создания высокочувствительного датчика акустических волн и организации радиоканала для обеспечения симплексной связи. Для передачи на расстояния информации. Данная система является эффективной заменой проводным системам. Разработанный комплекс также можно применять в охранных системах, в промышленной автоматике, телеметрии, медицине, автомобильной промышленности и других сферах.

Труды международного симпозиума "Надежность и качество", № 2, с. 52-54 (2019) | Рубрика: 04.14