Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.01 Шумы и вибрации в воздушной среде

 

Долотовский А.В., Шевяков В.И., Николаев Д.И., Войтишина М.С. «Поддержание конкурентоспособности современного отечественного самолёта в эксплуатации за горизонтом 2025 с учётом вновь вводимых требований авиационных властей по шуму и импортозамешению» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 10-11 (2019)

Уровень конкурентоспособности самолётов транспортной категории определяется не только безопасностью полёта, топливной экономичностью, комфортом пассажиров и экипажа, но и экологичностью, в частности, уровнем шума на местности. Постоянное ужесточение сертификационных требований к самолётам транспортной категории связано не только со стремлениями повысить безопасность полётов, но и с конкурентной борьбой производителей авиационной техники. Требования ИКАО к уровню шума на местности постоянно повышаются. За период с 1970 до 2020 г. требования ужесточены на 37 EPNdB. Градиент ужесточения требований при переходе от Главы 4 к Главе 14 возрос по сравнению с переходом от Главы 3 к Главе 4. Проанализированы основные направления исследований, позволяющих обеспечить соответствие новым требования ИКАО по шуму. Наиболее общее и традиционное из них – повышение аэродинамического качества на взлёте, что позволяет снизить потребную тягу в точке замера шума или увеличить градиент набора высоты и соответственно высоту полёта в этой точке. В настоящее время для повышения аэродинамического качества отечественных самолётов используются инновационные подходы, требующие расчётно-экспериментальных исследований: проектирование специальных законцовок крыла с учётом эффектов аэроупругости, разработка адаптивной механизации крыла, применение композитных конструкций крыла с большими изменениями формы в полёте. Особое значение приобретают работы по аэроакустике планера. Работы проводятся в двух направлениях: оптимизация углов отклонения механизации крыла с учётом взаимодействия со струёй маршевого двигателя, а также нахождение локальных источников шума в элементах конструкции планера и минимизация их интенсивности. Расчётно-экспериментальные работы проводятся как для самолёта CR-929, так и для вариантов развития семейства самолётов SSJ. Направление, особо важное в последнее время – импортозамещение. Ремоторизация – использование отечественных маршевых двигателей с отечественными мотогондолами – ставит задачу оптимизации ЗПК, внешних обводов мотогондолы, зоны крыла в районе мотогондолы. Рассматривается возможность использования двигателей ПД-8, ПД-35.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 10-11 (2019) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Наквасин А.Ю. «Предварительные лётные испытания и оценка характеристик шума самолёта на местности в целях подготовки к сертификации согласно требованиям стандартов CS-36 и Приложения 16 ИКАО» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 12-13 (2019)

Рассматриваются основные вопросы подготовки, проведения и анализа результатов предварительных ЛИ опытного самолёта по оценке характеристик Шумана местности с использованием материалов работы, выполненной АО «ЛИИ им. М.М. Громова» в 2018 г. Особенностью предварительных испытаний является ограниченный объём выполняемых полётов (в рассматриваемой работе он составил 35% от обычной сертификационной программы ЛИ по шуму). В связи с этим методика анализа результатов предварительных испытаний имеет отличия от используемой в сертификации – применяются расширенные границы допусков по основным параметрам оценки зачётности испытательных режимов. Это необходимо для уменьшения количества исключаемых режимов и обеспечения достаточности объёма выборки статистических данных, используемых в регрессионном анализе результатов. В сертификационной практике из-за жёстких требований стандартов ИКАО к выдерживанию параметров пилотирования ВС и условиям внешней среды объём исключаемых из анализа режимов может достигать 50%, в данной работе из анализа исключено менее 10% испытательных режимов. Несмотря на небольшой объём экспериментальных данных и расширенные границы допусков по результатам предварительных испыта- нийбыли получены оценки уровней шума для трёх контрольных точек (шум под траекторией взлёта, боковой шум при взлёте, посадочный шум под траекторией) с 90%-ми доверительными интервалами в пределах от ±0.17 EPNдБ до ±1.1EPNдБ, что подтверждает достоверность этих оценок, учитывая, что стандарты CS-36 и Приложения 16 ИКАО ограничивают максимальное значение доверительных интервалов на уровне ±1.5EPNдБ. В ходе работы была проведена оценка влияния конфигурации механизации крыла на уровень шума параметров исходных траекторий испытательных режимов для сертификационных лётных испытаний. Результаты предварительных испытаний в настоящее время используются для оценки готовности опытного самолёта к проведению сертификационных испытаний по шуму на местности в соответствии с требованиями стандартов CS-36 и Приложения 16 ИКАО (Том 1 «Авиационный шум»).

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 12-13 (2019) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Беляев И.В., Копьев В.Ф., Самохин В.Ф., Фараносов Г.А., Замтфорт Б.С. «Возможность достижения перспективными СПС норм по шуму на местности на основе оценки допустимой скорости струи СПС» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 34-36 (2019)

Цель работы состояла в исследовании возможности удовлетворения действующим и перспективным нормам по шуму на местности для различных концепций сверхзвукового пассажирского самолета (СПС), рассматривая шум струи в качестве доминирующего источника и предполагая, что другие источники шума существенно заглушены.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 34-36 (2019) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Бендерский Л.А., Любимов Д.А., Мамышев Д.Л., Польняков Н.А. «Применение RANS/ILES метода для исследования течения и шума струи из сопла сверхзвукового делового самолета» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 42-43 (2019)

Для исследования течения и шума в струе и модельного сопла сверхзвукового делового самолета (СДС) применен вихреразрешающий RANS/ILES метод. Описаны условия эксперимента. Анализ результатов показал, что течение в струе существенно турбулентное. Установлено, что потенциальное ядро струи разрушается на расстоянии одной высоты пилона от кромки нижней отражающей поверхности. Быстрое разрушение потенциального ядра вызвано наличием разнонаправленных шевронов и эжекторных каналов, интенсифицирующих смешение. Замечен переворот осей струи для двух режимов течения. Ранее было получено, что при наличии экрана переворот осей в струе из прямоугольного сопла пропадает. Получены параметры течения в различных сечениях и параметры турбулентности в слоях смешения на продолжении кромок шевронов, эжекторных каналов и отражающих поверхностей. Проанализированы особенности спектральных и интегральных характеристик шума в ближнем поле струи.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 42-43 (2019) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Крашенинников С.Ю., Миронов А.К., Алексенцев А.А., Берсенев Ю.В. «Оценка эффективности шевронных сопел для снижения шума авиационных двигателей» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 46-48 (2019)

Шевронные сопла используются в гражданской авиации для снижения шума струи. Примерами технического решения являются самолеты Боинг-787, Боинг-747-8 и Боинг-737-max, на которых установлены двигатели с шевронами на соплах наружного контура. Совместные работы ФГУП «ЦИАМ» и АО «ОДК-Авиадвигатель» но шевронным соплам проводятся на протяжении последних 14-ти лет. Акустические измерения проводились как в натурных условиях на стенде ОС-5 (Авиадвигатель), так и на моделях (Ц-17А4 ЦИАМ). Проточные части моделей были практически идентичны выхлопным соплам двигателей, в экспериментах воспроизводились натурные условия истечения (перепады давления по контурам и температуры потоков). В настоящей работе представлен анализ результатов исследований акустической эффективности шевронных сопел для двигателей со степенью двухконтурности m=2.36, m=4.5 и m=8.5. В заключение следует отметить, что анализ зарубежного опыта двигателестроения показывает, что проблемы с аномальным усилением высокочастотного шума при использовании шевронных сопел либо не возникают, либо они имеют адекватное решение. Примером является двигатель LEAP lb на самолете Boeing-737-max, шевронное сопло которого является аналогом сопла двигателя (АО «ОДК-Авиадвигатель») с m=8.5.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 46-48 (2019) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Дмитриев В.Г., Самохин В.Ф. «Оценка воздействия законцовок на крыле на уровни шума самолета на местности» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 72-73 (2019)

Представлены результаты экспериментального исследования влияния аэродинамических законцовок на крыле на уровни шума самолета на местности на режимах взлета и захода на посадку.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 72-73 (2019) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Замтфорт Б.С. «Использование основных направлений в снижении шума самолета при создании отечественного ШФДМС» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 76 (2019)

Результаты предварительных исследований показали, что для снижения уровня шума и удельного расхода топлива самолета целесообразно переходить на инновационную двухпалубную конструкцию фюзеляжа с двумя трехвальными ТРДД и компоновкой входов в воздухозаборные каналы двигателей над крылом. Суммарная величина снижения уровня шума будет на 28 ЕРНдБ ниже, чем уровни шума, регламентируемые 4 Главой стандарта ИКАО. В основе программы работ, намеченной NASA на период до 2035 г., использованы как некоторые подробно исследованные технологии (различные типы ЗПК в двигателе), так и другие, такие как сдвоенный обтекатель Крюгера и обтекатель шасси, появившиеся в последние годы. Эти новые устройства, необходимые для снижения составляющих шума планера, будут исследоваться на физических моделях для количественной оценки величин снижения шума. Оценка уровня шума окончательного варианта самолета показывает, что потенциально уровень его шума может быть снижен до уровня на 42 EPNдБ ниже, чем уровни шума, установленные 4 Главой стандарта ИКАО за счет использования двух групп технологий. К первой группе относятся эффекты экранирования, дифракции и отражения, звука, что дает 4.7 EPNдБ, а также применение ЗПК с несколькими степенями свободы – 2.4 EPNдБ и четырехколесного шасси с обтекателем – 2.2 EPNдБ. Вторая группа мероприятий также может обеспечить заметное снижение уровня шума: а) облицовка ЗПК лопаток статора – 1.0 EPNдБ, центрального тела за турбиной – 0.8 EPNдБ и корпуса вентилятора над ротором – 1.6 EPNдБ; б) сдвоенный обтекатель Крюгера – 0.6 EPNдБ; в) непрерывная форма закрылка – 0.6 EPNдБ. На отработку этих двух групп технологий и будут направлены усилия при создании самолета с гондолой, интегрированной в конструкцию фюзеляжа. В работе отмечается, что после внедрения всех мероприятий уровни шума самолета в трех сертификационных точках будут определяться уровнями шума, генерируемого вентилятором. Для дальнейшего снижения шума самолета необходимо уменьшать шум вентилятора излучаемый назад.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 76 (2019) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Луценко В.И., Луценко И.В., Ло И., Соболяк А.В. «Использование полумарковских вложенных процессов для описания нестационарных акустических шумов» Прикладные вопросы формирования и обработки сигналов в радиолокации, связи и акустике. Сборник тезисов докладов IХ научно-практического семинара, с. 25-27 (2018)

Предложена имитационная модель нестационарных акустических шумов, создаваемых природными и антропогенными объектами, использующая вложенные полумарковские процессы. Показано, что акустические шум ветра, листвы деревьев, шаги человека и звуков выстрелов удовлетворительно описываются предложенной моделью.

Прикладные вопросы формирования и обработки сигналов в радиолокации, связи и акустике. Сборник тезисов докладов IХ научно-практического семинара, с. 25-27 (2018) | Рубрика: 10.01

 

Хромулина Т.Д., Кириллов И.Н., Булкин В.В. «Информационность типовых и полноспектральных методов оценки уровня акустического шума в городской среде» Прикладные вопросы формирования и обработки сигналов в радиолокации, связи и акустике. Сборник тезисов докладов IХ научно-практического семинара, с. 36-39 (2018)

Рассматриваются некоторые результаты мониторинга акустического загрязнения больших промышленно развитых городов (на примере города Мурома). Мониторинг осуществлён с помощью совмещённой эколого-метеорологической системы. Проанализированы погрешности измерения, обусловленные стандартной процедурой октавного анализа с контролем на центральных средневзвешенных частотах. Приведены результаты некоторых измерений.

Прикладные вопросы формирования и обработки сигналов в радиолокации, связи и акустике. Сборник тезисов докладов IХ научно-практического семинара, с. 36-39 (2018) | Рубрика: 10.01

 

Шорстов В.А., Макаров В.Е. «Расчетное исследование особенностей истечения струй из прямоугольных сопел и генерируемого ими шума в дальнем поле» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 44-45 (2019)

Представлены результаты исследования с использование разрабатываемого в ЦИАМ нового численного метода течений в струях, истекающих в затопленное пространство из различных модельных сопел с прямоугольным поперечным сечением.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 44-45 (2019) | Рубрика: 10.01

 

Дмитриев В.Г., Самохин В.Ф., Маслова Н.П. «Метод и результаты оценки влияния компоновки двигателей на уровни шума на местности дозвукового самолета» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 69-70 (2019)

Представлены методика оценки и экспериментальные и расчетные данные по влиянию экранирования шума СУ крылом и фюзеляжем на уровни шума самолета в трех контрольных точках на местности. Дается сравнение расчетных оценок эффекта экранирования шума, полученных с помощью реализованных в программных комплексах “ANOPP” и “Аэрошум” приближенных методов расчета дифракции звука. Показано влияние шума планера на величину снижения уровня шума самолета на режиме захода на посадку за счет экранирования шума СУ .

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 69-70 (2019) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Сорокин Е.В., Бульбович Р.В., Ершов В.В. «Исследование шума взаимодействия с модельной струей закрылков различной конфигурации» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 74-75 (2019)

Оснащение современных самолетов с компоновкой низкого расположения крыла турбореактивными двигателями с большой степенью двухконтурности и большим диаметром внешнего контура привело к появлению реактивной струи вблизи отклоненных закрылков (закрылки не обязательно входят в поток струи). В результате на режимах взлета и посадки стал проявляться эффективный источник шума. Таким образом, актуальным является вопрос нахождения способов снижения шума данного источника, одним из которых может являться применение закрылков различной конфигурации. В качестве объекта исследования выбрано крыло самолета Boeing 737-500. Для проведения экспериментов создана модель с геометрическим подобием 1:6. Модель представляет собой часть крыла, к которому могут крепиться сменные предкрылки и закрылки. Элементы модели изготовлены посредством 3D-печати из АБС пластика. В работе исследовалось три типа конфигураций закрылков: первый тип представлял собой обычный сплошной закрылок; второй тип основывался на применении различных направляющих ребер на поверхности закрылка; третий тин включал в себя применение шевронов различных размеров на кромке закрылка. Для оценки аэродинамического качества проводился численный эксперимент, в котором рассматривалось цельное крыло с закрылками данных конфигураций. Расчеты выполнялись в стационарной трехмерной постановке. Потери аэродинамического качества относительно сплошного закрылка у закрылков с направляющими ребрами и шевронами не обнаружено. Экспериментальные исследования но шуму взаимодействия проводились в акустической заглушенной камере ПНИПУ со струйной установкой. Было проведено два типа экспериментов: измерение шума в дальнем поле; локализация источников шума методом плоского бимформинга. Шум в дальнем поле измерялся с помощью 7 четвертьдюймовых микрофонов Br÷uel&Kjær, расположенных на отдельных стойках под углами от 15 до 105° с шагом 15° относительно оси истечения струи, на расстоянии 50 калибров сопла. Для проведения локализации источников шума выполнялись измерения 9-лучевой 54-канальной микрофонной решеткой Br÷uel&Kjær, расположенной на расстоянии 110 калибров от среза сопла. Истечение модельной струи происходило со скоростью 0.7 М. Использовалось круглое и шевронное сопло. Измерения шума проводились при углах отклонения закрылков 0, 20, 45°, что соответствует режимам нормального полета, взлета и посадки. Результаты измерений показали, что применение на поверхности закрылка направляющих ребер для использованных значений высоты и ширины ребер, а также расстояний между ними не привело к снижению шума относительно обычного сплошного закрылка. Применение же шевронных закрылков рассмотренных конфигураций продемонстрировало слабый эффект снижения шума (не более 2 дБ). При локализации в зависимости от частоты источник наблюдается на кромке закрылка или под крылом. В некоторых случаях источник разделяется на два. Исследования выполнены на уникальной научной установке «Акустическая заглушенная камера с аэродинамическими источниками шума», регистрационный номер 500617.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 74-75 (2019) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Николаев Д.И., Халецкий Ю.Д. «Расчетная оценка снижения шума регионального самолета путем модификации системы шумоглушения силовой установки» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 83-84 (2019)

Поставлена задача модификации без вмешательства в рабочий процесс двигателя или без каких-либо изменений конструкции вентилятора, но при ограниченном изменении конструктивных параметров системы шумоглушения, обосновать возможность снижения шума регионального самолета до требований Стандарта ИКАО.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 83-84 (2019) | Рубрики: 10.01 10.08

 

Замтфорт Б.С. «Интегральное сравнение расчетных и измеренных акустических характеристик А321NЕО с ТРДД и ТРДДР» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 85-86 (2019)

За последние годы в мире создан целый ряд новых пассажирских самолетов, оснащенных двигателями с большой и сверхбольшой степенями двухконтурности. Для акустиков интересен самолет A321NEO, который предлагается авиакомпаниям в двух вариантах: с ТРДД с прямым приводом LEAP 1A CFM International и с ТРДДР – редукторным ТРДД PW1133G. С точки зрения акустики главное отличие этих двух семейств двигателей – прямая и редукторная схемы двигателей. Так у ТРДД из-за минимизации шума вентилятора – основного источника шума самолета необходимо снижать окружную скорость и его и турбины низкого давления (ТНД), что приводит к увеличению числа ее ступеней с 2–3 до 6–7. В то же время использование редуктора у ТРДДР позволяет сделать независимыми валы вентилятора и ТНД, что дает возможность увеличить окружную скорость ТНД и уменьшить число ее ступеней до 2–3. Оценим теперь акустические характеристики самолета A321NEO с ТРДД и ТРДДР. Такая задача была поставлена и решена в 2013 г. автором совместно с Р.З. Нигматулиным (ЦИАМ), который спроектировал ТНД для ТРДДР. С помощью постоянно обновляемого и расширяемого программного комплекса БАСТОН были проведены расчеты акустических характеристик двух вариантов A-321NEO самолета. Принято, что оба варианта двигателя рассчитаны на одну и ту же тягу, степень двухконтурности (m), степень повышения полного давления в вентиляторе и имеют один и тот же газогенератор и одинаковые дроссельные характеристики. Для основного источника шума – вентилятора – задача сводится к выбору оптимальной (по шуму) величины его расчетной окружной скорости (Uвр). Рассмотрим сначала ТРДД: известно, что при уменьшении расчетной окружной скорости и постоянной πd увеличивается аэродинамическая нагрузка на лопатках РК и растет уровень широкополосного шума, а при увеличении Uвр до транс- и сверхзвуковых значений начинает генерироваться шум ударных волн, во многом определяющий шум вентилятора. Для ТРДДР оптимизация Uвр может выполняться независимо от ТНД с учетом изложенных выше соображений, а окружная скорость ТНД должна быть максимальной для минимизации числа ее ступеней при сохранении высокого КПД. Для определенности примем Uвр=400 м/с для ТРДД и Uвр=300 м/с для ТРДДР. При акустических расчетах ТРДДР учитывался и новый источник шума – ТНД – и не оценивался еще один новый источник шума – редуктор. Результаты расчетов показали, что с двумя вариантами двигателя при оптимально выбранной Uвр самолет A-321NEO имеет близкие (по сумме 3-х контрольных точек) уровни шума. Отметим, что для самолета с ТРДДР на посадочном режиме определяющим является шум ТНД. Предполагается, что редуктор является источником относительно низкочастотного шума, который не вносит заметного вклада в шум двигателя и самолета в контрольных точках на местности, поэтому уровни его шума не рассчитывались. В 2017 г. EASA провела сертификационные испытания обоих вариантов самолета A321NEO из которых следует, что выводы, сделанные в работе в 2013 г. полностью подтвердились: самолеты А321NEO с ТРДДР PW1133G-jM и с ТРДД LEAP 1А33 при Gвзл=93.5 т и Gпос=79.2 т имеют практически равные уровни шума при наборе высоты и посадке (±0.2 EPNдБ), а на взлете A321NEO с ТРДДР генерирует на 2.2 EPNдБ большие уровни шума, чем A321NEO с ТРДД. Анализ показал, что это связано с меньшей m=11 у ТРДД LEAP 1А33 и большей m=12.2 ТРДДР PW1133G-JM. Известно, что у ТРДД с меньшей m медленнее падает тяга при росте скорости полета и при взлете самолет быстрее разгоняется и набирает высоту, генерируя меньшие уровни шума. Отметим, что разность в скоростях падения тяги по скорости движения самолета в работе не могла быть учтена, т.к. такие характеристики представляют коммерческую тайну двигателестроительных фирм. Самолеты A321NEO с обоими двигателями имеют и близкие суммарные запасы (по сумме трех контрольных точек) – 25.5 EPNдБ (с LEAP 1А33) и – 23.3 EPNдБ (с PW1133G-JM) по отношениям к нормам 3-й главы стандарта ИКАО. Запасы по отношению норм 14 главы стандарта ИКАО, введенной с 31.12.2017 г., составляют 8.5 и 6.3 EPNдБ соответственно.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 85-86 (2019) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Беспалов М.С., Оселедец Е.Ю. «Особенности нормирования шума в районе расположения аэропортов.» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 303-304 (2019)

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 303-304 (2019) | Рубрики: 10.01 14.09

 

Касаткин А.А., Шустов А.В. «Разработка подходов к оценке влияния технического совершенства гражданских самолетов и технических решений на область с повышенным уровнем шума в зоне аэропорта» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 305 (2019)

Взаимное сближение границ аэропортов и жилого строительства приводит к обострению проблемы авиационного шума на местности. Возможным путем решения этой задачи является разработка новых технологий снижения шума, например, разработка новых звукопоглощающих конструкций, оптимизация траекторий полетов, формирование рационального с точки зрения шума на местности парка воздушных судов, формирование рациональных компоновок планера и силовой установки летательного аппарата. Одним из подходов к снижению уровней авиационного шума на местности является экранирование силовой установки элементами конструкции самолета. Описывается подход, основанный на решении уравнения Гельмгольца для набора акустических источников, моделирующих шум самолета. Рассматривается модельный пример с использованием некоторых характеристик самолета типа ИЛ-96. В качестве критериев оценки технического совершенства выбраны уровни шума, регистрируемые в контрольных точках, и контуры повышенного уровня шума вблизи аэропорта. Проводится анализ влияния положения источника акустического излучения относительно модельного элемента поверхности летательного на рассматриваемые критерии. Оценивается эффективность замены действующего парка воздушных судов на более совершенные воздушные суда с точки зрения акустической обстановки в зоне аэропорта.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 305 (2019) | Рубрика: 10.01

 

Заславский Ю.М., Заславский В.Ю. «К анализу шума городского рельсового транспорта» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 5, № 2, с. 7-13 (2019)

Выполнены натурные эксперименты по регистрации воздушно-акустического шума движущегося городского рельсового транспорта линейной решеткой микрофонов со сканируемой характеристикой направленности. При анализе характеристик шума использованы специально разработанные алгоритмы и программы многоканальной обработки сигнала. По данным эксперимента установлено наличие угловой направленности акустического шума рельсового транспорта, характерной для определенной полосы в его частотном спектре. Построенные для этих частот полярные диаграммы воздушно-акустического шума демонстрируют резко обозначенные азимутальные направления с наибольшей интенсивностью излучения, по которым определяется текущее направление на источник. Присутствующие в диаграмме побочные лепестки обусловлены влиянием реверберации шума от близлежащих строений.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 5, № 2, с. 7-13 (2019) | Рубрика: 10.01

 

Филонова Е.Н., Белова Д.Д. «Акустическое загрязнение окружающей среды строительными площадками» Безопасность жизнедеятельности, № 6, с. 20-25 (2019)

Исследован шум на строительной площадке в городе Новосибирске по методике государственного стандарта. Доказано, что строительная площадка является источником акустического загрязнения окружающей среды. Согласно нормативным документам дана санитарно-гигиеническая оценка влияния шума стройплощадки на население и работников. Для строителей эквивалентный уровень звука в пределах нормативных требований – не превышает нормативный уровень 80 дБА, однако для жителей близлежащих домов уровень звука превышен на 15–24 дБА. Перечислены меры по улучшению обстановки.

Безопасность жизнедеятельности, № 6, с. 20-25 (2019) | Рубрика: 10.01

 

Буторина М.В., Куклин Д.А., Матвеев П.В., Олейников А.Ю. «Оценка шума железнодорожного транспорта и разработка шумозащитных мероприятий» Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС), № 2, с. 57-65 (2019)

Железнодорожный транспорт является одним из основных источников шума в городах, под влиянием которого в России находится до 10% жилой застройки. В данной статье проанализированы факторы, влияющие на шумовую характеристику железнодорожных линий, и проведена оценка уровней шума потоков железнодорожного транспорта. Расчеты позволили оценить уровни шума железнодорожных линий различных категорий, которые составляют от 60 до 80 дБА в зависимости от загруженности и допустимой скорости магистрали. Анализ результатов расчета показывает, что под влиянием шума железнодорожных линий находится жилая застройка на расстоянии от 70 до 950 м. Предложенная классификация железнодорожных линий по уровням шума является основанием для разработки карт шума, она также позволила определить наиболее эффективные шумозащитные мероприятия, позволяющие обеспечить допустимые уровни шума на прилегающей территории. Наиболее эффективными мерами по снижению шума поездов представляется комплекс мероприятий, направленных на снижение шума в источнике и на пути распространения, т.е. шумозащитные экраны и их комбинация с мероприятиями по совершенствованию подвижного состава и улучшению акустических свойств пути.

Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС), № 2, с. 57-65 (2019) | Рубрика: 10.01

 

Горобец А.В., Дубень А.П., Козубская Т.К., Родионов П.В., Цветкова В.О. «Моделирование шума от крыла самолёта с механизацией» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 286-287 (2019)

Современные вихреразрешающие подходы к моделированию турбулентных течений позволяют более точно по сравнению с решением осреднённых уравнений Навье–Стокса (RANS) предсказывать интегральные свойства (подъемная сила, сила сопротивления, моменты и др.) крыловых профилей, а также получать их нестационарные аэродинамические и аэроакусгические характеристики. Тем не менее, применение таких методов в индустриальных приложениях ограничено их высокой вычислительной стоимостью, обусловленной, в первую очередь, необходимостью корректного численного воспроизведения явлений разных пространственных и временных масштабов. Целью настоящей работы является поиск путей снижения вычислительной стоимости предсказания аэродинамических и аэроакустических характеристик крылового профиля с механизацией.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 286-287 (2019) | Рубрики: 04.11 10.01

 

Панов С.Н. «Акустическая локализация источников шума микрофонными антеннами» Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 62-63 (2019)

Решение задач прикладной акустики требует частотной, временной и пространственной локализации источников шума. При исследовании шумообразования все большее применение находит использование портативных микрофонных антенн, использующих встроенные MEMS микрофоны с миниатюрными цифровыми усилителями с непосредственным вводом данных в ПК по USB портам. В докладе приводится обзор используемых в настоящее время систем локализации шума на основе микрофонных решеток, особенности конфигурации, основные параметры, специализированное программное обеспечение, алгоритмы обработки данных и основные применения. Приводится особенности двух систем локализации источников на основе использования MEMS микрофонных антенн.

Тезисы докладов Шестой открытой Всероссийской (XVIII научно-технической) конференции по аэроакустике (22–27 сентября 2019 г.), с. 62-63 (2019) | Рубрики: 04.14 10.01