Г

Габдеев М.М.

Жилкин А.Г., Соболев А.В., Бисикало Д.В., Габдеев М.М. «Структура течения в затменном поляре V808 Aur. Результаты трехмерного численного моделирования» Астрономический журнал, 96, № 9, с. 748-775 (2019)

Исследована структура течения в затменном поляре V808 Aur. Сравнение результатов расчетов с наблюдаемыми кривыми блеска позволило выделить и уточнить ряд особенностей систем, таких как дрейф горячего пятна - места, где струя из внутренней точки Лагранжа подходит к поверхности белого карлика, изменения яркости во вторичном минимуме, провал на кривой блеска в высоком состоянии перед входом в затмение, несимметричный профиль затмения в высоком состоянии и другие. Для исследования структуры течения в системе V808 Aur мы использовали трехмерную численную МГД модель, основанную на приближении модифицированной магнитной гидродинамики. Численные расчеты проведены для нескольких значений темпа массообмена, которые соответствуют различным состояниям активности системы V808 Aur. Расчеты показали, что с ростом темпа массообмена увеличивается длина баллистической части аккреционной струи, что приводит к изменению пространственной конфигурации потока и заметному (до 30° по долготе) дрейфу области энерговыделения на поверхности белого карлика. Эти изменения структуры течения приводят к проявлениям на кривой блеска, которые хорошо согласуются с имеющимися наблюдениями.

Астрономический журнал, 96, № 9, с. 748-775 (2019) | Рубрика: 18

Габович А.

Липунов В.М., Кузнецов А.С., Горбовской Е.С., Корнилов В.Г., Тюрина Н.В., Владимиров В.В., Крушинский В.В., Заложных И.С., Власенко Д.М., Зимнухов Д.С., Балануца П.В., Габович А., Шакура Н.И., Джованелли Ф., Титарчук Л.Г., Бакли Х., Гресс О., Буднев Н., Реболо Р., Сьерра-Рикарт М., Тлатов А.Г., Сеник В.А., Юрков В.В., Ершова О., Гриншпун В.Г., Ишмухаметова Ю.В. «V404 Cyg/GS 2023+338: мониторинг в оптическом диапазоне на телескопах-роботах глобальной сети мастер во время супервспышки 2015 г .» Астрономический журнал, 96, № 7, с. 531-546 (2019)

Представлены 2070 уникальных однородных фотометрических и поляризационных данных наблюдений микроквазара в двойной системе с черной дырой V404 Cyg/GS2023+338, полученные в 2015 г. Глобальной сетью телескопов-роботов МАСТЕР (16 роботизированных телескопов, расположенных в 8 точках земного шара в России, Испании, ЮАР, Аргентине). МАСТЕР был первым телескопом, который навелся и начал оптические наблюдения микроквазара после его вспышки в гамма-диапазоне в 2015. Наблюдения проводились с 18h34m09s UT 15 июня 2015 г. до декабря 2015 г. в четырех поляризациях и в четырех стандартных фильтрах BVRI. В настоящей работе мы представляем результаты этих наблюдений и проводим сравнительный анализ оптических и рентгеновских данных. Наши наблюдения подтверждают обнаруженные ранее сверхдлинные задержки оптического излучения по отношению к вспышкам в рентгеновском диапазоне. Мы обсуждаем механизмы, вызывающие запаздывание вариаций оптического излучения относительно вариаций рентгеновского излучения. Мы подтверждаем обнаруженную и опубликованную нами ранее переменную поляризацию оптического излучения и сообщаем еще об одном аналогичном эпизоде.

Гаврик А.Л.

Гаврик А.Л. «Характеристики распределения электронов в дневной ионосфере Венеры по данным радиопросвечивания» Всероссийские открытые Армандовские чтения, Муром, 28–30 мая 2019 г., с. 336-341 (2019)

Исследованы свойства дневной ионосферы Венеры на основе данных двухчастотного радиопросвечивания миссии Венера-15, 16. Высокая точность анализа свойств ионосферы обеспечена высокой стабильностью и когерентностью радиоволн диапазонов 32 см и 8 см.

Всероссийские открытые Армандовские чтения, Муром, 28–30 мая 2019 г., с. 336-341 (2019) | Рубрика: 18

Гайворонский С.В.

Беркович С.Б., Котов Н.И., Махаев А.Ю., Чернышёв С.Е., Шолохов А.В., Кузьмина Н.В., Гайворонский С.В. «Контроль характеристик точности автоматической системы определения астрономического азимута» Измерительная техника, № 7, с. 23-28 (2019)

Решена задача контроля характеристик точности автоматической системы определения астрономического азимута. Актуальность задачи определена отсутствием высокоточного эталона, позволяющего контролировать характеристики этой системы методом сличения. Разработан подход для оценки приращений (изменений) значений астрономического азимута визирной оси и контрольного элемента автоматической системы определения астрономического азимута при заданных принудительных изменениях её промежуточных параметров. Приведено теоретическое обоснование оценки точности системы. Рассмотрены специальные алгоритмы нахождения ожидаемых приращений значений астрономического азимута. Предложены пути практического использования разработанного подхода.

Измерительная техника, № 7, с. 23-28 (2019) | Рубрика: 18

Галушина Т.Ю.

Летнер О.Н., Галушина Т.Ю. «Поиск вековых резонансов в динамике нумерованных астероидов, проходящих через сферу тяготения Земли в ближайшие 200 лет» Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 53, № 1, с. 24-33 (2019)

Представлены результаты исследования динамики нумерованных АСЗ (астероидов, сближающихся с Землей), проходящих через сферу тяготения Земли (256 000 км от геоцентра) в ближайшие 200 лет. Основной целью работы было выявление вековых резонансов и изучение взаимного влияния резонансных соотношений и тесных сближений. Для рассматриваемых АСЗ была построена орбитальная эволюция на интервале времени 400 лет, и выявлены все сближения астероидов с большими планетами. Так как динамика этих астероидов предсказуема только на коротких интервалах времени, а к проявлению хаотичности в движении АСЗ могут привести не только тесные и/или многократные сближения с большими планетами, но и наличие хотя бы одного неустойчивого резонанса, мы проследили их вековую резонансную динамику. Оценка хаотичности орбит АСЗ проводилась путем анализа поведения усредненного параметра MEGNO (Mean Exponential Growth factor of Nearby Orbits). Оказалось, что для исследуемых АСЗ (99942 Apophis, 153201 2000 WO107, 153814 2001 WN5, 456938 2007 YV56) наблюдается схожая картина с точки зрения поиска вековых резонансов. Все выявленные резонансы являются устойчивыми, а к проявлению хаотичности в движении астероидов приводят их тесные и/или многократные сближения с большими планетами.

Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 53, № 1, с. 24-33 (2019) | Рубрика: 18

Галушина Т.Ю., Самбаров Г.Е. «Исследование динамики астероида 3200 Phaethon под влиянием наложения различных резонансов» Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 53, № 3, с. 231-239 (2019)

Работа посвящена исследованию движения астероида 3200 Phaethon, который испытывал сближение с Землей в декабре 2017 г. Мы рассматриваем динамику астероида 3200 Phaethon, выявляя сближения с планетами, орбитальные и вековые резонансы, и оцениваем время предсказуемости и причины хаотичности. Особенностью динамики рассматриваемого объекта является прохождение через неустойчивый орбитальный резонанс 3/7 с Венерой, наличие целого спектра апсидально-нодальных резонансов с Меркурием, Венерой, Землей, Марсом и Юпитером, а также многочисленные тесные сближения с планетами земной группы. Данные особенности приводят к проявлению хаотичности движения за пределами интервала времени (1780–2350 гг.).

Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 53, № 3, с. 231-239 (2019) | Рубрика: 18

Александрова А.Г., Галушина Т.Ю., Прищепенко А.Б., Холшевников К.В., Чечеткин В.М. «О возможности безопасного разрушения угрожающего Земле астероида» Астрономический журнал, 96, № 9, с. 785-792 (2019)

Обсуждается один из способов противодействия астероидной опасности: уничтожение ядерным устройством объекта во время его предыдущего сближения с Землей. Это реально, поскольку практически все опасные астероиды несколько раз появляются в околоземном пространстве, прежде чем выпасть на Землю. Расчеты показали, что указанный метод эффективен и практически безопасен, если соблюдать определенные условия. Приемлемы два варианта. В первом из них космический аппарат (КА) догоняет астероид на гелиоцентрической орбите. Во втором астероид догоняет КА, что требует значительно меньшей характеристической геоцентрической скорости КА. Предложенный способ ликвидации космической угрозы представляется разумным в двух случаях. Во-первых, при невозможности мягкого увода объекта с орбиты столкновения. Во-вторых, если объект постоянно возвращается к Земле. Мягкий увод с орбиты столкновения может потребоваться многократно, уничтожение же объекта происходит однократно.

Астрономический журнал, 96, № 9, с. 785-792 (2019) | Рубрика: 18

Ганус К.

Ганус К. Архитектурная акустика. Акустическое проектирование театральных и концертных помещений (1963). 77 с.

Архитектурная акустика. Акустическое проектирование театральных и концертных помещений (1963). 77 с. | Рубрики: 11.01 11.06

Гаскелл К.М.

Окнянский В.Л., Шенаврин В.И., Метлова Н.В., Гаскелл К.М. «Относительная независимость ИК-запаздываний от длины волны в NGC 4151 в течение 2010–2015 гг.» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 4, с. 237-248 (2019)

Исследована корреляция между инфракрасным (JHKL) и оптическим (B) потоками переменного ядра сейфертовской галактики NGC 4151, используя наши данные (частично опубликованные), а также опубликованные данные Робертс и Рамсти (2012), Гуо и др. (2014) и Шнулле и др. (2013, 2015) за период наблюдений 2010 2015 гг. Найденные запаздывания переменности потока в HKL относительно оптических вариаций совпадают в пределах точности измерений и равны примерно 37±3 дням. Мы не подтвердили значительное уменьшение запаздывания для HKL в 2013–2014 гг., которое было найдено Шнулле и др. (2015), но обнаружили, что компонент с коротким запаздыванием в J усилился. Мы обсуждаем наши результаты в рамках стандартной модели, где переменное инфракрасное излучение связано, главным образом, с тепловым переизлучением коротковолнового излучения пылевыми облаками, близкими к переменному центральному источнику. Существует также некоторый вклад в ИК-эмиссию от аккреционного диска, причем этот вклад увеличивается с уменьшением длины волны. Переменность в@J и K происходит не совсем синхронно, что, возможно, связано с различным вкладом излучения аккреционного диска в этих фильтрах. Отсутствие изменений ИК-запаздывания с длиной волны (HKL) можно объяснить тем, что пылевые облака в течение 2010– 2015 гг. были локализованы дальше, чем радиус области возможной сублимации. Относительная независимость ИК-запаздывания от длины волны также согласуется с моделью полого биконического истечения пылевых облаков (Окнянский и др., 2015).

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 4, с. 237-248 (2019) | Рубрика: 18

Гвоздев А.А.

Гвоздев А.А., Осокина Е.В. «Процессы нейтринного рождения плазмы гипер-аккреционным сильно замагниченным диском керровской черной дыры» Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Естественные и технические науки, № 1, с. 27-40 (2015)

В условиях гипер-аккреционного сильно замагниченного диска керровской черной дыры исследованы процессы рождения электрон-позитронной плазмы в окрестности диска. Такой электрон-позитронный джет рассматривается в настоящее время, как один из возможных источников космологического гамма-всплеска. При вычислении эффективности производства энергии-импульса в e+e-парах параметры среды и нейтринного излучения определялись из работы [14], распределение магнитного поля задавалось независимо, из качественных соображений. Полученные результаты сравниваются с соответствующими результатами работы [15]. Показано, что в случае ω2>>m2 корректно использовать выражение для сечения аннигиляции реакции + без учета магнитного поля (в вакууме). Показано также, что эффективность производства e+e-плазмы в реакции сильно зависит не только от параметров диска, но и от распределения магнитного поля в нем. Таким образом, для окончательной оценки эффективности производства плазмы в данной реакции необходимо задать распределение сильного магнитного поля в нейтриноизлучающей части диска.

Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Естественные и технические науки, № 1, с. 27-40 (2015) | Рубрики: 17 18

Гейдаров Р.Д.

Алиев А.Р., Гейдаров Р.Д. «О приближённом решении краевой задачи для уравнения Гельмгольца с импедансным условием» Доклады академии наук, 488, № 3, с. 233-236 (2019)

Дано обоснование метода коллокации для интегрального уравнения краевой задачи для уравнения Гельмгольца с импедансным условием. Кроме того, построена последовательность, сходящаяся к точному решению данной краевой задачи, и дана оценка погрешности.

Доклады академии наук, 488, № 3, с. 233-236 (2019) | Рубрика: 04.01

Гензель Г.С.

Бабуркин В.Н., Гензель Г.С., Павлов Н.Н. Электроакустика и радиовещание, акустические вопросы вещания: учеб. пособие (1967). 312 с.

Электроакустика и радиовещание, акустические вопросы вещания: учеб. пособие (1967). 312 с. | Рубрика: 14.01

Герасимов С.И.

Герасимов С.И., Ерофеев В.И., Одзерихо И.А., Смирнов Д.Ю. «Оценка влияния волновых процессов в упругой направляющей на динамику ракетного поезда» Вестник научно-технического развития, № 6, с. 3-12 (2019)

Динамическое воздействие на упругую направляющую движущегося по ней объекта вызывает колебания в виде бегущих волн. В направляющих, имеющих две оси симметрии, возбуждаются чисто изгибные колебания. В общем случае, из-за несовпадения центра тяжести и центра изгиба сечения направляющей в ней под действием поперечной нагрузки возникают изгибно-крутильные бегущие волны. Приводится подробный анализ волн, возбуждаемых движущейся нагрузкой в упругой направляющей.

Вестник научно-технического развития, № 6, с. 3-12 (2019) | Рубрика: 10.06

Герасимова О.В.

Герасимова О.В., Размыслов Ю.П. «О важности притяжения (о реинкарнации третьего закона Кеплера)» Вестник Московского университета. Серия 1: Математика. Механика, № 4, с. 15-27 (2019)

Около четырех веков назад Роберт Гук, рассматривая проекции плоских сечений конуса (вдоль оси вращения на плоскость х,у), выписал одно из фундаментальнейших дифференциальных уравнений, которое в дальнейшем легло в основу закона всемирного тяготения и объяснения движения заряженной частицы в классическом стационарном кулоновом поле. В работе предлагаются и изучаются дифференциально-алгебраические модели, возникающие в результате замены конуса на произвольную поверхность второго порядка при (названной нами стандартной) кеплеровой параметризации семейства квадратичных кривых.

Вестник Московского университета. Серия 1: Математика. Механика, № 4, с. 15-27 (2019) | Рубрики: 17 18

Глебова Г.М.

Глебова Г.М., Жбанков Г.А. «Анализ характеристик метода прони при работе с линейной векторно-скалярной антенной» Гидроакустика, № 38-2, с. 12-24 (2019)

Предложена модификация метода Прони, позволяющая использовать его для обработки сигналов, принимаемых векторно-скалярной антенной. Рассматривается эффективность метода Прони при работе с различными компонентами акустического поля: скалярной, векторной и потоковой. Анализ характеристик метода Прони выполняется с использованием компьютерного моделирования путем усреднения оценок параметров принимаемых сигналов по набору случайных реализаций. Компьютерное моделирование позволило наиболее полно учесть энергетические, пространственно-корреляционные и статистические характеристики векторно-скалярного шумового поля. Расчеты выполнены для условий, наиболее приближенных к реальным, когда антенна работает на фоне динамических шумов моря. Представление результатов оценки параметров сигнала методом Прони в виде гистограммы в пространственной области позволило более наглядно оценить характеристики этого метода при работе с различными компонентами акустического поля и повысить его эффективность.

Гидроакустика, № 38-2, с. 12-24 (2019) | Рубрика: 07.19

Глебова Н.И.

Глебова Н.И., Лукашова М.В., Свешников М.Л., Скрипниченко В.И. Астрономический ежегодник на 2011 год (2010). 686 с.

В «Астрономическом ежегоднике», издаваемом Российской академией наук с 1921 года, публикуются эфемериды Солнца, Луны, больших планет и звёзд, вычисленные с максимальной точностью в соответствии со стандартами, утверждёнными Международным Астрономическим Союзом (IAU. В Ежегоднике приведены также сведения о различных астрономических явлениях - затмениях Луны и Солнца, планетных конфигурациях, восходах и заходах Солнца и Луны и т.д. Объяснения и примеры дают возможность вычислять различные эфемериды для любого места наблюдения. Эфемериды Солнца, Луны и больших планет вычисляются на основе теории EPM2004, разработанной в ИПА РАН. Во всех эфемеридах используется модель нутации IAU2000 и новая прецессионная модель, а также приводятся параметры, связанные с новой концепцией небесного промежуточного начала CIO, и элементы матрицы перехода от ICRS к небесной промежуточной системе координат CIRS. При вычислении эфемерид звёзд использовались каталоги FK6 и HIPPARCOS.

Астрономический ежегодник на 2011 год (2010). 686 с. | Рубрика: 18

Глушко Е.В.

Кебкал К.Г., Кебкал А.Г., Глушко Е.В., Кебкал В.К., Себастио Л., Паскуаль А., Рибейро Дж., Сильва Г., Рибейро М., Индивери Дж. «Гидроакустические модемы с интегрированными цезиевыми часами для задач подводного позиционирования автономных необитаемых подводных аппаратов» Подводные исследования и робототехника, № 2, с. 4-12 (2019)

Точная временная синхронизация узлов цифровой (сенсорной) гидроакустической сети является необходимой предпосылкой для эффективного использования информации, получаемой разнообразными подводными сенсорами, распределенными в обширной акватории моря. Одной из наиболее сложных задач является синхронизация мобильных узлов гидроакустической сети, например, в составе группы автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА), выполняющих совместные согласованные действия. В статье представлены результаты экспериментов по позиционированию АНПА с использованием гидроакустического модема, оснащенного миниатюрными цезиевыми часами (chip-scale clock, CSAC) и способного оценивать задержки (дальности) распространения гидроакустического сигнала от геопривязанных источников этих сигналов. Представлены экспериментальные результаты о точности работы миниатюрных цезиевых часов в различных ситуациях практического интереса, экспериментальные результаты по точности позиционирования АНПА с использованием гидроакустических модемов с интегрированными цезиевыми часами, а также практические рекомендации по «дисциплинированию» CSAC и их фазовой синхронизации с источником хронометрических сигналов.

Подводные исследования и робототехника, № 2, с. 4-12 (2019) | Рубрика: 07.18

Глушков Е.В.

Глушков Е.В., Глушкова Н.В., Мякишева О.А. «Распределение энергии ультразвукового излучателя между бегущими волнами, возбуждаемыми в погруженном упругом волноводе» Акустический журнал, 65, № 6, с. 723-735 (2019)

Изучается распределение волновой энергии бесконтактного ультразвукового пьезопреобразователя между отраженными, прошедшими и бегущими волнами, возбуждаемыми при зондировании упругой пластины, погруженной в акустическую жидкость. Анализируется зависимость осредненного за период колебаний количества энергии, переносимой каждой из возбуждаемых волн различного типа (акустические объемные волны, вытекающие волны Лэмба и волны Шолте–Стоунли), от относительных размеров источника, расстояния до пластины и частоты, а также структура энергетических потоков и пространственное распределение волновой энергии. Численное исследование проводится в рамках полуаналитической модели, базирующейся на интегральных и асимптотических представлениях для функции Грина рассматриваемой задачи. Графики зависимости волновой энергии от параметров задачи указывают на существование локальных максимумов (лучших частот) возбуждения бегущих волн, которые не совпадают с частотами локальных максимумов мощности источника.

Акустический журнал, 65, № 6, с. 723-735 (2019) | Рубрика: 04.05

Глушкова Н.В.

Акустический журнал, 65, № 6, с. 723-735 (2019) | Рубрика: 04.05

Голикова Е.В.

Курдяева Ю.А., Куличков С.Н., Кшевецкий С.П., Борчевкина О.П., Голикова Е.В. «Вертикальное распространение акустико-гравитационных волн от атмосферных фронтов в верхнюю атмосферу» Известия РАН. Физика атмосферы и океана, 55, № 4, с. 3-12 (2019)

Из данных экспериментальных наблюдений вариаций атмосферного давления на поверхности Земли, зарегистрированных на сети из 4-х микробарографов, расположенных в московском регионе, при прохождении атмосферного фронта, построены эмпирические аппроксимации колебаний поля атмосферного давления. Полученные аппроксимирующие функции использованы в качестве нижнего граничного условия для численного расчета распространения акустико-гравитационных волн в верхнюю атмосферу от источника в нижней тропосфере. Даны оценки амплитуды температурных возмущений в верхней атмосфере, вызванных акустико-гравитационными волнами от атмосферного фронта. Полученные оценки для амплитуды температурных возмущений принимают значения около 170 K. В то время как амплитуда температурных возмущений в верхней атмосфере, вызываемых фоновыми вариациями давления на поверхности Земли, оценена в 4–5 K.

Известия РАН. Физика атмосферы и океана, 55, № 4, с. 3-12 (2019) | Рубрика: 08.02

Голов А.А.

Моргунов Ю.Н., Голов А.А., Каменев С.И., Матвиенко Ю.В. «Средства и методы гидролого-акустического обеспечения высокоточного позиционирования подводных объектов на больших дальностях» Акустический журнал, 65, № 6, с. 793-798 (2019)

Обсуждаются возможности и пути применения методов и средств общей и спутниковой океанологии для обеспечения высоких точностей акустического позиционирования автономных подводных аппаратов (АПА) на расстояниях в сотни километров от постов управления. Приводятся результаты анализа многолетних исследований авторов в области акустической дальнометрии, которые выявили специфические особенности распространения низкочастотных импульсных сигналов в различных гидролого-акустических условиях формирования подводных звуковых каналов различного происхождения. Особое внимание уделено исследованию возможности и эффективности применения баз данных многолетних океанологических наблюдений для формирования пространственно-временных характеристик подводных звуковых каналов в районах дальнего навигационного обеспечения миссий АПА. Отдельно рассмотрены возможности применения спутниковых наблюдений поверхностной температуры моря для обеспечения расчетного блока координат АПА данными об интегральной (эффективной) скорости звука в приповерхностном звуковом канале, который формируется в зимний сезон. Результаты экспериментальной апробации методик применения океанологических технических средств в Японском море показали, что их применение позволяет повысить точность и надежность навигационного обеспечения АПА на удалениях в сотни километров от береговых постов управления. Для летне-осенних и зимних гидрологических условий показана возможность определять собственные координаты АПА с ошибками, не превышающими сотые процента на расстояниях в сотни километров.

Акустический журнал, 65, № 6, с. 793-798 (2019) | Рубрика: 07.17

Голубев В.И.

Голубев В.И., Шевченко А.В., Петров И.Б. «Об учёте водонасыщенности донных осадков в задаче морской сейсмической разведки» Доклады академии наук, 488, № 3, с. 248-252 (2019)

Рассматривается задача численного моделирования сейсмического отклика от морского дна. Для описания динамического поведения водного слоя используются акустические уравнения. Слой донных осадков описывается пористой флюидонасыщенной средой. Для этого используется система уравнений Доровского. Предложен алгоритм, позволяющий в рамках единого сеточно-характеристического подхода для решения гиперболических систем уравнений провести полноволновое моделирование во всём расчётном объёме. Его отличительной особенностью является постановка в явном виде необходимых контактных условий на границе между средами с различной реологией.

Доклады академии наук, 488, № 3, с. 248-252 (2019) | Рубрика: 07.14

Голубев Ю.Ф.

Голубев Ю.Ф., Грушевский А.В., Корянов В.В., Тучин А.Г., Тучин Д.А. «Гравитационные маневры около Венеры для выхода на внеэклиптические положения. резонансная асимптотическая скорость» Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 53, № 4, с. 256-264 (2019)

Планета Венера, ближайший сосед Земли в Солнечной системе, в первую очередь подходит для совершения гравитационных маневров космическим аппаратом (КА) с целью малозатратного изменения наклонения его орбиты относительно эклиптики. В работе вычислены “резонансные” значения асимптотической скорости КА относительно планеты, такие, что орбитальный период КА после каждого гравитационного маневра был соизмерим с периодом обращения Венеры и обеспечивал новую встречу с нею, что позволяет производить увеличение наклонения орбиты КА с помощью гравитационных маневров без переходов на соседние резонансы по инвариантной линии основного на V-сфере с достижением максимума наклонения. Получен венерианский инвариант, не меняющийся при совершении гравитационных маневров с Венерой. Представлен адаптивный полуаналитический метод и его геометрическая интерпретация для синтеза цепочек гравитационных маневров около Венеры для малозатратного изменения наклонения орбиты КА.

Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 53, № 4, с. 256-264 (2019) | Рубрика: 18

Голубятников А.Н.

Голубятников А.Н., Ковалевская С.Д. «Слабые ударные волны в заряженном газе» Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 6, с. 141-144 (2019)

В рамках идеальной электрогидродинамики рассматривается вопрос о распространении плоских разрывов относительно малой амплитуды в слое неоднородно заряженного газа в переменном электрическом поле и постоянном поле силы тяжести. Выведены транспортные уравнения для амплитуд, имеющие вариационную природу, и дано точное решение задачи о слабом разрыве, в приближении к которому затем решается задача о слабой ударной волне. Рассмотрены примеры распространения волны по произвольному равновесному начальному состоянию, а также по твердотельно движущемуся слою газа в переменном внешнем поле.

Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 6, с. 141-144 (2019) | Рубрика: 08.10

Голышева П.Ю.

Тюльбашев С.А., Голышева П.Ю., Тюльбашев В.С., Субаев И.А. «Поиск долговременной переменности в нескольких источниках с плоскими спектрами по наблюдениям на 111 МГц» Астрономический журнал, 96, № 11, с. 927-938 (2019)

Проведен поиск долговременной переменности для трех источников с плоскими спектрами. Для поиска переменности использовались мониторинговые наблюдения, проходящие в течение 5.5 лет на антенной решетке БСА ФИАН. У всех источников обнаружена переменность на низких частотах. Для определения относительных изменений интенсивности использовался шумовой сигнал известной температуры. Точность оценки плотности потока в относительных единицах достигла примерно 1%. Изменения наблюдаемой интенсивности исследованных радиоисточников больше 6%. Вероятнее всего найденная переменность источников B0821+394, В1812+412 и B2247+140 связана с рефракционными межзвездными мерцаниями.

Астрономический журнал, 96, № 11, с. 927-938 (2019) | Рубрика: 18

Гольева Е.В.

Кадомцев А.Г., Гольева Е.В., Дунаев А.А., Чмель А.Е., Щербаков И.П. «Акустическая и электромагнитная эмиссии при ударном повреждении сверхтвердых керамик SiC и AlMg2O4 [MgAl2O4?]» Физика твердого тела, 61, № 10, с. 1763-1766 (2019)

Сверхтвердые керамики SiC находят применение для изготовления индивидуальных средств защиты людей от точечных ударных воздействий, а прозрачные в широкой спектральной области керамики MgAl2O4 – для защитных экранов оптических приборов летательных аппаратов, которые подвергаются ударам твердых пылевых частиц и атмосферных осадков. В работе исследован процесс зарождения и релаксации микротрещин при ударном воздействии методами акустической эмиссии и электромагнитной эмиссии соответственно. Поскольку механизм генерации указанных видов эмиссии имеет различное происхождение, то сопоставление эмиссионной активности того и другого вида позволило выявить общие и индивидуальные закономерности ударного повреждения твердых керамик SiC и MgAl2O4. Ключевые слова: ударное разрушение, карбид кремния, алюмо-магниевая шпинель, акустическая эмиссия, электромагнитная эмиссия.

Физика твердого тела, 61, № 10, с. 1763-1766 (2019) | Рубрики: 05.04 08.10

Гончаров Г.А.

Гончаров Г.А. «О свойствах галактического слоя пыли в радиусе 700 пк от Солнца» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 9, с. 650-665 (2019)

Для уточнения свойств слоя пыли в галактических окрестностях Солнца пространственные вариации цвета звезд сопоставлены с трехмерной аналитической моделью пространственного распределения пыли. Использована полная выборка 93 992 гигантов сгущения с незначительной примесью гигантов ветви из каталога Gaia DR2 в пространственном цилиндре радиусом 700 пк вокруг Солнца, протянувшемся до |Z|=1800 пк вдоль галактической координаты Z.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 9, с. 650-665 (2019) | Рубрика: 18

Горбатенко М.В.

Горбатенко М.В. «Конформная геометродинамика: поверхность разрыва вместо коллапса» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 4, с. 3-12 (2017)

Построено регулярное центрально-симметричное статическое решение уравнений конформной геометродинамики. Регулярность достигнута за счет введения поверхности разрыва, по обе стороны от которой решение принадлежит к категории точных общих решений, но с различными константами интегрирования. Необходимость введения поверхности разрыва диктуется требованием минимальности действия. Более того, это требование приводит к условию на нахождение радиуса поверхности разрыва. Это же требование ограничивает минимальный радиус поверхности разрыва.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 4, с. 3-12 (2017) | Рубрики: 17 18

Горбатенко М.В., Незнамов В.П. «Условия квантово-механической эквивалентности статических и стационарных метрик центрально-симметричных гравитационных полей» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 31-62 (2018)

Проведен анализ квантово-механической эквивалентности метрик центрально-симметричного незаряженного гравитационного поля. Рассмотрены статические метрики Шварцшильда в сферических и изотропных координатах, стационарные метрики Эддингтона–Финкельштейна и Пенлеви–Гуллстранда, нестационарные метрики Леметра–Финкельштейна и Крускала–Шекереса. Анализу подвергались области определения волновых функций уравнения Дирака и уравнения второго порядка, эрмитовость гамильтонианов, возможность существования вырожденных стационарных связанных состояний частиц со спином с нулевой энергией. При использовании вещественных радиальных функций уравнения Дирака и уравнения второго порядка в поле Шварцшильда область определения волновых функций ограничивается значениями где – радиус горизонта событий. Соответствующее ограничение существует также в других координатах для всех рассмотренных метрик. Гамильтонианы для статических метрик Шварцшильда в сферических и изотропных координатах, а также для стационарных метрик Эддингтона–Финкельштейна и Пенлеви–Гуллстранда являются эрмитовыми. Для этих метрик возможен переход к самосопряженным уравнениям второго порядка со спинорными волновыми функциями. В отличие от уравнения Дирака эти уравнения допускают существование вырожденных стационарных связанных состояний фермионов с нулевой энергией. Нормируемые собственные функции этих состояний обращаются в нуль на горизонтах событий. Гамильтонианы для нестационарных метрик Леметра–Финкельштейна и Крускала явно зависят от временных координат, и в координатах этих метрик отсутствует возможность определения стационарных связанных состояний частиц со спином 1/2.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 31-62 (2018) | Рубрики: 17 18

Горбатенко М.В., Дьяков С.С., Ломайкин А.И. «О выборе высоты подрыва ядерного заряда над поверхностью астероида» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 4, с. 9-21 (2018)

Рассматривается вопрос: на каком расстоянии от поверхности астероида следует производить ЯВ, чтобы полный механический импульс, возникающий при указанном воздействии, приводил к максимально возможному изменению скорости астероида. Рассмотрение ведется с использованием двух основных приближений. Во-первых, используется модель испарительного импульса. Во-вторых, реальный спектр рентгеновского излучения ЯВ заменяется монолинией с некоторой эффективной энергией фотонов. Получена формула для оценки максимально возможного полного механического импульса, который астероид может получить при ЯВ. На примере астероида шарообразной формы приводится алгоритм учета геометрической формы астероида. Во всех случаях существует оптимальная высота подрыва, которая зависит от многих конкретных условий. Приводятся количественные оценки для каменных и железных астероидов при ЯВ с энергией взрыва 150 кт и 1,5 Мт.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 4, с. 9-21 (2018) | Рубрики: 17 18

Горбатенко М.В., Незнамов В.П. «I. Доказательство отсутствия классических черных дыр» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 3-19 (2019)

Введена квантово-механическая гипотеза космической цензуры. Рассмотрено взаимодействие скалярных частиц, фотонов и фермионов с гравитационными и электромагнитными полями Шварцшильда, Райсснера–Нордстрёма, Керра и Керра–Ньюмена. Анализу подвергалось поведение эффективных потенциалов в уравнениях второго порядка типа Шредингера. Установлено, что квантовая теория запрещает существование в Природе классических черных дыр с горизонтами событий. Альтернативой могут являться составные системы: коллапсары с фермионами, находящимися в стационарных связанных состояниях.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 3-19 (2019) | Рубрики: 17 18

Горбатенко М.В., Седов С.Ю. «Сравнение конформных теорий гравитации по аналогам решений Райсснера–Нордстрёма» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 51-59 (2019)

Для одного из вариантов конформно-инвариантных теорий гравитации (конформной геометродинамики) получено точное решение для тела, обладающего массой и электрическим зарядом. Решение является аналогом решения Райсснера–Нордстрёма в общей теории относительности. Ранее аналог такого решения был получен Маннгеймом и Казанасом для другого варианта конформно-инвариантной теории гравитации – конформной теории гравитации Вейля. Решения-аналоги не совпадают. Обсуждаются вопросы соответствия решений-аналогов. Делается вывод о том, что с электродинамическими уравнениями согласуется только решение-аналог, получаемое из уравнений конформной геометродинамики.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 51-59 (2019) | Рубрики: 17 18

Горбовской Е.С.

Горбунов Р.В.

Бубукин И.Т., Ракуть И.В., Агафонов М.И., Панкратов А.Л., Троицкий А.В., Лапченко В.А., Горбунов Р.В., Зинченко И.И., Носов В.И., Вдовин В.Ф. «Анализ результатов исследования астроклимата на радиоастрономической станции «Кара-Даг» в Крыму и возможностей уменьшения влияния атмосферы на радиоастрономические наблюдения в миллиметровом диапазоне» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 156, № 1, с. 43-55 (2019)

Представлены результаты исследования астроклимата на радиоастрономической станции «Кара-Даг» (Республика Крым) с 22 июля по 21 сентября 2017 г. Проведен анализ алгоритмов обработки данных, полученных методом атмосферных разрезов. Показано, что широкие полосы приемников прибора МИАП-2 приводят к некосекансной зависимости антенных температур от угла визирования. Оптимальным является вычисление поглощения по трем зенитным углам методом наименьших квадратов и опорной области с яркостной температурой, близкой к температуре воздуха. Рассмотрены закономерности изменения параметров прозрачности атмосферы и их связи с климатическими особенностями места наблюдений. Показано, что существующая атмосферная циркуляция создает на территории станции «Кара-Даг» благоприятные условия для ночных астрономических наблюдений в миллиметровом диапазоне длин волн. Предложены альтернативные и более дешевые, по сравнению с существующими тенденциями (строительство инструментов в гористой местности или в местности с холодным климатом), подходы к уменьшению влияния атмосферной влаги на работу радиоастрономических инструментов в этом диапазоне. Первый заключается в выборе места размещения в зоне с подходящей розой ветров и рельефом, приводящим к замещению влажного теплого воздуха холодным и сухим, например, в зонах действия таких местных ветров, как бора. Второй предполагает введение измерений параметров атмосферы радиометрическими методами и учет их влияния на результаты радиоастрономических наблюдений в реальном масштабе времени. Полученные результаты основываются на ограниченной статистике, поэтому являются предварительными и стимулируют дальнейшие систематические измерения на Кара-Даге.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 156, № 1, с. 43-55 (2019) | Рубрика: 18

Гордеев Д.Г.

Шаненко А.К., Соколов С.С., Мотлохов В.Н., Самодолов А.В., Тимарева В.И., Каякин А.А., Гударенко Л.Ф., Гордеев Д.Г. «Оценка эффективности воздействия заглубленного ядерного взрыва на опасные космические тела» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 20-28 (2019)

Исследована эффективность воздействия заглубленного ядерного взрыва на малое космическое тело. Проведен анализ сопутствующих физических процессов. Оценено значение механического импульса, передаваемого космическому телу. Рассматривались взрывы энерговыделением 3,5 и 6 Мт ТЭ. Проводимые исследования позволяют изучить динамику разрушений, возникающих в космическом теле, угрожающем нашей планете. В отличие от высотного ядерного взрыва, заглубленный взрыв оказывает более сильное воздействие, что может привести не только к изменению природной траектории астероида, но и к его разрушению. При выборе вариантов защиты Земли от космических тел может возникнуть ситуация, когда такое воздействие будет наиболее предпочтительным. Цель работы – оценка эффективности заглубленного ядерного взрыва по противодействию опасным космическим телам и подготовка данных для создания в будущем полномасштабной системы защиты Земли.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 20-28 (2019) | Рубрики: 17 18

Горелик Г.С.

Горелик Г.С. Колебания и волны. Введение в акустику, радиофизику и оптику: Учеб. пособие для вузов (1950). 551 с.

Колебания и волны. Введение в акустику, радиофизику и оптику: Учеб. пособие для вузов (1950). 551 с. | Рубрика: 02

Горелик Г.С. Колебания и волны. Введение в акустику, радиофизику и оптику, 2-е изд.: Учеб. пособие для вузов (1959). 572 с.

Колебания и волны. Введение в акустику, радиофизику и оптику, 2-е изд.: Учеб. пособие для вузов (1959). 572 с. | Рубрика: 02

Горыня Н.А.

Пахомов Ю.В., Горыня Н.А. «Поиск третьего компонента в системе PZ Mon – двойной синхронной звезды типа RS CVN» Сборник трудов мемориальной конференции 2018 г., посвященной памяти академика А.А. Боярчука, с. 62-66 (2018)

В 2015–2017 гг. выполнены новые измерения лучевых скоростей системы PZ Mon. Уточнен орбитальный период второго компонента P=34.123±0.002 дня. Анализ остаточных скоростей не выявил наличия третьего компонента в системе.

Сборник трудов мемориальной конференции 2018 г., посвященной памяти академика А.А. Боярчука, с. 62-66 (2018) | Рубрика: 18

Расторгуев А.С., Горыня Н.А., Самусь Н.Н., Заболотских М.В. «Цефеиды галактики: 30 лет мониторинга лучевых скоростей» Сборник трудов мемориальной конференции 2018 г., посвященной памяти академика А.А. Боярчука, с. 110-115 (2018)

Приведен ряд результатов многолетней программы измерения лучевых скоростей цефеид северного неба с использованием корреляционного спектрографа – Измерителя лучевых скоростей (ИЛС) конструкции А.А. Токовинина.

Сборник трудов мемориальной конференции 2018 г., посвященной памяти академика А.А. Боярчука, с. 110-115 (2018) | Рубрика: 18

Горькавый Н.Н.

Горькавый Н.Н. «О космических лимбовых наблюдениях болидов» Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 53, № 1, с. 74-80 (2019)

Лимбовый сенсор LP/OMPS спутника Suomi в 2013 г. зафиксировал атмосферный след Челябинского суперболида с энергией свыше 400 кт ТНТ. Изучение данных LP/OMPS показывает, что он регистрирует каждый год несколько болидов с гораздо меньшей энергией. В статье рассматриваются случаи наблюдения трех болидов в 2016–2017 гг.: 6 февр. 2016 г. (13 кτ), 3 марта 2016 г. (0.19 кτ), 9 марта 2017 г. (1 кτ). Обсуждается возможность повышения эффективности регистрации болидов с помощью лимбового сенсора в виде микроспутника с увеличенным количеством зон наблюдения вдоль горизонта. Несколько таких микроспутников смогут отследить большинство тел крупнее метра, сгорающих в атмосфере Земли или Марса.

Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 53, № 1, с. 74-80 (2019) | Рубрика: 18

Горяев Ф.Ф.

Слемзин В.А., Горяев Ф.Ф., Родькин Д.Г., Шугай Ю.С., Кузин С.В. «Образование корональных выбросов массы в солнечной короне и распространение в гелиосфере порождаемых ими плазменных потоков» Физика плазмы, 45, № 10, с. 867-902 (2019)

Представлен обзор исследований корональных выбросов массы (КВМ) и распространения в гелиосфере производных от них транзиентных потоков межпланетных корональных выбросов массы (МКВМ) в солнечном ветре. Рассматриваются основные параметры МКВМ, их отличия от других типов потоков солнечного ветра, корреляция частоты выбросов со вспышками и состоянием солнечной активности. Особое внимание уделяется формированию и моделированию ионного состава плазмы КВМ/МКВМ, который является одним из ключевых факторов идентификации типов потоков и их источников, особенно в сложных комплексных структурах, образующихся в гелиосфере при взаимодействии потоков. Рассматриваются модели прогнозирования параметров потоков солнечного ветра по данным наблюдений. Обзор содержит перечни источников данных о корональных выбросах и баз данных о параметрах потоков солнечного ветра, а также многочисленные ссылки на работы по исследованиям рассматриваемых явлений.

Физика плазмы, 45, № 10, с. 867-902 (2019) | Рубрика: 18

Грамович В.В.

Андреев В.Г., Грамович В.В., Выборов О.Н., Мартынюк Т.В., Родненков О.В., Руденко О.В. «Колебания полулунного клапана, моделируемого упругой натянутой мембраной в жидкости» Акустический журнал, 65, № 6, с. 847-852 (2019)

Предложена модифицированная модель работы полулунного клапана, позволяющая оценить спектр акустических колебаний, возникающих при его схлопывании. Проведен анализ процесса закрытия створок легочного клапана под действием перепада давления крови в легочной артерии и правом желудочке. Учтено наполнение кровью полулунных створок клапана, приводящее к росту времени его закрытия. Это время растет пропорционально корню квадратному из увеличения массы. Во второй части статьи рассмотрены упругие колебания уже закрывшегося клапана. В колебания вовлекаются как створки, так и стенки легочной артерии, и окружающая жидкость. Простейшей моделью этой сложной колебательной системы может служить упругая натянутая мембрана, погруженная в жидкость и возбуждаемая импульсным силовым воздействием со стороны смыкающихся створок клапана. Показано, что прослушиваемый при аускультации звук второго тона представляет собой цуг затухающих колебаний, конечная длительность которого обусловлена гидравлическим сопротивлением колеблющихся створок. Как процесс захлопывания створок, так и возбуждаемые колебания являются нелинейными и многомодовыми. Спектр и длительность колебаний зависят от их амплитуды и натяжения створок. Средняя частота колебаний со временем уменьшается. Эти результаты могут быть полезны как для понимания физических особенностей процесса, так и для разработки новых методов диагностики. В частности, повышенное давление в легочной артерии может быть диагностировано по увеличению частоты и времени затухания колебаний в легочной компоненте звука второго тона.

Акустический журнал, 65, № 6, с. 847-852 (2019) | Рубрики: 04.15 13.03

Гребель Е.

Бердников Л.Н., Пастухова Е.Н., Ковтюх В.В., Лемаль Б., Князев А.Ю., Усенко И.А., Боно Д., Гребель Е., Хайду Г., Жуйко С.В., Удовиченко С.Н., Кейр Л.Э. «Поиск эволюционных изменений периодов цефеид: V1033 CYG – классическая цефеида на первом пересечении полосы нестабильности» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 4, с. 269-278 (2019)

Для классической цефеиды V1033 Cyg построена O–C диаграмма, охватывающая временной интервал 117 лет. Диаграмма O–C имеет вид параболы, что позволило впервые определить квадратичные элементы изменения блеска и вычислить скорость эволюционного увеличения периода dP/dt=18.19 (±0.08) с/год, что согласуется с результатами теоретических расчетов для первого пересечения полосы нестабильности. Таким образом, V1033 Cyg является второй реально наблюдаемой цефеидой (после α UMi), впервые пересекающей полосу нестабильности.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 4, с. 269-278 (2019) | Рубрика: 18

Гребенев С.А.

Человеков И.В., Гребенев С.А., Позаненко А.С., Минаев П.Ю. «Новые гамма-всплески, найденные в архивных данных телескопа IBIS/ISGRI обсерватории INTEGRAL» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 10, с. 683-705 (2019)

Выполнен систематический поиск космических гамма-всплесков и других коротких жестких рентгеновских событий в архивных данных телескопа IBIS/ISGRI обсерватории INTEGRAL за 2003–2018 гг. В поле зрения телескопа зарегистрированы 7 ранее неизвестных гамма-всплесков, все они локализованы с точностью ≤2 мин. дуги. Эти события не были выявлены системой IBAS автоматического поиска гамма-всплесков и оповещения о них. Найдены еще 4 подобных локализованных события, пропущенных системой IBAS, но ранее известных – наблюдавшихся в других экспериментах. Также зарегистрированы 886 гамма-всплесков вне поля зрения, пришедших под большими углами к оси телескопа IBIS/ISGRI. Все они ранее были зарегистрированы в других экспериментах, прежде всего защитой ACS гамма-спектрометра SPI обсерватории INTEGRAL, детектором PICsIT гамма-телескопа IBIS, монитором KONUS/WIND. На порядок больше зарегистрировано событий, не имеющих подтверждений в других экспериментах. Среди них могут быть как гамма-всплески, так и солнечные вспышки или магнитосферные транзиентные явления. Составлены каталоги с основными параметрами подтвержденных и ранее неизвестных космических гамма-всплесков, зарегистрированных телескопом IBIS/ISGRI. Построены и исследованы статистические распределения всплесков по различным параметрам.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 10, с. 683-705 (2019) | Рубрика: 18

Гренков С.А.

Иванов В.П., Ипатов А.В., Рахимов И.А., Гренков С.А., Андреева Т.С. «Спектр и переменность остатка сверхновой G21.5-0.9» Астрономический журнал, 96, № 8, с. 628-637 (2019)

Измерения плотностей потоков ОСН G21.5-0.9 на частотах 4840 и 8450 МГц выполнены на радиотелескопе РТ-32 обсерватории Светлое ИПА РАН в 2013–2018 гг. Многократные измерения выявили переменность источника. Плотности потоков G21.5-0.9 в течение 1967–2010 гг. получены на основе опубликованных данных, позволяющих сравнить интенсивности G21.5-0.9 и стандартных источников. Для приведения всех данных в единую систему и определения уточненного спектра использовалась шкала потоков “искусственная луна” (ИЛ). Анализ полученной совокупности данных приводит к выводам, что, во-первых, излом в спектре источника не связан с синхротронным высвечиванием релятивистских электронов, и, во-вторых, переменность источника проявляется в виде изменений плотностей потоков, попадающих при этом на одну из двух степенных зависимостей потока от частоты. Спектральные индексы каждой из этих зависимостей имеют одно из двух постоянных значений. Обсуждаются возможные причины обнаруженных изменений спектра G21.5-0.9.

Астрономический журнал, 96, № 8, с. 628-637 (2019) | Рубрика: 18

Гресс О.

Григорьев В.Г.

Танеев С.Н., Стародубцев С.А., Григорьев В.Г., Бережко Е.Г. «Ускорение солнечных космических лучей ударной волной в нижней короне Солнца 22 ноября 1977 г.» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 156, № 3, с. 449-460 (2019)

На основе теории регулярного (диффузионного) ускорения заряженных частиц проведены исследования спектров протонов, зарегистрированных в событии солнечных космических лучей вблизи орбиты Земли 22 ноября 1977 г. (ground level enhancement 30, GLE30). Для анализа события использовались данные регистрации потока протонов прибором CPME, установленным на космическом аппарате IMP-8, и мировой сети нейтронных мониторов. На примере события GLE30 впервые показано, что солнечные космические лучи релятивистских энергий могут быть порождены ударной волной относительно небольшой скорости 560 км/с в нижней короне Солнца на расстоянии до 1,6R (R – радиус Солнца) в течение 615 c. Рассчитанные спектры протонов удовлетворительно воспроизводят измерения на орбите Земли.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 156, № 3, с. 449-460 (2019) | Рубрика: 18

Гринин В.П.

Дмитриев Д.В., Гринин В.П., Катышева Н.А. «Образование эмиссионных линий водорода в магнитосферах молодых звезд» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 6, с. 422-434 (2019)

Рассматривается образование эмиссионных линий водорода в магнитосферах молодых звезд. Предполагается, что магнитосфера образована дипольным магнитным полем, ось которого совпадает с осью вращения звезды. Перенос излучения в спектральных линиях рассматривается в приближении Соболева с учетом нелокального радиационного взаимодействия. Распределение плотности и температуры газа в магнитосфере принято таким же, как в работе Хартманна и др. (1994). Приведены результаты расчетов интенсивностей и профилей линий Hα и Hβ для случая медленно вращающейся звезды. Отдельно рассмотрены модели магнитосферы, в которых падающий газ нагревается излучением аккреционного пятна на поверхности звезды, а также случай, когда ось магнитосферы наклонена относительно оси вращения звезды. В последнем случае наблюдается вращательная модуляция профилей спектральных линий с периодом вращения звезды.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 6, с. 422-434 (2019) | Рубрика: 18

Шульман С.Г., Гринин В.П. «Влияние дискового ветра на собственную поляризацию молодых звезд» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 6, с. 435-446 (2019)

Рассматривается поведение параметров линейной поляризации излучения звезд типа UX Ori во время затмений пылевыми околозвездными облаками. Исследуется околозвездный диск с дисковым ветром, создающим утолщение в зоне сублимации пыли. Показано, что утолщение диска может сильно влиять на степень поляризации и показатель цвета звезды во время затмения. Сильный ветер может приводить к изменению ориентации плоскости линейной поляризации, поворачивая ее в плоскость диска. Благодаря утолщению диска возможна ситуация, когда рассеянное им излучение не поляризовано в определенной спектральной полосе. В разных спектральных полосах может быть разная ориентация линейной поляризации излучения диска.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 6, с. 435-446 (2019) | Рубрика: 18

Шульман С.Г., Гринин В.П. «Влияние крупномасштабных возмущений в околозвездных дисках на параметры линейной поляризации звезд типа UX Ori» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 10, с. 716-730 (2019)

Рассматривается влияние крупномасштабных возмущений в околозвездном диске на линейную поляризацию звезд типа UX Ori. Показано, что позиционный угол собственной линейной поляризации звезды, окруженной геометрически тонким flared-диском, не может существенно изменяться после прохождения фотометрического минимума из-за возмущений в диске. Напротив, возмущения в диске с утолщением в зоне сублимации пыли могут давать отклонения плоскости линейной поляризации излучения системы до 60°. Такая модель позволяет объяснить необычные изменения линейной поляризации, наблюдавшиеся у UX Ori и WW Vul после продолжительных фотометрических минимумов.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 10, с. 716-730 (2019) | Рубрика: 18

Гриншпун В.Г.

Грицык П.А.

Грицык П.А., Сомов Б.В. «Аналитическая модель распространения тепловых убегающих электронов в солнечных вспышках» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 4, с. 279-289 (2019)

Природа жесткого рентгеновского излучения солнечных вспышек хорошо известна. Наблюдаемое излучение как в короне, так и в хромосфере состоит из двух компонент: нетепловой и тепловой. Нетепловая компонента обусловлена тормозным излучением ускоренных электронов, тепловая – тормозным излучением нагретых электронов плазмы. Вследствие того, что спектры нетеплового и теплового жесткого рентгеновского излучения частично перекрываются, их корректная интерпретация напрямую зависит от точности кинетических моделей, описывающих распространение в атмосфере Солнца убегающих электронов тепловой и нетепловой природы. Эволюция функции распределения последних, т.е. электронов, ускоренных в области магнитного пересоединения, точно описывается в приближении современных моделей толстой мишени с обратным током. В работе рассмотрена модель теплового убегания электронов и найдено аналитическое решение соответствующего кинетического уравнения, в котором учтены кулоновские столкновения. Сделаны оценки степени поляризации излучения, которая не превышает ∼5%. Полученная функция распределения может быть также использована для расчета спектра теплового рентгеновского излучения и, как следствие, интерпретации наблюдений тепловой компоненты в рентгеновском спектре вспышки.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 4, с. 279-289 (2019) | Рубрика: 18

Гришакина Е.А.

Чуйкова Н.А., Родионова Ж.Ф., Максимова Т.Г., Гришакина Е.А. «Анализ высот рельефа Луны и корреляционной связи рельефа с гравитационным полем; предварительные выводы о глобальных плотностных неоднородностях коры Луны» Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 53, № 3, с. 174-184 (2019)

На основе разработанной авторами методики проведен гармонический и статистический анализ высот рельефа Луны. Даны объяснения смещений центра фигуры Луны относительно центра масс и сдвига большой экваториальной оси относительно направления на Землю. Построены карты аномалий плотности для приповерхностных слоев Луны, соответствующие масконам (при отрицательной корреляции поля и рельефа в основном для N=10, 11) и другим вариантам связи гравитационного поля и рельефа (при положительной корреляции поля и рельефа). Показано, что гармоники степеней N=5–9 в основном соответствуют изостатической компенсации рельефа в приповерхностных слоях коры, низкие гармоники (N<5) соответствуют изостатической компенсации рельефа в более глубоких слоях, а гармоники степеней N>11 могут говорить о наличии напряжений в коре, создаваемых мелкими структурами рельефа. На основе построенных карт определены возможные места запасов летучих (в основном на обратной стороне Луны и в северной приполярной области) и других полезных ископаемых.

Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 53, № 3, с. 174-184 (2019) | Рубрика: 18

Грищенко В.М.

Храмцов П.П., Васецкий В.А., Грищенко В.М., Дорошко М.В., Черник М.Ю., Махнач А.И., Ших И.А. «Диагностика полей плотности фотометрическим теневым методом при гиперзвуковом обтекании конуса в легкогазовой баллистической установке» Журнал технической физики, 89, № 10, с. 1506-1512 (2019)

Предложен новый способ получения гиперзвуковых течений и представлены результаты экспериментального исследования гиперзвукового обтекания конусов с углами полураствора τ1=3° и τ2=12° при числах Маха набегающего потока M=18 (τ1=3°) и 14.4 (τ2=12°). Использование легкогазовой баллистической установки, в которой вместо канала разгона было установлено сопло Лаваля, позволило получить гиперзвуковой поток с высоким значением оптической плотности истекающего газа, достаточной для визуализации и диагностики течения оптическими методами. Визуализация картины течения производилась теневым методом ножа и щели. Теневые картины регистрировались с помощью высокоскоростной камеры Photron Fastcam с временем экспозиции 1 μs и скоростью съемки 300 000 fps. Число Маха для набегающего потока рассчитывалось по теневым картинам на основе угла наклона ударной волны. Ключевые слова: легкогазовая установка, гиперзвуковое течение, теневой метод, сопло Лаваля, число Маха.

Журнал технической физики, 89, № 10, с. 1506-1512 (2019) | Рубрика: 08.15

Грушевский А.В.

Грушенкова Е.Д.

Грушенкова Е.Д., Могилевич Л.И., Попов В.С., Попова А.А. «Продольные и изгибные колебания трехслойной пластины со сжимаемым заполнителем, контактирующей со слоем вязкой жидкости» Труды Московского авиационного института, № 106, с. 1 (2019)

Исследовано взаимодействие трехслойной пластины с пульсирующим слоем вязкой несжимаемой жидкости. Движение жидкости в слое изучается как ламинарное течение в узком канале с параллельными стенками, одна из которых образована трехслойной пластиной, а вторая считается абсолютно жесткой. На границах контакта с жидкостью выполняются условия прилипания. Несущие слои пластины удовлетворяют гипотезам Кирхгофа и учитывается обжатие жесткого заполнителя. Поставлена и аналитически решена задача о продольных и изгибных гидроупругих колебаниях трехслойной пластины. Решение получено для режима установившихся гармонических колебаний с учетом нормальных и касательных напряжений, действующих со стороны жидкости на несущий слой пластины, находящейся в контакте с жидкостью. Определены гидродинамические параметры слоя жидкости, перемещения слоев пластины. Построены частотно-зависимые функции распределения амплитуд перемещений слоев пластины и давления в слое вязкой жидкости.

Труды Московского авиационного института, № 106, с. 1 (2019) | Рубрика: 04.16

Губенко В.Н.

Губенко В.Н., Кириллович И.А. «Метод восстановления характеристик внутренних волн в атмосферах планет на основе анализа радиозатменных данных» Всероссийские открытые Армандовские чтения, Муром, 28–30 мая 2019 г., с. 7-19 (2019)

Разработан оригинальный метод реконструкции характеристик внутренних гравитационных волн (ВГВ) по данным анализа индивидуального вертикального профиля температуры, плотности или частоты Брента–Вяйсяля в атмосфере планеты. Сформулирован и обоснован пороговый критерий идентификации внутренних атмосферных волн, в случае выполнения которого анализируемые флуктуации могут рассматриваться как волновые проявления. Проведен статистический анализ активности внутренних гравитационных волн в полярных и приполярных районах атмосферы Земли, расположенных на широтах более 60°. Для этого были использованы радиозатменные данные о температуре миссии FORMOSAT-3/COSMIC, собранные за период измерений с июля 2006 по март 2009 года. Определены и проанализированы географические и сезонные распределения плотности потенциальной энергии ВГВ (индикатор волновой активности) в интервале высот от 15 до 35 км.

Всероссийские открытые Армандовские чтения, Муром, 28–30 мая 2019 г., с. 7-19 (2019) | Рубрика: 18

Губенко В.Н., Кириллович И.А. «Спутниковый радиозатменный мониторинг активности внутренних волн в атмосфере Венеры» Всероссийские открытые Армандовские чтения, Муром, 28–30 мая 2019 г., с. 102-110 (2019)

Радиозатменные измерения интенсивности сигнала (λ=32 см) спутников Венера-15 и 16, проведенные в период с 16 по 31 окт. 1983 г., используются для анализа активности внутренних волн в северной полярной атмосфере Венеры. Наблюдения интенсивности радиоволн обеспечивают важную информацию о мелкомасштабной структуре атмосферы. Сравнение радиозатменных измерений и результатов стандартной волновой теории показывает, что мелкомасштабные флуктуации интенсивности принимаемого сигнала обусловлены спектром вертикально распространяющихся внутренних гравитационных волн. Вертикальная длина этих флуктуаций на высоте >61.5 км составляет ∼1 км. Разработанная модель для радиационного затухания флуктуаций интенсивности с высотой в атмосфере Венеры предполагает, что собственные частоты для идентифицированных внутренних атмосферных волн в исследуемых сеансах изменяются от 3.5·10–4 рад/с до 9.5·10–4 рад/с, а отношение горизонтальной и вертикальной длин волн заключено в интервале от 57 до 21.

Всероссийские открытые Армандовские чтения, Муром, 28–30 мая 2019 г., с. 102-110 (2019) | Рубрика: 18

Гударенко Л.Ф.

Гудкова Т.В.

Жарков В.Н., Гудкова Т.В. «О параметрах землеподобной модели Венеры» Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 53, № 1, с. 3-6 (2019)

Дан краткий обзор истории построения землеподобных моделей внутреннего строения Венеры. Проведен анализ имеющихся данных наблюдений. Предложено объяснение аномально большому значению отношения квадрупольного гравитационного момента J2 к малому параметру Венеры q. Это позволило получить оценки значений постоянной прецессии и главных значений моментов инерции землеподобной модели Венеры.

Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 53, № 1, с. 3-6 (2019) | Рубрика: 18

Гулгенов Ч.Ж.

Бадмаев Б.Б., Дембелова Т.С., Макарова Д.Н., Гулгенов Ч.Ж. «Ультразвуковой интерферометр на сдвиговых волнах в жидкостях» Известия вузов. Физика, 62, № 9, с. 151-156 (2019)

Описан разработанный ультразвуковой интерферометр на низкочастотных сдвиговых волнах в жидкостях. Решена задача взаимодействия пьезокварц–прослойка жидкости–накладка, из которой получены расчетные формулы для определения вязкоупругих параметров жидкости. На примере полимерной жидкости ПМС-100 получено экспериментальное подтверждение разработанной теории.

Известия вузов. Физика, 62, № 9, с. 151-156 (2019) | Рубрика: 04.14

Гумеров Р.И.

Бусарев В.В., Щербина М.П., Барабанов С.И., Ирсмамбетова Т.Р., Кохирова Г.И., Хамроев У.Х., Хамитов И.М., Бикмаев И.Ф., Гумеров Р.И., Иртуганов Э.Н., Мельников С.С. «Подтверждение сублимационной активности примитивных астероидов Главного пояса 779 Нины, 704 Интерамнии и 145 Адеоны и ее вероятные спектральные признаки у 51 Немаузы и 65 Цибелы» Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 53, № 4, с. 273-290 (2019)

Представлены результаты, подтверждающие сублимационную активность у перигелия примитивных астероидов Главного пояса 779 Нины, 704 Интерамнии и 145 Адеоны, обнаруженную впервые в сентябре 2012 г. (Busarev и др., 2015; Бусарев и др., 2016). Новые наблюдения Нины, Интерамнии и Адеоны (спектрофотометрия и/или UBVRI-фотометрия) проведены нами в 2016–2018 гг. при очередном прохождении этими астероидами перигелия. Кроме того, обнаружены вероятные спектральные признаки слабой сублимационной активности двух других примитивных астероидов Главного пояса – 51 Немаузы и 65 Цибелы. В статье обсуждаются условия возникновения периодического и/или продолжительного сублимационного процесса на астероидах Главного пояса с низкотемпературной минералогией, связанные с их формированием вблизи “снеговой линии” или за ее пределами. Рассматриваются также общие эволюционные процессы, которые могут поддерживать достаточно высокую концентрацию водяного льда вблизи поверхности рассматриваемых тел и, соответственно, – их длительную сублимационную активность, либо приводят к возобновлению угасшей активности.

Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 53, № 4, с. 273-290 (2019) | Рубрика: 18

Гусева Е.Н.

Гусева Е.Н. «Пространственно-генетические соотношения поясов борозд, рифтовых зон и лопастных равнин Венеры» Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 53, № 3, с. 163-173 (2019)

Проанализированы соотношения двух различных типов зон растяжения, сформированных на поверхности Венеры в разные периоды геологической истории: более древних поясов борозд и более молодых рифтовых зон. Рифтовые зоны менее распространены по площади на поверхности Венеры, чем пояса борозд. Они имеют систематически большую протяженность по сравнению с поясами борозд и характеризуются контрастным рельефом, с чередованием грабенов/горстов с амплитудой первые километры. Пояса борозд слабее выражены в рельефе, и их амплитуда составляет сотни метров. Трещиноватость рифтов более редкая, извилистая с систематически большими расстояниями между трещинами, чем у поясов борозд, характеризующихся плотной, прямолинейной или слабоизвилистой трещиноватостью. Рифтовые зоны, и пространственно связанные с ними лопастные равнины, характеризуют поздний вулканотектонический режим обновления поверхности. Анализ соотношений этих комплексов позволяет сделать вывод, что эндогенная активность в течение этого режима в областях совместного развития лопастных равнин и рифтовых зон чаще начиналась проявлением вулканизма с последующим рифтообразованием и в большинстве случаев рифтогенез был приурочен к завершающим этапам развития того или иного региона.

Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 53, № 3, с. 163-173 (2019) | Рубрика: 18

Гусева Е.Н., Иванов М.А. «Региональная геолого-морфологическая характеристика рифтовых областей Венеры» Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 53, № 4, с. 243-255 (2019)

Изучены топографические и морфометрические характеристики рифтовых зон и поясов грабенов на Венере. Рифтовые долины Венеры распространяются из вершин крупных сводово-купольных возвышенностей (сводов) областей Атла и Бета, а от их подножий в стороны протягиваются пояса грабенов, которые соединяют эти своды. В местах, где рифтовые долины пересекают своды, глубина рифтов коррелирует с высотами сводов, а морфометрические характеристики рифтовых долин контролируются высотой свода. В области Бета ширина северного рифта коррелирует с высотой родительского свода и отражает степень раскрытия рифта по мере увеличения свода, что, возможно, свидетельствует о продолжающемся рифтогенезе. В области Атла для юго-восточного рифта выявлен тренд уменьшения глубины рифта по мере увеличения его ширины, что, вероятно, связано с разветвлением рифтовой долины и разделением ее на отдельные более мелкие грабены. Отсутствие в поясах грабенов корреляций между шириной и глубиной структур позволяет предположить их морфологическую зрелость, когда увеличение ширины структуры не сопровождается увеличением ее видимой глубины. Вероятно, пояса грабенов и рифтовые долины представляют, соответственно, более раннюю и более позднюю фазы единого процесса рифтогенеза в течение вулканотектонического режима обновления поверхности Венеры. Характеристики рифтовых долин в области Бета могут указывать на продолжающийся процесс формирования зон растяжения в этом регионе.

Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 53, № 4, с. 243-255 (2019) | Рубрика: 18

Гущина Л.В.

Муравьев В.В., Гущина Л.В., Казанцев С. «Оценка накопленной поврежденности шеек осей колесных пар вагонов ультразвуковым методом с использованием рэлеевских и головных волн» Дефектоскопия, № 9, с. 14-23 (2019)

С целью исследования деструктуризации металла поверхностного слоя шейки оси вагонных колесных пар в результате длительной эксплуатации предложены методика и устройство для измерения скорости ультразвуковых рэлеевских и головных волн. Обнаружено различие времен прохождения поверхностных и головных волн вблизи торца и галтельного перехода в предподступичную часть шейки оси, свидетельствующее о наличии накопленной микродефектности в поверхностной области галтельного перехода шеек осей после длительной эксплуатации. Предложен критерий оценки накопленной поврежденности в зоне максимальной концентрации напряжений в поверхностном слое галтели шеек осей колесных пар вагонов.

Дефектоскопия, № 9, с. 14-23 (2019) | Рубрики: 06.13 14.04