17 Физика

Шамаев В.Г., Щуко Ю.Н. «Банк данных ВИНИТИ РАН. Проблемы и перспективы» Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы, № 8, с. 15-20 (2019)

Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы, № 8, с. 15-20 (2019) | Рубрики: 02 17

Зорич В.А. «Согласование ориентации удаленных приборов» Математическая физика и компьютерное моделирование (ранее Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 1: Математика. Физика), 22, № 2, с. 73-75 (2019)

Хорошо известно свойство прибора Штерна–Герлаха ориентировать вдоль вертикальной оси и разделять в два противоположно поляризованные пучка квантовые частицы спина 1/2. Мы показываем, как можно использовать этот эффект для согласования ориентации удаленных приборов. Мы обсуждаем здесь только математическую сторону дела, не затрагивая технические аспекты реализации, которые могут быть принципиальными.

Математическая физика и компьютерное моделирование (ранее Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 1: Математика. Физика), 22, № 2, с. 73-75 (2019) | Рубрика: 17

Mikhailova E.A., Mikhailova V.A. «Effect of vibrational transitions on the nonthermal charge transfer probability» Математическая физика и компьютерное моделирование (ранее Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 1: Математика. Физика), 22, № 2, с. 76-85 (2019)

In the framework of the stochastic approach, the effect of transitions between the vibrational sublevels of products on the ultrafast dynamics of “hot” (non-thermal) electron transfer in donor – acceptor complexes dissolved in a polar medium has been investigated. An analytical expression has been obtained for the probability of electron transfer, which takes into account the transition between the vibrational states of products and the mutual influence of sinks. Quantitative estimates of the scale of the mutual influence of sinks on the probability of electron transfer are made.

Математическая физика и компьютерное моделирование (ранее Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 1: Математика. Физика), 22, № 2, с. 76-85 (2019) | Рубрика: 17

Миланов Д.В. «О локальной нормируемости пространств кеплеровских орбит» Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 1: Математика. Механика. Астрономия, 6, № 3, с. 505-518 (2019)

Геометрические свойства пространств кеплеровских орбит представляют интерес для задач небесной механики, связанных с поиском групп небесных тел, орбиты которых близки между собой. К таким группам относятся семейства астероидов и метеорные потоки, изучение которых дает важные сведения об эволюции Солнечной системы, характеристиках объектов, составляющих семейство, и их родительских тел. Для задач поиска семейств родственных тел наиболее существенны локальные свойства функции расстояния между орбитами, поскольку орбиты членов семейства группируются в небольшой области пространства орбит. В рассматривается несколько метрик на множестве кеплеровских орбит H и его фактормножествах. Для каждой из этих метрик решается вопрос о том, существует ли нормированное пространство, локально изометричное метрическому пространству орбит. В двух из рассмотренных случаев ответ оказывается положительным: факторпространство H по отношению эквивалентности, пренебрегающему величиной аргумента перицентра орбиты, изометрично вкладывается в R4 . Вложение в R3 находится также для факторпространства по двум элементам: долготе восходящего узла и аргументу перицентра. В остальных случаях, как показано в статье, ответ отрицателен. Возможность изометричного вложения пространства орбит или его части в евклидово пространство полезна для приложений к упомянутым задачам небесной механики. С помощью такого отображения естественно определяется среднее семейства орбит: среднее арифметическое образов соответствует орбите с минимальным квадратичным отклонением расстояния от орбит членов семейства.

Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 1: Математика. Механика. Астрономия, 6, № 3, с. 505-518 (2019) | Рубрики: 17 18

Мохначева Ю.В., Цветкова В.А. «Россия в мировом массиве научных публикаций» Вестник Российской академии наук (РАН), 88, № 11, с. 820-830 (2018)

Приведены результаты исследования представленности российских публикаций в общемировом массиве публикаций по узким тематическим направлениям за весь постсоветский период на фоне рангового распределения в Web of Science Core Collection (WoS CC). Для поиска и последующего анализа использовался классификатор "Web of Science Categories". Из 252 предметных категорий WoS CC получены результаты по 132 научным направлениям, в которых доля российских публикаций в 2010–2017 гг. составляла не менее 0,4% от общемировых потоков по соответствующим дисциплинам. В результате было обнаружено постепенное восстановление Россией утраченных после 1993–2000 гг. позиций в общемировом рейтинге стран по количеству публикаций в WoS CC. В настоящее время позитивные изменения наблюдаются как для всего массива российских публикаций, так и с дифференциацией по узким научным тематикам. Выявлено, что наивысшие ранговые позиции у России были в 1993–1999 гг., а наибольший спад, когда доля российских публикаций опустилась до минимальных значений, пришёлся на 2011–2014 гг. Приведены данные о научных направлениях, по которым России удалось удержаться в десятке стран-лидеров на протяжении всего постсоветского периода по доле публикаций в общемировом массиве. Этот перечень немного расширился с 2010 по 2017 г. и на сегодня включает 39 направлений, по которым Россия входит в Топ-10 стран, а по восьми областям знания - в пятёрку государств-лидеров.

Вестник Российской академии наук (РАН), 88, № 11, с. 820-830 (2018) | Рубрика: 17

Белов А.А., Калиткин Н.Н., Топор О.И., Федоров И.А. «Скорости реакций, существенных для термоядерных мишеней» Математическое моделирование, 31, № 9, с. 39-53 (2019)

Для расчета задач управляемого термоядерного синтеза традиционно используют четыре ядерные реакции. В работе проведено сравнение сечений большого числа термоядерных реакций между легчайшими элементами. Показано, что помимо традиционных четырех реакций ощутимый вклад может внести реакция T+T→2n+4He. При низких температурах существенный вклад вносят реакции D+p→γ+3He и T+p→γ+4He, остальными реакциями, по-видимому, можно пренебречь. Для указанных реакций проведена более тщательная обработка экспериментальных данных и построены аппроксимации высокой точности. У новых реакций точность нахождения S-фактора составила 2–6%, а точность скорости реакции – 3–5%.

Математическое моделирование, 31, № 9, с. 39-53 (2019) | Рубрика: 17

Горбатенко М.В. «Конформная геометродинамика: поверхность разрыва вместо коллапса» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 4, с. 3-12 (2017)

Построено регулярное центрально-симметричное статическое решение уравнений конформной геометродинамики. Регулярность достигнута за счет введения поверхности разрыва, по обе стороны от которой решение принадлежит к категории точных общих решений, но с различными константами интегрирования. Необходимость введения поверхности разрыва диктуется требованием минимальности действия. Более того, это требование приводит к условию на нахождение радиуса поверхности разрыва. Это же требование ограничивает минимальный радиус поверхности разрыва.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 4, с. 3-12 (2017) | Рубрики: 17 18

Горбатенко М.В., Незнамов В.П. «Условия квантово-механической эквивалентности статических и стационарных метрик центрально-симметричных гравитационных полей» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 31-62 (2018)

Проведен анализ квантово-механической эквивалентности метрик центрально-симметричного незаряженного гравитационного поля. Рассмотрены статические метрики Шварцшильда в сферических и изотропных координатах, стационарные метрики Эддингтона–Финкельштейна и Пенлеви–Гуллстранда, нестационарные метрики Леметра–Финкельштейна и Крускала–Шекереса. Анализу подвергались области определения волновых функций уравнения Дирака и уравнения второго порядка, эрмитовость гамильтонианов, возможность существования вырожденных стационарных связанных состояний частиц со спином с нулевой энергией. При использовании вещественных радиальных функций уравнения Дирака и уравнения второго порядка в поле Шварцшильда область определения волновых функций ограничивается значениями где – радиус горизонта событий. Соответствующее ограничение существует также в других координатах для всех рассмотренных метрик. Гамильтонианы для статических метрик Шварцшильда в сферических и изотропных координатах, а также для стационарных метрик Эддингтона–Финкельштейна и Пенлеви–Гуллстранда являются эрмитовыми. Для этих метрик возможен переход к самосопряженным уравнениям второго порядка со спинорными волновыми функциями. В отличие от уравнения Дирака эти уравнения допускают существование вырожденных стационарных связанных состояний фермионов с нулевой энергией. Нормируемые собственные функции этих состояний обращаются в нуль на горизонтах событий. Гамильтонианы для нестационарных метрик Леметра–Финкельштейна и Крускала явно зависят от временных координат, и в координатах этих метрик отсутствует возможность определения стационарных связанных состояний частиц со спином 1/2.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 31-62 (2018) | Рубрики: 17 18

Власов К.О., Незнамов В.П., Сафронов И.И., Шемарулин В.Е. «Коллапсары Керра–Ньюмена с фермионами в стационарных связанных состояниях» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 2, с. 18-35 (2018)

При использовании для фермионов квантово-механического уравнения второго порядка с эффективным потенциалом поля Керра–Ньюмена (KN) получены результаты, качественно отличающиеся от результатов, получаемых при использовании уравнения Дирака. При наличии двух горизонтов событий доказано существование вырожденных стационарных связанных состояний заряженных и незаряженных фермионов с квадратично-интегрируемыми волновыми функциями, обращающимися в нуль на горизонтах событий. Фермионы в таких состояниях локализованы вблизи горизонтов событий с максимумами плотностей вероятности, отстоящими от горизонтов событий на доли комптоновской длины волны фермионов в зависимости от констант связи, углового и орбитального моментов и азимутального квантового числа В случае экстремальных полей KN показано отсутствие стационарных связанных состояний фермионов для любых значений констант связи. Для заряженных и незаряженных фермионов в поле голой сингулярности KN при определенных значениях физических параметров показано существование дискретных энергетических спектров. В квантовой механике с уравнением второго порядка из-за регулярного поведения эффективных потенциалов поля KN в окрестности начала координат голая сингулярность KN не несет угрозы космической цензуре.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 2, с. 18-35 (2018) | Рубрики: 17 18

Горбатенко М.В., Дьяков С.С., Ломайкин А.И. «О выборе высоты подрыва ядерного заряда над поверхностью астероида» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 4, с. 9-21 (2018)

Рассматривается вопрос: на каком расстоянии от поверхности астероида следует производить ЯВ, чтобы полный механический импульс, возникающий при указанном воздействии, приводил к максимально возможному изменению скорости астероида. Рассмотрение ведется с использованием двух основных приближений. Во-первых, используется модель испарительного импульса. Во-вторых, реальный спектр рентгеновского излучения ЯВ заменяется монолинией с некоторой эффективной энергией фотонов. Получена формула для оценки максимально возможного полного механического импульса, который астероид может получить при ЯВ. На примере астероида шарообразной формы приводится алгоритм учета геометрической формы астероида. Во всех случаях существует оптимальная высота подрыва, которая зависит от многих конкретных условий. Приводятся количественные оценки для каменных и железных астероидов при ЯВ с энергией взрыва 150 кт и 1,5 Мт.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 4, с. 9-21 (2018) | Рубрики: 17 18

Синькова О.Г., Стаценко В.П., Янилкин Ю.В. «Численное исследование влияния начального спектра возмущений на развитие гравитационного турбулентного перемешивания» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 4, с. 33-46 (2018)

Описаны постановка и результаты расчетов по методике ЭГАК развития зоны турбулентного перемешивания в гравитационном перемешивании при вариации начальных возмущений в расчетах. Зона развивается на плоской в начальный момент времени контактной границе. Исследование проводилось с помощью прямого 3D и 2D численного моделирования. Проводится сравнение результатов 2D и 3D расчетов между собой.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 4, с. 33-46 (2018) | Рубрики: 17 18

Горбатенко М.В., Незнамов В.П. «I. Доказательство отсутствия классических черных дыр» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 3-19 (2019)

Введена квантово-механическая гипотеза космической цензуры. Рассмотрено взаимодействие скалярных частиц, фотонов и фермионов с гравитационными и электромагнитными полями Шварцшильда, Райсснера–Нордстрёма, Керра и Керра–Ньюмена. Анализу подвергалось поведение эффективных потенциалов в уравнениях второго порядка типа Шредингера. Установлено, что квантовая теория запрещает существование в Природе классических черных дыр с горизонтами событий. Альтернативой могут являться составные системы: коллапсары с фермионами, находящимися в стационарных связанных состояниях.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 3-19 (2019) | Рубрики: 17 18

Шаненко А.К., Соколов С.С., Мотлохов В.Н., Самодолов А.В., Тимарева В.И., Каякин А.А., Гударенко Л.Ф., Гордеев Д.Г. «Оценка эффективности воздействия заглубленного ядерного взрыва на опасные космические тела» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 20-28 (2019)

Исследована эффективность воздействия заглубленного ядерного взрыва на малое космическое тело. Проведен анализ сопутствующих физических процессов. Оценено значение механического импульса, передаваемого космическому телу. Рассматривались взрывы энерговыделением 3,5 и 6 Мт ТЭ. Проводимые исследования позволяют изучить динамику разрушений, возникающих в космическом теле, угрожающем нашей планете. В отличие от высотного ядерного взрыва, заглубленный взрыв оказывает более сильное воздействие, что может привести не только к изменению природной траектории астероида, но и к его разрушению. При выборе вариантов защиты Земли от космических тел может возникнуть ситуация, когда такое воздействие будет наиболее предпочтительным. Цель работы – оценка эффективности заглубленного ядерного взрыва по противодействию опасным космическим телам и подготовка данных для создания в будущем полномасштабной системы защиты Земли.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 20-28 (2019) | Рубрики: 17 18

Жмайло В.А., Кочеткова О.Е., Анисина И.М. «Расчет сильного взрыва в разреженной атмосфере в трехпотоковом приближении» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 29-50 (2019)

Излагается «многопотоковый» подход к расчету течений, вызванных сильным взрывом в разреженной атмосфере. Приводятся примеры и анализ результатов расчетов как для однородной, так и неоднородной (экспоненциальной) атмосферы для чисел Кнудсена 0.1, 1.0 и 10.0.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 29-50 (2019) | Рубрики: 17 18

Горбатенко М.В., Седов С.Ю. «Сравнение конформных теорий гравитации по аналогам решений Райсснера–Нордстрёма» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 51-59 (2019)

Для одного из вариантов конформно-инвариантных теорий гравитации (конформной геометродинамики) получено точное решение для тела, обладающего массой и электрическим зарядом. Решение является аналогом решения Райсснера–Нордстрёма в общей теории относительности. Ранее аналог такого решения был получен Маннгеймом и Казанасом для другого варианта конформно-инвариантной теории гравитации – конформной теории гравитации Вейля. Решения-аналоги не совпадают. Обсуждаются вопросы соответствия решений-аналогов. Делается вывод о том, что с электродинамическими уравнениями согласуется только решение-аналог, получаемое из уравнений конформной геометродинамики.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 51-59 (2019) | Рубрики: 17 18

Скобелин А.А., Баушев С.В. «Метод и алгоритм определения погрешности прогнозирования расхождения шкал времени» Известия высших учебных заведений. Приборостроение, 62, № 4, с. 301-311 (2019)

Представлен методический аппарат, который может быть использован для вы- явления зависимости погрешности прогнозирования расхождения шкал времени распределенных в пространстве часов от факторов, влияющих на процессы измерения расхождения шкал времени и формирования этих шкал. Предлагаемый подход учитывает влияние на погрешность прогнозирования расхождения: погрешности сравнения шкал времени удаленных часов и нестационарных свойств процесса формирования шкал времени за счет характеристик задающего генератора. Подход позволяет обобщить результат расчета погрешности прогнозирования применительно к широкому классу задающих генераторов. Предложена математическая модель формирования отсчетов исследуемого генератора, с помощью вычислительного эксперимента и сравнения с результатами измерения реального генератора показана ее адекватность. Описаны метод и алгоритм определения погрешности прогнозирования расхождения шкал времени, приведены результаты решения контрольной задачи расчета погрешности прогнозирования.

Известия высших учебных заведений. Приборостроение, 62, № 4, с. 301-311 (2019) | Рубрики: 17 18

Суржиков С.Т. «Анализ экспериментальных данных по конвективному нагреву модели марсианского спускаемого аппарата с использованием алгебраических моделей турбулентности» Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 6, с. 129-140 (2019)

Выполнено расчетное исследование экспериментальных данных по конвективному нагреву лобовой поверхности модели спускаемого аппарата Mars Science Laboratory (MSL) при ее пространственном обтекании в широком диапазоне изменения чисел Рейнольдса. Показано, что использование алгебраических моделей турбулентности Болдуина–Ломакса и модели смешения Прандтля совместно с усредненными по Рейнольдсу уравнениями Навье–Стокса позволяет получить удовлетворительное согласие с экспериментальными и расчетными данными других авторов.

Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 6, с. 129-140 (2019) | Рубрики: 17 18

Гвоздев А.А., Осокина Е.В. «Процессы нейтринного рождения плазмы гипер-аккреционным сильно замагниченным диском керровской черной дыры» Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Естественные и технические науки, № 1, с. 27-40 (2015)

В условиях гипер-аккреционного сильно замагниченного диска керровской черной дыры исследованы процессы рождения электрон-позитронной плазмы в окрестности диска. Такой электрон-позитронный джет рассматривается в настоящее время, как один из возможных источников космологического гамма-всплеска. При вычислении эффективности производства энергии-импульса в e+e-парах параметры среды и нейтринного излучения определялись из работы [14], распределение магнитного поля задавалось независимо, из качественных соображений. Полученные результаты сравниваются с соответствующими результатами работы [15]. Показано, что в случае ω2>>m2 корректно использовать выражение для сечения аннигиляции реакции + без учета магнитного поля (в вакууме). Показано также, что эффективность производства e+e-плазмы в реакции сильно зависит не только от параметров диска, но и от распределения магнитного поля в нем. Таким образом, для окончательной оценки эффективности производства плазмы в данной реакции необходимо задать распределение сильного магнитного поля в нейтриноизлучающей части диска.

Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Естественные и технические науки, № 1, с. 27-40 (2015) | Рубрики: 17 18

Khalatnikov I.M., Kamenshchik A.Yu., Starobinsky A.A. «Quasi-isotropic expansion for a two-fluid cosmological model containing radiation and string gas» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 156, № 4, с. 581-584 (2019)

Extended Abstract. The full text of this paper is published in the English version of JETP.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 156, № 4, с. 581-584 (2019) | Рубрики: 17 18

Новиков И.Д., Новиков Д.И. «Коллапс кротовой норы и превращение ее в черные дыры» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 156, № 4, с. 585-593 (2019)

На основе идей И.М. Халатникова рассматриваются физические процессы, возникающие при коллапсе кротовых нор разных типов. Подчеркивается, что физические процессы в ходе коллапса и их исход существенно зависят от типа кротовой норы. Детально рассматривается, как при коллапсе кротовых нор возникают черные дыры.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 156, № 4, с. 585-593 (2019) | Рубрики: 17 18

Вергелес С.Н., Николаев Н.Н. «Гравитационные эффекты в электростатических накопителях и поиск электрических дипольных моментов заряженных частиц» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 156, № 4, с. 638-650 (2019)

Изучаются вызванные искривленным пространством-временем в поле вращающейся Земли ложные сигналы в опытах по поиску электрического дипольного момента заряженных частиц по вращению спина в чисто электростатических накопителях. Основное внимание уделено эффектам суточного вращения Земли. Обнаружено, что вращение плоскости электростатического накопителя вместе с Землей приводит к отличному от нуля магнитному полю. Локально по кольцу накопителя линейная по суточному вращению Земли частота прецессии спина существенно выше искомой частоты сигнала прецессии за счет электрических дипольных моментов. Показано, что для частицы на идеальной орбите знакопеременность вклада вращения Земли вдоль кольца накопителя приводит к исчезновению интегрального ложного вращения спина. Квадратичный по вращению Земли фоновый сигнал конечен, но численно мал.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 156, № 4, с. 638-650 (2019) | Рубрики: 17 18

Волкова В.Е., Миронов С.А., Рубаков В.А. «Космологические решения с отскоком и генезисом в теории Хорндески и ее расширении» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 156, № 4, с. 651-666 (2019)

Представлен краткий обзор результатов недавних исследований космологических сценариев без начальной сингулярности, типа отскока и генезиса, и их устойчивости в подклассе скалярно-тензорных теорий гравитации со старшими производными – в расширенных теориях Хорндески. Обсуждаются общие результаты анализа устойчивости несингулярных решений в расширенных теориях Хорндески, включая такие аспекты, как причина отсутствия теоремы запрета, справедливой для обычных (не расширенных) теорий Хорндески, сингулярный характер дисформного преобразования от расширенных к обычным теориям Хорндески, допустимость сингулярностей в коэффициентах квадратичного действия для возмущений в унитарной калибровке (γ-кроссинг). Рассмотрены конкретные примеры моделей ранней Вселенной с космологическим отскоком или эпохой генезиса, в которых среди линеаризованных возмущений над однородным изотропным фоном не возникает духов и градиентных неустойчивостей на протяжении всей эволюции.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 156, № 4, с. 651-666 (2019) | Рубрики: 17 18

Хайнеман Б., Нир Й. «Программа изучения бозона Хиггса и открытые вопросы в физике частиц и космологии» Успехи физических наук, 189, № 9, с. 985-996 (2019)

Программа изучения бозона Хиггса непосредственно связана со многими нерешёнными фундаментальными вопросами в физике частиц и космологии. Поэтому при обсуждении проектов будущих коллайдерных экспериментов одним из методов сравнения является оценка их потенциала для достижения прогресса в нахождении ответов на эти вопросы. В деталях обсуждаются перспективы различных предложенных экспериментов как в поисках синглетных скалярных частиц, которые могут быть связаны с несколькими открытыми вопросами, так и в измерении распадов бозона Хиггса на пары фермионов, что имеет непосредственное отношение к загадкам во флейворной физике. Приводится также перечень наиболее важных наблюдаемых в хиггсовском секторе, которые связаны другими открытыми вопросами.

Успехи физических наук, 189, № 9, с. 985-996 (2019) | Рубрики: 17 18

Веденяпин В.В., Фимин Н.Н., Чечеткин В.М. «К вопросу о выводе уравнения Власова–Максвелла–Эйнштейна и его связь c космологическим лямбда-членом» Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Физика–Математика, № 2, с. 24-48 (2019)

Из классического действия Лоренца–Гильберт–Эйнштейна выводятся кинетические уравнения Власова–Максвелла–Эйнштейна для частиц в гравитационном и электромагнитном полях. Предложена методика синхронизации собственных времён различных частиц. На основе полученных выражений для действий (в том числе в постньютоновском приближении) анализируется связь космологического лямбда-члена и тёмной энергии. DOI 10.18384-2310-7251-2019-2-24-48

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Физика–Математика, № 2, с. 24-48 (2019) | Рубрики: 17 18

Герасимова О.В., Размыслов Ю.П. «О важности притяжения (о реинкарнации третьего закона Кеплера)» Вестник Московского университета. Серия 1: Математика. Механика, № 4, с. 15-27 (2019)

Около четырех веков назад Роберт Гук, рассматривая проекции плоских сечений конуса (вдоль оси вращения на плоскость х,у), выписал одно из фундаментальнейших дифференциальных уравнений, которое в дальнейшем легло в основу закона всемирного тяготения и объяснения движения заряженной частицы в классическом стационарном кулоновом поле. В работе предлагаются и изучаются дифференциально-алгебраические модели, возникающие в результате замены конуса на произвольную поверхность второго порядка при (названной нами стандартной) кеплеровой параметризации семейства квадратичных кривых.

Вестник Московского университета. Серия 1: Математика. Механика, № 4, с. 15-27 (2019) | Рубрики: 17 18

Черкас С.Л., Калашников В.Л. «К теории гравитации с произвольным уровнем отсчета плотности энергии» Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия физико-математических наук (Весцi НАН Беларусi. Сер. фiз.-мат. навук), 55, № 1, с. 83-96 (2019)

Предложена пятивекторная теория гравитации, в которой уровень отсчета плотности энергии может быть выбран произвольно. Теория сформулирована, как система со связями, в которой множители Лагранжа принадлежат некоторому ограниченному классу векторных полей, в отличие от общей теории относительности, где множители Лагранжа могут быть заданы произвольно. Следствием теории является утверждение, что основная часть вакуумной плотности энергии не влияет на расширение вселенной, в то время как оставшаяся часть приводит к закону расширения, близкому к линейному, как у вселенной Милна.

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия физико-математических наук (Весцi НАН Беларусi. Сер. фiз.-мат. навук), 55, № 1, с. 83-96 (2019) | Рубрики: 17 18

«К 100-летию Исаака Марковича Халатникова» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 156, № 4, с. 579-580 (2019)

19 октября 2019 года исполняется 100 лет выдающемуся физику-теоретику Исааку Марковичу Халатникову. Он начинал свою научную деятельность как один из ближайших сотрудников Льва Давидовича Ландау. И.М. Халатников – автор около 300 фундаментальных работ (многие из которых были опубликованы в ЖЭТФ, чем мы по праву гордимся) и книг по физике низких температур, квантовой электродинамике, теории гравитации и космологии. Его работы по вычислительным методам внесли существенный вклад в успех советских послевоенных оборонных программ. Большинство работ И.М. Халатникова по праву вошли в золотой фонд научных достижений XX и XXI веков. Впечатляющий список публикаций Халатникова, с которым можно ознакомиться на сайте http://www.itp.ac.ru/ru/persons/khalatnikov-isaak-markovich/, начинается в 40-х годах прошлого века и продолжается до настоящего времени. Одна из недавних его работ опубликована в этом выпуске ЖЭТФ. Сюжеты других статей, вошедших в юбилейный выпуск, отражают широту научных интересов И.М. Халатникова. Многие из этих статей представлены сотрудниками Института теоретической физики им. Л.Д. Ландау, созданного и в течение многих лет руководимого И.М. Халатниковым. Именно он, как никто, мог оценить научный потенциал каждого ученого и собрал в Черноголовке блестящее созвездие физиков-теоретиков и математиков, которые внесли и вносят значимыйвклад в мировую науку. Благодаря неустанным усилиям И.М. Халатникова сотрудничество с зарубежными коллегами стало успешно развиваться с момента основания Института. Мы благодарим всех авторов статей, вошедших в этот выпуск журнала, и вместе с ними поздравляем Исаака Марковича со столетним юбилеем и желаем ему крепкого здоровья и дальнейших свершений.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 156, № 4, с. 579-580 (2019) | Рубрики: 03 17