Астрон. ж. 2019. 96, № 7

Липунов В.М., Кузнецов А.С., Горбовской Е.С., Корнилов В.Г., Тюрина Н.В., Владимиров В.В., Крушинский В.В., Заложных И.С., Власенко Д.М., Зимнухов Д.С., Балануца П.В., Габович А., Шакура Н.И., Джованелли Ф., Титарчук Л.Г., Бакли Х., Гресс О., Буднев Н., Реболо Р., Сьерра-Рикарт М., Тлатов А.Г., Сеник В.А., Юрков В.В., Ершова О., Гриншпун В.Г., Ишмухаметова Ю.В. «V404 Cyg/GS 2023+338: мониторинг в оптическом диапазоне на телескопах-роботах глобальной сети мастер во время супервспышки 2015 г .» Астрономический журнал, 96, № 7, с. 531-546 (2019)

Представлены 2070 уникальных однородных фотометрических и поляризационных данных наблюдений микроквазара в двойной системе с черной дырой V404 Cyg/GS2023+338, полученные в 2015 г. Глобальной сетью телескопов-роботов МАСТЕР (16 роботизированных телескопов, расположенных в 8 точках земного шара в России, Испании, ЮАР, Аргентине). МАСТЕР был первым телескопом, который навелся и начал оптические наблюдения микроквазара после его вспышки в гамма-диапазоне в 2015. Наблюдения проводились с 18h34m09s UT 15 июня 2015 г. до декабря 2015 г. в четырех поляризациях и в четырех стандартных фильтрах BVRI. В настоящей работе мы представляем результаты этих наблюдений и проводим сравнительный анализ оптических и рентгеновских данных. Наши наблюдения подтверждают обнаруженные ранее сверхдлинные задержки оптического излучения по отношению к вспышкам в рентгеновском диапазоне. Мы обсуждаем механизмы, вызывающие запаздывание вариаций оптического излучения относительно вариаций рентгеновского излучения. Мы подтверждаем обнаруженную и опубликованную нами ранее переменную поляризацию оптического излучения и сообщаем еще об одном аналогичном эпизоде.

Астрономический журнал, 96, № 7, с. 531-546 (2019) | Рубрика: 18

Жилкин А.Г., Бисикало Д.В. «О возможных типах магнитосфер горячих юпитеров» Астрономический журнал, 96, № 7, с. 547-562 (2019)

Показано, что орбиты экзопланет, относящихся к типу “горячих юпитеров”, как правило, располагаются близко к альфвеновской точке звездного ветра родительской звезды. При этом многие горячие юпитеры могут оказываться в субальфвеновской зоне, в которой магнитное давление звездного ветра превышает его динамическое давление. Поэтому в процессе обтекания звездным ветром атмосферы горячего юпитера магнитное поле ветра должно играть чрезвычайно важную роль. Этот фактор необходимо учитывать как при построении теоретических моделей, так и при интерпретации наблюдательных данных. Анализ показывает, что многие типичные горячие юпитеры должны иметь безударные наведенные (индуцированные) магнитосферы, аналогов которых в Солнечной системе, по-видимому, нет. Такие магнитосферы характеризуются прежде всего тем, что в них отсутствует головная ударная волна, а магнитный барьер (ионопауза) формируется наведенными токами в верхних слоях ионосферы. Мы подтвердили этот вывод с помощью трехмерного численного моделирования процесса обтекания горячего юпитера HD 209458b звездным ветром от родительской звезды с учетом как собственного магнитного поля планеты, так и магнитного поля ветра.

Астрономический журнал, 96, № 7, с. 547-562 (2019) | Рубрика: 18

Колом П., Ашимбаева Н.Т., Лехт Е.Е., Пащенко М.И., Рудницкий Г.М., Толмачев А.М. «Эволюция мазерного излучения в области активного звездообразования G43.8–0.1. i. мазерное излучение OH на волне 18 см» Астрономический журнал, 96, № 7, с. 563-569 (2019)

Представлены результаты наблюдений мазерного излучения гидроксила в области звездообразования G43.8–0.1. Показано, что несмотря на сильную переменность плотности потока в главных линиях 1665 и 1667 МГц, лучевые скорости спектральных деталей менялись незначительно. Проведено отождествление основных деталей с мазерными пятнами на картах, опубликованных для эпох 1993 и 2001 гг. Сделано предположение, что области мазерного излучения могут иметь конфигурации, например, в виде вытянутых неоднородных структур с малым градиентом лучевой скорости (аналог структуры мазера водяного пара в виде волокон, но большего масштаба). Для двух зеемановских пар определено значение продольного магнитного поля, которое практически сохранялось как минимум 17 лет.

Астрономический журнал, 96, № 7, с. 563-569 (2019) | Рубрика: 18

Хрузина Т.С., Волошина И.Б., Цянь Ш., Вольф М., Метлов В.Г. «Определение параметров затменной долгопериодической карликовой новой EX Dra из фотометрических наблюдений в разных состояниях активности системы» Астрономический журнал, 96, № 7, с. 570-593 (2019)

Представлены результаты долговременных фотометрических наблюдений катаклизмической переменной EX Dra, полученных в период с 2014 по 2016 г. на Крымской станции ГАИШ МГУ (24 ночи, свыше 10 500 измерений). Наблюдения были выполнены при помощи ПЗС фотометра на 50 и 60-см телескопах в видимой и красной областях спектра в спокойном и активном состояниях. Для полноты анализа были привлечены фотометрические наблюдения, проведенные на обсерватории Ондржейов в 2010 г. в фильтрах фильтрах V и R системы Джонсона. По новым многочисленным наблюдениям EX Dra определен орбитальный период системы, хорошо согласующийся с полученными ранее значениями. В рамках комбинированной модели, учитывающей потоки излучения от газовой струи и от горячего пятна на боковой поверхности аккреционного диска, определены параметры компонентов системы (белого и красного карликов, аккреционного диска с горячим пятном и газовой струи) и рассмотрены их изменения при переходе от одной стадии активности к другой. Для успешной аппроксимации шести кривых блеска, у которых согласие наблюдательных и теоретических кривых оказалось неудовлетворительным, был использован вариант комбинированной модели, учитывающий присутствие темных пятен на поверхности вторичного компонента. Это позволило на качественном уровне удовлетворительно воспроизвести вторичные минимумы на кривых блеска, в которых наблюдался сдвиг этого минимума от фазы 0.5. Определены параметры темных пятен на красном карлике. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что вспышки в системе EX Dra связаны с нестационарным характером истечения вещества из вторичного компонента.

Астрономический журнал, 96, № 7, с. 570-593 (2019) | Рубрика: 18

Саванов И.С., Дмитриенко Е.С. «Активность пяти молодых карликов с планетными системами» Астрономический журнал, 96, № 7, с. 594-606 (2019)

Проведено исследование активности молодых звезд, обладающих планетными системами: К2-231, EPIC 219 388 192, К2-136, Kepler-66 и Kepler-67. Возраст этих объектов установлен по их принадлежности к скоплениям. В числе изученных – К2-136, вторая планетная система, обнаруженная в скоплении Гиады. На момент открытия это первая мультипланетная система в молодых скоплениях. Система обладает тремя планетами, одна из которых, наименьшая по размеру и имеющая наименьший период, принадлежит к числу планет земного типа. Была прослежена непрерывная эволюция активных областей на поверхности К2-231, EPIC 219 388 192, К2-136, Kepler-66 и Kepler-67 в течение 70 сут. Представлены заключения о характере изменений блеска изучаемых звезд, найдены или уточнены периоды их вращения. Периоды вращения объектов лежат в интервале 9–15 сут. Для Kepler-66 и Kepler-67 получены оценки параметра дифференциального вращения ΔΩ, которые составили 0.04–0.05 и 0.04 рад/сут соответственно. Построены карты температурных неоднородностей на поверхности пяти изученных звезд и сделано заключение о характере эволюции изменений положений активных областей. Определены величины параметра S – площади запятненной поверхности звезд, которая для наших объектов находится в пределах 0.7–4.5 поверхности. Было изучено положение объектов на диаграммах S–возраст, S–период вращения и S–числа Россби, сделан вывод об их соответствии общему характеру зависимостей, установленных нами ранее для 1570 М-карликов.

Астрономический журнал, 96, № 7, с. 594-606 (2019) | Рубрика: 18

Машнич Г.П., Киселев А.В. «Спектральные наблюдения эрупции волокна» Астрономический журнал, 96, № 7, с. 607-616 (2019)

Представлены результаты исследования движений в волокне во время медленного подъема и эрупции по спектральным наблюдениям, полученным в Саянской Солнечной Обсерватории, использованы SDO/HMI данные о продольном магнитном поле, а также EUV изображения SDO/АIA. Короткопериодичные вертикальные колебания (∼5 мин) волокна как целого обнаружены на фазе его подъема. Ускорение подъема волокна сопровождалось разрывом ортогональной петли над волокном, которая до события длительное время наблюдалась по EUV изображениям в канале 193 A инструмента SDO/АIA. За 2 ч до частичной эрупции волокна по данным SDO/HMI в основаниях петли было зарегистрировано увеличение магнитного потока на 2·1019 максвелл. Из точки разрыва петли эмиссии распространялись к востоку и западу в направлении нейтральной линии, на границах волоконного канала наблюдались поярчания. Эмиссионные петли были видны во всех каналах инструмента SDO/АIA, что свидетельствует о сильном нагреве плазмы волокна. Во время быстрой фазы эрупции волокно двигалось с ускорением ∼21 м/с2. В период эрупции по Hα изображениям наблюдалось расщепление волокна на фрагменты, параллельные его оси. Наши результаты исследования эрупции волокна согласуются с известными в литературе результатами и дополнены новыми наблюдательными фактами. Перед фазой подъема обнаружены вертикальные колебания (∼5 мин) волокна как целого. В период подъема наблюдалось взаимодействие волокна с лежащей выше корональной петлей.

Астрономический журнал, 96, № 7, с. 607-616 (2019) | Рубрика: 18