Вестник Российской академии наук (РАН). 2018. 88, № 11

Шустов Б.М. «О роли науки в изучении и парировании космических угроз» Вестник Российской академии наук (РАН), 88, № 11, с. 777-799 (2018)

Во второй половине ХХ и начале XXI столетия человечество столкнулось с серьёзными проявлениями космических опасностей, из них самой актуальной является проблема космического мусора. Специалисты, занимающиеся космической деятельностью, ежедневно имеют с ней дело и осознают её в полной мере. Всё возрастающее внимание привлекает также фактор непредсказуемого поведения нашей главной звезды – Солнца, так называемая космическая погода. По масштабам последствий наиболее катастрофической считается астероидно-кометная опасность. Реальных проявлений биологической опасности пока не наблюдалось, хотя с развитием космической деятельности она приобретает всё большее значение. ВременнJ1ая шкала астрофизических опасностей – многие миллионы лет, поэтому с практической точки зрения она не представляет интереса. В статье кратко описаны основные виды космических опасностей. Анализируется опыт организации исследований и работ в этой области в мире и в России. Сравнительный анализ приводит к однозначному выводу о необходимости осуществления национальной программы изучения космических опасностей и парирования космических угроз. В основу статьи положен доклад, с которым автор выступил на заседании президиума РАН 15 янв. 2019 г.

Вестник Российской академии наук (РАН), 88, № 11, с. 777-799 (2018) | Рубрика: 18

Мохначева Ю.В., Цветкова В.А. «Россия в мировом массиве научных публикаций» Вестник Российской академии наук (РАН), 88, № 11, с. 820-830 (2018)

Приведены результаты исследования представленности российских публикаций в общемировом массиве публикаций по узким тематическим направлениям за весь постсоветский период на фоне рангового распределения в Web of Science Core Collection (WoS CC). Для поиска и последующего анализа использовался классификатор "Web of Science Categories". Из 252 предметных категорий WoS CC получены результаты по 132 научным направлениям, в которых доля российских публикаций в 2010–2017 гг. составляла не менее 0,4% от общемировых потоков по соответствующим дисциплинам. В результате было обнаружено постепенное восстановление Россией утраченных после 1993–2000 гг. позиций в общемировом рейтинге стран по количеству публикаций в WoS CC. В настоящее время позитивные изменения наблюдаются как для всего массива российских публикаций, так и с дифференциацией по узким научным тематикам. Выявлено, что наивысшие ранговые позиции у России были в 1993–1999 гг., а наибольший спад, когда доля российских публикаций опустилась до минимальных значений, пришёлся на 2011–2014 гг. Приведены данные о научных направлениях, по которым России удалось удержаться в десятке стран-лидеров на протяжении всего постсоветского периода по доле публикаций в общемировом массиве. Этот перечень немного расширился с 2010 по 2017 г. и на сегодня включает 39 направлений, по которым Россия входит в Топ-10 стран, а по восьми областям знания - в пятёрку государств-лидеров.

Вестник Российской академии наук (РАН), 88, № 11, с. 820-830 (2018) | Рубрика: 17

Жаров В.Е. «И.И. Смульский. Новая астрономическая теория ледниковых периодов [ Riga: Lap Lambert Academic Publishing, 2018. 132 С.]» Вестник Российской академии наук (РАН), 88, № 11, с. 878-879 (2018)

В представляемой книге рассматривается новый подход в астрономической теории изменения климата, который заключается в решении задач орбитального и вращательного движений Земли с помощью численного метода. Автором монографии исследована эволюция земной оси и получены периоды её колебаний, совпадающие с наблюдаемыми. Расчёты на 100 тыс. лет показали значительное колебание земной оси, которое приводит к колебаниям инсоляции и, как следствие, к изменению палеоклимата.

Вестник Российской академии наук (РАН), 88, № 11, с. 878-879 (2018) | Рубрика: 18