Письма в Астрон. ж. 2019. 45, № 5

Пахомов Ю.В., Машонкина Л.И., Ситнова Т.М., Яблонка П. «Вклад сверхновых типа Ia в химическое обогащение карликовой галактики ультранизкой светимости BOOTES I» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 5, с. 303-319 (2019)

Для трех звезд в галактике ультранизкой светимости (UFD) Bootes I определены параметры атмосфер, выполнена новая редукция спектров высокого разрешения из архива телескопа Subaru и определено содержание восьми химических элементов без использования предположения ЛТР. В результате среди галактик своего класса Bootes I имеет сейчас самую большую выборку звезд (11) с однородной системой параметров атмосфер и химического состава, и это делает ее наиболее перспективной для изучения химической эволюции галактик UFD. Показано, что в диапазоне –3≲[Fe/H]≲–2 для каждого из трех элементов -процесса – магния, кальция и титана – происходит переход от их избытка относительно железа с [α/Fe]∼0,3 к солнечному отношению [α/Fe]. Это, наиболее вероятно, свидетельствует о начавшемся производстве железа в сверхновых типа Ia. Поведение содержания углерода, натрия, никеля и бария не отличается от соответствующего у более массивных галактик – нашей Галактики и карликовых классических сфероидальных галактик.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 5, с. 303-319 (2019) | Рубрика: 18

Поташов М.Ш., Блинников С.И. «Аналитическая модель нестационарной ионизации в оболочках сверхновых типа II на фотосферной фазе» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 5, с. 320-325 (2019)

Исследована упрощенная система кинетики атома водорода (два уровня плюс континуум) в условиях сверхновой типа IIP на стадии плато, которая реалистично описывает основные свойства полной системы. Найдена функция Ляпунова для приведенной системы, с помощью которой аналитически получен эффект закалки ионизации при больших временах. Поскольку в равновесном приближении на больших временах система полностью рекомбинирует, чего в реальности не происходит, то этот результат подтверждает необходимость учета эффекта нестационарности в кинетике в течение фотосферной фазы при взрыве сверхновой.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 5, с. 320-325 (2019) | Рубрика: 18

Хабибуллин И.И., Сазонов С.Ю. «Ограничения на коллимированное рентгеновское излучение SS 433 по отражению на молекулярных облаках» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 5, с. 326-343 (2019)

Рассчитан рентгеновский сигнал, который должен возникать из-за отражения предполагаемого коллимированного рентгеновского излучения Галактического сверхкритического аккретора SS 433 на молекулярных облаках в его окрестности.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 5, с. 326-343 (2019) | Рубрика: 18

Медведев П.С., Хабибуллин И.И., Сазонов С.Ю. «Диагностика параметров рентгеновских струй SS 433 по данным спектроскопии высокого разрешения обсерватории Chandra» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 5, с. 344-366 (2019)

Рентгеновский спектр Галактического микроквазара SS 433 содержит богатый набор линий излучения высокоионизованных атомов тяжелых элементов, значительное доплеровское смещение которых не оставляет сомнений в том, что они производятся в коллимированных релятивистских струях оттекающего вещества. Мы провели систематический анализ рентгеновских спектров высокого разрешения, полученных обсерваторией Chandra, с целью определения параметров струй в рамках многотемпературной модели их излучения, самосогласованно предсказывающей линейчатый и непрерывный спектр источника. Показано, что спектр SS 433 на энергиях ниже 3 кэВ статистически удовлетворительно описывается моделью излучения струй, в то время как выше 3 кэВ требуется введение дополнительного жесткого компонента. Мы суммируем полученные из аппроксимации данных ниже 3 кэВ значения параметров струй (скорость, угол раствора, кинетическая светимость, температура основания, относительное обилие элементов) и описываем выявленные вырождения и систематические эффекты, вызванные наличием дополнительного компонента. Используя полученные параметры, показано, что жесткий компонент совместим с излучением горячего (до 40 кэВ) продолжения видимой части струй, умеренно поглощенного (NH∼2·1023 см–2) в веществе холодного ветра. Построенная таким образом комбинированная модель рентгеновского излучения позволяет самосогласованно описать широкополосный спектр SS 433.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 5, с. 344-366 (2019) | Рубрика: 18

Вольвач Л.Н., Вольвач А.Е., Ларионов М.Г., МакЛеод Г.К., Волак П., Олеч М., Крамер Б., Ментен К., Краус А., Бранд Я., Заничелли А., Поппи С., Ригини С. «Вспышка мазера водяного пара в высокоскоростной линии W49N» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 5, с. 367-376 (2019)

Мощные вспышечные явления в галактических киломазерах тесным образом связаны с областями интенсивного звездообразования. Они способствуют выяснению физических процессов, происходящих в этих образованиях. Нами зафиксирована cверхмощная вспышка в высокоскоростной линии – 81 км/с в галактическом мазерном источнике W49N. В результате мониторинга на радиотелескопах РТ-22 (Симеиз), РТ-26 (Торун), РТ-100 (Эффельсберг) и РТ-32 (Медичина) в период с сентября 2017 г. по ноябрь 2018 г. получена форма изменения спектральной плотности потока источника в зависимости от времени. В максимуме поток достиг уровня P≈5·104 Ян. Вспышка имеет двойственный характер и разную длительность компонент. Характер изменений спектральной плотности потока первой вспышки, имеющий значительно меньшую длительность, по-видимому, связан с резким увеличением плотности среды и потока квантов, а также со значительным ростом температуры до сотен кельвинов. Предложен механизм первичного энерговыделения, связанный с существованием тесных массивных кратных систем в областях звездообразования. Мощное гравитационное возмущение в периастре системы может приводить к частичному сбросу оболочки центральной массивной звезды в направлении, близком к большой оси эллипса орбиты компаньона. Это объясняет значительную асимметрию высокоскоростных линий в W49N. Сброшенная оболочка является источником энергии, более существенным, чем звездный ветер, и может объяснить гигантские вспышки в объекте. Для подтверждения этого предположения необходимы дальнейшие всесторонние исследования в этом направлении, включая проведение мониторинговых РСДБ-исследований.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 5, с. 367-376 (2019) | Рубрика: 18