Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

11.01 Акустика концертных залов

 

Лившиц А.Я., Пономарев А.М., Канев Н.Г. «Акустика концертного зала «Зарядье" в Москве» XXXII сессия Российского акустического общества, 14–18 октября 2019 г., Москва, с. 4 (2019). 106 с.

В 2018 г. в Москве был открыт новый концертный комплекс «Зарядье», построенный на территории одноименного парка. В состав комплекса входит два концертных зала: Большой на 1600 мест и Малый на 400 мест. Основное назначение залов – проведение концертов классической и современной музыки, при этом современная механизация залов позволит проведение самых различных по формату мероприятий. В настоящей работе приводится описание акустики Большого зала: характеристики объемно-планировочного решения и результаты акустического обследования зала, проведенного в феврале 2019 года в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 3382-1-2013. Основной акустический параметр зала – время реверберации – имеет значение 2.8 с на частотах 500–1000 Гц в зале без зрителей. На частотах 125–250 Гц время реверберации также близко к 2.8 с, поэтому значение параметра BR (bass ratio) составляет примерно 1. Приведены измеренные импульсные отклики, по которым определено запаздывание первого отражения относительно прямого звука, часто обозначаемое ITDG, которое составило 31 мс. Также представлены результаты измерений индекса музыкальной ясности C80, индекса передачи речи STI, акустической поддержки сцены ST, спада громкости звука при удалении от источника. Выполнен прогноз времени реверберации для заполненного зала, которое составляет около 2 с на частотах 500-1000 Гц. Проведено сопоставление акустических параметров Большого зала с классическими концертными залами, имеющими высокую акустическую репутацию, а также с современными концертными залами.

XXXII сессия Российского акустического общества, 14–18 октября 2019 г., Москва, с. 4 (2019). 106 с. | Рубрика: 11.01

 

Кравчун П.Н. «Акустика и новый орган реконструированного концертного зала Мурманской филармонии» XXXII сессия Российского акустического общества, 14–18 октября 2019 г., Москва, с. 36 (2019). 106 с.

Рассматривается новое акустическое решение Концертного зала Мурманской филармонии, реализованное при его капитальной реконструкции в 2015–2016 гг., а также особенности нового концертного органа, установленного в зале (проект был приурочен к 100-летию Мурманска, отмечавшегося в конце 2016 года). Первоначально зал представлял собой традиционный для начала 1970-х годов зал заседаний городского Дома политпросвещения. В процессе реконструкции зала и реализации его нового акустического решения были полностью изменены интерьер зала и отчасти его архитектурно-планировочное решение (ликвидирован балкон, наклон пола партера существенно увеличен, что улучшило зрительное восприятие сцены по всей ее глубине, изменены контуры стен и потолка с целью обеспечения требуемой интенсивности и временной структуры отражений звука, установлены новые, специально спроектированные кресла и др.). Объем зала – 3300 куб. м, число слушателей – 560, удельный объем на слушателя – 5,9 куб. м на слушателя. Учитывая многофункциональность зала в рамках его филармонического назначения (камерная, эстрадная, народная, симфоническая, хоровая, органная музыка, а также речевые программы), акустика зала реализована как компромиссная (время реверберации на средних частотах в заполненном зале – около 1,65 с). В реконструированном зале установлен первый в российском Заполярье новый концертный орган. Инструмент, построенный немецкой органостроительной фирмой “Glatter-Gotz Orgelbau”, разделен на 2 части, установленные по бокам сцены. Инструмент имеет 3 мануала, педаль, 40 регистров. Разделение органа на 2 удаленные друг от друга части потребовало применения специальных акустических мероприятий, в результате чего удалось практически преодолеть акустические последствия пространственной «разобщенности» частей инструмента. Интонировка органа была выполнена поэтапно в 2016–2018 гг. Отзывы исполнителей и слушателей об акустике реконструированного зала и звучании органа в нем вполне благоприятны. Автор считает своим долгом особо отметить, что в разработке акустического решения зала на ее начальном этапе принял участие М.Ю. Ланэ (1950–2015).

XXXII сессия Российского акустического общества, 14–18 октября 2019 г., Москва, с. 36 (2019). 106 с. | Рубрика: 11.01

 

Канев Н.Г. «Акустика общественных помещений большой вместимости» XXXII сессия Российского акустического общества, 14–18 октября 2019 г., Москва, с. 36 (2019). 106 с.

Рассмотрены проблемы акустики помещений большого объема с массовым пребыванием людей. Для некоторых типов таких помещений существуют нормативные требования по времени реверберации и предельно-допустимому уровню шума, но для большинства помещений отсутствуют даже рекомендации по оптимальным акустическим параметрам. В отсутствие звукопоглощающей отделки помещения являются акустически дискомфортными из-за избыточной гулкости, повышенного уровня шума и низкой разборчивости объявлений, транслируемых через систему оповещения. В последнем случае негативная акустика влияет не только на комфорт, но и на безопасность посетителей. В настоящей работе приводятся результаты исследования акустики общественных зон крупных торговых центров, а также примеры мероприятий по коррекции их акустики. Основным источником шума являются сами посетители: при максимальном заполнении уровень шума в общественных зонах составляет 70–75 дБА, что значительно превышает уровень шума от других источников. Время реверберации помещений без специальной акустической отделки достигает 5–6 с, после акустической коррекции оно снижается до 2 с. Приводятся результаты измерений коэффициента звукопоглощения, усредненного по внутренней поверхности помещения, для типовых ограждающих конструкций без акустической отделки. Ключевые слова: акустика помещений, акустический комфорт, время реверберации

XXXII сессия Российского акустического общества, 14–18 октября 2019 г., Москва, с. 36 (2019). 106 с. | Рубрика: 11.01