18 Астрономия

Четверушкин Б.Н., Мингалев И.В., Федотова Е.А., Орлов К.Г., Чечеткин В.М., Мингалев В.С. «Расчет собственного излучения атмосферы в модели общей циркуляции нижней и средней атмосферы Земли» Математическое моделирование, 32, № 2, с. 77-100 (2020)

Представлено описание блока расчета собственного излучения атмосферы Земли в ИК-диапазоне, который разработан для модели общей циркуляции нижней и средней атмосферы. В этом блоке используется новая параметризация молекулярного поглощения в диапазоне частот от 10 до 2000 см–1 в интервале высот от поверхности Земли до 76 км. Алгоритм построения этой параметризации учитывает изменение газового состава атмосферы с высотой и имеет ряд других достоинств. Кроме того, для численного решения уравнения переноса излучения используется метод дискретных ординат и расчетная сетка по зенитным углам с шагом около 9 градусов. Проведено сравнение результатов эталонных расчетов поля собственного излучения атмосферы Земли с результатами расчетов, выполненных с использованием параметризации, и показано, что представленная параметризация имеет хорошую точность в нижней и средней атмосфере как при отсутствии облаков, так и при наличии облачных слоев с большой оптической толщиной.

Математическое моделирование, 32, № 2, с. 77-100 (2020) | Рубрики: 17 18

Слемзин В.А., Горяев Ф.Ф., Родькин Д.Г., Шугай Ю.С., Кузин С.В. «Образование корональных выбросов массы в солнечной короне и распространение в гелиосфере порождаемых ими плазменных потоков» Физика плазмы, 45, № 10, с. 867-902 (2019)

Представлен обзор исследований корональных выбросов массы (КВМ) и распространения в гелиосфере производных от них транзиентных потоков межпланетных корональных выбросов массы (МКВМ) в солнечном ветре. Рассматриваются основные параметры МКВМ, их отличия от других типов потоков солнечного ветра, корреляция частоты выбросов со вспышками и состоянием солнечной активности. Особое внимание уделяется формированию и моделированию ионного состава плазмы КВМ/МКВМ, который является одним из ключевых факторов идентификации типов потоков и их источников, особенно в сложных комплексных структурах, образующихся в гелиосфере при взаимодействии потоков. Рассматриваются модели прогнозирования параметров потоков солнечного ветра по данным наблюдений. Обзор содержит перечни источников данных о корональных выбросах и баз данных о параметрах потоков солнечного ветра, а также многочисленные ссылки на работы по исследованиям рассматриваемых явлений.

Физика плазмы, 45, № 10, с. 867-902 (2019) | Рубрики: 17 18

Лозников В.М., Ерохин Н.С. «Оценка переменности потока суммы электронов и позитронов космических лучей» Физика плазмы, 45, № 10, с. 903-912 (2019)

Сделана численная оценка переменности потока суммы электронов и позитронов (e++e) космических лучей (КЛ) по данным спутниковых экспериментов Fermi-LAT, AMS-02, DAMPE. Показано, что переменность спектра КЛ (e++e) в энергетическом диапазоне >30 ГэВ достоверна. Наблюдается корреляция между достоверностью переменности для каждой пары спектров и величиной разности среднемесячных чисел солнечной активности, усредненных за интервал наблюдения. Модель серфотронного ускорения космических лучей (КЛ) в ближайшей окрестности Солнечной системы (на периферии гелиосферы и в ближайших межзвездных облаках) может объяснить существование наблюдаемой переменной компоненты потока (e++e) КЛ на временной шкале от ∼1 месяца до ≤1 года.

Физика плазмы, 45, № 10, с. 903-912 (2019) | Рубрики: 17 18

Дубинский А.Ю., Резниченко Ю.С., Попель С.И. «К вопросу о формировании и эволюции плазменно-пылевых структур в ионосферах Земли и Марса» Физика плазмы, 45, № 10, с. 913-921 (2019)

Представлена самосогласованная модель формирования и эволюции плазменно-пылевых структур в ионосферах Земли и Марса. Проиллюстрировано, что в рамках данной модели удается показать образование слоистой структуры в результате эволюции пылевого облака в ионосфере Земли, обусловленной расщеплением первичного облака и характеризуемой скоплением пылевых частиц на высотах, соответствующих серебристым облакам и полярным мезосферным радиоотражениям. Характерное время формирования полярных мезосферных облаков в ионосфере Земли, полученное в рамках данной модели, соответствует результатам наблюдений. Показана возможность существования в марсианской ионосфере облаков, сформированных в пересыщенном углекислом газе и аналогичных серебристым облакам в земной ионосфере. Кроме того, показана возможность существования в ионосфере Марса явлений, аналогичных полярным мезосферным радиоотражениям на Земле. Для марсианской ионосферы получены теоретические значения характерных размеров пылевых частиц и их зарядов. Найденные теоретические значения согласуются с данными наблюдений.

Физика плазмы, 45, № 10, с. 913-921 (2019) | Рубрики: 17 18

Шалимов С., Козловский А. «О режимах диффузионного расплывания ионизованных метеорных следов» Физика плазмы, 45, № 10, с. 922-926 (2019)

Зондирование нижней ионосферы на высотах около 100 км в специальном режиме позволяет обнаружить радиоотражения от достаточно плотных (линейная плотность 1014–1016 м–1) ионизованных метеорных следов с характерным временем жизни от десятков секунд до десятков минут. В течение первых 250 с радиоотражения от ионизованных следов с линейной плотностью (2–3)·1015 м–1 демонстрируют степенную зависимость частоты отраженного радиосигнала от времени , где γ=0.5 (режим классической диффузии), тогда как менее плотные следы распадаются медленнее (γ<0.5, режим субдиффузии), а более плотные – быстрее (γ>0.5, режим супердиффузии). Показано, что различные режимы диффузионного расплывания метеорных следов могут быть обусловлены сильно неоднородной средой и размером ионизованных следов, возникающих при разрушении метеороидов.

Физика плазмы, 45, № 10, с. 922-926 (2019) | Рубрики: 17 18

Шариф М., Саба С. «Анизотропное решение Адлера–Финча–Ски в теории f(G)-гравитации» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 157, № 3, с. 473-486 (2020)

С использованием условий вложения, называемых условиями Кармаркара, получено анизотропное решение для сферически-симметричного самогравитирующего звездного объекта в рамках теории f(G)-гравитации. Для этого использовались масса и радиус трех модельных компактных звезд, а именно, Her X-1, SAX J 1808.4-3658 и 4U 1820-30, а также проводилось гладкое сшивание сферической внутренней и шварцшильдовской внешней геометрии пространства-времени. Для этих звездных моделей исследуются физическая реалистичность и устойчивость предложенного подхода. Оказалось, что построенная анизотропная модель является физически реалистичной и устойчивой, если она удовлетворяет всем необходимым требованиям для компактных звездных объектов.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 157, № 3, с. 473-486 (2020) | Рубрики: 17 18

Маркеев А.П. «Об устойчивости стационарного вращения спутника вокруг нормали к плоскости орбиты» Прикладная математика и механика, 83, № 6-6, с. 691-703 (2019)

Изучается вращательное движение спутника – твердого тела относительно центра масс в центральном ньютоновском гравитационном поле на круговой орбите. Решается задача об устойчивости стационарного движения, когда ось симметрии спутника перпендикулярна плоскости орбиты, а сам спутник вращается относительно оси симметрии с постоянной по величине угловой скоростью (цилиндрическая прецессия). Задача зависит от двух параметров: безразмерной величины абсолютной угловой скорости вращения спутника и от отношения его осевого и экваториального моментов инерции. Получены строгие выводы об устойчивости и неустойчивости для значений параметров, которые ранее не были исследованы. Вместе с известными результатами отечественных и зарубежных авторов полученные выводы дают строгое и полное решение задачи об устойчивости цилиндрической прецессии спутника на круговой орбите для всех значений параметров задачи.

Прикладная математика и механика, 83, № 6-6, с. 691-703 (2019) | Рубрики: 17 18

Челноков Ю.Н. «Синтез управления пространственным движением твердого тела с использованием дуальных кватернионов» Прикладная математика и механика, 83, № 6-6, с. 704-733 (2019)

Разработан в нелинейной динамической постановке с использованием дуальных кватернионов (бикватернионов Клиффорда) новый метод аналитического построения управления пространственным движением твердого тела (в частности, космического аппарата, рассматриваемого как твердое тело). Управление обеспечивает асимптотическую устойчивость в целом любого выбранного программного движения в инерциальной системе координат и желаемую динамику управляемого движения тела. Для построения законов управления предложены новые бикватернионные дифференциальные уравнения возмущенного пространственного движения твердого тела, в которых использованы ненормированные бикватернионы конечных перемещений, бикватернионы угловых и линейных скоростей и ускорений тела с ненулевыми дуальными скалярными частями; концепция решения обратных задач динамики, принцип управления с обратной связью и подход, основанный на приведении уравнений возмущенного движения тела к линейным стационарным дифференциальным формам выбранной структуры, инвариантным относительно любого выбранного программного движения, за счет соответствующего выбора дуальных нелинейных обратных связей в предложенных бикватернионных законах управления. Построены аналитические решения бикватернионных дифференциальных уравнений, описывающие динамику процесса управления пространственным движением тела с использованием предлагаемых бикватернионных законов управления. Проанализированы свойства и закономерности такого управления.

Прикладная математика и механика, 83, № 6-6, с. 704-733 (2019) | Рубрики: 17 18

Кайсин С.С., Караченцев И.Д. «Звездообразование в близких карликовых галактиках» Астрофизический бюллетень, 74, № 1, с. 1-12 (2019)

Представлены измеренные потоки и изображения в эмиссионной линии Hα для 66 близких объектов, наблюдавшихся на 6-метровом телескопе БТА САО РАН. Три из них: IC 2233, UGC 4704, NGC 3432 – являются спиральными галактиками поздних типов, шесть относятся к удаленным шаровым скоплениям М31, а остальные являются карликовыми галактиками. Измеренные Hα-потоки использованы для оценки интегральных и удельных темпов звездообразования. На выборке из более 500 галактик Местного объема рассмотрены некоторые основные особенности звездообразования у карликовых галактик и спиралей поздних типов.

Астрофизический бюллетень, 74, № 1, с. 1-12 (2019) | Рубрика: 18

Конникова В.К., Мингалиев М.Г., Эркенов А.К. «Спектры и переменность выборки источников JVAS» Астрофизический бюллетень, 74, № 1, с. 13-30 (2019)

Представлены результаты наблюдений выборки сильных источников (S>0.5 Ян) с плоскими спектрами из каталога JVAS в области склонений 10.5–18° (J2000) в 2015, 2016 и 2017 гг. на частотах 2.3, 4.7, 8.2, 11.2 и 21.7 ГГц на РАТАН-600. Получены спектры всех 45 источников, выделены объекты со значительной переменностью. У четырех объектов впервые обнаружена переменность с характерным и временами от 8 до 35 дней. Получены спектры переменныx компонент.

Астрофизический бюллетень, 74, № 1, с. 13-30 (2019) | Рубрика: 18

Бобылев В.В., Байкова А.Т. «Поиск шаровых и рассеянных звездных скоплений с возможной эволюционной связью» Астрофизический бюллетень, 74, № 1, с. 31-44 (2019)

По большой выборке из 133 галактических шаровых скоплений с измеренными пространственными скоростями получена новая оценка частоты ударов шаровых скоплений о плоскость Галактики, которая составляет 3 события за 1 млн лет. Наши расчеты с привлечением новых кинематических данных не подтверждают известную гипотезу о возможности возникновения рассеянного звездного скопления Stephenson 2 после прохождения через галактический диск массивного шарового скопления ω Cen. Также не находит подтверждения известная гипотеза о том, что шаровое скопление NGC 6397 могло инициировать образование рассеянного звездного скопления NGC 6231. Впервые найдены шесть шаровых скоплений, пересечение плоскости Галактики которыми могло привести к формированию рассеянного звездного скопления. Это шаровые скопления NGC 104, NGC 2808, NGC 6362, NGC 6540, NGC 6749 и NGC 6752. Для каждого из них указаны одно или несколько рассеянных звездных скоплений, возможно, образовавшихся по такому сценарию. Наиболее интересными с нашей точки зрения являются пары NGC 104–Ruprecht 129 и NGC 6362–Pismis 11.

Астрофизический бюллетень, 74, № 1, с. 31-44 (2019) | Рубрика: 18

Клочкова В.Г., Ченцов Е.Л., Панчук В.Е. «О протяженной атмосфере гипергиганта V509 Cas в 1996–2018 гг.» Астрофизический бюллетень, 74, № 1, с. 45-59 (2019)

На основе данных спектрального мониторинга желтого гипергиганта V509 Cas, выполненного в 1996–2018 гг. на 6-м телескопе со спектральным разрешением R≥60 000, детально изучено кинематическое состояние на различных уровнях протяженной атмосферы. Признаки присутствия компаньона не обнаружены. Совпадение скоростей по разрешенным и запрещенным эмиссиям ионов металлов, а также их строгое постоянство во времени привели к выбору системной скорости звезды: Vsys=–63 км с–1. Положение запрещенных эмиссий [N II], формирующихся в околозвездной среде, строго стабильно и систематически смещено на –6 км с–1 относительно эмиссий ионов металлов. Сделан вывод об изменении после наблюдений в 1996 г. полуширин и интенсивностей эмиссий [N II] (линии стали уже и интенсивнее), а в последующие 22 года наблюдений эти параметры не изменялись. Скорости по коротковолновым компонентам абсорбций Fe II (42) находятся в узком интервале: Vr=[–84; –87] км с–1, что свидетельствует о стабильности расширения верхних слоев атмосферы. Стабильна в целом атмосфера гипергиганта, исключая близкие к фотосфере слои. Переменность скорости в диапазоне Vr=[–52; –71] км с–1, выявленная по положениям ядер сильных абсорбций ионов металлов, может быть проявлением пульсаций в глубоких атмосферных слоях, где идет формирование этого типа линий.

Астрофизический бюллетень, 74, № 1, с. 45-59 (2019) | Рубрика: 18

Романюк И.И., Семенко Е.А., Моисеева А.В., Якунин И.А., Кудрявцев Д.О. «Магнитные поля СР-звезд в ассоциации Орион ОВ1. III. Звезды подгруппы (a)» Астрофизический бюллетень, 74, № 1, с. 60-66 (2019)

Представлены результаты измерений магнитных полей 10 химически пекулярных звезд подгруппы (a) ассоциации Орион ОВ1: HD 33917, HD 34859, HD 35008, HD 35039, HD 35177, HD 35575, HD 35730, HD 36549, HD 38912, HD 294046. Наблюдения проведены с анализатором круговой поляризации на Основном звездном спектрографе 6-м телескопа САО РАН. Магнитное поле найдено у четырех звезд, у шести остальных его величина оказалась ниже предела обнаружения.

Астрофизический бюллетень, 74, № 1, с. 60-66 (2019) | Рубрика: 18

Моисеева А.В., Романюк И.И., Семенко Е.А., Кудрявцев Д.О., Якунин И.А. «Результаты измерений фундаментальных параметров СР-звезд, выполненных на 6-м телескопе. I. Наблюдения 2009–2011 годов» Астрофизический бюллетень, 74, № 1, с. 67-71 (2019)

Приводятся результаты определения фундаментальных параметров (эффективной температуры, ускорения силы тяжести, светимости, массы, радиуса, скорости вращения, лучевой скорости) 146 звезд, наблюдавшихся на 6-м телескопе БТА с помощью ОЗСП в 2009–2011 гг., 124 из которых – магнитные или потенциально магнитные объекты. Было получено и проанализировано более 500 пар спектров циркулярно-поляризованного излучения. Для оценки фундаментальных параметров использовались различные методы и подходы.

Астрофизический бюллетень, 74, № 1, с. 67-71 (2019) | Рубрика: 18

Глаголевский Ю.В. «Особенности поведения магнитных звезд на Главной последовательности» Астрофизический бюллетень, 74, № 1, с. 72-86 (2019)

На основе последних данных о величинах среднего поверхностного магнитного поля 177 звезд проанализированы результаты прежних исследований свойств магнитных звезд. Получены новые, скорректированные результаты, которые позволяют лучше понять явление магнитных химически пекулярных звезд.

Астрофизический бюллетень, 74, № 1, с. 72-86 (2019) | Рубрика: 18

Колбин А.И., Серебрякова Н.А., Габдеев М.М., Борисов Н.В. «Анализ оптического циклотронного излучения поляра CRTS CSS081231 J071126+440405» Астрофизический бюллетень, 74, № 1, с. 87-100 (2019)

Выполнено моделирование циклотронных спектров и данных фотополяриметрии поляра CRTS CSS081231 J071126+440405. Набор спектров поляра получен в промежуточном состоянии блеска в течение орбитального периода. Их моделирование позволило определить напряженность магнитного поля вблизи обоих магнитных полюсов белого карлика: B1=38 МГс и B2=51 МГс. Сделана оценка температуры аккреционных пятен вблизи обоих магнитных полюсов белого карлика. Для первого пятна она составляет kT∼20–30 кэВ, а второе пятно оказалось холоднее примерно на 10 кэВ. Анализ кривых блеска и поляризации поляра, полученных в низком состоянии, показывает, что взаимодействие аккреционной струи с атмосферой звезды происходит близко (в пределах Δθ=10°) к магнитному полюсу.

Астрофизический бюллетень, 74, № 1, с. 87-100 (2019) | Рубрика: 18

Малков О.Ю., Поляченко Е.В., Соболев А.М., Расторгуев А.С. «Актуальные проблемы современной звездной астрономии и основные результаты исследований» Астрофизический бюллетень, 74, № 1, с. 101-118 (2019)

Представлен аналитический обзор современного состояния проблем звездной астрономии. Приведены результаты работ российских астрономов, полученные к 2017 г. Показано, что проводимые в России исследования охватывают все важнейшие направления звездной астрономии и ведутся на высоком научном уровне с использованием современных методов наблюдений и анализа данных.

Астрофизический бюллетень, 74, № 1, с. 101-118 (2019) | Рубрика: 18

Караченцев И.Д., Кайсина Е.И. «Карликовые галактики в Местном объеме» Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 119-137 (2019)

Представлен обзор наблюдательных данных о выборке Местного объема (МО), которая содержит около 1000 галактик в пределах 11 Мпк вокруг Млечного Пути. Карликовые галактики со звездными массами M×/M<9 dex составляют 5/6 этой выборки. Почти для 40% из них расстояния измерены с высокой точностью с помощью космического телескопа им. Хаббла. В настоящее время МО является наиболее представительной и наименее искаженной селекцией выборкой карликовых галактик, которая пригодна для проверки стандартной парадигмы ΛCDM на самых малых космологических масштабах. Мы обсуждаем H II-свойства карликовых галактик в различном окружении, а также темпы звездообразования в них, полученные по данным FUV- и Hα-обзоров. Некоторое внимание уделено барионной зависимости Талли–Фишера для карликовых галактик малых масс. Мы также отмечаем, что карлики МО являются важными «пробными частицами» при определении полной массы близких групп и самого близкого скопления Virgo.

Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 119-137 (2019) | Рубрика: 18

Иванов В.П., Ипатов А.В., Рахимов И.А., Андреева Т.С. «Аномалия спектра остатка сверхновой 3C58» Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 138-150 (2019)

На радиотелескопе РТФ-32 обсерватории «Светлое» ИПА РАН на четырех частотах от 1550 до 8450 МГц измерены мгновенные спектры остатка сверхновой 3C58 на эпохи 2003.4, 2004.4 и 2013.2. Спектры 3С58 для временных интервалов 1963–1971 гг., 1981–1998 гг. и 2004–2010 гг. получены на основе опубликованных данных, позволяющих сравнить интенсивности 3С58 и стандартных источников. Для приведения всех данных в единую систему и построения спектров использовалась шкала потоков «искусственная луна». Сравнение спектров по данным, полученным в 1963–2013 гг., выявило нестационарные частотно-зависимые изменения плотностей потоков, а также локальные отклонения спектров 3C58 от степенной частотной зависимости. Обсуждаются возможные причины обнаруженных аномалий.

Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 138-150 (2019) | Рубрика: 18

Клочкова В.Г. «Спектроскопия сверхгигантов с избытками ИК-излучения: результаты 1998–2018 гг.» Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 151-172 (2019)

Кратко суммированы результаты, полученные в ходе второго этапа (1998–2018 гг.) выполнения на 6-м телескопе БТА программы детальной спектроскопии пекулярных сверхгигантов, отождествляемых с галактическими ИК-источниками. Основным аспектом программы является поиск эволюционных изменений химического состава звезд, прошедших стадию AGB и третье перемешивание, а также анализ спектральных проявлений кинематических процессов в их протяженных, зачастую нестабильных, атмосферах и в оболочках. Наиболее значительным результатом является обнаружение избытков элементов s-процесса у семи одиночных post-AGB-звезд, что эмпирически подтверждает теорию эволюции звезд данного типа. У трех из этих звезд впервые обнаружен вынос тяжелых металлов s-процесса в околозвездные оболочки. Избытки лития обнаружены в атмосферах пекулярных сверхгигантов V2324 Cyg и V4334 Sgr. Результаты исследования кинематики атмосфер и оболочек послужат уточнению баланса вещества, производимого звездами на стадиях AGB и post-AGB и поставляемого в межзвездную среду (ISM)

Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 151-172 (2019) | Рубрика: 18

Рзаев А.Х., Шиманский В.В., Рза Х.А. «Межзвездные линии и диффузные полосы в спектре сверхгиганта κ Cas» Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 173-183 (2019)

По ПЗС-спектрам, полученным на эшелле-спектрографе 2-м телескопа обсерватории на пике Терскол, исследованы межзвездные линии и диффузные полосы в спектре сверхгиганта κ Cas. Для корректного выявления межзвездных деталей использовался синтетический спектр звезды, рассчитанный для модели атмосферы с параметрами Teff=21 500 K, lg g=2.60, v sin i=83 км с–1, [M/H] = 0.0, ξ=15 км с–1 и с частичным подбором содержаний основных химических элементов. Отождествлены 11 межзвездных полос и 91 диффузная межзвездная полоса. Дополнительно выявлено 14 абсорбционных деталей, возможно, также являющихся диффузными полосами. Табулированы спектрофотометрические параметры диффузных полос и точности их определения. Приведены атласы областей наблюдаемого и синтетического спектров, где расположены межзвездные диффузные полосы.

Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 173-183 (2019) | Рубрика: 18

Антонюк К.А., Валявин Г.Г., Валеев А.Ф., Карпов С.В., Пить Н.В., Аитов В.Н., Фатхуллин Т.А., Галазутдинов Г.А., Танашкин А.С., Антонюк О.И., Ихсанов Н.Р. «Поиск и исследование фотометрической переменности у магнитных белых карликов WD 2047+372 и WD 0009+501» Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 184-191 (2019)

Представлены результаты длительных фотометрических наблюдениймагнитных белых карликов WD 2047+372 и WD 0009+501, которые проводятся для поиска и изучения регулярнойпеременности блеска этих звезд. По данным в полосе V фильтра Джонсона у конвективно спокойного белого карлика WD 2047+372 обнаружены признаки нерегулярнойпеременности на временах от часов до 1–3 днейс характерными амплитудами около 0.005m. Эта переменность может быть обусловлена как нерегулярными собственными пульсациями звезды или даже наличием дебрис-диска, так и причинами неустановленнойинструментальнойприроды. Регулярных измененийблеска WD 2047+372 на уровне, превышающем 0.005m, не найдено. В отличие от WD 2047+372, у конвективно активного магнитного белого карлика WD 0009+501 наблюдается стабильная на шкале порядка десяти и более лет фотометрическая переменность, связанная с собственным вращением объекта и коррелирующая с переменностью его магнитных свойств. Амплитуда переменности – порядка 0.01m. На основании сравнения результатов наших наблюденийэтих двух объектов сделан вывод о фотометрической переменности у магнитных белых карликов, находящихся в конвективнойтемпературнойзоне. Отмечается стабильность переменности на длительных промежутках времени (годы, десятки и более лет).

Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 184-191 (2019) | Рубрика: 18

Ченцов Е.Л. «Ассоциация SER OB1A на этапе DR2 GAIA» Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 192-195 (2019)

Обсуждается строение и кинематика ассоциации Ser OB1A и ставится вопрос о коррекции ее границ.

Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 192-195 (2019) | Рубрика: 18

Бердников Л.Н., Князев А.Ю., Дамбис А.К., Кравцов В.В., Пастухова Е.Н., Катков И.Ю. «ПЗС наблюдения и изменяемость периода DV Единорога – переменной типа RR Лиры, подтип ab» Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 196-209 (2019)

Получены 635 ПЗС кадров в фильтрах B, V и Ic для переменной типа RR Лиры (подтип ab) DV Единорога, расположенной в 1.9” от яркой звезды. Наблюдения выполнялись с помощью ПЗС камеры SBIG CCD ST-10XME на 76-см телескопе Южно-Африканской астрономической обсерватории. PSF-фотометрия позволила впервые получить надежные раздельные кривые блеска для обеих звезд и определить ихкоординаты. На основе всехимеющихся данныхпостроена диаграмма O–C, охватывающая интервал времени длительностью 110 лет, что позволило выявить как минимум три резкихизменения периода, произошедшие в эпохи около JD 2438000, 2453500 и 2456500. Эшельные спектры высокого разрешения, полученные на Южном Африканском большом телескопе (SALT), свидетельствуют о том, что DV Единорога является переменной типа RR Лиры подтипа ab толстого диска Галактики.

Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 196-209 (2019) | Рубрика: 18

Косарев Н.И. «Рассеяние солнечного света ионным облаком в условии пульсирующей динамики вещества» Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 210-217 (2019)

Исследуется поглощение и рассеяние солнечного излучения в облаке кальциевой плазмына длине волны λ0=397 нм в условии пульсирующей динамики вещества. Задача описывается системой интегродифференциальных уравнений и решается численно для трехмерной сферической геометрии излучающей плазмы, при гармоническом изменении от времени скорости расширения радиуса плазменного шара. Анализируются причинычастотной асимметрии контура спектральной линии для излучения, рассеянного облаком по различным лучевым направлениям.

Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 210-217 (2019) | Рубрика: 18

Чернетенко Ю.А. «Столкновения астероидов: астероид (596) Шейла» Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 218-223 (2019)

Среди малых тел Солнечной системы в настоящее время выделяют группу объектов, проявляющих динамические и/или физические свойства и комет, и астероидов. Одной из причин таких проявлений могут быть столкновения с другими телами. Астероид (596) Шейла является одним из объектов, принадлежащих к группе комет главного пояса. Изучение его пылевой комы позволило оценить относительную скорость столкновения и размеры тела-ударника. В работе выполнен поиск возможного ударника среди известных астероидов, комет, метеорных потоков. Реальное такое тело не найдено, хотя это мог быть фрагмент гипотетического метеорного роя кометы 232Р/Hill. Выполненное моделирование тесных сближений астероида (596) с фиктивными телами показывает, что таким ударником мог быть и астероид, и комета. По его позиционным наблюдениям выполнена оценка возможного изменения скорости астероида (596) в результате столкновения. Приведено 3456 наблюдений с 22 февраля 1906 г. по настоящее время. Однако точность определения компонент изменения скорости, примерно 1 мм с–1, оказалась недостаточной для уверенного определения этого изменения.

Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 218-223 (2019) | Рубрика: 18

Князев А.Ю., Усенко И.А., Ковтюх В.В., Бердников Л.Н. «Проект MAGIC. I. Спектроскопия высокого разрешения на телескопе SALT и цефеида RS Nor как тестовый объект» Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 224-237 (2019)

Приведено краткое описание большого наблюдательного проекта MAGIC, направленного на массовые спектральные исследования звезд различных подсистем нашей Галактики. Проект выполнен на Южном Африканском Большом Телескопе (SALT) при эффективном использовании его возможностей, астроклимата и спектральной аппаратуры. Подробно рассмотрены вопросы спектроскопии высокого разрешения при исследовании химического состава цефеид Галактики. Наблюдения этих объектов с помощью эшелле-спектрографа HRS телескопа SALT были начаты в 2016 г. и в настоящее время их количество превышает сотню. Спектры получены в режиме среднего разрешения (R∼36 500–39 000) с высоким отношением сигнал/шум (S/N∼50–220). Для обработки полученных спектральных изображений использован пакет, созданный авторами на основе стандартной системы MIDAS. Приводится описание стандартных шагов обработки. В качестве тестового объекта взята классическая цефеида RS Nor. По данным спектральных наблюдений авторы определили параметры атмосферы и содержания для 31 химического элемента (36 нейтральных атомов и ионов), линии поглощения которых наблюдаются в спектре RS Nor. Все расчеты сделаны двумя разными методами. Показано, что эшелле-спектры, полученные в режиме среднего разрешения (MR) спектрографа HRS, позволяют изучать химический состав цефеид с хорошими точностями, а результаты в пределах ошибок совпадают с результатами других работ.

Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 224-237 (2019) | Рубрика: 18

Хайкин В.Б., Стороженко А.А., Богод В.М. «Радиогелиографы и радиорефлекторы для исследования солнечной плазмы» Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 238-251 (2019)

Рассматриваются характеристики крупных интерферометров и рефлекторных радиотелескопов для исследования радиоизлучения солнечнойатмосферы. Создание солнечных радиоинтерферометров (радиогелиографов) оказалось более рентабельным, чем одиночных рефлекторных радиотелескопов, поскольку использование апертурного синтеза позволило быстро и с лучшим пространственным разрешением строить изображения Солнца и его активных областейи эффективно изучать взрывные процессы на Солнце. При этом исследования, затрагивающие многие фундаментальные вопросы физики солнечнойатмосферы, где требуется изучение слабоконтрастных структур до и после вспышек, к сожалению, не получили соответствующего развития. Повышение эффективности работы радиорефлекторов в последние десятилетия происходило главным образом благодаря развитию матричных методов приема, фокальных решеток, а также спектральному анализу в широком диапазоне длин волн с высокойчувствительностью по потоку излучения. Между тем разнообразие задач физики солнечнойатмосферы и активных процессов требует оптимального применения возможностейразличных интерферометрических и рефлекторных систем микроволнового диапазона для совместных исследованийСолнца. В связи с началом реализации программ наблюденийСолнца на новом инструменте ALMA и появлением новых наблюдательных данных в миллиметровом и субмиллиметровом диапазонах обсуждаются направления развития солнечных исследованийна радиотелескопе РАТАН-600 в широком диапазоне длин волн.

Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 238-251 (2019) | Рубрика: 18

Панов А.Д., Бурсов Н.Н., Бескин Г.М., Эркенов А.К., Филиппова Л.Н., Филиппов В.В., Гиндилис Л.М., Кардашев Н.С., Кудряшова А.А., Стариков Е.С., Вилсон Дж., Пустильник Л.А. «Наблюдения по программе SETI на телескопе РАТАН-600 в 2015 и 2016 гг.» Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 252-264 (2019)

В 2015–2016 гг. в САО РАН на радиотелескопе РАТАН-600 проводились регулярные наблюдения по программе SETI. Объектами поиска сигналов искусственного происхождения были около 30 солнцеподобных звезд и два шаровых скопления с высокой металличностью. Основной идеей, положенной в основу этих исследований, были многократные повторяющиеся наблюдения (мониторинг) одних и тех же объектов. Данные анализировалисьтремя способами: проводился поиск одиночного сильного сигнала, оценивался усредненный за все время наблюдений поток излучения, анализировалиськорреляции сигналов разных частот. Накопление информации за два года наблюдений позволило провести поиск слабых сигналов с уровнем обнаружения в несколько миллиянских на волнах 2.7 и 6.3 см. Усредненные по всему набору данных ограничения для мощности сигналов внеземных цивилизаций лежат практически у всех объектов в интервале 1016–1020 Вт, верхние же пределы для светимости в единичных наблюдениях (время прохождения диаграммы 7–19 секунд) составляют 1017–1021 Вт, при этом эффективные изотропные излучаемые мощности их гипотетических передатчиков не превышают 2·109–2·1013 Вт, что близко к данному параметру для крупнейших наземных планетарных радаров. Полученные ограничения на светимость свидетельствуют об отсутствии радиоизлучения собственно и у наблюдавшихся солнцеподобных звезд, стационарного в среднем за время наблюдений и вспышечного в отдельных сеансах.

Астрофизический бюллетень, 74, № 2, с. 252-264 (2019) | Рубрика: 18

Запорожец А.А., Верходанов О.В. «Радиоисточники случайной области неба» Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 265-275 (2019)

Выполнен статистический анализ данных радиоастрономических обзоров в области неба размером около 177⟨° на высоких галактических широтах. Область была разделена на четыре одинаковых по площади сектора, и в каждом из них проанализированы наблюдаемые свойства радиоисточников и космического микроволнового фона. Показано, что распределение физических параметров (плотность потока, тип радиоспектра, спектральный индекс радиоисточников), а также свойства фонового излучения в области размером 177⟨° соответствуют космологическому принципу, в то время как количество радиоисточников и их морфологический тип существенно отличаются на различных площадках. Это говорит о том, что проведение исследований на участках неба данного размера при анализе CMB может дать статистически верную картину на высоких мультиполях (соответствующих размеру области), в то время как обобщение на все небо подсчетов объектов и их эволюционных морфологических характеристик на полную популяцию источников неочевидно. Обнаружен сдвиг в распределении отклика в направлении на радиоисточники на карте реликтового излучения в положительную сторону на уровне 2σ, повторяющийся во всех четырех секторах. По данным анализа многочастотных карт Planck подготовлен каталог, содержащий 120 новых кандидатов в скопления галактик с эффектом Сюняева–Зельдовича, 46 из которых могут быть далекими (z>0.7).

Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 265-275 (2019) | Рубрика: 18

Тихонов Н.А., Галазутдинова О.А., Каратаева Г.М. «Расстояние до гигантской эллиптической галактики М 87 и размер её звёздной подсистемы» Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 276-288 (2019)

На основе архивных снимков космического телескопа Хаббла проведена звездная фотометрия девяти полей вокруг гигантской эллиптической галактики M 87 из скопления галактик в Деве. На полученных диаграммах Герцшпрунга–Рессела видны населенные ветви красных гигантов и AGBзвезд. Найдено изменение положения границы ветви красных гигантов (TRGB-скачка) в зависимости от расстояния до центра галактики. Это можно интерпретировать как влияние высокометалличных красных гигантов на процедуру измерения TRGB-скачка, либо как существование вокруг M 87 слабого газопылевого облака, протяженностью по радиусу до 10 при поглощении в фильтре I до 0.2m вблизи центра галактики. Среднее значение модуля расстояния по удаленным от центра M 87 полям равно (m–M)=30.91±0,08, что соответствует расстоянию D=15.4±0.6 Мпк. Показано, что звезды поля, расположенного между галактиками M 86 и M 87 на расстояниях 37 и 40”, не являются межгалактическими звездами, а принадлежат галактике M 87, т.е. звездное гало этой галактики хорошо видно на расстоянии 190 кпк от ее центра. Измерены расстояния до четырех карликовых галактик: P4anon, NGC 4486A, VCCA039 и dSph-D07, изображения которых видны в исследуемых полях. Три первые галактики являются спутниками M 87, а dSph-D07 расположена дальше и принадлежит группе M 86.

Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 276-288 (2019) | Рубрика: 18

Локтин А.В., Попова М.Э. «Кинематика рассеянных скоплений на основе данных новой версии «Однородного каталога параметров рассеянных скоплений»» Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 289-296 (2019)

На основе данных о рассеянных скоплениях из текущей версии «Однородного каталога параметров рассеянных звездных скоплений» и данных каталога Gaia DR2 исследованы некоторые вопросы кинематики диска Галактики. По данным о лучевых скоростях и собственных движениях скоплений определена угловая скорость вращения Солнца в Галактике Ω0=25.6±1.2 км с–1 кпк–1. Построено новое приближение кривой вращения Галактики полиномом по обратным степеням галактоцентрических расстояний. Рассмотрено влияние спиральных волн плотности на сглаженное поле скоростей диска Галактики. По радиальнымзависимостямкомпонент остаточных пространственных скоростей скоплений получены оценки радиальной fR=4.6±0.7 км с–1 и тангенциальной fθ=1.1±0.4 км с–1 амплитуд искажения поля скоростей.

Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 289-296 (2019) | Рубрика: 18

Клочкова В.Г., Таволжанская Н.С. «Оптический спектр удаленной OH/IR-звезды V1648 Aql (IRAS 19386+0155)» Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 297-307 (2019)

На 6-м телескопе БТА со спектральным разрешением R≥60 000 получен оптический спектр звезды V1648 Aql (IRAS 19386+0155). По многочисленным абсорбциям металлов измерена гелиоцентрическая лучевая скорость: Vr=10.18±0.05 км с–1 (VLSR=18.1 км с–1). На профиле D-линий Na I выделены атмосферный, околозвездный и межзвездный компоненты: Vr=9.2, –3.4 и –12.8 км с–1 соответственно. Усредненная по набору из 20 отождествленных в спектре DIBs скорость, Vr=–12.5±0.2 км с–1, совпадает со скоростью по межзвездному компоненту Na I. В спектре зафиксированы слабые эмиссии с интенсивностью около 10% от уровня местного континуума, отождествленные с низковозбужденными линиями атомов металлов. Их среднее положение, Vr=8.44±0.28 км с–1, указывает на наличие слабого градиента скорости в верхних слоях атмосферы звезды. На основании спектральных данных сделаны оценка светимости звезды MV≈–5m и нижняя оценка расстояния d≥1.8 кпк с учетом межзвездного и околозвездного покраснения. Методом моделей атмосфер определены значения фундаментальных параметров и содержания 19 химических элементов в атмосфере, подтверждающие для V1648 Aql статус post-AGB-звезды.

Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 297-307 (2019) | Рубрика: 18

Саванов И.С. «Звезда KIC 7739728 – новый кандидат в звезды типа FK Com» Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 308-312 (2019)

Приводится описание свойств объектов малочисленной группы звезд типа FK Com, а также краткий обзор выполненных нами ранее исследований, посвященных поиску кандидатов в звезды этого типа. Рассмотрены данные для еще одного нового кандидата – звезды KIC 7739728. Кривая блеска этой звезды ярко проявляет свойства регулярной вращательной модуляции, вращение носит дифференциальный характер (параметр ΔΩ=0.010), наблюдаются эффект переключения положений активных долгот и циклическое изменение положения пятен на поверхности звезды.

Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 308-312 (2019) | Рубрика: 18

Холтыгин А.Ф., Циопа О.А., Макаренко Е.И., Туманова И.М. «Эволюция магнитных полей Ae/Be-звезд Хербига» Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 313-319 (2019)

Проанализированы измерения магнитного поля звезд Ae/Be Хербига. Получены функции распределения значений среднеквадратичныхмагнитныхполей B (в Гс) и магнитныхпотоков Φ (в Гс см2) для звезд Хербига с измеренными магнитными полями. Распределения значений B и Φ аппроксимированы логарифм-нормальной функцией со средними значениями ‹lg B ›=2.0 и ‹lg Φ›=25.5 с ширинами lg(σB)=0.3 dex и lg(σB)=0.4 dex соответственно. Полученные значения ширин распределения близки к типичным для AB-звезд главной последовательности (ГП), в то время как средние значения логарифмов магнитныхполей и магнитныхпотоков оказались значительно (до порядка величины) меньшими, чем соответствующие значения для звезд начальной ГП (соответственно 2.5 и 26.4). Обсуждаются причины этихразличий и эволюция магнитныхполей звезд промежуточныхмасс до ГП.

Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 313-319 (2019) | Рубрика: 18

Исмаилов Н.З., Баширова У.З., Адыгезалзаде А.Н. «Переменность в линии Нα у Аe звезды Хербига HD 179218» Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 320-327 (2019)

Приводятся результаты спектральных наблюдений звезды типа Ае/Ве Хербига HD 179218. Обнаружено волнообразное изменение параметров эмиссионной компоненты линии Hα с характерным временем около 40 дней. Наблюдаемая волна характеризуется значительным уменьшением значений измеренных параметров линии, яснее выражены ветви уменьшения и увеличения. Одновременно, в момент минимума в профиле эмиссионной линии Hα наблюдается появление и исчезновение дополнительных синих и красных эмиссионно-абсорбционных компонент. Наблюдаемая переменность в спектре звезды может быть объяснена существованием приполярного ветра и аккреции или результатом двойственности системы.

Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 320-327 (2019) | Рубрика: 18

Габдеев М.М., Шиманский В.В., Борисов Н.В., Бикмаев И.Ф., Москвитин А.С., Колбин А.И. «Спектральные и фотометрические исследования поляра 1RXS J152506.9-032647» Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 328-335 (2019)

Представлены результаты фотометрических и спектральных наблюденийполяра 1RXS J152506.9-032647. Наблюдения проводились на телескопах САО РАН БТА и Цейсс-1000, а также на Российско-Турецком телескопе РТТ-150. Определен орбитальныйпериод системы 0.06462793d. Объект наблюдался в среднем ‹Rc›=17.8m в 2013 и 2017 гг. и высоком состояниях ‹Rc›=16.8m в 2016 г. Анализ кривых блеска показал, что аккреция в системе происходит на два магнитных полюса белого карлика. Спектры объекта имели типичныйдля поляров вид с интенсивными эмиссионными линиями водорода серии Бальмера (H I), нейтрального (He I) и ионизованного (He II) гелия, и более слабыми линиями тяжелых элементов (Fe II), (C II), (С III), (Mg II). Эмиссионные линийводорода и гелия показали двухкомпонентную структуру. Определены параметры системы: M1=0.56±0.04M, M2=0.133±0.008M, q=0.24±0.001, i=79±1°, RL2=0.16±0.01R, RL2/R2=1.04, A=0.6±0.02R.

Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 328-335 (2019) | Рубрика: 18

Кукушкин Д.Е., Бычков В.Д., Сазоненко Д.А., Бахолдин А.В., Васильев В.Н. «Оценка эффективности cтокс-поляриметра с различными анализаторами поляризации» Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 336-344 (2019)

В настоящее время поляриметрические исследования в астрономии приобрели огромное значение. С их помощью изучаются магнитные поля звезд, определяется ориентация орбит экзопланет, эффекты отражения в атмосферах звезд и аккреционных дисках и многое другое. В статье представлен расчет оптических схем стокс-поляриметров с различными поляризационными анализаторами. Приведена сравнительная оценка пропускания поляриметров с призмой Волластона и с модифицированной призмой Фостера в качестве поляризационных анализаторов. Оценка пропускания производилась для разных форм прямоугольных выходных щелей и расстояний между ними в двух спектральных диапазонах. Приведены рекомендации по условиям использования призм Волластона и Фостера в стокс-поляриметрах, предназначенных для астрофизических исследований.

Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 336-344 (2019) | Рубрика: 18

Сазоненко Д.А., Кукушкин Д.Е., Вознесенская А.О., Бахолдин А.В. «Расчет астрономического спектрографа на базе плоской отражательной дифракционной решетки» Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 345-351 (2019)

Представлена методика расчета спектрографа для астрофизических исследованийна основе базовых входных и выходных параметров оптическойсистемы. В рамках предложеннойметодики можно определить основные характеристики компонентов спектрографа: фокусное расстояние коллиматора, фокусное расстояние проекционнойкамеры, угол блеска решетки, частоту решетки. В качестве базовых используются следующие параметры: необходимое спектральное разрешение, исследуемыйспектральныйдиапазон, входная апертура спектрографа, высота приемника по направлению дисперсии, доступная длина дифракционнойрешетки. Исходя из расчетного значения увеличения оптическойсистемы прибора, полученного на основе базовых параметров, предложены рекомендации по выбору принципиальнойсхемы спектрографа.

Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 345-351 (2019) | Рубрика: 18

Вольвач А.Е., Курбасова Г.С., Вольвач Л.Н. «Солнечно-земные циклы в климатических и геофизических характеристиках Крыма» Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 352-358 (2019)

Анализ временных рядов наблюдений климатических характеристик на полуострове Крым за период 1983–2005 гг. показал ускоренный рост (по сравнению с другими пунктами Крыма) инсоляции поверхности Земли в пункте Кара-Даг и аномальное снижение температуры поверхности Земли в пункте Фонарь. Вычислены параметры геомагнитного поля для пункта Кара-Даг. Для вычисления изменений параметров геомагнитного поля в Крыму использовался калькулятор IGRF-12. Обнаружены регулярные колебания в анализируемых временных рядах наблюдений, периоды которых совпадают с солнечно-земными циклами. Вычислены функции когерентности и определены периоды когерентных вариаций. В результате анализа поправок к вертикальным деформациям поверхности Земли в пункте Кацивели выделена сезонная составляющая и вычислены ее параметры.

Астрофизический бюллетень, 74, № 3, с. 352-358 (2019) | Рубрика: 18

Пушкарев В.В., Майорова Е.К., Верходанов О.В. «Спектральные свойства пиков фонового сигнала на средних и высоких мультиполях» Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 359-370 (2019)

Рассматриваются спектральные свойства неоднородностей космического микроволнового фона. Исследуются спектры неоднородностей в диапазоне частот от 30 до 217 ГГц по данным многочастотных карт космической миссии Planck со сглаживанием на разных угловых размерах. По данным зависимости термодинамической температуры от частоты показано, что карта на частоте 70 ГГц имеет распределение сигнала, отличающееся от данных на других частотах в зависимости от окна сглаживания. На 70 ГГц в спектре присутствует пик, наиболее сильно проявляющийся на картах без сглаживания. В спектрах неоднородностей, представленных зависимостью плотности потока от частоты, для данных на высоких мультиполях (l>200, τ<30”) обнаружено отличное от низких мультиполей (l<200) поведение сигнала, которое демонстрирует монотонно растущий спектр с увеличением частоты от 30 до 217 ГГц.

Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 359-370 (2019) | Рубрика: 18

Сотникова Ю.В., Муфахаров Т.В., Майорова Е.К., Мингалиев М.Г., Удовицкий Р.Ю., Бурсов Н.Н., Семенова Т.А. «Многочастотное исследование GPS-источников» Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 371-388 (2019)

Gigahertz-Peaked spectrum (GPS) – компактные активные ядра галактик, предположительно молодые предшественники ярких радиоисточников, представляющие интерес как ранние стадии их эволюции. Исследование радиосвойств GPS дает информацию об особенностях синхротронного излучения во внегалактических структурах. В прикладной области исследований GPS являются полезными как компактные стационарные радиоисточники на небе. В работе представлены результаты многочастотного исследования GPS, основанного на квазиодновременных измерениях на радиотелескопе РАТАН-600 в период 2006–2017 гг. Получен каталог спектральных плотностей потоков GPS на шести частотах: 1.1, 2.3, 4.8, 7.7/8.2, 11.2 и 21.7 ГГц. Дополнительно для анализа радиоспектров привлечены данные низкочастотных обзоров GLEAM (GaLactic and Extragalactic Allsky Murchison widefield array survey) и TGSS (Tata institute for fundamental research GMRT Sky Survey) и высокочастотные измерения Planck. Выявлено 164 GPS и кандидата (17 из них – новые), что составляет незначительную долю GPS в исходной выборке ярких АЯГ – порядка 2%. Обнаружена неоднородность физических свойств и условий формирования синхротронного излучения в GPS разных типов АЯГ. Подтвержден дефицит далеких GPS (z>2) с низкими значениями частоты максимума (менее 1 ГГц). Существующая антикорреляция «размер–частота максимума» имеет непрерывный характер. Наблюдается статистическое укручение континуальных радиоспектров объектов с ростом красного смещения.

Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 371-388 (2019) | Рубрика: 18

Копылова Ф.Г., Копылов А.И. «Скопления галактик и их окрестности: «красная последовательность», темп звездообразования, звездная масса» Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 389-403 (2019)

Исследованы ближайшие окрестности (R<3R200c) 40 групп и скоплений галактик локальной Вселенной (0.02<z< 0.045 и 300 км с–1<σ<950 км с–1).

Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 389-403 (2019) | Рубрика: 18

Гроховская А.А., Додонов С.Н. «Крупномасштабное распределение галактик поля HS 47.5-22. I. Методика анализа данных» Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 404-413 (2019)

Представлены результаты методических работ по автоматическому анализу крупномасштабного распределения галактик. Выделение кандидатов в скопления и группы галактик проводилось с использованием двух взаимодополняющих методов определения карт контраста плотности в тонких слоях трехмерного крупномасштабного распределения галактик: фильтрующего алгоритма с адаптивным ядром и диаграмм Вороного. Разработанные алгоритмы были протестированы на 10 наборах данных модельного каталога MICE, кроме того были определены статистические параметры полученных результатов (полнота, чистота выборки и т.д.). Также полученные карты контраста плотности были применены для определения пустот-войдов.

Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 404-413 (2019) | Рубрика: 18

Уклеин Р.И., Малыгин Е.А., Шабловинская Е.С., Перепелицын А.Е., Гроховская А.А. «Фотометрическое эхокартирование BLR-областей AGN в диапазоне 0.1<z<0.8. I. Методика наблюдений» Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 414-422 (2019)

Уточнение калибровочной зависимости для определения размеров области формирования широких линий (broad-line region, BLR) по наблюдаемой в оптическом диапазоне светимости активных ядер галактик (AGN) является необходимой задачей для исследования таких фундаментальных параметров далёких AGN, как, например, масса центральной сверхмассивной чёрной дыры. Наиболее популярным способом оценки размеров BLR-областей на сегодняшний день является метод эхокартирования, основанный на измерении временной задержки между континуальным потоком и потоком в эмиссионной линии. В работе применяется метод фотометрического эхокартирования в среднеполосных фильтрах, адаптированный для наблюдений на 1-м телескопе Цейсс-1000 САО РАН, для исследования AGN с широкими линиями в диапазоне красных смещений 0.1<z<0.8. Описаны использованные методы наблюдений и обработки данных, приведена выборка объектов и продемонстрирована стабильность используемого метода.

Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 414-422 (2019) | Рубрика: 18

Тихонов Н.А. «Расстояние до иррегулярной галактики Кассиопея-1, расположенной в зоне Млечного пути» Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 423-430 (2019)

На основе архивных снимков космического телескопа Хаббла проведена звездная фотометрия карликовой иррегулярной галактики Кассиопея-1 (Cas 1), находящейся в зоне Млечного пути. На полученной диаграмме Герцшпрунга–Рессела выделены голубые сверхгиганты, которые концентрируются в областях звездообразования. Найдено, что видимая на диаграмме Герцшпрунга–Рессела ветвь красных звезд состоит из многочисленных AGB-звезд и небольшого числа более ярких красных сверхгигантов. На функции светимости красных гигантов и AGB-звезд, выбранных на периферии галактики, виден TRGB-скачок при I=23.67m, который соответствует началу ветви красных гигантов. Используя TRGB-метод, мы определили модуль расстояния до галактики Cas 1, который равен (m–M=26.01±0.08, что соответствует расстоянию D=1.6±0.1 Мпк. Полученное значение показывает, что галактика находится вблизи Местной группы и изолирована от других галактик. Абсолютная светимость Cas 1 на основе нового измерения расстояния равна MV=–14.2, то есть это действительно карликовая галактика. Расположение ветви AGB-звезд на диаграмме Герцшпрунга–Рессела и измеренная металличность красных гигантов показывает, что галактика Cas 1 обладает очень низкой металличностью [Fe/H]=–2.8.

Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 423-430 (2019) | Рубрика: 18

Марсаков В.А., Коваль В.В., Гожа М.Л. «Шаровые звездные скопления в Галактике: химический состав vs кинематика» Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 431-453 (2019)

Выполнен комплексный статистический анализ связей между химическими и пространственно кинематическими параметрами шаровых звездных скоплений Галактики. Данные авторского компилятивного каталога содержат астрофизические параметры для 157 скоплений и относительные содержания α-элементов для 69 скоплений. Для 121 скопления данные дополнены пространственно кинематическими параметрами, взятыми из литературных источников. Обсуждается феномен покраснения горизонтальных ветвей малометалличных аккрецированных шаровых скоплений. Рассматривается противоречие между критериями принадлежности скоплений к подсистемам толстого диска и гало по химическим и кинематическим свойствам. Заключается оно в том, что, независимо от принадлежности к галактическим подсистемам по кинематике, почти все металличные ([Fe/H]>–1.0) скопления располагаются близко к центру и плоскости Галактики, тогда как среди менее металличных из обеих подсистем много далеких. Различия в содержаниях α-элементов у звездных объектов Галактики и окружающих ее маломассивных карликовых галактик-спутников подтверждают известное заключение о том, что все шаровые скопления и звезды поля аккрецированного гало являются остатками галактик более высокой массы, чем нынешнее окружение Галактики. Возможным исключением является далекое малометалличное скопление с низкими относительными содержаниями α-элементов Rup 106.

Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 431-453 (2019) | Рубрика: 18

Козырева В.С., Кусакин А.В., Крайни Т., Богомазов А.И. «Фотометрические исследования 21 затменной двойной с эксцентричной орбитой» Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 454-461 (2019)

Описывается постановка задачи поиска апсидального движения в 21 затменной двойной звезде. Приводится оценка возможности его определения в изучаемых системах в ближайшие годы, а также результаты наблюдений за 2009–2018 годы, в ходе которых были получены моменты минимумов кривых блеска данных звезд. Точность определения орбитальных периодов изучаемых двойных повышена в 10–100 раз по сравнению с имевшимися ранее данными. Для двух систем определены фотометрические элементы. В

Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 454-461 (2019) | Рубрика: 18

Саванов И.С. «Изменения амплитуды переменности блеска звезд спектральных классов А–М» Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 462-468 (2019)

Изучены диаграммы зависимости параметра Rvar (амплитуда переменности блеска, индикатор активности) от эффективной температуры и периода вращения звезд спектральных классов А–М. Общий набор данных дает представление об изменениях этого параметра у звезд, обладающих конвекцией. Подтверждено, что предел применимости гирохронологического соотношения PtM соответствует не предельной величине (B–V )0>0.47, а связь между периодом вращения и цветом также видна вплоть до групп звезд с ((B–V )0=0.2. Показано, что величина параметра Rvar для звезд с эффективными температурами 6500–7500 К ниже примерно на порядок, чем для звезд типа А, что указывает на немонотонный характер изменений параметра и не позволяет сделать вывод о наличии единой зависимости этого параметра во всем температурном диапазоне. На диаграмме Rvar–P (период вращения) звезды спектрального класса А попадают на последовательность быстровращающихся активных объектов, а близкие к ним по температурам звезды спектрального класса F (и объекты из скопления NGC 6866) лежат на другой последовательности – быстровращающихся объектов с малой амплитудой переменности блеска. Обсуждаются наличие единой связи между свойствами вращательной активности у звезд спектральных классов А, F и более поздних, а также возможные физические процессы, ведущие к реализации стандартного гирохронологического соотношения и активности у А-звезд.

Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 462-468 (2019) | Рубрика: 18

Романюк И.И. «Магнитные поля химически пекулярных и родственных им звезд. 5. Основные результаты 2018 года и анализ ближайших перспектив» Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 469-483 (2019)

Приводится обзор около сотни работ, выполненных по теме «Магнитные поля и физические параметры химически пекулярных и родственных им звезд«, опубликованных в основном в 2018 г. в ведущих астрономических изданиях. Рассмотрены проекты новых телескопов и навесного оборудования для их оснащения, а также первые результаты, полученные на новых, недавно введенных в строй инструментах. Выполнен обзор новых работ по методике наблюдений, обработке и анализу данных. Представлены результаты спектроскопических исследований пекулярных звезд: их химический состав и другие параметры. Продолжались как классические наземные фотометрические наблюдения, так и выполнялась высокоточная фотометрия на космических телескопах. Наибольшее внимание в обзоре уделено магнитным полям звезд. Представлены результаты наблюдений крупномасштабных полей ОВА-звезд и локальных полей холодных активных звезд. Обнаружены десятки новых магнитных звезд. Рассматриваются также результаты некоторых наблюдений магнитных белых карликов и экзопланет, представляющих интерес в рамках рассматриваемой нами проблемы.

Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 469-483 (2019) | Рубрика: 18

Колбин А.И., Шиманский В.В., Алексеев И.Ю., Шиманская Н.Н., Габдеев М.М., Цымбал В.В. «Анализ спектроскопических наблюдений V837 Tau – звезды типа RS CVn» Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 484-498 (2019)

Выполнен анализ спектров звезды V837 Tau, принадлежащей к классу хромосферно активных звезд типа RS CVn. Наблюдательный материал был получен на Российско-Турецком телескопе РТТ-150 и телескопе ЗТШ Крымской астрофизической обсерватории. Для выявления признаков фотосферной запятненности главного компонента и выделения слабого вторичного компонента проведена деконволюция «усредненного» спектрального профиля системы. Путем описания кривых лучевых скоростей уточнены элементы орбиты двойной системы, а методом моделирования спектров определены фундаментальные параметры компонентов, а также химический состав атмосферы яркого компонента. При помощи метода доплеровского картирования восстановлено распределение пятен по поверхности яркой звезды. Показано, что пятна концентрируются в поясе на средних (около 40°) широтах. Профили водородных линий имеют переменную эмиссионную составляющую яркого компонента, а в линии Hα обнаруживаются признаки хромосферной активности вторичного компонента.

Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 484-498 (2019) | Рубрика: 18

Масда С.Г., Докобо Х.А., Хуссейн А.М., Мардини М.К., Аль-Амерьин Х.А., Кампо П.П., Хан А.Р., Патан Д.М. «Физические и геометрические параметры тройной системы HIP 109951» Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 499-509 (2019)

Представлены точные определения физических и геометрических параметров тройной системы HIP 109951 (WDS J22161-0705AB), состоящей из компонентов A, Ba и Bb. Двойственность компонента B была недавно подтверждена по вариациям лучевых скоростей. Системы изучались с помощью комплексного метода, разработанного Аль-Вардатом для исследования тесных визуально-двойных систем, использующего метод бланкетированных моделей атмосфер Куруца (Atlas 9) вкупе с аналитическими расчетами геометрических параметров (методом, разработанным Докобо) тройной системы. Синтетические распределения энергии в спектре и синтетическая звездная фотометрия системы в целом и ее отдельных компонентов были сравнены с наблюдательными данными. Также приводятся положения компонентов.

Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 499-509 (2019) | Рубрика: 18

Клочкова В.Г. «Единство и разнообразие семейства желтых гипергигантов» Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 510-525 (2019)

Обобщены результаты многолетнего спектрального мониторинга с разрешением R≥60 000 желтых гипергигантов (YHGs) северной полусферы. В спектрах этих F–G звезд предельной светимости, компактно расположенных в верхней части диаграммы Герцшпрунга–Рессела, найдено разнообразие спектральных особенностей: различные типы профиля Hα, наличие (или отсутствие) запрещенных и разрешенных эмиссий, а также оболочечных компонентов. Изучена переменность спектральных деталей различной природы. Определены абсолютная светимость, скорость расширения околозвездных оболочек, амплитуда пульсаций. Подтверждена достоверность статуса YHG для V1427 Aql; зафиксированы проявления значительной динамической нестабильности верхних слоев атмосферы ρ Cas после выброса 2017 г. и расслоение ее газовой оболочки; доказано отсутствие компаньона в системе гипергиганта V509 Cas; сделан вывод о приближении гипергиганта V1302 Aql к низкотемпературной границе Желтого Войда.

Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 510-525 (2019) | Рубрика: 18

Шимон В., Эдельманн Х. «Долговременная активность малоизученной карликовой новой DT Octantis» Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 526-534 (2019)

Анализируется долговременная активность малоизвестной карликовой новой DT Oct. Используются результаты фотографических наблюдений, проводившихся в обсерватории Бамберга (Southern Patrol Photographic Sky Survey (SPPSS)), ПЗС-данные из обзора ASAS-3 и данные AAVSO (как ПЗС, так и визуальные). Определены интервалы повторения супервспышек TCso (приблизительно 311 дней) и обычных вспышек TCno (примерно 30 дней). Продолжительность супервспышек меняется постепенно и претерпевает небольшие изменения (увеличения или уменьшения) длительности близких или соседних событий (на шкале времени в несколько эпох), тогда как значения TCso варьируются значительно сильнее на более длительных временных шкалах. Высказывается предположение о существовании доминирующего тренда уменьшения TCso на временах в десятки лет. Возможно, замагниченный белый карлик не влияет на долговременную активность DT Oct, присущую системам типа SU UMa. Рассматривается временная эволюция супервспышек DT Oct в связи с временным поведением, характерным для карликовых новых различных подклассов.

Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 526-534 (2019) | Рубрика: 18

Сотникова Ю.В., Ковалев Ю.А., Эркенов А.К. «Метод синхронной калибровки РАТАН-600 с использованием двух его секторов» Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 535-543 (2019)

Предлагается метод «самокалибровки» двух секторов радиотелескопа РАТАН-600 на основе синхронных измерений сильных внегалактических источников, в том числе переменных. Метод дает тонкие поправки к штатной калибровке на каждом из секторов. Он основан на том, что идеальные синхронные независимые измерения одних и тех же объектов должны давать одинаковые результаты. Отличия от единицы результата аппроксимации отношения потоков, синхронно измеренных на двух секторах для подвыборки сильных источников, рассматриваются как систематические погрешности калибровки, используются для расчета поправок, исключающих эти погрешности, и применяются к измерениям всех объектов выборки в данном цикле наблюдений. Метод апробирован на двух секторах РАТАН-600 в меридианных многочастотных измерениях и может применяться и для независимых пар любых близко расположенных антенн. Тогда аналогом сектора РАТАН-600 является отдельный телескоп. Для далеко разнесенных антенн будет вноситься дополнительная погрешность из-за разного влияния атмосферы и высоты объектов при синхронных наблюдениях.

Астрофизический бюллетень, 74, № 4, с. 535-543 (2019) | Рубрика: 18

Акимкин В.В. «Размеры протопланетных дисков» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 4-8 (2019)

С введением в строй мм-интерферометра ALMA появилась возможность массового определения размеров протопланетных дисков в ближайших областях звездообразования. Данные оценки проводятся как для газовой компоненты по излучению молекулы СО, так и для пылевой компоненты по излучению в континууме. В данной работе на основе гидродинамического моделирования представлена эволюция физических и видимых размеров протопланетного диска с типичными параметрами. Показано, что в то время как физический размер газового диска растет со временем из-за вязкого расширения, физический размер пылевого диска уменьшается за счет эффектов эволюции пыли. Видимый же размер пылевого диска зависит от длины волны наблюдений и немонотонно эволюционирует на масштабе миллиона лет.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 4-8 (2019) | Рубрика: 18

Акимкин В.В., Павлюченков Я.Н. «Спектральный индекс в дальнем инфракрасном диапазоне для протопланетного диска с пористой пылью» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 9-14 (2019)

Слипание мелких микронных пылинок в макроскопические агрегаты считается важным этапом, сопровождающим образование планет в протопланетных дисках. Наличие и свойства субмиллиметровых пылинок должны оказывать заметное влияние на спектральные характеристики диска в дальнем инфракрасном диапазоне. В данной работе мы моделируем эволюцию газа и пыли в протопланетном диске и исследуем, как в рамках нашей модели наклон спектра (спектральный индекс) в миллиметровом диапазоне зависит от пористости пылевых частиц. Для этого мы используем гидродинамическую код FEOSAD, который описывает динамику самогравитирующего диска с учетом коагуляции, фрагментации и радиального дрейфа пылинок. Мы показываем, что выраженный максимум в радиальном профиле спектрального индекса проявляются для компактной пыли и практически отсутствует для пылинок со степенью пористости 90%, что согласуется с результатами других авторов.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 9-14 (2019) | Рубрика: 18

Топчиева А.П., Павлюченков Я.Н., Акимкин В.В., Кирсанова М.С. «Моделирование инфракрасных спектров областей HII» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 15-20 (2019)

Массивные звезды формируют возле себя области ионизованного (HII) водорода. Расширяясь со временем, области HII оказывают существенное влияние на межзвездную среду. Важную информацию о структуре этих объектов несут наблюдения в инфракрасном (ИК) диапазоне, однако интерпретация ИК спектров областей HII остается сложной задачей, что связано с богатством физических процессов, ответственных за формирование ИК спектра. В данной работе исследована зависимость ИК спектра излучения рассматриваемого объема области HII от его расстояния до звезды и от содержания полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) в общей массе пыли. Представлены также результаты моделирования ИК излучения на основе нашей химико-динамической модели области HII.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 15-20 (2019) | Рубрика: 18

Топчиева А.П., Вибе Д.З. «Связь галактических областей hii с внегалактическими областями звездообразования» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 21-26 (2019)

В работе сопоставляются инфракрасные наблюдения галактических областей ионизованного водорода и внегалактических комплексов звездообразования. Анализируется роль возможной зависимости инфракрасных потоков областей HII от эффективной температуры ионизующей звезды. Показано, что если внегалактический комплекс ионизованного водорода можно представить в качестве ансамбля областей HII, аналогичных областям HII в нашей Галактике, в модельных комплексах звездообразования с массой менее 30000 M наблюдается зависимость отношения потоков на 8 и 24 мкм от массы комплекса.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 21-26 (2019) | Рубрика: 18

Максимова Л.А., Павлюченков Я.Н., Воробьев Э.И. «Анализ конвективно-неустойчивых областей, возникающих при моделировании эволюции протопланетного диска» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 27-33 (2019)

Образование и эволюция протопланетных дисков являются важными этапами в формировании планетных систем. Однако несмотря на впечатляющие успехи в наблюдениях протопланетных дисков, до сих пор невыясненным остается механизм переноса массы и углового момента. Одним из таких механизмов может быть конвекция, приводящая к турбулизации среды и увеличению вязкости диска. Конвекция в протопланетных дисках – сложный процесс, описание которого требует реалистичных гидродинамических и тепловых моделей. Поэтому роль конвекции в турбулизации диска и его общей эволюции до сих плохо изучена. В данной работе проанализированы условия возникновения конвекции для эволюционной модели газового диска FEOSAD, в рамках которой рассчитывается детальная вертикальная структура диска. Показано, что внутренние области модельного диска являются конвективно-неустойчивыми, что приводит к необходимости их учета в будущих моделях.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 27-33 (2019) | Рубрика: 18

Павлюченков Я.Н. «Темп нагрева в модели диффузионного аккреционно-декреционного диска» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 34-39 (2019)

Для описания эволюции околозвездных дисков широко используется модель вязкого диска, в которой турбулентность представлена аналогично молекулярной вязкости и считается основным фактором переноса углового момента. Ранее нами была предложена модель диффузионного аккреционнодекреционного диска, в котором турбулентность описывается как обмен массой между соседними областями при условии сохранения углового момента. В данной работе в рамках развития модели диффузионного диска представлен вывод формулы для темпа нагрева газа, связанного с высвобождением гравитационной энергии.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 34-39 (2019) | Рубрика: 18

Молярова Т.С., Акимкин В.В., Воробьев Э.И. «Распределение летучих соединений в самогравитирующем протозвездном диске» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 40-44 (2019)

Одним из компонентов протозвездных дисков являются летучие соединения, которые в зависимости от условий в диске могут находиться либо в газовой фазе, либо в виде ледяных мантий на поверхности пылинок. В работе исследуется теоретическое распределение основных летучих соединений (H2O, CO2, CH4 и CO) по самогравитирующему протозвездному диску. Представлена модель вымерзания летучих соединений при наличии двух населений пыли. Проводится моделирование с помощью двумерного гидроднамического кода FEOSAD с учетом эволюции пыли и вымерзания льдов.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 40-44 (2019) | Рубрика: 18

Молярова Т.С., Элбакян В.Г. «Химический отклик вспышек аккреции в погруженных фуорах» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 45-49 (2019)

К фуорам, или молодым звездным объектам, испытывающим внезапные вспышки светимости, относятся как проэволюционировавшие объекты класса II, так и более молодые объекты класса I, окруженные газопылевой оболочкой. В данной работе рассматривается влияние вспышки фуора на химический состав протопланетного диска и оболочки. Сравниваются результаты астрохимического моделирования, в частности, распределение молекулы CO, в моделях с оболочкой и без нее.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 45-49 (2019) | Рубрика: 18

Молярова Т.С., Вибе Д.З. «Сопоставление наблюдаемых содержаний сложной органики в V883 ORI с результатами астрохимического моделирования» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 50-55 (2019)

Звезда V883 Ori относится к классу фуоров – молодых звезд, испытывающих яркие вспышки светимости. Недавние наблюдения линий молекул на интерферометре ALMA показывают, что в диске вокруг этой звезды присутствуют сложные химические соединения: метанол (CH3OH), метилформиат (HCOOCH3), ацетальдегид (CH3CHO) и др. В работе проводится моделирование химического состава протопланетного диска с параметрами, близкими к параметрам V883 Ori, во время вспышки светимости. Проводится сравнение полученных концентраций отдельных молекул с их наблюдаемыми концентрациями.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 50-55 (2019) | Рубрика: 18

Гришанова И.А., Молярова Т.С., Сачков М.Е. «П оиск кандидатов в переменные типа Т Tauri в ассоциации Serpens-Aquila» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 56-60 (2019)

Исследована туманность в созвездиях Serpens-Aquila на предмет поиска кандидатов в переменные T Tauri. Отбор осуществлялся на основе фотометрических измерений телескопа GALEX и данных из каталога 2MASS. Сформулированы критерии поиска кандидатов в звезды типа T Tauri, составлен список кандидатов, найденных в области Serpens-Aquila. Объекты войдут в программу исследований миссии «Спектр-УФ».

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 56-60 (2019) | Рубрика: 18

Борщева Е.В., Вибе Д.З. «Астрохимические базы данных как источник неопределенности при моделировании» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 61-66 (2019)

Исследована зависимость результатов астрохимического моделирования от выбора базы данных химических процессов. Показано, что в условиях, характерных для плотных ядер и периферии молекулярных облаков, использование баз данных KIDA и UDFA приводит к существенным (выше порядка величины) различиям результатов моделирования примерно для половины соединений, теоретическое содержание которых относительно водорода превышает 10–12. В условиях срединной плоскости протопланетного диска расхождение, превышающее порядок величины, наблюдается уже более чем для 70% молекул, как сложных, так и малоатомных. Таким образом, выбор базы данных для моделирования оказывается весьма критичным элементом исследования.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 61-66 (2019) | Рубрика: 18

Пахомов Ю.В., Горда С.Ю. «Калибровка BV RI-фотометра телескопа АстроСиб-500RC Коуровской обсерватории» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 68-72 (2019)

На основе наблюдений звезд площадки Ландольта L98 проведена калибровка фотометрической системы BV RI-фотометра, установленного на телескопе АстроСиб-500RC Коуровской обсерватории. Определены коэффициенты трансформации инструментальных звездных величин и показателей цвета.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 68-72 (2019) | Рубрика: 18

Пахомов Ю.В. «Оценка точности измерения эквивалентных ширин» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 73-78 (2019)

Выполнен анализ зависимости ошибок измерения эквивалентных ширин (EW) от основных типов шумов ПЗС матрицы (распределения вероятности Гаусса, Пуассона и равномерное), их мощности и интенсивности спектральных линий. Показано, что зависимость от типа шума отсутствует; ошибки обратно пропорциональны отношению сигнала к шуму (SN); существует зависимость от интенсивности линии. Выведена эмпирическая формула ошибки, как функция SN и EW.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 73-78 (2019) | Рубрика: 18

Пахомов Ю.В., Рябчикова Т.А. «Эволюция базы данных параметров спектральных линий VALD» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 79-84 (2019)

Описано современное состояние базы данных атомных параметров спектральных линий VALD (Vienna Atomic Line Database), которая была создана в рамках международного сотрудничества ученых Австрии, России и Швеции в 1995 г. Продолжающееся сотрудничество, в основном, ученых России и Швеции привело к значительному расширению VALD как в количественном, так и в качественном отношении. Приводится статистика использования VALD астрономическим сообществом.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 79-84 (2019) | Рубрика: 18

Николенко И.В., Крючков С.В., Барабанов С.И., Волков И.М. «Телескопы Симеизской обсерватории ИНАСАН: сегодняшнее состояние и перспективы» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 85-92 (2019)

Приведен обзор телескопов, имеющихся на Симеизской обсерватории ИНАСАН, и перспективы их развития.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 85-92 (2019) | Рубрика: 18

Ибрагимов М.А. «Сеть ИНАСАН: опыт создания широкоугольных 1м телескопов» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 93-98 (2019)

Описан и обсужден опыт ИНАСАН по созданию широкоугольных 1м телескопов. Описано текущее состояние дел и перспективы по созданию в ИНАСАН широкоугольных телескопов класса 1–2 м и распределенных сетей из таких телескопов.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 93-98 (2019) | Рубрика: 18

Кузин С.П. «Методика обработки doris измерений формата RINEX» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 99-103 (2019)

Группа космической геодезии ИНАСАН является одним из центров анализа измерений французской спутниковой радиотехнической доплеровской системы DORIS (Determination of Orbit and Integrated Radiopositioning by Satellite) и регулярно, начиная с 1998 г., поставляет свои продукты в Международную Службу DORIS (IDS). DORIS измерения обрабатываются в настоящее время центром анализа ИНАСАН в формате doris2.2 с помощью программного пакета GIPSY-OASIS II, разработанного JPL (США). Начиная с запуска спутника JASON-2 (2008 г.) измерения системы DORIS появились в новом формате RINEX, который в ближайшем будущем станет единственным форматом представления DORIS данных. Так как теущая версия программы GIPSY-OASIS II не поддерживает обработку измерений формата RINEX, то в целях дальнейшего существования ИНАСАН, как центра анализа IDS, возникла необходимость разработки собственного программного пакета обработки DORIS данных формата RINEX. В конце 2018 г. получены первые результаты обработки DORIS данных, выраженных в формате RINEX. В данной статье приводится методика обрабтки DORIS измерений формата RINEX.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 99-103 (2019) | Рубрика: 18

Кузин С.П. «Сравнительный анализ современного состояния отечественной системы фундаментального геодезического обеспечения и обоснование необходимости ее мониторинга» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 104-109 (2019)

Наша планета – сложная динамическая система, состоящая из ряда подсистем (твердой Земли, гидросферы, атмосферы, криосферы, биосферы). Все подсистемы Земли находятся в постоянном взаимодействии и динамическом равновесии. При этом изменения параметров подсистем могут приводить к природным катастрофам: землетрясения, цунами, извержение вулканов и другие катаклизмы, которые отражают динамику нашей неспокойной планеты. Понимание системы Земля не может быть достигнуто без достаточного количества наблюдений большого числа параметров, характеризующих процессы в земной системе. В связи с этим весьма актуальной задачей является создание системы мониторинга параметров, характеризующих процессы в системе Земля. Осуществление мониторинга за этими параметрами осуществляется с помощью системы фундаментального геодезического обеспечения, которая, в свою очередь, сама подвержена непрерывным изменениям и нуждается в постоянном мониторинге.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 104-109 (2019) | Рубрика: 18

Рыхлова Л.В., Клюйков А.А. «Космическая геодезия: от первого ИСЗ до современных космических технологий» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 110-115 (2019)

С запуском первого ИСЗ началась принципиально новая эра в изучении фигуры и гравитационного поля Земли. В статье отражены основные этапы развития методов космической геодезии при определении фигуры и гравитационного поля Земли, а также использование этих методов для решения задач геофизики, геодинамики, океанологии и других наук о Земле.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 110-115 (2019) | Рубрика: 18

Леонов В.А., Крючков С.В., Мазуров В.А. «Техническое обеспечение наблюдений слабых поточных метеоров» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 116-121 (2019)

Конструктив современных систем наблюдений за метеорами в последние два десятилетия практически не изменился и обычно включает ПЗС-камеру, объектив, герметичный кожух и прочие вспомогательные системы для стабилизации температуры, открытия/закрытия крышки объектива и передачи данных. Поэтому модернизация и усовершенствование таких систем может происходить в разных направлениях – это внедрение новых технических решений, которые обычно происходят посредством улучшения оптики, и редко осуществляется путем внедрения новых механизмов, и усовершенствование электронной части и систем управления – печатных плат или микроконтроллеров. В работе рассмотрены некоторые способы усовершенствования патрульных метеорных камер, применяемых в ИНАСАН для регистрации слабых поточных метеоров.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 116-121 (2019) | Рубрика: 18

Панчук В.Е., Клочкова В.Г., Юшкин М.В., Сачков М.Е., Марченко Д.В. «Эффективность спектроскопических наблюдений звезд. I. Параметры спектральных линий» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 122-131 (2019)

С использованием опыта работ на БТА, рассматривается влияние различных характеристик (время экспозиции, спектральное разрешение, шумы приемника) на результативность спектроскопических наблюдений звезд. Показано, что для увеличения точности определения астрофизических параметров наиболее экономичным является не увеличение времени экспозиции, а увеличение спектрального разрешения.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 122-131 (2019) | Рубрика: 18

Панчук В.Е., Клочкова В.Г., Юшкин М.В., Сачков М.Е., Кулагин Е.С., Марченко Д.В. «Эффективность спектроскопических наблюдений звезд. ii.Профили и смещения линий. некоторые технические решения» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 132-139 (2019)

Рассматривается проблема экономичных измерений профилей линий и доплеровских смещений. Обсуждаются различные пути повышения эффективности спектроскопии высокого и сверхвысокого разрешения.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 132-139 (2019) | Рубрика: 18

Сичевский С.Г., Сачков М.Е., Шмагин В.Е., Иосипенко С.В., Архангельский Р.Н., Шустов Б.М., Шугаров А.С., Шостак С.В. «Оптимизация оптической схемы БКП для реализации научных задач проекта «Спектр-УФ»» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 140-145 (2019)

Основная задача космического комплекса «Спектр-УФ» – проведение наблюдений космических объектов в УФ-диапазоне (115–310 нм). В рамках реализации космическим комплексом программы научных исследований блок камер поля (БКП) предназначен для получения изображений с дифракционным качеством. В работе кратко описана конструкция БКП и его оптическая система.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 140-145 (2019) | Рубрика: 18

Сичевский С.Г., Иосипенко С.В., Шмагин В.Е., Сачков М.Е., Шостак С.В. «Концепция малого космического аппарата для наблюдений в УФ-диапазоне» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 146-151 (2019)

Предложена концепция малого космического аппарата в формфакторе 3U для проведения наблюдений в УФ-диапазоне с помощью трехзеркальной камеры с полем зрения не менее 5° . Основная задача научной программы такого аппарата – это наблюдение ярких объектов и областей, которые были недоступны космическому аппарату GALEX.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 146-151 (2019) | Рубрика: 18

Шугаров А.С. «М оделирование совместной работы космической системы СОДА и наземного телескопа GWAC для обнаружения опасных астероидов декаметрового размера» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 152-157 (2019)

Метеороиды декаметрового размера могут быть достаточно опасными и должны быть включены в программу массового обнаружения потенциально опасных объектов. Космический проект СОДА предназначен для массового обнаружения декаметровых тел, движущихся со стороны Солнца. Наземный мультиапертурный телескоп GWAC проекта SVOM имеет потенциал для поиска объектов на ночном небе. В работе проведено моделирование общей зоны видимости проектов СОДА и GWAC и показано, что при одновременной работе обеспечивается обнаружение декаметровых астероидов, летящих с любых направлений, не менее чем за несколько часов до возможного столкновения с Землей.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 152-157 (2019) | Рубрика: 18

Мусаев Ф.А., Барабанов С.И., Сергеев А.В. «Многомодовый спектрограф фокуса Кассегрен (MMCS) телескопа Zeiss-2000 обсерватории Пик Терскол» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 158-169 (2019)

Представлено детальное описание многомодового спектрометра фокуса Кассегрен (Multi Mode Cassegrain Spectrometer (MMCS)) 2-м телескопа на пике Терскол. Спектрометр состоит из заменяемых модулей, что позволяет при необходимости переходить от одной спектральной моды к другой в течение наблюдательной ночи. На спектрометре реализованы четыре спектральные моды в видимом диапазоне длин волн: призменный вариант (R=100), классический вариант (R=1500), квазиэшелльная мода (R=5000), эшелле мода (R=13500). Для всех этих мод проницающая способность близка к теоретически предельной звездной величине с отношением сигнал/шум не менее 10. Приводятся особенности устройства спектрометра, характеристики различных мод, примеры получаемых спектров и примеры решения с его помощью некоторых астрофизических задач.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 158-169 (2019) | Рубрика: 18

Пузин В.Б., Сизова М.Д. «Спектральные наблюдения звезд с экзокометной активностью» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 172-178 (2019)

Кометы – малые ледяные тела Солнечной системы, которые испаряются и газят при приближении к Солнцу. В Солнечной системе за все время астрономических наблюдений обнаружено несколько тысяч комет. Пояс Койпера и облако Оорта могут содержать триллионы таких замороженных тел. Однозначного ответа об их происхождении и эволюции не дано. Другие планетные системы так же, как и Солнечная система, могут содержать кометы. На сегодняшний день поиск и изучение экзокомет сосредоточены на исследовании молодых (<50 млн. лет) звезд спектрального класса А. Считается, что экзокометы формируются и эволюционируют подобно кометам в Солнечной системе. В рамках исследований кометной и экзокометной активности нами проведены спектральные наблюдения высокого разрешения трех молодых звезд (HD217782, HD21620, HD110411). В данной работе по спектральным наблюдениям звезды HD110411 на примере линии Ca II (3933 A) рассмотрена упрощенная методика обработки данных для детектирования экзокометной активности.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 172-178 (2019) | Рубрика: 18

Сизова М.Д., Павлюченков Я.Н., Нароенков С.А. «Моделирование орбит экзокомет в системе β Живописца» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 179-183 (2019)

Наблюдаемые особенности спектральных линий поглощения Ca II по направлению на звезду β Живописца (β Pictoris) связывают с экзокометной активностью в окрестностях этой звезды. Эти особенности проявляются как искажения звездного профиля линий поглощения Ca II, вызванных затмениями выпадающих испаряющихся тел (falling evaporating bodies, FEBs). Ранее были выделены два семейства экзокомет, имеющих различные радиальные скорости: семейство «S» с Vr = 36±55 км/с и семейство «D» c Vr = 15±6 км/с. Целью данной работы является поиск и исследование орбит экзокометных тел, которые могут быть ассоциированы с семейством «D». Полученные результаты позволяют утверждать, что параметры орбит изменяются в широких пределах. В частности, существуют орбиты, близкие к круговым, и в то же время присутствуют орбиты с высокими эксцентриситетами.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 179-183 (2019) | Рубрика: 18

Пахомов Ю.В. «Моделирование профилей линий резонансного дублета натрия в спектре активного гиганта PZ Mon» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 186-191 (2019)

Выполнено моделирование сложных профилей линий Nai D1 и D2 в спектре активного гиганта PZ Mon. Профили состоят из четырех основных компонентов: звездный профиль поглощения, хромосферный эмиссионный, хромосферный самопоглощения и профиль межзвездной среды. Звездный профиль, в свою очередь, представлен тремя, соответствующими спокойной фотосфере, холодным и теплым пятнам. Определены параметры межзвездных облаков.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 186-191 (2019) | Рубрика: 18

Ибрагимов М.А., Гранкин К.Н. «Ревизованный статус переменной IX Oph» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 192-198 (2019)

С 1960-х годов переменная IX Oph была известна как звезда орионова населения. Спектры высокого разрешения 2004 г. привели к пересмотру этого статуса. Совокупная интерпретация этих спектров и 22-летней фотометрии 1987–2008 гг., описанной в настоящей работе, позволяет уточнить статус IX Oph. Ревизованный статус выглядит таким: IX Oph – это спектральнодвойная система SB1-типа, ее главный компонент – компактный невидимый объект с аккреционным диском и сильным УФ-излучением, а вторичный компонент – нормальная звезда К1-3 III. В рамках ревизованного статуса интерпретируются основные спектральные и фотометрические особенности IX Oph.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 192-198 (2019) | Рубрика: 18

Ибрагимов М.А. «Красные вспышки у переменной IX Oph» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 199-204 (2019)

Описаны необычные «красные» вспышки, наблюдавшиеся у переменной IX Oph в 1992–1993 гг.: «медленные» вспышки с «красным» максимумом, с обратным («красным») распределением амплитуд вспышек и с красными цветами. Собрана статистика по всем опубликованным событиям, похожим на красные вспышки у IX Oph. Она включает три объекта (UU CrB, FF Ori, IX Oph) и наблюдения 5 красных вспышек у них. Описаны основные свойства красных вспышек по набранной выборке.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 199-204 (2019) | Рубрика: 18

Ибрагимов М.А., Гранкин К.Н. «Фуор V1057 Cyg: блеск, цвета и квазипериоды в 1983–2003 гг .» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 205-212 (2019)

Проведен фотометрический и периодограммный анализ данных оптического мониторинга фуора V1057 Cyg в 1983–2003 гг. В результате обнаружено раздвоение («вилка») на диаграммах цвет-величина и установлен эффект увеличения периодов у V1057 Cyg. Оба обнаруженных свойства являются новыми и важными для понимания феномена фуора. Обнаруженные фотометрические особенности хорошо коррелируют с наблюдаемой спектральной эволюцией. Они позволяют естественным образом объяснить основные спектральные изменения V1057 Cyg. Для интепретации обнаруженных фотометрических собенностей предложена гипотеза самостветящегося изогнутого диска.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 205-212 (2019) | Рубрика: 18

Юнгельсон Л.Р., Пьерсанти Л., Торнамбе А., Кристало С. «Термоядерные вспышки звезд AM CVn» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 214-220 (2019)

Рассмотрена начальная стадия эволюции звезд типа AM CVn с донорами – белыми карликами (БК), сопровождающаяся термоядерными вспышками в слое аккрецированного He. Показано, что аккреция не приводит к детонации Не и аккреторы в системах AM CVn завершают эволюцию как массивные БК. Впервые показано, что в ходе вспышек возможен синтез богатых нейтронами изотопов, инициированный реакцией 22Ne(α, n)25Mg.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 214-220 (2019) | Рубрика: 18

Федорова А.В., Тутуков А.В. «Разрушение звезды в ходе эволюции системы "звезда–черная дыра промежуточной массы»» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 221-226 (2019)

Основным механизмом разрушения звезд вблизи сверхмассивных черных дыр (СМЧД) считается приливное разрушение в результате приближения звезды к СМЧД на критическое расстояние. В работе рассмотрен еще один возможный механизм – разрушение маломассивной звезды, образующей с СМЧД тесную двойную систему и приближающейся к ней в ходе эволюции. В этом случае решающее значение в процессе разрушения звезды играет облучение жестким излучением, возникающим при аккреции звездного вещества черной дырой. Численное моделирование показывает, что максимальная масса разрушающихся звезд растет с массой СМЧД. Для ЧД промежуточных масс 103, 104, 105M эта максимальная масса близка к 2, 4, 5 M.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 221-226 (2019) | Рубрика: 18

Карицкая Е.А., Бочкарев Н.Г. «К вопросу о "часовом механизме" в рентгеновской системе Her X-1=HZ Her» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 227-232 (2019)

Представлен обзор наших работ, в которых модель дискретного перетекания вещества в рентгеновской двойной Her X-1, предложенная Кроса и Бойнтоном, получила дальнейшее развитие и интерпретируются различные наблюдательные факты.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 227-232 (2019) | Рубрика: 18

Сытов А.Ю., Кононов Д.А. «О методе непосредственного наблюдения прецессионной спиральной волны плотности в аккреционных дисках катаклизмических переменных звезд» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 233-241 (2019)

Представлен метод получения томографического изображения прецессионной волны плотности в аккреционном диске катаклизмической переменной звезды. По результам численного моделирования построены синтетические профили эмиссионных линий, построены доплеровские томограммы прецессионной волны. Исследовано изменение положения волны в течение орбитального периода относительно других элементов течения. Эволюция построенных томограмм для разных фаз орбитального периода соответствует теоретическому описанию прецессионной волны и ее свойств.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 233-241 (2019) | Рубрика: 18

Малков О.Ю., Ковалева Д.А., Жуков А.О., Длужневская О.Б. «Оценка периода для визуальных двойных систем» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 244-250 (2019)

Орбитальный период достаточно легко определяется для всех наблюдательных типов двойных систем, кроме визуальных – самого представительного и самого многообещающего с точки зрения звездной статистики типа. Мы предлагаем новую методику оценки значения периода в условиях недостатка наблюдательных данных. Полученные результаты позволяют строить «бесшовные» распределения для двойных всех наблюдательных типов и изучать двойные системы на всем диапазоне фундаментальных параметров, определяющих их эволюцию.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 244-250 (2019) | Рубрика: 18

Малков О.Ю., Негу С.Х., Тессема С.Б. «Статистический анализ полуразделенных затменных двойных» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 251-256 (2019)

Представлены и проанализированы распределения классических и горячих полуразделенных затменных двойных по орбитальным и звездным параметрам. Показано, что расхождения в распределениях подтвержденных и заподозренных горячих систем проистекают из-за неучета различия эволюционных стадий классических и горячих полуразделенных систем.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 251-256 (2019) | Рубрика: 18

Малков О.Ю., Князев А.Ю., Катков И.Ю. «Соотношение масса-светимость быстро и медленно вращающихся звезд» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 257-263 (2019)

При сравнении радиусов компонентов затменных/спектроскопических двойных и одиночных звезд были обнаружены значительные расхождения для звезд спектральных классов B0V-G0V. Эта разница может объясняться синхронизацией и связанным с ней замедлением вращения таких компонентов в тесных системах. Предполагается, что компоненты долгопериодических затменных систем не синхронизованы с орбитальным вращением и, следовательно, вращаются быстро и эволюционируют подобно одиночным звездам. Данные только об этом типе двойных могут использоваться для построения соотношения масса-светимость для диапазона умеренных масс. Мы представляем здесь предварительные результаты пилотных спектроскопических наблюдений десятка таких систем, начатых на SALT/HRS с целью построить для них кривые лучевых скоростей и определить параметры компонентов. Это позволит сконструировать корректное, применимое к одиночным звездам, соотношение масса-светимость и пересмотреть вид начальной функции масс на диапазоне M/M⊙>2.7.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 257-263 (2019) | Рубрика: 18

Сичевский С.Г. «Построение карты поглощения в галактике. расчет блеска звезды» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 264-271 (2019)

Оценка характеристик звезд и межзвездного поглощения в рамках байесовского подхода, как правило, представляет собой некоторую итеративную процедуру, например, метод Монте-Карло с цепями Маркова. При этом необходимо для большого набора значений, характеризующих звезду и межзвездное поглощение, рассчитывать соответствующие им значения блеска звезды. В работе рассмотрен подход к расчету блеска звезды с учетом межзвездного поглощения, позволяющий сократить время поиска оптимальной оценки.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 264-271 (2019) | Рубрика: 18

Сичевский С.Г., Малков О.Ю., Жао Г. «Соотношение между радиусом и атмосферными параметрами звезд» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 272-276 (2019)

Для набора моделей звездных атмосфер, характеризуемых эффективной температурой, поверхностным ускорением и металличностью, проведена оценка соответствующих им значений радиуса звезды. Наличие оценки радиуса для модели звездной атмосферы позволяет вычислять не только показатель цвета, но и блеск звезды, что позволяет, в частности, рассчитывать абсолютные звездные величины.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 272-276 (2019) | Рубрика: 18

Барабанов С.И., Волков И.М., Кравцова А.С., Николенко И.В., Крючков С.В. «Фотометрические исследования АСЗ в ИНАСАН в 2008–2010 гг ..» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 278-286 (2019)

Представлены результаты фотометрических измерений астероидов 2002 NP1, 5786 Talos и астероида группы кентавров 2005 WY3, проведенные в 2008–2010 гг. на Симеизском 1-м телескопе ИНАСАН на г. Кошка. Получено наиболее точное значение периода 2002 NP1 равное 0.24626 дня, показатель его цвета V–Rc = 0.55; определен таксономический класс Q астероида 5786 Talos; найдена переменность блеска 2005 WY3, связанная с его осевым вращением и предположены наиболее вероятные значения периода вращения в 0.83 или 0.62 дня.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 278-286 (2019) | Рубрика: 18

Бахтигараев Н.С. «Результаты наблюдений космических объектов на телескопе Сантел-500 Звенигородской обсерватории» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 287-293 (2019)

Звенигородская обсерватория ИНАСАН была создана как экспериментальная станция для оптических наблюдений ИСЗ. До сих пор с 1959 г. обсерватория успешно участвует в выполнении фундаментальных и прикладных научных задач, связанных с наблюдениями искусственных космических объектов. Фотографическая камера ВАУ для наблюдений ИСЗ была введена в эксплуатацию в 1969 г. В 2009 г. для наблюдений космического мусора была проведена модернизация камеры ВАУ. Центральный штатный телескоп-гид ВАУ был заменен новым широкоугольным телескопом Сантел-500, разработанным и изготовленным А. Санковичем в ООО «Сантел-М». Характеристики нового телескопа вместе с возможностями наведения монтировки ВАУ обеспечивают успешные наблюдения высокоорбитальных космических объектов. В работе приводятся некоторые результаты, показывающие возможности этого телескопа для решения научных и прикладных задач.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 287-293 (2019) | Рубрика: 18

Карташова А.П., Пузин В.Б., Диаз А.А., Эстрада Р.З. «Наблюдения метеорного потока Геминид на Кубе в 2017 году» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 294-299 (2019)

Впервые метеорные наблюдения были проведены на территории Республики Куба (на территории заповедника Sierro del Rosario) в декабре 2017 г. Наблюдения проводились на одной станции с помощью широкоугольной метеорной установки. В результате за период 12–14 декабря 2017 u. было зарегистрировано 114 метеоров (ярче +1m) и 79 из них было отождествлено с метеорным потоком Геминид.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 294-299 (2019) | Рубрика: 18

Карташова А.П., Болгова Г.Т. «Анализ спорадического метеорного фона по наблюдениям ИНАСАН» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 300-305 (2019)

Представлены результаты телевизионных наблюдений спорадического фона в период 2012–2017 гг. Проведен анализ полученных параметров спорадических метеорных частиц.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 300-305 (2019) | Рубрика: 18

Левкина П.А., Сергеев А.В. «Характеристики новых объектов космического мусора, обнаруженных в терскольской обсерватории» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 306-311 (2019)

Телескоп Zeiss-2000 Терскольской обсерватории регулярно используется для наблюдений объектов космического мусора. Высокая проницающая способность при хороших погодных условиях позволяет обнаруживать до 10 новых объектов каждую ночь. Регулярные открытия новых, прежде не каталогизированных объектов, свидетельствуют о постоянном увеличении количества техногенных обломков в околоземном пространстве и о недостаточной представленности малоразмерных фрагментов в каталогах космических объектов. В статье приводятся данные о нескольких типичных космических объектах, регулярно обнаруживаемых на оборудовании телескопа Zeiss-2000 – фрагментов аппаратов, выводимых на геостационарную орбиту и находящихся на переходной орбите.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 306-311 (2019) | Рубрика: 18

Левкина П.А., Бахтигараев Н.С., Рыхлова Л.В., Горшков А.П., Карпов Н.В., Сергеев А.В., Тарадий В.К., Чазов В.В. «О популяции малоразмерных фрагментов космического мусора геостационарной зоны» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 312-317 (2019)

В рамках международной программы «Астрономия в Приэльбрусье» на наблюдательном комплексе телескопа Zeiss-2000 Терскольской обсерватории осуществляются исследования заселенности геостационарной зоны малоразмерными объектами космического мусора при помощи оптических измерений. Телескоп Zeiss-2000 с двухметровой апертурой является крупнейшим телескопом, регулярно используемым для исследований космического мусора. Во время наблюдений в фотометрические ночи обнаруживаются 4–5 ранее не наблюдавшихся фрагментов от 17-й до 21-й звездной величины. В работе приводятся параметры орбит и физические характеристики малоразмерных фрагментов, обнаруженных при наблюдениях в Терскольской обсерватории в октябре 2018 г.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 312-317 (2019) | Рубрика: 18

Леонов В.А. «Верификация измеренных яркостей метеоров на основе программных пакетов UFO analyzer и meteors magnitude» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 318-324 (2019)

Определение фотометрических характеристик небесных объектов – достаточно трудная задача, обозначенная еще Гиппархом, при этом яркость метеоров оценивается соразмерно яркости звезд, которые фиксируются телевизионной аппаратурой на кадрах с метеорными треками, с последующим суммированием этих кадров (интегральная яркость). В процессе вычисления фотометрических характеристик разными методами у исследователей получаются результаты, сильно отличающиеся друг от друга. В работе представлены результаты и анализ фотометрической обработки группы метеоров потока Персеиды, полученных базисными методами и обработанн

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 318-324 (2019) | Рубрика: 18

Клюйков А.А. «Определение компонентов тензора гравитационного потенциала уровня 1b» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 325-329 (2019)

Представлена математическая модель и алгоритм определения компонентов тензора гравитационного потенциала уровня 1b, на основе которых была разработана программа на алгоритмическом языке ФОРТРАН. Результаты экспериментальных вычислений по программе совпали с данными, приведенными в файле данных проекта GOCE.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 325-329 (2019) | Рубрика: 18

Эбауэр К.В. «О возможности спутниковой коллокации лазерных и доплеровских измерений на спутниках JASON-2/JASON-3» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 330-336 (2019)

Многие альтиметрические и ДЗЗ-миссии оснащаются несколькими измерительными средствами для траекторных измерений. Имея достаточное количество наблюдений, можно применять метод спутниковой коллокации, т.е. совместно обрабатывать наблюдения разных видом измерений, для определения различных динамических параметров Земли. В работе представлен обзор и некоторые результаты обработки лазерных наблюдений спутника JASON-3.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 330-336 (2019) | Рубрика: 18

Сизова М.Д., Ефремова Е.В., Верещагин С.В. «Фотографические наблюдения кометы Джакобини–Циннера в Звенигородской обсерватории» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 337-342 (2019)

Подготовлен архив сканов фотопластинок, полученных по наблюдениям кометы 21P/Giacobini–Zinner в период c 14 авг. по 18 окт. 1985 г. на астрографе «Цейсс-400/2000». Полученные фотопластинки (41) отсканированы и размещены на сайте Института астрономии РАН (ИНАСАН) в виде архива с открытым доступом. Отобраны изображения достаточные по длительности экспозиции и качеству для изучения деталей строения кометы. Сделана оценка пространственных размеров комы. Ряд отобранных изображений позволит провести более детальные исследования.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 337-342 (2019) | Рубрика: 18

Нароенков С.А., Сизова М.Д., Шустов Б.М. «Об уточнении орбит астероидов – потенциальных источников полезных ископаемых на будущее» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 343-348 (2019)

Проведен анализ ошибок определения местоположения астероида в зависимости от ошибок определения орбиты. Задача решалась с целью вычисления точности орбиты, необходимой для обеспечения перелета к астероиду и позволяющей спрогнозировать движение астероида таким образом, чтобы минимизировать трудности расчета траектории космического аппарата.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 343-348 (2019) | Рубрика: 18

Сизова М.Д., Шустов Б.М. «О пучковых методах отклонения опасных небесных тел» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 349-355 (2019)

Проведено сравнение двух механизмов изменения орбит опасных небесных тел естественного или искусственного происхождения – кинетический, т.е. непосредственная передача момента (количества движения) ударника мишени, и энергетический, при котором отклоняющий импульс создается за счет доставки в тело мишени энергии и последующего выброса из мишени вещества. При применении лазера имеет место чисто энергетический подход. При применении высокоскоростного ударника работают, как правило, оба подхода со сравнимыми вкладами. Пучковый метод может применяться как в чисто кинетическом варианте, так и в смешанном. В последнем случае вклад энергетического механизма может быть доминирующим. Впервые отмечено, что применение эффекта Брегга делает пучковый метод особенно эффективным, намного более эффективным, чем лазерный.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 349-355 (2019) | Рубрика: 18

Шустов Б.М. «О спектрах масс астероидов, метеороидов и космического мусора» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 356-364 (2019)

По результатам краткого обзора теоретических и наблюдательных работ проанализированы формы (наклоны) спектров масс населений малых тел Солнечной системы, включая космический мусор. В целом, формы спектров в дифференциальном виде близки к dNM–2 dM. Отклонения от этого вида отражают влияние факторов, доминирующих при образовании и дальнейшей эволюции населений малых тел.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 356-364 (2019) | Рубрика: 18

Сичевский С.Г. «Расчет звездных величин в современных фотометрических системах» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 366-373 (2019)

Рассмотрены особенности реализации многополосных фотометрических систем обзоров: 2MASS, SDSS, GALEX, IPHAS, Pan-STARRS и Gaia. Представлены конкретные соотношения, включая необходимые калибровочные и нормировочные коэффициенты, для преобразования теоретически рассчитанного спектра звезды в ее блеск в фотометрических полосах указанных обзоров.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 366-373 (2019) | Рубрика: 18

Шпигель Л.В., Поляченко Е.В. «Q-барьер и формирование спиральных волн плотности в газовых и звездных дисках» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 374-380 (2019)

Наличие балджа в центре спиральной галактики затрудняет формирование спирального узора или бара. Особенно это касается галактик с каспом, где плотность быстро растет при приближении к центру. Однако, в литературе известна неустойчивая модель звездного диска с каспом. Используя методы линейной теории устойчивости, исследуется вопрос о возможности формирования спирального узора в аналогичном газовом диске. Обсуждается роль Q-барьера в звездном и газовом дисках.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 374-380 (2019) | Рубрика: 18

Шпигель Л.В., Поляченко Е.В. «Формирование псевдобалджа в галактиках типа Млечный путь как результат действия изгибной неустойчивости» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 381-388 (2019)

Численно исследуются две модели дисковой галактики, характеризующиеся наличием классического балджа и отсутствием спиральной структуры в начале моделирования. При сходных кривых вращения и балджах, одна из моделей оказывается значительно более неустойчивой к формированию бара, так что заметный бар формируется в течение 100 млн лет. Во второй модели соответствующее время почти на порядок больше – 700 млн лет. На фоне быстро сформировавшегося бара в первой модели протекает вторичная (изгибная) неустойчивость, приводящая к резкому увеличению толщины бара. Такой бар можно ассоциировать с псевдобалджем. Во второй модели утолщение бара происходит постепенно.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 381-388 (2019) | Рубрика: 18

Шухман И.Г., Поляченко Е.В. «Устойчивые ориентации орбит в дисковых галактиках с баром» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 389-395 (2019)

Одним из известных механизмов формирования баров в дисковых галактиках является выстраивание больших осей медленно прецессирующих звездных орбит под воздействием слабого возмущающего овального потенциала. Качественные рассуждения указывают на определяющую роль Линден–Белловской производной скорости прецессии по угловому моменту при постоянном значении адиабатического инварианта. Используя методы теории устойчивости, мы находим критерии существования стационарных орбит – точек либрации больших осей. Показано, что хотя положительный знак этой производной, действительно, приводит к выстраиванию орбит вдоль бара, это не является единственным и даже доминирующим фактором, определяющим ориентацию направления выстраивания орбит (вдоль бара или перпендикулярно бару). Более важным фактором является направление прецессии орбиты в невозмущенном аксиально симметричном потенциале. Кроме того, определенную роль играют величина амплитуды потенциала бара и скорость ее убывания с радиусом.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 389-395 (2019) | Рубрика: 18

Сизова М.Д., Чупина Н.В., Верещагин С.В. «Архив изображений комет на сайте ИНАСАН» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 398-404 (2019)

Организован архив изображений комет, наблюдавшихся в Звенигородской обсерватории ИНАСАН. Наблюдения проведены на Астрографе «Цейсс400/2000» на интервалах времени от нескольких суток до нескольких месяцев. Предоставленный материал позволяет проследить возможные изменения морфологии комет по длинным рядам наблюдений. На период наблюдений пришлось появление на небе комет Хейла–Боппа, Хякутакэ, Галлея и ряда других примечательных комет.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 398-404 (2019) | Рубрика: 18

Сичевский С.Г., Малков О.Ю. «Применение современных обзоров для исследования межзвездного поглощения» Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 405-410 (2019)

Многоцветная фотометрия, содержащаяся в современных больших обзорах неба, может быть использована для параметризации звезд и межзвездной среды. Основная цель настоящей работы – представить основные современные фотометрические обзоры, данные из которых, после кросс-отождествления, могут быть использованы для определения параметров сотен миллионов звезд и могут служить для построения трехмерной карты межзвездного поглощения в Галактике.

Научные труды Института астрономии РАН, № 4, с. 405-410 (2019) | Рубрика: 18

Боровенко В.Н., Данилова М.И. «Оценка энергозатрат на поддержание параметров орбит лунной орбитальной станции» Космонавтика и ракетостроение, № 5, с. 5-12 (2019)

Представляются результаты исследований, касающихся оценки энергозатрат на поддержание и стабилизацию параметров орбит лунной орбитальной станции (ЛОС). Указывается, что в рамках работы международной группы ISS Capabilities Study Team ( IECST ) в части выбора орбиты для ЛОС сотрудниками Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) была предложена близкая к прямолинейной гало-орбита ( NRHO ). Проводится сравнение NRHO и высокоэллиптической полярной окололунной орбиты (ВЭПОЛО) в плане оценки затрат характеристической скорости на поддержание и стабилизацию орбитальных параметров.

Космонавтика и ракетостроение, № 5, с. 5-12 (2019) | Рубрика: 18

Ефанов В.В., Карчаев Х.Ж., Колмыков В.А., Ширшаков А.Е. «На Марс вместе (к вопросу реализации российско-европейского проекта "ЭкзоМарс – 2020")» Космонавтика и ракетостроение, № 5, с. 119-134 (2019)

Даётся характеристика совместного российско-европейского эксперимента «ЭкзоМарс – 2020». Представляются используемые российские служебные системы и научные приборы. Описывается комплекс наземной экспериментальной отработки и приводятся результаты испытаний.

Космонавтика и ракетостроение, № 5, с. 119-134 (2019) | Рубрика: 18

Ёлкин К.С., Кущев В.Н., Михайлов В.М. «Расчёт входа в атмосферу Марса десантного модуля проекта «ЭкзоМарс – 2020»» Космонавтика и ракетостроение, № 6, с. 81-89 (2019)

Приводятся результаты расчётов входа в атмосферу Марса десантного модуля (ДМ) проекта «ЭкзоМарс – 2020». Рассматриваются пологая и крутая траектории входа ДМ со скоростью 5582 м / с и основная область посадки модуля на поверхность Марса – «Oxia Planum» (18,14° с. ш., 335,76° в. д.).

Космонавтика и ракетостроение, № 6, с. 81-89 (2019) | Рубрика: 18

Абдурашидов Т.О., Бут А.Б., Сафронов А.В., Советников Я.Н. «Системы подачи воды для снижения акустических и газодинамических нагрузок при старте ракет космического назначения. Часть 1. Системы подачи воды на стартовых комплексах» Космонавтика и ракетостроение, № 6, с. 97-100 (2019)

Представляется обзор зарубежных и отечественных конструкций систем подачи воды (СПВ) на стартовых комплексах (СК) в обеспечение снижения акустических и газодинамических нагрузок при старте сверхтяжёлых ракет космического назначения (РКН). Отмечается необходимость выбора СПВ при разработке стартового оборудования и газодинамической схемы старта перспективного космического ракетного комплекса (КРК) сверхтяжёлого класса.

Космонавтика и ракетостроение, № 6, с. 97-100 (2019) | Рубрика: 18

Муратова Н.О., Муратов А.А., Кашапова Л.К. «Результаты работы нового спектрополяриметра для наблюдения солнечного радиоизлучения в диапазоне 50–500 МГц» Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 3-10 (2019)

Наземные наблюдения в метровом радиодиапазоне представляют большой интерес для понимания процессов, происходящих в короне Солнца. Мы представляем основные принципы работы, схему и результаты первых наблюдений Солнечного спектрополяриметра метрового диапазона (ССМД), запущенного для наблюдения Солнца в диапазоне 50–500 МГц в апреле 2016 г. Основной задачей при конструировании прибора было создание современного цифрового спектрополяриметра, способного измерять полный вектор Стокса для спорадических явлений, наблюдаемых в диапазоне 50–500 МГц. Для приема радиоизлучения используется логопериодическая скрещенная антенна, принимающая горизонтальную и вертикальную поляризационные компоненты одновременно. Основой ССМД является цифровая часть, алгоритм работы которой построен на базе архитектуры FX-коррелятора. В основе получения динамических амплитудных спектров (зависимость амплитуды от частоты и времени) лежит алгоритм быстрого преобразования Фурье (БПФ), реализованный по принципу поточной схемы и работающий в режиме реального времени. ССМД имеет 4608 частотных каналов, при ширине канала 97.66 кГц и шаге 97.66 кГц временное разрешение составляет 1 с. Спектрополяриметр покрывает широкий диапазон 50–500 МГц и позволяет получать полный вектор Стокса. На сегодняшний день с помощью ССМД проводятся регулярные наблюдения двух параметров вектора Стокса (I и V). Начиная с 2016 г. получены наблюдения ряда интересных явлений, произошедших во время солнечных вспышек, составляется каталог наблюдений. Мы планируем улучшение временных и частотных характеристик, запись полного вектора Стокса, а также калибровку инструмента. Идет работа над обеспечением доступа к данным в сети Интернет.

Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 3-10 (2019) | Рубрика: 18

Минасянц Г.С., Минасянц Т.М., Томозов В.М. «Особенности развития длительных потоков высокоэнергичного гамма-излучения на разных стадиях солнечных вспышек» Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 11-20 (2019)

Рассмотрены характеристики длительных потоков гамма-излучения с энергиями квантов >100 МэВ на разных стадиях вспышечных событий. Для анализа использовались данные наблюдений с временным разрешением 1 мин на космическом аппарате Fermi с помощью Large Area Telescope (LAT). Подтвержден наиболее вероятный процесс возникновения гамма-квантов высоких энергий на импульсной фазе вспышек (6 событий). Ускорение частиц, возникающих в результате вспышечного энерговыделения (при диссипации токового слоя), происходит при взаимодействии с фронтом ударной волны коронального выброса массы (КВМ), который одновременно развивается в той же активной области. Ядерные взаимодействия ускоренных протонов (>500 МэВ) c ионами плазмы приводят в дальнейшем к возникновению высокоэнергичных квантов гамма-излучения. Установлено, что взаимодействие вспышечного потока и высокоскоростного КВМ на импульсной фазе вспышки происходит в довольно ограниченных временных интервалах – от 2 до 16 мин. В рассмотренных событиях зарегистрирована непосредственная связь между максимальными значениями потоков гамма-излучения F max (γ>100 МэВ) и скоростью КВМ. Для импульсных фаз вспышек характерны высокие максимальные значения потоков гамма-излучения Fmax(γ>100 МэВ)=3.5·10–4–1.3·10–2–2 с–1. При этом значение Fmax(γ>100 МэВ)=0.013 cм–2 с–1 оказалось самым высоким для событий, наблюдавшихся на Fermi/LAT с 2008 по 2017 г. В процессе эволюции КВМ, движущихся со сверхзвуковой скоростью в короне Солнца, образуются ударные волны, которые являются основными энергетическими источниками ускоренных частиц на главной стадии длительных вспышек. Однако в некоторых случаях влияние ударных волн на ускорение частиц оказывается наибольшим на кратковременной импульсной фазе вспышки. С целью выявления параметров, которые могут оказывать наибольшее влияние на генерацию высокоэнергичного гамма-излучения, было проведено их сопоставление для 17 вспышечных событий. Наиболее значимым параметром оказался интервал времени совместного действия вспышечного процесса и ударных волн КВМ. Установлено, что при одновременном развитии вспышечного процесса и сопровождающего вспышку КВМ происходит наиболее эффективное ускорение частиц, приводящее к появлению максимальных потоков высокоэнергичных гамма-квантов. В процессе эволюции КВМ, движущихся со сверхзвуковой скоростью в короне Солнца, образуются ударные волны, которые являются основными энергетическими источниками ускоренных частиц на главной стадии длительных вспышек. Однако в некоторых случаях влияние ударных волн на ускорение частиц оказывается наибольшим на кратковременной импульсной фазе вспышки. С целью выявления параметров, которые могут оказывать наибольшее влияние на генерацию высоко энергичного гамма-излучения, было проведено их сопоставление для 17 вспышечных событий. Наиболее значимым параметром оказался интервал времени совместного действия вспышечного процесса и ударных волн КВМ. Установлено, что при одновременном развитии вспышечного процесса и сопровождающего вспышку КВМ происходит наиболее эффективное ускорение частиц, приводящее к появлению максимальных потоков высокоэнергичных гамма-квантов.

Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 11-20 (2019) | Рубрика: 18

Боровик А.В., Головко А.А., Поляков В.И., Трифонов В.Д., Язев С.А. «Исследования солнечной активности в Байкальской астрофизической обсерватории ИСЗФ СО РАН» Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 21-35 (2019)

Приведены основные результаты исследований Солнца в Байкальской астрофизической обсерватории (БАО) Института солнечно-земной физики Сибирского отделения Российской академии наук за 40 лет существования обсерватории. Кратко изложена история развития обсерватории, упомянуты телескопы, находящиеся на ее территории. Основное внимание уделено Большому солнечному вакуумному телескопу (БСВТ) и хромосферному телескопу полного диска Солнца. Рассказывается о научных задачах, которые решаются с помощью этих инструментов. Представлены некоторые результаты исследований, выполненных на БСВТ и хромосферном телескопе. Приведен список основных публикаций, в которых использованы результаты наблюдений в БАО.

Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 21-35 (2019) | Рубрика: 18

Еселевич В.Г. «Диамагнитные структуры – основа квазистационарного медленного солнечного ветра» Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 36-49 (2019)

Приведенные в данном обзоре результаты отражают основы современного понимания природы структур медленного солнечного ветра (СВ) на всем протяжении от Солнца до орбиты Земли. Известно, что источником медленного квазистационарного СВ на Солнце являются пояс и цепочки корональных стримеров. Пояс стримеров охватывает все Солнце в виде волнообразной поверхности (юбки) и представляет собой последовательность пар лучей повышенной яркости (концентрации плазмы) или два близко расположенных ряда лучей. Нейтральная линия радиальной компоненты глобального магнитного поля Солнца проходит между лучами каждой из пар вдоль пояса. Продолжением пояса стримеров в гелиосфере является гелиосферный плазменный слой (ГПС). Более детальный анализ данных космических аппаратов Wind и IMP-8 показал, что участки ГПС на орбите Земли регистрируются как последовательность диамагнитных трубок с плазмой повышенной концентрации и пониженным значением межпланетного магнитного поля (ММП). Они являются продолжением лучей повышенной яркости пояса стримеров вблизи Солнца. Их угловой размер примерно сохраняется на всем пути от Солнца до орбиты Земли. Каждая диамагнитная трубка ГПС обладает тонкой внутренней структурой на нескольких масштабах, или фрактальностью. Другими словами, диамагнитная трубка представляет собой набор вложенных друг в друга диамагнитных трубок, угловой размер которых может изменяться почти на два порядка. Этим последовательностям диамагнитных трубок, составляющих основу медленного СВ на орбите Земли, было дано более общее название – диамагнитные структуры (ДС). В заключительной части данной статьи дан сравнительный анализ нескольких событий, основанный на результатах этого обзора. Он позволил понять морфологию и природу происхождения нового термина «диамагнитные плазмоиды» СВ (локальные усиления плотности плазмы), который появился в ряде статей, опубликованных в 2012–2018 гг. Проведенный анализ впервые показал, что диамагнитные плазмоиды СВ являются мелкомасштабной составляющей фрактальных ДС медленного СВ, рассмотренных в данном обзоре.

Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 36-49 (2019) | Рубрика: 18

Ерофеев Д.В. «Влияние крупномасштабной неоднородности скорости солнечного ветра на распределение направлений вектора межпланетного магнитного поля» Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 50-63 (2019)

По данным с часовым разрешением, полученным в околоземной гелиосфере в 1965–2014 гг., рассчитаны статистические характеристики углов, описывающих направление межпланетного магнитного поля (ММП): среднеквадратичные отклонения азимута и наклонения, коэффициенты асимметрии их распределений, а также коэффициент корреляции этих углов. Показано, что все перечисленные характеристики изменяются в цикле солнечной активности, причем часть изменяет знак при изменении направления полярного магнитного поля Солнца. Результаты обработки экспериментальных данных сравнивались с моделью, которая описывает перенос неоднородным солнечным ветром крупномасштабных возмущений силовых линий магнитного поля. Сравнение показало, что изменение характеристик углового распределения ММП в солнечном цикле, вероятно, происходит вследствие появления крупномасштабного широтного градиента скорости солнечного ветра в периоды минимумов солнечной активности. Существенное влияние на угловое распределение ММП оказывают также долготный градиент скорости в хвостовых частях высокоскоростных потоков и кратковременные локальные вариации градиентов скорости.

Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 50-63 (2019) | Рубрика: 18

Луковникова А.А., Алешков В.М., Лысак А.С. «Наблюдение нейтронной компоненты в периоды грозовой активности на высокогорной станции космических лучей» Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 64-69 (2019)

На станции космических лучей (КЛ) «Иркутск-3000», расположенной на высоте 3000 м над уровнем моря, в течение трех летних месяцев 2015 г. проведены измерения интенсивности нейтронной компоненты КЛ нейтронным супермонитором 6NM64, а также атмосферного электрического поля и уровня электромагнитных помех во время грозовых разрядов. Показано, что уровень электромагнитных помех при их регистрации в моменты грозовых разрядов в значительной степени зависит от установленного уровня дискриминации сигнала. Влияния грозовых разрядов на скорость счета нейтронного супермонитора на станции КЛ «Иркутск-3000» в наблюдаемый период не обнаружено.

Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 64-69 (2019) | Рубрика: 18

Бархатов Н.А., Ревунова Е.А., Романов Р.В., Бархатова О.М., Ревунов С.Е. «Исследование связи параметров локализации солнечных источников магнитных облаков с их характеристиками и суббуревой активностью» Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 70-80 (2019)

Предложена методика локализации и определения ориентации протяженных солнечных источников магнитных облаков по данным коронографов и фотографиям фотосферы инструментов EIT и MDI космической миссии SOHO. При оценке вероятности формирования магнитных облаков для них использована простая цилиндрическая бессиловая модель. Установлено, что протяженные источники, имеющие небольшой наклон к солнечному экватору и находящиеся на краях солнечного диска, в отличие от непротяженных и сильно наклоненных, имеют возможность сгенерировать расширяющиеся облака, которые с высокой вероятностью могут достигнуть магнитосферы, как и облака от источников вблизи нулевого меридиана и низких широт. Определена зависимость экстремальных значений суббуревой активности по индексу AL от параметров анализируемых солнечных источников в интервалы воздействия на земную магнитосферу магнитных облаков. Отмечено отсутствие суббурь, ассоциированных с протяженными источниками вне диапазона гелиоширот ∼5–20°. Установленные связи координат солнечного источника с геомагнитной активностью как оболочки, так и тела магнитного облака согласуются с наиболее вероятным распределением магнитоактивных областей на солнечном диске.

Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 70-80 (2019) | Рубрика: 18

Маурчев Е.А., Балабин Ю.В., Германенко А.В., Михалко Е.А., Гвоздевский Б.Б. «Расчет скорости ионизации вещества атмосферы земли протонами галактических и солнечных космических лучей» Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 81-88 (2019)

Рассматривается прикладное использование модуля программного комплекса RUSCOSMICS (http://ruscosmics.ru), предназначенного для моделирования прохождения частиц первичных космических лучей (КЛ) через атмосферу Земли и сбора информации о характеристиках их вторичной компоненты. Представлены результаты, полученные для потоков протонов с энергетическими распределениями, соответствующими дифференциальным спектрам галактических КЛ (ГКЛ) и солнечных КЛ (СКЛ) во время событий наземного возрастания (ground level enhancement, GLE) интенсивности КЛ GLE65 и GLE67. В статье рассматриваются принцип реализации геометрии атмосферы Земли в модели, данные для ее параметризации, а также приводится описание генератора первичных частиц. Представлены типовые энергетические спектры электронов, полученные при расчетах с использованием спектра ГКЛ во время минимума солнечной активности и GLE65, позволяющие количественно оценить вклад протонов СКЛ в увеличение потоков вторичных КЛ. Приводятся также высотные зависимости скорости ионизации в случае ГКЛ и обоих GLE для двух значений жесткости геомагнитного обрезания. В заключение подводятся итоги и обсуждаются перспективы будущих исследований.

Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 81-88 (2019) | Рубрика: 18

Корсунская Ю.А. «Эвристическая модель для восстановления рентгеновской части солнечного спектра по спутниковым данным в интересах геофизических приложений» Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 89-101 (2019)

Описана модель и представлен вычислительный алгоритм восстановления рентгеновской составляющей спектра Солнца по данным измерений в каналах XL (0.1–0.8 нм) и XS (0.05–0.4 нм или 0.05–0.3 нм) спутников GOES и канала QD (0.1–7 нм) спутника SDO. В ее основу положен спектр излучения оптически тонкой плазмы в приближении Mewe, который является температурным спектром. В работе сделано предположение о возможности представления полного спектра в виде суперпозиции спектров Mewe, помещенных в поглощающую среду атмосферы Солнца на глубину, соответствующую оптической толщине, равной единице для энергии, отвечающей значению температурного параметра. Таким образом, модель представляет собой вариант мультитемпературного приближения. В Приложении даны аппроксимационные выражения для определения опорных функций, по которым вычисляются параметры спектра.

Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 89-101 (2019) | Рубрика: 18

Гульельми А.В., Потапов А.С. «Проблемы теории магнитосферных волн РС1. Обзор» Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 102-109 (2019)

Ультранизкочастотные электромагнитные волны Рс1 (диапазон частот 0.2–5 Гц), известные также как ожерелья жемчужин (pearl necklace), представляют собой уникальное явление в физике околоземного космического пространства. Многие свойства жемчужин остаются загадкой, несмотря на исследования выдающихся космофизиков на протяжении более полувека. В предлагаемом обзоре мы кратко изложим основные положения так называемой стандартной модели, которая широко используется для интерпретации Рс1. Далее мы сосредоточим внимание на критике стандартной модели и выявлении открытых проблем теории Рс1. Общий вывод состоит в том, что необходима разработка новых идей вне рамок стандартной модели для понимания процессов возбуждения и распространения волн Рс1 в магнитосфере Земли.

Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 102-109 (2019) | Рубрика: 18

Григорьев В.Г., Стародубцев С.А., Гололобов П.Ю. «Мониторинг геомагнитных возмущений на основе метода глобальной съемки в реальном времени» Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 110-115 (2019)

Представлен метод прогноза геомагнитных возмущений на основе реализации метода глобальной съемки в реальном времени с использованием базы данных мировой сети нейтронных мониторов NMDB. Проведен анализ за 2013–2018 гг. поведения компонент трехмерного углового распределения космических лучей в межпланетном пространстве. Эти компоненты обусловлены первыми двумя сферическими гармониками. Установлено, что основными параметрами, реагирующими на приближение к Земле геоэффективных возмущений межпланетной среды, являются изменения амплитуд зональных (северо-южных) компонент распределения космических лучей. С целью выбора эффективных критериев определения предвестников геомагнитных возмущений и их возможной временной динамики проведен ретроспективный анализ связи поведения указанных компонент с наблюдавшимися за исследованный период геомагнитными возмущениями.

Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 110-115 (2019) | Рубрика: 18

Губенко В.Н., Кириллович И.А. «Модуляция спорадических Е-слоев мелкомасштабными атмосферными волнами в высокоширотной ионосфере Земли» Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 116-129 (2019)

Радиозатменные измерения спутника CHAMP (Challenging Minisatellite Payload) были использованы нами для исследования спорадических Е-слоев (высоты 90–130 км) в высокоширотной ионосфере Земли. Разработан новый метод определения характеристик внутренних атмосферных волн, базирующийся на использовании наклонных спорадических Е-слоев ионосферы Земли в качестве детектора. Метод основан на том, что внутренняя волна, распространяющаяся через изначально горизонтальный спорадический E-слой, вызывает вращение градиента плотности плазмы в направлении волнового вектора, что приводит к установлению плоскости слоя параллельно фазовому фронту волны. Разработанный метод позволяет исследовать взаимосвязи между мелкомасштабными внутренними волнами и спорадическими Е-слоями в ионосфере Земли и существенно расширяет возможности традиционного радиозатменного мониторинга атмосферы. Показано, что исследуемые внутренние атмосферные волны имеют периоды от 35 до 46 мин и вертикальные фазовые скорости от 1.2 до 2.0 м/с, что хорошо согласуется с результатами независимых экспериментов и данными моделирования спорадических Е-слоев на высоте ∼100 км в полярной шапке Земли.

Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 116-129 (2019) | Рубрика: 18

Михалев А.В., Белецкий А.Б., Васильев Р.В., Еселевич М.В., Иванов К.И., Комарова Е.С., Подлесный А.В., Подлесный С.В., Сыренова Т.Е. «Долгоживущие метеорные следы» Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 130-139 (2019)

Представлены данные регистрации долгоживущих (∼20–40 мин) метеорных следов (ДМС). Описана группа метеорных следов типа уединенных волн, расширяющихся с околозвуковыми скоростями. Данные радиозондирования указывают на присутствие ионизационных следов длительностью ∼7–8 мин. Рассматривается также одно событие с обычной формой и динамикой метеорного следа. Такие обычные метеорные следы формируются под действием ветровых потоков на высотах свечения метеоров. Описывается пространственно-временная структура зарегистрированных метеорных следов. В частности, для события 18 ноября 2017 г. характерный размер области расширяющегося следа достиг ∼400 км, при этом область сохранила полу-овальную форму. Метеорный след распространялся преимущественно в горизонтальной плоскости на высотах ∼86–91 км. Рассматриваются возможные механизмы образования распространяющихся с околозвуковыми скоростями ДМС. Выполнена оценка изменения скорости метеорных частиц размерами от 1 мкм до 10 мм для высот ∼70–120 км в случае горизонтального движения частиц. В результате было показано, что режим движения метеорной частицы без торможения на характерном временном масштабе ∼103 с на высотах 70–90 км может реализовываться только для достаточно крупных частиц более 100 мкм. Обсуждаются механизмы и спектральный состав свечения ДМС.

Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 130-139 (2019) | Рубрика: 18

Полех Н.М., Черниговская М.А., Яковлева О.Е. «К вопросу о формировании слоя F1 во время внезапных стратосферных потеплений» Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 140-152 (2019)

На основе данных вертикального зондирования, полученных с помощью Иркутского дигизонда DPS-4 в течение 2003–2016 гг., проведено исследование частоты появления слоя F1 в зимних условиях. Показано, что при любом уровне магнитной активности частота появления слоя F1 в декабре-январе более чем в два раза ниже по сравнению с февралем. В спокойных геомагнитных условиях при умеренной и низкой солнечной активности появлению слоя F1 в средних широтах Северного полушария в зимние месяцы могут способствовать активные термодинамические процессы на высотах средней атмосферы, которые приводят к трансформации или разрушению циркумполярного вихря. Такие глобальные динамические перестройки, происходящие в зимней стратомезосфере, часто связаны с событиями внезапных стратосферных потеплений, которые сопровождаются усилением генерации атмосферных волн различного масштаба. Эти волновые возмущения могут распространяться вверх на высоты нижней термосферы и ионосферы, перенося с собой значительный вертикальный поток энергии и вызывая вариации состава и термодинамических параметров нейтральной атмосферы и ионосферы.

Солнечно-земная физика, 5, № 3, с. 140-152 (2019) | Рубрика: 18

Терентьев Е.Н., Шилин-Терентьев Н.Е. «Черные дыры в задачах сверхразрешения» Процессы в геосредах, № 3, с. 441-449 (2019)

Методы выделения скрытых объектов связываются с термином аподизация. Проблема сверхразрешения начинается с выбора соответствующего скрытого объекта или Черной Дыры (ЧД) – работающей дискретной Аппаратной Функции (АФ). С аподизационным поиском таких ЧД мы связывать математическую проблему выбора обратимой дискретной АФ О с минимальной нормой Nor (R)=||R||, R=O–1.

Процессы в геосредах, № 3, с. 441-449 (2019) | Рубрика: 18

Иванов Д.С., Овчинников М.Ю., Ролдугин Д.С., Ткачев С.С., Трофимов С.П., Шестаков С.А., Широбоков М.Г. «Программный комплекс для моделирования орбитального и углового движения спутников» Математическое моделирование, 31, № 12, с. 44-56 (2019)

Приведено описание возможностей программного комплекса для моделирования динамики околоземных спутников. Он позволяет проводить моделирование свободного и управляемого орбитального и углового движения как одиночных, так и групп аппаратов, с использованием моделей разной степени детализации. Комплекс ориентирован на пользователей без специальной подготовки, поэтому интерфейс построен таким образом, чтобы минимизировать возможности некорректного ввода данных. Комплекс разработан на языке C++ с использованием фреймворка Qt, что обеспечивает его кроссплатформенность.

Математическое моделирование, 31, № 12, с. 44-56 (2019) | Рубрика: 18

Николаева О.В. «Малопараметрическая аппроксимация коэффициента яркости солнечного излучения в полосе газового поглощения» Математическое моделирование, 32, № 2, с. 24-36 (2020)

Рассматривается задача решения уравнения переноса солнечного излучения в атмосфере в полосе газового поглощения. Исследуется вопрос о характере спектральной зависимости коэффициента яркости излучения, отраженного системой атмосфера–подстилающая поверхность. Построены малопараметрические аппроксимации коэффициента яркости в виде разложения обратного логарифма этой величины по степеням сечения поглощения. Рассматриваются как целые, так и дробные степени. Построенные аппроксимации являются обобщением закона Бугера–Ламберта–Бэра. Описан явный алгоритм вычисления параметров аппроксимаций по известным значениям коэффициента яркости. Показано, как построенные аппроксимации могут быть использованы для сокращения времени line-by-line расчетов коэффициента яркости.

Математическое моделирование, 32, № 2, с. 24-36 (2020) | Рубрика: 18

Агеев Д.С., Арефьева И.Я., Лысухина А.В. «О кротовых норах в гравитации Джекива–Тейтельбойма» Теоретическая и математическая физика, 201, № 3, с. 424-439 (2019)

Исследуются различные аспекты AdS2-кротовых нор в гравитации Джекива–Тейтельбойма и их голографические приложения. Сначала исследуется пространство AdS2 в глобальных координатах, проходимое в силу присутствия точечной материи, которая нарушает условие энергодоминантности. Вычислена эволюция энтропии зацепленности в такой системе. Затем исследуется конструкция, предложенная Верлинде и др., описывающая состояния, подобные кротовым норам. Такие состояния называются частично зацепленными термальными состояниями. С использованием конформных отображений верхней полуплоскости предложена конструкция, схожая с геометрией таких состояний. Изучаются корреляционные функции в теориях, дуальных таким геометриям. Также обсуждается возможная связь частично зацепленных термальных состояний специального вида с нарушением репличной симметрии.

Теоретическая и математическая физика, 201, № 3, с. 424-439 (2019) | Рубрика: 18

Кутвицкий В.А., Маслов Е.М. «Гравитационное смещение частоты световых сигналов в пульсирующем гало темной материи» Теоретическая и математическая физика, 201, № 3, с. 440-445 (2019)

Исследуется гравитационный сдвиг частоты световых сигналов из центра сферически-симметричного нестатического распределения материи. Для случая осциллирующей скалярной темной материи с логарифмическим потенциалом получены явные формулы для отношения частот излучаемого и принимаемого сигналов.

Теоретическая и математическая физика, 201, № 3, с. 440-445 (2019) | Рубрика: 18

Шамир М.Ф., Фаяз И. «Влияние модели f(R)-гравитации на компактные звезды» Теоретическая и математическая физика, 202, № 1, с. 126-142 (2020)

В рамках модифицированной f(R)-гравитации для статического сферически-симметричного пространства-времени исследуется возможность образования анизотропных компактных звезд. Для определения неизвестных метрических коэффициентов используются данные о массах и радиусах компактных звезд 4U 1820-30, Cen X-3, EXO 1785-248 и LMC X-4. Для различных сил получено уравнение гидростатического равновесия. При анализе поведения звезд используется обобщенное уравнение Толмана–Оппенгеймера–Волкова. Кроме того, проверяются условия регулярности, поведение показателя анизотропии, энергетические условия и устойчивость компактных звезд. Для анализа применяется эффективный тензор энергии-импульса в f(R)-гравитации. Показано, что в рамках модели f(R)-гравитации физическое поведение рассмотренных компактных звезд соотвествует общепринятым представлениям. Результаты согласуются с результатами общей теории относительности, которая является частным случаем f(R)-гравитации.

Теоретическая и математическая физика, 202, № 1, с. 126-142 (2020) | Рубрика: 18

Шацкий А.А. «Исследование топологии метрики Керра» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 157, № 3, с. 487-497 (2020)

Уравнения движения пробной частицы проинтегрированы для поля вращающейся черной дыры Керра (в соответствии с работой [e20017-Carter1968]). Ввиду отсутствия аналитических преобразований для диаграмм Картера–Пенроуза для метрики Керра, исследование топологии черной дыры Керра было выполнено путем аналитического исследования уравнений движения. Выполнен анализ преобразований для диаграмм Картера–Пенроуза для метрики Рейснера–Нордстрема. Исследована проблема граничных условий для топологии Рейснера–Нордстрема. Предложено решение этой проблемы граничных условий. Доказано, что в топологии Рейснера–Нордстрема возможен только единственный вариант перехода в другую вселенную. Для топологии Керра найдена возможность существования альтернативного перехода в другую вселенную, не совпадающую со вселенной для обычного перехода. Этот альтернативный переход осуществляется через поверхность с нулевой радиальной координатой (нулевой радиус). Найдены начальные условия для падающей частицы, соответствующие альтернативному переходу в другую вселенную. Оценены приливные силы, действующие на падающие тело в метрике Керра, и доказана возможность прохождения тела в другие вселенные без разрушения приливными силами.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 157, № 3, с. 487-497 (2020) | Рубрика: 18

Амелькин Н.И. «О прецессии орбиты Меркурия» Доклады академии наук, 489, № 6, с. 570-575 (2019)

В рамках классической механики исследуется влияние планет Cолнечной системы на прецессию орбиты Меркурия. Влияние каждой планеты на движение Меркурия вычисляется в рамках ограниченной задачи трёх тел: Солнце–планета–Меркурий. Показано, что среднее смещение перигелия орбиты Меркурия, вычисленное в рамках плоской ограниченной круговой задачи, составляет 556,5 угловой секунды за столетие и совпадает с наблюдаемым (570″) с относительной точностью 2,5%. Показано также, что в наблюдаемом смещении перигелия Меркурия помимо среднего имеются колебательные составляющие с суммарной амплитудой до 20″ и периодами от нескольких лет до нескольких десятков лет. За счёт этих составляющих рассчитанная по данным наблюдений на интервалах времени в десятки и даже сотни лет скорость смещения перигелия Меркурия может существенно отличаться от истинной средней скорости, чем и может объясняться неполное совпадение вычисленной средней скорости смещения перигелия с данными наблюдений.

Доклады академии наук, 489, № 6, с. 570-575 (2019) | Рубрика: 18