Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.01 Шумы и вибрации в воздушной среде

 

Бычков О.П., Копьев В.Ф., Фараносов Г.А. «Валидация двухточечной модели предсказания низкочастотного усиления шума струи вблизи крыла» Ученые записки физического факультета МГУ, № 1, с. 2010801-1_-2010801-8 (2020)

При близком расположении реактивного двигателя и крыла самолета на низких и средних частотах может возникать интенсивный шум, связанный с взаимодействием струи и задней кромки крыла. Для проведения расчетных оценок вклада данного эффекта в уровни шума самолета на местности на ранних этапах проектирования необходимо использование надежных предсказательных моделей. В работе предложена и валидирована модификация разработанной ранее аналитической модели шума взаимодействия, в основе которой лежит идея о рассеянии линейных гидродинамических пульсаций ближнего поля турбулентной струи на задней кромке крыла. Для валидации модели методом LES проведено численное моделирование шума струи вблизи прямоугольной пластины, имитирующей крыло самолета. Показано, что модифицированная модель, имеющая простой набор входных параметров, позволяет с приемлемой точностью предсказывать основные характеристики шума взаимодействия струи и крыла, в том числе в условиях наличия спутного потока, характерных для взлета и посадки самолета.

Ученые записки физического факультета МГУ, № 1, с. 2010801-1_-2010801-8 (2020) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Вахидов У.Ш., Ерасов И.А., Мокеров Д.С., Молев Ю.И. «Методика выбора рациональных параметров роторно-винтового движителя, обеспечивающих минимальный уровень шума при движении по льду» Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева, № 1, с. 113-121 (2020)

Разработана методика определения уровня звукового излучения, вырабатываемого роторно-винтовым движителем при движении по льду. Приведена общая методика выполнения замеров. Проанализирован вклад каждого из типов взаимодействия элементов движителя со льдом на общий уровень вырабатываемого звукового давления. Установлено, что 60% шума движения роторно-винтовой машины по льду формируется за счет резания винтовой лопастью ледового основания, 30% приходится на шум, генерируемый трением базового цилиндра о лед, и 10% – на шум, генерируемый деформацией базового цилиндра. Установлено, что базовый цилиндр должен иметь как можно больший диаметр базового цилиндра (ограничиваемый только габаритами конструкции) и как можно меньшую длину (ограничиваемую необходимостью наличия на нем как минимум двух витков навивки винтовой лопасти). При этом угол навивки винтовой лопасти должен находиться в пределах от 42 до 45°. Представлены зависимости необходимой массы машины и глубины внедрения винтовой лопасти в лед, обеспечивающие выполнение вездеходной машины заданных тяговых параметров. Полученные результаты позволяют изготовителю более обоснованно подойти к выбору параметров роторно-винтового движителя для обеспечения акустического комфорта как в салоне вездеходного транспортного средства, так и рядом с траекторией его движения.

Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева, № 1, с. 113-121 (2020) | Рубрика: 10.01