Письма в Астрон. ж. 2020. 46, № 4

Гребенев А.С., Дворкович Ю.А., Князева В.С., Осташенко К.Д., Гребенев С.А., Мереминский И.А., Просветов А.В. «Морфология кривых блеска рентгеновских новых H 1743-322 и GX 339-4 во время их вспышек в период 2005–2019 гг.» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 4, с. 231-251 (2020)

По данным многолетних наблюдений обсерваториями SWIFT, RXTE и MAXI рентгеновских новых H 1743-322 (IGR J17464-3213) и GX 339-4 исследована морфология и выполнена классификация кривых блеска их рентгеновских вспышек. В частности, подтверждено существование у обоих источников двух кардинально отличающихся типов вспышек: мягких (S) и жестких (H), выявлены их разновидности: ультраяркие (U) и промежуточные (I) вспышки. В рамках модели “усеченного диска” обсуждены свойства и происхождение различий в кривых блеска этих вспышек.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 4, с. 231-251 (2020) | Рубрика: 18

Клименко В.В., Иванчик А.В. «Влияние радиативной накачки на населенность вращательных уровней молекул HD в диффузных молекулярных облаках межзвездной среды» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 4, с. 252-262 (2020)

Выполнен теоретический расчет влияния радиативной накачки на населенности вращательных уровней основного колебательного состояния молекул HD, находящихся в условиях холодной фазы межзвездной среды. При анализе учитывались два основных механизма возбуждения молекул: (i) столкновения с атомами и молекулами межзвездной среды, (ii) радиативная накачка ультрафиолетовым фоном межзвездного излучения. Определены коэффициенты радиативной накачки Гij, соответствующие среднему галактическому фону ультрафиолетового излучения в модели Дрейна. Изучено влияние эффекта самоэкранирования молекул на величины коэффициентов радиативной накачки. Делается вывод, что анализ относительной населенности уровней молекул HD может стать важным дополнительным источником информации о физических условиях в межзвездной среде как в нашей Галактике, так и формирующихся галактиках ранней Вселенной.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 4, с. 252-262 (2020) | Рубрика: 18

Бердников Л.Н., Пастухова Е.Н. «Поиск эволюционных изменений периода цефеиды ET Vul» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 4, с. 263-273 (2020)

Обработка всей имеющейся фотометрии цефеиды ET Vul позволила построить ее O–C диаграмму, охватывающую временной интервал 130 лет. Это позволило впервые вычислить скорость эволюционного уменьшения периода dP/dt=–426.5(±29,7) с/год, что согласуется с результатами модельных расчетов для второго пересечения полосы нестабильности. Тест на стабильность пульсаций, предложенный Ломбардом и Коэном, подтвердил реальность эволюционного изменения периода.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 4, с. 263-273 (2020) | Рубрика: 18

Бобылев В.В., Байкова А.Т. «Анализ тесных сближений звезд с солнечной системой» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 4, с. 274-284 (2020)

Рассмотрены 36 кандидатов на тесные (менее 1 пк) сближения с Солнечной системой. Отбор этих звезд осуществлен в соответствии с результатами анализа их движения, полученными различными авторами. Для большинства звезд данного списка кинематические характеристики взяты из каталога Gaia DR2. Параметры сближения этих звезд с Солнечной системой вычислены с использованием трех методов: (1) линейного, (2) эпициклического, а также с помощью (3) интегрирования орбит в осесимметричном потенциале. Сделан вывод о том, что эпициклический метод неплохо работает только на интервале времени, не превышающем ±1 млн лет. Для звезды Gaia DR2 3130033734235815424 на основе третьего метода, в хорошем согласии с первым методом, впервые получены следующие оценки параметров сближения: tmin=–0,62±0,12 млн лет и dmin=0.30±0.10 пк.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 4, с. 274-284 (2020) | Рубрика: 18

Жугжда Ю.Д. «Поверхностные и фундаментальные моды колебаний в тонких корональных арках» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 4, с. 285-291 (2020)

Рассмотрены колебания в тонких магнитных трубках в солнечной короне. Показано, что основными модами быстрых и медленных колебаний являются поверхностная и фундаментальная моды колебаний. Медленные поверхностная и фундаментальная моды являются волноводными модами. Быстрая поверхностная мода является излучающей модой, в то время как быстрая фундаментальная мода – это волноводная мода. Рассмотренные нами фундаментальные моды существуют только в магнитных трубках, подверженных влиянию окружающей среды. Наше определение фундаментальных мод не совпадает с общепринятым. Современные наблюдения колебаний в корональных арках вряд ли могут зафиксировать медленные сосисочные моды, первая из которых рассматривается как фундаментальная. Быстрые сосисочные моды также не должны наблюдаться при плохом пространственном разрешении. Исключением является первая быстрая сосисочная мода, обычно рассматриваемая как фундаментальная. Однако эта мода отсутствует в тонких магнитных трубках.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 4, с. 285-291 (2020) | Рубрика: 18

Эйсмонт Н.А., Коваленко И.Д., Назаров В.Н., Назиров Р.Р., Коротков Ф.В., Погодин А.В., Мжельский П.В., Михайлов Е.А., Дитрих А.В., Трегубов А.И. «Управление орбитальным движением и ориентацией космической обсерватории Спектр–Рентген–Гамма» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 4, с. 292-303 (2020)

Космическая обсерватория Спектр–Рентген–Гамма (СРГ) была запущена с космодрома Байконур 13 июля 2019 г. и в настоящее время находится на траектории полета в окрестности коллинеарной солнечно-земной точки либрации L2. Планируемая продолжительность эксплуатации обсерватории составляет 7 лет и включает в себя обзор всего неба и глубокие исследования отдельных объектов в рентгеновском диапазоне 0.3–15 кэВ. В статье рассматриваются технические ограничения миссии, относящиеся к сценарию запуска, конструкции космического аппарата, характеристикам его систем, включая системы передачи информации и команд, управления орбитальным движением и ориентацией, а также особенности наземного сегмента, используемого для решения этих задач. В рамках упомянутых ограничений проводится анализ стратегии разгрузки маховиков системы ориентации. Целью этого анализа является определение оптимального баланса между операциями разгрузки маховиков при управлении ориентацией обсерватории, орбитальными маневрами удержания ее на заданной траектории, а также расходом рабочего тела и требованиями со стороны научных измерений. Предлагаемый метод позволяет минимизировать общий расход рабочего тела согласованным управлением работой системы ракетных двигателей ориентации, одновременно используя их для поддержания заданных параметров орбиты.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 4, с. 292-303 (2020) | Рубрика: 18

Ansari A.A., Prasad S.N. «Generalized elliptic restricted four-body problem with variable mass» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 4, с. 304 (2020)

The elliptic case of restricted four-body problem with variable mass of infinitesimal body is studied here. The three primary bodies which are placed at the vertices of an equilateral triangle and moving in the elliptical orbits around their common center of mass. Out of these primaries we have considered that one massive body is having radiating effect and other two bodies are oblate in shapes. The fourth body which have infinitesimal mass, are varying its mass according to Jeans law. We derive the equations of motion of the infinitesimal body under the generalized sense in the elliptic restricted four-body problem by using the Meshcherskii-space time transformations. Further we numerically study about the equilibrium points, Poincare surfaces of section, regions of possible motion and basins of the attracting domain by considering the variation of parameters used. Further more we examine the stability of these equilibrium points and found them unstable.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 4, с. 304 (2020) | Рубрика: 18