Т

Тамми Д.

Вольвач А.Е., Вольвач Л.Н., Ларионов М.Г., Лахтеенмаки А., Торникоски М., Тамми Д., Йярвела Е., Вера Р.Д.С., Чамани В., Енестам С. «Вспышечная активность блазара АО 0235+164» Космические исследования, 57, № 2, с. 99-104 (2019)

Приведены данные анализа длительного многочастотного мониторинга активного ядра галактики (АЯГ) АО 0235+164 в миллиметровом диапазоне длин волн. С помощью гармонического анализа данных наблюдений определено наличие орбитального и прецессионного периодов в двойной системе из сверхмассивных черных дыр (СМЧД): Торб≈2 года, Тпр≈8 лет. Указанные периоды находятся в согласии с аналогичным периодами, найденными для других ярких АЯГ. В системе АО 0235+164 определены и другие комбинационные периодические составляющие, которые возможно связаны и с нутационным периодом. По данным наблюдений развития вспышечных явлений на разных частотах проведен кросс-корреляционный анализ и определены задержки смещения времени моментов вспышек, происходящих на разных длинах волн. Подтверждено по аналогии с другими АЯГ эмпирическое соотношение, которому подчиняются задержки изменений потоков с частотой, имеющее вид обратнологарифмической зависимости. Характер задержек может указывать на внутренний характер переменности потоков излучения АЯГ, полученный на частотах сантиметрового и миллиметрового диапазона длин волн. Подтверждается гипотеза джетовой активности АЯГ, при которой плазменное образование, перемещаясь от истоков выброса, становится оптически тонким последовательно на все более длинных волнах. Уменьшение задержек между частотами для вспышечного явления 2015 г. в сравнении с предшествующей вспышкой (2008–2009) гг. свидетельствует о возможном изменении конфигурации в АО 0235+164, связанной с уменьшением угла между выбросами и направлением на наблюдателя.

Космические исследования, 57, № 2, с. 99-104 (2019) | Рубрика: 18

Тарасов А.Е.

Тарасов А.Е. «Спектроскопия В- и Ве-звезд в молодом рассеянном звездном скоплении NGC 581 (M 103)» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 7, с. 505-513 (2020)

По спектрам умеренного разрешения в области 4200–5200 A исследованы В- и Вe-звезды в молодом рассеянном звездном скоплении NGC 581. Температуры исследуемых звезд получены дифференциальным методом с выбором простых спектроскопических параметров ряда линий и их сравнения с аналогичными параметрами обширной выборки В-звезд, для которой получены аккуратные оценки Teff в рамках неЛТР анализа их атмосфер. Применение данного метода для исследуемой выборки объектов позволило уверенно определить возраст скопления t=22±1 млн лет и модуль расстояния до скопления (m–M)0=12.4m. Исследована спектральная переменность эмиссионного спектра четырех Ве-звезд, входящих в скопление. Показано, что все они имеют долговременную переменность профилей, характерную для классических Ве-звезд.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 7, с. 505-513 (2020) | Рубрика: 18

Татаренкова Д.И.

Дорощенко И.А., Знаменская И.А., Кули-заде Т.А., Татаренкова Д.И. «Характеристики турбулентного пограничного слоя на стеклянной поверхности канала за ударной волной» Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 5, с. 16-20 (2020)

Изучается влияние ламинарного и турбулентного пограничного слоя на локализацию свечения импульсного разряда в газодинамическом канале в покоящемся газе и в потоке. Обнаружено, что свечение разряда, локализованного в область отрыва на поверхности стекла, имеет вид правильных структур, отражающих структуру турбулентных неоднородностей в пограничном слое. Для визуализации был использован объемный импульсный разряд с ультрафиолетовой предионизацией, который реализуется в рабочей камере прямоугольного сечения.

Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 5, с. 16-20 (2020) | Рубрика: 08.05

Татарников А.М.

Додин А.В., Потанин С.А., Шатский Н.И., Белинский А.А., Атапин К.Е., Бурлак М.А., Егоров О.В., Татарников А.М., Постнов К.А., Бельведерский М.И., Буренин Р.А., Гильфанов М.Р., Медведев П.С., Мещеряков А.В., Сазонов С.Ю., Хорунжев Г.А., Сюняев Р.А. «Оптическая спектроскопия объектов СРГ-еРОЗИТА на 2.5-м телескопе Кавказской горной обсерватории ГАИШ МГУ» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 7, с. 459-469 (2020)

По наблюдениям с новым Транзиентным двухлучевым спектрографом (TDS) на 2.5-метровом телескопе КГО ГАИШ МГУ определен тип и найдено красное смещение для 6 новых рентгеновских источников (4 квазара и 2 скопления галактик), обнаруженных космической обсерваторией СРГ во время наблюдений Дыры Локмана на фазе проверочных наблюдений телескопа еРОЗИТА. Показано, что TDS позволяет получать спектры объектов ∼20m за 2 ч наблюдений с отношением сигнал к шуму выше 5 и разрешением R∼1500. Типы и красные смещения объектов, определенные по спектральным наблюдениям, хорошо согласуются с предсказаниями по фотометрическим данным с помощью автоматической системы классификации SRGz.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 7, с. 459-469 (2020) | Рубрика: 18

Тезадов Я.А.

Григорьевский В.И., Тезадов Я.А. «Моделирование и экспериментальное исследование разрешающей способности лидара для определения концентрации метана в атмосфере Земли» Космические исследования, 58, № 5, с. 369-376 (2020)

Рассматриваются вопросы разрешающей способности оптического лидара по измерению фоновой концентрации метана в атмосфере Земли. С помощью моделирования и экспериментальных исследований было показано, что разрешающую способность по ширине линии поглощения ∼0.006 нм, а по концентрации метана ∼6% от фоновой можно получить при соотношении сигнал/шум для принимаемых сигналов ∼200. При экстраполяции результатов на орбитальные измерения горизонтальное разрешение составит ∼8 км, а вертикальное ∼1.5 км. Уширение линии излучения передатчика лидара в 2–3 раза заметно не снижает разрешающую способность лидара, что позволяет повысить излучаемую мощность на рассматриваемой длине волны ∼1653 нм и улучшить энергетический потенциал прибора в целом.

Космические исследования, 58, № 5, с. 369-376 (2020) | Рубрика: 18

Теодорович Э.В.

Теодорович Э.В. «О функциональной формулировке статистической теории турбулентности» Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 491, № 1, с. 62-65 (2020)

Рассматривается уравнение Навье–Стокса при наличии внешней регулярной и случайной силы. Статистическое решение описывается в терминах характеристического функционала, подчиняющегося уравнению в функциональных производных. Получены представления для поправок к вязкости и дисперсии внешних случайных сил за счет турбулентного перемешивания. Найдена связь между вершинами трех различных типов, позволяющая учесть вклад вершин всех типов в физические характеристики турбулентности.

Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 491, № 1, с. 62-65 (2020) | Рубрика: 08.05

Тепляков А.А.

Тепляков А.А., Зиганшин Р.В., Саиткулов В.Г. «Способ акустического контроля качества лазерной сварки лопаток компрессора газотурбинного двигателя, основанный на анализе спектра собственных колебаний лопаток» Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, 76, № 2, с. 82-86 (2020)

Описывается возможность использования акустического метода неразрушающего контроля для оценки качества лазерной сварки лопаток компрессора газотурбинного двигателя. Рассмотрен способ акустического контроля, проведен компьютерный анализ собственных частот колебаний лопатки. Приведены результаты экспериментальных исследований.

Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, 76, № 2, с. 82-86 (2020) | Рубрики: 08.14 10.06

Терехова Н.М.

Гапонов С.А., Терехова Н.М. «Трехволновые взаимодействия возмущений в сверхзвуковом пограничном слое» Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 5, с. 7-15 (2020)

В рамках слабонелинейной теории устойчивости рассмотрено взаимодействие вихревых возмущений (волн Толлмина–Шлихтинга) в сверхзвуковом пограничном слое на непроницаемой поверхности. Исследуется первый уровень нелинейного взаимодействия – в трехволновых резонансных системах. Рассмотрены основные закономерности взаимодействия в единичных триплетах, составленных из плоских и трехмерных компонент, после чего изучается групповое взаимовлияние (совместная реализация нескольких простых триплетов). Моделируется продольная динамика возмущения двух типов – контролируемых и естественных. Изучена возможность перераспределения энергии в таких волновых системах при реализации нелинейного взаимодействия составляющих пакетов волн. Показано, что резонансные взаимодействия адекватны реальным нелинейным процессам на ранних стадиях перехода.

Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 5, с. 7-15 (2020) | Рубрика: 08.15

Терешко Д.А.

Алексеев Г.В., Левин В.А., Терешко Д.А. «Проектирование тепловых концентраторов наивысшей эффективности на основе оптимизационного метода» Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 491, № 1, с. 71-74 (2020)

Рассматриваются обратные задачи для двухмерной модели теплопереноса, возникающие при разработке технологий проектирования тепловых концентраторов. С помощью оптимизационного метода указанные задачи сводятся к конечномерным экстремальным задачам, для решения которых применяется метод роя частиц. Показано, что спроектированные с помощью оптимизационного метода концентраторы просты в реализации и обладают наивысшей эффективностью в рассматриваемом классе устройств.

Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 491, № 1, с. 71-74 (2020) | Рубрика: 17

Тертышников А.В.

Тертышников А.В., Писанко Ю.В, Давыдов В.Е., Зинкина М.Д., Константинова А.В. «Экспертиза перспективности предвестников землетрясений» Гелиогеофизические исследования, № 22, с. 23-32 (2019)

Методом попарного сравнения и анализа иерархий проведено ранжирование предвестников сейсмической активности по физической обоснованности, проявляемости и возможности регистрации. В анализе использованы также оценки, полученные с помощью поисковых машин в Интернете. Использованный подход полезен при оценке перспектив развития мониторинга сейсмической активности.

Гелиогеофизические исследования, № 22, с. 23-32 (2019) | Рубрика: 09.07

Тимофеев А.В.

Тимофеев А.В., Грознов Д.И. «Классификация источников сейсмоакустической эмиссии в оптоволоконных системах мониторинга протяжённых объектов» Автометрия, 56, № 1, с. 59-73 (2020)

Предложен новый метод автоматической классификации источников сейсмоакустической эмиссии в оптоволоконных системах мониторинга, основанных на принципах оптической рефлектометрии во временной области с использованием восстановления фазы интерференционного сигнала во времени. Новизна подхода заключается в оригинальных принципах формирования пространства классификационных признаков и применении классификаторов ансамблевого типа. Такой метод работоспособен при условии применения сравнительно небольшой по объёму обучающей базы данных. Показана высокая практическая эффективность предложенного подхода при работе на реальных данных. Равномерно по различным классам целей достигнута величина надежности классификации, прежде недоступная для альтернативных методов классификации, реализуемых в серийных оптоволоконных системах мониторинга.

Автометрия, 56, № 1, с. 59-73 (2020) | Рубрики: 09.05 09.06

Тимошенков В.Г.

Тимошенков В.Г. «Использование признаковых особенностей при многоканальной обработке шумоподобного сигнала» Гидроакустика, № 4(40), с. 72-78 (2019)

Измерение параметров шумоподобного эхосигнала, отраженного от цели, производится в условиях априорной неопределенности о скорости цели, числа бликов составляющих сигнал, что снижает достоверность измеренных оценок. Для повышения достоверности измерения параметров эхосигнала и выявления классификационных признаков предлагается использовать свойства функции неопределенности зондирующего сигнала. В работе приводятся результаты моделирования, статистические оценки и примеры использования при обработке реальных эхосигналов от протяжённого объекта.

Гидроакустика, № 4(40), с. 72-78 (2019) | Рубрики: 07.15 07.18 10.02

Титов А.С.

Титов С.В., Малинин В.С., Титов А.С., Казаринов К.Д. «Расчет параметров генерации капиллярных волн в водной среде» Журнал радиоэлектроники, № 1, с. 10 (2019)

Представлены результаты теоретических исследований генерации капиллярных волн в водной среде электрострикционным методом. Метод основан на регистрации длины волны и затухания поверхностных акустических волн и позволяет определять поверхностное натяжение и поверхностную вязкость монослоя. Для генерации поверхностных волн используется переменное электрическое поле, что в комбинации с измерениями, проводимыми оптическим способом, делает данную технологию полностью бесконтактной.

Журнал радиоэлектроники, № 1, с. 10 (2019) | Рубрика: 04.11

Титов В.А.

Титов В.А. «Контроль бортовой микрогравитационной обстановки и продление сроков эксплуатации долговременной орбитальной станции» Космические исследования, 56, № 2, с. 145-155 (2018)

Обсуждается проблема контроля бортовой микрогравитационной обстановки в обеспечение пробления сроков эксплуатации долговременной орбитальной станции. Представлено описание разработанного для МКС программного обеспечения и полученных результатов по идентификации динамических моделей и внешних воздействий по телеметрическим данным. Сформулированы предложения по контролю бортовой микрогравитационной обстановки для перспективных долговременных орбитальных станций.

Космические исследования, 56, № 2, с. 145-155 (2018) | Рубрика: 18

Титов В.Б.

Холшевников К.В., Миланов Д.В., Оськина К.И., Титов В.Б. «Увод астероида с помощью двигателя малой тяги, направленной по касательной к орбите» Астрономический журнал, 97, № 9, с. 754-764 (2020)

Рассмотрена задача увода опасного астероида с орбиты столкновения с Землей с помощью двигателя малой тяги, направленной по касательной к траектории. Двигатель может быть смонтирован на астероиде, или на “гравитационном тягаче”. Целью статьи является установление принципиальной возможности увода астероида на безопасное расстояние за время порядка месяца и года. Это приемлемо, поскольку падение астероида диаметром порядка 100 м сразу после его открытия маловероятно. Мы ограничились модельной постановкой задачи: двигатель обеспечивает постоянное касательное ускорение. Соответствующие уравнения типа Эйлера были нами преобразованы методом осреднения ранее. Здесь мы решили их методом рядов по степеням “медленного времени” и показали адекватность решения на временах в десятки лет. Оказалось, что астероиды до 55 м в диаметре можно увести за год при тяге двигателя в 1 Н. При тяге в 20 Н астероиды до 50 м в диаметре можно увести за месяц, а с диаметром до 150 м – за год. Увод более крупных астероидов требует больше времени или более мощных двигателей. Результаты сравнены с полученными ранее аналогичными данными для случая, когда возмущающее ускорение направлено по трансверсали. Во всех случаях касательная тяга приводит к лучшим результатам. Однако для орбит с эксцентриситетами до 0.4 оба варианта практически совпадают. Различие становится значимым при e>0.5.

Астрономический журнал, 97, № 9, с. 754-764 (2020) | Рубрика: 18

Титов С.В.

Журнал радиоэлектроники, № 1, с. 10 (2019) | Рубрика: 04.11

Тихонов Н.А.

Боголюбов А.Н., Кобельков Г.М., Козлов В.В., Маслов В.П., Моисеев Е.И., Нефедов Н.Н., Тихонов Н.А., Соколов Д.Д., Ягола А.Г. «К восьмидесятилетию Валентина Федоровича Бутузова» Журнал вычислительной математики и математической физики, 60, № 2, с. 169-170 (2020)

DOI: 10.31857/S0044466920020052. 23 ноября 2019 исполнилось 80 лет со дня рождения профессора физического факультета Московского государственного университета Валентина Федоровича Бутузова. В.Ф Бутузов поступил учиться на физический факультет в 1957 г. после окончания с золотой медалью сельской школы, и с тех пор вся его жизнь связана с Московским университетом, где он прошел все ступени от студента до профессора, заведующего кафедрой. Научные интересы В.Ф. Бутузова, сформировавшиеся еще в студенческие годы, связаны с теорией сингулярных возмущений, основы которой заложены в известных трудах А.Н. Тихонова. В 1963 г. В.Ф. Бутузов защитил дипломную работу, а в 1966 г. – кандидатскую диссертацию под руководством профессора А.Б. Васильевой. В кандидатской диссертации были исследованы обнаруженные им особые асимптотические свойства решений сингулярно возмущенных интегродифференциальных уравнений, качественное отличные от свойств решений дифференциальных уравнений. Затем в семидесятых годах В.Ф. Бутузовым был сделан важный шаг в развитии методов построения асимптотических разложений погранслойных решений. Он разработал метод угловых пограничных функций, позволяющий строить асимптотические разложения решений сингулярно возмущенных краевых задач для основных типов уравнений математической физики в тех случаях, когда граница области содержит угловые точки. Этот метод и его применения составили основное содержание докторской диссертации В.Ф. Бутузова, защищенной им в 1979 г. В последующие годы В.Ф. Бутузовым были получены новые важные результаты в теории сингулярных возмущений и ее приложениях. Совместно с коллегами и учениками было разработано новое направление – асимптотическая теория контрастных структур, т.е. решений нелинейных сингулярно возмущенных уравнений с внутренними переходными слоями. За работы по созданию и развитию этого направления В.Ф. Бутузов и его коллеги А.Б. Васильева и Н.Н. Нефёдов удостоены в 2003 году высшей научной награды Московского университета – Ломоносовской премии 1-й степени. В последнее десятилетие В.Ф. Бутузовым получен ряд фундаментальных результатов по исследованию сингулярно возмущенных задач с кратными корнями вырожденного уравнения, а также сингулярно возмущенных задач для частично диссипативных систем уравнений В.Ф. Бутузов вместе с А.Б. Васильевой является создателем всемирно признанной научной школы по теории сингулярных возмущений. Под их руководством многие годы работает семинар по асимптотическим методам на кафедре математики физического факультета МГУ. В.Ф. Бутузов является автором более 250 научных статей и пяти монографий по асимптотическим методам в сингулярно возмущенных задачах. Три монографии написаны совместно с А.Б. Васильевой, еще одна – совместно с А.Б. Васильевой и Л.В. Калачёвым. Две из этих монографий переведены в США и Китае. Последняя монография В.Ф. Бутузова, изданная в 2014 году, содержит результаты последнего десятилетия. Под руководством В.Ф. Бутузова защищены 15 кандидатских диссертаций, а четверо его учеников стали докторами наук. Валентин Федорович обладает замечательным талантом педагога и лектора, пользующегося неизменной любовью студентов и уважением коллег. Неоднократно по результатам опросов студентов он был назван преподавателем года физического факультета, последний раз – в 2019 году, а в 2010 году – преподавателем года МГУ (это очень почетное звание ежегодно присуждается студентами только одному преподавателю из огромного многотысячного коллектива преподавателей университета). На протяжении 20 лет (с 1993 г. по 2014 г.) В.Ф. Бутузов заведовал кафедрой математики физического факультета, являясь прямым преемником А.Н. Тихонова и А.Г. Свешникова. Учебные пособия «Математический анализ в вопросах и задачах» и «Линейная алгебра в вопросах и задачах», написанные В.Ф. Бутузовым вместе с коллегами по кафедре и выдержавшие под редакцией В.Ф. Бутузова несколько изданий, активно используются и на физическом факультете МГУ, и на других факультетах, и в других вузах. На основе 50-летнего опыта чтения лекций по математическому анализу В.Ф. Бутузов подготовил эти лекции к изданию. Первая, вторая и третья части «Лекций по математическому анализу» вышли в 2012 г., 2014 г. и 2015 г. Начиная с 1979 г., В.Ф. Бутузов принимает активное участие в работе над школьными учебниками геометрии. Созданные при его участии и под руководством А.Н. Тихонова эти учебники были признаны лучшими на всесоюзном конкурсе в 1988 г. В настоящее время они являются основными учебниками геометрии в большинстве школ Российской федерации. По ним учились и учатся десятки миллионов школьников России и бывших союзных республик. В последние 7–8 лет В.Ф. Бутузовым вместе с коллегами С.Б. Кадомцевым и В.В. Прасоловым создан новый учебно-методический комплект по геометрии для общеобразовательных школ. В комплект входят учебники для 7-9 и 10-11 классов, написанные под редакцией академика В.А. Садовничего, методические пособия для учителей, рабочие тетради и тематические тесты для школьников. Новые учебники получили положительные отзывы комиссий РАН и РАО, они уже используются в ряде школ России, в том числе в школах г. Севастополя. На протяжении 12 лет В.Ф. Бутузов вел курс геометрии в СУНЦ МГУ – школе-интернате им. А.Н. Колмогорова. В.Ф. Бутузов ведет разнообразную научно – общественную работу. Он является членом двух диссертационных советов при МГУ, членом научно–методического совета по математике при Министерстве науки и образования РФ, на физическом факультете с 1995 г. по 2011 г. был заместителем декана факультета. Валентин Федорович – человек разносторонних интересов. В молодые годы он в течение 25 лет выступал в составе сборной МГУ по футболу, был неоднократным чемпионом и призером первенства Москвы среди вузов.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 60, № 2, с. 169-170 (2020) | Рубрика: 03

Тихоновец А.В.

Никитченко Ю.А., Тихоновец А.В. «Тестирование кинетико-гидродинамической модели на примере расчета обтекания поглощающей поверхности» Математическое моделирование, 32, № 9, с. 103-118 (2020)

Рассмотрена задача обтекания тонкой пластины бесконечного размаха, установленной поперек потока. Лобовая поверхность пластины поглощает газ. Для расчетов использовалась математическая модель течения, содержащая комбинацию модели Навье–Стокса–Фурье и модельного кинетического уравнения многоатомных газов. Расчеты проведены для сверхзвукового течения с числом Маха 2.31 при числах Кнудсена 0.1–0.001 и коэффициенте поглощения поверхности пластины от 0 до 1. Полученные поля течения сравнивались с решениями модельного кинетического уравнения многоатомных газов. Коэффициент сопротивления пластины сравнивался с известными литературными данными. При всех рассмотренных параметрах течения получено удовлетворительное совпадение с известными данными. Показано отсутствие разрывов производных газодинамических параметров в области сшивания кинетической и гидродинамической составляющих модели. Оценивается повышение вычислительной экономичности модели по отношению к решениям модельных кинетических уравнений. Делается вывод о пригодности рассмотренной кинетико-гидродинамической модели для описания высоконеравновесных течений.

Математическое моделирование, 32, № 9, с. 103-118 (2020) | Рубрики: 04.01 08.15

Тишкин В.Ф.

Губайдуллин И.М., Жалнин Р.В., Масягин В.Ф., Пескова Е.Е., Тишкин В.Ф. «Численное моделирование пиролиза пропана в проточном химическом реакторе под воздействием постоянного внешнего нагрева» Математическое моделирование, 32, № 9, с. 119-130 (2020)

Проведено численное моделирование процесса пиролиза пропана в проточном химическом реакторе, в котором химические превращения осуществляются за счет внешнего обогрева зоны реакции. Для математического описания исследуемых процессов используются уравнения Навье–Стокса в приближении малых чисел Маха, поскольку скорость движения газовой смеси много меньше скорости звука в данной смеси. При построении разностной схемы используется интегро-интерполяционный метод. Для решения уравнений химической кинетики использовалась специализированная явная схема второго порядка точности, обладающая малой вычислительной трудоемкостью. В качестве основы для описания химических превращений пиролиза пропана использовалась известная кинетическая схема, включающая в себя 30 элементарных стадий. Однако для более точного описания процесса была скорректирована энергия активации одной из стадий реакции. Было проведено численное моделирование процесса пиролиза пропана с учетом процессов вязкости, диффузии и теплопроводности для различных температур нагревательных элементов. Проведено сравнение полученных результатов по конверсии пропана с экспериментальными данными и известными численными результатами решения данной задачи. Сделан вывод о том, что разработанный численный алгоритм дает высокую достоверность получаемых результатов и может быть применен на практике для моделирования исследуемых процессов.

Математическое моделирование, 32, № 9, с. 119-130 (2020) | Рубрика: 17

Криксин Ю.А., Тишкин В.Ф. «Энтропийно устойчивый разрывный метод Галеркина для уравнений Эйлера, использующий неконсервативные переменные» Математическое моделирование, 32, № 9, с. 87-102 (2020)

Предложена консервативная версия энтропийно устойчивого разрывного метода Галеркина для уравнений Эйлера в переменных: плотность, плотность импульса и давление. Для уравнения, описывающего динамику среднего давления в конечном элементе, строится специальная разностная аппроксимация по времени, консервативная по полной энергии. Выполнение энтропийного неравенства и требований к монотонности численного решения обеспечивается специальным ограничителем наклонов. Разработанный метод успешно протестирован на ряде модельных газодинамических задач. В частности, в численном решении задачи Эйнфельдта существенно улучшено качество расчета удельной внутренней энергии.

Математическое моделирование, 32, № 9, с. 87-102 (2020) | Рубрики: 04.01 04.12

Жалнин Р.В., Масягин В.Ф., Пескова Е.Е., Тишкин В.Ф. «Моделирование развития неустойчивости Рихтмайера–Мешкова с использованием разрывного метода Галеркина на локально-адаптивных сетках» Математическое моделирование, 32, № 10, с. 34-46 (2020)

Представлен численный алгоритм для решения уравнений многокомпонентной газовой динамики с помощью разрывного метода Галеркина на локально-адаптивных сетках. В численном алгоритме используется структура данных и алгоритм динамической локальной адаптации сетки из библиотеки p4est. В работе используются численные потоки Лакса–Фридрихса–Русанова и HLLC. Для избавления от нефизических осцилляций применяется лимитер Барта–Йесперсена. В результате исследования было проведено моделирование развития неустойчивости Рихтмайера–Мешкова, проведено сравнение полученных результатов с результатами эксперимента и известными численными решениями данной задачи. Сделан вывод о хорошем совпадении расчетных и экспериментальных данных. В дальнейшем предполагается исследование данного процесса с использованием модели, учитывающей явления вязкости и теплопроводности.

Математическое моделирование, 32, № 10, с. 34-46 (2020) | Рубрики: 04.01 04.12

Ткалич В.Л.

Ткалич В.Л., Калинкина М.Е., Коробейников А.Г., Пирожникова О.И. «Вывод аналитического решения для конкретной задачи анализа сосредоточенного колебательного воздействия на элемент мембрана-полоса» Известия высших учебных заведений. Приборостроение, 63, № 6, с. 562-568 (2020)

Предложено аналитическое решение задачи анализа сосредоточенного нестационарного воздействия на мембрану-полосу бесконечной протяженности. При этом элемент полоса имеет пренебрежимо малую жесткость на изгиб и при сосредоточенном нестационарном колебательном воздействии превращается в мембранный элемент. При анализе использована функция Хевисайда и дельта-функция Дирака. Процедура вычисления прогиба мембраны-полосы при численном эксперименте реализована при помощи системы Maple. Представлены графические результаты выполненных расчетов прогиба мембраны-полосы. Предложенный в работе метод делает возможным решение прямой задачи о влиянии исходного заданного нестационарного воздействия на мембрану полосу. Представлены в графическом виде результаты расчета конкретной мембранной полосы.

Известия высших учебных заведений. Приборостроение, 63, № 6, с. 562-568 (2020) | Рубрики: 04.14 04.15

Ткачев Л.Г.

Хренов Б.А., Гарипов Г.К., Зотов М.Ю., Климов П.А., Панасюк М.И., Петров В.Л., Шаракин С.А., Широков А.В., Яшин И.В., Гребенюк В.М., Гринюк А.А., Лаврова М.В., Ткаченко А.В., Ткачев Л.Г., Ботвинко А.А., Сапрыкин О.А., Сеньковский А.Н., Пучков А.Е. «Исследование вспышек излучения атмосферы в области ближнего ультрафиолета с помощью детектора ТУС на борту спутника Ломоносов» Космические исследования, 58, № 5, с. 355-368 (2020)

Орбитальный детектор Трековая Установка (ТУС) – детектор ультрафиолетового (УФ) излучения атмосферы в области длин волн 300–400 нм (ближний ультрафиолет ) с высокой чувствительностью (десятки фотонов, излучаемых в пределах телесного угла 10–4 ср за время 0.8 мкс) работал в течение полутора лет на борту спутника Ломоносов. Телескоп ТУС имел многоцелевую программу работы, позволяющую регистрировать УФ вспышки от самых коротких, создаваемых широкими атмосферными ливнями, генерируемыми космическими лучами, до длительных, до 1 с, создаваемых метеорами. Среди этих разнообразных явлений наиболее часто встречаются вспышки от молний, как непосредственно создающих свечение, так и вызывающих развитие вторичных разрядов в атмосфере, в верхней атмосфере и ионосфере. Эти разряды различаются как по своей природе, так и по феноменологии – в частности, имеют разную длительность и светимость.

Космические исследования, 58, № 5, с. 355-368 (2020) | Рубрика: 18

Ткачев С.С.

Охитина А.С., Маштаков Я.В., Ткачев С.С., Шестаков С.А., Овчинников М.Ю. «Конфигурация двигателей коррекции минимального состава для одновременного поддержания орбиты и разгрузки гироскопической системы ориентации» Космические исследования, 58, № 5, с. 419-433 (2020)

Рассматривается задача оптимального расположения двигателей орбитальной коррекции на борту геостационарного космического аппарата. Необходимо одновременно обеспечивать коррекцию орбиты и разгрузку избыточного кинетического момента маховиков, накопленного из-за действующих на спутник возмущений. Предлагается методика формализации задачи, удобная для получения необходимых и достаточных условий, накладываемых на расположение двигателей, а также методика поиска их оптимального расположения. Приводятся примеры расположения двигателей с учетом всех ограничений и требований как в случае штатной работы, так и в случае возможного отказа одного из двигателей. Учитывается влияние возможных ошибок установки и смещения центра масс.

Космические исследования, 58, № 5, с. 419-433 (2020) | Рубрика: 18

Ткаченко А.В.

Космические исследования, 58, № 5, с. 355-368 (2020) | Рубрика: 18

Ткаченко С.А.

Ильменков С.Л., Переселков С.А., Ткаченко С.А., Рыбянец П.В. «Использование теоремы взаимности для решения трехмерных задач излучения звука изотропными оболочками» Вестник Воронежского государственного университета (ВГУ). Серия Физика. Математика, № 4, с. 5-18 (2019)

С помощью теоремы взаимности получены строгие решения трехмерных задач излучения звука изотропными телами: сплошным вытянутым сфероидом, вытянутой сфероидальной и бесконечной цилиндрической оболочками, возбуждаемых точечными гармоническими источниками на их поверхности. Для разделения переменных в векторном уравнении Гельмгольца используется представление векторного потенциала через скалярные потенциалы Дебая. Из физических граничных условий на поверхностях контакта тел с внутренней и внешней жидкими средами получены алгебраические системы уравнений для определения неизвестных коэффициентов разложения потенциалов рассеянной звуковой волны. Вычислены и проанализированы угловые характеристики излучения рассматриваемых тел для различных расположений источников, материалов и толщин оболочек. Отмечено возрастание уровней излучения в освещенной области и поперечных направлениях при снижении его в теневой зоне с увеличением толщины и волнового размера оболочек. Рассмотрены возможности дальнейшего развития данного подхода для решения задач излучения звука упругими телами, возбуждаемыми турбулентными пульсациями, в которых жидкие частицы являются излучателями более высоких порядков (диполями и квадруполями).

Вестник Воронежского государственного университета (ВГУ). Серия Физика. Математика, № 4, с. 5-18 (2019) | Рубрики: 07.03 07.05 07.17

Кузькин В.М., Пересёлков С.А., Рыбянец П.В., Ткаченко С.А. «Реализация адаптивного интерферометрического метода локализации источника звука. I часть» Вестник Воронежского государственного университета (ВГУ). Серия Физика. Математика, № 4, с. 19-29 (2019)

Представлены результаты численного эксперимента апробации амплитудного варианта адаптации для интерферометрического метода локализации источника звука. Под адаптацией понимается изменение параметров интерферометрической обработки в зависимости от условий распространения, направленное на достижение оптимального определения радиальной скорости и удаленности источника. Эти изменения, реализуемые на этапе обнаружения, позволяют определять разности волновых горизонтальных чисел и их производные по частоте для различных комбинаций мод при малых входных отношениях сигнал/помеха. Продемонстрировано влияние перекрытия фокальных пятен на работоспособность метода адаптации. Результаты численного моделирования на малых расстояниях, когда фокальные пятна голограмм перекрываются, продемонстрировали работоспособность амплитудного варианта метода адаптации интерферометрической обработки в условиях отсутствия знаний о гидроакустических характеристиках акватории. Вполне возможно, что на больших расстояниях, где фокальные пятна разрешаются, работоспособность метода адаптации улучшиться, что позволит уменьшить погрешность определения параметров источника. Данный подход позволит значительно расширить область применения интерферометрической обработки в задачах идентификации малошумных источников звука, не доступной для обычных методов обработки.

Вестник Воронежского государственного университета (ВГУ). Серия Физика. Математика, № 4, с. 19-29 (2019) | Рубрики: 07.03 07.05 07.17

Кузькин В.М., Пересёлков С.А., Ткаченко С.А., Казначеев И.В. «Реализация адаптивного интерферометрического метода локализации источника звука. II часть» Вестник Воронежского государственного университета (ВГУ). Серия Физика. Математика, № 1, с. 14-23 (2020)

В рамках численного моделирования выполнена проверка работоспособности фазового варианта адаптивной интерферометрической обработки гидроакустической информации. Интерферометрическая обработка во многом свободна от ограничений, присущих методу согласованного поля, что позволило предложить два различных варианта (амплитудный и фазовый) адаптивных алгоритмов. Под адаптацией в рамках интерферометрического подхода понимается изменение параметров интерферометрической обработки в зависимости от условий распространения, направленное на достижение оптимального определения радиальной скорости и удаленности источника. Эти изменения, реализуемые на этапе обнаружения, позволяют определять разности волновых горизонтальных чисел и их производные по частоте для различных комбинаций мод при малых входных отношениях сигнал/помеха. Предложенный в работе фазовый вариант адаптации решает проблему идентификации малошумных источников в акваториях, где невозможно проведение акустической калибровки или отсутствуют данные о гидроакустических условиях. Данный подход к адаптации интерферометрического метода позволяет значительно расширить область применения интерферометрической обработки в задачах идентификации малошумных источников звука.

Вестник Воронежского государственного университета (ВГУ). Серия Физика. Математика, № 1, с. 14-23 (2020) | Рубрики: 07.03 07.05 07.17

Токарев И.А.

Токарев И.А., Рыбин И.А., Бусыгин В.П., Щиплецов М.В., Ковалевская О.И., Черненко А.Е., Вагин Ю.П., Кузьмина И.Ю. «Характеристики оптического излучения болидов в условиях облачности» Инженерная физика, № 7, с. 3-15 (2020)

Исследуются характеристики полей рассеянного оптического излучения вспышки болидов. Рассчитываются угловой ход яркости небосвода, коэффициент ослабления оптического излучения и типовая форма сигналов для безоблачной атмосферы и в условиях сплошного облачного слоя. Отмечено, что существующие наземные оптические средства болидного контроля решают свои задачи, в том числе, по регистрации спектров и определению местоположения вспышки, на основе прямого излучения в условиях ясного неба, а для ряда методов – только в ночное время суток. Полученные расчеты показали, что для ряда задач, требующих круглосуточной всепогодной регистрации и идентификации болидов, можно использовать сигналы рассеянного излучения, амплитуда которых позволяет осуществлять их прием на удалениях до нескольких сотен километров.

Инженерная физика, № 7, с. 3-15 (2020) | Рубрика: 18

Токарский П.Л.

Токарский П.Л., Коноваленко А.А., Ерин С.Н., Бубнов И.Н. «Шумовая температура активной фазированной антенной решетки радиотелескопа ГУРТ» Радиофизика и радиоастрономия (Украина), 23, № 1, с. 43-59 (2018)

Предмет и цель работы: теоретические и экспериментальные исследования шумовой температуры субрешетки активной фазированной антенной решетки (АФАР) низкочастотного радиотелескопа нового поколения ГУРТ. Методы и методология: Разработана математическая модель АФАР в виде каскадного соединения двух шумящих многополюсников, один из которых поставлен в соответствие решетке диполей над реальной землей, а второй – диаграммообразующей схеме. Электрические параметры этих многополюсников описываются матрицами рассеяния, а шумовые – ковариационными матрицами спектральных плотностей шумовых волн. Получены расчетные соотношения, позволяющие выполнять анализ полной шумовой температуры субрешетки АФАР радиотелескопа ГУРТ с корректным учетом всех имеющихся в ней источников шума и их взаимной корреляции, обусловленной взаимодействием диполей в решетке. Результаты: Выполнены численные и экспериментальные исследования шумовой температуры на выходе субрешетки АФАР радиотелескопа ГУРТ, которые позволили оценить соотношение между температурами внешних и внутренних шумов в рабочем диапазоне частот от 8 до 80 МГц при сканировании луча в верхней полусфере. Показано, что внешняя шумовая температура субрешетки более чем на 6 дБ превышает внутреннюю в полосе частот шириной примерно 65 МГц. Получено хорошее согласие результатов расчета и эксперимента, которое подтверждает корректность разработанной модели субрешетки и эффективность предложенной методики численного анализа ее параметров. Заключение: Выполненные в работе исследования подтверждают возможность эффективного использования данной субрешетки как базовой ячейки АФАР низкочастотного радиотелескопа, а в случаях, когда радиоастрономические наблюдения не требуют высокого углового разрешения, в качестве самостоятельной антенны радиотелескопа. Результаты представленной работы могут быть полезны при разработке и исследованиях АФАР декаметрового и метрового диапазонов волн.

Радиофизика и радиоастрономия (Украина), 23, № 1, с. 43-59 (2018) | Рубрика: 18

Токарский П.Л., Коноваленко А.А., Калиниченко Н.Н., Ерин С.Н. «Влияние сезонных вариаций параметров грунта на чувствительность элемента активной фазированной антенной решетки радиотелескопа ГУРТ» Радиофизика и радиоастрономия (Украина), 24, № 4, с. 233-241 (2019)

Предмет и цель работы: Теоретические исследования изменений чувствительности элемента фазированной антенной решетки (ФАР) радиотелескопа нового поколения ГУРТ, обусловленных сезонными колебаниями параметров грунта. Методы и методология: Для исследования элемента ФАР ГУРТ, состоящего из диполя и малошумящего усилителя, использована математическая модель активной антенны в виде четырехполюсника, электрические параметры которого задаются матрицей рассеяния, а шумовые – ковариационной матрицей спектральных плотностей шумовых волн. Такая модель позволяет выполнять корректный анализ отношения сигнал/шум на выходе активной антенны с учетом внешних и внутренних источников шума. Результаты: Выполнен численный анализ характеристик элемента активной ФАР радиотелескопа ГУРТ в широком диапазоне частот 8–80 МГц. Установлено, что сезонные колебания параметров грунта, диэлектрической проницаемости и удельной проводимости, составляющие около 8 и 6 дБ соответственно, оказывают наиболее заметное влияние на КПД диполя и коэффициент его согласования с малошумящим усилителем. Вариации обоих этих параметров достигают 3 дБ, однако они противоположны по знаку, поэтому их влияние на чувствительность активной антенны практически взаимно компенсируется. В результате показано, что сезонные изменения параметров грунта не приводят к существенным вариациям чувствительности активной антенны, размах которых в большей части диапазона частот составляет примерно 0.5 дБ и только с приближением к нижней его частоте возрастает примерно до 1.5 дБ. Заключение: Проведенные в работе исследования показали, что сезонные колебания электрофизических параметров грунта приводят к небольшим вариациям чувствительности элемента ФАР ГУРТ, не превышающим ±0.75 дБ, которые не могут заметно повлиять на качество радиоастрономических наблюдений. Результаты настоящей работы могут быть полезны при разработке и исследованиях приземных активных ФАР, предназначенных для работы в диапазонах метровых и декаметровых волн.

Радиофизика и радиоастрономия (Украина), 24, № 4, с. 233-241 (2019) | Рубрика: 18

Токарь В.Л.

Панков А.В., Токарь В.Л., Петронюк Ю.С., Левин В.М., Мороков Е.С., Рыжова Т.Б., Гулевский И.В. «Определение характеристик трещиностойкости слоистых углепластиков на образцах без инициатора трещины с применением метода акустической микроскопии» Заводская лаборатория. Диагностика материалов, 86, № 8, с. 58-65 (2020)

Одним из параметров трещиностойкости углепластиков является вязкость разрушения, которая представляет собой изменение энергии упругой деформации элемента конструкции при увеличении площади трещины на единицу в момент страгивания. В процессе исследования вязкости разрушения определяется положение фронта трещины – исходной и полученной в результате ее роста. Существующие в настоящее время стандарты испытаний (СТО ЦАГИ, ASTM D7905) определяют вязкость по моде сдвига GIIc на образцах с инициатором трещины. Такой способ не отражает реальные условия возникновения трещин в конструкциях из ПКМ и может приводить к снижению точности при определении нагрузки страгивания трещины. В ЦАГИ разработана методика определения вязкости разрушения ПКМ при сдвиге GIIc на образцах без стандартного инициатора расслоений. Цель работы – проведение исследований для отработки данной методики. Значения GIIc определяли для трещины, образованной сдвигом в условиях трехточечного изгиба после расклинивания. Для определения положения и формы фронта трещины, а также оценки динамики ее распространения при последующих нагрузках вместо стандартного визуального наблюдения ее границ с торцевой поверхности образцов использовали ультразвуковые методы – ультразвуковую дефектоскопию и акустическую микроскопию. Установлено, что акустическая микроскопия на частоте 50 МГц позволяет определять положение фронта трещины в образцах из углепластика на глубине 3,0–3,5 мм с высоким разрешением, в данном случае – 100 мкм. Отмечены особенности распространения трещины в процессе роста в условиях сдвига. Результаты исследований показали, что высокая точность акустической микроскопии по сравнению с традиционной ультразвуковой диагностикой востребована при определении формы трещины, для анализа динамики ее распространения и выявления механизмов распространения межслоевых трещин в композиционной среде.

Заводская лаборатория. Диагностика материалов, 86, № 8, с. 58-65 (2020) | Рубрика: 14.04

Токмак Н.А.

Шувалов В.А., Горев Н.Б., Токмак Н.А., Кочубей Г.С. «Физическое моделирование длительного воздействия плазменной струи на объект "космического мусора"» Космические исследования, 56, № 3, с. 243-251 (2018)

Разработана методология физического (стендового) моделирования длительного воздействия высокоэнергичных ионов плазменной струи на объект космического мусора для увода его на более низкую орбиту и сгорания в атмосфере Земли. Методология основана на применении критериев эквивалентности двух режимов воздействия на объект (в ионосфере Земли и на стенде) и процедуры ускоренных ресурсных испытаний в части распыления материала объекта космического мусора и торможения его плазменной струей в ионосфере Земли.

Космические исследования, 56, № 3, с. 243-251 (2018) | Рубрика: 18

Толочек Р.В.

Карташов Д.А., Карцев И.С., Толочек Р.В., Шуршаков В.А. «Расчет радиационных нагрузок в отсеке космической станции при использовании дополнительной защиты из полиэтилена высокого давления» Космические исследования, 57, № 3, с. 192-198 (2019)

Представлены результаты расчета доз космического ионизирующего излучения для условий, моделирующих каюту МКС, в которой установлено дополнительное оборудование в виде укладки “Шторка защитная”, применяющейся в эксперименте “Матрешка-Р”, при условии заполнения укладки полиэтиленом высокого давления вместо штатных средств личной гигиены космонавтов (влажных салфеток и полотенец). Для расчета использовалась методика трассировки лучей, ранее верифицированная с использованием экспериментальных данных о дозовых нагрузках в отсеках станции. “Шторка защитная” представляет собой укладку толщиной 10 см, покрывающую наружную стенку каюты, объем которой заполнен полиэтиленом высокого давления. Расчет проведен для мест расположения экспериментальных дозиметрических сборок для типовых орбит МКС в фазе минимума и максимума солнечной активности. Эффект от использования ДЗ в каюте МКС в терминах эквивалентной дозы составляет от 22 до 60% в зависимости от высоты орбиты, фазы цикла солнечной активности и начальных условий защищенности. Полученные результаты свидетельствуют о большей эффективности дополнительной защиты из полиэтилена по сравнению с водосодержащими материалами. Подобная дополнительная защита от космической радиации является перспективной при длительных и дальних полетах.

Космические исследования, 57, № 3, с. 192-198 (2019) | Рубрика: 18

Томилин М.М.

Бибиков С.Б., Кириллов В.Ю., Куликовский Э.И., Томилин М.М. «Гибкий материал для защиты бортовой аппаратуры космических аппаратов» Космические исследования, 56, № 3, с. 267-270 (2018)

DOI: https://doi.org/10.7868/S0023420618030093

Космические исследования, 56, № 3, с. 267-270 (2018) | Рубрика: 18

Кириллов В.Ю., Жуков П.А., Журавлев С.Ю., Томилин М.М. «Радиопоглощающие материалы для космических аппаратов» Космические исследования, 58, № 5, с. 412-418 (2020)

Представлены результаты экспериментальных исследований свойств, стойких к аномальным высоким и аномально низким температурам образцов радиопоглощающего материала ВТМВ-1С.

Космические исследования, 58, № 5, с. 412-418 (2020) | Рубрика: 18

Томилина Т.М.

Вострухин А.А., Головин Д.В., Козырев А.С., Литвак М.Л., Малахов А.В., Митрофанов И.Г., Мокроусов М.И., Томилина Т.М., Бобровницкий Ю.И., Гребенников А.С., Лактионова М.М., Бахтин Б.Н., Сотов А.В. «Исследования микрофонного эффекта для перспективных детекторов нейтронного и гамма-излучения космического применения и методы его подавления» Космические исследования, 56, № 3, с. 228-232 (2018)

Представлены результаты испытаний ряда детекторов космического применения содержащих ФЭУ или высоковольтные электроды на возникновение шумов от “микрофонного эффекта” в сигнальном тракте вследствие внешнего механического воздействия. Предложен способ виброизоляции приборов на борту космического аппарата для снижения уровня их восприимчивости к вибрациям.

Космические исследования, 56, № 3, с. 228-232 (2018) | Рубрика: 18

Томозов В.М.

Томозов В.М., Язев С.А., Исаева Е.С. «Гамма-вспышки и комплексы активности на Солнце» Астрономический журнал, 97, № 8, с. 695-704 (2020)

Проведен анализ мощных вспышечных событий из каталога Share и др. с длительной фазой гамма- излучения с целью объяснения особенностей импульсной и длительных фаз таких вспышек и выявления их связи с комплексами активности и корональными дырами. Показано, что 74% таких событий оказались тесно связанными с комплексами активности. Качественно продемонстрирована связь процессов ускорения частиц в ходе развития вспышки с изменениями магнитной топологии во вспышечной области и с эволюцией коронального выброса массы. Обсуждаются возможная связь корональных дыр с комплексами активности и роль “обменного” пересоединения в этих процессах.

Астрономический журнал, 97, № 8, с. 695-704 (2020) | Рубрика: 18

Топорков Д.Ю.

Аганин А.А., Топорков Д.Ю. «Сильное сжатие пара в кавитационных пузырьках» Труды XI Международной Четаевской конференции. "Аналитическая механика, устойчивость и управление", (Казань, 14–18 июня 2017 г.). Т. 1. Секция 1. Аналитическая механика, с. 434-440 (2017)

С использованием простого критерия проведена оценка ряда сред (воды, ацетона, бензола, толуола и тетрадекана) относительно возникновения сходящихся ударных волн в полости кавитационного пузырька при его коллапсе. Показано чередование этих сред по степени благоприятствования образованию ударных волн, а, значит, наиболее экстремальному сжатию среды в пузырьке. Сделана оценка минимального значения давления жидкости, при котором при коллапсе пузырька в его полости возникает ударная волна. Проиллюстрировано удовлетворительное согласование полученных результатов с результатами прямого численного моделирования (по полной гидродинамической модели с использованием широкодиапазонных уравнений состояния и с учетом неравновесного испарения-конденсации на межфазной границе и нестационарной теплопроводности в паре и жидкости) образования сходящихся ударных волн в кавитационном пузырьке при его коллапсе в воде, ацетоне и бензоле.

Труды XI Международной Четаевской конференции. "Аналитическая механика, устойчивость и управление", (Казань, 14–18 июня 2017 г.). Т. 1. Секция 1. Аналитическая механика, с. 434-440 (2017) | Рубрика: 06.05

Аганин А.А., Ильгамов М.А., Топорков Д.Ю. «Возможности повышения температуры жидкости в проблеме сверхсжатия пузырька акустическим воздействием» Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Физико-математические науки, 161, № 4, с. 485-496 (2019)

Проводится сравнение расширения-сжатия пузырька в пучности давления стоячей акустической волны в ацетоне при температурах жидкости 273 и 293 К. Амплитуда и частота акустического возбуждения в первом случае равны 15 бар и 19.3 кГц, а во втором варьируются при соблюдении условия равенства достигаемого максимального радиуса пузырька его значению в первом случае. Используется гидродинамическая модель с реалистичными уравнениями состояния, учитывающая неравновесное испарение-конденсацию пара на межфазной поверхности, нестационарную теплопроводность в паре и жидкости. Установлено, что при 293 К и акустическом возбуждении с двукратно большей частотой и трехкратно большей амплитудой, чем в случае 273 К, содержимое пузырька испытывает не менее сильное сжатие, чем при 273 К.

Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Физико-математические науки, 161, № 4, с. 485-496 (2019) | Рубрика: 06.05

Торникоски М.

Космические исследования, 57, № 2, с. 99-104 (2019) | Рубрика: 18

Трегубенко А.А.

Мелик-Шахназаров В.А., Стрелов В.И., Софиянчук Д.В., Трегубенко А.А. «Активные виброзащитные устройства с инерционными сервисными движителями» Космические исследования, 56, № 2, с. 156-159 (2018)

Использование активных виброзащитных устройств (АВЗУ) в авиакосмической технике сопряжено со следующими ограничениями. Во-первых, в приборных стойках и отсеках всегда ограничен объем для установки дополнительных устройств. Во-вторых, во многих случаях из принципиальных или конструктивных соображений невозможно создать опоры для сервисных движителей. В работе показано, что эта проблема может быть решена, если в АВЗУ вместо опорных использовать инерционные сервисные движители. Выполнен теоретический расчет функции передачи АВЗУ, управляемого инерционными движителями. Показано, что объем шестимодового однокорпусного АВЗУ с инерционными движителями может быть в 2–2.5 раза меньше, чем устройства с опорными движителями.

Космические исследования, 56, № 2, с. 156-159 (2018) | Рубрика: 18

Трегубов А.

Назиров Р., Эйсмонт Н., Арефьев В., Коротков Ф., Погодин А., Михайлов Е., Мжельский П., Трегубов А., Дитрих А. «Задачи разработки миссии "Спектр–Рентген–Гамма"» Космические исследования, 57, № 1, с. 74-80 (2019)

Проект “Спектр–Рентген–Гамма” предназначен для обзора всей небесной сферы в рентгеновском диапазоне с помощью двух телескопов, установленных на космическом аппарате с тем же названием. Кроме того, некоторые специально выбранные участки неба и отдельные источники излучения планируется исследовать после завершения обзора. Аппарат планировалось запустить в окрестность солнечно-земной коллинеарной точки либрации L2 в 2018 г. с помощью ракеты-носителя Протон-М с разгонным блоком ДМ-3. Полный обзор небесной сферы заключается в ее сканировании путем вращения параллельных осей телескопов вокруг оси аппарата, в среднем следующей за направлением на Солнце. Запоминаемые на борту аппарата данные измерений затем передаются на наземные станции приема с использованием средненаправленной антенны, ось которой совпадает с осью вращения аппарата, что создает некоторые ограничения при проектировании миссии. В состав этих ограничений входит допустимая амплитуда траектории движения аппарата относительно точки либрации в направлении, ортогональном линии Земля–Солнце. Кроме того, расход рабочего тела, имеющегося на борту аппарата, допускается только на коррекции орбиты с целью его удержания в окрестности точки либрации. В этой связи был разработан метод использования разгонного блока с целью уменьшения упомянутой амплитуды до приемлемых значений в условиях требований, предъявляемых к блоку. В статье приводится оценка его эффективности.

Космические исследования, 57, № 1, с. 74-80 (2019) | Рубрика: 18

Тригер С.А.

Тригер С.А. «Учитель и друг Анри Амвросьевич Рухадзе» Инженерная физика, № 6, с. 5-12 (2020)

Инженерная физика, № 6, с. 5-12 (2020) | Рубрики: 03 17

Троицкий И.С.

Гаген-Торн В.А., Морозова Д.А., Гаген-Торн Е.И., Савченко С.С., Троицкий И.С., Шаляпина Л.В., Волков Е.В. «Переменность блазара В1308+326 в 2011–2018 годах» Астрономический журнал, 97, № 8, с. 631-640 (2020)

Приводятся и анализируются результаты мониторинговых наблюдений блазара В1308+326 в оптическом и радиодиапазонах в 2011–2018 гг. Зафиксирована оптическая вспышка объекта, совпадающая по времени с вспышкой в гамма-диапазоне, а также вспышки на 43 ГГц, связанные с прохождением обнаруженных сверхсветовых компонентов через радиоядро. Фотометрическая переменность объяснена присутствием переменного компонента с постоянным в среднем степенным относительным распределением энергии в спектре (Fγ ∼ γ–1.6). Это, а также высокая наблюдаемая степень поляризации (до 40%), указывает на его синхртронную природу. Выделены отдельные источники поляризованного излучения с высокой степенью поляризации и направлением либо параллельным, либо перпендикулярным направлению джета, что дает сведения о направлении магнитного поля в джете во времена вспышек и позволяет сделать заключение о причине их появления: прохождение по джету ударной волны или появление в джете излучающих электронных ансамблей.

Астрономический журнал, 97, № 8, с. 631-640 (2020) | Рубрика: 18

Трофимов В.Н.

Трофимов В.Н. «Масштабное физическое гидроакустическое моделирование РЛС с синтезированной апертурой малой дальности для БПЛА» Журнал радиоэлектроники, № 9, с. 1 (2019)

Описывается технология масштабного физического гидроакустического моделирования (МФГМ) радиолокационных (РЛ) систем, заключающаяся в физическом моделировании РЛ эхо-сигналов в гидроакустическом бассейне и их применении для математического или полунатурного моделирования РЛС. Предлагается использование МФГМ при разработке РЛС с синтезированной апертурой (СА) малой дальности, устанавливаемых на легких БПЛА. Для РЛС данного типа МФГМ позволяет физически моделировать в масштабе не только длину волны РЛС и линейное разрешение, но также дальность и высоту относительно картографируемого участка земной поверхности, траекторию движения антенны РЛС на интервале формирования СА. МФГМ возможно применять как на начальных, так и на заключительных этапах разработки РЛС. Масштабный коэффициент, равный отношению длины волны моделирующего ультразвукового сигнала к длине волны моделируемого РЛ сигнала, может иметь значения приблизительно от 1:100 для Х-диапазона до 1:1000 для L-диапазона РЛ длин волн. Приведены характеристики стенда МФГМ РЛС с СА, разработанного в ФГУП «ГосНИИАС» и обеспечивающего моделирование в масштабе 1:100 для Х- диапазона РЛ длин волн. Обосновывается выбор для стенда зондирующих ультразвуковых сигналов типа дискретных частотных последовательностей (ДЧП). Представлены смоделированные на этом стенде РЛ изображения объектов с линейным разрешением 10 см (1 мм на ультразвуке). Приводятся размеры гидроакустических бассейнов и требования к ультразвуковым сигналам стендов МФГМ, предназначенных для моделирования РЛС с СА малой дальности. Описываются основные технические проблемы и задачи, которые необходимо решать при разработке РЛС с СА малой дальности для легких БПЛА. Приводятся преимущества использования в РЛС данного типа зондирующих сигналов типа ДЧП.

Журнал радиоэлектроники, № 9, с. 1 (2019) | Рубрики: 06.23 07.18

Трофимов С.П.

Овчинников М.Ю., Трофимов С.П., Широбоков М.Г. «Проектирование межпланетных траекторий с пассивными гравитационными маневрами и импульсами в глубоком космосе» Космические исследования, 56, № 4, с. 337-350 (2018)

Решается задача проектирования межпланетных траекторий с пассивными гравитационными маневрами и импульсами в глубоком космосе с использованием разработанного авторами метода виртуальных траекторий. Даны алгоритмы расчетов гелиоцентрических и планетоцентрических участков, рассматривается случай резонансных траекторий. Описаны результаты применения метода виртуальных траекторий к задаче проектирования перелета к Юпитеру, полученные траектории сравниваются с траекториями миссий Juno, Europa Clipper и Laplace.

Космические исследования, 56, № 4, с. 337-350 (2018) | Рубрика: 18

Широбоков М.Г., Трофимов С.П. «Перелеты с малой тягой на окололунные орбиты с гало-орбит вокруг лунных точек либрации L1 и LКосмические исследования, 58, № 3, с. 223-234 (2020)

Работа посвящена поиску окололунных орбит, доступных при сходе вдоль неустойчивого инвариантного многообразия гало-орбит вокруг лунных точек либрации L1 и L2. Предполагается, что космический аппарат оснащен двигателем малой тяги. Рассматриваются два уровня реактивного ускорения из типичного диапазона реактивных ускорений малых космических аппаратов с двигателями малой тяги. Работа состоит из двух частей: поиск оскулирующих окололунных орбит, получающихся при пассивном движении от гало-орбит; стабилизация орбит силой тяги, направленной против скорости аппарата. Найдены множества гало-орбит, сход с которых вдоль неустойчивого многообразия позволяет достичь полярных и околополярных орбит. Задача решается в рамках модели круговой ограниченной задачи трех тел.

Космические исследования, 58, № 3, с. 223-234 (2020) | Рубрика: 18

Трохим Г.Р.

Юзефович Р.М., Яворський І.М., Дзерин О.Ю., Трохим Г.Р., Стецько І.Г., Мацько І.Й. «Застосування спеціалізованого пристрою неруйнівного контролю для аналізу вібраційних сигналів підшипникових вузлів методами взаємного нестаціонарного аналізу [Применение специализированного устройства неразрушающего контроля для анализа вибрационных сигналов подшипниковых узлов методами взаимного нестационарного анализа]» Техническая диагностика и неразрушающий контроль, № 1, с. 17-27 (2020)

Вібраційні сигнали від складних механічних систем, які знаходяться під впливом динамічних навантажень, сформовані відгуками від багатьох вузлів. При дослідженні таких сигналів виникає питання про аналіз впливу на їх структуру можливих дефектів, які виникають у кожному з елементів підшипникового вузла. Виникнення дефектів у елементах механічних систем спричиняє нелінійні ефекти у властивостях вібраційних коливань. Такі ефекти приводять як до появи нових гармонік у детермінованій складовій вібрації, так і до взаємодії цієї складової зі стохастичними коливаннями, які зумовлені флуктуаціями товщини та в’язкості змазки, змінами сил тертя, спонтанними й некерованими змінами робочих навантажень тощо. У результаті вказаної взаємодії порушується строга періодичність детермінованих коливань, вони модулюються за фазою та амплітудою. Відмічені властивості вібрацій можуть бути адекватно описані математичною моделлю у вигляді взаємних періодично корельованих випадкових процесів. У роботі представлено інтегральну функцію когерентності, яка кількісно характеризує стохастичний взаємозв’язок між властивостями нестаціонарності двох періодично корельованих випадкових сигналів, що проявляється в періодичній зміні за часом їх взаємних спектральних характеристик, а також покомпонентну функцію когерентності, яка визначається взаємоспектральними густинами окремих модулюючих процесів. Наведено технічні характеристики розробленого спеціалізованого пристрою неруйнівного контролю «Компакт-Вібро». Розглянуто результати, отримані з використанням цього пристрою при виконанні вібраційних обстежень промислових об’єктів України.

Техническая диагностика и неразрушающий контроль, № 1, с. 17-27 (2020) | Рубрика: 14.04

Тукмаков Д.А.

Тукмаков Д.А. «Численное моделирование отражения ударной волны в газовой взвеси для различных параметров дисперсной компоненты запыленной среды» Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Математика. Физика, 51, № 4, с. 565-576 (2019)

Численно моделируется процесс отражения прямого скачка уплотнения от твердой поверхности. Математическая модель учитывала вязкость, сжимаемость и теплопроводность несущей среды, межкомпонентное силовое взаимодействие, включавшее в себя силу Стокса, динамическую силу Архимеда, силу присоединенных масс; также математическая модель учитывала межкомпонентный теплообмен. Численное решение осуществлялось при помощи явного конечно-разностного метода с последующим применением схемы нелинейной коррекции численного решения. Результаты расчетов параметров отраженной ударной волны в запыленной среде сопоставляются с численным решением для однородного вязкого газа и аналитическим решением, известным из литературы. В работе выявлены закономерности влияния параметров дисперсной фазы на интенсивность отраженной ударной волны.

Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Математика. Физика, 51, № 4, с. 565-576 (2019) | Рубрики: 04.11 05.09 08.10

Тукмаков Д.А. «Численное исследование влияния свойств дисперсной фазы на параметры отражения ударной волны от твердой поверхности в моно- и полидисперсной газовзвеси» Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Физико-математические науки, № 1, с. 61-72 (2020)

Актуальность и цели. Процессы, связанные с динамикой многофазных сред, встречаются как в естественной природе, так и в промышленных технологиях. Целью данной работы является исследование влияния параметров дисперсной компоненты на отражение ударной волны от твердой поверхности в моно- и полидисперсной запыленной среде. Материалы и методы. Для описания динамики несущей среды применяется двумерная система уравнений Навье–Стокса, записанная с учетом межфазного силового взаимодействия и межфазного теплообмена. С целью описания динамики дисперсной фазы для каждой ее фракции решается система уравнений, включающая в себя уравнение неразрывности для «средней плотности» фракции, уравнения сохранения, пространственных составляющих импульса и уравнение сохранения тепловой энергии фракции газовзвеси. Результаты. В работе численно моделировались ударно-волновые процессы в запыленных средах с однородным составом дисперсной фазы и в запыленных средах с дисперсной фазой частицы, которые отличались размерами и плотностью материала. Исследовались процессы движения и отражения ударных волн от твердой стенки в зависимости от параметров дисперсной фазы. Определены закономерности влияния размера частиц на интенсивность отраженной ударной волны в моно- и полидисперсной газовзвесях. Выводы . Выявлено влияние физической плотности дисперсной фазы и размера частиц на характеристики отраженной от твердой поверхности ударной волны. Закономерности, выявленные для монодисперсной газовзвеси, были обобщены на случай запыленной среды, твердая фаза которой состоит из нескольких компонент с различными физическими свойствами дисперсных частиц.

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Физико-математические науки, № 1, с. 61-72 (2020) | Рубрики: 04.11 08.10

Тукмаков Д.А. «Численное исследование скоростного скольжения несущей и дисперсной фазы при взаимодействии ударной волны с электрически заряженной газовзвесью» Вестник Пермского университета. Серия: Физика, № 1, с. 35-42 (2020)

Рассматривается распространение ударной волны из чистого газа в гетерогенную смесь, состоящую из твердых частиц, взвешенных в газе и имеющих электрический заряд. Применяемая математическая модель учитывает скоростное и тепловое взаимодействия несущей и дисперсной компонент смеси. Математическая модель предполагала монодисперсный состав твердой фазы, т.е. все частицы имеют одинаковый линейный размер, сферическую форму и состоят из одного материала. Силовое взаимодействие частиц и газа включало в себя силу Стокса, силу присоединённых масс, а также динамическую силу Архимеда. Несущая среда описывалась как вязкий сжимаемый теплопроводный газ. Уравнения математической модели решались явным конечно-разностным методом второго порядка точности с применением схемы нелинейной коррекции сеточной функции. Система уравнений математической модели дополнялась граничными и начальными условиями для искомых функций: на границах расчётной области задавались граничные условия Дирихле для составляющих скорости несущей и дисперсной фаз, для остальных динамических функций задавались условия Неймана. Для уравнения Пуассона, описывающего распределение внутреннего электрического поля заряженной газовзвеси, задавались однородные граничные условия Дирихле. В результате проведения численных расчётов были выявлены различия в скоростном скольжении несущей и дисперсной фаз при распространении ударной волны в нейтральную и электрически заряженную запыленные среды. Было также установлено влияние размера частиц на интенсивность скоростного скольжения несущей и дисперсной компонент гетерогенной смеси при распространении ударной волны из чистого газа в запыленную среду.

Вестник Пермского университета. Серия: Физика, № 1, с. 35-42 (2020) | Рубрики: 04.11 08.10

Тулупов В.И.

Садовничий В.А., Панасюк М.И., Липунов В.М., Богомолов А.В., Богомолов В.В., Гарипов Г.К., Горбовской Е.С., Зимнухов Д.С., Июдин А.Ф., Казначеева М.А., Калегаев В.В., Климов П.А., Ковтюх А.С., Корнилов В.Г., Кузнецов Н.В., Максимов И.А., Мить С.К., Оседло В.И., Петров В.Л., Подзолко М.В., Попова Е.П., Поройков А.Ю., Рубинштейн И.А., Салеев К.Ю., Свертилов С.И., Тулупов В.И., Хренов Б.А., Чазов В.В., Чепурнов А.С., Штундер Я.А., Шустова А.Н., Яшин И.В. «Мониторинг природных и техногенных космических угроз: результаты миссии Ломоносов и проект Универсат–СОКРАТ» Космические исследования, 57, № 1, с. 46-56 (2019)

Рассматривается результаты экспериментов на спутнике Ломоносов по наблюдению природных и техногенных космических угроз, в том числе электромагнитных транзиентов, космического мусора. Также обсуждается новый космический проект МГУ имени М.В. Ломоносова Универсат–СОКРАТ по созданию группировки спутников для мониторинга в реальном времени в околоземном космическом пространстве: радиационной обстановки; потенциально опасных объектов естественного (астероиды, метеороиды) и техногенного происхождения (космический мусор), а также космических и атмосферных гамма-всплесков, вспышек оптического и ультрафиолетового излучения из атмосферы Земли.

Космические исследования, 57, № 1, с. 46-56 (2019) | Рубрика: 18

Тунио И.А.

Тунио И.А., Кумар Д., Хуссейн Т., Джатой М., Сафиулла «Исследование влияния переменной по размаху крыла волнистости на его аэродинамические характеристики» Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 5, с. 83-96 (2020)

Бугорки на плавниках китов-горбачей позволяют добиться положительного гидродинамического эффекта. В прошлом имели место многочисленные попытки использовать подобные бугорки на крыльях самолета для получения положительного аэродинамического эффекта. Активно исследовалось влияние толщины профиля, формы крыла в плане, числа Рейнольдса Re и длины волны и амплитуды волнистости на аэродинамические характеристики волнистого крыла и картину его обтекания. Однако эффект переменной длины волны вдоль размаха конечного крыла и его влияние на физику течения еще недостаточно исследованы. Цель настоящей работы состоит в изучении влияния переменной по размаху конечного крыла длины волны волнистости и определяющего механизма течения в предотрывном и отрывном режимах обтекания. Волнистые профили строятся на основе профиля NACA0021; результаты моделирования сравниваются с аналогичными результатами для профиля с гладкой передней кромкой (базовым профилем) при числе Рейнольдса Re=1.2×105. Валидация результатов моделирования выполнена на основе имеющихся в литературе экспериментальных данных. Рассмотрены две различные модели крыла; в первой из них (λ0305h1) длина волны возрастала от корня крыла до его оконечности, а во второй из них (λ0503h1), напротив, убывала. Результаты, полученные для аэродинамической силы, показывают, что в предотрывном режиме максимальное уменьшение аэродинамического качества L/D составляет 16.89 и 4.22% для крыльев λ0503h1 и λ0305h1 соответственно. В отрывном же режиме максимальное увеличение L/D составляет 2.97 и 19.18% для λ0503h1 и λ0305h1 соответственно, при угле атаки 20°. Отмечено, что модель λ0503h1 имеет меньшее значение L/D в отрывном режиме из-за образования вихрей на поверхности крыла. Вихри создают циркуляционную зону на крыле, в результате чего давление на верхней стороне крыла растет. На основании полученных результатов сделано заключение, что волнистость по размаху крыла самолета в отрывном режиме создает благоприятный эффект. Также сделан вывод о том, что увеличение длины волны волнистости от корня крыла к его оконечности предоставляет большие преимущества в аэродинамике крыла, чем уменьшение длины волны волнистости в направлении к его оконечности.

Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 5, с. 83-96 (2020) | Рубрика: 08.15

Тучин А.Г.

Евдокимов С.Н., Климанов С.И., Корчагин А.Н., Микрин Е.А., Самотохин А.С., Сихарулидзе Ю.Г., Тучин А.Г. «Модификация терминального алгоритма управления спуском с околоземной орбиты применительно к "усиленным" возмущениям» Космические исследования, 57, № 3, с. 199-211 (2019)

Рассматривается задача управления спуском возвращаемого аппарата с околоземной орбиты в условиях “усиленных” возмущений. Разработанный ранее терминальный алгоритм управления спуском существенно доработан для выполнения ограничений по точности посадки, перегрузке и расходу топлива. Предложен способ автоматического сдвига точки схода с орбиты, адаптации к фактическим условиям движения и модификации опорной зависимости угла крена, что обеспечило выполнение заданных ограничений при действии совокупности “усиленных” возмущающих факторов.

Космические исследования, 57, № 3, с. 199-211 (2019) | Рубрика: 18

Евдокимов С.Н., Климанов С.И., Корчагин А.Н., Микрин Е.А., Самотохин А.С., Сихарулидзе Ю.Г., Тучин А.Г. «Модификация терминального алгоритма управления спуском при возвращении от луны применительно к "усиленным" возмущениям» Космические исследования, 58, № 2, с. 149-164 (2020)

Рассматривается задача приведения в заданный район посадки возвращаемого от Луны аппарата в условиях действия “усиленных” возмущающих факторов. Разработанный ранее терминальный алгоритм управления спуском с околоземной орбиты существенно доработан применительно к рикошетирующим траекториям с двумя погружениями в атмосферу Земли для выполнения заданных ограничений по точности посадки, перегрузке и расходу топлива. Модифицированная версия алгоритма включает “раздельную” логику адаптации к фактическим условиям движения с измерением компонент кажущегося ускорения. Достоверность полученных результатов подтверждена большим объемом статистических испытаний.

Космические исследования, 58, № 2, с. 149-164 (2020) | Рубрика: 18

Голубев Ю.Ф., Грушевский А.В., Корянов В.В., Тучин А.Г., Тучин Д.А. «Универсальное свойство интеграла Якоби для гравитационных маневров в Солнечной системе» Космические исследования, 58, № 4, с. 312-320 (2020)

Показано, что стандартный и громоздкий способ традиционного обоснования постоянства асимптотической скорости при гравитационных маневрах в модели круговой ограниченной задачи трех тел (ОЗТТ), применяемый в современной астродинамике, может быть значительно упрощен. Представлены уточняющие формы интеграла Якоби, которые позволяют, помимо прочего, выявить прозрачную взаимосвязь интеграла Якоби и метода сопряженных конических сечений в ОЗТТ.

Космические исследования, 58, № 4, с. 312-320 (2020) | Рубрика: 18

Тучин В.В.

Романовский Ю.М., Тучин В.В. «К юбилею Александра Васильевича Приезжева» Известия Саратовского государственного университета. Новая серия. Серия: Физика, 17, № 2, с. 121-126 (2017)

Представлена краткая биография и описание научной и научно-организационной деятельности в России и за рубежом заведующего лабораторией лазерной биомедицинской фотоники Международного лазерного центра Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Александра Васильевича Приезжева. Статья написана по случаю юбилея А.В. Приезжева, которому 3 апреля 2017 г. исполнилось 70 лет. Авторы статьи демонстрируют высокие достижения юбиляра, характеризующие его как крупного специалиста-биофизика, активно работающего в областях биофотоники, биомедицинской оптики и нанобиофотоники.

Известия Саратовского государственного университета. Новая серия. Серия: Физика, 17, № 2, с. 121-126 (2017) | Рубрики: 03 17

Тучин Д.А.

Космические исследования, 58, № 4, с. 312-320 (2020) | Рубрика: 18

Тушканов А.С.

Молчанов А.М., Мякочин А.С., Боровик И.Н., Тушканов А.С. «Применение неявной схемы Мак-Кормака для расчета сверхзвуковых турбулентных струй с использованием параболизованных уравнений Навье–Стокса» Известия высших учебных заведений. Авиационная техника, № 4, с. 98-106 (2019)

An effective unconditionally stable numerical method for solving equations describing the flow of supersonic turbulent jets is developed. The method does not require the inversion of block tridiagonal systems of algebraic equations. The results obtained according to this method are in fairly close agreement with the calculations results on the basis of other methods and experimental data.

Известия высших учебных заведений. Авиационная техника, № 4, с. 98-106 (2019) | Рубрики: 06.01 06.03 08.05

Тхай В.Н.

Тхай В.Н. «Стабилизация колебания управляемой механической системы» Автоматика и телемеханика, № 11, с. 83-92 (2019)

Рассматривается механическая система, подверженная действию позиционных сил и малого гладкого управления. Предполагается, что в отсутствие управления система допускает семейство одночастотных колебаний. Находится универсальное управление – нелинейная сила, посредством которой реализуется и одновременно стабилизируется цикл в системе. Приводятся примеры.

Автоматика и телемеханика, № 11, с. 83-92 (2019) | Рубрика: 05.02

Барабанов И.Н., Тхай В.Н. «Колебания связанной управляемой системы в окрестности равновесия» Автоматика и телемеханика, № 12, с. 47-58 (2019)

Рассматривается нелинейная автономная связанная система в окрестности равновесия. Предполагается, что матрица линейной системы имеет чисто мнимые собственные значения и отсутствуют внутренние резонансы до 4-го порядка включительно. Исследуются колебания при действии на систему периодических управлений с малым коэффициентом регулятора k. Находятся изолированные резонансные колебания, в терминах параметра k оцениваются амплитуды колебаний и анализируется их устойчивость. Показывается, что существование резонансного колебания гарантируется действием управления, а его асимптотическая устойчивость определяется неуправляемой системой.

Автоматика и телемеханика, № 12, с. 47-58 (2019) | Рубрика: 05.02

Тычков А.Ю.

Алимурадов А.К., Тычков А.Ю., Чураков П.П., Зарецкий А.П., Прохоров И.Б., Митягин К.С. «Повышение эффективности выявления пограничных психических расстройств на основе адаптивной декомпозиции и кепстрального анализа речевых сигналов» Журнал радиоэлектроники, № 6, с. 9 (2019)

The detection accuracy of borderline mental disorders depends on correct processing of speech signals. The main reason of low accuracy and large errors in measurements is associated with the use of inefficient and non-adaptive methods for processing of non-stationary speech signals. In this paper, the authors propose a method for increasing the detection efficiency of borderline mental disorders based on adaptive decomposition technology for non-stationary signals, namely, improved complete ensemble empirical mode decomposition with adaptive noise and mel-frequency cepstral analysis. A block diagram for the method and a brief mathematical description are presented. The research results are presented, on the basis of which it was concluded that the method proposed by the authors can successfully be tested in remote monitoring systems of psychogenic disorders to accelerate the treatment process.

Журнал радиоэлектроники, № 6, с. 9 (2019) | Рубрика: 13.05

Тюренкова В.В.

Косинов С.Н., Никитин В.Ф., Тюренкова В.В., Смирнова М.Н. «Воздействие высокочастотного излучения на проводящий экран при движении с большими относительными скоростями» Вопросы оборонной техники. Научно-технический журнал. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму, № 11-12, с. 102-114 (2019)

При воздействии электромагнитного поля высокой частоты на электронные приборы в них могут возникать сбои или они вовсе могут выйти из строя. Поэтому защита бортовых электронных устройств, подверженных высокочастотному электромагнитному излучению, является важнейшей проблемой безопасности космических полетов. Настоящая работа содержит результаты теоретического исследования воздействия высокочастотного электромагнитного излучения на движущийся проводящий экран. Разработаны методы и представлены результаты, направленные на оценку защитных свойств проводящего экрана в зависимости от теплофизических и электромагнитных свойств материала, интенсивности и частоты излучения, а также относительной скорости источника излучения и цели.

Вопросы оборонной техники. Научно-технический журнал. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму, № 11-12, с. 102-114 (2019) | Рубрика: 18

Тюрин В.А.

Самодуров В.А., Павлов С.Ю., Тюрин В.А., Зайцев А.Ю., Исаев Е.А., Позаненко А.С., Логвиненко С.В., Орешко В.В., Думский Д.В., Беляцкий Ю.А., Первухин Д.В., Грохлина Т.И. «Разработка методики обработки данных круглосуточного обзора БСА ФИАН на частоте 110 МГц методами высокопроизводительных вычислений» Радиофизика и радиоастрономия (Украина), 23, № 4, с. 258-267 (2018)

Предмет и цель работы: Цель работы – разработка работоспособной методики быстрой обработки больших массивов радиоастрономических данных для поиска откликов на внегалактические транзиентные события, которые априори должны иметь большие дисперсионные задержки (DM ∼100–2000 пк·см–3). В качестве тестового образца использованы записи 20-суточных непрерывных наблюдений приполярной зоны небесной сферы площадью около 8 квадратных градусов и отдельные файлы с повторяющимся быстрым радиовсплеском FRB 121102. Методы и методология: Радиотелескоп БСА ФИАН имеет многолучевую диаграмму, способную круглосуточно наблюдать в 96 лучах в диапазоне склонений от –8 до +42° в частотном диапазоне 109–111.5 МГц. Число частотных полос – от 6 до 32, постоянная времени изменяется в пределах от 0.1 до 0.0125 с. В режиме записи 32 частотных полос с постоянной времени 0.0125 с каждый час записывается 3.4 ГБ данных, в сутки – 87 ГБ, в год – 32 ТБ. На август 2018 г. накоплено около 120 ТБ данных. Обработка такого объема данных для ряда научных задач настоятельно требует использования технологий высокопроизводительных вычислений. Результаты: В работе предлагаются два способа обработки данных: с использованием графических процессоров (CPU+GPU, расчет на языке программирования C/C++ с использованием OpenCL) и при помощи кластерных вычислений (с использованием интерфейса передачи сообщений MPI на многопроцессорных узлах). Для отработки методики используются как обработка пульсарных данных (использование графических ускорителей позволяет увеличить скорость обработки на 2–3 порядка), так и поиск откликов на внегалактические транзиентные события, которые априори должны иметь большие дисперсионные задержки. В качестве примеров таких событий можно назвать быстрые радиовсплески (FRB), отклики на гамма-всплески (GRB) и, наконец, возможные отклики на гравитационные события, зафиксированные детекторами LIGO. После обработки приполярной зоны было обнаружено 697 кандидатов в импульсные события с высокими мерами дисперсии. Примерно половина из них вызвана техногенными помехами, оставшаяся часть порождена как обычными межпланетными мерцаниями радиоисточников, так и возможными искомыми FRB. Разделить эти два класса событий пока затруднительно. Обработка данных наблюдений в зоне всплеска FRB 121102 также показывает наличие кандидатов в события. Результаты требуют более тщательного анализа. Заключение: После окончательной отработки методика высокопроизводительных вычислений позволит обрабатывать данные наблюдений с использованием многолучевой диаграммы БСА ФИАН сразу же после их записи.

Радиофизика и радиоастрономия (Украина), 23, № 4, с. 258-267 (2018) | Рубрика: 18

Тютин М.Р.

Тютин М.Р., Будуева В.Г., Алексеев Г.Г. «Влияние технологического состояния материала конструктивных элементов топливных баков на параметры акустической эмиссии» Деформация и разрушение материалов, № 2, с. 36-40 (2020)

Исследованы особенности развития акустической эмиссии при испытании растяжением образцов, отобранных из обечаек и днищ крупногабаритных изготовленных из сплава АМг6 топливных баков после длительной (в течение порядка 30 лет) эксплуатации. Показано, что различное технологическое состояние конструктивных элементов бака (нагартовка у обечайки и отжиг у днища) влияют на акустические параметры. Установлено снижение активности сигналов акустической эмиссии при разрушении материала в нагартованном состоянии и в ориентированных поперек прокатки образцах.

Деформация и разрушение материалов, № 2, с. 36-40 (2020) | Рубрики: 14.02 14.04 14.06 14.07

Тютюнник В.М.

Тютюнник В.М., Силиванец Е.А. «Наукометрические анализы выдвижений кандидатов на Нобелевские премии. номинанты и номинаторы на Нобелевскую премию по физике (1901–1910)» Инженерная физика, № 12, с. 18-36 (2019)

На основе рассекреченных документов Нобелевского Комитета по физике в Стокгольме проведен наукометрический анализ процедуры выдвижений кандидатов на Нобелевскую премию по химии за 1901–1910 гг. в сравнении с номинированием по химии и по физиологии или медицине. Показано, что за первые 10 лет номинированы представители 11 стран: Франция – 17 чел., Германия – 16 чел., Великобритания – 11 чел., Швеция – 5 чел., США – 5 чел., Нидерланды – 4 чел., Италия – 2 чел., Австрия – 2 чел., Россия – 1 чел., Дания – 1 чел., Польша (Российская Империя) – 1 чел. Всего номинировано 65 чел. 414 раз (в среднем более шести номинаций на одного ученого). Получили Нобелевскую премию по физике 14 чел. всего из шести стран: Франция – 4, Германия – 3, Нидерланды – 3, Великобритания – 2, Италия – 1, США – 1. Обсуждены причины не присуждения премий российским физикам. Установлено 319 номинаторов за первое десятилетие; детально показано, кого номинировали каждый из 14 лауреатов первых 10 лет Нобелевской премии по физике. Доказано, что в первое десятилетие наиболее надежными номинаторами были сами лауреаты Нобелевской премии по физике: 50% выдвинутых ими ученых были удостоены Нобелевских премий по физике или по химии. Такой результат в будущем, судя по данным Нобелевского Комитета по химии вплоть до 1967 г., уже не повторится. Показано, кого номинировали все российские номинаторы.

Инженерная физика, № 12, с. 18-36 (2019) | Рубрики: 03 17

Тютюнник В.М., Силиванец Е.А. «Наукометрические анализы выдвижений кандидатов на Нобелевские премии. 1. Номинанты и номинаторы на Нобелевскую премию по химии (1901–1910)» История науки и техники, № 9, с. 3-21 (2019)

На основе рассекреченных документов Нобелевского Комитета по химии в Стокгольме проведен наукометрический анализ процедуры выдвижений кандидатов на Нобелевскую премию по химии за 1901–1910 гг. в сравнении с номинированием по физике и по физиологии или медицине. Показано, что за первые 10 лет номинированы представители 13 стран: Германия – 20 чел.; Франция – 10 чел.; Великобритания – 6 чел.; США – 4 чел.; Швеция – 3 чел.; Италия – 2 чел.; Норвегия – 2 чел.; Швейцария – 2 чел.; Австрия – 1 чел.; Россия – 1 чел.; Дания – 1 чел.; Нидерланды – 1 чел.; Бельгия – 1 чел. Всего номинировано 54 человека 305 раз (в среднем более пяти номинаций на одного ученого). Получили Нобелевскую премию по химии 10 человек всего из четырех европейских стран: Германия – 6, Великобритания – 2, Швеция – 1, Франция – 1. Обсуждены причины не присуждения премий Д.И. Менделееву и другим российским химикам. Установлено 269 номинаторов за первое десятилетие; детально показано, кого номинировали каждый из 10 лауреатов первых 10 лет Нобелевской премии по химии. Доказано, что в первое десятилетие наиболее надежными номинаторами были сами лауреаты Нобелевской премии по химии: 60% выдвинутых ими ученых были удостоены Нобелевских премий по физике или по химии. Такой результат в будущем, судя по данным Нобелевского Комитета по химии вплоть до 1968 г., уже не повторится.

История науки и техники, № 9, с. 3-21 (2019) | Рубрика: 03

Тютюнник В.М., Силиванец Е.А. «Наукометрические анализы выдвижений на Нобелевские премии. 2. Номинанты и номинаторы на Нобелевскую премию по физике, 1901–1910» История науки и техники, № 2, с. 3-22 (2020)

На основе рассекреченных документов Нобелевского Комитета по физике в Стокгольме проведен наукометрический анализ процедуры выдвижений кандидатов на Нобелевскую премию по химии за 1901–1910 гг. в сравнении с номинированием по химии и по физиологии или медицине. Показано, что за первые 10 лет номинированы представители 11 стран: Франция – 17 чел., Германия – 16, Великобритания – 11, Швеция – 5, США – 5, Нидерланды – 4, Италия – 2, Австрия – 2., Россия – 1, Дания – 1, Польша (Российская Империя) – 1 чел. Всего номинировано 65 чел. 414 раз (в среднем более шести номинаций на одного ученого). Получили Нобелевскую премию по физике 14 чел. всего из шести стран: Франция – 4, Германия – 3, Нидерланды – 3, Великобритания – 2, Италия – 1, США – 1. Обсуждены причины не присуждения премий российским физикам. Установлено 319 номинаторов за первое десятилетие; детально показано, кого номинировали каждый из 14 лауреатов первых 10 лет Нобелевской премии по физике. Доказано, что в первое десятилетие наиболее надежными номинаторами были сами лауреаты Нобелевской премии по физике: 50 % выдвинутых ими ученых были удостоены Нобелевских премий по физике или по химии. Такой результат в будущем, судя по данным Нобелевского Комитета по химии вплоть до 1967 г., уже не повторится. Показано, кого номинировали все российские номинаторы.

История науки и техники, № 2, с. 3-22 (2020) | Рубрики: 03 17

Тютюнник В.М., Силиванец Е.А. «Наукометрические анализы выдвижений кандидатов на Нобелевские премии. 3. Номинанты и номинаторы на Нобелевскую премию по физиологии или медицине (1901–1910)» История науки и техники, № 4, с. 3-39 (2020)

На основе рассекреченных документов Нобелевского Комитета по физиологии или медицине в Стокгольме проведен наукометрический анализ процедуры выдвижений кандидатов на Нобелевскую премию по физиологии или медицине за 1901–1910 гг. в сравнении с номинированием по физике и химии, а также некоторые данные по номинациям и лауреатам до 1953 г. Показано, что за первые 10 лет номинированы представители 26 стран: Германия – 65 чел., Франция – 28, Италия – 15, Великобритания – 14, США – 10, Австрия – 9, Швейцария – 9, Швеция – 6, Венгрия – 4, Рос сия – 3, Дания – 3, Бельгия – 3, Польша – 2, Норвегия – 2, Чешская Республика – 2, Панама – 2, Нидерланды – 1, Испания – 1, Вьетнам – 1, Япония – 1, Малайзия – 1, Финляндия – 1, Румыния – 1, Шри Ланка – 1, Куба – 1, Индия – 1 чел. Всего номинировано 187 человек 1 085 раз (в среднем около шести номинаций на одного ученого). Получили Нобелевскую премию по физиологии или медицине 12 чел. всего из восьми европейских стран: Германия – 4, Франция – 2, Великобритания – 1, Дания – 1, Россия – 1 (без И.И. Мечникова), Италия – 1, Испания – 1, Швейцария – 1. Установлено 1 835 номинаторов за первое десятилетие; детально показано, кого номинировал каждый из 12 лауреатов Нобелевской премии по физиологии или медицине первых 10 лет. Доказано, что в первое десятилетие сами лауреаты Нобелевской премии по физиологии или медицине пассивно участвовали в номинировании: менее 10 % выдвинутых ими ученых были удостоены Нобелевской премии по физиологии или медицине. Показано, кого номинировали все российские номинаторы с 1901 по 1925 гг.

История науки и техники, № 4, с. 3-39 (2020) | Рубрика: 03

Тютюнник В.М. «Номинации на Нобелевские премии в период Второй мировой войны (1939–1945)» История науки и техники, № 5, с. 38-42 (2020)

Показана история номинирования и присуждения Нобелевских премий по физике, химии, физиологии или медицине в период Второй мировой войны 1939–1945 гг. Установлены три основных изменения в процедурах номинирования, присуждения и вручения этих наград ученым мира: снижение количества номинаторов и номинаций, не присуждение премий в отдельные годы войны, невозможность некоторых ученых вовремя приехать на вручение премий. Рассмотрены конкретные события, связанные со всеми 19 лауреатами этого периода.

История науки и техники, № 5, с. 38-42 (2020) | Рубрика: 03