Ф

Файнштейн В.Г.

Загайнова Ю.С., Файнштейн В.Г. «Сравнение особенностей генерации КВМ, движущихся в поле зрения коронографов LASCO с различной скоростью» Космические исследования, 57, № 6, с. 430-439 (2019)

Работа направлена на получение ответа на следующий вопрос: существуют ли принципиальные различия в генерации регистрируемых в поле зрения коронографов LASCO корональных выбросов массы (КВМ) с различными скоростями, прежде всего с маленькими и большими. К быстрым КВМ условно были отнесены выбросы массы, линейная проекционная скорость которых в поле зрения LASCO составляет >1500 км/с, к медленным – ≤600 км/с. КВМ с от 600 до 1500 км/с мы отнесли к выбросам массы с промежуточными скоростями. Результаты анализа приводим на примере трех событий КВМ типа гало (быстрого, медленного и движущегося с промежуточной скоростью) с источниками в пятенных группах, удаленных от центра солнечного диска не более чем на 45°. Для анализа использовали данные телескопов SDO/AIA и инструмента SDO/HMI, а также коронографов LASCO С2 и С3. Сопоставлены свойства активных областей, в которых возникли КВМ с разными скоростями. Сопоставлены морфологические особенности формирования отобранных выбросов массы по наблюдениям в линиях крайнего ультрафиолета и особенности их кинематики. С использованием данных векторных измерений фотосферного магнитного поля инструментом SDO/HMI над областями формирования КВМ в нелинейном бессиловом приближении рассчитаны распределения магнитного поля с высотой. Анализ этих распределений показал, что до начала связанной с КВМ вспышки быстрота изменения поля с высотой над местом генерации КВМ заметно отличается для всех отобранных событий.

Космические исследования, 57, № 6, с. 430-439 (2019) | Рубрика: 18

Фараносов Г.А.

Денисов С.Л., Копьев В.Ф., Остриков Н.Н., Фараносов Г.А., Чернышев С.А. «Использование корреляционной модели случайных квадрупольных источников для расчета эффективности экранирования шума турбулентной струи на основе геометрической теории дифракции» Акустический журнал, 66, № 5, с. 540-555 (2020)

Представлены результаты расчетно-экспериментального исследования снижения шума струи с помощью эффекта экранирования. Согласно корреляционной теории, источники шума круглой одноконтурной струи представляются набором некоррелированных квадруполей. Используя основные соотношения геометрической теории дифракции (ГТД), получены выражения для звукового поля, излучаемого точечным квадрупольным источником, расположенным вблизи акустически жесткой бесконечной полуплоскости. С помощью полученных в рамках ГТД выражений проведена адаптация корреляционной модели источников шума струи к расчету звукового поля при наличии плоского прямоугольного экрана. Сравнение расчетных и экспериментально измеренных спектров уровней звукового давления, выполненное при заданной скорости истечения струи и различных положениях экрана, показало хорошее качественное, а для определенных углов наблюдения и количественное согласие.

Акустический журнал, 66, № 5, с. 540-555 (2020) | Рубрики: 08.14 10.01

Фархутдинов А.М.

Черкасов С.В., Фархутдинов А.М., Шаипов А.А. «Об эффекте остаточного дебита геотермальной циркуляционной системы теплоотбора» Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 491, № 1, с. 90-92 (2020)

Эффект остаточного дебита представляет собой переток флюида из резервуара теплоэнергетических вод через водозаборную скважину, теплообменник, и нагнетательную скважину циркуляционной геотермальной системы после выключения насосного оборудования. Ранее данный феномен упоминался в литературе как возможность обратной закачки охлажденного флюида без давления, однако подробно не исследовался. После наблюдения эффекта на Ханкальской опытно-промышленной геотермальной станции авторами были рассмотрены физические основы эффекта и возможность его использования в хозяйственной деятельности.

Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 491, № 1, с. 90-92 (2020) | Рубрики: 06.01 06.15

Фатхуллин Т.А.

Габдеев М.М., Фатхуллин Т.А., Борисов Н.В., Шиманский В.В., Колбин А.И., Москвитин А.С., Аитов В.Н., Митиани Г.Ш. «Результаты первого года программы поиска поляров 3 BS» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 7, с. 514-519 (2020)

Представлены результаты первого года поиска кандидатов в поляры по программе 3BS (3-Band Survey) с использованием среднеполосных фильтров. В ходе реализации программы получены наблюдательные данные для 84 отобранных объектов из каталога катаклизмических переменных обзора неба CRTS DR1. Обнаружены карликовая новая во время вспышки и поляр. Проведен анализ имеющихся архивных данных. Карликовая новая относится к типу U Gem или Z Cam и содержит массивный вторичный компонент M2=0.94±0.04M. Для найденного поляра получена оценка продолжительности орбитального периода PO=0.054437d и вычислена величина магнитного поля белого карлика B≡32MG.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 46, № 7, с. 514-519 (2020) | Рубрика: 18

Феденко А.А.

Морозов С.А., Феденко А.А., Чукарин А.Н. «Закономерности формирования виброакустических характеристик при местном упрочнении деталей ШСУ» Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева, № 3, с. 58-64 (2019)

Приведены результаты теоретических исследований спектров шума при обработке ШСУ деталей, учитывающих их геометрические размеры, параметры технологического процесса и способы закрепления деталей.

Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева, № 3, с. 58-64 (2019) | Рубрика: 14.04

Федоров В.М.

Федоров В.М., Фролов Д.М. «Пространственная и временная изменчивость приходящей на верхнюю границу атмосферы солнечной радиации» Космические исследования, 57, № 3, с. 177-184 (2019)

На основе рассчитанной ранее инсоляции Земли определены вариации в приходящей на верхнюю границу атмосферы солнечной радиации, связанные в основном с изменением угла наклона оси вращения Земли в результате прецессии и нутации. Рассчитаны полугодовые и полушарные амплитуды вариаций приходящей на верхнюю границу атмосферы солнечной радиации. Полученные результаты могут использоваться при точных расчетах радиационного баланса Земли, ее поверхности и атмосферы.

Космические исследования, 57, № 3, с. 177-184 (2019) | Рубрика: 18

Федоров Е.Н.

Мартинес-Беденко В.А., Пилипенко В.А., Федоров Е.Н., Нахайо Э., Яйзенгау Э. «Низкоширотные Pi2 волны по наблюдениям на спутниках SWARM и наземных станциях» Космические исследования, 58, № 1, с. 5-15 (2020)

Рассмотрены волновые возмущения геомагнитного поля типа Pi2 (периоды 1–2 мин), зарегистрированные одновременно магнитометрами на низкоширотных станциях в Африке и на низкоорбитальных спутниках SWARM как во время начала суббури, так и в не-суббуревые периоды. В ночное время волны Pi2 в верхней ионосфере и на Земле почти одинаковы по амплитуде и синфазны. Эти волны на спутнике в основном проявляются в продольной (вдоль геомагнитного поля) и радиальной магнитных компонентах. Сравнение результатов наблюдений с моделью взаимодействия МГД волн с системой ионосфера–атмосфера–Земля показывает, что ночные низкоширотные сигналы Pi2 создаются магнитосферными быстрыми магнитозвуковыми волнами, проходящими при распространении к Земле через область непрозрачности. Результаты аналитических оценок и численное моделирование согласуются со свойствами Pi2 сигналов, зарегистрированных в верхней ионосфере и на Земле.

Космические исследования, 58, № 1, с. 5-15 (2020) | Рубрика: 18

Федоров И.О.

Иванов Д.С., Овчинников М.Ю., Панцырный О.А., Селиванов А.С., Сергеев А.С., Федоров И.О., Хромов О.Е., Юданов Н.А. «Угловое движение наноспутника ТНС-0 № 2 после запуска с борта Международной космической станции» Космические исследования, 57, № 4, с. 290-307 (2019)

Представлено описание пассивной магнитной системы ориентации наноспутника ТНС-0 № 2. Приведены параметры основных компонентов системы ориентации и обоснован их выбор. По телеметрическим данным с помощью обработки измерений бортовых датчиков определено пассивное угловое движение наноспутника ТНС-0 № 2 после запуска с борта МКС 17 августа 2018 г. Проведена оценка времени демпфирования начальной угловой скорости. Определена точность магнитной стабилизации после окончания переходных процессов.

Космические исследования, 57, № 4, с. 290-307 (2019) | Рубрика: 18

Федоров С.В.

Бобровский И.В., Рыбина М.С., Федоров С.В. «Метод передачи коротких сообщений в условиях многолучевого гидроакустического канала» Гидроакустика, № 4(40), с. 79-87 (2019)

Рассмотрен метод формирования и обработки сигналов для передачи коротких сообщений в условиях многолучевого гидроакустического канала. Представлены результаты модельных исследований.

Гидроакустика, № 4(40), с. 79-87 (2019) | Рубрики: 07.01 07.17

Федотов А.В.

Федотов А.В. «Применимость упрощенных моделей пьезоэлементов в задаче активного гашения колебаний» Известия высших учебных заведений. Приборостроение, 63, № 2, с. 126-132 (2020)

Задача активного гашения колебаний распределенного упругого объекта предполагает задание передаточных функций для каждого контура обратной связи создаваемой системы управления. Данные функции синтезируются на основе характеристик объекта управления, полученных либо экспериментально, либо численно. Наличие адекватной модели объекта является ключевым фактором при проектировании системы управления, поскольку оно дает возможность не только получить характеристики объекта, но также смоделировать работу создаваемых систем. Рассматривается задача активного гашения вынужденных изгибных колебаний шарнирно-опертой металлической балки с помощью пьезоэлектрических сенсоров и актюаторов. Целью исследования является сравнение двух подходов к моделированию пьезоэлементов в процессе создания системы управления. Синтез законов управления осуществляется с использованием процедуры оптимизации, позволяющей подбирать оптимальные параметры фильтров, определяющих передаточные функции в контурах обратной связи создаваемых систем. Результаты показали, что в случае использования упрощенной модели, не учитывающей влияния пьезоэлементов на формы колебаний объекта, эффективность гашения вынужденных колебаний значительно снижается, однако данный эффект можно уменьшить оптимизацией коэффициентов усиления в контурах управления полученных систем на реальном объекте.

Известия высших учебных заведений. Приборостроение, 63, № 2, с. 126-132 (2020) | Рубрика: 10.09

Феодоритова О.Б.

Жуков В.Т., Новикова Н.Д., Феодоритова О.Б. «Об одном подходе к интегрированию по времени системы уравнений Навье–Стокса» Журнал вычислительной математики и математической физики, 60, № 2, с. 267-280 (2020)

Разработан подход к интегрированию по времени системы нестационарных уравнений динамики сжимаемого теплопроводного газа. В его основе лежит принцип расщепления алгоритма решения уравнений Навье–Стокса на конвективный и диффузионный этапы. Конвективный этап представляет собой явную схему годуновского типа. Диффузионный этап реализуется с помощью чебышевской явно-итерационной схемы. Результирующая схема обеспечивает на разностном уровне выполнение основных законов сохранения, а ее алгоритмическая структура гарантирует эффективность параллельной реализации.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 60, № 2, с. 267-280 (2020) | Рубрика: 04.01

Феоктистова Е.А.

Пугачева С.Г., Феоктистова Е.А., Шевченко В.В. «О возможности существования летучих соединений в районе кратера Скотт на Луне» Космические исследования, 56, № 3, с. 189-198 (2018)

Изучались условия освещенности, температурный режим, а также возможность существования отложений летучих соединений в районе области NSR S5 на Луне. Было найдено, что в районе кратера Скотт и области NSR S5 нет постоянно затененных областей, но температурные условия позволяют в этих районах отложениям таких веществ CH3OH, SO2, NH3, CO2, H2S, C2H4 и вода оставаться стабильными относительно испарения длительное время (≥1 млрд лет). Также было показано, что стабильное существование в этих районах таких соединений как CO и CH4 невозможно.

Космические исследования, 56, № 3, с. 189-198 (2018) | Рубрика: 18

Ипатов С.И., Феоктистова Е.А., Светцов В.В. «Количество объектов, сближающихся с Землей, и образование лунных кратеров в течение последнего миллиарда лет» Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 54, № 5, с. 409-430 (2020)

Проведено сравнение количества лунных кратеров с диаметром, большим 15 км, и возрастом менее 1.1 млрд лет с оценками числа кратеров таких размеров, которые могли образоваться за 1.1 млрд лет, если бы количество объектов, сближающихся с Землей, и элементы их орбит за это время были бы близки к их современным значениям. Сравнение проводилось для кратеров на всей поверхности Луны и для области в районе Океана Бурь (Oceanus Procellarum) и морей видимой стороны Луны. При этих оценках использовались значения вероятностей столкновений объектов, сближающихся с Землей, с Луной, а также зависимости диаметров кратеров от диаметров ударников. Число известных коперниканских кратеров с диаметром D≥15 км на единице площади на морях по оценкам различных авторов не менее, чем в двое, превышает аналогичное число для остальной поверхности Луны. Наши оценки не противоречат увеличению количества объектов, сближающихся с Землей, после возможных катастрофических разрушений больших астероидов главного пояса, которые могли произойти в течение последних 300 млн лет, но и не доказывают это увеличение. В частности, они не противоречат выводу работы (Mazrouei и др., 2019) о том, что число столкновений околоземных астероидов с Луной за единицу времени возросло в 2.6 раза 290 млн лет назад. Число коперниканских лунных кратеров с диаметром, не меньшим 15 км, возможно больше, чем по данным (Mazrouei и др., 2019). При вероятности столкновения с Землей за год объекта, пересекающего орбиту Земли, (ОПОЗ), равной 10–8, наши оценки числа кратеров соответствуют модели, в которой число 15-км коперниканских кратеров на единице площади для всей поверхности Луны было бы таким же, как и для области морей, если бы данные (Losiak и др., 2015) для D<30 км были бы такими же полными, как и для D>30 км. При такой вероятности столкновения ОПОЗ с Землей и для такой модели темп кратерообразования за последний 1.1 млрд лет мог быть постоянным.

Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 54, № 5, с. 409-430 (2020) | Рубрика: 18

Фершалов М.Ю.

Рутенко А.Н., Фершалов М.Ю., Ущиповский В.Г. «Акустические шумы, формируемые на мелководном шельфе судами с электродвигателями» Акустический журнал, 66, № 5, с. 527-539 (2020)

Приводятся результаты пространственных измерений акустических шумов, генерируемых судами ледового плавания дизель-электроходами, применяемыми компанией “Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.” для работы с нефтегазовыми платформами ПА-Б и Моликпак, установленными на северо-восточном шельфе о. Сахалин. С помощью 3D модового параболического уравнения и опорных натурных измерений, в приближении нормальных вертикальных мод и узкоугольного параболического уравнения в горизонтальной плоскости, проведены расчеты антропогенных акустических полей, формируемых данными судами в прибрежном Пильтунском районе летне-осеннего нагула серых китов. Для моделирования построены спектральные функции эквивалентных судам точечных источников антропогенных акустических шумов. Результаты численного моделирования, проведенного с их помощью, согласуются с натурными измерениями.

Акустический журнал, 66, № 5, с. 527-539 (2020) | Рубрика: 10.02

Филатов В.Н.

Шешегов П.М., Жданько И.М., Филатов В.Н., Зинкин В.Н. «Костная проводимость звука и ее возможности для скрытой передачи речевой информации» Вопросы оборонной техники. Научно-технический журнал. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму, № 9-10, с. 111-119 (2019)

Объектом исследования являлась костная проводимость звука как один из путей доставки звука до внутреннего уха. Описаны механизмы передачи звука воздушным и костно-тканевым путем. Рассмотрены возможности применения костной проводимости для получения звуковой информации извне в различных областях (силовые структуры, медицина, спорт, отдых). Использование гаджета на основе костной проводимости является надежным каналом получения звуковой информации из окружающей среды, а значит – расширяет возможности человека. Описан метод исследования костной проводимости для субъективной оценки акустической эффективности средств индивидуальной защиты головы, органов грудной и брюшной полости от высокоинтенсивного и низкочастотного шума. Гарнитуры для костного звукопроведения надо использовать для усовершенствования средств индивидуальной защиты (СИЗ), что позволит поддерживать речевой контакт на оптимальном уровне в условиях действия высокоинтенсивного и низкочастотного шума.

Вопросы оборонной техники. Научно-технический журнал. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму, № 9-10, с. 111-119 (2019) | Рубрика: 13.01

Филатьев А.С.

Маров М.Я., Филатьев А.С. «К 50-летию государственной программы "Янтарь" комплексные исследования электрореактивных двигателей при полетах в ионосфере Земли» Космические исследования, 56, № 2, с. 137-144 (2018)

50 лет назад, 1 октября 1966 г. по Государственной программе “Янтарь” был осуществлен первый успешный запуск космической лаборатории с газовым плазменно-ионным электрореактивным двигателем. Всего в 1966–1971 гг. были запущены четыре лаборатории с двигателями на аргоне, азоте и воздухе со скоростями реактивной струи 40, 120 и 140 км/с соответственно. Впервые продемонстрирована в условиях реального полета на высотах 100–400 км длительная устойчивая работа таких двигателей, по удельному импульсу на порядок превосходящих химические ракетные двигатели, с эффективной компенсацией заряда струи. Анализируется перспектива современного приложения научных результатов программы “Янтарь” для создания прямоточных воздушных электрореактивных двигателей, обеспечивающих долговременное функционирование космических аппаратов на сверхнизких орбитах.

Космические исследования, 56, № 2, с. 137-144 (2018) | Рубрика: 18

Филиппов А.С.

Абрашкин В.И., Воронов К.Е., Дорофеев А.С., Пияков А.В., Пузин Ю.Я., Сазонов В.В., Сёмкин Н.Д., Филиппов А.С., Чебуков С.Ю. «Определение вращательного движения малого космического аппарата Аист-2Д по данным магнитных измерений» Космические исследования, 57, № 1, с. 61-73 (2019)

Приведены результаты реконструкции вращательного движения малого спутника Аист-2Д по данным бортовых измерений векторов угловой скорости и напряженности магнитного поля Земли (МПЗ), полученным летом 2016 г. Методика реконструкции основана на кинематических уравнениях вращательного движения твердого тела. В рамках этой методики данные измерений обоих типов, собранные на некотором отрезке времени, обрабатываются совместно. Измерения угловой скорости интерполируются кусочно-линейными функциями, которые подставляются в кинематические дифференциальные уравнения для кватерниона, задающего переход от приборной системы координат спутника к инерциальной системе координат. Полученные таким образом уравнения представляют собой кинематическую модель вращательного движения спутника. Решение этих уравнений, аппроксимирующее фактическое движение, находится из условия наилучшего (в смысле метода наименьших квадратов) согласования данных измерений вектора напряженности МПЗ с его расчетными значениями. При этом уточняются начальные условия аппроксимирующего решения, постоянные смещения в измерениях угловой скорости и углы, задающие матрицы перехода от собственных систем координат магнитометров к приборной системе координат спутника (в ней заданы измерения угловой скорости). Описанная методика позволяет реконструировать фактическое вращательное движение спутника одним решением кинематических уравнений на интервалах времени продолжительностью более 10 ч.

Космические исследования, 57, № 1, с. 61-73 (2019) | Рубрика: 18

Филоненко А.Д.

Филоненко А.Д. «Радиоизлучение метеорных тел в диапазоне сверхнизких частот» Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 54, № 5, с. 468-474 (2020)

Представлена модель генерации электромагнитных полей в диапазоне ELF/VLF, сопровождающих конечную стадию эволюции метеорных тел в атмосфере Земли. Явление низко частотной радиоэмиссии являются экспериментально доказанным фактом, однако известные на данный момент модели генерации не подкреплены численными расчетами, которые не противоречили бы экспериментальным фактам. Настоящая модель не прибегает к экзотическим гипотезам, а на основании хорошо известных явлений показывает, каким образом могут реализоваться электромагнитные поля на заключительном этапе движения метеороида. Численно полученные оценки напряженности электрического поля и характер спектральной интенсивности отражает основные черты экспериментальных измерений.

Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 54, № 5, с. 468-474 (2020) | Рубрика: 18

Филоненко В.А.

Григорьев Г.Ю., Лагутин А.С., Набиев Ш.Ш., Васильев А.А., Орлов О.И., Мухамедиева Л.Н., Синяк Ю.Е., Пахомова А.А., Родин А.В., Семенов В.М., Малашевич С.В., Зуев Б.К., Филоненко В.А., Кирсанов Д.О., Ставровский Д.Б. «Мониторинг состава воздуха и воды при длительных и межпланетных космических полетах» Космические исследования, 58, № 1, с. 16-26 (2020)

Обоснованы концепция и стратегия мониторинга химического состава атмосферы и качества оборотной воды пилотируемых космических аппаратов, которая может быть использована при осуществлении длительных и межпланетных полетов. Сформулированы основные факторы риска изменения состава атмосферы и состава оборотной воды при межпланетных космических полетах. Описан перспективный вариант аналитического комплекса для оперативного контроля качества воздуха и воды на пилотируемых космических аппаратах, учитывающий эти факторы риска. Предложено одновременное использование в этом комплексе нескольких методов газового анализа с целью обеспечить частичное перекрытие номенклатуры детектируемых веществ по особо важным (критичным) веществам. Мониторинг качества оборотной воды в комплексе осуществляется двумя приборами: для измерения содержания суммарного углерода и анализа ионного состава воды.

Космические исследования, 58, № 1, с. 16-26 (2020) | Рубрика: 18

Фирсов В.А.

Паймушин В.Н., Фирсов В.А., Шишкин В.М. «Моделирование динамической реакции при резонансных колебаниях удлиненной пластины с интегральным демпфирующим покрытием» Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика, № 1, с. 74-86 (2020)

Обсуждаются классические способы поверхностного демпфирования с использованием свободного и связанного демпфирующих слоев. Приведена структура перспективного интегрированного варианта демпфирующего покрытия, состоящего по толщине из двух слоев материала с ярко выраженными вязкоупругими свойствами, между которыми располагается тонкий армирующий слой из высокомодульного материала. Дается обобщение модели Томпсона–Кельвина–Фойгта для описания вязкоупругих свойств материала при растяжении-сжатии на случай сложного напряженного состояния. Разработана конечно-элементная методика определения динамической реакции удлиненной пластины с интегральным демпфирующим покрытием на основе четырехслойного конечного элемента с 14 степенями свободы: основной материал работает в рамках гипотез Кирхгофа–Лява, демпфирующие слои находятся в плоском напряженном состоянии, армирующий слой работает на растяжение-сжатие. Это позволяет учитывать эффект поперечного обжатия демпфирующих слоев пластины, который существенно увеличивает ее демпфирующие свойства на высоких частотах колебаний. Получены матрицы жесткости, матрицы демпфирования и матрицы масс составляющих слоев для получения аналогичных полных матриц конечного элемента. Получена система разрешающих уравнений на основе уравнений Лагранжа второго рода относительно вектора узловых перемещений конечно-элементной модели пластины при произвольной динамической нагрузке. В случае гармонической нагрузки с частотой, совпадающей с одной из частот свободных колебаний пластины, возможен переход к модальному уравнению относительно нормальной координаты, соответствующей данной частоте. Проведены численные эксперименты по апробации разработанной конечно-элементной методики на примере шарнирно-опертой удлиненной пластины с интегральным демпфирующим покрытием, показавшие качественное изменение состава напряжений в демпфирующих слоях пластины на высоких частотах колебаний, существенно влияющее на ее демпфирующие свойства.

Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика, № 1, с. 74-86 (2020) | Рубрика: 04.15

Паймушин В.Н., Фирсов В.А., Шишкин В.М. «Интегральный способ поверхностного демпфирования изгибных колебаний тонкостенных конструкций» Известия высших учебных заведений. Авиационная техника, № 4, с. 36-42 (2019)

Обсуждаются вопросы эффективности применения используемых в настоящее время способов поверхностного демпфирования изгибных колебаний тонкостенных конструкций. Анализируются особенности поверхностного демпфирования колебаний с использованием свободного и связанного слоев демпфирующего материала с физической точки зрения и практического применения. Предложен комбинированный вариант демпфирующего покрытия, позволяющий интегрировать положительные качества обоих способов. Осуществлено экспериментальное сравнение эффективности известных и предложенного способов демпфирования изгибных колебаний тонкостенных конструкций с использованием метода свободных затухающих колебаний.

Известия высших учебных заведений. Авиационная техника, № 4, с. 36-42 (2019) | Рубрика: 10.07

Флейшман Г.Д.

Лысенко А.Л., Фредерикс Д.Д., Флейшман Г.Д., Аптекарь Р.Л., Алтынцев А.Т., Голенецкий С.В., Свинкин Д.С., Уланов М.В., Цветкова А.Е., Ридная А.В. «Рентгеновское и гамма-излучение солнечных вспышек» Успехи физических наук, 190, № 8, с. 878-894 (2020)

Приводится краткий обзор современного состояния и актуальных проблем физики солнечных вспышек, которые можно прояснить методами рентгеновской и гамма-астрономии. Подробно рассмотрены несколько вопросов, среди которых – условия и механизмы ускорения электронов во вспышке, распределение вспышечной энергии между тепловым и нетепловым компонентами, гамма-излучение вспышек и его динамика, пространственная структура источников в рентгеновском диапазоне и гамма-диапазоне. В данном контексте обсуждаются последние результаты российско-американского эксперимента Konus-Wind, отметившего в 2019 г. 25-летие непрерывной работы в космосе.

Успехи физических наук, 190, № 8, с. 878-894 (2020) | Рубрика: 18

Фоменко В.Г.

Фоменко В.Г. «Определение быстрой скорости в динамической системе типа Ламе» Записки научных семинаров ПОМИ. Математические вопросы теории распространения волн, 483, с. 243-268 (2019)

Решена обратная задача восстановления скорости быстрых волн в системе типа Ламе по динамическим граничным данным (оператору реакции). Скорость восстанавливается в приграничной зоне; глубина восстановления пропорциональна времени наблюдения. Используется ВС-метод – подход к обратным задачам, основанный на их связях с теорией граничного управления.

Записки научных семинаров ПОМИ. Математические вопросы теории распространения волн, 483, с. 243-268 (2019) | Рубрики: 04.01 04.16

Фомичев В.В.

Фомичев В.В., Чернов Г.П. «Солнечные радиовсплески, связанные со стоячими ударными волнами» Геомагнетизм и аэрономия, 60, № 2, с. 139-152 (2020)

Рассмотрен ряд явлений с радиовсплесками в дециметровом и сантиметровом диапазонах, похожих на всплески II типа в метровом диапазоне. Во всех явлениях радиовсплески обнаруживали остановку частотного дрейфа и его смену на обратный. Анализ всех имеющихся у нас данных о соответствующих вспышках свидетельствует о возникновении конечных ударных волн (termination shock), во фронтах которых происходило ускорение частиц. Это подтверждается рождением новых источников жесткого рентгеновского излучения и радиоизлучения быстрых всплесков (спайков), волокон и зебра-структуры. Источники дрейфующих полос с разворотом дрейфа располагались или между вспышечной петлей и нижней ударной волной, или между нижней и верхней ударными волнами. Оценки критического числа Маха для обычных параметров вспышечной плазмы показали, что значения (Мкр=1.1–1.3) могут легко реализоваться в рассматриваемых явлениях, и излучение можно связать с бунемановской неустойчивостью. Реализация необходимых условий для генерации наблюдаемых всплесков электромагнитного излучения возможна в шлемовидных магнитных структурах в солнечной короне.

Геомагнетизм и аэрономия, 60, № 2, с. 139-152 (2020) | Рубрика: 18

Фредерикс Д.Д.

Успехи физических наук, 190, № 8, с. 878-894 (2020) | Рубрика: 18

Фролов Д.М.

Космические исследования, 57, № 3, с. 177-184 (2019) | Рубрика: 18

Фролов И.Э.

Пайсон Д.Б., Фролов И.Э. «Многоуровневая структура международного космического рынка и анализ производительности труда в мировой ракетно-космической промышленности» Космические исследования, 58, № 3, с. 249-258 (2020)

Рассматриваются актуальные вопросы структуры и оценки объема международного космического рынка, а также эффективности деятельности предприятий ракетно-космической промышленности. Предложена пятиуровневая передельная модель космического рынка (“продукты”–“инфраструктура”–“услуги”–“сервисы”–“факторы формирования общественных благ”). Показано, что применение различных подходов к исключению двойного счета, возникающего при сложении объемов поставок продукции “внутри” ракетно-космической промышленности и поставок продуктов и услуг конечным пользователям, где такие “внутренние” поставки включены в состав себестоимости соответствующего оператора, может привести к расхождению в оценке объема рынка более чем в полтора раза. Продемонстрировано, что применение оценок по добавленной стоимости с учетом паритета покупательной способности приводит к сближению оценок производительности труда в отечественной и зарубежной ракетно-космической промышленности (50–60% от соответствующих показателей для космической отрасли США и Германии). Определяется целесообразность дальнейших исследований, направленных на переход от модельной реализации предложенных подходов к формированию полной посегментной оценки мирового космического рынка на основе добавленной стоимости.

Космические исследования, 58, № 3, с. 249-258 (2020) | Рубрика: 18

Фуфаев Н.А.

Бутенин Н.В., Неймарк Ю.И., Фуфаев Н.А. Введение в теорию нелинейных колебаний. 2-е изд. (1987). 382 с.

Изложены основные вопросы теории нелинейных колебании, начиная с исходных, прочно вошедших в науку, и кончая вопросами, вводящими читателя в ее современное состояние. Рассмотрены как точные, так и приближенные методы теории нелинейных колебаний. Особое место занимают методы научной школы Мандельштама–Андронова. Вместе с тем в книге нашли определенное отражение идеи и методы, разнимаемые другими научными школами.

Введение в теорию нелинейных колебаний. 2-е изд. (1987). 382 с. | Рубрика: 02