Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.07 Поглотители слабых и интенсивных акустических волн

 

Корин И.А., Бульбович Р.В., Пальчиковский В.В., Кустов О.Ю. «Оценка азимутальной однородности акустических характеристик звукопоглощающей облицовки авиационного двигателя» Известия высших учебных заведений. Авиационная техника, № 1, с. 83-87 (2020)

Разработан портативный интерферометр с увеличенным диаметром канала, позволяющий определять акустические характеристики конструкций авиационного двигателя приставным способом. Проведены исследования крупногабаритных звукопоглощающих панелей, используемых для облицовки. Показано, что панели имеют высокую степень однородности акустических характеристик по азимутальному углу.

Известия высших учебных заведений. Авиационная техника, № 1, с. 83-87 (2020) | Рубрики: 04.14 10.07 14.02

 

Найгерт К.В., Целищев В.А. «Конструктивные особенности систем демпфирования и виброгашения, базирующихся на принципе неоднородного распределения диссипативно-жесткостных свойств рабочей среды» Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение, № 2, с. 40-46 (2019)

Важной задачей в машиностроении, авиастроении, энергетике является обеспечение целостности систем и узлов, которая может быть нарушена в результате ударных и вибрационных нагрузок, что требует развития имеющихся и поиска новых конструкций средств виброзащиты и демпфирования. Актуальным решением данной проблемы может стать применение магнитореологических систем, отличающихся высокой эффективностью и адаптивностью рабочих характеристик в ответ на изменяющиеся параметры нагрузки в реальном времени, с сохранением всех преимуществ гидравлических систем амортизации. Также существующие магнитореологические системы демпфирования во многом сохраняют принцип работы гидравлических опор, а именно управление жесткостью жидкостной камеры за счет регулирования расхода рабочей среды на магнитореологическом дросселе с игнорированием возможности реализации в магнитореологической среде различных реологических и динамических эффектов, позволяющих моделировать диссипативно-жесткостные свойства магнитореологической опоры. Представлена запатентованная конструкция, реализующая оригинальный способ регулирования диссипативно-жесткостных свойств магнитореологической опоры. Моделирование неоднородных распределенных диссипативно-жесткостных свойств магнитореологической рабочей среды позволяет создавать магнитореологические опоры с качественно новыми динамическими характеристиками. Применение данного метода реализации управления виброзащиты и демпфирования требует создания новых конструкций магнитореологических устройств. Приводится конструкция магнитореологического устройства амортизирования, способного одинаково эффективно работать в режиме как виброзащиты, так и демпфирования. Разработанная конструкция является универсальной и легко модифицируемой, что позволяет адаптировать ее не только под различные режимы работы, но и оптимизировать характеристики рабочих камер – магнитореологической и рессорно-реологической, расширяя диапазон рабочих параметров. Проведена оценка вклада вязкости рабочей среды в диссипативные процессы магнитореологических виброопор. Произведена компоновка универсального магнитореологического устройства амортизирования.

Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение, № 2, с. 40-46 (2019) | Рубрики: 08.08 10.07

 

Дударев А.С., Подвинцев А.В. «Особенности выполнения перфорации отверстий в оболочечных звукопоглощающих конструкциях авиационных двигателей» Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника, № 58, с. 44-56 (2019)

Приведен анализ способов перфорации оболочечных конструкций. Показано, что для массового формообразования мелкоразмерных отверстий в оболочечных звукопоглощающих конструкциях авиационных двигателей наиболее приемлема технология с применением роботизированного комплекса. Такие роботизированные комплексы уникальны, позволяют заменить монотонный ручной труд, составляют пригодную альтернативу современным станкам. Описана проблема погрешности обработки при перфорации отверстий роботизированным комплексом оболочечных многослойных звукопоглощающих конструкций авиационных двигателей. Погрешность заключается в искажении идеальной требуемой формы отверстий и вызвана несовершенством кинематики шестиосевого робота. Форма отверстий звукопоглощающих конструкций играет важную роль, потому что напрямую влияет на выходные акустические характеристики - эффективность шумоглушения авиационных двигателей. На основе методики управления кинематикой робота в полярных координатах возможно существенно повысить точность обработки. Представлена модель управления движением для робота-манипулятора, основанная на использовании децентрализованной и централизованной структур управления. Схема имеет саморегулирующую возможность благодаря наличию механизмов принятия решений, которые используют переключения в качестве альтернатив активировать одну из двух управляющих структур. Технически проблема повышения точности решается размещением датчиков на подвижных звеньях робота, замеряющих крутящие моменты, и надстройкой системы динамического управления, благодаря чему расширяются технологические возможности робота и повышается точность перфорации отверстий. Предложенный подход опирается на модель промышленного антропоморфного робота-манипулятора Kuka KR 60 HA в составе роботизированного комплекса для перфорации и фрезерования оболочечных звукопоглощающих конструкций авиационных двигателей.

Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника, № 58, с. 44-56 (2019) | Рубрики: 08.14 10.07

 

Назаретов А.А., Яицков И.А., Чукарин А.Н. «Анализ акустических характеристик при шлифовании рельсов средствами малой механизации и снижение шума систем приводов рельсошлифовальных станков» Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС), № 1, с. 34-40 (2020)

Проведен анализ акустических характеристик при шлифовании рельсов средствами малой механизации. Рассмотрены закономерности формирования структурной составляющей шума. Представлена расчетная схема проектируемой кабины с требуемой величиной звукоизоляции. Произведён расчёт вводимой в пол проектируемой кабины вибрационной мощности.

Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС), № 1, с. 34-40 (2020) | Рубрики: 10.01 10.05 10.07

 

Писарев П.В., Аношкин А.Н., Ахунзянова К.А., Храмцов И.В. «Исследование влияния разброса диаметров перфорации на акустические характеристики ячеек звукопоглощающих конструкций» Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, 76, № 2, с. 92-97 (2020)

Приводятся результаты расчетно-экспериментальных исследований влияния диаметров перфорации на акустическую эффективность звукопоглощающих конструкций на нелинейных режимах работы. Сформулированы физическая и математическая модели прогнозирования эффективных акустических характеристик призматических (сотовых) ячеек звукопоглощающих конструкций с различными диаметрами перфорации. Проведена верификация разработанных численных моделей. По результатам исследований выявлены зависимости собственных частот ячеек сотовых звукопоглощающих конструкций и коэффициента поглощения от диаметра перфорации.

Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, 76, № 2, с. 92-97 (2020) | Рубрики: 10.06 10.07

 

Паймушин В.Н., Фирсов В.А., Шишкин В.М. «Интегральный способ поверхностного демпфирования изгибных колебаний тонкостенных конструкций» Известия высших учебных заведений. Авиационная техника, № 4, с. 36-42 (2019)

Обсуждаются вопросы эффективности применения используемых в настоящее время способов поверхностного демпфирования изгибных колебаний тонкостенных конструкций. Анализируются особенности поверхностного демпфирования колебаний с использованием свободного и связанного слоев демпфирующего материала с физической точки зрения и практического применения. Предложен комбинированный вариант демпфирующего покрытия, позволяющий интегрировать положительные качества обоих способов. Осуществлено экспериментальное сравнение эффективности известных и предложенного способов демпфирования изгибных колебаний тонкостенных конструкций с использованием метода свободных затухающих колебаний.

Известия высших учебных заведений. Авиационная техника, № 4, с. 36-42 (2019) | Рубрика: 10.07