Астрон. ж. 2020. 97, № 8

Иванов В.П., Ипатов А.В., Рахимов И.А., Андреева Т.С. «Радиоизлучение комбинированного остатка сверхновой 3C396 (G39.2-0.3)» Астрономический журнал, 97, № 8, с. 619-630 (2020)

Представлены измерения плотностей потоков комбинированного (композитного) остатка сверхновой (ОСН) 3С396 (G39.2-0.3) на частотах 4840 и 8450 МГц, выполненные на радиотелескопе РТ-32 обсерватории Светлое ИПА РАН в 2017–2018 гг. Полученные данные содержат признаки переменности источника. Для определения плотностей потоков 3С396 на временном интервале 1962–2008 гг. использовались опубликованные данные, позволяющие сравнить интенсивности 3С396 и стандартных источников. Все данные приведены в единую систему на основе точной шкалы потоков “искусственная луна” (ИЛ). Получен уточненный спектр ОСН 3С396, который аппроксимируется как сумма двух степенных компонентов со спектральными индексами α1=0.5 и α2=0.157. Предполагается, что компоненты спектра обусловлены излучением оболочки и плериона соответственно. Сделана оценка вклада плериона в полный поток радиоизлучения ОСН: на волне λ=21 см он близок к 30%. Ранее оценка этого вклада была основана на данных в рентгеновском диапазоне и не превышала 4%. Несоответствие устраняется при наличии в спектре плериона излома, подобно спектрам 3С58 и G21.5-0.9. Совокупность данных, полученных при измерениях на РТ-32 и на основе опубликованных работ, содержит признаки изменений плотностей потоков радиоизлучения источника на разных шкалах времени, от коротких временных интервалов (tmin<0.5 года) и более. Обсуждаются локализация и возможные причины переменности.

Астрономический журнал, 97, № 8, с. 619-630 (2020) | Рубрика: 18

Гаген-Торн В.А., Морозова Д.А., Гаген-Торн Е.И., Савченко С.С., Троицкий И.С., Шаляпина Л.В., Волков Е.В. «Переменность блазара В1308+326 в 2011–2018 годах» Астрономический журнал, 97, № 8, с. 631-640 (2020)

Приводятся и анализируются результаты мониторинговых наблюдений блазара В1308+326 в оптическом и радиодиапазонах в 2011–2018 гг. Зафиксирована оптическая вспышка объекта, совпадающая по времени с вспышкой в гамма-диапазоне, а также вспышки на 43 ГГц, связанные с прохождением обнаруженных сверхсветовых компонентов через радиоядро. Фотометрическая переменность объяснена присутствием переменного компонента с постоянным в среднем степенным относительным распределением энергии в спектре (Fγ ∼ γ–1.6). Это, а также высокая наблюдаемая степень поляризации (до 40%), указывает на его синхртронную природу. Выделены отдельные источники поляризованного излучения с высокой степенью поляризации и направлением либо параллельным, либо перпендикулярным направлению джета, что дает сведения о направлении магнитного поля в джете во времена вспышек и позволяет сделать заключение о причине их появления: прохождение по джету ударной волны или появление в джете излучающих электронных ансамблей.

Астрономический журнал, 97, № 8, с. 631-640 (2020) | Рубрика: 18

Гринин В.П., Катышева Н.А., Ермолаева Т.А., Дмитриев Д.В. «Квазирезонансные состояния водородного газа» Астрономический журнал, 97, № 8, с. 641-650 (2020)

Рассматриваются малоизученные состояния водородного газа (мы называем их квазирезонансными), при которых возникают аномально высокие отношения интенсивностей линий бальмеровской серии I(Hα)/I(Hβ). Показано, что такие состояния возникают при больших оптических толщинах излучающего газа в частотах бальмеровских линий, когда газ стремится к состоянию термализации. На простых моделях исследовано влияние на образование таких состояний основных параметров моделей: электронной температуры, концентрации атомов и характерного размера излучающей области, а также наличие внешнего излучения. Показано, что квазирезонансные состояния могут существовать в магнитосферах звезд типа Т Тельца при умеренных темпах аккреции.

Астрономический журнал, 97, № 8, с. 641-650 (2020) | Рубрика: 18

Пынзарь А.В. «Диффузный ионизованный газ в направлениях на остаток сверхновой Kes 79 и пульсар В1849+00» Астрономический журнал, 97, № 8, с. 651-663 (2020)

На основе пространственной корреляции между распределениями диффузного ионизованного газа (ДИГ) и областей HII в Галактике и литературных данных наблюдений галактического фона в линии H166α проводится исследование сильной неоднородности ДИГ в направлении долготы 33.5° вблизи плоскости Галактики, где объекты, расположенные на близких угловых расстояниях друг от друга, имеют сильно различающиеся наблюдаемые параметры, обусловленные ДИГ. Показано, что отсутствие завала спектра на частоте 30.9 МГц у остатка сверхновой Kes 79 (G33.6+0.1) объясняется тем, что между ним и наблюдателем находится незначительное количество ионизованного газа. Большое значение уширения импульсов пульсара В1849+00 (τpsr=0.86 с на частоте 1 ГГц), расположенного на угловом расстоянии 10' от центра Kes 79 объясняется двумя факторами. Во-первых, в направлении на пульсар расположена область HII (G33.46+0.06) с мерой эмиссии около 2900 пк/см6, которая дает вклад в меру дисперсии пульсара менее 32% и около 50% в уширение его импульсов, при том, что значение меры эмиссии ионизованного газа, расположенного между наблюдателем и пульсаром, ≈6150 пк/см6. Во-вторых, наибольший вклад в уширение его импульсов дает ионизованный газ, расположенный примерно на середине расстояния между пульсаром и наблюдателем, что согласуется с теорией рассеяния. Остаток сверхновой Kes 79, который расположен ближе к наблюдателю, чем пульсар В1849+00, не оказывает заметного влияния на рассеяние излучения пульсара и компактного внегалактического источника В1849+005. Установлено, что расстояние до пульсара В1849+00 находится в пределах от 9.8 до 11.5 кпк.

Астрономический журнал, 97, № 8, с. 651-663 (2020) | Рубрика: 18

Соколова В.А., Васюнин А.И., Островский А.Б., Парфенов С.Ю. «Влияние особенностей мелкомасштабного пространственного распределения пыли на химическую эволюцию межзвездной среды» Астрономический журнал, 97, № 8, с. 664-682 (2020)

Анализируется влияние компактных газопылевых сгустков (“клампов”), в которые, предположительно, может собираться пыль в межзвездной среде, на химическую эволюцию диффузной среды. Для решения этой задачи проводится моделирование химической эволюции среды с физическими характеристиками, характерными для диффузных газопылевых облаков. Показано, что при использовании модели диффузной среды с клампами происходит возрастание обилий большинства наблюдаемых молекул по сравнению с моделью, предполагающей однородное распределение пыли. В некоторых случаях это приводит к улучшению согласия величин модельных обилий и их отношений с величинами, полученными из наблюдений. При этом нельзя говорить о том, что гипотеза о формировании пылью компактных сгустков позволяет качественно улучшить согласие между моделью и наблюдательными данными о химическом составе диффузной межзвездной среды. Однако диапазон значений физических параметров среды, при котором достигается наилучшее согласие между моделью и данными наблюдений, шире в предположении о том, что пыль формирует компактные газопылевые сгустки, а не перемешана с газом равномерно. Полученные результаты указывают на возможную значимость мелкомасштабных (≤1 а.е.) неоднородностей межзвездной среды для ее химической эволюции.

Астрономический журнал, 97, № 8, с. 664-682 (2020) | Рубрика: 18

Сизова М.Д., Верещагин С.В., Шустов Б.М., Чупина Н.В. «Сближения Солнечной системы с рассеянными звездными скоплениями» Астрономический журнал, 97, № 8, с. 683-694 (2020)

Рассчитаны моменты времени и минимальные расстояния прохождений более 100 рассеянных звездных скоплений (РЗС) около Солнечной системы на протяжении последних 5 млн. лет. Показано, что минимальные расстояния сближения центров РЗС с Солнечной системой, как правило, превосходили 60 пк. Скопление Гиады сближалось с Солнечной системой на ∼25 пк. Влияние таких сближений на движение комет во внешних областях облака Оорта сравнимо и даже может превышать эффект от сближений с отдельными звездами. Проведено сравнение положений на небе антиапексов скоплений и афелиев долгопериодических комет. Выявлены случаи их близких положений для некоторых комет и межзвездного астероида 1I/2017 U1 (Oumuamua). Сделаны оценки частоты прохождений РЗС в окрестностях Солнечной системы. Сближения на расстояние 25 пк происходят с частотой ∼20 раз за миллиард лет.

Астрономический журнал, 97, № 8, с. 683-694 (2020) | Рубрика: 18

Томозов В.М., Язев С.А., Исаева Е.С. «Гамма-вспышки и комплексы активности на Солнце» Астрономический журнал, 97, № 8, с. 695-704 (2020)

Проведен анализ мощных вспышечных событий из каталога Share и др. с длительной фазой гамма- излучения с целью объяснения особенностей импульсной и длительных фаз таких вспышек и выявления их связи с комплексами активности и корональными дырами. Показано, что 74% таких событий оказались тесно связанными с комплексами активности. Качественно продемонстрирована связь процессов ускорения частиц в ходе развития вспышки с изменениями магнитной топологии во вспышечной области и с эволюцией коронального выброса массы. Обсуждаются возможная связь корональных дыр с комплексами активности и роль “обменного” пересоединения в этих процессах.

Астрономический журнал, 97, № 8, с. 695-704 (2020) | Рубрика: 18