Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.06 Структурная акустика и вибрации

 

Бакланов В.С. «Парадоксы виброакустики самолетов с двигателями нового поколения (уменьшение шума на местности увеличивает шум в кабине)» Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 498-502 (2020)

Для турбовентиляторных двигателей нового поколения характерна повышенная степень двухконтурности 8–12. Самолеты, оснащенные этими двигателями, успешно выполняют новые стандарты шума на местности (гл. 14 ИКAO). Опыт эксплуатации этих двигателей показал, что произошло существенное перераспределение источников шума. Повышенная степень двухконтурности двигателя приводит не только к значительному увеличению акустической мощности вентилятора, но и к изменению спектра шума. С увеличением диаметра вентилятора концы лопаток вращаются со сверхзвуковой скоростью, генерируя ударные волны. Одна из необходимых мер борьбы с ударными волнами – снижение окружной скорости вентилятора, что требует снижения частоты вращения вала вентилятора. Вибрационный спектр турбовентиляторных двигателей существенно расширяется со сдвигом в низкочастотный диапазон, передаваемый через узлы крепления на конструкцию планера, для которого характерно наличие нескольких десятков собственных форм колебаний в низкочастотной части спектра. Взаимодействие их с возмущающим воздействием силовой установки приводит к генерированию в кабинах самолетов низкочастотных составляющих шума высокого уровня.

Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 498-502 (2020) | Рубрики: 08.14 10.06 10.08 11.03

 

Беззаметнов О.Н., Митряйкин В.И., Халиулин В.И., Кротова Е.В. «Исследование стойкости к ударным воздействиям многослойных композиционных конструкций с сотовым заполнителем» Вестник Московского авиационного института, 27, № 3, с. 111-125 (2020)

Целью данной работы является определение характеристик ударостойкости и живучести образцов сотовых панелей и фрагментов лопастей вертолета. Для ее достижения решались задачи, связанные с проектированием и изготовлением экспериментальных образцов, проведением ударных испытаний, а также исследованием характера и геометрических характеристик повреждений. Разработана методика определения стойкости к ударным воздействиям деталей летательных аппаратов из многослойных композиционных конструкций с сотовым заполнителем. Проведена оценка характера ударных повреждений фрагментов лопасти рулевого и несущего винтов методом рентгеновской компьютерной томографии.

Вестник Московского авиационного института, 27, № 3, с. 111-125 (2020) | Рубрики: 08.14 10.06

 

Котов А.Н., Преснов Д.А., Жостков Р.А. «Натурное изучение временных вариаций сейсмических шумов мегаполиса» Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 635-642 (2020)

Рост современных городов-мегаполисов, бурное развитие их транспортной и промышленной инфраструктуры неизбежно приводит к усилению антропогенного воздействия на окружающую среду. В числе актуальных проблем геоэкологии крупных городских агломераций – повышение уровня различного рода шумов, пагубно влияющих на техническое состояние зданий, сооружений и нашу жизнедеятельность. Важными и актуальными в этой связи представляются задачи мониторинга пространственного распределения поверхностных сейсмоакустических вибраций в различных частотных диапазонах. Новые методы исследования глубинного строения геологической среды в сочетании с достижениями в области сейсмического микрорайонирования сейсмоопасных территорий, а также развитие инструментальной базы сейсмологических наблюдений позволяют на качественно новом уровне подойти к решению обозначенной проблемы. Изучены закономерности распределения микросейсмических шумов в одном из населённых пунктов Новой Москвы и построены карты низкочастотного шумового загрязнения исследуемой территории. Ключевые слова: микросейсмический шум, сейсмическое микрорайонирование, вибрационное воздействие, метод микросейсмического зондирования.

Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 635-642 (2020) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Канев Н.Г. «Методологические проблемы измерения вибрации рельсового транспорта и пути их решения» Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 415-422 (2020)

Проанализированы действующие методики и рекомендации по измерению нормируемых параметров вибрации в зданиях, вызванной движением рельсового транспорта. На примере длительного мониторинга вибрации метрополитена продемонстрированы недостатки методик, приводящие к возможным искажениям гигиенической оценки. Кроме этого, достоверный результат измерения вибрации должен содержать не только измеренное значение, но и параметр, характеризующий неопределенность измерения. Однако в настоящее время отсутствуют какие-либо стандарты или подходы, позволяющие оценить неопределенность измерений с учетом специфики вибрации рельсового транспорта. Предложено применить статистический подход к интерпретации результатов измерений: необходимо использовать параметр, характеризующий максимальное вибрационное воздействие и рассчитываемый по результатам измерений нескольких событий прохождения поезда с учетом известного или предполагаемого закона распределения.

Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 415-422 (2020) | Рубрики: 10.06 11.07

 

Берестовицкий Э.Г., Соловьев М.В. «Анализ схемно-конструктивных решений для создания и испытаний малошумных электрогидравлических приборов систем управления» Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 503-508 (2020)

Снижение шума и вибрации электрогидравлических приборов систем управления судовых и корабельных энергетических установок является одной из актуальных проблем стоящих перед разработчиками этих систем. Рассмотрены различные схемно-конструктивные решения по созданию малошумных электрогидравлических приборов. Особое внимание уделяется теоретическим основам шумообразования в зависимости от типа конструктивных элементов и схемы их расположения. Определяются границы применимости аналитических методов определения малошумности регулирующих органов. Дается обоснование применения трехмерного численного моделирования течения жидкости в проточной части электрогидравлических приборов. Предложенный подход позволяет проектировать малошумные регулирующие органы, отвечающие современным и перспективным требованиям. Ключевые слова: гидродинамический шум, виброшумовые характеристики, малошумные регулирующие органы, системы управления, вычислительная гидродинамика.

Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 503-508 (2020) | Рубрики: 10.06 10.07

 

Волкова Н.В. «Современные эффективные виброизолирующие подвески трубопроводов рабочих сред» Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 509-513 (2020)

Рассмотрены конструкции современных эффективных виброизолирующих подвесок трубопроводов рабочих сред, которые получили широкое применение в промышленности, в том числе, и в судостроении. Предложены дальнейшие направления совершенствования подвесок трубопроводов рабочих сред.

Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 509-513 (2020) | Рубрика: 10.06

 

Дымченко В.В., Ерофеев В.И., Монич Д.В. «Звукоизоляция каркасно-обшивных перегородок» Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 514-516 (2020)

Рассмотрено прохождение звука через каркасно-обшивные перегородки с одинарным каркасом, широко применяемые в настоящее время в гражданском и промышленном строительстве. Исследовано резонансное прохождение звука, определяемое самосогласованием звуковых полей в «шумном» и «тихом» помещениях с волновым полем собственных колебаний ограждения. Приведены результаты экспериментальных исследований звукоизоляции каркасно-обшивных перегородок с тремя типами стоечных профилей каркаса. Даны рекомендации по повышению звукоизоляции перегородок без увеличения массы и толщины. Ключевые слова: звукоизоляция, каркасно-обшивные перегородки, резонансное прохождение звука.

Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 514-516 (2020) | Рубрики: 10.06 10.07 10.08

 

Зверев А.Я., Черных В.В. «Влияние косвенных путей передачи звуковой энергии на характеристики звукоизоляции тестовых панелей» Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 517-521 (2020)

В реверберационных камерах акустического стенда АК-11 проведено экспериментальное исследование влияния косвенных путей передачи звуковой энергии на оценку звукоизоляции тестовых панелей, моделирующих бортовую самолетную конструкцию. Определено, что влияние косвенных путей на измеренную звукоизоляцию панелей с различным теплозвукоизолирующим набором, существенно на частотах выше 1 кГц. Дана оценка звукоизоляции панелей при наличии и отсутствии косвенных путей прохождения энергии. Ключевые слова: звукоизоляция, реверберационный метод.

Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 517-521 (2020) | Рубрики: 10.06 10.07 10.08

 

Московец М.Е., Канев Н.Г. «Защита здания от одновременного вибрационного воздействия трамваев и поездов метрополитена» Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 529-537 (2020)

Представлены результаты натурного исследования вибрации рельсового транспорта в жилом здании. Источниками вибрационного воздействия являются трамваи и поезда метрополитена мелкого заложения, расположенные в непосредственной близости к зданию. Проектом предусмотрены мероприятия по защите от вибрации: подземная часть стен здания отделена упругим слоем от грунта. Упругий слой под фундаментом не применяется, поскольку источники вибрации находятся у поверхности грунта и не оказывают значительного динамического воздействия на заглубленный фундамент. Приведены результаты измерений, проведенных на этапе строительства и после его завершения в нескольких точках: на грунте, на фундаментной плите, на плитах межэтажных перекрытий. Показано, что вибрационное воздействие в здании соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Ключевые слова: вибрация, рельсовый транспорт, виброизоляция, измерения

Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 529-537 (2020) | Рубрики: 10.06 10.07 11.07

 

Линник Д.А. «Повышение эффективности системы виброзащиты рабочего места водителя колесного трактора» Вестник Белорусско-Российского университета, № 2, с. 40-50 (2020)

Приведен аналитический обзор литературы по вопросам влияния вибрации на организм человека (водителя колесного трактора). Рассматривается конструкция опытной подвески кабины колесного трактора «Беларус-3022ДЦ.1». Приводятся результаты экспериментальных исследований.

Вестник Белорусско-Российского университета, № 2, с. 40-50 (2020) | Рубрика: 10.06

 

Гасымов Г.М., Шириев А.И. «О колебании прямоугольной пластинки переменной толщины, лежащей на вязкоупругом основании» Вестник Бакинского университета. Серия физико-математических наук, № 3, с. 128-134 (2015)

Рассматривается собственное колебание прямоугольной пластинки переменной толщины, лежащей на неоднородной вязкоупругом основании. Решение задачи строится методами разделения переменных и Бубнова–Галеркина. Предполагая, что толщина пластинки, плотность и характеристики основания вдоль пластинки меняются по линейному закону, проведен численный расчет. Результаты расчета представлены в виде таблиц и графиков зависимости между характерными параметрами.

Вестник Бакинского университета. Серия физико-математических наук, № 3, с. 128-134 (2015) | Рубрика: 10.06

 

Назаров С.А. «Асимптотический анализ двухрядного клепания пластин Кирхгофа» Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 495, № 1, с. 57-62 (2020)

Рассмотрены две пластины Кирхгофа, соединенные посредством двух шеренг заклепок, которые расположены с малым периодом h и моделируются точечными условиями сопряжения Соболева. Обнаружен новый и неожиданный эффект: в случае зеркальной симметрии шеренг почти полное сцепление пластин происходит при экспоненциально малом (относительно h) расстоянии между шеренгами. Тот же эффект при расположении заклепок в шахматном порядке возникает лишь в случае степенной малости расстояния. Эти результаты получены при помощи анализа явления пограничного слоя. Найдены условия, при которых в пределе реализуется шарнирное соединение с трением.

Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 495, № 1, с. 57-62 (2020) | Рубрики: 04.09 04.15 10.06

 

Бубнов Е.Я. «Экспериментальные исследования волновой структуры сейсмоакустических полей железнодорожного транспорта в дальней зоне» Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 609-614 (2020)

Проведено исследование механизмов излучения, временных и спектральных характеристик вибрационных сигналов железнодорожного транспорта, зарегистрированных на разных удалениях. Детальному изучению подвергнуты сейсмические и акустические поля железнодорожного транспорта в дальней зоне с использованием сейсмической линейной антенной. Выполнены измерения взаимной корреляционной функции между сейсмическими сигналами движущегося состава, принятыми датчиками антенны для различных временных участков реализации. Построен годограф для определения скоростных характеристик выявленных волн и проведена интерпретация волновой структуры сейсмического поля поезда в дальней зоне. Ключевые слова: железнодорожный транспорт, механизмы излучения, сейсмические поля, акустические поля, дальняя зона, волновая структура

Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 609-614 (2020) | Рубрики: 04.11 10.06

 

Румянцев К.А., Таубин А.Г. «Новые модели обшивок с повышенным демпфированием для корабельных корпусных конструкций» Морской вестник, № 1S, с. 59-61 (2017)

Для снижения вибрации обшивок корпусов предлагается введение демпфирующего слоя в район срединной плоскости композиционного пакета. Рассмотрено влияние этого слоя на прочностные и виброакустические свойства обшивки. Показано, что снижение прочности не настолько значительно, чтобы препятствовать реализации данного предложения, зато коэффициент потерь демпфированной панели может быть увеличен в несколько раз. Есть разделы: Сравнительный анализ прочностных и акустических свойств вариантов обшивки. Виброакустические характеристики панели.

Морской вестник, № 1S, с. 59-61 (2017) | Рубрики: 04.15 10.06