Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

11.03 Акустика пассажирских кабин

 

Бакланов В.С. «Парадоксы виброакустики самолетов с двигателями нового поколения (уменьшение шума на местности увеличивает шум в кабине)» Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 498-502 (2020)

Для турбовентиляторных двигателей нового поколения характерна повышенная степень двухконтурности 8–12. Самолеты, оснащенные этими двигателями, успешно выполняют новые стандарты шума на местности (гл. 14 ИКAO). Опыт эксплуатации этих двигателей показал, что произошло существенное перераспределение источников шума. Повышенная степень двухконтурности двигателя приводит не только к значительному увеличению акустической мощности вентилятора, но и к изменению спектра шума. С увеличением диаметра вентилятора концы лопаток вращаются со сверхзвуковой скоростью, генерируя ударные волны. Одна из необходимых мер борьбы с ударными волнами – снижение окружной скорости вентилятора, что требует снижения частоты вращения вала вентилятора. Вибрационный спектр турбовентиляторных двигателей существенно расширяется со сдвигом в низкочастотный диапазон, передаваемый через узлы крепления на конструкцию планера, для которого характерно наличие нескольких десятков собственных форм колебаний в низкочастотной части спектра. Взаимодействие их с возмущающим воздействием силовой установки приводит к генерированию в кабинах самолетов низкочастотных составляющих шума высокого уровня.

Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург. 21–25 сентября 2020 г., с. 498-502 (2020) | Рубрики: 08.14 10.06 10.08 11.03

 

Мошков П.А., Василенков Д.А., Рубановский В.В., Строганов А.И. «Локализация источников шума в гермокабине самолета RRJ-95 сферической микрофонной решеткой. Часть 2. Пассажирский салон» Вестник Московского авиационного института, 27, № 3, с. 60-72 (2020)

Дан краткий обзор механизмов генерации шума в салонах пассажирских самолетов. Представлены результаты локализации и ранжирования источников шума в пассажирском салоне экспериментального самолета RRJ–95 с применением сферической решетки Simcenter Solid Sphere 3DCAM78. Получены карты локализации для суммарного взвешенного по шкале А стандартного шумомера уровня звукового давления в диапазоне частот 20–5000 Гц. Звуковое поле в салоне самолета является сложным по своей структуре и, за исключением салона бизнес-класса, несимметричным относительно главной оси, что связано с особенностями работы системы кондиционирования и вентиляции воздуха, а также наличием дополнительных источников шума, нехарактерных для серийных воздушных судов. Это – дополнительное излучение от оборудования, расположенного в хвостовой части салона, локальные зоны увеличения уровней шума вследствие наличия зазоров между панелями интерьера и при их отсутствии. Показано, что увеличение звукоизоляции фюзеляжа в хвостовой части салона за счет установки панели интерьера в полетных условиях составляет ∼2 дБА.

Вестник Московского авиационного института, 27, № 3, с. 60-72 (2020) | Рубрики: 08.14 11.03