Астрофизический бюллетень. 2021. 76, № 1

Амирханян В.Р. «Излучение внешних компонентов протяженных радиоисточников» Астрофизический бюллетень, 76, № 1, с. 1-5 (2021)

С использованием экспериментальных данных обзора FIRST построена диаграмма излучения внешних компонентов протяженных радиоисточников. Диаграмма отличается от сферической. Наибольшее отклонение от сферы наблюдается в области, обращенной к центральному компоненту, где имеется глубокий минимум. Возможно, минимум излучения в диаграмме направленности связан с областью, в которой регулярное магнитное поле джета трансформируется в запутанное магнитное поле внешнего компонента. Неясно, какую роль при этом играет экранирование элементами структуры протяженного радиоисточника

Астрофизический бюллетень, 76, № 1, с. 1-5 (2021) | Рубрика: 18

Фабрика С.Н., Атапин К.Е., Винокуров А.С., Шолухова О.Н. «Ультраяркие рентгеновские источники» Астрофизический бюллетень, 76, № 1, с. 6-42 (2021)

Ультраяркие рентгеновские источники были выделены в отдельный класс объектов в 2000 г. на основе данных космического телескопа Chandra. Это уникальные объекты; их рентгеновские светимости превышают эддингтоновский предел для типичной черной дыры звездной массы. Длительное время природа ULX оставалась неясной. Однако постепенное накопление данных, новые результаты рентгеновской и оптической спектроскопии, исследование структуры и энергетики окружающих ULX туманностей привели к пониманию того, что большая часть ультраярких рентгеновских источников должна представлять собой сверхкритические аккреционные диски наподобие SS 433. Обнаружение нейтронных звезд в ряде объектов лишь усилило уверенность научного сообщества в полученных выводах, поскольку присутствие нейтронных звезд в таких системах явно указывает на сверхкритический режим аккреции. В этом обзоре мы систематизируем основные факты о наблюдательных проявлениях ULX и SS 433 в рентгеновском и оптическом диапазонах и обсуждаем их объяснение с позиции теории сверхкритической аккреции.

Астрофизический бюллетень, 76, № 1, с. 6-42 (2021) | Рубрика: 18

Романюк И.И., Семенко Е.А., Моисеева А.В., Якунин И.А., Кудрявцев Д.О. «Магнитные поля CP-звезд в ассоциации Орион OB1. IV. Звезды подгруппы (b)» Астрофизический бюллетень, 76, № 1, с. 43-66 (2021)

Представлены результаты измерений магнитных полей химически пекулярных звезд подгруппы (b) ассоциации Orion ОВ1. Мы нашли, что доля звезд с магнитными полями среди пятнадцати CP-звезд подгруппы (b) почти в два раза больше, чем в подгруппе (a). При этом возраст подгруппы (b) оценивается в 2 млн. лет, а возраст подгруппы (а) – порядка 10 млн. лет. Средняя величина среднеквадратического магнитного поля ‹Be› в подгруппе (b) в 2.3 раза выше аналогичной величины для звезд подгруппы (а). Полученные выводы в целом укладываются в рамки реликтовой теории образования крупномасштабных магнитных полей B- и A-звезд, однако темп ослабевания поля с возрастом оказался аномально большим. Мы предлагаем наши результаты в качестве важного наблюдательного теста для калибровки теории формирования и эволюции звездных магнитных полей.

Астрофизический бюллетень, 76, № 1, с. 43-66 (2021) | Рубрика: 18

Данилов В.М. «О движении кратных звезд в Плеядах по данным GAIA DR2» Астрофизический бюллетень, 76, № 1, с. 67-85 (2021)

Выполнены оценки ряда параметров малых групп звезд рассеянного звездного скопления Плеяды. Использовались данные о координатах и собственных движениях звезд каталога Gaia DR2 в области радиусом d=2.5° относительно центра скопления на небесной сфере. Выделены 36 широких пар звезд со звездными величинами mG<15m и скоростями звезд в этих парах относительно их геометрических центров близкими к круговой скорости относительно их центров масс. Среднее отношение масс компонентов в таких парах составляет q≃0.67±0.04, медианное q≃0.78. С увеличением q число таких пар возрастает с максимумом вблизи q≃0.8–0.9. Взаимные расстояния r1,2 между звездами в парах растут с их расстоянием r от центра скопления, максимальное число таких пар находится в интервале r=3–4 пк (медианное r≃3.64). Отмечено отсутствие динамически активных двойных звезд в скоплении. Записаны формулы для потенциальной энергии двойной звезды с учетом силовых полей скопления и Галактики. Лишь одна из выделенных широких пар двойных звезд имеет отрицательную полную энергию. По диаграмме «показатель цвета (BP–RP) mG >> для mG<15mв Плеядах выделены 62–70 неразрешенных кратных звезд. Пространственно-кинематические параметры рассмотренных групп широких двойных и неразрешенных кратных звезд в пределах погрешностей совпадают, что указывает на общность происхождения этих групп в данном скоплении при mG<15m. Для неразрешенных кратных звезд произвольной кратности получены формулы для оценки масс компонентов по светимости звезды, рассматриваемой как одиночная звезда на главной последовательности (ГП). Применение этих формул для неразрешенных кратных звезд в Плеядах приводит к увеличению масс таких «одиночных звезд» на ГП в двойных, тройных, четверных звездах в среднем в 1.61, 2.19, 2.74 раза соответственно. Форма зависимости дисперсий скоростей σ2v звезд от r в малых группах определяется совместным действием гравитационной неустойчивости и бурной релаксации в скоплении. Определены размеры таких групп (несколько пк) и времена распада (несколько млн лет). Степень коррелированности величин σ2v в малых группах звезд возрастает вблизи центра скопления и в интервале 2<r<5.7 пк.

Астрофизический бюллетень, 76, № 1, с. 67-85 (2021) | Рубрика: 18

Аль-Тавалбей Я.М., Хуссейн А.М., Таани А.А., Абушаттал А.А., Юсуф Н.А., Мардини М.К., Сулейман Ф.А., Аль-Наймии Х.М., Хасавней А.М., Аль-Вардат М.А. «Точные массы, возраста и орбитальные параметры двойных систем HIP 11352, HIP 70973 и HIP 72479» Астрофизический бюллетень, 76, № 1, с. 86-99 (2021)

Уточнены орбитальные элементы и вычислили с высокой точностью полные массы для трех визуальных тесных двойных систем: HIP 11352, HIP 70973 и HIP 72479. Вычисления выполнены на основе оценки последних измерений тригонометрических параллаксов Gaia DR2 и Hipparcos. Морфология и кинематика орбит были сопоставлены с наблюдательными данными из Четвертого каталога интерферометрических измерений двойных звезд и сравнены с орбитами, ранее опубликованными в Шестом каталоге орбит визуально-двойных звезд. Вычисление орбитальных элементов позволяет определить суммы масс для трех систем: 1.81±0.17 M, 1.83±0.07 M и 1.61±0.26 M для HIP 11352, HIP 70973 и HIP 72479 соответственно. Такие оценки указывают на то, что оба компонента этих систем принадлежат звездам Главной последовательности. Этот факт позволяет получить важную информацию об эволюции данных систем.

Астрофизический бюллетень, 76, № 1, с. 86-99 (2021) | Рубрика: 18

Байдин А.Э., Кречет В.Г. «Определение орбит визуально-двойных звезд, открытых П. Куто» Астрофизический бюллетень, 76, № 1, с. 100-107 (2021)

Впервые определены орбиты 20 визуально-двойных звезд, открытых П. Куто. У четырех из них (COU 384, COU 1067, COU 1681 и COU 2388) наблюдениями покрыты дуги порядка или более 180°, COU 384 и COU 2388 с момента открытия по настоящее время уже совершили полный оборот. Для COU 338, COU 567, COU 1003, COU 1607 и COU 2086 имеется много наблюдений на малых дугах и одно или два наблюдения в более удаленных положениях, когда разделения были очень малы. Орбиты остальных звезд (COU 80, COU 532, COU 543, COU 613, COU 696, COU 936, COU 1129, COU 1667, COU 1904, COU 2244, COU 2542) определены по наблюдениям, распределенным на малых дугах (10–60°).

Астрофизический бюллетень, 76, № 1, с. 100-107 (2021) | Рубрика: 18

Глаголевский Ю.В. «Замечания о различии свойств Am- и Ap-звезд» Астрофизический бюллетень, 76, № 1, с. 108-119 (2021)

Проведен сравнительный анализ свойств Ap- и Am-звезд. Показано, что основные различия в формировании и эволюции этих объектов обусловлены влиянием магнитного поля у Ap-звезд.

Астрофизический бюллетень, 76, № 1, с. 108-119 (2021) | Рубрика: 18

Афанасьев В.Л., Шабловинская Е.С., Уклеин Р.И., Малыгин Е.А. «Стокс-поляриметр для 1-метрового телескопа» Астрофизический бюллетень, 76, № 1, с. 120-126 (2021)

Описывается фотометр-поляриметр «СтоП» (Стокс-поляриметр), который применяется для наблюдений на 1-м телескопе САО РАН с начала 2020 года. В работе представлено описание прибора и его параметры при наблюдениях в фотометрическом и поляриметрическом режимах. Возможности прибора демонстрируются на примере поляриметрии блазара S5 0716+714 и сравниваются с результатами, ранее полученными на БТА.

Астрофизический бюллетень, 76, № 1, с. 120-126 (2021) | Рубрика: 18