Астрофизический бюллетень. 2021. 76, № 2

Майорова Е.К., Желенкова О.П. «Спектральные свойства неоднородностей микроволнового фона на многочастотных картах Planck вблизи источников RCR-каталога» Астрофизический бюллетень, 76, № 2, с. 127-159 (2021)

Исследованы спектральные свойства неоднородностей микроволнового фона на многочастотных картах Planck, удаленных от источников каталога RCR на величину полуширины диаграммы направленности высокочастотного комплекса Planck (±2.5′), а также спектральные особенности источников в зависимости от присутствия вблизи них положительных пятен. Обследовано порядка 830 объектов каталога на предмет обнаружения вблизи них пятен с положительными амплитудами. Выявлены особенности, которые свидетельствуют о связи положительных пиков на картах Planck с ближайшими радиоисточниками. Во-первых, это превышение числа RCR-источников с плоским и нормальными спектрами, вблизи которых есть пятна, над числом источников с крутыми спектрами. Во-вторых, количество пятен с положительной амплитудой на картах Planck, совпадающих в пределах ±2.5′ с координатами свободных от источников областей на картах NVSS, FIRST и имеющих те же размеры, в среднем почти в полтора раза меньше, чем количество пятен, совпадающих с RCR-объектами. Показано, что RCR-объекты, вблизи которых нет пятен, имеют более крутые спектры по сравнению со спектрами источников, вблизи которых пятна обнаружены. Вид распределений спектральных индексов пятен в диапазоне 30–217 ГГЦ оказался близок к распределению спектральных индексов RCR-объектов в диапазоне 100 МГц–8.5 ГГц, а их медианные значения практически совпали. Это может указывать на то, что положительные флуктуации на картах Planck, обнаруженные вблизи RCR-объектов, в диапазоне 30–217 ГГц имеют синхротронную природу и могут быть связаны с этими объектами. Они могут быть проявлением этих объектов или проявлениями их родительских галактик и их окружения в субмиллиметровом диапазоне. В диапазоне 353–857 ГГц часть обнаруженных пятен можно классифицировать как пылевые. Спектры RCR-источников, вблизи которых обнаружены такие пятна, оказались круче спектров RCR-объектов, вблизи которых пятна выявлены только в частотных каналах 30–217 ГГц. Чем круче спектр RCR-объекта в диапазоне 100 МГц–8.5 ГГц, тем больше величина положительного спектрального индекса ближайшего пятна в диапазоне 353–857 ГГц. Пятна, двухчастотные спектральные индексы которых указывают на их пылевую природу, возможно, связаны с большим содержанием пыли в родительских галактиках RCR-объектов и процессами звездообразования в них. Не исключено также, что подъем спектров на высоких частотах может быть вызван наличием на частотных картах сигнала от холодной галактической пыли.

Астрофизический бюллетень, 76, № 2, с. 127-159 (2021) | Рубрика: 18

Верходанов О.В., Топчиева А.П., Ороновская А.Д., Базров С.А., Шорин Д.А. «Поиск кандидатов в скопления галактик на картах микроволнового фонового излучения космической миссии Planck с помощью сверточной нейронной сети по принципу фиксации эффекта Сюняева–Зельдовича» Астрофизический бюллетень, 76, № 2, с. 160-169 (2021)

Предложен метод поиска радиоисточников с эффектом Сюняева–Зельдовича на мультичастотных картах излучения по данным миссии Planck с помощью сверточной нейронной сети. Каталог для распознавания радиоисточников составлен с помощью схемы пикселизации GLESP на частотах 100, 143, 217, 353 и 545 ГГц. Оценивается качество предложенного подхода и влияние вариации отношения S/N на результат обучение сети. Показано, что представленный нейросетевой подход позволяет детектировать объекты с эффектом Сюняева–Зельдовича. Предложенный метод может использоваться для поиска наиболее вероятных кандидатов в скопления галактик на больших красных смещениях.

Астрофизический бюллетень, 76, № 2, с. 160-169 (2021) | Рубрика: 18

Караченцева В.Е., Караченцев И.Д., Мельник О.В. «Галактики ранних типов (E, S0) в Каталоге изолированных галактик КИГ» Астрофизический бюллетень, 76, № 2, с. 170-186 (2021)

Используя материал современных цифровых обзоров неба (PanSTARRS-1, SDSS) и привлекая данные обзоров неба в линии H I и в далеком ультрафиолете (GALEX), мы заново классифицировали 165 галактик ранних типов в Каталоге изолированных галактик. В результате число E- и S0-галактик сократилось до 91. Поиск спутников у КИГ-галактик ранних типов выявил у 45 галактик ранних типов 90 соседей с разностью лучевых скоростей |dV|<500 км с–1 и проекционным линейным расстоянием Rp<750 кпк. Мы не обнаружили заметных различий в интегральной светимости и цвете галактик, связанных с наличием или отсутствием близких соседей. Для 26 систем «галактика КИГ-спутник» мы получили характерное отношение орбитальной массы к светимости: M/LK=(74±26)M/L, что согласуется с оценками Morb/LK для изолированных галактик раннего типа в каталоге 2MIG (63M/L), а также со значениями Morb/LK для E-, S0-галактик в Местном объеме: 38±22 (NGC 3115), 82±26 (NGC 5128), 65±20 (NGC 4594). Высокое отношение массы гало к звездной массе у E-, S0-галактик по сравнению со средним (20±3) M/L для спиральных галактик без балджей указывает на существенное различие в динамической эволюции галактик ранних и поздних типов.

Астрофизический бюллетень, 76, № 2, с. 170-186 (2021) | Рубрика: 18

Громов А.О., Никифоров И.И. «Трехкомпонентная штеккелевская модель Галактики, основанная на кривой вращения по данным о мазерах» Астрофизический бюллетень, 76, № 2, с. 187-201 (2021)

Построена трехкомпонентная штеккелевская модель Галактики, включающая балдж, диск и гало. Оценки параметров потенциала получены в результате процедуры оптимизации модельной кривой вращения по отношению к азимутальным скоростям, найденным по данным о тригонометрических параллаксах и пространственных скоростях мазеров. Метод оптимизации учитывает измерительную и природную дисперсии азимутальных скоростей и использует алгоритм исключения объектов с избыточными невязками. С целью получения более однородных выборок объекты были разделены на две группы: мазеры в областях образования массивных звезд и мазеры остальных типов. Выявлена и учтена значительная кинематическая неоднородность этих групп: дисперсия азимутальных скоростей у первой группы равна σ0,1=4.3±0.4 км с–1 , у второй – σ0,1=15.2±1.3 км с–1 . После построения модели потенциала в плоскости Галактики выполнено обобщение потенциала на все пространство в предположении существования третьего квадратичного интеграла движения. При детальном воспроизведении кривой вращения Галактики использованный алгоритм дает аналитическое выражение для штеккелевского потенциала, что существенно упрощает задачу построения модели фазовой плотности Галактики в штеккелевском приближении. Для дальнейшего повышения реалистичности штеккелевской модели необходима разработка способов непосредственного учета сведений о вертикальном распределении плотности в Галактике.

Астрофизический бюллетень, 76, № 2, с. 187-201 (2021) | Рубрика: 18

Саванов И.С. «Об активности звезд (в том числе с планетными системами) по наблюдениям миссий Кеплер и K2» Астрофизический бюллетень, 76, № 2, с. 202-209 (2021)

Представлены результаты сравнительного анализа фотометрических наблюдений звезд с помощью миссии Кеплер и ее продолжения K2. Оценка сопоставимости данных была проведена косвенным методом на базе вычисленных нами значений параметра запятненности звездной поверхности S, которые определялись по амплитудам переменности блеска объектов Rvar по наблюдениям основной миссии и K2. Главный вывод нашей работы состоит в том, что рассмотренные данные образуют единый массив, который может быть использован в дальнейших исследованиях. Сделаны заключения об изменениях активности у звезд различных температур и о том, как активность связана с вращением. Вывод, что рассматриваемые данные образуют единый массив, позволил во второй части работы провести обобщенный анализ двух независимых выборок звезд с планетными системами. Используя оценку радиусов звезд (данные архива телескопа Кеплер), мы получили величины A площади пятен на поверхности звезд в миллионных долях видимой полусферы Солнца. Найдено хорошее согласие оценок характеристик пятен на поверхности звезд с экзопланетами по данным наблюдений основной миссии Кеплер и ее продолжения K2. Из нашего списка, в котором более 700 объектов с планетными системами для дальнейшего рассмотрения были отобраны 76 звезд с эффективными температурами Teff, отличающимися от солнечной на 100 К. Для них были сделаны заключения об уменьшении активности объектов с периодами вращения более 10–12 суток. Из рассмотрения соотношения запятненности объектов A и их возраста t (установленного по гирохронологическому соотношению) получен вывод о том, что звезды с возрастом менее 1 млрд лет являются самыми активными. Для одного сета наблюдений (Q3) миссии Кеплер выполнен предварительный анализ фотометрических наблюдений 9 объектов, обладающих наибольшими значениями параметра запятненности A (более 10000 в миллионных долях видимой полусферы Солнца). Отмечены переменность их кривых блеска на временах, сопоставимых с периодами вращения, и ее заметная амплитуда, указывающая на повышенную площадь пятен на поверхности.

Астрофизический бюллетень, 76, № 2, с. 202-209 (2021) | Рубрика: 18

Романюк И.И., Семенко Е.А., Моисеева А.В., Якунин И.А., Кудрявцев Д.О. «Магнитные поля СР-звзд в ассоциации Orion ОВ1. V. Звезды подгрупп (c) и (d)» Астрофизический бюллетень, 76, № 2, с. 210-235 (2021)

Приведены результаты измерений магнитного поля 27 химически пекулярных звезд в подгруппах (c) и (d) ассоциации Orion ОВ1. Всего получено и измерено более 140 пар спектров циркулярно-поляризованного излучения, полученных в период с 2013 по 2020 гг. Анализ результатов показал, что в подгруппе (с) 13 из 24 СР-звезд обладают магнитным полем. Одновременно, поля значимой величины не удалось обнаружить ни у одной из трех СР-звезд подгруппы (d). Мы нашли, что доля магнитных звезд в подгруппе (с), средний возраст которой оценивается примерно в 5 млн. лет, лежит посредине между долей магнитных звезд в подгруппах (a) возрастом 10 млн. лет и (b), возраст которой около 2 млн. лет. Наши результаты свидетельствуют о резком падении доли магнитных CPзвезд и одновременном снижении величины их магнитного поля с возрастом. Полученные на примере ассоциации Orion OB1 данные в целом свидетельствуют в пользу теории реликтового происхождения магнитного поля химически пекулярных звезд, однако сам процесс формирования поля может иметь ряд особенностей, имеющих наблюдательные проявления.

Астрофизический бюллетень, 76, № 2, с. 210-235 (2021) | Рубрика: 18

Холтыгин А.Ф., Моисеева А.В., Курдоякова М.С., Якунин И.А., Костенков А.Е., Каратаева Г.М. «Сверхбыстрая переменность профилей в спектрах OBA-звезд. IV: ζOri A» Астрофизический бюллетень, 76, № 2, с. 236-247 (2021)

Продолжением исследований сверхбыстрой переменности профилей линий в спектрах звезд ранних спектральных классов. Исследована переменность профилей линий в спектре двойной (O9.7Ib+B0III) звезды ζ Ori A с использованием спектрографа ОЗСП 6-м телескопа БTA по наблюдениям, выполненным 19 февраля 2019 г. Обнаружены короткопериодические регулярные вариации бальмеровских линий водорода и линий He I с периодами oт 89 до 295 минут. Возможно также присутствие короткопериодических вариаций в интервале периодов 10–20 минут. Анализ вариаций блеска звезды по наблюдениям на спутнике TESS показал присутствие семи регулярных компонентов, один из которых вероятно является второй гармоникой периода вращения основного компонента Aa-звезды ζ Ori A. Определено магнитное поле звезды для всей серии наблюдений. Измеренное методом регрессии среднеквадратичное значение продольного компонента магнитного поля за все время наблюдений составляет 49 Гс.

Астрофизический бюллетень, 76, № 2, с. 236-247 (2021) | Рубрика: 18

Панчук В.Е., Клочкова В.Г., Емельянов Э.В. «Техника спектроскопии звезд на телескопах малых и умеренных диаметров» Астрофизический бюллетень, 76, № 2, с. 248-272 (2021)

Изложена история технических решений, направленных на повышение эффективности спектроскопии на телескопах малых и умеренных диаметров. Оцениваются современное состояние методов спектроскопии звезд и некоторые перспективы.

Астрофизический бюллетень, 76, № 2, с. 248-272 (2021) | Рубрика: 18