Научные труды Института астрономии РАН. 2020. 5, № 6

Калиничева Е.С., Шематович В.И., Павлюченков Я.Н. «О тепловом убегании атмосферы горячего нептуна GJ 436b» Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 317-319 (2020)

C помощью одномерной самосогласованной аэрономической модели были получены высотные профили температуры, скорости и плотности для горячего нептуна GJ 436b. Мы проследили расширение газовой оболочки под действием нагрева от жесткого излучения родительской звезды от тонкого атмосферного слоя 1.02R0 до 5R0. Используемая модель учитывает вклад надтепловых частиц, что значительно уточняет функцию нагрева атмосферы. Установлено, что формируется структура атмосферы с двумя характерными шкалами высоты, отвечающими относительно плотной атмосфере и более разреженной короне. Также был посчитан темп оттока атмосферы, составивший около 1.6·109 г с–1 , что ниже результатов, полученных авторами других расчетов.

Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 317-319 (2020) | Рубрика: 18

Верич Ю.Б., Панчук В.Е., Юшкин М.В., Якопов Г.В. «Вспомогательные устройства спектрографа высокого разрешения БТА (функции и управление)» Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 320-321 (2020)

Отмечены устройства и функции спектрографа высокого разрешения 6-метрового телескопа БТА, охваченные программой улучшения параметров прибора. Программа выполняется по плану УНУ и плану развития средств наземной поддержки проекта «Спектр-УФ».

Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 320-321 (2020) | Рубрика: 18

Малков О.Ю., Длужневская О.Б., Жуков А.О., Захаров А.И., Ковалева Д.А., Миронов А.В., Сичевский С.Г., Скворцов Н.А., Ступников С.А., Сытов А.Ю. «Учет межзвездного поглощения при анализе фотометрических данных» Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 322-326 (2020)

Учет межзвездного поглощения – необходимый этап в процессе параметризации звезд по многоцветной фотометрии. Мы анализируем опубликованные законы межзвездного поглощения и обсуждаем возможность оценки величины межзвездного поглощения для фотометрических полос современных больших обзоров.

Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 322-326 (2020) | Рубрика: 18

Сытов А.Ю. «Морфология течения газа при столкновении аккреционных дисков в двойных звездах типа Т Тельца с эллиптическими орбитами» Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 327-335 (2020)

Представлены результаты численного моделирования взаимодействия аккреционных дисков при прохождении периастра в двойной звезде типа Т Тельца с эллиптичной орбитой. Рассмотрена структура системы ударных волн в аккреционных дисках и между ними и ее изменение с течением времени. Обсуждается возможность построения аналитической модели взаимодействия аккреционных дисков.

Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 327-335 (2020) | Рубрика: 18

Сапожников С.А., Ковалева Д.А. «Наблюдательные признаки распада широких двойных звезд по данным Gaia DR2» Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 336-340 (2020)

По данным Gaia DR2 в радиусе 100 пк от Солнца исследованы двойные звезды с общим собственным движением до расстояния между компонентами 3 пк. Для исключения возможных случайных совпадений смоделирована искусственная выборка случайных пар. Показано, что принятый способ отбора пар с общим собственным движением делает загрязнение выборки случайными совпадениями незначительным даже при больших расстояниях между компонентами; величина такого загрязнения оценена численно. Получено бимодальное распределение по логарифму расстояния между компонентами, демонстрирующее для очень широких пар минимум, связанный с распадом систем, на расстоянии ∼0.5 пк, и дальнейший рост, формируемый распавшимися, медленно расходящимися компонентами.

Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 336-340 (2020) | Рубрика: 18

Малков О.Ю. «Поиск компонентов разного возраста в визуальных двойных системах» Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 341-343 (2020)

Предпринята попытка обнаружить среди визуальных двойных звезд системы с компонентами разного возраста. Для этого сравниваются спектральные классы компонентов, а также их массы, оцененные из этой спектральной классификации. Применение этого простого метода к Каталогу орбитальных двойных звезд ORB6 позволило обнаружить тринадцать систем, у которых менее массивный компонент выглядит более проэволюционировавшим (т.е., два компонента, по-видимому, имеют разный возраст). Для уточнения результатов требуются дальнейшие исследования.

Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 341-343 (2020) | Рубрика: 18

Панчук А.В. «Астроклимат места установки телескопа и потери наблюдательного времени» Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 344-350 (2020)

При выборе места установки оптического телескопа основными характеристиками являются статистика ясных ночей, и, впоследствии, статистика качества изображений, набираемая экспедиционными средствами. Поэтому интересно сравнить прогностические оценки с реальной статистикой уже работающего телескопа. По данным службы эксплуатации 6-метрового телескопа БТА оценивается количество наблюдательного времени и потери этого времени, связанные с метеоусловиями и техническими ограничениями на эксплуатацию комплекса БТА. Эти оценки могут быть использованы при планировании долгосрочных наблюдательных программ, в т.ч. и программы наземной спектроскопической поддержки проекта «Спектр-УФ».

Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 344-350 (2020) | Рубрика: 18

Бородина О.И., Ковалева Д.А. «Неразрешенные двойные звезды в рассеянных звездных скоплениях» Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 351-357 (2020)

Проведено исследование популяции двойных звезд в рассеянных звездных скоплениях Галактики с использованием данных космической миссии Европейского космического агентства Gaia. Разработаны две независимые методики определения доли неразрешенных двойных звезд в рассеянных звездных скоплениях. Методики исследованы на моделях скоплений, изучены их возможности и ограничения с учетом особенностей наблюдательных данных. Сделаны оценки доли неразрешенных двойных звезд в скоплениях NGC 2516 и NGC 2447.

Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 351-357 (2020) | Рубрика: 18

Бахтигараев Н.С., Левкина П.А., Шеин А.В. «Обнаружение и каталогизация малоразмерного фрагмента космического мусора 20-й звездной величины» Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 358-360 (2020)

На обсерватории Терскольского филиала ИНАСАН 24 сентября 2020 г. на комплексе телескопа Цейсс-2000 впервые был обнаружен и наблюдался в течение двух ночей фрагмент космического мусора 20-й звездной величины на геосинхронной орбите, что соответствует размерам менее 10 см. Объект был каталогизирован в динамической базе космических объектов ИПМ им. М.В. Келдыша под номером 71113. Топоцентрическое расстояние до фрагмента во время наблюдений менялось от 36862 км до 37224 км при фазовых углах от 53 до 68° , амплитуда изменения блеска объекта – от 19 до 21-й звездной величины в интегральном свете. Приводятся параметры орбиты и диаграммы изменения блеска.

Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 358-360 (2020) | Рубрика: 18

Панчук В.Е., Клочкова В.Г., Юшкин М.В., Сачков М.Е., Якопов Г.В., Верич Ю.Б., Емельянов Э.В. «Проект эшелле-спектрополяриметра первичного фокуса БТА» Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 361-367 (2020)

Сообщается о завершении очередного этапа работ по созданию эшелле-спектрографа ESPriF, предназначенного для спектроскопии и спектрополяриметрии звезд и планетарных туманностей. Потенциальное качество нового спектрографа оценивается относительно характеристик Основного звездного спектрографа (ОЗСП) БТА, используемого сегодня для обеспечения большей части программ спектроскопии и спектрополяриметрии звезд в РФ. Спектрограф ESPriF планируется использовать в качестве одного из средств наземной поддержки проекта «Спектр-УФ».

Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 361-367 (2020) | Рубрика: 18

Сачков М.Е., Шугаров А.С., Шмагин В.Е., Сичевский С.Г. «Концепция лунного астрофизического УФ телескопа (проект Луна-УФ)» Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 368-373 (2020)

Предложена концепция широкоугольного УФ телескопа небольшой апертуры для проведения обзорных наблюдений в УФ с поверхности Луны с целью устранения неполноты каталога УФ-источников GALEX, а также для решения ряда других научных задач, решение которых затруднено при использовании наземных телескопов. Кратко рассмотрены варианты оптической схемы, способов наведения телескопа, предложены научные светофильтры и современный КМОП детектор.

Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 368-373 (2020) | Рубрика: 18

Сачков М.Е., Чандра Б., Мурти Д., Шмагин В.Е., Прабха Ш., Пракаш А., Наир Б.Г., Сафонова М.В., Рай Р., Мохан Р. «Спектральные исследования газа в туманностях (спектрограф SING): общие задачи и предварительный оптический расчет» Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 374-379 (2020)

Ультрафиолетовый спектральный диапазон (ближний УФ, 180–300 нм; дальний УФ, 115–180 нм) крайне востребован астрофизиками. Успешные космические проекты, такие как IUE, HST, GALEX, ASTROCAT/UVIT и другие, дали ученым совершенно новые данные для астрофизических исследований. Прямые УФ-изображения неба позволяют проследить морфологию протяженных объектов (планетарных туманностей, остатков сверхновых и т.д.), но эти данные дают очень ограниченную информацию о понимании физических условий (температура, плотность, поле излучения). Спектроскопические наблюдения позволяют изучать локальные физические условия, но обычно только в одной точке протяженной туманности. Спектроскопия, основанная на наблюдениях с помощью спектрографа с длинной щелью, позволяет объединить два этих метода. Для изучения динамики и эволюции протяженных объектов мы предлагаем такой инструмент – SING (Spectroscopic Investigation of Nebular Gas, спектроскопические исследования газа туманностей). Мы планируем установить его на борту китайской космической станции. В данной статье представлены общие задачи и предварительный оптический расчет прибора SING.

Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 374-379 (2020) | Рубрика: 18

Шустов Б.М., Поль В.Г. «О методе радиомаяка для уточнения орбиты астероида» Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 380-387 (2020)

Приводятся аргументы в пользу неизбежной интенсификации полетов к астероидам. Это обусловлено ростом внимания к проблеме астероидно-кометной опасности, а также быстрым ростом интереса к освоению астероидных ресурсов. Массовость полетов ставит задачу оптимизации технологии уточнения параметров движения астероидов. Метод радиопередатчика (маяка), размещенного на околоастероидной орбите, позволяет уточнить положение астероида по сравнению с обычными средствами на 2–3 порядка. Отработка такой возможности была заложена в космическом проекте «Апофис», который ранее предлагался для включения в Федеральную космическую программу, а сейчас может быть частично реализован в рамках проекта «Бумеранг».

Научные труды Института астрономии РАН, 5, № 6, с. 380-387 (2020) | Рубрика: 18