Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

08.14 Авиационная акустика

 

Астахов С.А., Бирюков В.И., Сизов Г.А. «Методика определения акустических характеристик камер сгорания ракетного двигателя твердого топлива» Сибирский аэрокосмический журнал, 22, № 2, с. 302-315 (2021)

С проблемой акустической неустойчивости горения сталкиваются многие разработчики новых ракетных двигателей твердого топлива больших тяг. Явление резонансного горения твердого топлива сопряжено с рядом специфических особенностей. Полости камер сгорания таких двигателей имеют сложные геометрические формы. Газовый канал выполняется достаточно протяженным. Его длина обычно превышает пять и более калибров. Толщина фронта пламени измеряется микрометрами и зона горения локализуется по открытой поверхности топлива. Фронт пламени зачастую оказывается способным усиливать возмущения давления на частоте одной из собственных акустических мод, если пучность волны приходится на тонкую зону горения. Колебательный процесс может быть регулярным или спорадическим. Чаще всего наблюдаются резонансы продольной акустической моды. Однако встречались случаи колебания одновременно двух мод. В некоторых случаях в процессе работы двигателя амплитуда возникших колебаний начинала уменьшаться и процесс горения становился почти квазистационарным. Автоколебательные процессы в камерах сгорания РДТТ имеют пороговую чувствительность к забросам давления. Амплитуды колебаний могут составлять несколько десятков процентов, порой достигая номинального рабочего давления в камере. Амплитудно-частотные характеристики колебаний чувствительны к составу топлива, откликаясь на изменения химического состава, а также и на механические свойства топлива. Области неустойчивых режимов определенно связаны с геометрией газовой полости. Вместе с колебаниями давления на процесс горения влияют газодинамические факторы, существенная не-равномерность параметров газового потока по длине канала, его турбулентность и другие факторы. При проектировании РДТТ необходима оценка частот собственных акустических резонансов камер сгорания. В статье рассматривается методика определения частот собственных резонансов первого и второго тона продольной моды акустических колебаний в камерах сгорания ракетных двигателей твердого топлива. Газовый тракт камеры сгорания разбивается на однородные участки, для которых представлены решения волнового уравнения. Для определения собственных частот и распределения колебательных давлений и скоростей использован метод «сшивания» акустических полей на границах полостей. Ключевые слова: акустические колебания, продольная мода, частота, декремент затухания, волновое число, добротность.

Сибирский аэрокосмический журнал, 22, № 2, с. 302-315 (2021) | Рубрики: 06.18 08.14

 

Скоробогатова М.В., Аршинский Л.В., Данеев А.В «Системный подход к расчету оптимальной формы низколетящего крыла методом Релея–Ритца» Вестник Бурятского Государственного Университета. Математика, информатика, № 3, с. 40-53 (2017)

Рассмотрена проблема увеличения стабилизации летательного аппарата, движущегося в стационарном потоке на сверхмалом отстоянии от границы раздела сред различной плотности. Эта проблема может быть решена различными путями, одним из которых является аэродинамическая стабилизация – выбор специальной геометрии несущих поверхностей и их компоновки. В статье рассмотрена система терминов и классические методы решения задач теории оптимальной несущей поверхности, характерной особенностью которой является то, что большинство экстремальных задач можно отнести к классу некорректных экстремальных задач вариационного исчисления. Некорректность вызвана тем, что количество граничных условий, которые накладываются на экстремаль, превышает порядок дифференциального уравнения – необходимого условия экстремума. Особое внимание в статье уделяется численным методам решения задач на оптимизацию, в которых, используя необходимые условия оптимальности, задача сводится к поиску минимума функции нескольких переменных. Подробно описан метод Релея–Ритца, который является частным случаем метода пробных функций. Приведены результаты применения метода Релея–Ритца к поставленной задаче оптимизации.

Вестник Бурятского Государственного Университета. Математика, информатика, № 3, с. 40-53 (2017) | Рубрика: 08.14

 

Сазонникова Н.А., Мордасов В.И., Гребнев Д.Н. «Лазерно-вибрационная дефектосокопия многослойных сотовых оболочек с использованием эффекта обратной связи в полупроводниковых лазерах» Динамика и виброакустика (Journal of Dynamics and Vibroacoustics с 2014 по 2016 № 2), 2, № 1, с. 28-37 (2015)

Композиционные материалы, обладающие уникальным комплексом физико-механических характеристик, все шире применяются в аэрокосмической промыщленности. Поскольку традиционные способы выявления дефектов не всегда оказываются достаточно производительными и чувствительными, актуальной задачей является разработка методов и средств контроля изделий из композиционных материалов. Целесообразно использовать методы виброакустической диагностики, которая позволяет не только обнаружить дефекты, но и распознавать их. Для исключения дрейфа рабочих характеристик измерительной системы и повышения её чувствительности целесообразно совмещение функций источника излучения и приемника в одном элементе при использовании автодинной системы на основе полупроводникового лазера. Использование высших спектральных гармоник автодинного сигнала позволяет определять расстояния до объекта и амплитуду перемещений и вибраций.

Динамика и виброакустика (Journal of Dynamics and Vibroacoustics с 2014 по 2016 № 2), 2, № 1, с. 28-37 (2015) | Рубрики: 08.14 14.06

 

Ротэрмель А.Р., Яшков С.А., Шевченко В.И. «Экспериментальное исследование аэродинамических характеристик летательного аппарата в сверхзвуковой аэродинамической трубе СТ-3 с использованием программно-аппаратного комплекса» Труды Московского авиационного института, № 119, http://trudymai.ru/published.php?ID=159783 (2021)

DOI: 10.34759/trd-2021-119-06 рассмотрен разрабатываемый программно-аппаратный комплекс для проведения весовых экспериментов с помощью тензометрических весов (3-КВТ) позволяющий автоматически проводить запуск сверхзвуковой аэродинамической трубы СТ-3 (САТ СТ-3) и замер сил, воздействующих на модель летательного аппарата (ЛА), на протяжении всего времени работы САТ СТ-3. Экспериментальные исследования выполнены с использованием САТ СТ-3 в аэродинамической лаборатории Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского.

Труды Московского авиационного института, № 119, http://trudymai.ru/published.php?ID=159783 (2021) | Рубрики: 08.14 12.01

 

Гарбарук А.В., Стрелец М.Х., Шур М.Л., Дядькин А.А., Рыбак С.П., Михайлов М.В. «Моделирование воздействия следов сопел блока аварийного спасения на поверхность пилотируемого космического корабля» Математическое моделирование, 33, № 7, с. 18-34 (2021)

Представлены результаты численного моделирования воздействия следов сопел ракетного блока аварийного спасения на поверхность пилотируемого космического корабля. Расчеты выполнены в рамках предложенной и валидированной авторами ранее двухэтапной зонной RANS-LES методики, базирующейся на использовании в качестве модели LES с пристеночным моделированием (WMLES) известного вихреразрешающего подхода IDDES. В данной работе эта методика усовершенствована путем включения в WMLES подобласть первого ряда сопел блока аварийного спасения и проведения расчетов в полной (360°) азимутальной области. Это позволило повысить точность расчетов за счет более корректного описания следов этих сопел и проанализировать обтекание корабля при ненулевых углах атаки. Выполнен анализ влияния числа Маха полета на амплитудно-частотные характеристики пульсаций давления на поверхности корабля, в том числе на их изменение при переходе через звуковой барьер. Кроме того, для трансзвукового режима при числе Маха M=0.95 исследовано влияние угла атаки и взаимного азимутального расположения сопел первого и второго ряда.

Математическое моделирование, 33, № 7, с. 18-34 (2021) | Рубрика: 08.14

 

Россихин А.А., Милешин В.И. «Использование осесимметричного метода гармонического баланса для расчета распространения нестационарных возмущений по тракту авиационного двигателя» Математическое моделирование, 33, № 7, с. 93-108 (2021)

Представлен метод расчета распространения нестационарных возмущений по тракту турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД), учитывающий нелинейные эффекты. Он основан на поиске решения в виде конечного набора азимутальных мод и проведении расчета для комплексных амплитуд этих мод с применением метода гармонического баланса. Использование метода может позволить ускорить расчет распространения возмущений через воздухозаборник и сопло ТРДД в том случае, когда влиянием нелинейных эффектов нельзя пренебречь. Рассматриваемый метод реализован в программном комплексе ЦИАМ 3DAS (3 Dimensional Acoustics Solver). Он был проверен на задаче расчета нелинейного взаимодействия акустических мод в 2D цилиндрическом канале. Результаты расчета с использованием данного метода показали хорошее соответствие с результатами расчета, выполненного во временной области.

Математическое моделирование, 33, № 7, с. 93-108 (2021) | Рубрики: 08.14 10.06

 

Гарбарук А.В., Стрелец М.Х., Шур М.Л., Дядькин А.А., Михайлов М.В., Рыбак С.П., Даньков Б.Н., Косенко А.П. «Двухэтапная RANS-DDES модель и результаты расчета нестационарных воздействий на возвращаемый аппарат и двигательный отсек космического корабля при их аварийном разделении» Математическое моделирование, 33, № 7, с. 121-138 (2021)

Представлены двухэтапная RANS-DDES модель и результаты расчетов турбулентного транс- и сверхзвукового обтекания пилотируемого космического корабля при аварийном отделении возвращаемого аппарата после включения двигательной установки системы аварийного спасения экипажа на начальном этапе полета. Основное внимание уделяется определению нестационарных аэродинамических и акустических воздействий на возвращаемый аппарат и на обтекатель двигательного отсека. Показано, что эти воздействия достигают максимальных значений на поверхности обтекателя в области, где с ней взаимодействуют турбулентные структуры сдвигового слоя, отрывающегося от кромки теплозащитного экрана возвращаемого аппарата. Кроме того, обнаружено, что при трансзвуковых режимах полета на начальной стадии разведения в зазоре, образующемся между возвращаемым аппаратом и двигательным отсеком, возникают автоколебания аэроакустической природы.

Математическое моделирование, 33, № 7, с. 121-138 (2021) | Рубрика: 08.14

 

Вышинский В.В., Зоан К.Т. «Аэродинамика самолёта в возмущённой атмосфере» Труды Московского физико-технического института (государственного университета) (МФТИ), 12, № 2, с. 40-48 (2021)

Предложен инженерный метод оценки аэродинамического воздействия возмущённой атмосферы на летательный аппарат. В качестве источника вихревых структур могут рассматриваться вихревые ветровые следы, возникающие при обтекании ландшафта или надстроек движущегося авианесущего корабля атмосферным пограничным слоем, вихревые следы за летательными аппаратами и т.д. В статье рассмотрена ситуация попадания лёгкого транспортного самолёта в вихревой след за самолётом типа Су–27. Ключевые слова: когерентные вихревые структуры в атмосфере, безопасность полётов, краевые задачи, осреднённые по Рейнольдсу уравнения Навье–Стокса, дозвуковые вихревые течения, метод граничного элемента, метод дискретных вихрей, панельные методы

Труды Московского физико-технического института (государственного университета) (МФТИ), 12, № 2, с. 40-48 (2021) | Рубрика: 08.14

 

Баринова К.И., Долгополов А.В., Орлова О.А., Пронин М.А. «Анализ флаттерных характеристик на основе обобщенных параметров собственных тонов колебаний» Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика, № 1, с. 95-102 (2021)

Проведен расчет на флаттер динамически подобной модели (ДПМ) крыла большого удлинения с использованием экспериментально полученных обобщенных параметров собственных тонов колебаний. ДПМ изготовлена из полимерных композиционных материалов и предназначена для исследований характеристик аэроупругости в аэродинамической трубе высоких скоростей. В ходе работ определены безопасные режимы (границы флаттера) проведения экспериментальных исследований ДПМ в аэродинамической трубе. В качестве исходных данных для создания математической модели использованы результаты модальных испытаний ДПМ крыла, а именно: частоты и формы собственных колебаний, обобщенные массы, обобщенные коэффициенты демпфирования, обобщенные жесткости собственных тонов колебаний. Наибольшие погрешности в экспериментальном определении модальных характеристик возникают при нахождении обобщенных масс, поэтому для повышения точности получаемых обобщенных характеристик в работе использованы несколько наиболее применимых на практике методов: механической догрузки, добавления квадратурной составляющей силы, метод комплексной мощности. Проанализированы погрешности и для расчета на флаттер выбраны наиболее достоверные из указанных методов. Выполнено сравнение результатов расчета на флаттер по обобщенным параметрам с расчетом на основе конструкторской документации (КД). По КД математическая модель создавалась по отсечно-балочной схематизации. Расчеты были проведены для чисел Маха от 0,2 до 0,8 и значений относительной плотности воздуха, равных 0,5, 1; 1,5. Сравнение двух методов показало, что различие по критическим скоростным напорам флаттера составило не более 6%, что указывает на перспективность метода анализа флаттерных характеристик на основе обобщенных параметров собственных тонов колебаний.

Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика, № 1, с. 95-102 (2021) | Рубрика: 08.14

 

Бычков О.П., Фараносов Г.А. «О связи пульсаций скорости и давления на оси и в ближнем поле турбулентной струи» Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 4, с. 41-51 (2021)

Исследуется взаимная связь пульсаций давления и скорости в ближнем поле турбулентной дозвуковой струи и на ее оси. В работе проанализированы данные измерений пульсаций скорости на оси струи и пульсаций давления в ближнем поле вне струи. Показано, что спектральные характеристики пульсаций скорости на оси могут быть пересчитаны в спектры осесимметричной моды пульсаций давления вне струи. Для пересчета используются собственные функции пульсаций давления, полученные при решении задачи устойчивости цилиндрического слоя смешения конечной толщины в локально-параллельном приближении.

Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 4, с. 41-51 (2021) | Рубрики: 08.14 08.15

 

Чжанг Ф., Йи С.Х., Ню Х.Б., Лу С.Г., Ванг С.С. «Экспериментальное исследование и численное моделирование фронта перехода ламинарного пограничного слоя в турбулентный на стреловидном крыле при М=6» Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 4, с. 125-137 (2021)

Для предсказания перехода ламинарного пограничного слоя в турбулентный на стреловидном крыле проведены экспериментальные и численные исследования для получения данных о точном положении фронта перехода ламинарного пограничного слоя в турбулентный и оценки эффективности предсказания ламинарно-турбулентного перехода при использовании двух моделей. Была проведена визуализация течения и выполнены измерения температуры на стреловидном крыле с углом стреловидности 65° при числе Маха M=6 при использовании в экспериментах системы рассеяния на наночастицах лазерным ножом и метода термочувствительных красок. Кроме того, в численном исследовании для предсказания перехода ламинарного пограничного слоя в турбулентный были использованы kτ–kL–ω и γ–Reθt модели турбулентности. Экспериментальные результаты отражают тот факт, что фронт ламинарно-турбулентного перехода на крыле состоит из трех частей, которые представляют собой, во-первых, ламинарно-турбулентный переход, вызванный отрывом потока в окрестности корневой части крыла, во-вторых, ламинарно-турбулентный переход, определяемый стационарными вихрями, вызванными поперечным течением, и, в-третьих, ламинарно-турбулентный переход в смежной области. Сравнение результатов численного моделирования и экспериментов показывает, что kτ–kL–ω и γ–Reθt модель турбулентности позволяет лучше предсказать форму и положение фронта ламинарно-турбулентного перехода, а также предельные линии тока, чем γ–Reθt модель турбулентности. Таким образом, kτ–kL–ω модель турбулентности является более подходящей для предсказания перехода ламинарного пограничного слоя в турбулентный для рассмотренного типа стреловидных крыльев.

Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 4, с. 125-137 (2021) | Рубрика: 08.14

 

Копьев В.Ф., Бычков О.П., Копьев В.А., Фараносов Г.А., Моралев И.А., Казанский П.Н. «Управление волнами неустойчивости в невозбужденной турбулентной струе с помощью плазменных актуаторов в узкой полосе частот» Акустический журнал, 67, № 4, с. 431-439 (2021)

Волны неустойчивости, развивающиеся в слое смешения турбулентной струи, во многих случаях являются источниками шумообразования (высокоскоростные струи, струи вблизи крыла самолета и др.). В работе экспериментально исследована возможность активного управления волнами неустойчивости в невозбужденной дозвуковой турбулентной струе. Система управления с обратной связью состоит из микрофонов ближнего поля, с которых снимается опорный сигнал, плазменного актуатора на основе высокочастотного диэлектрического барьерного разряда, а также модуля обработки данных. Показано, что в зависимости от настроек системы возмущения давления в ближнем поле турбулентной струи, связанные с осесимметричными волнами неустойчивости, могут ослабляться или усиливаться в заданной узкой полосе частот. Ключевые слова: турбулентная струя, волны неустойчивости, активное управление, управление шумом. DOI: 10.31857/S0320791921040055

Акустический журнал, 67, № 4, с. 431-439 (2021) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Попов А.В., Комлев А.Б., Самуйлов Ф.О., Закусилов П.В. «Методы и средства акустико-эмиссионной диагностики силовых элементов планера воздушных судов» В мире неразрушающего контроля, 24, № 2, с. 52-54 (2021)

Рассмотрены: новые акустико-эмиссионные критерии разрушения на основе инвариантов, позволяющие оценивать прочностные характеристики конструкций с учётом степени опасности дефектов вне зависимости от их формы, размеров и предыстории эксплуатации; многоканальные системы акустико-эмиссионного контроля конструкций на их основе; пример практического применения данных систем для оценки прочности воздухозаборников авиационных двигателей воздушных судов. Ключевые слова: прочность конструкций, авиационная техника, акустическая эмиссия, трещиностойкость, инварианты

В мире неразрушающего контроля, 24, № 2, с. 52-54 (2021) | Рубрики: 08.14 14.04

 

Пахов В.В., Михайлов С.А. «Оценка поля турбулентностей аэродинамической трубы малых дозвуковых скоростей общего назначения с открытой рабочей частью с установленной камерой для аэроакустических измерений» Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, 76, № 3, с. 27 (2020)

Рассматриваются характеристики поля турбулентностей аэродинамической трубы малых дозвуковых скоростей общего назначения с установленной акустической камерой. Показаны результаты измерения турбулентности потока в двух разных сечениях в рабочей части. Сделан вывод о пригодности аэродинамической трубы с установленной акустической камерой для исследований аэродинамических характеристик объектов. Ключевые слова: аэродинамическая труба, акустическая камера, скорость потока, турбулентность потока.

Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, 76, № 3, с. 27 (2020) | Рубрики: 08.14 08.15

 

Шестакова Е.А., Иевлев В.О., Янбаев Р.М., Курылев Д.В. «Синтез слабонагруженной обшивки летательных аппаратов» Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, 76, № 4, с. 11 (2020)

Впервые применен метод 3D-выращивания стрингеров напрямую из алюминиевых сплавов на поверхности обшивки летательного аппарата. Экспериментально подтверждена эффективность метода механической обработки посредством парных дисковых фрез стрингеров обшивки, синтезированных 3D-выращиванием. Ключевые слова: тонкостенные детали, алюминиевый сплав, послойная 3D-печать, обшивка летательных аппаратов, фрезерование, силы резания, колебания стенки.

Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, 76, № 4, с. 11 (2020) | Рубрики: 08.14 08.15 14.05

 

Широков И.А. «Алгоритм построения сетки на основе TetGen для моделирования внешнего обтекания осесимметричной модели» Математическое моделирование, 33, № 5, с. 91-106 (2021)

Описан оригинальный алгоритм построения расчетной сетки для моделирования внешнего газодинамического обтекания осесимметричной модели с использованием сеточного генератора TetGen. Алгоритм позволяет строить неструктурированные тетраэдральные сетки в пространстве вокруг модели таким образом, что ячейки вблизи поверхности имеют форму, близкую к правильным тетраэдрам. На таких сетках аппроксимация макроскопических уравнений осуществляется точнее, чем на сетках, содержащих тетраэдральные ячейки с малыми углами. Повышенная точность аппроксимации в области пограничного слоя может быть важным фактором изучения явлений отрыва потока и ламинарно-турбулентного перехода. Для построения такой пространственной сетки на начальном этапе строится сетка на поверхности модели, ячейки которой имеют форму, близкую к квадратам. На втором этапе на основе поверхностной сетки генератор TetGen строит пространственную тетраэдральную сетку, используя триангуляцию Делоне, при этом вводятся дополнительные точки вблизи поверхности модели, позволяющие получить тетраэдральные ячейки достаточно правильной формы в области пограничного слоя. Предлагаемый алгоритм достаточно универсален и может применяться для моделей произвольной осесимметричной формы, профиль которой задан в виде массива значений радиуса в зависимости от поперечного сечения. Пространственная сетка позволяет проводить моделирование внешнего обтекания для ненулевых углов атаки. Приведен пример расчета дозвукового обтекания модели на основе квазигазодинамического алгоритма, демонстрирующий возникновение вихревого участка в хвостовой части. Такой участок показывает возможность изучения нестационарных течений.

Математическое моделирование, 33, № 5, с. 91-106 (2021) | Рубрики: 04.01 08.14 08.15

 

Цветкова В.О., Абалакин И.В., Бобков В.Г., Жданова Н.С., Козубская Т.К., Кудрявцева Л.Н. «Моделирование обтекания винта на адаптивной неструктурированной сетке с использованием метода погруженных границ» Математическое моделирование, 33, № 8, с. 59-82 (2021)

Представлена методика моделирования обтекания вязким сжимаемым газом подвижного тела на односвязной неструктурированной сетке, что возможно при использовании метода погруженных границ, и особенности ее применения для расчета течения около вращающегося винта. Важной частью методики является адаптация подвижной, сохраняющей свою топологию сетки к поверхности обтекаемого тела. Положение и форма тела задаются интерполяционной решеткой, на которой хранится расстояние до поверхности тела, а также нормали к поверхности. Методика применяется для расчета обтекания вращающегося в потоке винта. Задача рассматривается в двумерной постановке. Форма винта имеет участки высокой кривизны, которые требуют специального подхода при адаптации к границам. Приведены результаты расчета задачи обтекания вращающегося винта, а также ряда вспомогательных задач, рассмотренных в целях верификации разработанной методики.

Математическое моделирование, 33, № 8, с. 59-82 (2021) | Рубрики: 04.01 08.14 10.06

 

Шевченко А.К., Яковенко С.Н. «Численное исследование методов управления потоком и эффектов расщепления в круглой затопленной струе» Теплофизика и аэромеханика, № 3, с. 379-395 (2021)

Представлены результаты численного моделирования затопленной струи, вытекающей из круглого отверстия в стенке, с введением возмущений различных типов. Рассмотрены активные методы управления течением, включающие наложение осевых и спиральных гармонических колебаний на входной профиль скорости струи, вибрации сопла струи, а также их комбинации. Установлено, что внешнее воздействие приводит к эффектам расщепления струи при числе Рейнольдса Re≥1000 в широких диапазонах частот и амплитуд возмущения, как это было показано в работах других авторов. Исследованы механизмы взаимодействия вихревых структур при бифуркации струи и сделаны оценки угла расширения течения в плоскости бифуркации, демонстрирующего увеличение с ростом Re. Расчеты при 500≤Re<1000 показали, что для получения и усиления указанных выше эффектов необходима оптимизация параметров воздействия, в частности, типа, частоты и амплитуды возмущений. Сделан вывод, что механические вибрации сопла оказываются более эффективным способом управления течением, чем спиральное возбуждение входного профиля скорости.

Теплофизика и аэромеханика, № 3, с. 379-395 (2021) | Рубрики: 04.01 04.12 08.14

 

Козубская Т.К. «Тематический выпуск "Вычислительный эксперимент в аэроакустике"» Математическое моделирование, 33, № 7, с. 3-4 (2021)

Настоящий тематический выпуск включает статьи, посвящённые вычислительному эксперименту в аэроакустике и нестационарной аэродинамике. В представленных работах рассматриваются как обеспечивающие вычислительный эксперимент математические модели, численные методы и программные комплексы, так и полученные с его помощью результаты решения широкого круга прикладных задач, связанных с моделированием нестационарных турбулентных течений и генерируемых ими акустических полей. Объединяет статьи тематического выпуска также их ориентация на приложения авиационной промышленности. Следует отметить, что все статьи выпуска прошли тщательное рецензирование согласно принятым в журнале правилам, в качестве экспертов привлекались известные специалисты в области вычислительной газовой динамики и аэроакустики. Все включенные в выпуск статьи подготовлены по материалам докладов, планировавшихся к представлению на Восьмой российской конференции «Вычислительный эксперимент в аэроакустике и аэродинамике», которая должна была пройти в сентябре 2020 года и, к сожалению, была отменена в связи с пандемией коронавируса. Конференции «Вычислительный эксперимент в аэроакустике и аэродинамике» проходят, начиная с 2006 года, с регулярностью один раз в два года в городе Светлогорске Калининградской области. Инициатором проведения конференций и её организатором является Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН. Девятая конференции данной серии состоится в Светлогорске во второй половине сентября 2022 года, а несостоявшаяся вовремя Восьмая конференция будет проходить с 20 по 25 сентября 2021 г. в городе Геленджике в составе Всероссийского аэроакустического форума. Со всей имеющейся информацией о ближайших конференциях можно ознакомиться на постоянно обновляемом сайте http://ceaa.imamod.ru.

Математическое моделирование, 33, № 7, с. 3-4 (2021) | Рубрики: 02 08.14

 

Босняков С.М., Матяш И.С., Михайлов С.В. «Численное исследование низкочастотных пульсаций в слое смешения струи натурной аэродинамической трубы и опыт моделирования струйного актуатора для их подавления» Математическое моделирование, 33, № 7, с. 79-92 (2021)

Дано описание метода высокого разрешения для моделирования крупных вихрей (LES). Рассмотрена классическая задача турбулентного течения на границе струи натурной аэродинамической трубы. Дано описание расчетной методологии. Представлены результаты численного моделирования. Обсуждены идея и опыт моделирования струйного актуатора для подавления низкочастотных пульсаций на границе струи.

Математическое моделирование, 33, № 7, с. 79-92 (2021) | Рубрики: 04.12 08.14

 

Zic E., Cerneka P., Bilus I. «Гидродинамический анализ обтекания симметричного гидрокрыла» Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 4, с. 19-32 (2021)

Цель данной работы состоит в гидродинамическом анализе течения жидкости вокруг симметричного трехмерного гидропрофиля на основе физической лабораторной модели HM133 и демонстрации формирования пограничного слоя и точек отрыва на рассматриваемом теле. Анализ выполнен таким образом, чтобы геометрическое тело внутри измерительной секции физической модели HM133 могло вращаться вокруг своей вертикальной оси из-за потока жидкости (вода), что приводит к различному потенциальному виду перед и за наблюдаемым телом. Исследования проведены в рамках Гидротехнического лабораторного практикума на Факультете строительства гражданских сооружений в Университете Риеки. Исследования лежат в поле реальной гидродинамики, включающей описание ламинарного и турбулентного течений на плоской поверхности, формирование пограничного слоя и возникновения точки отрыва на наблюдаемом теле. В этом исследовании детально анализируются как сам пограничный слой, так и его свойства. Гидродинамический анализ, основанный на тестовых подмоделях гидрокрыла для физической модели HM133, был проверен на достоверность и подтвержден с помощью вычислительной гидродинамики. Проведенный анализ опирается на развитие коммерческих численных моделей в рамках компьютерного пакета программ ANSYS Fluent 2020R1.

Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 4, с. 19-32 (2021) | Рубрики: 04.12 08.14

 

Алгазин С.Д. «Вычислительный эксперимент в задаче о флаттере прямоугольной пластины» Математическое моделирование, 33, № 6, с. 107-116 (2021)

Рассматривается флаттер прямоугольной пластины при произвольном направлении вектора скорости относительно сторон пластины. Построен численный алгоритм без насыщения для решения соответствующей задачи на собственные значения. Приведены результаты расчётов критической скорости флаттера и приближённая формула для критической скорости, которая при заданном направлении вектора скорости потока зависит от двух безразмерных параметров: безразмерной скорости звука в пластине и безразмерной толщины пластины.

Математическое моделирование, 33, № 6, с. 107-116 (2021) | Рубрики: 04.15 08.14