B

Bahada Ali

Khan Afrasyab, Sanaullah Khairuddin, Спиридонов Е.К., Подзерко А.В., Хабарова Д.Ф., Ali Ahmad Hasan, Farooqi Ahmed Salam, Zwawi Mohammed, Algarni Mohammed, Felemban Bassem F., Bahada Ali, Ullah Atta, Abdullah Bawadi «Разработка и применение системы на основе датчиков проводимости для исследования взаимодействия между сверхзвуковой паровой струей и водой» Приборы и техника эксперимента, № 4, с. 141-151 (2021)

Работа представляет собой попытку описать парожидкостный поток с фазовыми переходами, что может помочь в определении передачи массы, количества движения и энергии в межфазной области, содержащей пар и воду. В этом исследовании описывается разработка сенсорной электродной системы измерения паровой фракции, основанной на электродах на основе переменного тока, называемой системой томографии электрического сопротивления (ERT – Electrical Resistance Tomography). Система на основе ERT была применена, чтобы выявить процессы, связанные со сверхзвуковой закачкой пара в объем воды. Система сбора данных на основе ERT применялась в течение заданного интервала времени, а полученные данные обрабатывались с использованием бесплатного кода, известного как EIDORS. Изображения, полученные таким образом с помощью EIDORS, дали плоскую картину сверхзвуковой струи пара в окружающей воде. Изображения представляют собой хорошо видимые границы между фазами пара и воды, а также турбулентную зону между ними. Было обнаружено, что при повышении температуры на 30–60°C площадь паровой струи увеличивается с 46.51 до 65.40% при давлении пара на входе 3.0 бар.

Приборы и техника эксперимента, № 4, с. 141-151 (2021) | Рубрика: 14.01

Buchner J.

Зелёный Л.М., Малова Х.В., Попов В.Ю., Григоренко Е.Е., Buchner J. «Альберт Галеев: проблема метастабильности и взрывного пересоединения» Физика плазмы, 47, № 9, с. 771-792 (2021)

Альберт Абубакирович Галеев, советский и российский специалист по физике плазмы, активно занимавшийся исследованиями в области УТС, в начале 1970-х годов, став заведующим отделом ИКИ АН СССР, начал уделять основное внимание проблемам физики космической плазмы и внес важнейший вклад в решение многих из них. Среди них физика бесстолкновительных ударных волн, явление аномальной ионизации, процессы в плазменных оболочках комет и многое другое. Наша статья посвящена лишь одному из многочисленных направлений его работы: исследованиям токовых слоев и происходящих в них процессах магнитного пересоединения. Исследование тонких токовых структур в космической плазме, с толщинами порядка протонных гирорадиусов, положено пионерскими работами С.И. Сыроватского, T. Спейсера и других выдающихся ученых, предположивших, что в космической плазме существуют пограничные тонкие токовые слои, играющие ключевую роль в динамике магнитосферы Земли и короны Солнца. Развитие этих работ диктовалось необходимостью объяснить вспышки на Солнце и магнитосферные возмущения, при которых фазы эволюционного развития сменяются взрывными, спонтанными процессами с высвобождением свободной энергии. Один из ключевых физических процессов – пересоединение магнитных полей – реализуется в природе как элемент общей проблемы создания и эволюции ТС. В своей серии работ, начатой в 1975 г. публикацией в “Письмах ЖЭТФ” статьи (совместно с Л.М. Зеленым) “Метастабильные состояния диффузного нейтрального слоя”, А.А. Галеев исследовал устойчивость токовых слоев к разрывной тиринг-моде, изучил динамику магнитного пересоединения на границах планетных магнитосфер, объяснил процессы генерации быстрых ионных потоков с энергиями в несколько МэВ в хвосте магнитосферы Земли. В настоящей статье обсуждается дальнейшее развитие этих работ, в свое время инициированное А.А. Галеевым. Представлена новая модель вложенного токового слоя с внутренним сверхтонким электронным слоем и двумя внешними токовыми слоями с носителями тока – протонами и ионами кислорода. Показано, что свободная энергия такой вложенной структуры в соответствующей области параметров значительно превышает свободную энергию хорошо известной конфигурации Харриса. Это позволяет одновременно объяснить и их устойчивость (до определенного предела), и дестабилизацию при достижении параметрами ТС некоторых критических значений, что ведет к изменению топологии магнитного поля и началу процессов макроскопического пересоединения. Ключевые слова: Альберт Галеев, космическая плазма, токовые слои, метастабильность, неустойчивость, магнитное пересоединение DOI: 10.31857/S0367292121090092

Физика плазмы, 47, № 9, с. 771-792 (2021) | Рубрика: 18

Buddhadev Pal

Sampa Pahan, Buddhadev Pal «On Einstein sequential warped product spaces» Журнал математической физики, анализа, геометрии, 15, № 3, с. 379-394 (2019)

Изучаются последовательные искривленные пространства произведения Эйнштейна. Доказывается, что если M – пространство последовательного искривленного произведения Эйнштейна с отрицательной скалярной кривизной, то функции деформации являются константами.

Журнал математической физики, анализа, геометрии, 15, № 3, с. 379-394 (2019) | Рубрика: 18

Burkov S.I.

Burkov S.I., Pletnev O.N., Turchin P.P., Zolotova O.P., Sorokin B.P. «Influence of uniaxial pressure on the characteristics of Lamb and SH-wave propagation in LiNbO3 crystalline plates» Журнал Сибирского Федерального университета. Математика и физика, 14, № 1, с. 105-116 (2021)

Проведено теоретическое исследование влияния одноосного механического давления на характеристики распространения акустических волн в пластине ниобата лития. Рассчитаны коэффициенты электромеханической связи и коэффициенты управляемости при различных вариантах приложения внешнего механического одноосного давления. Ключевые слова: пьезоэлектрическая пластина, волна Лэмба, SH-волна, влияние однородного давления, компьютерное моделирование.

Журнал Сибирского Федерального университета. Математика и физика, 14, № 1, с. 105-116 (2021) | Рубрика: 04.09