Д

Давлатов Р.А.

Карауш Е.А., Давлатов Р.А., Донченко С.С., Гостев Ю.В., Соколов Д.А., Лавров Е.А., Харламов П.Г. «Оценка возмущающих ускорений, воздействующих на космическую гравитационную волновую антенну SOIGA-2» Известия высших учебных заведений. Приборостроение, 63, № 10, с. 907-920 (2020)

Российская гравитационная волновая антенна (ГВА) SOIGA-2 представляет собой созвездие космических аппаратов (КА): по четыре на каждой орбите ГЛОНАСС в вершинах квадрата. Проанализированы возмущающие силы, воздействующие на КА SOIGA-2. Оценены возмущающие ускорения гравитационной и негравитационной природы. Приведены требования к максимальному уровню возмущающих ускорений, при которых возможно детектирование гравитационных волн. Предложены способ компенсации сил негравитационной природы с помощью системы спутника свободного от сноса и метод учета сил гравитационной природы путем их предварительного расчета.

Известия высших учебных заведений. Приборостроение, 63, № 10, с. 907-920 (2020) | Рубрика: 18

Давыдов В.С.

Давыдов В.С., Стеблянко Д.В. «Идентификация возникновения зарождающихся дефектов в узлах новых корабельных механизмов в процессе адаптивного вибродиагностирования на основе многомерных признаков» Акустический журнал, 67, № 5, с. 551-560 (2021)

Разработан метод идентификации возникновения зарождающихся дефектов в узлах новых корабельных механизмов, ранее не прошедших вибродиагностическое тестирование, при отсутствии статистических данных об изменении виброакустических параметров и признаков диагностирования под воздействием характерных неисправностей. Реализован метод идентификации неисправных узлов, в которых возникли зарождающиеся дефекты под воздействием неизвестных неисправностей. Разработан алгоритм построения границ эталонных областей путем интегрирования условных многомерных плотностей вероятностей признаковых пространств, характеризующих распределение зарождающихся дефектов для исправного состояния механизма. Предложено правило идентификации возникновения зарождающихся дефектов в отдельных узлах механизма в случае выхода многомерных признаков за границы эталонных областей. Предложено правило идентификации возникновения зарождающихся дефектов в узлах механизмов, построенное на основе непараметрического критерия согласия для оценки совпадения условных функций распределения многомерных признаков, характеризующих эти дефекты. Экспериментальная проверка разработанного метода выполнена при проведении натурных виброакустических испытаний корабельных механизмов. Ключевые слова: вибродиагностика, виброакустический сигнал, зарождающиеся дефекты, многомерные признаковые пространства, спектральная плотность мощности, состояние механизмов/ DOI: 10.31857/S0320791921050014

Акустический журнал, 67, № 5, с. 551-560 (2021) | Рубрика: 14.04

Дайбог Е.И.

Базилевская Г.А., Дайбог Е.И., Логачёв Ю.И., Власова Н.А., Гинзбург Е.А., Ишков В.Н., Лазутин Л.Л., Нгуен М.Д., Сурова Г.М., Яковчук О.С. «Характерные особенности солнечных космических лучей в 21–24-м циклах солнечной активности по данным каталогов солнечных протонных событий» Геомагнетизм и аэрономия, 61, № 1, с. 8-15 (2021)

Рассмотрены однородные ряды событий солнечных космических лучей за 4 цикла солнечной активности на фоне ее уменьшения в циклах 23 и 24. Число событий солнечных космических лучей с энергией выше 10 МэВ уменьшилось незначительно, тогда как число наземных возрастаний при сравнении циклов 23 и 24 снизилось в 8 раз. Показано, что при переходе от цикла 23 к циклу 24 средний вклад вспышек в генерацию наземных возрастаний уменьшился в 3 раза, а средний вклад корональных выбросов вещества – в 5 раз; средний вклад вспышек в генерацию солнечных космических лучей с энергией >10 МэВ уменьшился в 1.3 раза, а средний вклад корональных выбросов вещества – возрос в 1.4 раза.

Геомагнетизм и аэрономия, 61, № 1, с. 8-15 (2021) | Рубрика: 18

Базилевская Г.А., Логачёв Ю.И., Дайбог Е.И., Власова Н.А., Гинзбург Е.А., Ишков В.Н., Лазутин Л.Л., Нгуен М.Д., Сурова Г.М., Яковчук О.С. «Статистические связи между солнечными космическими лучами, радиоизлучением II типа и корональными выбросами массы» Геомагнетизм и аэрономия, 61, № 5, с. 672-679 (2021)

Радиоизлучение II типа часто сопровождает события в солнечных космических лучах и является индикатором распространения ударной волны в короне Солнца. С другой стороны, важную роль в ускорении солнечных протонов играет ударная волна, связанная с выбросами коронального вещества. Оба эти явления могут происходить без сопровождения солнечными космическими лучами, в то же время не все события солнечных космических лучей сопровождаются радиоизлучением II типа. Статистические связи между этими явлениями рассмотрены на базе Каталогов солнечных протонных событий 23 и 24-го циклов солнечной активности. Показано, что события солнечных космических лучей, сопровождаемые радиоизлучением II типа, относятся к наиболее мощным как по характеристикам частиц, так и по характеристикам источников.

Геомагнетизм и аэрономия, 61, № 5, с. 672-679 (2021) | Рубрика: 18

Далин М.А.

Далин М.А., Чертищев В.Ю., Краснов И.С., Раевских А.Н. «Исследование случаев "аномального" затухания ультразвуковых колебаний в заготовках из никелевых жаропрочных сплавов» Дефектоскопия, № 12, с. 37-47 (2020)

В нескольких штампованных поковках из никелевых жаропрочных сплавов двух марок при проведении ультразвукового неразрушающего контроля было обнаружено новое явление – локальное снижение амплитуды донного эхосигнала, которое сопровождалось наличием крупных (более 20 мм), хаотично разбросанных по поверхности полуфабриката зон со значительными (до 1,5%) флуктуациями скорости распространения продольной ультразвуковой волны. При этом разнозернистости или крупнозернистой структуры, обычно вызывающих увеличение коэффициента затухания ультразвуковых волн в таких сплавах и являющихся причинами снижения амплитуды донного эхосигнала, в материале обнаружено не было. В статье описаны исследования, проведенные для установления физических причин обнаруженной макроскопической неоднородности скорости и ее связи с падением амплитуды донного сигнала.

Дефектоскопия, № 12, с. 37-47 (2020) | Рубрики: 06.23 14.02 14.04

Далин П.А.

Перцев Н.Н., Далин П.А., Перминов В.И. «Лунные приливы в области мезопаузы по данным о летней температуре излучающего гидроксила» Геомагнетизм и аэрономия, 61, № 2, с. 259-266 (2021)

Летняя область мезопаузы (высоты 82–92 км), самое холодное место в земной атмосфере, подвержена влиянию внешних воздействий, включая лунные. В настоящей работе гармоники лунных приливов выделяются из рядов температуры излучающего слоя гидроксила (OH*), полученных из спектрофотометрических измерений на Звенигородской научной станции Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН в летние сезоны 2000–2016 гг. Температуры ОН* являются средневзвешенными в слое толщиной ∼9 км, имеющего максимум на высоте ∼87 км. Анализ позволил выделить лунные колебания, среди которых две гармоники идентифицируются впервые в температуре области мезопаузы. Данные колебания распознаются как вторая гармоника аномалистического прилива (средний период ∼13.78 сут), а также лунный прилив с периодом в 8 ч 17 мин или в альтернативной интерпретации – третья гармоника лунного синодического месяца (∼9.84 сут).

Геомагнетизм и аэрономия, 61, № 2, с. 259-266 (2021) | Рубрика: 18

Данилов А.Д.

Данилов А.Д. «Индексы солнечной активности в 24-м цикле и поведение слоя F2 ионосферы» Геомагнетизм и аэрономия, 61, № 2, с. 218-223 (2021)

DOI: 10.31857/S001679402102005X

Геомагнетизм и аэрономия, 61, № 2, с. 218-223 (2021) | Рубрика: 18

Данилов В.М.

Данилов В.М. «О кинематических группах звезд в Плеядах» Астрофизический бюллетень, 76, № 3, с. 328-346 (2021)

Выполнен анализ оценок параметров широких двойных звезд в рассеянном звездном скоплении Плеяды, полученных в работах 2020 г. по данным Gaia DR2. Для этого использовалась модель гравитирующей системы, состоящей из двух звезд, связанных в суммарном поле сил этих звезд, и однородного гравитирующего шара, имитирующего звездное скопление. Показано существование двух «приливных» расстояний r1, 2 между компонентами двойных звезд для ее расстояний от центра шара-скопления, больших некоторого критического. Меньшее из «приливных» расстояний r1, 2 убывает с увеличением расстояния от двойных звезд до центра шара-скопления, так как сила притяжения к центру однородного шара-скопления в его пределах возрастает с удалением от его центра. Большее из «приливных» расстояний r1, 2 обусловлено разницей величин силового поля скопления в точках расположения звезд-компонентов двойных звезд и возрастает с увеличением расстояния от двойных звезд до центра скопления, достигая значений в несколько парсек на периферии шара-скопления. Записано и исследовано условие гравитационной связанности широких двойных звезд с равными нулю относительными скоростями их компонентов в общем силовом поле движущейся двойной звезды и шара-скопления. Показано, что распад широких двойных звезд может происходить в основном в направлении, перпендикулярном направлению на центр скопления. Это замедляет распад широких двойных звезд, наблюдаемых в ближайших рассеянных скоплениях. В случае массы шара-скопления, равной общей массе звезд-членов скопления Плеяды с звездными величинами mG≤15m, получены оценки времени распада τd и формирования широких двойных звезд при характерных для Плеяд значениях параметров колебаний регулярного поля скопления (при r1, 2≃0.7 пк величины τd убывают от 1.25 до 0.45 млн. лет при увеличении расстояний от двойных звезд до центра шара-скопления от 0.34 до 0.45 пк). Оценки «приливных» расстояний r1, 2 между компонентами двойных звезд в модели неоднородного скопления также показывают существование двух значений r1, 2 на периферии скопления для расстояний от двойных звезд до центра скопления, больших некоторого критического. Показано, что изменения регулярного силового поля в ядре сжимающегося скопления активнее разрушают широкие двойные звезды, чем их сближения с группами, состоящими из нескольких звезд. Получены оценки расстояний от кинематических групп звезд до центра скопления в Плеядах. Состоящие из трех звезд кинематические группы расположены в основном на расстояниях r≃1.5–2.4 пк и r≃3.1–6.7 пк от центра скопления. Кинематические группы из четырех звезд в Плеядах расположены вблизи расстояний r≃2 пк и r≃4 пк от центра скопления. Обсуждаются возможные механизмы формирования таких групп в Плеядах.

Астрофизический бюллетень, 76, № 3, с. 328-346 (2021) | Рубрика: 18

Данилов В.Н.

Данилов В.Н., Ушаков В.М., Рымкевич А.И. «Исследование возможностей оценки состояния структуры металла трубопроводов, находившихся в эксплуатации, ультразвуковым методом» Дефектоскопия, № 8, с. 3-13 (2021)

Представлены результаты первого этапа ультразвуковых исследований структуры металла трубопроводов тепловых электростанций, находившихся в эксплуатации. Испытаниям подвергался металл марок стали: 15Х1М1Ф и Ст20 с различной наработкой (временем эксплуатации). Образцы металла подвергались металлографическому анализу, на основании данных которого (среднего размера зерна – D-, дисперсии распределения lnD – σD) проведен теоретический расчет параметров УЗ импульсов донного сигнала в металле. Получены количественные данные по влиянию толщины слоя контактной жидкости (зазора) между преобразователем и объектом контроля на рабочих частотах 5,0, 7,5 и 10 МГц для различных значений среднего размера зерна металла. Приведены примеры расчетных и экспериментальных импульсов и спектров сигналов для частоты 5 МГц.

Дефектоскопия, № 8, с. 3-13 (2021) | Рубрики: 04.14 14.04

Данн Д.Д.

Беспалько А.А., Суржиков А.П., Данн Д.Д., Уцын Г.Е., Петров М.В., Помишин Е.К. «Моделирование акустико-электрического неразрушающего контроля дефектности диэлектрических материалов» Дефектоскопия, № 2, с. 3-14 (2021)

Показано влияние дефектности твердотельных диэлектрических образцов на параметры электромагнитного отклика при детерминированном акустическом воздействии на объект контроля. Приведены закономерности изменения параметров электромагнитных сигналов при вариациях и увеличении вектора напряженности электрического поля по отношению к контакту материалов образца и дефекта. Показано, что амплитудно-частотные параметры излучаемых электромагнитных сигналов находятся в непосредственной связи с акустическим импедансом и проводимостью контактирующей среды и дефекта. Установлено соответствие амплитуд электромагнитных откликов на определенное при математическом моделировании распределение во времени и пространстве механических напряжений, возникающих в дефектной системе при распространении акустического импульса. Приведены данные изменения параметров электромагнитных сигналов при увеличении размеров модельных дефектов в однотипных образцах.

Дефектоскопия, № 2, с. 3-14 (2021) | Рубрики: 05.04 06.03 14.02

Дашкина А.Б.

Александров А.Б., Дашкина А.Б., Коновалова Н.С., Окатьева Н.М., Полухина Н.Г., Старков Н.И., Тюков В.Э., Чернявский М.М., Щедрина Т.В. «Поиск слабовзаимодействующих массивных частиц тёмной материи: состояние и перспективы» Успехи физических наук, 191, № 9, с. 905-936 (2021)

Определение природы тёмной материи (ТМ) – одна из важнейших задач современной экспериментальной физики. Представлен обзор основных аргументов, подтверждающих существование ТМ, приведена современная классификация частиц ТМ, названы возможные кандидаты на эту роль, рассказывается о наиболее крупных проводимых и разрабатываемых экспериментах по поиску частиц ТМ. Основная цель публикации – дать представление о многообразии экспериментальных методов и подходов по регистрации частиц ТМ, а также о полученных к настоящему времени результатах их поиска, которые открывают новые перспективы по изучению ТМ и помогут решить актуальные задачи Новой физики.

Успехи физических наук, 191, № 9, с. 905-936 (2021) | Рубрика: 18

Дементьев Ю.А.

Роньшин Ф.В., Чиннов Е.А., Дементьев Ю.А., Кабов О.А. «Мостиковый режим течения в микроканалах» Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 499, № 1, с. 43-47 (2021)

В результате исследований двухфазных потоков в щелевых микроканалах обнаружен и изучен новый режим течения – мостиковый. Мостики представляют собой вертикальные перемычки между пленками жидкости, расположенными на нижней и верхней сторонах канала. Установлено, что с увеличением расходов газа и жидкости мостики начинают деформироваться, а затем разрушаться. Определены критические числа Вебера, характерные для деформации и разрушения жидкостных мостиков. Предложена новая классификация режимов двухфазного течения в микроканалах на основе полученных экспериментальных данных.

Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 499, № 1, с. 43-47 (2021) | Рубрика: 05.09

Демина И.М.

Птицына Н.Г., Демина И.М. «Цикличность солнечной активности, реконструированной из статистики полярных сияний с учетом вклада главного магнитного поля Земли, 1000–2000 гг.» Геомагнетизм и аэрономия, 61, № 3, с. 295-308 (2021)

Мы рассмотрели методом вейвлет-анализа цикличность солнечной активности, реконструированной на базе числа полярных сияний, наблюдавшихся на средних и низких широтах в 1000–1700 гг. На движение космических частиц, которые вызывают полярные сияния, оказывают влияние вариации магнитного момента Земли. Это влияние было учтено нами при реконструкции солнечной активности на основе вариаций ряда числа полярных сияний. Анализ проводился для объединенного ряда – реконструированного ряда солнечных пятен SN (1000–1700 гг.) и современного ряда SN (1700–2000 гг.). В спектре SN получено наличие двух доминирующих составляющих: околовекового цикла Глейсберга, состоящего из двух мод с периодами 60–80 и 90–140 лет и околодвухвекового цикла Зюсса. В результате учета вклада магнитного момента амплитуды периодов группы Глейсберга в спектре SN усиливаются по сравнению с исходным спектром числа полярных сияний и по интенсивности приближаются к интенсивности вариации Зюсса. Анализ изменения амплитуд и периодов всех циклов показал наличие длинноволновой модуляции с возможным периодом от 1300 до 1700 лет. Для циклов Глейсберга выявлена также частотная модуляция с периодом 216 лет, циклом Зюсса. Мы полагаем, что ∼200-летния составляющая имеет внесолнечную природу и может отражать результат дублирования основной частоты (11 и 22-летних циклов) на кратных модах модулятора.

Геомагнетизм и аэрономия, 61, № 3, с. 295-308 (2021) | Рубрика: 18

Демина Н.Ю.

Чуркин К.О., Нефедьев Ю.А., Андреев А.О., Демина Н.Ю., Кронрод Е.В. «Анализ фотоэлектрических покрытий и построение цифровой модели лунной либрационной зоны» Астрономический журнал, 98, № 7, с. 562-570 (2021)

Одной из актуальных задач современной астрономии является наблюдение и исследование быстро протекающих небесных процессов. Это можно сказать и о наблюдениях покрытий звезд Луной фотоэлектрическим методом. Такие измерения представляют собой уникальный и важный материал как для определения диаметров звезд на основе анализа дифракционной кривой изменения блеска покрываемой звезды, так и для построения модели либрационной зоны Луны. Данная работа сфокусирована на построении цифровой модели изогипс (DMI), характеризующих положение 40 тысяч селеноцентрических радиус-векторов в зависимости от положения лунного лимба. Ключевые слова: селенодезические исследования, цифровая база фотоэлектрических покрытий, модель либрационной зоны Луны, селеноцентрическая система координат DOI: 10.31857/S000462992108003X

Астрономический журнал, 98, № 7, с. 562-570 (2021) | Рубрика: 18

Деминов М.Г.

Деминов М.Г., Деминова Г.Ф. «Зависимость локального индекса годовой асимметрии для NMF2 от солнечной активности» Геомагнетизм и аэрономия, 61, № 2, с. 224-231 (2021)

Геомагнетизм и аэрономия, 61, № 2, с. 224-231 (2021) | Рубрика: 18

Деминов М.Г., Шубин В.Н., Деминов Р.Г. «Зависимость годовой асимметрии в NMF2 от геомагнитной широты и солнечной активности» Геомагнетизм и аэрономия, 61, № 3, с. 347-353 (2021)

DOI: 10.31857/S0016794021030032

Геомагнетизм и аэрономия, 61, № 3, с. 347-353 (2021) | Рубрика: 18

Деминов Р.Г.

DOI: 10.31857/S0016794021030032

Геомагнетизм и аэрономия, 61, № 3, с. 347-353 (2021) | Рубрика: 18

Деминова Г.Ф.

Геомагнетизм и аэрономия, 61, № 2, с. 224-231 (2021) | Рубрика: 18

Демишев С.В.

Демишев С.В. «Электронный парамагнитный резонанс и модифицированное уравнение Ландау–Лифшица в сильно коррелированных электронных системах с квантовыми флуктуациями магнитного момента» Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 499, № 1, с. 3-7 (2021)

Предложено модифицированное квантовыми флуктуациями магнитного момента уравнение Ландау–Лифшица, на основании которого предсказан ряд новых эффектов в электронном парамагнитном резонансе в сильно коррелированных электронных системах, в том числе увеличение интегральной интенсивности и появление универсальных соотношений, связывающие вклад в ширину линии, сдвиг поля резонанса и интегральную интенсивность. Ожидается, что величина квантовых поправок будет зависеть от единственного безразмерного параметра ∼2ΔM2zBM0, где ΔMz и M0 – амплитуда флуктуаций и среднее значение магнитного момента в расчете на магнитный ион соответственно.

Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 499, № 1, с. 3-7 (2021) | Рубрика: 17

Демкин В.П.

Демкин В.П., Мельничук С.В., Хоряк М.Н., Удут В.В., Руденко В.В., Тютрин И.И. «Влияние адгезии на измерение вязкоупругих характеристик цельной крови резонансно-акустическим методом» Известия вузов. Физика, 63, № 12, с. 59-63 (2020)

Исследовано влияние адгезии крови на амплитудно-частотные характеристики пьезоэлектрического датчика в методе низкочастотной пьезотромбоэластографии. На поверхности иглы-резонатора, погруженной в кровь, в результате адгезии может накапливаться слой форменных элементов крови, который изменяет ее конфигурацию и массу и, как следствие, ее амплитудно-частотные характеристики. Экспериментально показано, что в процессе свертывания крови происходит уменьшение собственной частоты колебаний иглы-резонатора прямо пропорциональное увеличению массы адгезированной крови. Для подтверждения этой закономерности нами проведен численный эксперимент на 3D-математической модели пьезоэлектрического датчика, используемого в пьезотромбоэластографе АРП-01М «Меднорд», с применением программного пакета COMSOL Multiphysics® 4.2 и метода конечных элементов. Рассчитаны изменение собственной частоты колебаний иглы-резонатора от массы адгезированной крови, а также их зависимость от времени в процессе коагуляции крови. Показано, что нарастание массы адгезированной крови в процессе ее коагуляции наблюдается, начиная с 3-й минуты, и достигает максимума 0.42 мг к 15-й минуте, что приводит к заметному сдвигу резонансной частоты пьезоэлектрического датчика в область меньших частот.

Известия вузов. Физика, 63, № 12, с. 59-63 (2020) | Рубрики: 15.01 15.03

Денисенко П.

Абдалазиз А., Диденкулова И.И., Дутых Д., Денисенко П. «Сравнение дисперсионной и бездисперсионной моделей наката длинных волн на берег» Известия РАН. Физика атмосферы и океана, 56, № 5, с. 567-574 (2020)

Исследуется применимость дисперсионной и бездисперсионной модели для описания распространения и наката длинных волн на берег в случае составного рельефа дна: плоский откос переходит в зону постоянной глубины. Численные расчеты проводятся в рамках двух моделей: нелинейная теория мелкой воды и дисперсионная модель в приближении Буссинеска, основанная на модифицированных уравнениях Перегрина, и сравниваются с данными лабораторного эксперимента для различных типов волн: регулярные, бигармонические и “судовые” пакеты волн, сильно модулированные по частоте и амплитуде. На основе проведенного сравнения делаются выводы о применимости соответствующих теорий для описания данных типов волн.

Известия РАН. Физика атмосферы и океана, 56, № 5, с. 567-574 (2020) | Рубрика: 08.03

Денисов А.Н.

Денисов А.Н., Семёнов С.Л. «Полностью стеклянные одномодовые микроструктурированные волоконные световоды с большим полем моды» Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 497, № 1, с. 12-15 (2021)

Предложен новый дизайн полностью стеклянных микроструктурированных волоконных световодов с большой сердцевиной. Проведен численный анализ свойств этих световодов с использованием метода конечных элементов, рассчитаны потери на вытекание фундаментальных и высших мод в спектральном диапазоне от 0.8 до 1.4 мкм. Показано, что предложенный дизайн позволяет получить одномодовый режим в спектральном диапазоне от 0.87 до 1.11 мкм для прямых и изогнутых световодов при радиусе изгиба 0.25 м.

Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 497, № 1, с. 12-15 (2021) | Рубрика: 17

Денисова И.П.

Байдерин А.А., Денисова И.П., Ростовский В.С. «Точное плосковолновое решение уравнений теории гравитации с массивным гравитоном» Известия вузов. Физика, 64, № 1, с. 10-15 (2021)

Рассмотрена теория гравитации с массивным гравитоном, которая была предложена Виссером. Найдено точное решение этой теории, когда источником гравитационного поля является плоская скалярная волна. Методом Гамильтона–Якоби получены законы движения массивных и безмассовых частиц в этом гравитационном поле.

Известия вузов. Физика, 64, № 1, с. 10-15 (2021) | Рубрики: 17 18

Депуева А.Х.

Сергеенко Н.П., Депуева А.Х. «Планетарные вариации высоты максимума слоя F2 в периоды ионосферных возмущений» Геомагнетизм и аэрономия, 61, № 3, с. 336-346 (2021)

DOI: 10.31857/S0016794021030159

Геомагнетизм и аэрономия, 61, № 3, с. 336-346 (2021) | Рубрика: 18

Дерусова Д.А.

Шпильной В.Ю., Вавилов В.П., Дерусова Д.А., Дружинин Н.В., Ямановская А.Ю. «Особенности проведения неразрушающего контроля полимерных и композиционных материалов с использованием бесконтактной ультразвуковой стимуляции и лазерного вибросканирования» Дефектоскопия, № 8, с. 14-23 (2021)

Бесконтактная ультразвуковая стимуляция является сравнительно малоисследованным способом неразрушающего контроля полимерных и композиционных материалов. Сочетание бесконтактной ультразвуковой стимуляции совместно с лазерным сканированием может обеспечить оценку качества изделия без внешнего воздействия на исследуемый объект. Настоящая работа посвящена исследованию ультразвуковой диагностической системы на основе совместного использования бесконтактного магнитострикционного излучателя и сканирующей лазерной доплеровской виброметрии для проведения неразрушающего контроля полимерных и композиционных материалов. Применение преобразователя данного типа для бесконтактной стимуляции материалов позволило обеспечить мощность, достаточную для быстрого обнаружения дефектов, а оптимизация условий проведения эксперимента повысила эффективность результатов контроля. Измерение диаграммы направленности магнитострикционного излучателя позволило определить особенности излучения магнитостриктора в сборке с титановым волноводом ступенчатого типа.

Дефектоскопия, № 8, с. 14-23 (2021) | Рубрики: 04.14 14.04

Джавед Ф

Шариф М., Джавед Ф «Динамическая устойчивость гравастаров для случая ЧД ABG» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 160, № 4, с. 508-519 (2021)

Построена геометрия гравастаров с тонкой оболочкой на основе сшивания внутреннего решения де Ситтера и внешней черной дыры Айон-Беато–Гарсиа (де Ситтера). На тонкой оболочке эти два пространства–времени связываются с помощью техники “cut and paste”. Наличие тонкого слоя материи на тонкой оболочке играет важную роль для объяснения динамики и устойчивости гравастаров. Оказалось, что физические характеристики, такие как собственная длина, энтропия и энергетические условия зависят от толщины оболочки. Устойчивость гравастаров исследуется с использованием линеаризованного радиального возмущения и баротропного уравнения состояния. Получено, что области устойчивости для черных дыр Айон-Беато и Гарсиа–де Ситтера больше, чем для черных дыр Айон-Беато и Гарсиа, а также для черных дыр Шварцшильда. Оказалось, что гравастары с тонкой оболочкой более устойчивы, если для баротропного уравнения состояния радиус оболочки меньше, чем ожидаемый горизонт событий.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 160, № 4, с. 508-519 (2021) | Рубрика: 18

Джаппуев Д.Д.

Хаердинов Н.С., Джаппуев Д.Д., Канониди К.Х., Куджаев А.У., Куреня А.Н., Лидванский А.С., Петков В.Б., Хаердинов М.Н. «Возмущение свечения ночного неба в ясную погоду на средних широтах» Известия РАН. Серия физическая, 85, № 11, с. 1657-1660 (2021)

Зарегистрировано свечение ночного неба на 43° N во время глобальных магнитосферных возмущений. Свечению предшествовала сейсмическая активность, сгенерировавшая подземный отрицательный заряд выходящим на поверхность земли положительным током, 20–25 нА/м2.

Известия РАН. Серия физическая, 85, № 11, с. 1657-1660 (2021) | Рубрика: 18

Джахангирли З.А.

Джахангирли З.А., Керимова Т.Г., Мамедова И.А., Набиева С.А., Абдуллаев Н.А. «Ab initio и экспериментальное исследование электронных, оптических и колебательных свойств CdGa2Te4» Физика твердого тела, 62, № 8, с. 1270-1277 (2020)

Электронные, оптические и решеточные колебательные свойства CdGa2Te4 исследованы экспериментально с использованием спектральной эллипсометрии, комбинационного рассеяния (КР) и инфракрасной (ИК) спектроскопии, а также теоретически с использованием теории функционала плотности (DFT). Семь раман-активных мод и одиннадцать ИК-активных мод были обнаружены и идентифицированы из рассмотрения точечной группы симметрии. На основе анализа электронного спектра и плотности энергетических состояний определен характер химической связи в этом полупроводниковом соединении. Теоретически рассчитанные результаты сравнены с экспериментальными данными настоящей работы и с результатами имеющихся в литературе экспериментальными данными, полученными методами инфракрасной спектроскопии и комбинационного рассеяния света. Ключевые слова: CdGa2Te4, Раман, ИК-активные моды, дисперсия фононов, плотность состояний.

Физика твердого тела, 62, № 8, с. 1270-1277 (2020) | Рубрики: 06.14 06.17

Джахангирли З.А., Велиев Р.Г., Мамедова И.А., Бадалова З.И., Мамедов Д.А., Мамедов Н.Т., Абдуллаев Н.А. «Ab initio и экспериментальное исследование колебательных свойств кристаллов TlFeS2 и TlFeSe2» Физика твердого тела, 63, № 10, с. 1637-1643 (2021)

Решеточные колебательные свойства кристаллов TlFeS2 и TlFeSe2 исследованы экспериментально с использованием комбинационного рассеяния (КР) и инфракрасного отражения (ИК) света, а также теоретически с использованием теории функционала плотности (DFT). Полное колебательное представление, составленное на основе анализа фактор групп симметрии, содержит 12 КР активных мод и 9 ИК активных мод. Из них экспериментально обнаружены и идентифицированы 6 КР активных и 3 ИК активных мод для TlFeS2, и 4 КР активных 3 ИК активных мод для TlFeSe2. Ключевые слова: оптические фононы, динамика решетки, первопринципные вычисления, группа симметрии, фононные спектры, дисперсия фононов.

Физика твердого тела, 63, № 10, с. 1637-1643 (2021) | Рубрики: 06.14 06.17

Джинго Я.

Воропаев С.А., Нугманов И.И., Душенко Н.В., Кузьмина Т.Г., Корочанцев А.В., Сенин В.Г., Елисее А.А., Джинго Я. «Взаимосвязь состава, структуры и механических свойств н5 хондритов на примере NWA 12370 и Pultusk» Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 55, № 5, с. 416-426 (2021)

Методами Рамановской спектроскопии, РФЛА и электронного зондирования детально изучены особенности состава и внутренней структуры хондрита NWA 12370, петрологический тип H5 S1 W1. С помощью ультразвуковых волн и статическими методами изучены механические свойства хондрита в зависимости от внешнего гидростатического давления. Данный метеорит является фрагментом каменного дождя из обломков внутренней части крупного астероида, размером порядка 200 км. Проведено сравнение полученных механических характеристик с другим хорошо изученным хондритом Pultusk того же типа, ударная брекчия H4/H5 S2 W1. На ранней стадии Солнечной системы такие планетизимали вносили существенный вклад в геохимическую эволюцию планет Земной группы. Понимание особенностей связи внутренней структуры и упругих свойств H хондритов важно как для оценки их вклада в состав коры и верхней мантии Луны и Земли, так и для уточнения условий формирования оксилительно-восстановительного (редокс) потенциала недр планет. Ключевые слова: планетизимали, деформации, ударная эволюция, упругость, хондриты, редокс потенциал, тепловой метаморфизм DOI: 10.31857/S0320930X2105008X

Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 55, № 5, с. 416-426 (2021) | Рубрика: 18

Диденкулова Е.Г.

Диденкулова Е.Г., Пелиновский Е.Н., Талипова Т.Г. «Статистические характеристики ансамбля солитонов внутренних волн» Известия РАН. Физика атмосферы и океана, 56, № 6, с. 638-646 (2020)

С помощью численного моделирования исследуются статистические характеристики ансамбля солитонов внутренних волн, распространяющихся в условиях, приближенных к условиям шельфа Австралии. Построено распределение амплитуды импульсов в зависимости от пройденного расстояния, а также такие статистические моменты, как асимметрия и эксцесс. Показано, что оба момента с расстоянием падают приблизительно на 20%.

Известия РАН. Физика атмосферы и океана, 56, № 6, с. 638-646 (2020) | Рубрики: 05.02 05.10

Диденкулова И.И.

Дитенберг И.А.

Дитенберг И.А., Смирнов И.В., Осипов Д.А., Корчагин М.А. «Структурно-фазовое состояние и микротвердость прекурсора из эквиатомной порошковой смеси W-Ta-Mo-Nb-Zr-Cr-Ti после энергонапряженной механической активации» Физическая мезомеханика: Международный журнал, 24, № 4, с. 90-100 (2021)

Проведено исследование влияния продолжительности энергонапряженной механической активации на особенности структурно-фазового состояния и уровень микротвердости многокомпонентной порошковой смеси W-Ta-Mo-Nb-Zr-Cr-Ti эквиатомного состава. Обнаружено, что при такой обработке в получаемом прекурсоре наблюдаются фрагментация частиц микронных размеров и увеличение степени консолидации крупных конгломератов на фоне почти не меняющейся морфологии последних. Установлено, что, помимо основной ОЦК-фазы с наиболее близким к эквиатомному составом W13-16Ta14-17Mo11-15Nb11-16Zr11-15Cr13-18Ti14-16, в прекурсоре происходит формирование вторичных ОЦК-фаз на основе Ta и W. Перемешивание этих фаз в процессе механической активации способствует постепенному переходу прекурсора в однофазное состояние в виде основной ОЦК-фазы. Показано, что активация и интенсификация таких процессов в условиях энергонапряженной механической активации происходит при существенно меньшей продолжительности по сравнению с механической активацией меньшей напряженности. Предполагается, что формирование состояния, близкого к однофазному, наряду с увеличением степени консолидации порошковой смеси обеспечивает рост значений микротвердости получаемого прекурсора на фоне снижения среднестатистического отклонения ΔHV. Ключевые слова: смесь порошков, многокомпонентная система, тугоплавкие металлы, механическая активация, структурно-фазовое состояние, микротвердость

Физическая мезомеханика: Международный журнал, 24, № 4, с. 90-100 (2021) | Рубрика: 17

Дмитриев С.В.

Баязитов А.М., Бачурин Д.В., Корзникова Е.А., Дмитриев С.В. «Моделирование сверхзвуковых N-краудионов в ГЦК металлах» Фундаментальные проблемы современного материаловедения, 17, № 2, с. 155-160 (2020)

Краудионы, то есть межузельные атомы, расположенные в плотноупакованных рядах, играют важную роль в релаксационных процессах, протекающих в металлах и сплавах при интенсивных внешних воздействиях, эффективно перенося массу и энергию. Необходимо изучение динамики краудионов в чистых металлах, а также анализ и сравнение полученных результатов для различных металлов. В недавних работах авторов понятие сверхзвукового краудиона было расширено до сверхзвукового N-краудиона, в котором не один, а N атомов движутся с высокой скоростью вдоль плотноупакованного ряда. Экспериментальное изучение межузельных атомов, перемещающихся по кристаллической решетке со сверхзвуковыми скоростями, наталкивается на серьезные технические трудности. Наиболее эффективным методом их изучения на сегодняшний день является метод молекулярной динамики. В этой связи, численное исследование способов инициации и динамики сверхзвуковых краудионов в металлах является актуальным. В настоящем исследовании методом молекулярной динамики изучено движение сверхзвуковых 1- и 2-краудионов в ГЦК металлах Ni, Al, Cu. Расчеты проводились с использованием пакета программ LAMMPS и хорошо апробированных многочастичных потенциалов. N-краудион возбуждался заданием одинаковой скорости N соседним атомам вдоль плотноупакованного ряда. Было обнаружено, что длина пробега 2-краудиона в чистых металлах может достигать значений, которые в 3 раза больше чем длина пробега 1-краудиона, имеющего ту же начальную скорость. Полученные результаты говорят о более высокой эффективности 2-краудионов в массопереносе в кристаллических структурах исследуемых металлов. В дальнейших работах предполагается изучить возможность запуска сверхзвуковых 2-краудионов путем бомбардировки поверхности кристалла биатомными молекулами.

Фундаментальные проблемы современного материаловедения, 17, № 2, с. 155-160 (2020) | Рубрика: 05.10

Шепелев И.А., Семенов А.С., Дмитриев С.В., Корзникова Е.А. «Исследование ударных волн в графене методом молекулярной динамики» Фундаментальные проблемы современного материаловедения, 17, № 2, с. 188-194 (2020)

В настоящее время двумерные материалы и гетерострукруры на их основе являются крайне актуальным направлением изучения для мирового научного сообщества. Данный интерес во многом вызван их необычными физико-механическими свойствами, с которыми ассоциируются многочисленные возможности по применению таких материалов в самых рахнообразных областях науки и техники. Несмотря на то, что к настоящему моменту открыто уже более ста и предсказано более семисот новых двумерных материалов, графен остается самым популярынм объектом исследования в своем классе. При этом нужно отметить, что в настоящий момент наблюдается очевидный недостаток работ раскрывающий особенности поведения материала в экстремальных условиях. Пробел должен быть восполнен, так как известно, что высокоэнергетические воздействия зачастую иницируют механизмы деформации и эволюции структуры отличные от конвенциональных. Слоистые материалы, состоящие из слабо связанных жестких слоев, представляют интерес в современном материаловедении, поскольку они проявляют новые механизмы деформации при сжатии вдоль слоев. Высокая динамика скоростей деформирования таких материалов остается в основном неизученной, в то время как некоторые потенциальные области применения, такие как баллистическая защита или высокочастотное нагружение, диктуют необходимость таких исследований. Данная работа посвящена моделированию плоских ударных волн, распространяющихся в гексагональной решетке графена. Показано, что затухание ударной волны происходит быстрее для волн, движущихся вдоль направления кресло, по сравнению с направлением зигзаг. Эти результаты объясняются с учетом механизма диссипации энергии, основанного на анализе колебаний валентных углов и длин валентных связей, инициируемых ударной волной. В исследовании раскрываются механизмы переноса и диссипации энергии в слоистых материалах, подверженных высокоскоростному нагружению вдоль слоев.

Фундаментальные проблемы современного материаловедения, 17, № 2, с. 188-194 (2020) | Рубрика: 06.07

Бебихов Ю.В., Дмитриев С.В. «Потенциал Пайерлса–Набарро для топологических солитонов в дискретных системах» Фундаментальные проблемы современного материаловедения, 18, № 1, с. 74-80 (2021)

Топологические солитоны в континуальных системах могут находиться в покое, имея любое положение вдоль пространственной координаты. Ситуация меняется для дискретных систем, когда энергия солитона зависит от его положения относительно решетки. Зависимость энергии солитона от его пространственной координаты в дискретной системе называется потенциалом Пайерлса–Набарро, а разница между максимальной и минимальной энергией – высотой потенциала Пайерлса–Набарро. Наличие и высота данного потенциала определяют, в частности, подвижность топологических солитонов и минимальную энергию, необходимую для движения солитона вдоль решетки. Кристаллы являются дискретными средами для таких топологических солитонов как дислокации или доменные стенки, от подвижности которых зависит, например, напряжение течения металлов. Минимальное сдвигающее напряжение, необходимое для активации скольжения дислокаций называется напряжением Пайерлса, которое было оценено для многих металлов и сплавов методом молекулярной динамики и ab initio моделирования. Целью данной работы является обзор различных дискретных моделей, поддерживающих топологические солитоны, в которых потенциал Пайерлса–Набарро может быть существенно понижен или даже сведен к нулю. Вывод дискретных моделей, свободных от статического потенциала Пайерлса–Набарро, проводился рядом авторов с использованием аналитических расчетов для одномерных нелинейных цепочек. Построено насколько классов таких моделей, для некоторых из них выполняется закон сохранения энергии, для других – закон сохранения импульса. Эти теоретические результаты обсуждаются применительно к напряжениям Пайерлса для дислокаций в различных кристаллах. Общий вывод проведенных исследований состоит в том, что дискретность среды не исключает высокой подвижности топологических солитонов.

Фундаментальные проблемы современного материаловедения, 18, № 1, с. 74-80 (2021) | Рубрика: 06.07

Добрынина Е.А.

Агафонова Н.Ю., Ашихмин В.В., Добрынина Е.А., Еникеев Р.И., Мальгин А.С., Ряжская О.Г., Филимонова Н.А., Шакирьянова И.Р., Якушев В.Ф.(и коллаборация LVD) «Отклик детектора LVD на землетрясения в центральной Италии» Известия РАН. Серия физическая, 85, № 11, с. 1661-1665 (2021)

Основными источниками фона по низкому порогу в подземном Детекторе большого объема (LVD, LNGS, Италия) являются естественная радиоактивность грунта и радон, который выходит из грунтовых вод в атмосферу подземного помещения через множественные микротрещины в породе. Установка LVD регистрирует гамма-кванты от распадов дочерних ядер радона. При деформациях земной коры возникает напряжение, увеличивается количество микротрещин, что приводит к повышению концентрации радона. Представлен анализ темпа счета детектора во время мощных землетрясений в центральной Италии в 2019 году.

Известия РАН. Серия физическая, 85, № 11, с. 1661-1665 (2021) | Рубрика: 18

Добындэ М.И.

Добындэ М.И., Свертилов С.И., Панасюк М.И. «Расчеты радиационных нагрузок, создаваемых космическими лучами в атмосфере Земли» Известия РАН. Серия физическая, 85, № 11, с. 1642-1645 (2021)

Воздействие высокоэнергичных космических лучей, проникающих в атмосферу Земли, создает радиационные риски для авиационных полетов. Промоделировано распространение частиц космических лучей в атмосфере и вычисляем высотные профили радиационных нагрузок за алюминиевой защитой различной толщины. Полученные результаты могут стать основой системы мониторинга радиационных нагрузок при авиаперелетах.

Известия РАН. Серия физическая, 85, № 11, с. 1642-1645 (2021) | Рубрика: 18

Додин А.В.

Иконникова Н.П., Шапошников И.А., Есипов В.Ф., Бурлак М.А., Архипова В.П., Додин А.В., Потанин С.А., Шатский Н.И. «Спектральная переменность компактной планетарной туманности Hb 12» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 47, № 8, с. 584-605 (2021)

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 47, № 8, с. 584-605 (2021) | Рубрика: 18

Долгих Г.И.

Пивоваров А.А., Ярощук И.О., Долгих Г.И., Швырев А.Н., Самченко А.Н. «Автономный акустический регистратор и его применение в составе гидрофизического комплекса» Приборы и техника эксперимента, № 3, с. 123-128 (2021)

Описаны конструктивные решения и характеристики автономных акустических регистраторов, а также дано краткое описание элементов измерительного гидрофизического комплекса (излучатели, термогирлянды и др.), в составе которого они применяются. Технические возможности, заложенные в акустические регистраторы, позволяют оперативно создавать различные конфигурации дискретных антенных решеток и акустических интерферометров. На основе данных, полученных с таких приемных систем в составе гидрофизического комплекса, можно проводить диагностику водной среды, донных осадков, а также оценивать акустические характеристики различных источников звука. Предложены некоторые методы и подходы для решения подобных задач и приведены примеры.

Приборы и техника эксперимента, № 3, с. 123-128 (2021) | Рубрика: 14.02

Долгов Д.А.

Браже Р.А., Долгов Д.А. «Поперечные пьезо- и пироэлектрический эффекты в 2D-наноаллотропах нитрида бора, обусловленные риплообразованием» Физика твердого тела, 62, № 8, с. 1265-1269 (2020)

Показано, что образование рипплов (ряби) в структуре 2D-наноаллотропов нитрида бора приводит к возникновению в них поперечных пьезо- и пироэлектрического эффектов с зависящими от температуры коэффициентами. Рассчитана величина этих коэффициентов для различных 2D-наноаллотропов нитрида бора. Показано, что вследствие малой высоты рипплов поперечный пьезоэффект в рассматриваемых наноаллотропах на три порядка слабее продольного, в то время как пироэлектрический эффект вполне сравним с аналогичным эффектом во фторографанах и может найти практическое применение. Ключевые слова: нитрид бора, 2D-наноаллотропы, пьезо- и пироэлектрический эффекты.

Физика твердого тела, 62, № 8, с. 1265-1269 (2020) | Рубрики: 06.14 06.17

Долматов Д.О.

Ларионов В.В., Лидер А.М., Долматов Д.О., Седнев Д.А. «Ультразвуковой контроль дефектов металлических изделий сложной формы» Дефектоскопия, № 5, с. 31-36 (2021)

Автоматизация является актуальным вопросом развития методов и аппаратуры ультразвукового неразрушающего контроля. Условия современного промышленного производства требуют разработки средств ультразвукового контроля, которые были бы гибкими к широкой и изменяющейся номенклатуре производимых изделий, которые, как правило, имеют сложную форму. В данной работе предложена технология ультразвуковой дефектоскопии объектов сложной формы. В рамках данной технологии предполагается использование шестиосевых роботизированных манипуляторов для обеспечения требуемого угла ввода ультразвуковых волн в объект контроля в каждой измерительной позиции. Корректная траектория движения робота в процессе сканирования обеспечивается восстановлением профиля поверхности объекта контроля методами оптической профилометрии и определением расположения объекта контроля относительно роботизированного манипулятора за счет использования электрического щупа. В рамках данной работы эффективность разработанной технологии верифицируется экспериментально.

Дефектоскопия, № 5, с. 31-36 (2021) | Рубрики: 04.14 14.04

Донченко С.С.

Дорощенко И.А.

Знаменская И.А., Дорощенко И.А., Сысоев Н.Н., Татаренкова Д.И. «Результаты количественного анализа высокоскоростной теневой съемки течений в ударной трубе при помощи машинного зрения и обучения» Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 497, № 1, с. 16-20 (2021)

Описаны результаты исследований нестационарных газодинамических течений в канале ударной трубы длительностью до 6 миллисекунд, полученные непрерывной высокоскоростной теневой съемкой и последующей обработкой больших данных – на основе машинного зрения (выделение границ и преобразование Хафа) и машинного обучения (сверточная нейронная сеть). Исследовалась с частотой съемки 150 тыс. к/с качественно и количественно эволюция разрывных потоков в прямоугольном канале ударной трубы за ударной волной с числами Маха от 2 до 3.5; построены зависимости угла наклона косого скачка уплотнения от времени, оценено время выхода течений на дозвуковой режим. Показана возможность проведения исследований в газодинамике на основе анализа больших данных цифровой съемки с помощью предложенного подхода.

Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 497, № 1, с. 16-20 (2021) | Рубрики: 04.11 08.05

Дравских А.Ф.

Дравских А.Ф., Дравских Ю.А. «О возможности наблюдения ряда радиолиний водорода в солнечных активных образованиях над пятнами» Астрономический журнал, 98, № 8, с. 694-704 (2021)

Первая радиолиния в излучении Солнца, принадлежащая атомарному водороду, была теоретически обоснована Уайлдом в 1952 г. Ее зеемановский профиль был рассчитан и надежно установлен в излучении участков спокойного Солнца и активных образований над солнечными пятнами в 2018 г. по наблюдениям на радиотелескопе РАТАН-600. Это позволило определить ряд параметров областей, излучающих линию, и оценить магнитные поля в атмосфере Солнца. В работе мы рассчитываем зеемановский профиль для еще двух радиолиний водорода и показываем, что они могут наблюдаться в активных образованиях над пятнами. Ключевые слова: солнечное радиоизлучение, спектр радиоизлучения активных образований над солнечными пятнами, зеемановские профили солнечных водородных радиолиний, нейтральный водород над солнечными пятнами, перспективы наблюдения радиолиний в спектре Солнца DOI: 10.31857/S0004629921080041

Астрономический журнал, 98, № 8, с. 694-704 (2021) | Рубрика: 18

Дравских Ю.А.

Астрономический журнал, 98, № 8, с. 694-704 (2021) | Рубрика: 18

Драган С.П.

Богомолов А.В., Драган С.П., Оленина И.В. «Аппаратно-программный комплекс для ипсилатерального измерения порога акустического рефлекса» Приборы и техника эксперимента, № 4, с. 95-104 (2021)

Аппаратно-программный комплекс предназначен для ипсилатерального измерения акустического рефлекса путем определения резонансной частоты наружного слухового прохода, изменяющейся за счет непроизвольного сокращения мышц среднего уха в ответ на звуки высокой интенсивности. Для определения резонансных характеристик наружного слухового прохода используется модифицированный метод двух микрофонов. Измеряя звуковое давление и разность фаз звуковых колебаний в двух сечениях волновода, герметично соединенного с наружным слуховым проходом, в заданном диапазоне частот определяют необходимые акустические характеристики. Программное обеспечение позволяет в автоматическом режиме формировать тестовый полигармонический сигнал и управлять амплитудой стимулирующего сигнала, а по результатам обработки измеренных данных рассчитывать частотно-зависимые коэффициенты отражения, коэффициенты поглощения и компоненты акустического импеданса наружного слухового прохода. Принципиальными особенностями разработанного комплекса являются отсутствие необходимости создания стационарного избыточного давления в наружном слуховом проходе, а также обеспечение прямого измерения импеданса наружного слухового прохода в звуковом диапазоне частот с любым заданным шагом.

Приборы и техника эксперимента, № 4, с. 95-104 (2021) | Рубрика: 14.02

Дремов В.В.

Тутуков А.В., Дремова Г.Н., Дремов В.В. «Сверхскоростные звёзды: теория и наблюдения» Успехи физических наук, 191, № 10, с. 1017-1043 (2021)

Кинематическая особенность объектов микромира (элементарных частиц) – релятивистские скорости – сегодня является предметом научных дискуссий в плане её приемлемости для объектов макромира: звёзд, планет, астероидов, а также белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр звёздных масс. Осознание такой возможности связано с открытием Уорреном Брауном в начале XXI века сверхскоростных звёзд (СЗ), которые были предсказаны Джеком Хиллзом в 1988 г. в рамках сценария динамического захвата двойной звезды центральной сверхмассивной чёрной дырой (СМЧД). Механизм ускорения, обусловленный обменом импульса в классической задаче трёх тел, создаёт кинетический ресурс для образования СЗ путём гравитационного захвата оставшегося компаньона. Сегодня наблюдаемый порог кинематической звёздной аномальности превышает 1 700 км с–1 и воспроизводится в ряде сценариев, альтернативных сценарию Хиллза. СЗ могут генерироваться в ходе столкновительной эволюции звёздных скоплений, в результате взрывов сверхновых в тесных двойных звёздах, вследствие орбитальной нестабильности тройных систем, в процессах захвата звёзд из других галактик и т.д. Наиболее перспективными в реализации аномально высоких скоростей остаются сценарии при участии чёрных дыр, массы которых варьируются от звёздных до нескольких миллиардов солнечных масс. Cценарий Хиллза занимает особое место в изучении природы СЗ, так как, построенный на идее случайного захвата двойной звезды окрестностью СМЧД, он не касается проблемы заселённости галактического центра. В этом сценарии прогнозируются согласованные статистики СЗ и захваченных звёзд, возможно, отождествляемых с S-звёздами. Открытие S-звёзд сыграло значительную роль в изучении центральной области Галактики, из анализа динамики которых независимым способом были получены неоспоримые доказательства существования СМЧД. Данный обзор кратко затрагивает историю открытия и изучения СЗ и S-звёзд, даёт представление о наблюдательных статистиках этих объектов, а также описывает методы их моделирования в постановках классической задачи трёх тел и задачи N-тел. Изучаются пределы эффективного ускорения звёзд в классическом сценарии Хиллза и модифицированном, в котором допускается замена одного из компонентов двойной звезды на ещё одну СМЧД. Ускорение, продуцируемое в перекрёстном поле двух СМЧД, оказывается эффективным для генерации звёзд с релятивистскими скоростями (1/2∼c–2/3∼c). Обсуждаются условия выживания таких звёзд в области экстремальных градиентов гравитационных полей в зависимости от перицентрического сближения с центральной СМЧД и её массы. В рамках вероятностной самосогласованной модели, унифицированной на основе классического и модифицированного сценариев Хиллза, прогнозируются вероятности образования СЗ в Галактике и звёзд с релятивистскими скоростями за её пределами. В обзоре обсуждаются перспективы поиска звёзд и астероидов с релятивистскими скоростями в рамках ближайших космических миссий и получения новых знаний о Вселенной.

Успехи физических наук, 191, № 10, с. 1017-1043 (2021) | Рубрика: 18

Дремова Г.Н.

Успехи физических наук, 191, № 10, с. 1017-1043 (2021) | Рубрика: 18

Дружинин Н.В.

Дефектоскопия, № 8, с. 14-23 (2021) | Рубрики: 04.14 14.04

Дубинский А.Ю.

Дубинский А.Ю., Попель С.И. «О возможном механизме образования оксида железа в лунном реголите» Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 55, № 4, с. 316-321 (2021)

Предложена схема образования оксида железа(II) из молекул сульфида железа с использованием кислорода, входящего в состав оксида кремния, из лунного реголита. Источником энергии, запускающим реакцию обмена, служат протоны солнечного ветра. Ключевые слова: Луна, реголит, диоксид кремния, сульфид железа, оксид железа, солнечный ветер DOI: 10.31857/S0320930X21040046

Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 55, № 4, с. 316-321 (2021) | Рубрика: 18

Дудай П.В.

Дудай П.В., Зименков А.А., Ивановский А.В., Климушкин К.Н., Краев А.И., Куделькин В.Б., Мамышев В.И., Полюшко С.М., Цибиков З.С., Шаповалов Е.В. «Дисковые взрывомагнитные генераторы нового поколения» Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 498, № 1, с. 7-10 (2021)

Одним из примеров реализации принципа магнитной кумуляции явилось создание в 1980-х годах под руководством В.К. Чернышева уникальных устройств – дисковых взрывомагнитных генераторов, генерирующих рекордные токи до 300 МА. Попытки реализации их аналогов за рубежом до сих пор не увенчались успехом. В работе представлены результаты исследований, завершившихся созданием нового поколения дисковых взрывомагнитных генераторов малого класса с эффективностью преобразования энергии взрывчатого вещества в энергию магнитного поля, более чем в два раза превышающую ранее достигнутый уровень.

Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 498, № 1, с. 7-10 (2021) | Рубрика: 17

Дудоров А.Е.

Хайбрахманов С.А., Дудоров А.Е., Каргальцева Н.С., Жилкин А.Г. «Моделирование изотермического коллапса магнитных протозвездных облаков» Астрономический журнал, 98, № 8, с. 681-693 (2021)

Исследуется коллапс магнитных протозвездных облаков с массой 10 и 1 M⊙. Коллапс моделируется численно с использованием двумерного магнитогазодинамического (МГД) кода Enlil. Расчеты показывают, что к концу изотермической стадии коллапса протозвездные облака приобретают иерархическую структуру. Под действием электромагнитной силы протозвездное облако принимает форму сплюснутой оболочки с отношением полутолщины к радиусу Z/R∼0.20–0.95. Внутри этой оболочки образуется геометрически и оптически тонкий первичный диск с радиусом (0.2–0.7)R0 и Z/R∼(10–2–10–1), где R0 – начальный радиус облака. Первичные диски – это структуры, находящиеся в квазимагнитостатическом равновесии. Они образуются в том случае, когда начальная магнитная энергия облака превышает 20% от гравитационной энергии. Масса первичных дисков составляет 30–80% от начальной массы облака. В центре первичного диска в дальнейшем образуется первое гидростатическое ядро. Обсуждаются роль первичных дисков в дальнейшей эволюции облака, а также возможные наблюдаемые проявления внутренней иерархии коллапсирующего облака с точки зрения особенностей геометрии магнитного поля и распределения углового момента на разных уровнях иерархии. Ключевые слова: магнитные поля, магнитная газодинамика (МГД), численное моделирование, звездообразование, межзвездная среда DOI: 10.31857/S0004629921090048

Астрономический журнал, 98, № 8, с. 681-693 (2021) | Рубрика: 18

Дунченко А.Г.

Слюта Е.Н., Маров М.Я., Дунченко А.Г., Маковчук В.Ю., Морозов О.В., Назаров А.И., Иванов В.В., Погонин В.И., Роскина Е.Г., Сафронов В.В., Харлов Б.Н., Таций Л.П. «Эксперимент термо-лр на посадочном аппарате Луна-27: изучение теплофизических, физико-механических и электромагнитных свойств лунного грунта» Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 55, № 5, с. 454-475 (2021)

Прибор разрабатывается для эксперимента ТЕРМО-ЛР на лунном посадочном космическом аппарате Луна-27 и предназначен для контактных геофизических измерений различных свойств лунного грунта на поверхности и на глубину до 3 м. Рассматриваются научные задачи эксперимента по исследованию физико-механических (плотность, механические и деформационные характеристики), теплофизических (теплопроводность, теплоемкость) и электромагнитных (диэлектрическая проницаемость, магнитная восприимчивость) свойств лунного грунта и внутреннего теплового потока Луны. Приводятся описание конструкции и технические характеристики, функциональная схема и режимы работы прибора, который состоит из трех основных блоков – блока глубинных исследований с глубинным каротажным зондом, блока поверхностных исследований и блока электроники. В состав каротажного зонда входят самозаглубляющийся молоток пенетратор, датчик диэлектрической проницаемости, датчик магнитной восприимчивости и лента с термодатчиками для измерения распределения температуры в грунте и внутреннего теплового потока. В состав блока поверхностных исследований входят термодатчики для измерений в пассивном и активном режимах теплофизических свойств лунного грунта на поверхности. Рассматриваются испытания и калибровка термодатчиков блока поверхностных исследований, которые подтвердили высокие эксплуатационные характеристики датчика и надежность интерпретации измерений. Ключевые слова: Луна, лунный грунт, реголит, ТЕРМО-ЛР, Луна-27, каротажный зонд, физико-механические свойства, теплофизические свойства, электромагнитные свойства, внутренний тепловой поток DOI: 10.31857/S0320930X21050054

Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 55, № 5, с. 454-475 (2021) | Рубрика: 18

Дутых Д.

Душенко Н.В.

Дьяченко В.В.

Оболенцева М.А., Дьяченко В.В., Погодин М.А., Ховричев М.Ю., Павловский С.Е., Балега Ю.Ю., Бескакотов А.С., Митрофанова А.А., Максимов А.Ф. «HD 52721 как квадрупольная система» Астрофизический бюллетень, 76, № 3, с. 354-358 (2021)

Представлены результаты исследования кратной системы HD 52721 методом спекл-интерферометрии в 2019–2020 гг. на 6-м телескопе САО РАН. Ранее HD 52721 была известна как тройная (6.93 (B2V + B2V; P=1.6101570d) + 7.88; 0.65″). В нашей работе система разрешена как спеклинтерферометрическая тройная, таким образом общая кратность системы увеличена до четырех компонентов (6.80 (B2V+B2V; 1.6101570d)+8.95 (B9V+B9V, 0.03″); 0.64″). Нами использованы опорнозависимый и не зависящий от опоры методы измерения позиционных параметров и разностей блеска между компонентами. Полученные измерения разностей блеска хорошо согласуются с наблюдаемой фотометрической кривой затменной пары.

Астрофизический бюллетень, 76, № 3, с. 354-358 (2021) | Рубрика: 18