Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

Известия вузов. Физика. 2021. 64, № 3

 

Баранникова С.А., Колосов С.В., Никонова А.М. «Изменение скорости ультразвука в процессе растяжения сплава Fe-Cr-Ni при температурах 180–318 К» Известия вузов. Физика, 64, № 3, с. 47-53 (2021)

Приведены исследования механических характеристик и изменения скорости распространения ультразвука (волн Рэлея) при пластической деформации сплава Fe-Ni-Cr в интервале температур 180≤T≤318 К. Реализация метода измерения скорости волн Рэлея заключалась в периодической генерации прямоугольных импульсов длительностью 100 нс на входе излучающего пьезопреобразователя и регистрации прошедшей по образцу волны посредством приемного пьезопреобразователя, подключенного к цифровому осциллографу. Установлено, что понижение температуры исследуемого сплава изменяет не только тип деформационной кривой при одноосном растяжении, но и меняет характер зависимости скорости ультразвука от деформации и напряжений, связанных с ростом мартенситной α'-фазы, образованной в результате γ-α'-фазового превращения.

Известия вузов. Физика, 64, № 3, с. 47-53 (2021) | Рубрики: 04.14 14.05

 

Qiang Zhao, Mingwei Piao «Исследование механизма взаимосвязи боковых колебаний высокоскоростного поезда на основе сингулярных коэффициентов» Известия вузов. Физика, 64, № 3, с. 54-61 (2021)

Механизм связанных боковых колебаний является основным законом колебательной неустойчивости высокоскоростного поезда. Основная причина нестабильности – конструктивные недостатки прототипа применяемой колесной тележки стандарта ICE3. Вследствие этого данное оборудование пассажирских поездов не создает необходимых и достаточных условий для обеспечения устойчивости и безопасности при работе в режиме высокоскоростной железной дороги. Основываясь на предыдущих исследованиях, данная работа развивает теоретическую демонстрацию и экспериментальную проверку механизма боковых колебаний высокоскоростного поезда. В соответствии с концепцией жесткости системы и статистических характеристик гауссовского процесса предлагается новая концепция сингулярного коэффициента для описания нестационарных и негауссовских процессов. В сочетании с результатами ходовых испытаний добротности колебаний высокоскоростного транспортного средства выводы хорошо согласуются с результатами экспериментов и динамического моделирования. Применение сингулярного коэффициента позволяет выделить три характеристических параметра для определения механизма связи поперечных колебаний высокоскоростного поезда, а именно: достаточную энергию возбуждения, среду передачи колебаний и возможность резонанса связи. Углубленный анализ междумодовых связей высокого порядка и остаточной силы циклически деформируемого тела приводит к новой концепции сингулярного коэффициента. Моделирование жестко-гибкой связи отражает основные статистические характеристики нестационарных и негауссовских процессов, а также выявляет механизм связи поперечных колебаний высокоскоростного поезда.

Известия вузов. Физика, 64, № 3, с. 54-61 (2021) | Рубрика: 10.06

 

Грунская Л.В., Исакевич В.В., Исакевич Д.В. «Модель воздействия гравитационно-волнового излучения релятивистских двойных звездных систем на электрическое поле в тропосфере» Известия вузов. Физика, 64, № 3, с. 114-120 (2021)

Предложена модель, объясняющая ранее обнаруженный авторами эффект гравитационно-волнового воздействия релятивистских двойных звездных систем на вертикальную составляющую напряженности электрического поля Земли в приземном слое атмосферы. В качестве механизма в модели рассматривается возмущение орбиты Земли гравитационными волнами от релятивистских двойных звездных систем, приводящее к малым смещениям Земли по отношению к свободному объемному заряду в тропосфере. Полученные на основании приведенной модели оценки амплитуды компонент Ez , спектрально локализованных на частотах гравитационных волн релятивистских двойных звездных систем, не противоречат экспериментальным результатам.

Известия вузов. Физика, 64, № 3, с. 114-120 (2021) | Рубрика: 18