Ж

Жамбаа С.

Лун-Фу А.В., Бубенчиков М.А., Жамбаа С., Цыдыпов С.Г. «Определение частот поперечных колебаний переходников и тупиковых ответвлений газопроводов» Вестник Томского государственного университета. Математика и механика, № 68, с. 95-105 (2020)

DOI: 10.17223/19988621/68/9 С помощью волнового уравнения для упругой деформации осевой линии трубы, а также метода разделения переменных и функции Крылова, найдено точное решение задачи о распространении малых деформаций по трубе, имеющей различные способы закрепления на концах выделенного фрагмента трубопровода. Представлены также компактные программы расчета форм и частот колебаний во всех рассматриваемых случаях закрепления концов трубы.

Вестник Томского государственного университета. Математика и механика, № 68, с. 95-105 (2020) | Рубрика: 04.15

Жарков Д.А.

Жарков Д.А., Гусев В.А. «Структура радиационных сил в вязком жидком слое на упругом полупространстве и создаваемых ими акустических течений» Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, с. 2150301 (2021)

Рассчитано поле поверхностной акустической волны в системе «слой вязкой жидкости упругая подложка» с учетом сдвиговых компонент в жидкости. На основе дисперсионного уравнения рассчитаны амплитуды поверхностной волны. Рассчитано радиационное давление, возникающее в вязкой жидкости со стороны стоячей поверхностной волны и действующее на элемент ее объема за счет нелинейности уравнений движения, и создаваемое им акустические течения. Показано, что учет вязкости изменяет пространственное распределение радиационного давления. Затухание волны вызывает дополнительную тенденцию к сбору взвешенных частиц в центре системы. Сдвиговые компоненты приводят к значительным градиентам радиационного давления вблизи границы раздела сред. Они играют определяющую роль в формировании упорядоченных ансамблей взвешенных частиц на последнем этапе процесса самоорганизации.

Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, с. 2150301 (2021) | Рубрики: 05.02 05.09

Жаров В.А.

Головина Н.В., Жаров В.А., Липатов И.И. «Акустика плоских волн в соплах аэродинамических труб» Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 51, № 5, с. 29-43 (2020)

Рассматривается задача распространения плоских волн в сопле дозвуковой трубы. Контур сопла сформирован по формуле Витошинского. В случае, когда газ покоится, для решения волнового уравнения применено конформное преобразование, которое приводит систему к цилиндрической геометрии. Это позволяет использовать результаты излучения звука из полубесконечной трубы для определения коэффициента отражения от края сопла. Показано, что в конформных координатах уравнения аналогичны уравнению распространения звука в тонких трубках. При этом решения обоих уравнений дают близкие результаты. Ввиду этого задача решена в постановке для уравнения тонких трубок. Согласно численным результатам резонансы в сопле аэродинамической трубы отсутствуют.

Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 51, № 5, с. 29-43 (2020) | Рубрика: 08.14

Желтоухов С.Г.

Додин А.В., Шатский Н.И., Белинский А.А., Атапин К.Е., Бурлак М.А., Желтоухов С.Г., Татарников А.М., Постнов К.А., Черепащук А.М., Бельведерский М.И., Борисов В.Д., Буренин Р.А., Гильфанов М.Р., Кривонос Р.А., Медведев П.С., Мещеряков А.В., Сазонов С.Ю., Сюняев Р.А., Хорунжев Г.А. «Оптическая спектроскопия квазаров, открытых телескопом СРГ/Ерозита, на 2.5-м телескопе Кавказской горной обсерватории ГАИШ МГУ» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 47, № 10, с. 683-696 (2021)

DOI: 10.31857/S0320010821100028 По наблюдениям с Транзиентным двухлучевым спектрографом (TDS) на 2.5-м телескопе КГО ГАИШ МГУ определены красные смещения для 15 новых квазаров, обнаруженных в рентгеновских лучах телескопом еРОЗИТА космической обсерватории СРГ в ходе трех первых обзоров всего неба. Красные смещения источников лежат в диапазоне 0.5–4.156. По ширине эмиссионной линии C IV 1549 A и потоку в спектральном континууме на длине волны 1350 A оценены массы центральных сверхмассивных черных дыр и болометрические светимости для 8 квазаров. Для этих объектов получены также оценки отношения рентгеновской светимости к эддингтоновскому пределу на уровне нескольких процентов. В то же время отношение болометрической светимости к эддингтоновской для них оказалось в довольно узком интервале 30–40%. Большое отношение Lbol/LEdd указывает на активный рост массы центральных черных дыр в этих объектах.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 47, № 10, с. 683-696 (2021) | Рубрика: 18

Жилкин А.Г.

Жилкин А.Г., Бисикало Д.В. «Автомодельное возмущение аккреционного диска вокруг сливающихся черных дыр» Астрономический журнал, 98, № 11, с. 901-921 (2021)

Исследуется возможность электромагнитного отклика от слияния двух черных дыр, окруженных общим аккреционным диском. При слиянии черных дыр масса конечного объекта уменьшается за счет излучения гравитационных волн и, как следствие, диск испытывает возмущения, проявляющиеся в том числе и в формировании ударных волн достаточно высокой интенсивности. На основе результатов численного моделирования мы выполнили анализ автомодельного решения, описывающего эволюцию возмущенного аккреционного диска с учетом эффекта вертикального расширения, приводящего к адиабатическому охлаждению вещества, нагретого ударными волнами. Разработанная методика позволяет корректно оценить нагрев вещества ударными волнами, и, соответственно, определить параметры возникающего электромагнитного излучения от диска, включая кривую блеска, спектр излучения, а также продолжительность вспышки.

Астрономический журнал, 98, № 11, с. 901-921 (2021) | Рубрика: 18

Жуков А.О.

Жуков А.О., Гладышев А.И., Тучин М.С., Захаров А.И., Крусанова Н.Л., Миронов А.В., Мошкалев В.Г., Прохоров М.Е., Стекольщиков О.Ю., Кузнецова И.В. «Систематические погрешности имитаторов звёздного неба, использующих растровые экраны» Автометрия, 57, № 4, с. 106-117 (2021)

Для лабораторных испытаний цикла функционирования звёздного датчика ориентации предназначены динамические стенды, в состав которых входят имитаторы звёздного неба. В последнее время для получения изображения звёздного неба чаще всего используются растровые экраны (компьютерные или телевизионные). Однако изображения звёзд на таких экранах имеют существенные отличия от реального звёздного неба, что необходимо учитывать при проведении динамических испытаний звёздных датчиков и обработке их результатов.

Автометрия, 57, № 4, с. 106-117 (2021) | Рубрика: 18

Жуков В.Т.

Бондарев А.Е., Бондаренко А.В., Галактионов В.А., Жуков В.Т., Мануковский К.В., Новикова Н.Д., Феодоритова О.Б. «Численное исследование влияния преграды на обтекание вертикально-осевой ветротурбины» Математическое моделирование, 33, № 11, с. 61-76 (2021)

Представлены результаты численного моделирования вертикально-осевой ветротурбины на основе решения трехмерных осредненных по Рейнольдсу уравнений Навье–Стокса с моделью турбулентности Спаларта–Аллмареса. Для ветротурбины геликоидного типа с тремя спирально закрученными лопастями приведены результаты параметрических расчетов вязкого сжимаемого обтекания в условиях, моделирующих городскую инфраструктуру.

Математическое моделирование, 33, № 11, с. 61-76 (2021) | Рубрика: 17

Жуковский М.Е.

Захаров В.С., Жуковский М.Е., Марков М.Б., Захаров С.В. «О моделировании ударной ионизации ионов в приближении искаженных волн» Математическое моделирование, 33, № 10, с. 51-64 (2021)

Характеристики состояния атомов и ионов, вычисленные в квантово-статистической модели Хартри–Фока–Слэтера, использованы для прямого расчета дифференциальных и полных сечений процессов ионизации электронным ударом однократных ионов кислорода и азота в приближении искаженных волн. Сходимость сечений обосновывает применимость приближения для расчета сечений ударной ионизации ионов электронами в газоплазменных образованиях. Вычисленные сечения сравниваются с аналитическими приближениями и доступными экспериментальными данными. Результаты расчетов показывают, что предложенный метод дает надежные результаты, что в сочетании с применимостью модели Хартри–Фока–Слэтера в большом диапазоне температур и плотностей позволяет использовать его в широком интервале энергий и зарядов ионов.

Математическое моделирование, 33, № 10, с. 51-64 (2021) | Рубрика: 17

Журавлев В.М.

Журавлев В.М. «Принцип материальности пространства и фундаментальные поля» Пространство, время и фундаментальные взаимодействия, № 3, с. 37-57 (2020)

Формулируется принцип материальности пространства и на его основе проводится краткий критический анализ общей идеологии Специальной и Общей теорий относительности. Рассматривается связь нового принципа с ранее развитой топологической теорией фундаментальных полей (ТТФП). Рассматривается способ конструктивной реализации принципа материальности в рамках физической теории фундаментальных полей. Выводятся общие уравнения динамики маркеров материальных точек физического пространства и устанавливается их физический смысл.

Пространство, время и фундаментальные взаимодействия, № 3, с. 37-57 (2020) | Рубрика: 18

Журавлева Е.Н.

Журавлева Е.Н., Зубарев Н.М., Зубарева О.В., Карабут Е.А. «Точные решения задачи о динамике жидкости со свободной поверхностью, помещенной между двумя сближающимися вертикальными стенками» Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 501, № 1, с. 42-47 (2021)

Представлены точные решения классической задачи о плоском нестационарном потенциальном течении несжимаемой жидкости со свободной границей. Жидкость занимает полубесконечную полосу, ограниченную свободной границей (сверху) и (с боков) двумя твердыми вертикальными стенками, сближающимися с постоянной скоростью. Решения найдены для ситуации, когда капиллярность и гравитационные силы отсутствуют, а движение жидкости полностью обусловлено движением стенок. В решениях уравнений движения неизбежно возникают сингулярности за конечное время: это время ограничено сверху моментом столкновения стенок. Рассмотрены примеры точных решений, соответствующие формированию пузырей, точек заострения и капель.

Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 501, № 1, с. 42-47 (2021) | Рубрика: 05.02

Журавская Т.А.

Левин В.А., Журавская Т.А. «Управление детонационным горением водородно-воздушной смеси посредством внесения аргона и озона» Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 501, № 1, с. 48-53 (2021)

Численно исследовано влияние добавок аргона и озона в стехиометрическую водородно-воздушную смесь на параметры волны детонации с целью снижения скорости распространения волны и температуры продуктов горения без существенного увеличения детонационной ячейки, являющейся фундаментальной характеристикой детонационной способности смеси. Установлено, что мольные доли вносимых добавок могут быть подобраны так, что размер ячейки волны детонации в полученной смеси будет близок к среднему размеру ячейки в чистой смеси, при этом скорость волны и температура продуктов детонации будут существенно снижены. Обнаружено, что детонационная волна в смеси с добавками в концентрациях, не допускающих значимого увеличения размера ячейки, более устойчива к возмущениям, вызванным расположенными в канале препятствиями, чем в чистой смеси. Исследование проведено с использованием схемы второго порядка на основе метода Годунова; для моделирования химических реакций использовался детальный кинетический механизм.

Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 501, № 1, с. 48-53 (2021) | Рубрика: 04.12

Журов Д.П.

Журов Д.П. «Моделирование для наведения атмосферных черенковских телескопов в эксперименте TAIGA» Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Математическое моделирование и программирование, 14, № 4, с. 106-111 (2021)

Атмосферные черенковские телескопы TAIGA-IACT являются частью гибридного экспериментального комплекса TAIGA, расположенного в 50 км от озера Байкал в Тункинской долине, республика Бурятия. Для обеспечения работы телескопов требуется с высокой точностью определять направление телескопа и положение источников на камере. Система позиционирования телескопа состоит из шаговых двигателей, датчиков положения осей и CCD камеры, установленной на тарелке телескопа. Положение телескопа определяется с помощью датчиков положения осей и применения модели наведения, а также с помощью астрометрии звездного участка снимка CCD камеры. Положение источников на камере телескопа рассчитывается с помощью модели камеры и оцененному направлению телескопа. Угол поворота фокальной плоскости телескопа рассчитывается исходя из параметров модели наведения телескопа. В данной работе представлены разработанные модели и методы, используемые для наведения телескопов TAIGA-IACT.

Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Математическое моделирование и программирование, 14, № 4, с. 106-111 (2021) | Рубрика: 18