Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

13.05 Речеобразование и восприятие речи

 

Хорев А.А., Суровенков Д.Б., Савин А.Д. «Экспериментальные исследования эффективности защиты помещений от утечки речевой информации по акустооптическому каналу путем установки на внешних оконных стеклах светоотражающих пленок» Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере, № 2, с. 6-13 (2021)

Приведены результаты экспериментальных исследований эффективности защиты помещений от утечки речевой информации по акустооптического каналу путем установки на внешних оконных стеклах светоотражающих пленок. В качестве объекта исследований были выбраны солнцезащитные пленки компании Solarblock серии Silver с коэффициентами светопропускания от 0,5 до 47%. При проведении экспериментальных исследований использовались лазерные доплеровские виброметры PDV-100 и RSV-150. Результаты проведенных исследований показали, что при лазерном зондировании жалюзи, установленных внутри помещения, установка на внешних оконных стеклах солнцезащитных пленок с целью защиты помещения от перехвата речевой информации по акустооптического каналу малоэффективна.

Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере, № 2, с. 6-13 (2021) | Рубрики: 10.08 13.05

 

Чумакова В.В., Сумин В.И. «Исследование процесса аудиовизуального восприятия информации» Известия академии инженерных наук им. А.М. Прохорова, № 1, с. 19-22 (2013)

В настоящее время основным направлением в области совершенствования образовательных технологий является оптимизация, а также повышение эффективности процесса обучения. Эффективность процесса обучения зависит от адаптации к уровню восприятия обучающей информации обучаемым. Поэтому, одним из наиболее перспективных направлений в области развития образовательных технологий является математическое моделирование процессов аудиовизуального обучения с возможностью адаптации для каждого обучаемого. В целях построения математической модели процесса обучения с учетом одновременного аудио и видео восприятия информации необходимо определить влияние воздействия скорости запоминания и забывания аудиовизуальной информации на качество и длительность обучения. Для этого целью в данной статье был проведен анализ международных исследованиям в области восприятия информации. В результате исследований, можно сделать вывод, что с использованием одновременного аудио и видео восприятия информации в процессе обучения повышается эффективность запоминания обучающей информации, а также происходит оптимизация процесса обучения. Ключевые слова: моделирование процесса обучения, восприятие информации, скорость запоминания и забывания обучающей информации, аудио и видео обучающая информация, качество усвояемости.

Известия академии инженерных наук им. А.М. Прохорова, № 1, с. 19-22 (2013) | Рубрики: 13.01 13.05

 

Обердерфер В.Н. «Методика адаптации алгоритмов обработки речевого трафика различного приоритета в мультисервисной сети связи военного назначения в условиях дестабилизирующего воздействия вероятного противника» Вопросы оборонной техники Научно-технический журнал. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму, № 1-2, с. 56-61 (2020)

Постоянно увеличивающиеся объемы передаваемой органами военного управления информации, особенно в условиях воздействия на сеть противника, зачастую превосходят возможности сети связи по ее передаче. Целью работы является разработка методики адаптации алгоритмов обработки речевого трафика различного приоритета на узлах коммутации мультисервисной сети в условиях изменяющихся входной нагрузки и интенсивности обслуживания входного потока. Методика адаптации алгоритмов обработки речевого трафика отличается от известных методик определением коэффициента загрузки узла коммутации и обоснованным с его помощью выбором той или иной процедуры обслуживания очередей. Применение представленной методики позволяет в режиме реального времени оценить загрузку узла коммутации мультисервисной сети связи и на его основе сформировать оптимальный алгоритм обработки разноприоритетного речевого трафика. Представленная методика позволяет повысить эффективность функционирования узла коммутации военного назначения и обеспечить выполнение требований по качеству предоставления услуг телефонной связи абонентам различного приоритета

Вопросы оборонной техники Научно-технический журнал. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму, № 1-2, с. 56-61 (2020) | Рубрики: 13.05 14.01

 

Никитин Г.В., Семенов К.В., Шишкалов А.В., Леонтьев А.В. «Метод распознавания структурного элемента "номер по порядку" в протокольных блоках с мультиплексированием речевых данных в спутниковых системах связи» Вопросы оборонной техники Научно-технический журнал. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму, № 11-12, с. 9-18 (2021)

Рассмотрены особенности структурного элемента «номер по порядку» протокольных блоков, формируемых протоколом мультиплексирования речевых данных на прикладном уровне сетевого оборудования спутниковых систем связи (ССС). Предложен информативный признак распознавания данного структурного элемента в протокольных блоках данных (ПБД). Информативный признак основан на оценке разработанного показателя постоянства приращения значений числовой последовательности, образованной двоичными символами ПБД с помощью окна анализа. Представлены результаты имитационного моделирования при различных задержках в буфере сетевого оборудования и значений вероятности битовой ошибки в принимаемом цифровом потоке. Предложен метод распознавания структурного элемента «номер по порядку» и проведена оценка ошибок распознавания первого и второго рода.

Вопросы оборонной техники Научно-технический журнал. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму, № 11-12, с. 9-18 (2021) | Рубрики: 13.05 14.01

 

Римская-Корсакова Л.К. «Вклад разных распределений активности ансамбля периферических волокон в формирование громкости и распознавание интенсивности тестовых импульсов, предъявляемых в тишине до и после помеховых импульсов» Акустический журнал, 67, № 6, с. 668-683 (2021)

С целью поиска физиологических основ слуховых эффектов повышения громкости и ухудшения распознавания интенсивности импульсов, предъявляемых до или после помеховых импульсов, а также эффекта ухудшения распознавания интенсивности одиночных импульсов моделировалась реакция ансамбля моделей периферических волокон. Полученная в ответ на однократное предъявление импульсов реакция ансамбля представлялась в виде двух комплементарных распределений: распределения вероятности появления спайков во времени и распределения межспайковых интервалов. В ответ на импульсные звуки такие распределения имели узкие области возбуждения. Для одиночных импульсов суммы спайков и межспайковых интервалов в областях возбуждения могли быть основой для формирования независимых “базовых” и “комплементарных” компонентов громкости импульса. Полученные в ответ на пару импульсов суммы спайков в двух областях первого распределения могли быть основой “базовых” компонентов громкости импульсов пары. Сумма межспайковых интервалов в первой области возбуждения второго распределения объединяла интервалы, соразмерные с длительностями каждого из импульсов пары, поэтому могла быть основой для “комплементарного” компонента громкости пары. Сумма межспайковых интервалов во второй области возбуждения объединяла интервалы, соразмерные с задержкой второго импульса относительно первого, и могла отвечать за выраженность периодичности пары. Величина “комплементарного” компонента громкости пары зависела от интенсивности и длительности импульсов пары, но не от положений и задержек этих импульсов. Учет “базовых” и “комплементарных” компонентов громкости позволил объяснить известные эффекты повышение громкости и ухудшения распознавания интенсивности одиночных и замаскированных импульсов. Специально проведенные слуховые эксперименты показали, что распознавание интенсивности замаскированных импульсов, по-видимому, вследствие влияния “комплементарного” компонента громкости пары, зависело от отношения интенсивностей импульсов в паре, но не от положений и задержек этих импульсов относительно друг друга.

Акустический журнал, 67, № 6, с. 668-683 (2021) | Рубрика: 13.05