Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

Учен. зап. ЦАГИ. 2021. 52, № 3

 

Болсуновский А.Л., Бузоверя Н.П., Губанова И.А., Губанова М.А., Курилов В.Б. «Решение обратной задачи для многозвенного профиля в рамках уравнений Навье–Стокса, осредненных по Рейнольдсу» Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 52, № 3, с. 3-17 (2021)

Разработан итерационный метод решения обратной/смешанной задачи для многозвенного профиля при малых скоростях в рамках осредненных уравнений Навье–Стокса, относящийся к классу методов остаточной коррекции. Деформация поверхности элементов профиля, уменьшающая невязку между рассчитанным и целевым распределением давления, определяется с помощью панельного метода решения прямой/обратной задачи для той же комбинации в несжимаемом идеальном потоке газа. Дано краткое описание используемых методов. Приведены примеры построения геометрии элементов многозвенного профиля по заданному распределению давления, демонстрирующие высокую скорость сходимости метода. Спроектирован высоконесущий ламинаризированный профиль с подвесным закрылком для использования в крыле малоскоростных ЛА. Проведены испытания крыла с данным профилем на тематической модели в аэродинамической трубе Т-106М. Получены очень высокие значения несущих свойств при сравнительно небольшом уровне профильного сопротивления.

Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 52, № 3, с. 3-17 (2021) | Рубрика: 08.14

 

Егоров И.В., Динь К.Х., Нгуен Н.К., Пальчековская Н.В. «Численное моделирование взаимодействия волны Маха и сверхзвукового пограничного слоя на плоской пластине с острой передней кромкой» Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 52, № 3, с. 18-28 (2021)

Представлены результаты численного моделирования взаимодействия слабой ударной волны и ламинарного ПС на плоской пластине с острой передней кромкой при числе Маха набегающего потока М=2.5. Решаются полные уравнения Навье–Стокса с применением монотонной разностной схемы третьего порядка точности. Использована математическая модель волны, порождаемой неровностью на стенке рабочей части АДТ. Приводится спектральный анализ численных возмущений в различных областях потока.

Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 52, № 3, с. 18-28 (2021) | Рубрика: 08.14

 

Босняков С.М., Маленко В.В., Морозов А.Н., Николаев М.А., Ливерко Д.В. «Экспериментальное исследование низкочастотных пульсаций в слое смешения струи натурной аэродинамической трубы при наличии и отсутствии вихрегенераторов» Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 52, № 3, с. 46-57 (2021)

Дано описание методологии эксперимента по исследованию низкочастотных пульсаций полного давления в слое смешения струи натурной аэродинамической трубы. Приведены результаты калибровки применяемых датчиков и схема установки для визуализации потока. Сопоставлены результаты современного эксперимента с данными, полученными в 1939 г. Обсуждаются новые оценки границ струи в свете необходимости испытаний моделей большого масштаба. Отмечено, что кабина аэродинамических весов, расположенная в рабочей части трубы, не оказывает критического влияния на качество потока. Сопоставлены спектры пульсаций полного давления в окрестности диффузора при наличии и отсутствии вихрегенераторов.

Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 52, № 3, с. 46-57 (2021) | Рубрика: 08.14

 

Гарифуллин М.Ф. «Определение параметров колебаний конструкции самолета при бафтинге» Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 52, № 3, с. 75-90 (2021)

Рассматриваются вопросы определения параметров колебаний конструкции самолета при бафтинге. Задача решается с применением процедуры редуцирования системы уравнений. Представлены вариант, использующий разложение решения в ряд Фурье по гармоникам нагрузки, и вариант, использующий процедуру интегрирования шагами по времени. Приведены результаты расчетов. Показана возможность численного моделирования явления бафтинга с оценкой частот и амплитуд колебаний упругой конструкции самолета при сравнительно небольших вычислительных затратах.

Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 52, № 3, с. 75-90 (2021) | Рубрика: 08.14