Земля и Вселенная. 2021, № 3

Зелёный Л.М. «Колонка главного редактора» Земля и Вселенная, № 3, с. 3-5 (2021)

Земля и Вселенная, № 3, с. 3-5 (2021) | Рубрика: 18

Коцюрбенко О.Р. «Есть ли жизнь на... Венере?» Земля и Вселенная, № 3, с. 6-20 (2021)

Среди космических объектов Солнечной системы, на которых предполагается существование каких-либо форм жизни, Венера долгое время не представляла особого интереса. Экстремально высокие температура и давление на поверхности, атмосфера, состоящая из мелкодисперсных капель серной кислоты – все это, казалось бы, делало планету абсолютно не пригодной для существования живых организмов земного типа. Однако новые данные астрофизических исследований и основанные на них теоретические разработки привели к резкому повышению значимости Венеры для астробиологов. Основной интерес для исследователей, занимающихся поиском внеземной жизни, связан с облачным слоем Венеры толщиной в 20–25 км, в котором, несмотря на довольно жесткие условия, должен выживать ряд земных микроорганизмов, относящихся к экстремофилам. В российской космической программе по исследованию Венеры, целью которой является запуск к этой планете космических аппаратов в 2028–2030 гг., планируются астробиологические эксперименты. В них предполагается обнаружить различные биомаркеры в облачном слое, чтобы попытаться ответить на вопрос: есть ли жизнь на Венере?

Земля и Вселенная, № 3, с. 6-20 (2021) | Рубрика: 18

Цветков А.С. «Достижения современной астрометрии» Земля и Вселенная, № 3, с. 21-38 (2021)

Астрометрия – самая древняя часть астрономии – основа астрономических наблюдений и измерений координат и времени. Главной задачей астрометрии является реализация системы отсчета – той самой инерциальной системы отсчета, о которой говорится в первом законе Ньютона. Лучшей на сегодняшний день реализацией системы отсчета на практике являются звездные каталоги, которые астрономы создавали для этой цели еще со времен античности. Работа над уточнением данных в каталогах привела к открытию прецессии и нутации земной оси, собственных движений и параллаксов звезд, орбитального движения двойных звезд. Наблюдения в радио- и оптическом диапазоне очень далеких объектов – квазаров – привели к созданию самой точной современной системы отсчета International Celestial Reference Frame (ICRF). Именно к ним привязывается система GPS или ГЛОНАСС в навигаторах. XXI век с его вычислительными возможностями привел к созданию звездных каталогов невиданной мощности, содержащих свыше миллиарда объектов. Но основной прорыв, даже революцию, в астрометрии совершили космические наблюдения. Уже два космических аппарата создали звездные каталоги, точность которых фантастична и позволяет прикоснуться к решению таких задач, сама постановка которых была ранее немыслима. Обзору успехов астрометрии за последние два тысячелетия, массовым звездным каталогам и космическим астрометрическим проектам посвящена эта статья.

Земля и Вселенная, № 3, с. 21-38 (2021) | Рубрика: 18

Кацова М.М., Соколов Д.Д. «Солнечная и звездная активность в ожидании сюрпризов» Земля и Вселенная, № 3, с. 39-51 (2021)

Солнце – огромный магнит. Его магнитное поле меняет свою полярность на противоположную приблизительно раз в одиннадцать лет в ходе знаменитого одиннадцатилетнего цикла солнечной активности. Конечно, подобные циклы звездной магнитной активности есть и на ряде других звезд. Исследуя магнитную активность звезд, астрономы лучше понимают активность Солнца, а также находят разнообразные отличия от солнечной активности.

Земля и Вселенная, № 3, с. 39-51 (2021) | Рубрика: 18

Ипатов А.В., Ведешин Л.А. «П ерспективы использования радиотелескопов на Земле, в космосе и на Луне» Земля и Вселенная, № 3, с. 52-65 (2021)

В отличие от известной несколько веков назад оптической астрономии, исследования в области микроволновой радиоастрономии начались только в 1930-е годы, когда был создан первый в мире радиотелескоп, чтобы наблюдать природное излучение как объектов с очень высокой энергией, таких как активные ядра галактик или квазары, так и холодных, «темных объектов» – межзвездных молекулярных облаков и микроволнового фона Вселенной, который сегодня считается одним из главных подтверждений теории Большого взрыва. Исследования этих объектов проводятся на длинах волн от 1 мм до нескольких десятков и даже сотен метров. Особое развитие радиоастрономия получила в конце 1950-х годов в связи с началом космических исследований как для приема сигналов космических аппаратов, так и сигналов из дальнего космоса. Информация, поступающая с автоматических межпланетных станций, позволила сделать открытие нескольких классов космических объектов: пульсары, квазары и радиогалактики, и предоставила возможность ученым изучать самые далекие и мощные физические явления во Вселенной.

Земля и Вселенная, № 3, с. 52-65 (2021) | Рубрика: 18

Горда С.Ю., Соболев А.М., Кузнецов Э.Д. «Коуровка – обсерватория и астероид» Земля и Вселенная, № 3, с. 66-75 (2021)

В январе далекого 1965 года в 85 километрах к западу от Свердловска, ныне Екатеринбурга, была открыта Коуровская астрономическая обсерватория Уральского государственного университета им. А.М. Горького. Наименование обсерватории было выбрано по названию ближайшей железнодорожной станции Коуровки, поскольку добраться тогда до нее можно было исключительно по железной дороге. Своим появлением обсерватория обязана профессору Клавдии Александровне Бархатовой, возродившей в 1960 году кафедру астрономии в Уральском университете. Ее неутомимая энергия, а также царивший в те годы в нашей стране и в мире настоящий бум покорения космического пространства позволили основать новую астрономическую обсерваторию как загородную станцию наблюдений искусственных спутников Земли. Строительство станции было задумано с целью практического обучения студентов кафедры навыкам наблюдений ИСЗ и естественных небесных тел. Не обошлось и без некоторого парадокса. Так, находясь на одном материке, обсерватория и Уральский университет, которому она принадлежит, находятся в разных частях света. Обсерватория – в Европе, а университет – в Азии. Виной всему Уральский хребет, по которому проходит граница между этими частями света, поскольку город Екатеринбург располагается восточнее хребта, а обсерватория – западнее. Таким образом, она является самой восточной в Европе обсерваторией.

Земля и Вселенная, № 3, с. 66-75 (2021) | Рубрики: 03 18

Сагдеев Р.З., Зелёный Л.М., Попель С.И. «Академик В.Е. Фортов и международный проект "Вега"» Земля и Вселенная, № 3, с. 76-91 (2021)

Земля и Вселенная, № 3, с. 76-91 (2021) | Рубрики: 03 18

Селиванова О.В. «Пионеры ракетной техники. Документы личного фонда Ф.А. Цандера в архиве РАН» Земля и Вселенная, № 3, с. 92-97 (2021)

Важное место в истории отечественной теории межпланетных полетов и развитии летательных аппаратов занимает Фридрих Артурович Цандер, популяризатор идеи межпланетных полетов. Он одним из первых начал рассматривать идею полета в космос как инженерную задачу, разрабатывая такие вопросы, как выбор траекторий межпланетных перелетов с минимальным расходом топлива, время пребывания космических кораблей в пути, вопросы коррекции их траекторий для обеспечения безопасного движения в космосе и спуска на планету, расчеты температур стенок камер сгорания. При его непосредственном участии была создана знаменитая ГИРД (Группа изучения реактивного движения) – предтеча всей отечественной ракетной промышленности.

Земля и Вселенная, № 3, с. 92-97 (2021) | Рубрики: 03 18