Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2021, № 4

 

Ефимов Д.Ю. «Моделирование непрерывно-неоднородного покрытия упругого цилиндра с заданными звукоотражающими свойствами в полупространстве» Известия Тульского государственного университета. Технические науки, № 4, с. 125-133 (2021)

Рассматривается задача дифракции плоской звуковой волны упругим цилиндром с непрерывно-неоднородным упругим покрытием, находящимся вблизи идеальной абсолютно жесткой или акустически мягкой поверхности. Рассчитаны угловая и частотная зависимости амплитуды рассеянного акустического поля. Показана возможность моделирования неоднородных упругих покрытий с заданными звукоотражающими свойствами. В классе многочленов второй степени были найдены аналитические зависимости, характеризующие неоднородные покрытия, минимизирующие интенсивность рассеяния звука в заданных угловых и частотных диапазонах.

Известия Тульского государственного университета. Технические науки, № 4, с. 125-133 (2021) | Рубрики: 04.03 04.06 10.06

 

Померанцев Д.Ю., Ермаков А.А., Климов Н.Н. «Разработка акустического метода и исследование возможности определения напряженного состояния изделий и дефектов» Известия Тульского государственного университета. Технические науки, № 4, с. 412-419 (2021)

Предлагается использовать продукт "Прочность", разработанный группой сотрудников Томского политехнического института, для диагностики напряженного состояния несвязанного пути. Это устройство позволяет определить спектр колебаний несвязанного пути, который образуется продольными, поперечными и изгибными волнами рельсов, в целях выявления их напряженного состояния. В свободном состоянии для бесстыкового пути оцениваются формулами для различных типов волн и их значения. При измерении величины скорости, а также анализе, какое значение имеет частота волн на несвязанном тракте, следует констатировать, что регистрируются скорости от 719 м/с до 3300 м/с и частоты в диапазоне от 300 до 5500 Гц. Это указывает на возбуждение поперечных и изгибных волн в рельсовом хлысте при боковом ударе. Использование данного устройства возможно после проведения более детального исследования свободного от стыка напряженного состояния в условиях его сжатия, растяжения и нулевых напряжений набора спектральных идентификаторов, которые будут варьироваться в зависимости от фактических напряжений. Предполагается, что данный выброс размером полуволны выброса около 40 м и возникающей изгибающей волной с длительностью выброса около 0,2 секунды дает частоту 5 Гц, при этом длина волны будет составлять 80 м а величина скорости – 400 м/с. Сравнительный анализ скорости в данной частоте с использованием формулы, которая предназначена для изгибных волн (4), приводит к значению около 100 м/с. Это существенное различие указывает на то, что в целях теоретического исследования процесса выброса в реальных условиях требуется ряд дополнительных исследований, определяющих совокупность механических свойств, которые имеет балластная призма, взаимодействия шпальной решетки с балластом и рельсами.

Известия Тульского государственного университета. Технические науки, № 4, с. 412-419 (2021) | Рубрики: 04.14 14.04