Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

Контроль. Диагностика. 2021. 24, № 9

 

Данилов В.Н., Воронкова Л.В. «О влиянии размеров включений пластинчатого графита и его объемного содержания на акустические параметры чугуна и характеристики сигналов ультразвуковой продольной волны» Контроль. Диагностика, 24, № 9, с. 4-15 (2021)

Представлены алгоритмы расчета скорости (в приближении мелкослоистой модели) и коэффициента затухания продольной ультразвуковой волны в чугуне в зависимости от среднего размера элементов графита и его объемного содержания, результаты расчета по которым качественно подтверждены экспериментально. Расчет скорости проводили с использованием мелкослоистой модели структуры, включения графита описывали в виде плоскопараллельных слоев, размещенных в изотропной упругой среде (металлической основе). Проведено компьютерное моделирование акустических трактов для среды – чугуна с пластинчатым графитом для стандартных прямых преобразователей в целях изучения влияния такой среды на характеристики излучаемых и регистрируемых сигналов при ультразвуковом контроле. В ходе исследований для расчета коэффициента затухания продольных волн в чугуне с пластинчатым графитом, обусловленного их рэлеевским и фазовым рассеянием на графитовых включениях, использовали результаты, полученные ранее. Проведено компьютерное моделирование акустических характеристик сигналов прямого линейного преобразователя с фазированной решеткой (ПФР) в чугуне с пластинчатым графитом, в процессе которого рассчитывалась форма акустических импульсов продольной волны, зависящая от пройденного волной расстояния и значения коэффициента затухания для различных моделей чугуна. К основным моделировавшимся характеристикам преобразователя относятся диаграмма направленности и изменение амплитуды сигнала вдоль акустической оси. Показано, что для чугуна с пластинчатым графитом возможны случаи, когда направленность излучения ПФР в чугун практически отсутствует.

Контроль. Диагностика, 24, № 9, с. 4-15 (2021) | Рубрика: 14.04

 

Марков А.А., Максимова Е.А. «Проблемы высокоскоростной дефектоскопии рельсов» Контроль. Диагностика, 24, № 9, с. 16-25 (2021)

Аннотация. Рассмотрены основные факторы, снижающие качество неразрушающего контроля рельсов при высокоскоростном сканировании. Базируясь на анализе реальных дефектограмм, полученных при контроле рельсов на скоростях до 120 км /ч, сформулированы выводы, свидетельствующие о заметном уменьшении зон локации дефектов и увеличении протяженности участков с нарушениями акустического контакта при повышении скорости сканирования. Впервые подняты вопросы, касающиеся проверки работоспособности дефектоскопических средств в реальных условиях контроля. Из рассмотренных пяти факторов наиболее значимыми являются причины, влияющие на качество и объем получения первичной информации о состоянии контролируемых рельсов.

Контроль. Диагностика, 24, № 9, с. 16-25 (2021) | Рубрика: 14.04