Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

04.05 Упругие волны в твердых телах

 

Аббакумов К.Е., Вагин А.В. «Особенности волновых процессов в микронеоднородных средах с ориентированной трещиноватостью» Современные методы и приборы контроля качества и диагностики состояния объектов. Сборник статей 7-й Международной научно-технической конференции. Могилев, 24–25 сентября 2020 г., с. 15-21 (2019)

Рассмотрены особенности волновых процессов в неоднородных средах с ориентированной системой трещиноподобных несплошностей. В длинноволновом диапазоне для гармонических сигналов в мелкослоистой среде в явном виде получены дисперсионные уравнения для определения фазовых скоростей упругих волн, распространяющихся перпендикулярно и параллельно системе слоев, контакты на границах которых определены в приближении «линейного скольжения». Получены и проанализированы результаты численных решений указанных уравнений в зависимости от параметров микрошероховатости прилегающих поверхностей микротрещин.

Современные методы и приборы контроля качества и диагностики состояния объектов. Сборник статей 7-й Международной научно-технической конференции. Могилев, 24–25 сентября 2020 г., с. 15-21 (2019) | Рубрики: 04.05 04.06 05.13 06.13

 

Заславский Ю.М., Заславский В.Ю. «Сейсмические колебания, возбуждаемые движущимся железнодорожным составом» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 163-172 (2021)

Представлен теоретический анализ сейсмических колебаний, возбуждаемых движущимся железнодорожным экспрессом. Исследуется возможность использования сейсмических колебаний техногенной природы, создаваемых самим транспортным средством и регистрируемых аппаратурой, применяемой при сейсморазведке недр, для обнаружения и локализации участков геосреды под путями и в окрестностях, подверженных карстовым явлениям, где риски аварийности повышены. Указаны основные физические механизмы возбуждения сейсмических волн, бегущих вдоль свободной поверхности и уходящих вглубь земной толщи. Выполнен расчёт спектра поверхностной рэлеевской волны, преобладающей в сейсмическом отклике вблизи магистрали. Анализируются амплитудно-частотные характеристики и их зависимости от дистанции до пункта регистрации. Графики спектра сейсмических волн, демонстрируемые в виде рельефа на плоскости частота–дистанция, представлены при нескольких значениях скорости движения и параметров верхнего слоя осадочной толщи. Результаты могут найти применение при разработке алгоритмов мониторинга среды и удалённого контроля возникновения карстовых провалов под ж.-д. путями.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 163-172 (2021) | Рубрики: 04.05 10.01 10.06

 

Черняк В.В., Куклин Д.А., Буторина М.В., Васильев А.П. «Совместное применение расчетного и измерительного методов оценки шума железнодорожного транспорта для разработки шумозащитных мероприятий» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 184-190 (2021)

Рассматривается совместное применение расчетного и измерительного методов оценки шума от железнодорожного транспорта, воздействующего на селитебные территории. Карты шума, полученные путем расчета распространения шума на местности, являются наиболее эффективным инструментом для оценки шума на селитебной территории от потоков железнодорожного транспорта. Для получения достоверных результатов при применении карт шума, одним из наиболее важных этапов разработки является калибровка карты путем оценки сходимости расчетных значений шума в контрольных точках с результатами натурных инструментальных измерений. Данный подход применен для оценки акустической ситуации на селитебной территории поселка Петро-Славянка и последующей разработки комплекса шумозащитных мероприятий.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 184-190 (2021) | Рубрики: 04.05 10.01 10.06

 

Прокофьева П.Е., Канев Н.Г. «Оценка неопределенности прогноза вибрации железнодорожного транспорта в проектируемых зданиях» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 225-231 (2021)

Рассмотрена проблема возникновения неопределенности измерений вибрации от железнодорожного транспорта и ее влияние на дальнейший прогноз вибрационной обстановки в сооружениях, расположенных в непосредственной близости от железнодорожных путей. Приведены результаты натурных измерений нормируемого параметра – виброскорости, на основе которых был проведен анализ типов проходящих поездов, а также составлен график интенсивности проездов. Выявлено, что проезды имеют значительный разброс, который описывается количественно в виде неопределенности измерений исходных данных, значения которой в общем случае расходятся с прогнозируемыми. Показано, что для достоверного прогноза вибрации в зданиях необходимо принимать во внимание существующие методики оценки неопределенности прогноза вибрации и коэффициенты передачи, которые на данный момент нормативно не предусмотрены. Полученные данные могут быть полезны для усовершенствования нормативной базы в области виброзащиты.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 225-231 (2021) | Рубрики: 04.05 10.01 10.05 10.06