Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.01 Шумы и вибрации в воздушной среде

 

Зинкин В.Н., Мозжухина Н.А., Ахметзянов И.М. «История изучения инфразвука как вредного производственного фактора в России» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 51-59 (2021)

Инфразвук является относительно новым регламентируемым производственным фактором. Интерес к изучению медико-биологического действия инфразвука и низкочастотных акустических колебаний возрос после ряда публикаций французского исследователя Владимира Гавро о выраженном действии на человека инфразвуковых генераторов. В конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века начались широкомасштабные исследования инфразвука – физические, инженерные, биофизические, медико-биологические и физиолого-гигиенические, в том числе и в нашей стране. Наиболее значимые фундаментальные исследования по изучению медико-биологического действия инфразвука были проведены в научных учреждениях Санкт-Петербурга, Москвы, Воронежа. Это позволило выявить основные источники инфразвука на производстве, сформировать концепцию об инфразвуке как вредном производственном факторе, разработать гигиенические нормативы для различных условий деятельности человека, определить основные направления защиты организма человека от вредного влияния инфразвука.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 51-59 (2021) | Рубрики: 08.02 10.01

 

Терентьева Л.В., Нигматуллин Р.З. «Расчет генерации тонального шума и турбины низкого давления на основе моделирования нестационарного течения газового потока» Авиадвигатели XXI века. Москва 24–27 ноября 2015 г. Сборник тезисов докладов, с. 319-321 (2015)

Проведено исследование тонального шума, генерируемого модельной двухступенчатой неохлаждаемой турбиной низкого давления на различных режимах работы. Анализ основан на численном интегрировании системы осредненных по Рейнольдсу трехмерных нестационарных уравнений Навье–Стокса, описывающих турбулентные течения вязкого теплопроводного газа. Полученное в результате расчета поле пульсаций давления преобразуется методами спектрального анализа, что позволяет получить тональные характеристики шума, генерируемого в выходном сечении турбины. Подробное описание метода расчета, а также способа извлечения акустической информации из полученных результатов, приведено ранее.

Авиадвигатели XXI века. Москва 24–27 ноября 2015 г. Сборник тезисов докладов, с. 319-321 (2015) | Рубрики: 08.08 08.11 08.14 10.01

 

Халецкий Ю.Д., Почкин Я.С., Коржнев В.Н. «Влияние конструктивных особенностей второго порядка на шум модели вентилятора» Авиадвигатели XXI века. Москва 24–27 ноября 2015 г. Сборник тезисов докладов, с. 274-275 (2015)

Множество вращающихся и неподвижных венцов в турбомашинах делает их спектры шума сложными и разнообразными, содержащими тональный шум не только вентилятора, но и компрессора низкого давления на частотах следования и их гармониках, а также на суммарных и разностных частотах. Тональные составляющие на этих частотах являются результатом нелинейного взаимодействия вращающихся венцов. Обычно распространяющиеся в канале двухконтурного двигателя тоны генерируются только в результате взаимодействия ротора вентилятора и его направляющего аппарата, поскольку тоны, распространяющиеся вниз по потоку, многочисленны и имеют различные механизмы генерации. Однако следы от ротора вентилятора взаимодействуют не только с НА вентилятора, но и со статорами компрессора. При этом наличествует также взаимодействие между статорами и роторами компрессора (бустера). Кроме того, следы от ротора вентилятора взаимодействуют с вращающимися роторами компрессора. Между тем, тоны, генерируемые во внутреннем контуре двигателя, т.е. в компрессоре, при распространении их к воздухозаборнику должны преодолеть встречный поток и вращающиеся венцы, отражающие волновой фронт. В зависимости от угла, при котором распространяется волновой фронт, вращающаяся решетка может пропустить его через себя, а может оказаться непреодолимым барьером. Организация барьера для волнового фронта может быть важным инструментом для снижения шума турбомашин, наряду с отсечкой и др. При исследовании акустических характеристик модельной ступени двухконтурного широкохордного вентилятора были получены «богатые» спектры шума, содержащие большое число тональных составляющих на частоте следования вентилятора, на частотах следования компрессора и суммарные и разностные составляющие шума взаимодействия вентилятора с компрессором. При более тщательном рассмотрении реальной конструкции модели вентилятора обратило на себя внимание наличие трех щелей на нижней поверхности компрессорных ступеней, которые являются элементами лабиринтных уплотнений. На низких режимах работы вентилятора эти уплотнения открыты и пропускают некоторый поток воздуха, который может исказить картину течения перед ротором вентилятора. В результате этот элемент конструкции на определенных режимах существенно влияет на генерацию тонального шума вентилятора. Естественно, влияние этих конструктивных особенностей вентилятора второго порядка значимости до сих пор не принимается во внимание в методах расчета шума вентиляторов ТРДД. Сравнение спектров шума модели вентилятора при наличии и отсутствии лабиринтных уплотнений является целью данной работы.

Авиадвигатели XXI века. Москва 24–27 ноября 2015 г. Сборник тезисов докладов, с. 274-275 (2015) | Рубрики: 08.11 10.01 10.08

 

Халецкий Ю.Д., Милешин В.И. «Перспективные технологии снижения шума вентиляторов авиационных двигателей» Авиадвигатели XXI века. Москва 24–27 ноября 2015 г. Сборник тезисов докладов, с. 275-276 (2015)

Перспективные схемы авиадвигателей должны обеспечить существенное снижение потребления топлива. К счастью, развитие конструктивных параметров вентиляторов авиационных двигателей осуществляется за счет повышения их степени двухконтурности, которое имеет жесткую связь со снижением окружной скорости вентилятора, являющимся наиболее значимым параметром, влияющим на уровень генерируемого шума. За последние 20 лет ведущими авиадвигателестроительными корпорациями мира с целью снижения шума достигнуто снижение окружной скорости вентиляторов стандартной схемы с 450 м/с до 350 м/с при увеличении степени двухконтурности с 5–6 до 10–12. Дальнейший прогресс снижения шума в источнике связан с переходом на другую конструктивную схему авиационных ГТД, а именно – схему двигателя с редуктором. Для редукторного ТРДД окружная скорость вентилятора стандартной схемы может быть снижена до Ub=315–330 м/с, а для вентиляторов биротативной схемы до Ub=280 м/с и ниже. Для создания НТЗ по исследованию акустических характеристик указанных вентиляторов ЦИАМ разрабатывает УСИД на базе модельной ступени вентилятора стандартной схемы С194-2 с Ub=313 м/с. Для биротативных вентиляторов разрабатываются два УСИДа – на базе ступени CRTF2A с Ub=280 м/с, m=10 и на базе ступени вентилятора проекта COBRA с Ub=218 м/с и m=20. В настоящее время в нашей стране и за рубежом выполняются научноисследовательских программы, направленные на разработку методов снижения шума основного источника шума современных самолетов – вентилятора ТРДД. В соответствии с завершенной в этом году российской исследовательской программой, выполнена верификация нескольких таких методов с использованием универсального стендового имитатора двигателя диаметром 700 мм. К ним относятся метод наклона стреловидных лопаток спрямляющего аппарата, использование комбинированных глушителей шума авиационных двигателей, использование пористого материала в качестве второго слоя сопротивления в двухслойных сотовых ЗПК, применение надроторного устройства в виде щелевой проставки в качестве глушителя шума вентилятора, акустического разделителя потока, установленного за СА вентилятора. Эти методы в настоящее время находятся на уровне технологической готовности 4–5. На более низком уровне технологической готовности (2–3) находятся такие методы, как регулировка площадью сопла внешнего контура двигателя, акустическая облицовка поверхности обечайки над РК пористым материалом, облицовка звукопоглощающим материалом поверхности лопаток СА вентилятора, применение активных методов управления шумом вентилятора, экранирование шума двигателя фюзеляжем.

Авиадвигатели XXI века. Москва 24–27 ноября 2015 г. Сборник тезисов докладов, с. 275-276 (2015) | Рубрики: 08.11 08.14 10.01 10.08

 

Замтфорт Б.С. «Активное снижение шума ВРД» Авиадвигатели XXI века. Москва 24–27 ноября 2015 г. Сборник тезисов докладов, с. 204-205 (2015)

Основным способом снижения шума, генерируемого двигателем, является пассивный способ – установка звукопоглощающих конструкций (ЗПК) в его воздухозаборном и наружном каналах. Известно, что при измерениях уровней шума двигателя на открытом стенде или в контрольных точках самолета в спектрах шума видны хоть и уменьшенные ЗПК пики тонального шума, но не полностью ими заглушенные. Тенденции развития уже создаваемых и перспективных двигателей показывают, что имеет место следующее сочетание неблагоприятных факторов: 1) рост диаметра вентилятора, что при его постоянной окружной скорости, ведет к уменьшению частоты следования лопаток вентилятора и ее гармоник, как из-за уменьшения числа оборотов вентилятора, так и уменьшения числа его лопаток из-за увеличения их размеров; 2) увеличению величины отношения H/λ (отношения высоты канала к длине звуковой волны); 3) уменьшению длины канала в калибрах ( отношение длины канала к его высоте). Все это ведет к значительному снижению эффективности работы ЗПК. Поэтому применение метода активного снижения шума вентилятора не может не вызывать еще больший интерес. Как известно, тональный шум может быть уменьшен активным способом снижения – генерацией в противофазе шума на соответствующих частотах. К системе активного снижения шума предъявляются жесткие требования: а) создание высоких уровней звукового давления в заданном частотном диапазоне; б) небольшой вес при ограничениях по потребляемой мощности, в. ресурс работы, соответствующий ресурсу работы двигателя. Поэтому создание высокоинтенсивных и высокоэффективных источников шума таких как пьезокерамические, жидкостные и другие электромеханические излучатели является технически сложной и важной задачей. В связи с этим представляет интерес оценить потенциал снижения шума двигателей в контрольных точках самолета при использовании системы активного снижения шума. Так в работе, выполненной одной из американских двигателестроительных фирм для ВРД со степенью двухконтурности m=15.8, показано, что эффективность пассивных средств снижения шума (ЗПК) для самолета, оснащенного этими двигателями, составляет: 5.2; 5.7; и 3.2 EPNдБ на режимах взлета, набора высоты и посадки соответственно. Применение только метода активного снижения шума дает возможность снизить шум самолета на: 2.3; 1.2 и 1.2 EPNдБ на тех же режимах соответственно. Максимальная величина снижения шума в одной из контрольных точек самолета составляет 2.5 EPNдБ при снижении шума всех гармоник частоты следования лопаток вентилятора и высокой окружной скорости вентилятора. Величина выигрыша увеличивается при увеличении ?в. При небольших ?в величина выигрыша уменьшается до 1 EPNдБ. В данной работе решается несколько другая задача – на практике достаточно часто встречаются случаи, когда самолету для удовлетворения тех или иных норм стандарта ИКАО не хватает совсем небольшой величины 1- 1.5 EPNдБ. На серьезное вмешательство в конструкцию самолета и/или двигателя нет ни времени, ни средств. В таких случаях использование системы активного снижения шума может дать требуемый положительный эффект. При решении задачи считается, что в двигателях уже находятся средства пассивного снижения шума (ЗПК). Ясно, что в условиях, когда интенсивность пиков тонального шума уже снижена ЗПК, эффективность применения системы активного снижения шума еще уменьшится. В работе были выполнены расчеты по оценке эффективности такого двойного воздействия на уровни шума, генерируемого вентилятором. На примере двигателей со степенью двухконтурности m=4.4, установленных на 2-х двигательном самолете, показано, что применение системы активного снижения шума составляет: 0.5; 0.2 и 0.2 EPNдБ на режимах взлета, набора высоты и посадки соответственно т.е. полезный эффект может составить около 1 EPNдБ. Таким образом, эту методику снижения уровня шума самолета необходимо рассматривать наряду с другими приемами при выборе направления акустической доводки самолета

Авиадвигатели XXI века. Москва 24–27 ноября 2015 г. Сборник тезисов докладов, с. 204-205 (2015) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Миронов А.К., Крашенинников С.Ю. «Оценка акустической эффективности шевронов для снижения шума выхлопной струи авиадвигателей различной размерности» Авиадвигатели XXI века. Москва 24–27 ноября 2015 г. Сборник тезисов докладов, с. 368-370 (2015)

Основной целью работы является исследование целесообразности применения шевронов для снижения шума струи ТРДД различной размерности.

Авиадвигатели XXI века. Москва 24–27 ноября 2015 г. Сборник тезисов докладов, с. 368-370 (2015) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Токталиев П.Д., Крашенинников С.Ю., Маслов В.П., Миронов А.К. «Исследование свойств течения и тонального акустического излучения турбулентной закрученной струи» Авиадвигатели XXI века. Москва 24–27 ноября 2015 г. Сборник тезисов докладов, с. 382-383 (2015)

Проведен анализ нестационарных периодических процессов, имеющих место в струях с высокой интенсивностью закрутки на основании экспериментальных исследований и численных расчетов нестационарного течения в струях за закручивающими устройствами. Проведенные экспериментальные и расчетные исследования структуры течения показали, что осредненное распределение параметров в потоке струи формируется в результате нестационарных процессов, которые включают в себя, как интенсивный турбулентный перенос, так и нестационарные процессы, обусловленные неустойчивостью течения с обратным током, который имеет место в центральной части струи. Основное зафиксированное движение в виде прецессии динамических неоднородностей относительно оси струи проявляется в виде кругового движения в направлении вращения струи, но со скоростью, отличной от вращательной скорости в струе. Скорость прецессионного движения может существенно превосходить среднюю максимальную вращательную скорость. Вблизи источника струи прецессионное движение проявляется в виде периодического вращения динамических неоднородностей по закону твердого тела. При этом линейный масштаб динамической неоднородности равен длине окружности. Создаваемые этими неоднородностями внешние возмущения имеют такой же период, и соответствующая этим возмущениям частота акустического возмущения f0 совпадает с частотой прецессии.

Авиадвигатели XXI века. Москва 24–27 ноября 2015 г. Сборник тезисов докладов, с. 382-383 (2015) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Фараносов Г.А., Копьев В.Ф., Беляев И.В., Зайцев М.Ю., Алексенцев А.А., Берсенев Ю.В., Вискова Т.А., Чурсин В.А. «Исследование азимутальных компонент шума струи и локализация источников для двигателя ПС-90 на открытом стенде ОС-5» Авиадвигатели XXI века. Москва 24–27 ноября 2015 г. Сборник тезисов докладов, с. 385-386 (2015)

Для эффективной разработки концепций снижения шума необходимо обладать пониманием физики, лежащей в основе процесса генерации шума. Один из экспериментальных методов – метод азимутальной декомпозиции (МАД), позволяющий извлекать «тонкие» особенности источников звука различных типов, был разработан в ЦАГИ, как стандартный инструмент анализа данных, и успешно применен к анализу шума струи на малых масштабах. В условиях лабораторных испытаний МАД реализован посредством 6-микрофонной решетки с равномерно распределенными микрофонами, расположенными в дальнем акустическом поле струи. В последующих работах метод был обобщен на случай меньшего количества микрофонов, что сделало возможным его использование для анализа данных по шуму струи в условиях открытого стенда. Другим методом исследования сложных источников шума является метод, основанный на использовании плоских фазированных микрофонных решеток и позволяющий строить карты локализации источников шума исследуемого объекта. В настоящей работе представлены результаты анализа азимутальных мод шума струи с помощью модифицированного метода азимутальной декомпозиции, а также предварительные результаты локализации источников шума двигателя с помощью многоканальной микрофонной решетки, полученные на открытом акустическом стенде ОАО «Авиадвигатель». Измерения азимутальных мод проводились 2-мя специальным образом расположенными микрофонами в каждом сечении струи (всего – в 5 сечениях). Были определены направленности осесимметричной моды и суммы 1 и 2-й мод. Показано, что как и для маломасштабных струй, при уменьшении угла между осью струи и наблюдателем увеличивается уровень излучения осесимметричной моды. Кроме того, при изменении угла наблюдения спектры полного сигнала и отдельных мод принимают форму с более выраженным максимумом при уменьшении угла. В целом, крупномасштабные струи, рассмотренные в работе, ведут себя примерно также, как и маломасштабные струи. Выполнено сравнение диаграмм направленности азимутальных мод крупномасштабной струи и маломасштабной струи близкой скорости истечения. Показано, что нормированные диаграммы направленности для маломасштабной и крупномасштабной струй находятся в хорошем качественном соответствии в смысле изменения мощности полного сигнала с числом Струхаля, увеличения вклада осесимметричной моды при малых углах наблюдения, увеличения вклада 1 и 2 мод в боковом направлении, однако заметна разница как для форм направленностей, так и для их относительных амплитуд. Наблюдаемые расхождения могут быть связаны с различием в структуре струй и условиях истечения, упрощенной процедурой пересчета данных (с одной цилиндрической поверхности на другую), ошибками измерений в крупномасштабных тестах и др. Локализация источников шума с помощью решетки микрофонов, установленной в вертикальной плоскости, позволила локализовать в различных полосах частот шум струи, шум вентилятора, а также шум из подкапотного пространства двигателя. Проведен предварительный анализ полученных данных.

Авиадвигатели XXI века. Москва 24–27 ноября 2015 г. Сборник тезисов докладов, с. 385-386 (2015) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Россихин А.А., Панков С.В., Дружинин Я.М., Милешин В.И. «Численный метод 3D расчета тонального шума лопаточных машин» Авиадвигатели XXI века. Москва 24–27 ноября 2015 г. Сборник тезисов докладов, с. 261-262 (2015)

В ЦИАМ разработан численный метод 3D расчета тонального шума лопаточных машин в ближнем и дальнем поле. Метод базируется на прямом численном решении трехмерных уравнений Эйлера для возмущений, как линейных, так и нелинейных, поверх стационарного неоднородного трехмерного вязкого поля течения с помощью разностных схем вычислительной акустики. Он позволяет проводить как расчет генерации шума, при взаимодействии венцов, так и расчет распространения излучения по каналам лопаточной машины. Для расчета акустических характеристик лопаточной машины в дальнем поле применяется методика, основанная на уравнении Фокс Вильямса–Хоукингса. Метод реализован в программном комплексе ЦИАМ 3DAS. Дискретизация уравнений по пространству в рамках используемого метода построена на основе метода конечных объемов и с использованием обобщенной на метод конечных объемов аэроакустической DRP (Dispersion Relation Preserving Scheme) схемы четвертого порядка. Для дискретизации уравнений по времени применяется явная оптимизированная 4х шаговая схема Рунге–Кутта (LDDRK – Low Dissipation and Dispersion Runge-Kutta Schemes) второго порядка или 6ти шаговая схема Рунге-Кутта четвертого порядка. Программный комплекс допускает проведение нестационарного расчета, как во временной, так и в частотной области. Во втором случае решение ищется в виде конечного набора полей гармоник некоторой базовой частоты, достаточного для описания эволюции течения во времени. При этом нестационарная задача сводится к стационарной задаче для набора коэффициентов Фурье. Для целого ряда задач, метод расчета в частотной области обеспечивает более быструю сходимость решения. В настоящее время в программном комплексе расчет в частотной области можно проводить с использованием как линейных, так и нелинейных уравнений Эйлера для возмущений. Метод расчета ротор-статор взаимодействия, используемый в программном комплексе, основан на решении трехмерной системы уравнений Эйлера для возмущений в системе отсчета связанной с лопаточными венцами. На первом этапе расчета, с использованием полных осредненных по Рейнольдсу уравнений Навье–Стокса и интерфейсов между венцами типа – mixing plain?, проводится расчет среднего стационарного поля течения внутри турбомашины. Полученные результаты используются как исходные данные для нестационарного расчета взаимодействия на основе невязких уравнений для возмущений. Взаимодействие между венцами в рамках данного расчета осуществляется с помощью интерфейса скользящих сеток . Результаты, полученные при расчете взаимодействия, используются в программном комплексе как исходные данные для задачи расчета распространения шума через входное и выходное устройства лопаточной машины. При этом, если входные или выходные устройства осесимметричны, а амплитуда возмущений мала, решение может быть разложено по гармоникам азимутального угла, и расчет может быть проведен отдельно для каждой гармоники на двумерной расчетной области, которая соответствует продольному сечению изначальной трехмерной геометрии (квазитрехмерный подход). Переход от трехмерной задачи к набору двухмерных позволяет, когда он возможен, существенно ускорить расчет. Программный комплекс ЦИАМ 3DAS может применяться для расчета тонального шума лопаточных машин разных типов, в том числе однорядных вентиляторов, закапотированных биротативных вентиляторов, турбин низкого давления и открытых биротативных винтовентиляторов. В данной работе представлен ряд тестовых примеров, показывающих, что различные методы расчета, которые могут использоваться в программном комплексе, дают согласующиеся друг с другом результаты. Кроме того приведены примеры трехмерных расчетов тонального шума для реально существующих лопаточных машин.

Авиадвигатели XXI века. Москва 24–27 ноября 2015 г. Сборник тезисов докладов, с. 261-262 (2015) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Крашенинников С.Ю., Бендерский Л.А. «Исследование шумообразования в турбулентной струе на основе численных расчетов с использованием LES технологии» Авиадвигатели XXI века. Москва 24–27 ноября 2015 г. Сборник тезисов докладов, с. 354-357 (2015)

В соответствии с акустической аналогией Лайтхилла, шум турбулентной струи возникает из-за возмущающего воздействия турбулентных пульсаций в струе на окружающую среду. При использовании технологии LES проведены расчеты течения в дозвуковых турбулентных воздушных струях, распространяющихся в затопленном пространстве. Получены «мгновенные» картины течения и их трансформация по времени. Использовалось явление понижения статического давления в областях занятых «турбулентной жидкостью» для определения конфигураций этих областей, их свойств и трансформации по времени. Трансформация возмущений статического давления в звуковые волны происходит в областях, занятых подтекающим воздухом. Это объясняет известные данные по интенсивности звукового излучения струи и ее акустомеханическому кпд, для которых определяющим параметром является число Маха, вычисленное по скорости истечения, отнесенной к скорости звука в окружающей среде Результаты расчетов подтверждают предположение о механизме формирования звуковых волн, как следствия возникновения пульсаций в подтекающей жидкости из-за перемежающегося турбулентного течения в струе.

Авиадвигатели XXI века. Москва 24–27 ноября 2015 г. Сборник тезисов докладов, с. 354-357 (2015) | Рубрика: 10.01

 

Цыганков В.В., Кумекина В.В. «Критерии отбора методов снижения шума на селитебных территориях поселений» Строительство – 2016. Материалы II Брянского международного инновационного форума. Брянск, 01 декабря 2016 г., с. 142-146 (2016)

В статье не разработана определенная модель расчета шумозащитных мероприятий на селитебных территориях городов. Более рациональным представляется оказать необходимую помощь чиновникам, занимающимся в своих муниципальных образованиях вопросами обеспечения комфортной среды проживания по фактору шума. Мы рассматриваем наиболее ценные и эффективные критерии отбора проектировщиками, строителями, и разработчиками физических методов уменьшения шума на селитебных территориях.

Строительство – 2016. Материалы II Брянского международного инновационного форума. Брянск, 01 декабря 2016 г., с. 142-146 (2016) | Рубрики: 10.01 16

 

Ламбина Е.А., Кучеренко В.И., Уварова А.А. «Исследование шума, создаваемого при движении поездов» Интеллектуальный потенциал Сибири. материалы 28-й Региональной научной студенческой конференции: в 3 частях, с. 486-488 (2020)

Исследованы акустические характеристики движущегося подвижного состава в черте населенных пунктов, представлены выводы по результатам анализа проведенных измерений уровней звука в октавных полосах частот.

Интеллектуальный потенциал Сибири. материалы 28-й Региональной научной студенческой конференции: в 3 частях, с. 486-488 (2020) | Рубрики: 10.01 10.05

 

Харитонов В.В., Соловей Ю.Н. «Особенности вертолетного шума и риски здоровью» Материалы XIV Международной научной конференции «Системный анализ в медицине» (САМ 2020), с. 179-182 (2020)

Генерируемые шумы вертолета Ми-8 существенно отличатся по механизму образования, в результате чего образуется сложный спектр. Условия труда внутри вертолета по шуму соответствуют вредным условиям труда (класс 3.2–3.3), а по инфразвуку – допустимым (класс 2). Одновременное действие интенсивного шума, инфразвука и общей вибрации создают высокие риски здоровью персонала вертолетов.

Материалы XIV Международной научной конференции «Системный анализ в медицине» (САМ 2020), с. 179-182 (2020) | Рубрики: 10.01 13.01

 

Горин В.А., Клименко В.В., Аксенова Ю.Г. «Снижение шума трамвайной сети в городской застройке» Устойчивое развитие региона: архитектура, строительство, транспорт: материалы VII-й международной научно-практической конференции Института архитектуры, строительства и транспорта, с. 116-118 (2020)

Во многих крупных городах доля трамвая в общем объеме городских пассажирских перевозок достаточно велика. С увеличением численности автомобильного парка загруженность городских улиц не позволяет повышать эффективность нерельсового пассажирского транспорта, (автобусного и троллейбусного). В этой ситуации целесообразно преимущественное развитие рельсового, особенно внеуличного общественного транспорта (трамвая и скоростного трамвая). Однако в сложившихся городских районах трамвайные линии часто расположены близко к жилой застройке, что противоречит требованиям строительных норм и правил. Поэтому особенно остро стоит проблема акустического загрязнения примагистральных территорий старых жилых районов. На примере г. Краснодара показано, что для снижения шума от существующих и проектируемых трамвайных линий целесообразно применение комплекса организационных, технологических и строительно-акустических шумозащитных мероприятий.

Устойчивое развитие региона: архитектура, строительство, транспорт: материалы VII-й международной научно-практической конференции Института архитектуры, строительства и транспорта, с. 116-118 (2020) | Рубрика: 10.01

 

Горин В.А., Клименко В.В., Изотова М.А. «Методы оценки внешнего шума промышленных предприятий» Устойчивое развитие региона: архитектура, строительство, транспорт: материалы VII-й международной научно-практической конференции Института архитектуры, строительства и транспорта, с. 118-120 (2020)

В условиях проектирования новой и реконструкции существующей застройки в городских и сельских поселениях размещение промышленных предприятий, сооружений и иных объектов, во многих случаях, осуществляется в непосредственной близости от селитебных территорий с нормированным уровнем допустимого шума. Такие условия взаиморасположения объектов промышленности и объектов жилого и гражданского строительства приводят зачастую к превышению нормативных уровней шума. С целью обеспечения требований норм на прилегающих к промышленным предприятиям территориях последние должны отделяться от жилой застройки санитарно-защитными зонами, которые является обязательным элементом любого объекта оказывающего химическое, биологическое и физическое воздействия на среду обитания и здоровье человека. В настоящее время в нормативной литературе сведения о шумности промышленных предприятий крайне ограничены. Сложность в определении шумовой характеристики промышленных объектов связана с тем, что они представляют собой совокупность линейных (транспортные магистрали) и точечных (здания с установленным в них шумным оборудованием, всасывающие и выхлопные отверстия энергетических установок, шумное оборудование установленное на открытых площадках, вентиляционные установки и т.п.) источников шума. Задача еще более усложняется, если речь идет о промышленных зонах или узлах, в состав которых входит несколько промышленных предприятий, одновременно оказывающих неблагоприятное воздействие на прилегающие селитебные территории. Это обстоятельство потребовало их выделения в самостоятельную группу и классификации как «пространственные», что соответствует условиям размещения отдельных шумоизлучателей на территориях предприятий, причем как в «неподвижном», так и в состоянии «перемещения». Такая классификация пространственного группового источника шума определила самостоятельную методику измерения и оценку его шумовых характеристик. Детальный анализ результатов расчетов шумовых характеристик технологического оборудования и ожидаемых уровней шума на границе санитарно-защитной зоны компрессорной станции позволили сделать следующие выводы: расчетные шумовые характеристики основного технологического оборудования станции (газоперекачивающие агрегаты, аппараты воздушного охлаждения газа, турбогенераторы) отличны по спектру излучения от шумовых характеристик аналогичного оборудования известных компрессорных станций, значения которых определялись путем измерений по ГОСТ Р 51401-99 (ИСО 3744-94), и могут быть приняты как ориентировочные; превышения ожидаемых уровней звукового давления и уровней звука на границе санитарнозащитной зоны компрессорной станции над нормативными значениями лежат в пределах погрешности? метода измерений; окончательную оценку шумового режима работы технологического оборудования и уровней шума на границе санитарно-защитной зоны компрессорной станции можно получить в период ее пробного, первого пуска. В связи с этим были разработаны строительно-акустические мероприятия по снижению шума на границе санитарно-защитной зоны компрессорной станции, внедрение которых может быть осуществлено на любом этапе строительства

Устойчивое развитие региона: архитектура, строительство, транспорт: материалы VII-й международной научно-практической конференции Института архитектуры, строительства и транспорта, с. 118-120 (2020) | Рубрики: 10.01 11.07 14.08

 

Головко А.В., Крюкова А.А., Островская А.А. «Использование однородных марковских цепей при оценке распределения звуковой энергии в системах акустически связанных помещений…» Устойчивое развитие региона: архитектура, строительство, транспорт: материалы VII-й международной научно-практической конференции Института архитектуры, строительства и транспорта, с. 194-198 (2020)

Известно, что в большинстве случаев распределения звуковой энергии в зданиях гражданского назначения следует рассматривать как в системах акустически связанных помещений. Такой подход позволяет решать задачи по акустическому благоустройству в зданиях, учитывая акустическую взаимосвязь групп помещений, например, в квартирах жилых зданий. Для решения этих задач в настоящее время разработаны программные продукты, учитывающие виды акустических связей между различными воздушными объемами. Сравнение результатов расчетов, полученных с использованием однородных Марковских цепей, с результатами, полученными на основе формул статической теории акустики в соразмерных помещениях с диффузным звуковым полем, показало хорошее согласование. Расхождения результатов не превышают 2–3%. Методика может быть использована при решении задач по оценке акустического режима на стадии проектирования шумозащиты в зданиях с акустически связанными между собой воздушными объемами.

Устойчивое развитие региона: архитектура, строительство, транспорт: материалы VII-й международной научно-практической конференции Института архитектуры, строительства и транспорта, с. 194-198 (2020) | Рубрики: 10.01 11.06 11.07

 

Шашурин А.Е., Борцова С.С., Васильева В.К. «Проблемы современной инженерной акустики» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 11-15 (2021)

Вопросами акустики занимались ученые еще несколько сотен лет назад. Последнее столетие многие ведущие специалисты в этой области посвятили свои работы акустическим исследованиям. В нашей стране вопросам борьбы с шумом уделялось недостаточно внимания, но в начале 21 века эта проблема приобрела более широкий интерес. Вместе с этим отмечаются такие проблемы, как недостаточное финансирование, слабая инженерная подготовка, острая необходимость в обновлении нормативной базы и соблюдении принятых законов и документов. Авторами предложено обратить внимание и решать обозначенные вопросы, связанные с реальными статистическими примерами о финансировании и условиях труда. Уделив особое внимание борьбе с повышенным акустическим шумом и вибрацией, можно остановить регресс в социальной и экономической сферах.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 11-15 (2021) | Рубрики: 10.01 16

 

Тупов В.Б. «Особенности использования экранов для снижения шума энергетического оборудования» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 16-23 (2021)

Рассмотрены вопросы использования экранов для снижения шума энергетического оборудования, которые актуальны не только для энергетики, но и для энергетических объектов в других отраслях промышленности. Рассмотрено использование экранов для снижения шума трансформаторов, градирен, компрессоров, газораспределительных пунктов, газопроводов, а также совокупности источников. Приведены высоты экранов около здания газораспределительного пункта (ГРП), после которых не происходит дальнейшее увеличение их акустической эффективности, а также отмечено влияние технологических проемов на снижение эффективности акустических экранов. Показаны особенности использования акустических экранов на примере вентиляторной градирни и газопроводов низкого давления после газораспределительного пункта, когда использование акустических экранов оказывается нецелесообразным. Приведены результаты расчетов, которые показывают ограничения в использовании акустических экранов для снижения шума вентиляторных градирен большой мощности. Указано на важность комплексного снижения шума от энергетического оборудования.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 16-23 (2021) | Рубрики: 10.01 10.08

 

Васильев А.В. «Опыт исследования и снижения низкочастотного шума энергетических установок» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 30-39 (2021)

Описаны результаты измерений шума, генерируемого энергетическими установками различных типов (компрессорных установок, насосов, автомобильных двигателей внутреннего сгорания), анализ которых показывает, что наиболее значительные уровни звука, наблюдаются в диапазоне низких частот. При снижении низкочастотного шума, создаваемого при работе энергетических установок, до приемлемых гигиенических требований особое внимание следует уделить устранению влияния пульсирующего потока газа. Перспективным является использование методов активной и гибридной компенсации низкочастотного звука энергетических установок. В целом максимально эффективного снижения уровня низкочастотного шума, генерируемого при работе энергетических установок, можно достичь только путем реализации комплекса различных мероприятий.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 30-39 (2021) | Рубрики: 10.01 10.08

 

Заплетников И.Н., Кириченко В.А., Гордиенко А.В., Степанченко А.С. «Излучение звуковой мощности просеивателем муки» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 40-45 (2021)

Работа посвящена определению шумовых характеристик универсальной кухонной машины УКМ-11 в комплектации просеивателя на разных режимах и сравнение их со значениями предельно допустимых шумовых характеристик. В процессе исследований шумовых характеристик использовался технический метод по ИСО 3744:1994 «Акустика. Определение уровней звуковой мощности источников шума по звуковому давлению. Технический метод в существенно свободном звуковом поле над звукоотражающей плоскостью». На основании проведенных исследований было установлено, что шумовые характеристики просеивателя превышают допустимые нормы в основном на средних октавных полосах частот и по шкале шумомера А. Полученные результаты направлены на дальнейшую разработку средств из улучшения шумовых характеристик технологического оборудования пищевых производств.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 40-45 (2021) | Рубрики: 10.01 10.08

 

Кирпичников В.Ю., Дроздова Л.Ф., Кудаев А.В., Осетров А.В. «Экспериментальное определение эффективности вибропоглощающих покрытий малой массы» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 46-50 (2021)

Исследовались возможности демпфирования изгибных резонансов опорной конструкции при помощи покрытий простейшего исполнения и малой массы. Проведён анализ причин повышенных уровней вибраций и шума корпусных конструкций транспортных средств за счет возникновения резонансов на низких и средних частотах. Было исследовано несколько вариантов вибропоглощающих покрытий из полимерной пленки на основе металлических листов различной толщины. Приведены описание экспериментальной установки, последовательность проведения испытаний, полученные результаты исследований различных типов покрытий. Выполнен анализ полученных значений эффективности уменьшения испытанными образцами уровней резонансных максимумов. Сделаны заключения о влиянии параметров испытанных образцов на эффективность покрытий. Приведено предполагаемое обоснование связи полученных результатов с физическими механизмами вибропоглощения.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 46-50 (2021) | Рубрики: 10.01 10.08

 

Пименов И.К., Дементьев Н.А., Кузнецова А.Д. «Оценка шума от взрывных работ в карьере» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 87-97 (2021)

Рассматриваются вопросы оценки уровня звука при проведении взрывных работ на открытых горнодобывающих карьерах. Такая оценка весьма важна для прогнозирования шумового воздействия при дальнейших разработках карьеров в сторону расширения границ карьеров и существенного изменения их рельефов. Авторами были проведены неоднократные измерения уровней звука от взрывных работ на нескольких карьерах. Представлен анализ результатов этих измерений, позволяющий связать параметры взрывной волны с максимальными уровнями звука. На основе анализа основных факторов, определяющих воздействие ударной волны, разработан алгоритм расчета максимальных уровней звука, связанный с особенностями технологии проведения взрывных работ, метеорологическими условиями и рельефом карьера. Выполнен расчет уровней максимального звука и сопоставление с данными натурных измерений. Оценена точность прогнозных оценок взрывного шума и значимость различных факторов, определяющих этот шум.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 87-97 (2021) | Рубрика: 10.01

 

Мурзинов В.Л., Мурзинов П.В., Мурзинов Ю.В., Попов С.В. «Вакуумная прослойка в устройствах защиты от шума» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 98-103 (2021)

Одной из актуальных проблем современной жизни является защита от шума на путях его распространения. Существуют различные методы и подходы. В этом направлении предлагались разные варианты решения проблемы. Среди них выделяется метод применения вакуума для защиты от шума. С позиции физики вакуум является идеальной средой, препятствующей распространению звуковых волн. Идея применения вакуума в устройствах защиты от шума была предложена в 1937 году немецким акустиком Е. Майером. Однако его опыты по использованию вакуума дали отрицательный результат. Работы по использованию вакуума в звукозащитных конструкциях продолжил Дахин Г.К., а замет Боголепов И.И. В настоящее время поиск устройств, использующих вакуумную прослойку для защиты от шума, продолжается.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 98-103 (2021) | Рубрика: 10.01

 

Русляков Д.В. «Расчет акустической эффективности систем шума и пылезащиты технологических отверстий деревообрабатывающих станков» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 118-122 (2021)

Представлено теоретическое обоснование параметров технологических отверстий деревообрабатывающих станков. Аргументировано проникновение звуковой энергии через технологические отверстия, которые, в свою очередь, при малых размерах описываются параметром малости. Представлено, что акустический расчет следует признать предварительным конструкторским, который целесообразно уточнить проверочным акустическим расчетом. Предложено область значений акустической эффективности негерметичных ограждений разделять на три участка: первый участок – область излишней звукоизоляции материала ограждения; второй участок – область экранирования, т.е. область, в которой ограждение следует считать экраном; третий участок – относительная область, в которой при минимальном значении распределенной массы реализуется максимальная акустическая эффективность. Также была обоснована возможность выполнения санитарных норм шума и предельно допустимых концентраций древесной пыли на рабочих местах операторов деревообрабатывающих станков на этапе их проектирования и изготовления.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 118-122 (2021) | Рубрики: 10.01 14.02 14.07

 

Цесарь Т.А. «Снижение шумового загрязнения в городах с использованием ассимиляционного потенциала природной среды» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 199-202 (2021)

Представлено исследование ассимиляционного потенциала природной среды как одного из способов снижения шума в городах. Так как население современных городов постоянно находится в условиях повышенной акустической нагрузки, то одним из способов снижения данного воздействия является организация высадки зелёных насаждений на городской территории. В качестве исследуемой растительности использовались древесные насаждения, чаще используемые при высадке в придорожных территориях. По результатам исследования были выявлены виды, наиболее способные к поглощению шумового загрязнения, и предложены рекомендации к улучшению акустической ситуации в городах, так как способность растительности поглощать, отражать и преломлять звуковые волны может стать основой для формирования более эффективных мероприятий по снижению шума.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 199-202 (2021) | Рубрики: 10.01 16

 

Новикова А.В., Салкуцан В.И. «Исследование и анализ гигиенического нормирования производственного шума в некоторых странах мира» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 203-207 (2021)

Изложено определение гигиенического нормирования производственного шума в России и некоторых странах мира. На основе анализа нормативных правовых актов, рекомендаций по гигиеническому нормированию и иных литературных источников было осуществлено сравнение гигиенических нормативов производственного шума в России и ряде стран мира. Был произведен расчет рекомендуемого количества лет максимально допустимого стажа работы в соответствии с действующими гигиеническими нормативами России для производственного шума. Сделаны выводы о существенной разнице действующих гигиенических нормативов в России и некоторых других странах мира, влияющих на продолжительность безопасного стажа работы во вредных условиях труда. Указаны некоторые причины расхождения в значениях гигиенических нормативов, а также озвучен ряд направлений работы по улучшению условий труда с присутствием повышенного уровня производственного шума.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 203-207 (2021) | Рубрики: 10.01 16

 

Романов Н.В., Пегин П.А., Жуковский Е.М. «Применение акустических звукоизоляционных материалов в шумозащитных экранах на дорогах общего пользования» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 210-215 (2021)

Изучены звукоизоляционные материалы, представленные на рынке, которые могут быть использованы для снижения уровня шума на селитебных территориях. Была проведена проверка эффективности звукопоглощающих свойств выбранных акустических материалов в акустической передаточной линии, называемой трубой Кундта. В работе исследованы изменения показателей шумопоглощения акустических материалов в зависимости от угла наклона к источнику шума. Испытания проводились в лабораторных условиях. На основании полученных данных сделаны выводы о положительном влиянии наклона материала в 20 градусов к источнику шума, без увеличения толщины исследуемого материала.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 210-215 (2021) | Рубрики: 10.01 10.08

 

Глум Т.П., Меньшиков С.О., Борисов А.В. «Современные подходы к снижению шумового и вибрационного воздействия на рабочих местах операторских насосных станций нефтеперерабатывающих производств» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 216-224 (2021)

Обсуждается проблема шумового загрязнения и вибрационного воздействия на человека. В качестве производственного объекта рассматривается насосная станция на предприятии Газпромнефть-МНПЗ (Московский нефтеперерабатывающий завод компании Газпромнефть). Актуальность исследования обусловлена «Экономической стратегией развития РФ до 2035 года», куда входит повышение уровня глубины переработки нефти. Важным фактором, влияющим на этот показатель, является охрана труда, т.е. повышение качества и безвредности производственной среды. В статье рассмотрены как установка интерьерных шумопоглощающих панелей и применение фоновой музыки в помещении насосной станции, так и использование виброизоляции и магнитных подшипников непосредственно на насосах.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 216-224 (2021) | Рубрики: 10.01 10.08

 

Михайлова Т.С. «Расчет ожидаемого шума газотурбинных двигателей» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 232-237 (2021)

Из-за больших грузоперевозок, окружающая среда с каждым днем все больше подвергается акустическому загрязнению со стороны транспортного потока. Большой процент антропогенного шума приходится на промышленные предприятия, которые зачастую находятся в черте населенных пунктов. Из большого перечня источников шума техногенного происхождения, одним из самых влиятельных вкладов в общий процент загрязнения приносят двигательные установки. Данная статья посвящена акустическому загрязнению, возникающему при испытаниях газотурбинных двигателей. Уровни шума при испытаниях превышают все санитарно-гигиенические нормы. Главными источниками шума в рассматриваемых газотурбинных двигателях считаются аэродинамические шумы лопаточных машин и газовых потоков, а также выхлопная струя. В данной статье мной рассмотрена конструкция типичного испытательного стенда, а также процесс расчета ожидаемого шума при испытаниях газотурбинных двигателей.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 232-237 (2021) | Рубрика: 10.01

 

Геворгян Н.Г., Егорова Э.С. «Снижение вибрации и структурного шума большого морозильного рыболовного траулера на стадии эксплуатации» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 246-252 (2021)

Описаны конструктивные мероприятия по улучшению виброизоляции (ВИ). Мероприятиями могут быть изменения как толщины фундамента, так и состава, а также параметров конструкции. По результатам сдаточных испытаний фиксируется превышение шума и вибрации. Источники и пути распространения неизвестны, посему проблема разработка мероприятий по снижению ВИ актуальна. Вибрация судна разделена на общую и местную. Для снижения общей вибрации, требуется существенное изменение общей конструкции судна или движителей. Следовательно, в статье рассматриваются конструктивные мероприятия по снижению местной вибрации. На примере конкретных результатов измерения вибрации рыболовецкого судна, оценены эффективность и изменение толщины перекрытий судового набора и изменение слоёв чистого пола блока кают.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 246-252 (2021) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Вельможина К.А., Кандабаров Н.А. «Проблема воздействия шума на жителей Санкт-Петербурга» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 253-258 (2021)

Шум является общебиологическим раздражителем. Из этого следует, что он оказывает комплексное воздействие на организм человека, риску подвергается не только орган слуха, а весь организм в целом. Но одной из основных проблем для большинства населения крупных городов является наличие негативного воздействия шума не только на рабочем месте, но и в процессе повседневной деятельности. В данной статье приводится комплексный анализ воздействия шума на организм человека. На протяжении всей своей жизни человек подвержен различному по своей природе шумовому воздействию. При этом, высокий уровень шума оказывающий вредное воздействие на организм, может присутствовать как в повседневной жизни, так и на рабочем месте. В результате длительного воздействия шума на человека нарушается нормальная деятельность сердечно-сосудистой и нервной систем, пищеварительных и кроветворных органов, развиваются профессиональные заболевания, например, тугоухость, прогрессирование которой может привести к полной потере слуха.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 253-258 (2021) | Рубрика: 10.01

 

Марголина И.Л., Климанова О.А. «Шумовое воздействие от автотранспорта: комплексная оценка факторов в городской среде» Географическая среда и живые системы. Предыдущее название: Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки (с 2004 по 2019 год), № 1, с. 40-54 (2022)

Цель. Разработать комплексную модель оценки факторов шумового воздействия от автотранспорта в городской среде. Процедура и методы. Изучены основные факторы, определяющие шумовое загрязнение от автотранспорта; с использованием количественной (изменения шума в дБ) и качественной шкал, оценена опасность и частота проявления каждого фактора; с учётом балльной оценки определена суммарная значимость каждого из факторов и проведена апробация методики оценки.1 Результаты. Определена роль технических, природных и градостроительных факторов шумового воздействия от автотранспорта, предложена формула расчёта значимости каждого фактора, проведён сравнительный анализ проявления факторов на примере конкретных и гипотетических участков, прилегающих к МКАД. Теоретическая и/или практическая значимость. Подход пригоден для экспресс-оценки факторов шумового воздействия при отсутствии большого массива измерений уровня шума, а также для определения направлений снижения вклада тех или иных факторов в шумовое загрязнение в конкретных точках и зонах городов.

Географическая среда и живые системы. Предыдущее название: Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки (с 2004 по 2019 год), № 1, с. 40-54 (2022) | Рубрика: 10.01

 

Канев Н.Г. «Новые нормы шума и вибрации – тенденция к ухудшению акустических условий среды обитания человека» Безопасность жизнедеятельности, № 10, с. 43-48 (2021)

Проанализированы положения новых гигиенических нормативов СанПиН 1.2.3685–21, вступивших в силу с 1 марта 2021 г. в части нормирования шума и вибрации, а также проведено сравнение новых требований с отмененными санитарными нормами СН2.2.4/2.1.8.562–96 и СН 2.2.4/2.1.8.566–96, действовавшими с 1996 г. Ключевые изменения, вносимые новым документом, связаны со смягчением требований к шумовому и вибрационному воздействию на человека. Необходимо констатировать, что введение новых нормативов СанПиН 1.2.3685–21 неизбежно приведет к ухудшению условий жизни и труда, по крайней мере применительно к воздействию шума и вибрации. Ключевые слова: гигиенический норматив, санитарные требования, шум, вибрация, уровень звука, уровень виброускорения

Безопасность жизнедеятельности, № 10, с. 43-48 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 14.08 14.09

 

Заславский Ю.М., Заславский В.Ю. «Сейсмические колебания, возбуждаемые движущимся железнодорожным составом» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 163-172 (2021)

Представлен теоретический анализ сейсмических колебаний, возбуждаемых движущимся железнодорожным экспрессом. Исследуется возможность использования сейсмических колебаний техногенной природы, создаваемых самим транспортным средством и регистрируемых аппаратурой, применяемой при сейсморазведке недр, для обнаружения и локализации участков геосреды под путями и в окрестностях, подверженных карстовым явлениям, где риски аварийности повышены. Указаны основные физические механизмы возбуждения сейсмических волн, бегущих вдоль свободной поверхности и уходящих вглубь земной толщи. Выполнен расчёт спектра поверхностной рэлеевской волны, преобладающей в сейсмическом отклике вблизи магистрали. Анализируются амплитудно-частотные характеристики и их зависимости от дистанции до пункта регистрации. Графики спектра сейсмических волн, демонстрируемые в виде рельефа на плоскости частота–дистанция, представлены при нескольких значениях скорости движения и параметров верхнего слоя осадочной толщи. Результаты могут найти применение при разработке алгоритмов мониторинга среды и удалённого контроля возникновения карстовых провалов под ж.-д. путями.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 163-172 (2021) | Рубрики: 04.05 10.01 10.06

 

Черняк В.В., Куклин Д.А., Буторина М.В., Васильев А.П. «Совместное применение расчетного и измерительного методов оценки шума железнодорожного транспорта для разработки шумозащитных мероприятий» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 184-190 (2021)

Рассматривается совместное применение расчетного и измерительного методов оценки шума от железнодорожного транспорта, воздействующего на селитебные территории. Карты шума, полученные путем расчета распространения шума на местности, являются наиболее эффективным инструментом для оценки шума на селитебной территории от потоков железнодорожного транспорта. Для получения достоверных результатов при применении карт шума, одним из наиболее важных этапов разработки является калибровка карты путем оценки сходимости расчетных значений шума в контрольных точках с результатами натурных инструментальных измерений. Данный подход применен для оценки акустической ситуации на селитебной территории поселка Петро-Славянка и последующей разработки комплекса шумозащитных мероприятий.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 184-190 (2021) | Рубрики: 04.05 10.01 10.06

 

Прокофьева П.Е., Канев Н.Г. «Оценка неопределенности прогноза вибрации железнодорожного транспорта в проектируемых зданиях» Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 225-231 (2021)

Рассмотрена проблема возникновения неопределенности измерений вибрации от железнодорожного транспорта и ее влияние на дальнейший прогноз вибрационной обстановки в сооружениях, расположенных в непосредственной близости от железнодорожных путей. Приведены результаты натурных измерений нормируемого параметра – виброскорости, на основе которых был проведен анализ типов проходящих поездов, а также составлен график интенсивности проездов. Выявлено, что проезды имеют значительный разброс, который описывается количественно в виде неопределенности измерений исходных данных, значения которой в общем случае расходятся с прогнозируемыми. Показано, что для достоверного прогноза вибрации в зданиях необходимо принимать во внимание существующие методики оценки неопределенности прогноза вибрации и коэффициенты передачи, которые на данный момент нормативно не предусмотрены. Полученные данные могут быть полезны для усовершенствования нормативной базы в области виброзащиты.

Защита от повышенного шума и вибрации. Санкт-Петербург, 23–25 марта 2021 г. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 225-231 (2021) | Рубрики: 04.05 10.01 10.05 10.06