Известия Крымской астрофизической обсерватории. 2022. 118, № 1

Куценко А., Yang Shangbin, Абраменко В., Семёнов Д. «Эксперименты по наблюдению Солнца с высоким пространственным разрешением на Башенном солнечном телескопе им. А.Б. Северного КрАО РАН» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 118, № 1, с. 5-11 (2022)

Описываются результаты наблюдений Солнца с высоким временным и пространственным разрешением на Башенном солнечном телескопе им. А.Б. Северного КрАО РАН (БСТ-1), которые проводились в октябре и ноябре 2021 г. При наблюдениях с Земли пространственное разрешение оптических телескопов ограничено атмосферой, которое можно увеличить путем математической обработки сотен изображений объекта, сделанных с короткой экспозицией. Для получения данных оптическая схема БСТ-1 была дополнена камерой и быстрым детектором, позволяющим получать десятки изображений поверхности Солнца в секунду, а также воспользоваться программными пакетами для спекл-реконструкции астрономических наблюдений. Детальное визуальное изучение полученных изображений и их сравнение с данными космической обсерватории SDO/HMI показали обнадеживающие результаты. На восстановленных кадрах надежно разрешаются гранулы и видна тонкая структура солнечных пятен. Наблюдения с высоким пространственным разрешением на БСТ-1 открывают новые возможности для исследования Солнца.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 118, № 1, с. 5-11 (2022) | Рубрика: 18

Соколов Д. «Некоторые нерешенные проблемы солнечного динамо» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 118, № 1, с. 12-17 (2022)

В изучении работы солнечного динамо сейчас намечается переход к задачам прогноза солнечной активности. При этом важно сохранить тематику изучения основ солнечного динамо. В этой связи дается обзор некоторых задач по выяснению основ работы солнечного динамо, которые остаются до настоящего времени недостаточно исследованными. Эти задачи важны для понимания не только природы магнитной активности Солнца, но и ее эволюционного статуса среди подобных звезд.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 118, № 1, с. 12-17 (2022) | Рубрика: 18

Холтыгин А., Мокшин Д. «Статистика магнитных полей OBA-звезд» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 118, № 1, с. 18-30 (2022)

Недавние измерения магнитных полей OBА-звезд показывают, что их магнитные поля распределены по логарифм-нормальному закону со средним значением log(B) ∼2.6–2.8 и стандартным отклонением sigma ∼0.25–0.66, где B – среднеквадратичное магнитное поле в Гс. Доля OB-звезд с зарегистрированными магнитными полями от ∼100 Гс до ∼50 кГс (магнитных OB-звезд) составляет 7–12%. У остальных OBА-звезд магнитных полей до недавнего времени не было обнаружено. Усовершенствование методики измерения магнитных полей за последние 5–7 лет позволило зарегистрировать слабые магнитные поля у ∼10 BA-звезд со значениями log(B) в промежутке от ∼0.2 до ∼15 Гс. Распределение магнитных полей этих слабомагнитных звезд также может быть описано логарифм-нормальным законом с такой же дисперсией, что и для магнитных OB-звезд, но co средним log(B) ∼0.10. По аналогии с магнитными OBА-звездами мы предположили, что это распределение справедливо для всех OBА-звезд с неизмеренными магнитными полями. По данным о радиусах этих звезд построены функции распределения магнитных потоков и магнитных моментов как магнитных, так и слабомагнитных звезд. Показано, что эти величины для всех магнитных OBA-звезд могут быть описаны едиными функциями распределения. Средние магнитные потоки Ф (в Гс·см2) магнитных и слабомагнитных OB-звезд составляют log(Ф) ∼26.3 и ∼23.1, что близко к соответствующим величинам для магнитаров и радиопульсаров соответственно. Полученные данные позволяют сделать вывод о существовании общей функции распределения магнитных полей всех OBA-звезд, как магнитных, так и слабомагнитных. Приводятся возможные представления такой функции распределения в зависимости от доли магнитных звезд. Показано, что магнитные моменты радиопульсаров и магнитаров в среднем на 5 порядков меньше соответствующих величин для слабомагнитных и магнитных звезд.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 118, № 1, с. 18-30 (2022) | Рубрика: 18

Плачинда С., Бутковская В., Шуляк Д., Панков Н., Цымбал В. «Магнитное поле красных гигантов и сверхгигантов: обзор результатов спектрополяриметрических наблюдений» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 118, № 1, с. 31-41 (2022)

1. Представлен обзор полученных разными авторами в результате высокоточных спектрополяриметрических наблюдений F0–M0 гигантов и сверхгигантов. На сегодняшний день слабые магнитные поля зарегистрированы почти у четырех десятков медленно вращающихся красных гигантов: магнитное поле у некоторых объектов достигает нескольких десятков гаусс. Спектрополяриметрическая база наблюдений красных сверхгигантов включает три десятка объектов. Магнитное поле было обнаружено у трети. По наблюдениям в Крыму магнитное поле у сверхгиганта ε Gem достигает десятка гаусс. Поскольку магнитное поле вморожено в плазму, а звезды после главной последовательности значительно увеличивают свои размеры, ожидается, что без генерации и усиления магнитного поля магнитное поле гигантов не должно превышать один гаусс, а магнитное поле сверхгигантов будет составлять сотые и тысячные доли гаусса. Тем не менее индукция зарегистрированных магнитных полей у этих объектов значительно превышает названные. На основе литературных данных и крымских наблюдений подтверждается вывод, что генерация и усиление магнитного поля происходит с помощью работы динамо-механизмов на всех стадиях эволюции звезд с конвективными оболочками, начиная с эпохи формирования звезды (тип T Tauri) до Главной последовательности и заканчивая ее конечным состоянием сверхгиганта, перед трансформацией в объект с вырожденным состоянием материи. 2. Как известно из физики Солнца, неоднородность магнитного поля указывает на наличие физических условий для работы динамо-механизмов. В настоящей работе приводятся результаты вычисления продольного компонента магнитного поля и факт обнаружения его неоднородности у гиганта δ CrB. 3. Крымская методика обработки спектрополяриметрических наблюдений звезд (SL – Single Line), отличительной особенностью которой является использование центров тяжести спектральных линий для вычисления магнитного поля по каждой линии в отдельности, позволила разработать и применить методику анализа изменения величины магнитного поля с глубиной в атмосфере звезды. В результате выполненного анализа не было обнаружено статистически достоверных признаков наличия радиальных вариаций магнитного поля с глубиной в атмосфере гиганта δ CrB при том уровне отношения сигнал/шум, который присутствовал у наблюдательного материала. Сделан вывод о необходимости использования большего числа наблюдений для получения статистически обоснованного заключения о присутствии или отсутствии неоднородности поля с глубиной в атмосфере δ CrB.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 118, № 1, с. 31-41 (2022) | Рубрика: 18

Бутковская В., Плачинда С. «Магнитное поле пульсирующих звезд» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 118, № 1, с. 42-48 (2022)

На сегодняшний день магнитное поле зарегистрировано у разных типов пульсирующих звезд. У нескольких пульсирующих звезд подтверждена переменность продольного компонента магнитного поля с периодом радиальных пульсаций. Физический механизм пульсационной переменности магнитного поля остается неизвестным. Мы представляем обзор современного состояния исследований проблемы переменности магнитного поля с периодом пульсаций у радиально пульсирующих звезд.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 118, № 1, с. 42-48 (2022) | Рубрика: 18

Шляпников А., Горбачев М. «Исследование вспышечной активности звезды - красного карлика EV LAC на основе оригинальных наблюдений и с использованием данных наземных и космических обзоров» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 118, № 1, с. 49-59 (2022)

Проблема энергетики вспышечной активности звезд-карликов в нижней части Главной последовательности диаграммы Герцшпрунга–Рассела актуальна в связи с обнаружением мощных вспышек (супервспышек) и возможностью оценки таких явлений на Солнце в прошлом и будущем. В статье приводится краткий исторический обзор оригинальных исследований EV Lac и описаны современные базы данных, содержащие информацию о фотометрических наблюдениях звезды. Основное внимание уделяется наблюдениям EV Lac обсерваторией TESS. Приведены результаты анализа вспышечной активности звезды по данным проекта TESS. Продемонстрированы наиболее типичные вспышки. Исследована зависимость вспышечной активности EV Lac от фазы осевого вращения звезды. Проиллюстрирована зависимость числа вспышек от фазы и их энергии. Обозначен участок фазы кривой блеска EV Lac, содержащий вспышки с наибольшей энергией.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 118, № 1, с. 49-59 (2022) | Рубрика: 18

Цап Ю.Т., Копылова Ю., Королькова О., Барта М. «О механизмах регулярного ускорения электронов индуцированным электрическим полем в солнечных вспышках» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 118, № 1, с. 60-64 (2022)

Проведен критический анализ механизмов регулярного ускорения электронов индуцированными электрическими полями в солнечных вспышках. Показано, что соответствующие модели сталкиваются с трудностями, связанными с поперечным направлением индуцированного электрического поля относительно магнитного, замагниченностью плазмы и малой эффективностью. Делается вывод в пользу важной роли продольных электростатических электрических полей в ускорении электронов.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 118, № 1, с. 60-64 (2022) | Рубрика: 18

Бакунина И., Мельников В., Шаин А., Абрамов-Максимов В., Моргачев А. «Пространственные и временные особенности поведения микроволнового и ультрафиолетового излучения в эруптивных событиях» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 118, № 1, с. 65-74 (2022)

На сегодняшний день не вполне ясны наблюдательные признаки, определяющие способность активной области вызывать выброс вещества в высокие слои солнечной короны (coronal mass ejection – CME). Это затрудняет понимание физического механизма триггера CME. Данная работа посвящена поиску наблюдательных признаков, которые могут указывать на возникновение эруптивного процесса. Для этого мы провели сравнительный анализ условий до вспышки и во время вспышки для вспышечных событий, как сопровождаемых, так и не сопровождаемых CME. Мы изучили особенности пространственной и временной динамики микроволнового и ультрафиолетового излучений (данные радиогелиографа Нобеяма, SDO/AIA), а также магнитных полей (SDO/HMI) для 16 активных областей (АО). На этой выборке установлено, что вспышки, сопровождающиеся СМЕ, чаще всего возникают в открытых магнитных конфигурациях, в областях со скрученными магнитными жгутами, со всплывающими потоками. СМЕ также наблюдаются чаще всего во вспышках большей длительности и в тех АО, которые имеют более протяженные по площади источники в микроволновом излучении.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 118, № 1, с. 65-74 (2022) | Рубрика: 18

Голубчина О. «Характеристики излучения полярных корональных дыр на Солнце в широком диапазоне радиоволн» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 118, № 1, с. 75-82 (2022)

Представлен краткий обзор основных результатов наблюдений радиоизлучения полярных корональных дыр на Солнце, полученных в широком диапазоне длин волн на различных радиотелескопах. Дан анализ результатов наблюдений на РАТАН-600 полярной корональной дыры (КД) в широком сантиметровом диапазоне длин волн (1.03–30.7) см. Полученные физические характеристики KД над северным полюсом Солнца сравниваются с характеристиками KД, расположенных в более низких широтах.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 118, № 1, с. 75-82 (2022) | Рубрика: 18