И

Ибрагимов А.А.

Ибрагимов А.А. «Определение скорости солнечного ветра по наблюдениям плазменных хвостов комет» Доклады академии наук республики Таджикистан, 63, № 5-6, с. 343-349 (2020)

По наблюдениям плазменного хвоста кометы C/2014 Q2 (Lovejoy) определена скорость солнечного ветра. Приводится алгоритм вычисления кометоцентрических координат по методу Штумпфа. Показаны условия увеличения точности определения кометоцентрических координат. Предполагается, что уширение плазменного хвоста гравитацией Солнца может влиять на аберрацию оси хвоста относительно продолженного радиус-вектора.

Доклады академии наук республики Таджикистан, 63, № 5-6, с. 343-349 (2020) | Рубрика: 18

Шоёкубов Ш.Ш., Ибрагимов А.А. «Динамика образования кластерных ионов в кометах» Доклады академии наук республики Таджикистан, 63, № 9-10, с. 598-601 (2020)

Экспериментальным путем, методом масс-спектрального анализа получены количественные данные скорости образования кластерных ионов с поверхности льда при изменении температуры поверхности чистого льда.

Доклады академии наук республики Таджикистан, 63, № 9-10, с. 598-601 (2020) | Рубрика: 18

Ибрагимов А.А. «Об ориентации плазменных хвостов комет» Доклады академии наук республики Таджикистан, 64, № 1-2, с. 64-70 (2021)

На основании имеющихся данных об аберрации плазменного хвоста комет, была исследована возможность применения метода определения скорости солнечного ветра по ориентации плазменных хвостов комет. Приведены результаты сравнительного анализа скоростей, измеренных космическим аппаратом, и расчетных данных, полученных по отклонению хвостов комет относительно продолженного радиус-вектора. Показано условие соответствия измеренных и расчетных данных.

Доклады академии наук республики Таджикистан, 64, № 1-2, с. 64-70 (2021) | Рубрика: 18

Ибрагимов Э.С.

Ибрагимов Э.С., Куликов А.Г., Марченков Н.В., Писаревский Ю.В., Благов А.Е., Ковальчук М.В. «Исследование пьезоэлектрических свойств кристаллов бифталата рубидия методом времяразрешающей трехкристальной рентгеновской дифрактометрии» Физика твердого тела, 64, № 11, с. 1760-1765 (2022)

С использованием метода времяразрешающей рентгеновской дифрактометрии в трехкристальной схеме измерена деформация решетки кристалла бифталата рубидия (С8H5RbO4) во внешнем электрическом поле. При воздействии внешнего импульсного электрического поля вдоль полярной оси [001] независимо по трем рефлексам 400, 070 и 004 определены пьезоэлектрические модули d31,d32 и d33, значения которых составили соответственно –32.8±0.6, 12.8±0.3 и 21.8±1.2 pC/N. Обнаружено хорошее соответствие полученных в данной работе величин пьезоэлектрических модулей значениям, полученным ранее квазистатическим методом. Ключевые слова: пьезоэлектрический эффект, времяразрешающая рентгеновская дифрактометрия, трехкристальная схема дифракции, кристаллы бифталатов, внешнее электрическое поле.

Физика твердого тела, 64, № 11, с. 1760-1765 (2022) | Рубрика: 06.14

Ивакин Я.А.

Шатохин А.В., Ивакин Я.А., Ермолаев В.И., Потапычев С.Н. «О совершенствовании средств и систем освещения подводной обстановки» Гидроакустика, № 50, с. https://www.oceanpribor.ru/docs/SbGA50.pdf (2022)

Реализация потенциальных возможностей средств и систем освещения подводной обстановки (СОПО) в значительной степени зависит от модельной поддержки должностных лиц на стадиях разработки, изготовления и эксплуатации этих средств и систем. Именно поэтому в исторической ретроспективе развитие средств освещения подводной обстановки и объединение их в комплексы и системы сопровождалось разработкой адекватного инструментария, реализующего различные методы компьютерного моделирования. Анализу опыта совершенствования такого инструментария, представлению роли компьютерного моделирования в современном процессе обоснования решений на построение указанных систем и определению путей развития методов компьютерного моделирования в интересах СОПО посвящена данная статья. Ключевые слова: системы освещения подводной обстановки, гидроакустические средства и комплексы, пространственное построение системы, поддержка принятия решений, компьютерное моделирование, имитационное моделирование, геоинформационная система, поддержка принятия решений.

Гидроакустика, № 50, с. https://www.oceanpribor.ru/docs/SbGA50.pdf (2022) | Рубрики: 07.18 16

Иванов В.Г.

Иванов В.Г. «Алгоритм классификации подводных объектов по акустической протяженности» Экологические системы и приборы, № 12, с. 3-6 (2015)

Приведены описания способов классификации объектов подводного наблюдения по их акустической протяженности. Рассмотрена структура классификатора, использующего фазовый обнаружитель при спектральной обработке сигналов в приемном тракте. Детально рассмотрен алгоритм определения тренда фазы в обнаруженном эхо-сигнале. Ключевые слова: гидроакустические системы; гидролокатор; классификация; пеленг; тренд пеленга; фазовый обнаружитель.

Экологические системы и приборы, № 12, с. 3-6 (2015) | Рубрика: 07.21

Иванов В.Г. «Многофакторная зависимость шумов морской среды от гидрометеоусловий» Экологические системы и приборы, № 1, с. 17-21 (2018)

Рассматривается метод получения многофакторной зависимости спектральной плотности шумов морской среды от гидрометеоусловий. По сравнению с известными одномерными зависимостями шумов морской среды от отдельных факторов многомерная зависимость позволяет количественно оценивать вклад каждого фактора в общую зависимость, что позволяет более точно оценивать результаты мониторинга морской среды и прогнозировать эффективность гидроакустической аппаратуры мониторинга в различных ситуациях. Метод проиллюстрирован расчетом трехфакторной зависимости спектральной плотности шумов на основе экспериментальных данных. Ключевые слова: мониторинг морской среды; многофакторная зависимость; математическое планирования эксперимента; уравнение регрессии; адекватность модели.

Экологические системы и приборы, № 1, с. 17-21 (2018) | Рубрика: 10.02

Иванов В.Е.

Дашкевич Ж.В., Иванов В.Е. «Анализ источников эмиссии 630.0 нм в полярных сияниях» Космические исследования, 60, № 5, с. 368-376 (2022)

Рассмотрена роль всех известных потенциальных источников возбуждения 1D терма атомарного кислорода в полярных сияниях и величина их относительных вкладов в интенсивность излучения эмиссии 630.0 нм в интервале высот 100–300 км. Основное внимание уделено роли слабых источников возбуждения 1D терма, таких как: столкновительные взаимодействия между компонентами атмосферных газов N(2D)+O, N(2D)+O2, N(2P)+O2, N++O2, прямой электронный удар О2* и радиационный переход O(1S)≳O(1D)+hν557.7. Показано, что, несмотря на небольшие парциальные вклады этих источников в интенсивность излучения эмиссии 630.0 нм их суммарный вклад может быть достаточно весомым. Суммарная эффективность данных источников варьируется в диапазоне от 66 до 6% при увеличении высоты от 100 до 300 км и является значимой на высотах ниже 200 км. Показано, что влияние процесса дезактивации O+2+NO приводит к тому, что в области высот ∼110–150 км совокупность реакций столкновительных взаимодействий компонент ионосферной плазмы N(2D)+O, N(2D)+O2, N(2P)+O2 и N++O2 становится вторым по эффективности источником, вносящим вклад в интенсивность излучения эмиссии 630.0 нм.

Космические исследования, 60, № 5, с. 368-376 (2022) | Рубрика: 18

Иванов В.С.

Пасынок С.Л., Безменов И.В., Игнатенко И.Ю., Иванов В.С., Цыба Е.Н., Жаров В.Е. «Текущие работы ГМЦ ГСВЧ в части определения ПВЗ» Труды Института прикладной астрономии РАН № 57, с. 28-33 (2021)

Работы по оперативному определению ПВЗ в Главном метрологическом центре Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГМЦ ГСВЧ) ведутся с момента создания ФГУП «ВНИИФТРИ» – с 1954 г. Роль ФГУП «ВНИИФТРИ» как ГМЦ ГСВЧ закреплена Постановлением Правительства РФ № 225. Также ФГУП «ВНИИФТРИ» участвует в работе ГСВЧ в качестве источника измерительных данных и Центра обработки и анализа данных. В 2020 г. сводные данные о ПВЗ формировались на основе совместной обработки девяти независимых рядов, полученных в ИПА РАН, АО «ЦНИИмаш» и ГМЦ ГСВЧ. Использование при обработке данных радиоинтерферометра на узлах колокации, созданного ИПА РАН, позволило существенно увеличить точность определения сводных значений Всемирного времени и их прогнозирования. Оперативное формирование сводной информации о ПВЗ в результате совместной обработки всех данных о ПВЗ и оперативная передача бюллетеней потребителям осуществлялись ежесуточно. Также ФГУП «ВНИИФТРИ» вносит вклад в международную и отечественные базы данных посредством передачи навигационных и измерительных данных, которые выполняются во ФГУП «ВНИИФТРИ» и его филиалах, расположенных в городах: Новосибирск, Иркутск, Хабаровск и Петропавловск-Камчатский. В ГМЦ ГСВЧ проводится ежесуточная обработка результатов, полученных спутниковыми и лунными лазерными дальномерами, ГНСС- и РСДБ-измерений с целью определения ПВЗ по отдельным видам измерений. Также в ГМЦ ГСВЧ проводится ряд работ в экспериментальном режиме для совершенствования методов и средств обработки, а также анализа данных измерений различных видов. Ведутся работы по вычислению орбит, поправок часов космических аппаратов, а также обработка данных спутниковых альтиметрических измерений. Работы в части определения ПВЗ проводятся на высоком научно-техническом уровне. Для повышения точности и оперативности определения ПВЗ запланированы работы как по совершенствованию методов и средств обработки/анализа данных измерений, так и по совершенствованию оборудования измерительных пунктов. В целом настоящая статья носит информационный характер и посвящена обзору работ, выполняемых в 2020 г. и начале 2021 г. в ГМЦ ГСВЧ в части определения ПВЗ.

Труды Института прикладной астрономии РАН № 57, с. 28-33 (2021) | Рубрика: 18

Иванов В.Ю.

Иванов В.Ю., Иванова И.Б., Терентьев М.А. «Компьютерное обучение физике: механические колебания и волны, кинематика и динамика твердого тела» Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, с. 2250601_-1-2250601_-7 (2022)

Рассмотрен пример обучающего интерактивного теста. В качестве обучающих задач выбраны классические задачи общей физики из раздела механики. Предложена структура теста. Приведены примеры обучающих подсказок.

Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, с. 2250601_-1-2250601_-7 (2022) | Рубрики: 04.12 12.01 12.02 12.03 12.04 12.05

Иванов Д.В.

Иванов Д.В., Рахимов И.А., Дьяков А.А., Олифиров В.Г., Ерофеев Д.В., Топчило Н.А., Петерова Н.Г., Ипатов А.В., Андреева Т.С., Ильин Г.Н., Хвостов Е.Ю. «Cолнечное затмение 21.06.2020 г. по наблюдениям на радиотелескопах ИПА РАН (первые результаты)» Труды Института прикладной астрономии РАН № 56, с. 22-31 (2021)

Солнечное затмение 21.06.2020 г. (фаза 0.17–0.24) – это седьмой случай наблюдений затмений Солнца с помощью полноповоротных радиотелескопов РТ-32, РТ-13 и РТ-2, расположенных в обсерваториях на Северном Кавказе («Зеленчукская»), в Бурятии («Бадары») и Приморском крае (Уссурийская астрофизическая обсерватория), находящихся в ведении ИПА РАН. Задачи наблюдений определялись астрономическими обстоятельствами – Солнце находилось в стадии глубочайшего минимума, что в отличие от предыдущих случаев выдвинуло на первый план исследование слабых деталей структуры изображения Солнца, таких как распределение радиояркости вблизи лимба, корональные дыры, радиогрануляция, до сих пор недостаточно изученные. Метод наблюдений считается наилучшим благодаря применению квазинулевого способа регистрации сигнала путем использования радиотелескопов с достаточно высоким пространственным разрешением (несколько угл. мин.), ограничивающим вклад спокойного Солнца. Именно с помощью РТ-32 впервые был достигнут теоретический предел эффективного углового разрешения затменных наблюдений – (1–3)° на микроволнах. Наблюдения солнечного затмения 21.06.2020 г. на РТ-13 и РТ-32 выполнялись на волнах 1.0 см, 3.5 см, 6.2 см и 13 см с анализом круговой поляризации, на РТ-2 – на волне 10.7 см в интенсивности. Приведены оригинальные записи и результаты первичной обработки, а также предварительного отождествления отдельных деталей структуры источников микроволнового излучения путем сопоставления с наблюдениями Солнца в других диапазонах (УФ и Х-rау). Анализ наблюдений участков спокойного Солнца показал, что угловые размеры отдельных деталей радиогрануляции не превосходят 10″, и отмечается высокая степень корреляции между флуктуациями на короткой (3.5 см) и длинной (13 см) волнах. Сделан вывод, что излучение наиболее ярких деталей радиогрануляции генерируется достаточно высоко в короне на расстоянии, превышающем 10 тыс. км от фотосферы. Обработка наблюдений при наведении на область I и IV контактов позволяет заключить, что яркость короны значительно уменьшилась по сравнению с ранее получаемыми значениями. Однако это касается яркости активной короны – радиопоток спокойного Солнца, наблюдаемый в период минимума цикла (начиная с 19 до 25-го) остается неизменным в широком диапазоне частот (1–9.4 ГГц).

Иванов М.С.

Иванов М.С., Буряков А.М., Силибин М.В. «Исследование локальных пьезо- и сегнетоэлектрических свойств в одноионном молекулярном комплексе Zn/Dy» Письма в Журнал технической физики, 48, № 20, с. 22-26 (2022)

Методами локальной атомно-силовой микроскопии в пьезоотклике и импульсной спектроскопии исследованы пьезо- и сегнетоэлектрические свойства в одноионном молекулярном комплексе Zn/Dy. Показано, что выбранная стратегия синтеза интегрированных магнитоэлектрических молекулярных систем позволяет выращивать молекулярные монокристаллы в полярной группе. Продемонстрирована возможность переключения собственной доменной структуры при приложении напряжения смещения +15 V, а также возможность изменения наведенной доменной структуры (переполяризации) при приложении напряжения смещения –20 V. Вычислен эффективный локальный пьезоэлектрический коэффициент d33, который достигает порядка 14 pm/V при приложении напряжения смещения 50 V. Ключевые слова: интегрированные магнитоэлектрические молекулярные системы, одноионный молекулярный хиральный комплекс, Zn/Dy, атомно-силовая микроскопия пьезоотклика.

Письма в Журнал технической физики, 48, № 20, с. 22-26 (2022) | Рубрика: 06.14

Иванова А.В.

Кохирова Г.И., Иванова А.В., Буриев А.М., Рахматуллаева Ф.Дж., Хамроев У.Х. «Определение координат и орбиты астероида Дон Кихот по наблюдениям в обсерватории Санглох» Доклады академии наук республики Таджикистан, 63, № 1-2, с. 55-60 (2020)

Представлены результаты астрометрической обработки оптических наблюдений астероида (3552) Дон Кихот, проведенных в Международной астрономической обсерватории Санглох в июле 2018 г. Определены координаты, видимая траектория и вычислена орбита астероида. Показано, что точность астрометрических измерений не превышает 0.80 и 0.57 угловых секунд по прямому восхождению и склонению объекта соответственно. Новые результаты хорошо согласуются с имеющимися динамическими данными. Показано, что, несмотря на зарегистрированную вспышку, орбита астероида стабильна, что говорит о том, что возможное столкновение с другим объектом не было катастрофичным и не привело к существенному изменению орбиты.

Доклады академии наук республики Таджикистан, 63, № 1-2, с. 55-60 (2020) | Рубрика: 18

Кохирова Г.И., Иванова А.В., Рахматуллаева Ф.Дж., Баранский А., Буриев А.М. «Результаты наблюдений двойственного объекта 2008GO98 (362Р) в 2017 г.» Доклады академии наук республики Таджикистан, 63, № 5-6, с. 328-342 (2020)

Представлены результаты оптических наблюдений двойственного объекта 2008 GO98 (362P), проведенных в Международной астрономической обсерватории Санглох Института астрофизики НАНТ и в Астрономической обсерватории Киевского национального университета им. Т. Шевченко в июле-сентябре 2017 г. В момент мониторинга у астероида зарегистрирован признак кометной активности в виде пылевой комы и хвоста, наличие которой подтвердили результаты исследования морфологии изображений. Определены видимые и абсолютные звездные величины астероида в фильтре R, показано постепенное их снижение в период наблюдений – от 13.97 до 14.53 абсолютных звёздных величин, что свидетельствует об убывании активности к концу мониторинга. Оценка эффективного диаметра астероида по нашим наблюдениям ^ км согласуется с имеющимися данными. Полученные новые данные позволяют предположить кометную природу объекта. Определены экваториальные координаты астероида, достаточная точность астрометрических измерений позволила вычислить орбиту, элементы которой согласуются с имеющимися орбитальными данными. Активность астероида не повлияла на стабильность орбиты.

Доклады академии наук республики Таджикистан, 63, № 5-6, с. 328-342 (2020) | Рубрика: 18

Кохирова Г.И., Иванова А.В., Рахматуллаева Ф.Дж., Борисенко С.А., Агнихотри В.К., Буриев А.М. «Распад кометы Атлас по наблюдениям в Таджикистане и Индии» Доклады академии наук республики Таджикистан, 64, № 3-4, с. 171-182 (2021)

Долгопериодическая комета C/2019Y4 (Atlas) открыта в конце 2019 г., 31 мая 2020 г. она прошла перигелий своей орбиты. В конце марта 2020 г. наблюдения космического телескопа Хаббл зарегистрировали распад ядра кометы на несколько фрагментов. Для исследования этого явления в Цефеид обсерватории Индии, Международной астрономической обсерватории Санглох (МАОС) и Гиссарской астрономической обсерватории Института астрофизики НАНТ в марте-апреле 2020 г. проведены наблюдения кометы Атлас. Показано снижение видимого и абсолютного блеска кометы в фильтрах VRI, что подтверждает распад ядра, произошедший в этот период. Оценка скорости разлета фрагментов составляет несколько м/с, при таких скоростях дезинтеграция ядра может быть обусловлена мощным выбросом газов, что привело к разрушению механических связей конгломератов ядра кометы. Определены координаты кометы, вычислена орбита и показано, что распад ядра не повлиял на стабильность орбиты основного компонента ядра кометы.

Доклады академии наук республики Таджикистан, 64, № 3-4, с. 171-182 (2021) | Рубрика: 18

Иванова А.Р.

Иванова А.Р., Калегаев В.В. «Динамика ночных границ аврорального овала во время магнитной бури 27–29.V.2017» Космические исследования, 60, № 5, с. 357-367 (2022)

По данным низкоорбитального спутника Метеор M2 исследована динамика границ аврорального овала на ночной стороне в период магнитной бури, наблюдавшейся с 27.V по 29.V.2017. Исследовалась зависимость положения границ во время различных фаз бури от состояния магнитосферы и межпланетной среды. Экспериментально полученные данные о границах области высыпаний авроральных электронов сопоставлялись с данными, рассчитанными по статистической модели, разработанной независимо от данного исследования и определяющей положение овала в зависимости от величины AL-индекса. Получено, что во время начальной фазы бури главным фактором, повлиявшим на дальнейшую динамику овала, стал мощный продолжительный импульс давления солнечного ветра, который в сочетании с устойчивым южным межпланетным магнитном полем (ММП) привел к сжатию магнитосферы, уменьшению площади полярной шапки и расширению экваториальной границы овала. В период главной фазы и фазы восстановления бури давление солнечного ветра вернулось на добуревой уровень, и динамика границ овала была связана с суббуревой активностью и изменениями Bz-компоненты ММП: поворот ММП к югу на главной фазе привел к смещению овала на более низкие широты, а постепенное уменьшение по модулю южной компоненты обусловило сдвиг овала к полюсу на фазе восстановления. Показано, что полярная граница овала непосредственно реагирует на изменения в солнечном ветре, в то время как в динамике экваториальной границы присутствуют черты, связанные с геомагнитной активностью, с развитием магнитосферных токовых систем, опосредованно контролируемых параметрами межпланетной среды, в частности, интенсивностью крупномасштабной конвекции.

Космические исследования, 60, № 5, с. 357-367 (2022) | Рубрика: 18

Иванова И.Б.

Иванова И.Д.

Иванова И.Д., Шевченко О.Е. «Памяти Вадима Владимировича Фурдуева» История науки и техники, № 11, с. 6203 (2003)

История науки и техники, № 11, с. 6203 (2003) | Рубрика: 03

Иванова И.Д. «Сферически-симметричные сингулярные гиперповерхности в конформной гравитации» Ученые записки физического факультета МГУ, № 4, http://uzmu.phys.msu.ru/toc/2022/4 (2022)

Поверхностный тензор энергии-импульса получен для действия идеальной жидкости с переменным числом частиц в эйлеровых переменных. Продемонстрировано, что в отсутсвии внешних полей «внешнее давление» и «внешний поток» связаны с рождением частиц двойным слоем. Для времениподобных и пространственноподобных сферически-симметричных сингулярных гиперповерхностей уравнения движения, наряду с условиями Лихнеровича, выражены с помощью инвариантов сферической геометрии. Показано, что для сферически-симметричных тонких оболочек непрерывны двумерная скалярная кривизна и двумерный лапласиана от радиуса. В качестве приложений исследованы сферически-симметричные времениподобные и пространственноподобные сингулярные гиперповерхности, разделяющие два решения сферически-симметричной конформной гравитации, в частности, использованы различные вакуумы и решения типа Вайдья.

Ученые записки физического факультета МГУ, № 4, http://uzmu.phys.msu.ru/toc/2022/4 (2022) | Рубрика: 08.02

Иванова И.Д. «Светоподобные сингулярные гиперповерхности в квадратичной гравитации» Ученые записки физического факультета МГУ, № 1, с. 2211501 (2022)

С помощью принципа наименьшего действия были получены уравнения движения для сингулярной гиперповерхности произвольного типа в квадратичной гравитации. Уравнения, содержащие компоненты поверхностного тензора энергии-импульса, соответствующие «внешнему давлению» и «внешнему потоку», вместе с условиями Лихнеровича необходимы для нахождения самой гиперповерхности, тогда как остальные уравнения определяют произвольные функции, которые возникают из-за неявного присутствия производной дельта-функции. Оказалось, что для квадратичной поправки Гаусса–Бонне не существует ни двойных слоев, ни тонких оболочек. Было продемонстрировано, что для светоподобных сингулярных гиперповерхностей отсутствует «внешнее давление». Для сферически-симметричных светоподобных сингулярных гиперповерхностей дополнительно равен нулю «внешний поток», поэтому такие гиперповерхности могут быть только тонкими оболочками. В этом случае система уравнений движения редуцируется до одного, которое, наряду с условиями Лихнеровича, выражается через инварианты сферической геометрии.

Ученые записки физического факультета МГУ, № 1, с. 2211501 (2022) | Рубрики: 17 18

Иванцевич Н.В.

Бабуров В.И., Васильева Н.В., Иванцевич Н.В. «О расширении функциональных возможностей НАП СРНС при работе по двум спутниковым системам» Труды Института прикладной астрономии РАН № 59, с. 3-8 (2021)

Спутниковые радионавигационные системы (СРНС) в настоящее время используются в различных направлениях человеческой деятельности, в том числе в области движения транспортных средств. В силу глобальности и непрерывности навигационных полей спутниковых систем второго поколения, использующих средневысокие орбиты, они перспективны для навигации летательных аппаратов различного назначения, от воздушных судов до космических аппаратов и малых беспилотных летательных аппаратов. В этих применениях реализуются как штатные, так и нештатные варианты использования навигационных полей СРНС. К штатному использованию навигационного поля относится функционирование навигационной аппаратуры потребителя СРНС при условиях, оговоренных в интерфейсных документах на эти системы. В этих ситуациях должны обеспечиваться точности навигационных определений, зафиксированные в этих документах. Однако при эксплуатации воздушных судов, космических аппаратов, беспилотных летательных аппаратов и других объектов возникают нештатные ситуации, такие как затенения отдельных областей окружающего потребителя пространства, например горами, постройками или искусственными препятствиями; работа в условиях крена, тангажа воздушного или качки морского судна; наличие отражений от подстилающей и других отражающих поверхностей и другие нештатные ситуации. Некоторые из перечисленных ситуаций могут быть преодолены, если использовать информационную избыточность навигационного поля, создаваемого двумя СРНС, например, ГЛОНАСС + GPS, ГЛОНАСС + BeiDou и в других сочетаниях СРНС. Кроме того, при одновременном использовании навигационных полей двух СРНС появляется возможность для упрощения алгоритмов обработки информации при дифференциальных (относительных) местоопределениях за счёт реализации метода передачи дифференциальных поправок по координатам, а не по псевдодальностям. В статье анализируется состав рабочих созвездий навигационных спутников ГЛОНАСС + GPS, оценивается информационная избыточность рабочих созвездий спутников при штатном и различных вариантах нештатного использования навигационного поля; проводится сравнение с аналогичными характеристиками систем ГЛОНАСС и GPS при стандартных и относительных местоопределениях. Результаты получены методом имитационного математического моделирования и представлены в виде таблиц, содержащих параметры распределений числа НИСЗ в рабочих созвездиях и геометрических факторов, при различных ограничениях, соответствующих нештатным ситуациям. Полученные результаты могут быть полезны при оценке точности и надёжности навигационно-временных определений бортовыми навигационно-посадочными комплексами летательных аппаратов различного назначения в сложных условиях выполнения полётов.

Труды Института прикладной астрономии РАН № 59, с. 3-8 (2021) | Рубрика: 18

Иващенко В.А.

Сальников М.В., Кинзин К.С., Иващенко В.А., Наумов И.В., Мулляджанов Р.И. «Закрученное течение в цилиндрическом контейнере: решеточные уравнения Больцмана и уравнения Навье–Стокса» Теплофизика и аэромеханика, № 4, с. 561-572 (2022)

Проведено систематическое сравнение результатов численного моделирования однофазного течения в цилиндрическом контейнере с неподвижными стенками и вращающимся верхним торцом в рамках решеточных уравнений Больцмана и уравнений Навье-Стокса. Исследованы различные режимы ограниченного вихревого течения жидкости в пространстве двух параметров, а именно: числа Рейнольдса и отношения высоты к радиусу цилиндрического контейнера. Проведен анализ сеточной сходимости обоих решений. Показано, что данные хорошо согласуются как между собой, так и с имеющимися экспериментальными данными, включая диаграмму появления возвратного течения на оси цилиндра, что соответствует распаду вихря.

Теплофизика и аэромеханика, № 4, с. 561-572 (2022) | Рубрика: 17

Игнатенко И.Ю.

Труды Института прикладной астрономии РАН № 57, с. 28-33 (2021) | Рубрика: 18

Игнатов П.В.

Игнатов П.В., Алдошина И.А. «Управление звуковым полем в театрально-концертных залах» Музыковедение, № 6, с. 37-41 (2020)

Статья посвящена вопросам влияния акустики театрально-концертных залов на исполнительское искусство и слушательское восприятие в контексте применения современных систем управления акустическими параметрами зала, которые дают уникальные возможности оптимизировать акустику практически любого зала даже для конкретного стиля, жанра музыкального произведения, состава исполнителей, обогащая звуковой образ как для музыкантов оркестра и дирижера, так и для слушателей. В центре внимания – взаимосвязь акустики театрально-концертных залов с исполнительским искусством и слушательским восприятием музыкальных концертов сквозь призму активного управления звуковым полем. Ключевые слова: исполнительское искусство, слушательское восприятие, звуковой образ, аурализация, электронная архитектура, активное управление звуковым полем, акустика театрально-концертных зало

Музыковедение, № 6, с. 37-41 (2020) | Рубрика: 11.01

Изосимова М.Ю.

Агафонов А.А., Коробов А.И., Изосимова М.Ю., Кокшайский А.И., Одина Н.И. «Особенности распространения волн Лэмба в клине из АБС-пластика с параболическим профилем» Акустический журнал, 68, № 5, с. 467-474 (2022)

Приведены результаты экспериментальных исследований распространения упругих изгибных волн в элементе метаматериала, представляющем собой клин, толщина которого меняется по параболическому закону. Образец изготовлен методом 3D-печати из полимера АБС. Описана экспериментальная установка для генерации и регистрации упругих изгибных волн в изготовленном образце клина. Регистрация и визуализация упругих волн в клине осуществлялась лазерным сканирующим виброметром. Экспериментально исследованы особенности распространения изгибных волн в изготовленном образце клина параллельно и перпендикулярно ребру клина. Анализируются результаты эксперимента. Проведенные исследования показали, что изготовленный в работе клин является волноводом, концентрирующим энергию акустической волны, что является важным при разработке акустических метаматериалов и поглощающих устройств, работающих по принципу “акустической черной дыры”. Ключевые слова: параболический клин, волна Лэмба, лазерная виброметрия, акустическая черная дыра.

Акустический журнал, 68, № 5, с. 467-474 (2022) | Рубрики: 04.16 06.03 14.04

Ильин А.С.

Зыбин К.П., Ильин А.С., Копьев А.В., Сирота В.А. «О вырождении нелинейности в турбулентной системе» Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 506, № 1, с. 26-30 (2022)

Рассмотрена динамика статистически однородного и изотропного магнитного поля, генерируемого несжимаемым турбулентным плазменным потоком с большим, но конечным, магнитным числом Прандтля. Оказывается, что в масштабах меньших, чем вязкий масштаб Колмогорова, нелинейное обратное воздействие магнитного поля на динамику жидкости экспоненциально затухает, несмотря на экспоненциально быстрый рост магнитного поля. Показано, что анизотропия диффузии в космической плазме приводит к дополнительному усилению эффекта затухания обратного воздействия. Также показано, что вырождение обратного воздействия приводит к энергетическому парадоксу, который разрешается на более поздней стадии развития начальных возмущений при приближении пространственного масштаба магнитных флуктуаций к колмогоровскому. Обсуждается возможность вырождения нелинейности в более сложных системах: нечто подобное может иметь место в гидродинамической турбулентности, давая возможность найти ключ к ее теоретическому анализу.

Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 506, № 1, с. 26-30 (2022) | Рубрики: 08.05 08.14

Ильин А.С., Балакин А.Б. «Нелокальное расширение релятивистской причинной термодинамики и общерелятивистское уравнение Бюргерса» Ученые записки физического факультета МГУ, № 4, с. 2241504 (2022)

Разработан феноменологический подход к построению релятивистской модели термо-вязко-упругости, кардинальным элементом которой стало обобщенное уравнение Бюргерса. В качестве ключевого шага мы построили нелокальное обобщение модели Израэля–Стьюарта для релятивистской причинной термодинамики однородной, изотропной космической жидкости, в которой коэффициент при интегральном операторе отвечает за упругие свойства среды. На основании второго закона термодинамики получено интегро-дифференциальное уравнение для эволюции скаляра неравновесного давления и показано, что дифференциальная версия этого уравнения является релятивистским аналогом уравнения Бюргерса, описывающего вязко-упругие процессы в классических средах. Основываясь на полученных таким образом уравнениях для модели среды с объемной вязко-упругостью, мы высказали гипотезу о том, что уравнения для модели со сдвиговой вязко-упругостью также можно представить с помощью соответствующего релятивистского обобщения уравнения Бюргерса; иными словами, уравнение для бесследовой сдвиговой части тензора неравновесного давления получено нами феноменологическим путем по аналогии с точным уравнением для объемной части этого тензора.

Ученые записки физического факультета МГУ, № 4, с. 2241504 (2022) | Рубрики: 04.01 06.08 18

Ильин Г.Н.

Зуев В.В., Павлинский А.В., Савельева Е.С., Ильин Г.Н., Быков В.Ю. «Анализ радиометрических измерений параметров атмосферы в периоды обледенения воздушных судов в районе аэропорта Санкт-Петербурга» Труды Института прикладной астрономии РАН № 54, с. 27-31 (2020)

Обледенение воздушного судна в полете является одним из неблагоприятных и потенциально опасных метеорологических явлений для авиации. Наибольшую опасность обледенение представляет для малоразмерных и беспилотных летательных аппаратов, для которых единственной защитой от обледенения является его своевременный и точный прогноз. Разработка новых методов прогнозирования возможного обледенения, в том числе автоматизированных методов на основе наземных наблюдений, требует подробного изучения метеорологических условий, при которых происходит его возникновение. В работе приведены результаты радиометрических измерений параметров атмосферы в районе аэродрома Пулково в условиях обледенения и при его отсутствии, рассмотрено их влияние на вероятность возникновения обледенения. Использованы данные собственных измерений общего влагосодержания атмосферы и температуры воздуха; а также данные о высоте нижней границы облачности и случаях фактического обледенения воздушных судов в полете, полученные от метеослужбы аэропорта Пулково. На основе полученных данных построены гистограммы распределения вероятности обледенения в зависимости от измеренных параметров атмосферы. Уточнены диапазоны температуры и влагосодержания атмосферы, при которых вероятность обледенения максимальна. Показано, что наибольшее количество случаев обледенения наблюдается при значениях общего влагосодержания в диапазоне от 0.7 до 1.1 г/см2, с максимумом распределения вероятности при Q = 0.71 г/см2. Все случаи обледенения наблюдались при температуре от –12 до 0°С без выраженной зависимости от высоты. Выявлено значительное увеличение количества случаев обледенения при высоте нижней границы облачности в диапазоне от 200 до 400 м. Полученные данные могут быть использованы как для уточнения критериев прогнозирования риска обледенения в автоматизированных прогностических системах, так и в качестве вспомогательных параметров в ручном составлении прогнозов.

Труды Института прикладной астрономии РАН № 54, с. 27-31 (2020) | Рубрика: 18

Ильина Т.С.

Киселев Д.А., Старухина С.С., Ильина Т.С., Кухарская Н.Ф., Нарышкина В.Г., Сивов А.А., Чучева Г.В. «Влияние легирующей примеси на пьезоэлектрические и диэлектрические свойства тонких пленок Bi3.25La0.75Ti3-xAxO12 (A – Мn, Zr, Nb)» Физика твердого тела, 64, № 10, с. 1483-1488 (2022)

Показано, что в пленках на основе лантанзамещенного титаната висмута (BLT) в зависимости от материала легирующей примеси происходят изменения микроструктуры, диэлектрических и пьезоэлектрических свойств, что приводит к изменениям коэрцитивного напряжения, внутреннего поля смещения и коэффициента управления. Ключевые слова: lead-free сегнетоэлектрические пленки, титанат висмута, электрофизические свойства, вольт-фарадные характеристики, силовая микроскопия пьезоэлектрического отклика.

Физика твердого тела, 64, № 10, с. 1483-1488 (2022) | Рубрика: 06.14

Ильичев И.В.

Крауз В.И., Харрасов А.М., Ламзин С.А., Додин А.В., Мялтон В.В., Ильичев И.В. «Лабораторное моделирование структуры джетов молодых звезд» Физика плазмы, 48, № 6, с. 506-518 (2022)

Представлены результаты лабораторного моделирования джетов молодых звезд на установке плазменный фокус ПФ-3 в НИЦ “Курчатовский институт”. Изучался вопрос о причинах, приводящих к различию в пространственной структуре плазменных выбросов при разряде в газах разного химического состава – неон, гелий и гелий с примесью неона. Было найдено, что наиболее структурированным является поток в случае чистого неона: передняя кромка выброса состоит из многочисленных уплотнений, что по внешнему виду делает его весьма похожим на уплотнения в джетах молодых звезд, так называемых объектах Хербига–Аро. Наименее структурированным выглядит выброс в случае чистого гелия, однако при добавке к гелию всего 1% неона существенно меняется форма головной части выброса, в нем становится заметной мелкомасштабная структура. Оценки показывают, что эти особенности могут быть связаны с различием эффективности охлаждения исследуемых газов как в самом плазменном выбросе, так и в ударной волне, возникающей при его движении через фоновый газ. Сделано предположение, что основной причиной появления неоднородностей в плазменном сгустке, как и в случае объектов Хербига--Аро, являются различного рода неустойчивости, которые развиваются при наличии эффективного радиационного охлаждения. Кроме того, было найдено, что в ряде случаев плазменный выброс может состоять из нескольких почти параллельно летящих сгустков, которые возникают уже на стадии пинчевания плазмы. Столкновение ударных волн, порождаемых каждым из сгустков, приводит к возникновению уплотнений, что также способствует формированию кружевной структуры плазменного выброса.

Физика плазмы, 48, № 6, с. 506-518 (2022) | Рубрика: 18

Ильичев Н.Н.

Ильичев Н.Н., Самохин А.А. «Новый метод фотоакустического мониторинга процесса лазерной абляции» Инженерная физика, № 9, с. 38-47 (2013)

Представлен обзор новых возможностей экспериментального исследования лазерной абляции поглощающих конденсированных сред в наносекундном режиме воздействия. Новый метод основан на использовании лазерного импульса с периодически модулированной интенсивностью и акустической диагностики возникающего в облучаемой мишени модулированного импульса давления. Поведение амплитуды и фазы высокочастотной части фотоакустического сигнала дает новую информацию о процессах, происходящих в зоне облучения во время действия лазерного импульса. Амплитуда этой составляющей отклика при малых интенсивностях повторяет амплитуду модуляции лазерного импульса, но при увеличении интенсивности ее поведение становится резко немонотонным. Этот обнаруженный нами эффект может быть связан с взаимной компенсацией вкладов от теплового и испарительного механизмов генерации акустических сигналов. Фаза высокочастотной части фотоакустического сигнала также не остается неизменной при увеличении интенсивности облучения, причем ее изменение меняет знак с ростом интенсивности. По этому изменению можно оценивать смещение облучаемой поверхности во время действия лазерного импульса.

Инженерная физика, № 9, с. 38-47 (2013) | Рубрики: 06.17 06.18

Ильясов И.Р.

Ильясов И.Р., Мухамадиев А.А., Ураксеев М.А. «Современные методы и аппаратные средства для систем экологического мониторинга водной среды» Экологические системы и приборы, № 5, с. 1054 (2010)

Приведен обзор современных методов мониторинга водных сред. Произведен анализ устройств исследования водной среды, применяемых в системах экологического мониторинга и предложен принципиально новый метод, основанный на акустооптическом эффекте. Описаны принципы построения акустооптических спектрометров. Ключевые слова: экологический мониторинг; методы анализа и контроля воды; акустооптический спектрометр.

Экологические системы и приборы, № 5, с. 1054 (2010) | Рубрики: 07.02 14.02 14.04

Ильясов Х.Х.

Ильясов Х.Х., Кравцов А.В., Кравцов Ал.В., Кузнецов С.В. «Интегральное представление решения нестационарной задачи Лэмба в случае предельного значения коэффициента Пуассона» Журнал вычислительной математики и математической физики, 62, № 3, с. 478-487 (2022)

Рассматривается нестационарная задача Лэмба для упругого полупространства в случае, когда коэффициент Пуассона принимает предельное значение 1/2. Для осевой симметрии решение представляется в виде повторного несобственного интеграла. Внутренний интеграл по вертикальной прямой на комплексной плоскости приводится к сумме вычетов и сумме нескольких интегралов от действительной переменной. Получена оценка решения при больших значениях полярного радиуса.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 62, № 3, с. 478-487 (2022) | Рубрики: 04.01 04.16

Индейцев Д.А.

Морозов Н.Ф., Индейцев Д.А., Лукин А.В., Попов И.А., Штукин Л.В. «Нелинейное модальное взаимодействие продольных и изгибных колебаний балочного резонатора при периодическом тепловом нагружении» Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 1: Математика. Механика. Астрономия, 9, № 2, с. 317-337 (2022)

Исследуется нелинейное модальное взаимодействие продольных и изгибных колебаний балочного резонатора при периодическом тепловом нагружении. Исследуется режим параметрических колебаний в условиях внутреннего кратного резонанса между некоторыми изгибной и продольной формами свободных колебаний резонатора. Обнаружена возможность генерации в системе режима продольно-изгибных биений, частота медленной огибающей которых существенным образом зависит от параметра внутренней частотной расстройки, непосредственно связанного с величиной внешних возмущений, подлежащих высокоточному измерению.

Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 1: Математика. Механика. Астрономия, 9, № 2, с. 317-337 (2022) | Рубрики: 04.15 14.02

Ипатов А.В.

Ипатов М.С.

Копьев В.Ф., Остриков Н.Н., Денисов С.Л., Яковец М.А., Ипатов М.С. «Сравнительное исследование методов извлечения импеданса на различных установках типа "интерферометр с потоком", выполненное по результатам анализа экспериментальных данных, полученных в рамках проекта IFAR» Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 506, № 1, с. 90-103 (2022)

Обсуждаются результаты сравнительных исследований различных методов извлечения импеданса звукопоглощающих конструкций по результатам измерений на различных установках типа “Интерферометр с потоком”. В качестве исследуемых образцов звукопоглощающих конструкций использовались классические однослойные звукопоглощающие конструкции. Извлечение импеданса проводилось как при отсутствии, так и при наличии спутного воздушного потока. Выявлена зависимость извлеченных значений импеданса от числа использовавшихся микрофонов и их положения, как при наличии воздушного потока, так и при его отсутствии. Сравнение извлеченных значений импеданса, полученного на различных установках и различными методами при наличии воздушного потока, показало зависимость значений действительной и мнимой частей импеданса от метода извлечения и частоты.

Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 506, № 1, с. 90-103 (2022) | Рубрики: 08.14 14.02

Исупова Е.В.

Исупова Е.В., Будников А.С., Давыдов В.В., Валов А.П., Петров А.А. «Усовершенствование характеристик синтезатора частоты в квантовом стандарте частоты на атомах цезия» Ученые записки физического факультета МГУ, № 4, с. 2241201 (2022)

Квантовый стандарт частоты необходим для точного измерения частоты колебаний или генерирования колебаний со стабильной во времени частотой. Важным функциональным узлом в стандарте частоты на атомах цезия является синтезатор частоты. В работе представлена новая схема синтезатора частоты, основанная на методе прямого цифрового синтеза. Подробно рассмотрены достоинства и недостатки нового метода синтеза сигнала, указаны отличия этого метода от других. Приведено описание основных узлов новой схемы синтезатора. С помощью увеличения разрядности накапливающего сумматора добились уменьшения шага перестройки выходной частоты на несколько порядков. Сделан вывод о том, что данный метод удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к параметрам синтезаторов частоты.

Ученые записки физического факультета МГУ, № 4, с. 2241201 (2022) | Рубрики: 17 18

итюрич Г.С.

итюрич Г.С., Велещук В.П., Гиргель С.С., Лебедева Е.В., Власенко А.И., Левицкий С.Н. «Фототермоакустическое преобразование куммер-гауссовых световых пучков в сенсорных полупроводниковых структурах на основе CdTe» Журнал прикладной спектроскопии, 87, № 4, с. 672-676 (2020)

Теоретически и экспериментально исследован процесс лазерного фототермоакустического преобразования в сенсорных полупроводниковых структурах. Получено выражение для импульса давления, описывающего эволюцию ультразвукового отклика, возбуждаемого наносекундным лазерным импульсом с куммер-гауссовым распределением интенсивности. Экспериментально продемонстрирована возможность эффективного управления процессом фототермоакустического преобразования лазерных импульсов в полупроводниковых структурах, используемых для создания высокочувствительных детекторов ионизирующего излучения.

Журнал прикладной спектроскопии, 87, № 4, с. 672-676 (2020) | Рубрика: 06.18