П

Павленко Е.П.

Павленко Е.П., Рахими Ф.К., Кохирова Г.И., Рахматуллаева Ф.Дж., Антонюк К.А., Пить Н.В., Хамроев У.Х. «Двухцветная фотометрия нового асинхронного поляра IGR J19552 + 0044» Доклады академии наук республики Таджикистан, 62, № 11-12, с. 645-652 (2019)

Представлены результаты двухцветных фотометрических наблюдений асинхронного поляра IGR J19552+0044, выполненных в Международной астрономической обсерватории Санглох (МАОС) и Крымской астрофизической обсерватории (КрАО) в течение трех ночей 20, 21, 22, июня 2019 года, охвативших 11 периодов вращения белого карлика. Длительные ряды наблюдений позволили выявить значительные изменения профиля кривых блеска от цикла к циклу. Выявлено одновременное существование двух периодических процессов: периода вращения белого карлика 0.0565 суток и орбитального периода 0.0580 суток. Этот результат согласуется с предположением, что источниками излучения системы являются циклотронное излучение аккреционной колонны на белом карлике и «эффект отражения» от вторичного компонента позднего спектрального класса.

Доклады академии наук республики Таджикистан, 62, № 11-12, с. 645-652 (2019) | Рубрика: 18

Павлинский А.В.

Зуев В.В., Павлинский А.В., Уйманова В.А., Долгова Н.В., Томашова А.С. «Комплекс мониторинга пограничного слоя атмосферы «Нева-М»» Экологические системы и приборы, № 9, с. 38-47 (2021)

Описан аппаратно-программный комплекс дистанционного мониторинга пограничного слоя атмосферы «Нева-М», созданный в ИМКЭС СО РАН, его состав и характеристики. Приведен пример регистрируемых данных о температуре воздуха, скорости и направлении ветра, влагосодержания и водосодержания атмосферы с привязкой к приземным данным и к синоптической обстановке при прохождении полярного холодного фронта 7 июня 2021 г. Показаны возможности комплекса по исследованию динамики процессов пограничного слоя. Ключевые слова: пограничный слой атмосферы, мониторинг, радиометрия, акустическое зондирование, профиль температуры, общее влагосодержание, синоптика.

Экологические системы и приборы, № 9, с. 38-47 (2021) | Рубрики: 14.02 14.04 16

Зуев В.В., Павлинский А.В., Савельева Е.С., Ильин Г.Н., Быков В.Ю. «Анализ радиометрических измерений параметров атмосферы в периоды обледенения воздушных судов в районе аэропорта Санкт-Петербурга» Труды Института прикладной астрономии РАН № 54, с. 27-31 (2020)

Обледенение воздушного судна в полете является одним из неблагоприятных и потенциально опасных метеорологических явлений для авиации. Наибольшую опасность обледенение представляет для малоразмерных и беспилотных летательных аппаратов, для которых единственной защитой от обледенения является его своевременный и точный прогноз. Разработка новых методов прогнозирования возможного обледенения, в том числе автоматизированных методов на основе наземных наблюдений, требует подробного изучения метеорологических условий, при которых происходит его возникновение. В работе приведены результаты радиометрических измерений параметров атмосферы в районе аэродрома Пулково в условиях обледенения и при его отсутствии, рассмотрено их влияние на вероятность возникновения обледенения. Использованы данные собственных измерений общего влагосодержания атмосферы и температуры воздуха; а также данные о высоте нижней границы облачности и случаях фактического обледенения воздушных судов в полете, полученные от метеослужбы аэропорта Пулково. На основе полученных данных построены гистограммы распределения вероятности обледенения в зависимости от измеренных параметров атмосферы. Уточнены диапазоны температуры и влагосодержания атмосферы, при которых вероятность обледенения максимальна. Показано, что наибольшее количество случаев обледенения наблюдается при значениях общего влагосодержания в диапазоне от 0.7 до 1.1 г/см2, с максимумом распределения вероятности при Q = 0.71 г/см2. Все случаи обледенения наблюдались при температуре от –12 до 0°С без выраженной зависимости от высоты. Выявлено значительное увеличение количества случаев обледенения при высоте нижней границы облачности в диапазоне от 200 до 400 м. Полученные данные могут быть использованы как для уточнения критериев прогнозирования риска обледенения в автоматизированных прогностических системах, так и в качестве вспомогательных параметров в ручном составлении прогнозов.

Труды Института прикладной астрономии РАН № 54, с. 27-31 (2020) | Рубрика: 18

Павлюк А.В.

Колкер Д.Б., Шерстов И.В., Бойко А.А., Костюкова Н.Ю., Ерушин Е.Ю., Павлюк А.В. «Квантово-каскадные лазеры среднего ИК-диапазона в компактных оптикоакустических газовых сенсорах» Журнал прикладной спектроскопии, 89, № 4, с. 580-586 (2022)

Рассматриваются режимы генерации квантово-каскадных лазеров для оптико-акустических сенсоров метана и аммиака, приводятся перестроечные и выходные характеристики данных лазеров в зависимости от тока и температуры. Представлены результаты экспериментов по исследованию концентрационной чувствительности разработанных на основе этих лазеров рабочих образцов приборов, готовых к испытаниям. Показано, что линейный динамический диапазон измерения концентрации метана с помощью исследуемого оптико-акустического газоанализатора составляет приблизительно четыре декады: от ∼0.3 до ∼2000–3000 ppm CH4.

Журнал прикладной спектроскопии, 89, № 4, с. 580-586 (2022) | Рубрика: 06.17

Панов И.В.

Глазырин С.И., Панов И.В. «Моделирование горения и нуклеосинтеза в термоядерной сверхновой» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 48, № 8, с. 568-576 (2022)

DOI: 10.31857/S0320010822080034

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 48, № 8, с. 568-576 (2022) | Рубрика: 18

Панчук В.Е.

Клочкова В.Г., Панчук В.Е. «Детальная спектроскопия post-AGB-сверхгиганта GSC 04050 02366 в системе ИК-источника IRAS Z02229+6208» Астрофизический бюллетень, 77, № 3, с. 323-332 (2022)

В оптических спектрах холодного post-AGB сверхгиганта GSC 04050 02366, полученных на 6-м телескопе БТА с разрешением R≥60 000 в произвольные даты 2019–2021 гг., найдена переменность лучевой скорости: гелиоцентрическая Vr по измерениям положений множества абсорбций металлов меняется от даты к дате со стандартным отклонением ΔVr≡1.4 км с–1 около среднего значения Vr=24.75 км с–1 , что может быть следствием малоамплитудных пульсаций в атмосфере. Спектры звезды чисто абсорбционные, явные эмиссии отсутствуют. Обнаружена переменность интенсивности большинства абсорбций и полос системы Свана молекулы C2. В отдельные моменты наблюдается слабая асимметрия профиля профиля Hα. Положение ее абсорбционного ядра изменяется в пределах 27.3–30.6 км с–1. Обнаружено расщепление на два компонента (или асимметрия) сильных абсорбций низкого возбуждения (Y II, Zr II, Ba II, La II, Ce II, Nd II). Положение длинноволнового компонента совпадает с положением иных фотосферных абсорбций, что подтверждает его формирование в атмосфере звезды. Положение коротковолнового компонента близко к положению вращательных деталей полос системы Свана, что указывает на его формирование в околозвездной оболочке, расширяющейся со скоростью около Vexp=16 км с–1.

Астрофизический бюллетень, 77, № 3, с. 323-332 (2022) | Рубрика: 18

Паринов И.А.

Зубков С.В., Паринов И.А., Назаренко А.В., Куприна Ю.А. «Кристаллическая структура, микроструктура, пьезоэлектрические и диэлектрические свойства высокотемпературной пьезокерамики Bi3-xNdxTi1.5W0.5O9 (x=0, 0.1, 0.2)» Физика твердого тела, 64, № 10, с. 1475-1482 (2022)

Методом высокотемпературной твердотельной реакции синтезирован новый ряд перовскитоподобных оксидов Bi3-xNdxTi1.5W0.5O9 (x=0, 0.1, 0.2). Рентгеноструктурное исследование показало, что соединения однофазны и имеют структуру семейства фаз Ауривиллиуса с параметрами, близкими к орторомбической элементарной ячейке, соответствующей пространственной группе A21am. Измерены зависимости относительной диэлектрической проницаемости ε/ε0 и тангенса угла потерь tgsigma от температуры на разных частотах. Для синтезированных соединений измерен пьезомодуль d33. Получена микростуктура Bi3-xNdxTi1.5W0.5O9 (x=0, 0.1, 0.2). Изучение микроструктуры показывает, что кристаллиты имеют форму, характерную для семейства фаз Ауривиллиуса. Ключевые слова: фазы Ауривиллиуса, перовскитоподобные оксиды, энергия активации, температура Кюри.

Физика твердого тела, 64, № 10, с. 1475-1482 (2022) | Рубрика: 06.14

Пархома П.А.

Пархома П.А., Никитин А.В., Елохин А.П., Улин С.Е., Дмитренко В.В., Утешев З.М., Власик К.Ф., Грачев В.М., Новиков А.С. «Беспилотный дозиметрический комплекс» Экологические системы и приборы, № 5, с. 10-17 (2011)

Рассматриваются методические вопросы, касающиеся стендовых испытаний используемой на беспилотном дозиметрическом комплексе аппаратуры и отработки методики беспроводной передачи и приема информации по радиоканалу, а также вопросы работы ксенонового гамма-спектрометра при различных акустических нагрузках. Ключевые слова: беспилотный дозиметрический комплекс; беспроводная передача информации; ксеноновый гамма-спектрометр; акустические нагрузки.

Экологические системы и приборы, № 5, с. 10-17 (2011) | Рубрики: 14.02 14.04

Пасынок С.Л.

Пасынок С.Л., Безменов И.В., Игнатенко И.Ю., Иванов В.С., Цыба Е.Н., Жаров В.Е. «Текущие работы ГМЦ ГСВЧ в части определения ПВЗ» Труды Института прикладной астрономии РАН № 57, с. 28-33 (2021)

Работы по оперативному определению ПВЗ в Главном метрологическом центре Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГМЦ ГСВЧ) ведутся с момента создания ФГУП «ВНИИФТРИ» – с 1954 г. Роль ФГУП «ВНИИФТРИ» как ГМЦ ГСВЧ закреплена Постановлением Правительства РФ № 225. Также ФГУП «ВНИИФТРИ» участвует в работе ГСВЧ в качестве источника измерительных данных и Центра обработки и анализа данных. В 2020 г. сводные данные о ПВЗ формировались на основе совместной обработки девяти независимых рядов, полученных в ИПА РАН, АО «ЦНИИмаш» и ГМЦ ГСВЧ. Использование при обработке данных радиоинтерферометра на узлах колокации, созданного ИПА РАН, позволило существенно увеличить точность определения сводных значений Всемирного времени и их прогнозирования. Оперативное формирование сводной информации о ПВЗ в результате совместной обработки всех данных о ПВЗ и оперативная передача бюллетеней потребителям осуществлялись ежесуточно. Также ФГУП «ВНИИФТРИ» вносит вклад в международную и отечественные базы данных посредством передачи навигационных и измерительных данных, которые выполняются во ФГУП «ВНИИФТРИ» и его филиалах, расположенных в городах: Новосибирск, Иркутск, Хабаровск и Петропавловск-Камчатский. В ГМЦ ГСВЧ проводится ежесуточная обработка результатов, полученных спутниковыми и лунными лазерными дальномерами, ГНСС- и РСДБ-измерений с целью определения ПВЗ по отдельным видам измерений. Также в ГМЦ ГСВЧ проводится ряд работ в экспериментальном режиме для совершенствования методов и средств обработки, а также анализа данных измерений различных видов. Ведутся работы по вычислению орбит, поправок часов космических аппаратов, а также обработка данных спутниковых альтиметрических измерений. Работы в части определения ПВЗ проводятся на высоком научно-техническом уровне. Для повышения точности и оперативности определения ПВЗ запланированы работы как по совершенствованию методов и средств обработки/анализа данных измерений, так и по совершенствованию оборудования измерительных пунктов. В целом настоящая статья носит информационный характер и посвящена обзору работ, выполняемых в 2020 г. и начале 2021 г. в ГМЦ ГСВЧ в части определения ПВЗ.

Труды Института прикладной астрономии РАН № 57, с. 28-33 (2021) | Рубрика: 18

Пахомова П.В.

Пахомова П.В. «Результаты измерений магнитных полей на БТА. VIII. Наблюдений 2014 года» Астрофизический бюллетень, 77, № 3, с. 300-322 (2022)

Представлены результаты измерений магнитного поля 74 звезд, наблюдения которых проводились в 2014 году. Выборка объектов состоит из химически пекулярных звезд и звезд-стандартов. Наблюдения выполнялись на 6-м телескопе БТА САО РАН с использованием Основного звездного спектрографа (ОЗСП). При анализе спектров циркулярно-поляризованного излучения у звезд HD 168481, HD 184961, HD 187128, HD 214923 впервые обнаружено магнитное поле.

Астрофизический бюллетень, 77, № 3, с. 300-322 (2022) | Рубрика: 18

Пашкевич В.В.

Вершков А.Н., Пашкевич В.В. «Геодезическое вращение спутников Нептуна» Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 56, № 5, с. 315-324 (2022)

Рассмотрены наиболее существенные релятивистские эффекты во вращательной динамике спутников Нептуна (Тритон (N1), Наяда (N3), Таласса (N4), Деспина (N5), Галатея (N6), Ларисса (N7) и Протей (N8)). Впервые определены наиболее существенные вековые и периодические члены геодезического вращения Тритона и шести внутренних спутников Нептуна в углах их вращения относительно неподвижного экватора Земли эпохи J2000.0, определенного в международной системе координат (ICRF), и точки весеннего равноденствия эпохи J2000.0 и в углах Эйлера относительно их собственных систем координат. Исследование показало, что величина геодезического вращения может быть существенной не только у тел, которые вращаются вокруг сверхмассивных центральных тел, но и у близких спутников планет-гигантов. Полученные значения геодезического вращения для исследуемой системы спутников могут быть использованы для численного исследования их вращения в релятивистском приближении, а также использованы для оценки влияния релятивистских эффектов на орбитально-вращательную динамику подобныхнебесных тел экзопланетных систем.

Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 56, № 5, с. 315-324 (2022) | Рубрика: 18

Пащенко М.И.

Ашимбаева Н.Т., Лехт Е.Е., Пащенко М.И., Краснов В.В., Толмачев А.М. «Эволюция мазерного излучения OH в области активного звездообразования W75 N. II. Исследования в линиях 1667 и 1720 МГц» Астрономический журнал, 99, № 8, с. 628-649 (2022)

Представлены результаты мониторинга мазерного источника OH W75 N в главной 1667 МГц и сателлитной 1720 МГц линиях, выполненного в 2007–2020 гг. на радиотелескопе в Нансэ (Франция). Период 2007–2009 гг. характерен высокой активностью мазера в целом во всех линиях, кроме 1612 МГц, где излучение имеет тепловой характер. В процессе выполнения мониторинга обнаружены сильные временные вариации плотности потока и параметров поляризации для большинства спектральных деталей. Обнаружено, что степень круговой поляризаци (mC), а также степень (mL) и поляризационный угол (χ) линейной поляризации меняются со временем по определенным закономерностям, либо меняются очень мало. Имеется корреляция переменности этих параметров с переменностью плотности потока. При этом лучевые скорости деталей меняются очень слабо. Проведено отождествление спектральных деталей в обеих линиях (1667 и 1720 МГц) с мазерными пятнами на VLBA картах, полученных в апреле 2008 г. С мазерными пятнами, проецируемыми на VLA 1 (молекулярный поток), мы отождествили семь спектральных деталей в линии 1667 МГц и одиннадцать в линии 1720 МГц. Они расположены в разных частях большой дуги и хорошо иллюстрируют тот факт, что ориентация вектора магнитного поля более или менее монотонно меняется вдоль дуги. С мазерными пятнами, проецируемыми на VLA 2 (кеплеровский диск), отождествлено семь спектральных деталей в линии 1667 МГц. Они образуют малую дугу, которая направлена от VLA 2. Векторы магнитного поля, связанные с мазерными пятнами, ориентированы перпендикулярно к этой дуге. После вспышек излучения на 0.38 и 1.2 км/с векторы магнитного поля этих деталей стали ориентированы вдоль дуги. Для трех зеемановских пар в линии 1667 МГц (VLA 2) определена величина продольного магнитного поля. Во всех случаях поле направлено к наблюдателю. У двух деталей (–4.9 и 1.2 км/с) обнаружено монотонное изменение позиционного угла на величину 140 и 110°, при этом скорость поворота плоскости поляризации составляет 5°/мес и 7°/мес соответственно. Обнаружено, что во время кратковременной вспышки детали 5.3 км/с в VLA 1 изменялись все параметры поляризации, а после вспышки все они восстановились.

Астрономический журнал, 99, № 8, с. 628-649 (2022) | Рубрика: 18

Пеков А.Н.

Мокроусов М.И., Митрофанов И.Г., Аникин А.А., Головин Д.В., Карпушкина Н.Е., Козырев А.С., Литвак М.Л., Малахов А.В., Пеков А.Н., Санин А.Б., Третьяков В.И. «Второй этап космического эксперимента "БТН Нейтрон" на борту российского сегмента Международной космической станции: аппаратура БТН-М2» Космические исследования, 60, № 5, с. 426-436 (2022)

Как показали последние исследования на борту различных космических аппаратов, единственной нерешенной технической проблемой пилотируемых межпланетных полетов на данный момент является высокий радиационной фон межпланетного пространства, который, как например в случае пилотируемой миссии на Марс, может оказаться критически опасным для экипажа. Работы по данной тематике ведутся во всех космических агентствах, одним из таких космических экспериментов является аппаратура “БТН-Нейтрон” на борту Российского сегмента Международной космической станции. Основным результатом работы явилось создание аппаратуры БТН-М2 для создания эффективной радиационной защиты на борту перспективных пилотируемых космических аппаратов, создания инженерной модели радиационного фона как внутри, так и снаружи МКС, и для регистрация гамма-лучей и нейтронов во время солнечных вспышек и космических гамма-всплесков.

Космические исследования, 60, № 5, с. 426-436 (2022) | Рубрика: 18

Перминов А.В.

Давлятшин Р.П., Перминов А.В., Баяндин Ю.В., Сауседо-Зендехо Ф.Р., Трушников Д.Н. «Моделирование влияния вибраций на поверхностное натяжение капли жидкости с применением бессеточных методов» Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика, № 2, с. 73-84 (2022)

Применение вибрационных воздействий для целенаправленного влияния на такие процессы, как формирование капли, формирование ванны расплава и кристаллизация наплавляемого валика, позволяет управлять тепломассопереносом в жидкости, процессом кристаллизации и формой валика в технологических процессах наплавки. Рассматривается влияние вибрационных воздействий на характер движения жидкости в капле, которое отражается в изменении значения коэффициента поверхностного натяжения. Предложена математическая модель течения жидкости с учетом силы поверхностного натяжения в формализме метода гидродинамики сглаженных частиц. Этот метод позволяет напрямую учитывать влияние вибрационных воздействий через введение дополнительных граничных условий. Верификация разработанной математической модели проведена в сравнении с натурными экспериментами, в которых определялась зависимость величины коэффициента поверхностного натяжения от амплитуды скорости вибрационных воздействий. Для определения коэффициента поверхностного натяжения реализовано два метода: метод висячей капли и сталагмометрический метод. Реализованная модель удовлетворительно описывает эффект снижения коэффициента поверхностного натяжения для воды. Проведена серия численных экспериментов по определению влияния вибрационных воздействий на значение коэффициента поверхностного натяжения для стали марки 12Х18Н10Т. Выявлено, что при вибрациях с амплитудой скорости, равной 2,0 м/с, наблюдается снижение значения коэффициента поверхностного натяжения на 30%. Снижение коэффициента поверхностного натяжения должно облегчить реализацию непрерывного стекания металла с проволоки, что может положительно сказаться на формировании металла при проволочной наплавке. Таким образом предложенная математическая модель позволяет явно моделировать эффект влияния вибрационных воздействий на значение коэффициента поверхностного натяжения и позволит в дальнейшем исследовать влияние вибрационных воздействий при аддитивном производстве.

Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика, № 2, с. 73-84 (2022) | Рубрика: 06.23

Перченков Е.С.

Болсуновский А.Л., Брагин Н.Н., Бузоверя Н.П., Перченков Е.С., Чернышев И.Л., Скоморохов С.И. «Расчетно-экспериментальные исследования малошумного самолета с ламинарным крылом и двигателями над задней кромкой крыла» Математическое моделирование, 34, № 7, с. 5-23 (2022)

лавным направлением развития современной коммерческой авиации является не только повышение безопасности и топливной эффективности самолётов, но и снижение воздействия на окружающую среду, особенно по допустимому шуму на местности. Одной из идей является перенос силовой установки на верхнюю поверхность крыла для экранирования шума двигателя крылом. Такое решение может приводить к усугублению неблагоприятных явлений трансзвуковой интерференции между элементами планера, вынуждая снижать крейсерскую скорость до числа Маха M=0.7–0.75, вместо наиболее распространенной M=0.78–0.8. Решение проблемы интерференции на крейсерском режиме для малошумных компоновок требует усовершенствования устоявшейся методики проектирования.

Математическое моделирование, 34, № 7, с. 5-23 (2022) | Рубрики: 08.14 10.01

Петерова Н.Г.

Иванов Д.В., Рахимов И.А., Дьяков А.А., Олифиров В.Г., Ерофеев Д.В., Топчило Н.А., Петерова Н.Г., Ипатов А.В., Андреева Т.С., Ильин Г.Н., Хвостов Е.Ю. «Cолнечное затмение 21.06.2020 г. по наблюдениям на радиотелескопах ИПА РАН (первые результаты)» Труды Института прикладной астрономии РАН № 56, с. 22-31 (2021)

Солнечное затмение 21.06.2020 г. (фаза 0.17–0.24) – это седьмой случай наблюдений затмений Солнца с помощью полноповоротных радиотелескопов РТ-32, РТ-13 и РТ-2, расположенных в обсерваториях на Северном Кавказе («Зеленчукская»), в Бурятии («Бадары») и Приморском крае (Уссурийская астрофизическая обсерватория), находящихся в ведении ИПА РАН. Задачи наблюдений определялись астрономическими обстоятельствами – Солнце находилось в стадии глубочайшего минимума, что в отличие от предыдущих случаев выдвинуло на первый план исследование слабых деталей структуры изображения Солнца, таких как распределение радиояркости вблизи лимба, корональные дыры, радиогрануляция, до сих пор недостаточно изученные. Метод наблюдений считается наилучшим благодаря применению квазинулевого способа регистрации сигнала путем использования радиотелескопов с достаточно высоким пространственным разрешением (несколько угл. мин.), ограничивающим вклад спокойного Солнца. Именно с помощью РТ-32 впервые был достигнут теоретический предел эффективного углового разрешения затменных наблюдений – (1–3)° на микроволнах. Наблюдения солнечного затмения 21.06.2020 г. на РТ-13 и РТ-32 выполнялись на волнах 1.0 см, 3.5 см, 6.2 см и 13 см с анализом круговой поляризации, на РТ-2 – на волне 10.7 см в интенсивности. Приведены оригинальные записи и результаты первичной обработки, а также предварительного отождествления отдельных деталей структуры источников микроволнового излучения путем сопоставления с наблюдениями Солнца в других диапазонах (УФ и Х-rау). Анализ наблюдений участков спокойного Солнца показал, что угловые размеры отдельных деталей радиогрануляции не превосходят 10″, и отмечается высокая степень корреляции между флуктуациями на короткой (3.5 см) и длинной (13 см) волнах. Сделан вывод, что излучение наиболее ярких деталей радиогрануляции генерируется достаточно высоко в короне на расстоянии, превышающем 10 тыс. км от фотосферы. Обработка наблюдений при наведении на область I и IV контактов позволяет заключить, что яркость короны значительно уменьшилась по сравнению с ранее получаемыми значениями. Однако это касается яркости активной короны – радиопоток спокойного Солнца, наблюдаемый в период минимума цикла (начиная с 19 до 25-го) остается неизменным в широком диапазоне частот (1–9.4 ГГц).

Труды Института прикладной астрономии РАН № 56, с. 22-31 (2021) | Рубрика: 18

Петров А.А.

Исупова Е.В., Будников А.С., Давыдов В.В., Валов А.П., Петров А.А. «Усовершенствование характеристик синтезатора частоты в квантовом стандарте частоты на атомах цезия» Ученые записки физического факультета МГУ, № 4, с. 2241201 (2022)

Квантовый стандарт частоты необходим для точного измерения частоты колебаний или генерирования колебаний со стабильной во времени частотой. Важным функциональным узлом в стандарте частоты на атомах цезия является синтезатор частоты. В работе представлена новая схема синтезатора частоты, основанная на методе прямого цифрового синтеза. Подробно рассмотрены достоинства и недостатки нового метода синтеза сигнала, указаны отличия этого метода от других. Приведено описание основных узлов новой схемы синтезатора. С помощью увеличения разрядности накапливающего сумматора добились уменьшения шага перестройки выходной частоты на несколько порядков. Сделан вывод о том, что данный метод удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к параметрам синтезаторов частоты.

Ученые записки физического факультета МГУ, № 4, с. 2241201 (2022) | Рубрики: 17 18

Петров О.Ф.

Трухачев Ф.М., Васильев М.М., Петров О.Ф. «Влияние ионно-звуковых солитонов на функции распределения фоновой плазмы» Физика плазмы, 48, № 10, с. 967-974 (2022)

В рамках МГД-модели проведен анализ динамики ансамблей ионов фоновой плазмы в присутствии ионно-звуковых солитонов. Найдена функция распределения по скоростям для ионов, возмущенная солитонами. Показано, что солитоны трансформируют исходное равновесное распределение ионов к виду, который сходен с распределением плазмы, содержащей пучок ионов. Определены характерные особенности возмущенной ионной функции распределения, соответствующей солитонам различной амплитуды. Рассмотрен случай движения каскада солитонов, часто наблюдаемый на практике.

Физика плазмы, 48, № 10, с. 967-974 (2022) | Рубрика: 06.08

Петрова В.В.

Калью В.А., Краснописцев Н.В., Лосев Г.И., Некрасов В.Н., Петрова В.В., Смирнов Д.А. «Сравнение результатов измерений уровней подводного шума источника, полученных прямым методом и с использованием векторно-фазовой обработки» Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 3, с. 121-127 (2022)

Объект и цель научной работы. Оценки уровня подводного шума движущегося широкополосного источника, получаемые прямым и косвенным методами, с использованием комбинированного приемника звукового давления и компонент вектора колебательной скорости.Материалы и методы. Теоретические исследования с помощью компьютерного моделирования, натурные эксперименты в реальных условиях измерения, статистический анализ результатов экспериментов.Основные результаты. По представительным выборкам выполнено сравнение оценок уровня шума, получаемых прямым методом, только по каналу звукового давления, и косвенным методом, путем пересчета значений потокаакустической мощности в идеальных условиях и в условиях реальной акватории.Заключение. В идеальных условиях измерения статистически значимое различие двух способов оценивания имеет место только на частотах ниже 16 Гц. По результатам натурного эксперимента в реальных условиях показано, что оценка,полученная на основе вектора плотности потока мощности, обладающего пространственной избирательностью, характеризуется большей достоверностью и точностью, т.к. меньше подвержена влиянию отражений от границ акватории.

Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 3, с. 121-127 (2022) | Рубрика: 10.02

Петрусёва Н.

Петрусёва Н. «О переписке Пьера Булеза и Джона Кейджа» Музыка и время, № 1, с. 18-21 (2011)

Освещаются материалы интенсивной переписки Пьера Булеза и Джона Кейджа между 1949–1952 годами. Рассматривается их взаимное притяжение/отталкивание, возникавшее при обсуждении таких вопросов, как: структура, метод и материал, новые акустические понятия, трактовка ряда, ритм как альтернативная организация, числовые структуры, исходный пункт теории общего сериализма, концепция «alea» и ее девальвация, «искусство взаимодействия» и его противоречия, Центры экспериментальной музыки, «артистический модернизм», манифест IRCAM. Ключевые слова: П. Булез, Дж. Кейдж, IRCAM

Музыка и время, № 1, с. 18-21 (2011) | Рубрика: 03

Пешков И.

Нечаев Ю., Пешков И. «Исследование цифрового диаграммообразования для оптимального помехо- и шумоподавления в антенных решетках различной формы с направленными излучателями» Физика волновых процессов и радиотехнические системы, 25, № 2, с. 73-82 (2022)

Исследуется цифровое диаграммообразование по азимуту и углу места, что способствует более точному формированию нулей и максимума. Рассматриваются статистически оптимальный алгоритм минимума дисперсии, алгоритм обращения корреляционной матрицы с применением регуляризации, а также управления нулями на выходе цилиндрической, полусферической и планарной решеток. Проведена оценка отношения мощности полезного сигнала к результирующей мощности активной помехи и шума и вероятности битовой ошибки на выходе цифровых антенных решеток в зависимости от коэффициента направленного действия антенных элементов, числа выборок усреднения. Установлено, что полусферная антенная решетка позволяет значительно повысить надежность передачи в сравнении с рассматриваемыми, что снизит вычислительную нагрузку без привлечения усложненных алгоритмов диаграммообразования.

Физика волновых процессов и радиотехнические системы, 25, № 2, с. 73-82 (2022) | Рубрика: 17

Пикалов В.В.

Федорова Н.Н., Гольдфельд М.А., Пикалов В.В. «Исследование пульсационных режимов в высокоскоростном потоке с теплоподводом. I. Эксперимент» Физика горения и взрыва, 58, № 5, с. 33-43 (2022)

Представлены результаты экспериментальных исследований течения в канале с внезапным расширением без подвода и с подводом тепла в сверхзвуковой воздушный поток. На основании обработки экспериментальных данных о временных зависимостях статического давления на стенке канала определены спектральные мощности пульсаций, анализ которых показал, что при подводе тепла в течении происходит усиление спектральной мощности пульсаций давления в диапазоне частот 250–400 Гц. Наибольшее увеличение мощности наблюдается в начальный период процесса при воспламенении смеси и в конце режима стабилизации горения. В период, соответствующий развитому горению, максимум спектра мощности пульсаций снижается, а интервал значимых частот расширяется на диапазон 400–600 Гц.

Физика горения и взрыва, 58, № 5, с. 33-43 (2022) | Рубрика: 08.08

Федорова Н.Н., Гольдфельд М.А., Пикалов В.В. «Исследование пульсационных режимов в высокоскоростном потоке с теплоподводом. II. Численное моделирование» Физика горения и взрыва, 58, № 5, с. 44-53 (2022)

Представлены результаты численного исследования турбулентных реагирующих течений в канале с внезапным расширением с учетом инжекции водородных струй в сверхзвуковой (М=4) воздушный поток. Моделирование проведено в трехмерной нестационарной постановке с использованием программного комплекса ANSYS Fluent в условиях экспериментов, выполненных в импульсной высокоэнтальпийной аэродинамической установке ИТ-302М. В расчетах получен автоколебательный режим с интенсивными пульсациями давления и интегрального тепловыделения. При этом среднее по периоду распределение давления удовлетворительно совпадает с экспериментальными значениями, а частота пульсаций давления лежит в диапазоне, полученном в экспериментах. На основании детального анализа характеристик течения за полный цикл колебаний уточнен механизм обратной связи, ответственный за возникновение автоколебаний.

Физика горения и взрыва, 58, № 5, с. 44-53 (2022) | Рубрика: 08.08

Пинаев А.В.

Пинаев А.В., Пинаев П.А. «Детонационные волны в системах метан/водород/кислород/взвесь угля» Физика горения и взрыва, 58, № 4, с. 91-96 (2022)

Экспериментально исследованы детонационные волны в газовых двухтопливных системах CH4H2/O2 и гетерогенных трехтопливных системах CH4H2/O2 /угольная взвесь. В опытах использовали взвеси угля с размерами частиц 0<d<200 мкм со среднеобъемной плотностью 160–400 г/м3. В исследованных системах измерены скорости по длине трубы и профили давления в падающих детонационных и отраженных волнах. Проведен анализ влияния горючих компонентов на параметры волн. Выполнено сравнение экспериментальных параметров детонации с расчетными термодинамическими равновесными параметрами детонации.

Физика горения и взрыва, 58, № 4, с. 91-96 (2022) | Рубрика: 08.10

Пинаев П.А.

Физика горения и взрыва, 58, № 4, с. 91-96 (2022) | Рубрика: 08.10

Пинчук А.А.

Груданов В.Я., Ткачева Л.Т., Белохвостов Г.И., Бренч М.В., Пинчук А.А., Русских В.В. «Влияние процессов утилизации энергии отработавших газов поршневых двигателей внутреннего сгорания на газодинамические и акустические характеристики глушителей шума» Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия физико-технических наук (Весцi НАН Беларусi. Сер. фiз.-тэхн. навук), 67, № 3, с. 307-317 (2022)

Представлены научные основы проектирования глушителей шума двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с утилизацией теплоты отработавших газов, обеспечивающих выпуск газовых потоков с улучшенными газодинамическими и акустическими характеристиками. Изучен термодинамический анализ процессов утилизации энергии отработавших газов. Термодинамический анализ показал, что утилизация теплоты отработавших газов приводит к повышению термического коэффициента полезного действия (КПД) цикла Отто. Выполнен также эксергетический анализ теплообменных процессов в глушителе и определены пути повышения его термодинамической эффективности. Установлено, что глушитель шума с размещенным внутри теплообменником-змеевиком с позиции второго закона термодинамики, выраженного посредством эксергетического анализа, является более совершенной термодинамической системой по сравнению с обычным глушителем. Дано математическое описание процессов утилизации в условиях внешнего теплового воздействия, при этом выявлен характер влияния теплового воздействия на изменение давления, температуры и плотности. На основе метода Л.А. Вулиса получены аналитические уравнения изменения давления, температуры и плотности. Процессы утилизации энергии отработавших газов способствуют снижению температуры газов, возрастанию плотности, уменьшению скорости потока и падению давления, то есть имеет место эффект (закон Л.А. Вулиса) теплового торможения газового потока, обусловливающего снижение уровня шума при меньшем противодавлении и увеличении КПД двигателя.

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия физико-технических наук (Весцi НАН Беларусi. Сер. фiз.-тэхн. навук), 67, № 3, с. 307-317 (2022) | Рубрика: 10.01

Писарев И.А.

Кобяков Р.С., Новожилов Р.Н., Писарев И.А., Жеглов А.В., Медведев С.Ю. «Некоторые методы повышения точности компенсации фазовой нестабильности при передаче сигналов частоты и времени» Труды Института прикладной астрономии РАН № 58, с. 36-40 (2021)

Нестабильность частоты выходных сигналов водородных стандартов частоты и времени (СЧВ) на суточном интервале времени измерений имеет величину порядка 2·10–16. При передаче потребителю эти сигналы приобретают дополнительные фазовые возмущения, величина которых зависит от температурных коэффициентов изменения фазы, входящих в систему передачи оптических и коаксиальных кабелей, лазерных и фотодиодов, распределительных усилителей сигналов и т. д. Вклад электронных составляющих системы передачи в итоговую фазовую нестабильность достигает 50 пс/°C. Чтобы сохранить нестабильность частоты сигнала на приёмном конце линии передачи, близкой к нестабильности частоты выходных сигналов СЧВ, необходимо, чтобы вносимые этой системой передачи вариации фазовой задержки не превышали 1 пс. В статье рассмотрены описанные в литературе пути снижения вносимой фазовой нестабильности переданного потребителю сигнала СЧВ: снижение температурных коэффициентов изменения фазы, термостатирование, компенсация. Описаны их ограничения. Точность и скорость термостатирования ограничивается габаритами устройств. Точность компенсации фазовой нестабильности ограничивается элементами системы передачи, не охваченными петлёй компенсации. Для преодоления этих ограничений предлагается модем, разработанный авторами. В модеме добавлен и апробован новый алгоритм стабилизации температуры измерительных каналов компенсатора. Стабилизация температуры измерительных каналов достигается за несколько секунд с точностью 0.1°. Интерфейс модема позволяет включить в петлю компенсации внешний изолирующий усилитель. Представлена схема такого подключения. В условиях обогрева и охлаждения с размахом 20° корпусов передающего модема и внешнего усилителя, расположенного на стороне принимающего модема, нестабильность частоты, вносимая системой передачи с внешним усилителем на интервале времени измерений 10000 c, достигла величины менее: – 3.4·10–16 при включении внешнего усилителя вне петли компенсации; – 3.2·10–17 при включении внешнего усилителя внутри петли компенсации. При этом в разработанном модеме фронт импульсного сигнала 1 PPS на приёмном конце линии привязан к сигналу 100 МГц, поэтому компенсация нестабильности частоты сигнала 100 МГц позволяет также поддерживать синхронизацию импульсных сигналов между входом передающего и выходом принимающего модема.

Труды Института прикладной астрономии РАН № 58, с. 36-40 (2021) | Рубрика: 18

Писаревский Ю.В.

Ибрагимов Э.С., Куликов А.Г., Марченков Н.В., Писаревский Ю.В., Благов А.Е., Ковальчук М.В. «Исследование пьезоэлектрических свойств кристаллов бифталата рубидия методом времяразрешающей трехкристальной рентгеновской дифрактометрии» Физика твердого тела, 64, № 11, с. 1760-1765 (2022)

С использованием метода времяразрешающей рентгеновской дифрактометрии в трехкристальной схеме измерена деформация решетки кристалла бифталата рубидия (С8H5RbO4) во внешнем электрическом поле. При воздействии внешнего импульсного электрического поля вдоль полярной оси [001] независимо по трем рефлексам 400, 070 и 004 определены пьезоэлектрические модули d31,d32 и d33, значения которых составили соответственно –32.8±0.6, 12.8±0.3 и 21.8±1.2 pC/N. Обнаружено хорошее соответствие полученных в данной работе величин пьезоэлектрических модулей значениям, полученным ранее квазистатическим методом. Ключевые слова: пьезоэлектрический эффект, времяразрешающая рентгеновская дифрактометрия, трехкристальная схема дифракции, кристаллы бифталатов, внешнее электрическое поле.

Физика твердого тела, 64, № 11, с. 1760-1765 (2022) | Рубрика: 06.14

Пить Н.В.

Пичугин С.Ю.

Белов С.А., Пичугин С.Ю. «Нелинейное индуцирование акустических возмущений при распространении альфвеновских волн в частично ионизованной плазме» Краткие сообщения по физике Физического института им. П. Н. Лебедева Российской академии наук (ФИАН), 48, № 11, с. 3-8 (2022)

Используя теорию возмущений с точностью до членов второго порядка малости, произведен вывод уравнений, описывающих распространение альфвеновских волн в частично ионизованной плазме. Показано, что альфвеновская волна нелинейно индуцирует возмущения плотностей ионной и нейтральной компонент плазмы.

Краткие сообщения по физике Физического института им. П. Н. Лебедева Российской академии наук (ФИАН), 48, № 11, с. 3-8 (2022) | Рубрика: 06.08

Плаксин Г.М.

Козубская Т.К., Плаксин Г.М., Софронов И.Л. «Постановка и метод решения задачи бимформинга для локализации акустического источника на основе данных вычислительного эксперимента» Журнал вычислительной математики и математической физики, 61, № 11, с. 1904-1926 (2021)

Статья посвящена постановке задачи бимформинга, целью которой является определение непрерывной функции акустического источника на основе анализа пространственно-временных данных вычислительного эксперимента в задачах аэродинамики и аэроакустики, и разработке численного метода ее решения. Под вычислительным экспериментом понимается максимально точное воспроизведение исследуемого турбулентного течения путем его численного моделирования, что сегодня становится возможным благодаря использованию вихреразрешающих подходов, методов повышенной точности, сеток большой размерности и мощной суперкомпьютерной техники. В работе сформулированы условия на параметры сеток дискретизации области источника монопольного типа и сетки микрофонов для обеспечения корректности и точности работы алгоритма. Предложен способ задания входящих в указанные условия численных параметров, корректность которых контролируется величиной числа обусловленности оператора бимформинга. В случае нарушения условий корректности рассмотрена регуляризация оператора бимформинга с целью получения функции источника с приемлемой точностью. Показано, что предложенный численный метод бимформинга с высокой точностью восстанавливает функцию источника на тестовых примерах, а его применение к расчетным данным вычислительного эксперимента по турбулентному обтеканию сегмента крыла с механизацией дает хорошее согласие с полученными в ходе эксперимента результатами анализа акустического поля.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 61, № 11, с. 1904-1926 (2021) | Рубрики: 04.11 08.14

Пластинин А.В.

Юношев А.С., Воронин М.С., Пластинин А.В. «Инициирование детонации эмульсионного взрывчатого вещества ударом тонкой пластинки» Физика горения и взрыва, 58, № 3, с. 141-147 (2022)

С помощью импульсной рентгенографии изучен процесс ударно-волнового инициирования эмульсионного взрывчатого вещества. Инициирование выполнялось ударом тонкой дюралевой пластинки под небольшим углом к плоской поверхности ВВ. Выполнена оценка параметров инициирующей ударной волны в исследуемом взрывчатом веществе и измерена глубина инициирования детонации.

Физика горения и взрыва, 58, № 3, с. 141-147 (2022) | Рубрика: 08.10

Плохих А.П.

Плохих А.П., Важенин Н.А., Попов Г.А., Шилов С.О. «Спектральные характеристики собственного излучения электрических ракетных двигателей с замкнутым дрейфом электронов в радиодиапазоне для различных рабочих тел» Космические исследования, 60, № 5, с. 396-403 (2022)

Рассматриваются методика и результаты экспериментального исследования спектральных характеристик собственного излучения лабораторных моделей электрических ракетных двигателей с замкнутым дрейфом электронов на примерах двигателя с анодным слоем (ДАС) и стационарного плазменного двигателя (СПД) для мощностей разряда 600, 800 и 1000 Вт, вертикальной и горизонтальной поляризаций приема и различных используемых рабочих тел (криптон и ксенон). Проведенные исследования позволили выявить ряд особенностей радиоизлучения двигателей с замкнутым дрейфом электронов в спектральной области. Так, в частности, установлено, что ДАС имеет широкополосный спектр, зафиксированный в полосе частот от 1 до 4 ГГц. На исследуемых режимах доминирует вертикальная поляризация, при этом уровень радиоизлучения ДАС на криптоне на 5–10 дБ выше, чем на ксеноне. В свою очередь СПД имеет широкополосный спектр, зафиксированный в полосе частот от 1 до 3 ГГц. На исследованных режимах незначительно доминирует горизонтальная поляризация. Максимальное превышение уровня излучения при работе на криптоне по сравнению с ксеноном для СПД составляет порядка 10 дБ в диапазоне частот от 1 до 2 ГГц для горизонтальной поляризации. Полученные результаты позволяют решать задачи количественной оценки влияния излучения двигателей с замкнутым дрейфом электронов на помехоустойчивость систем космической связи.

Космические исследования, 60, № 5, с. 396-403 (2022) | Рубрика: 18

Плыгунова К.С.

Плыгунова К.С., Козелков А.С., Стрелец Д.Ю., Уткин Д.А., Курулин В.В. «Исследование влияния численного метода и сеточных параметров на точность моделирования свободных колебаний цилиндра на водной поверхности» Фундаментальная и прикладная гидрофизика, 15, № 2, с. 33-46 (2022)

Статья посвящена исследованию влияния численного метода и сеточных параметров на точность моделирования свободных колебаний цилиндра на водной поверхности. Представлено описание используемого численного метода моделирования плавания тел, основанного на численном решении уравнений Навье–Стокса. Для численной дискретизации используется конечно-объемный метод, позволяющий проводить расчеты на неструктурированной сетке. Моделирование свободной поверхности проводится по методу VOF (Volume Of Fluid). Учет движения твердого тела осуществляется путем деформации расчетной сетки с сохранением ее топологии. Для решения уравнения движения и неразрывности используется метод SIMPLE. Учет сил поверхностного натяжения осуществляется с помощью модели CSF (Continuum Surface Force). Описанный численный метод применяется для решения задачи о затухающих свободных колебаниях цилиндра на водной поверхности. Рассматриваются вопросы влияния на решение сеточного разрешения, величины шага по времени, порядка аппроксимации по времени и по пространству, а также вопросы, касающиеся метода сглаживания гидродинамических сил, действующих на тело, которые зачастую используются для решения практических задач. Анализ полученных результатов показывает, что применение схем повышенного порядка для дискретизации по пространству и времени позволяет повысить точность решения. При высоком сеточном разрешении и малом шаге по времени коэффициент релаксации силы, действующей на тело, не оказывает сильного влияния на получаемый результат.

Фундаментальная и прикладная гидрофизика, 15, № 2, с. 33-46 (2022) | Рубрики: 04.12 04.15

Повещенко Ю.А.

Круковский А.Ю., Повещенко Ю.А., Подрыга В.О., Рагимли П.И. «Об одном подходе к решению пространственных задач гидродинамики с учетом упругих процессов» Журнал вычислительной математики и математической физики, 61, № 4, с. 658-665 (2021)

Построена конечно-разностная аппроксимация упругих сил на разнесенных лагранжевых сетках, основанная на методе опорных операторов. Для векторов смещений на нерегулярных сетках, на топологическую и геометрическую структуру которых наложены минимальные разумные ограничения, применительно к разностным схемам для задач теории упругости построены аппроксимации операций векторного анализа. С учетом энергетического баланса среды построенные семейства интегрально-согласованных аппроксимаций операций векторного анализа достаточны для дискретного моделирования этих процессов. Рассматриваются схемы, как использующие тензор напряжений в явном виде, так и разделяющие его на шаровую и сдвиговую компоненты (давление и девиатор). Последнее используется для построения однородных алгоритмов, применимых как для твердого тела, так и для испаренной фазы. При построении аппроксимаций используется линейная теория упругости. В явном виде получены результирующие силы в пространственной геометрии. Приведены расчеты распространения звуковых волн в алюминиевой пространственно-трехмерной ортогональной пластине вследствие торцевого удара.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 61, № 4, с. 658-665 (2021) | Рубрика: 04.01

Погорелов И.О.

Чувахов П.В., Погорелов И.О. «Источники турбулентности на прямом крыле сверхзвукового пассажирского самолёта» Математическое моделирование, 34, № 8, с. 19-37 (2022)

В рамках полных уравнений Навье–Стокса рассмотрены два наиболее вероятных источника возмущений, которые способны приводить к турбулизации пограничного слоя на гладком прямом крыле сверхзвукового пассажирского самолёта: атмосферная турбулентность и акустический шум от турбулентного пограничного слоя на фюзеляже. Проанализированы частотно-волновые характеристики возмущений, развивающихся в пограничном слое на крыле; выявлен основной механизм перехода к турбулентности. Результаты расчётов сопоставлены с результатами линейной теории устойчивости.

Математическое моделирование, 34, № 8, с. 19-37 (2022) | Рубрики: 04.12 08.14

Подорожняя И.В.

Волочко А.Т., Янкевич С.Н., Хроль И.Н., Подорожняя И.В., Калиновский Н.А. «Применение вибродиагностики при создании элементов персонального электротранспорта» Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия физико-технических наук (Весцi НАН Беларусi. Сер. фiз.-тэхн. навук), 67, № 3, с. 269-276 (2022)

Проведено исследование вибронагруженности основных элементов персональных электрических транспортных средств и поиск путей снижения вибрационных характеристик. Рассмотрены вопросы измерения вибрации, возникающей на велосипеде, который приводится в движение мускульной силой человека и электроприводом. Измерения виброускорения и частотных спектров на определенном участке движения осуществлялись с помощью анализатора спектра «Октава-101ВМ» в три этапа. На первом этапе электровелосипед приводился в движение с помощью педального привода, на втором – электроприводом, на третьем – педали и электропривод работали параллельно. В результате проведенных испытаний установлено, что наибольшая вибрация происходила в режиме «Мотор» в процессе использования электровелосипеда, наименьшая вибрация – при езде с выключенным электродвигателем. Обнаружено, что электропривод увеличивает уровень вибрации (при этом у электровелосипеда по всем осям не происходит превышения предельно допустимых значений уровней вибраций). С целью уменьшения возникающей от электродвигателя вибрации на персональном электротранспорте разработана компьютерная 3D-модель и изготовлен по данной модели на 3D-принтере безвоздушный колесный движитель (колесо для электросамоката с внутренним демпфированием). Стендовые испытания показали, что разработанное колесо в сравнении с пневматической шиной имеет меньшее (до 45%) пятно контакта. Полученные результаты можно использовать при разработке конкурентоспособной продукции, в частности персонального электротранспорта.

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия физико-технических наук (Весцi НАН Беларусi. Сер. фiз.-тэхн. навук), 67, № 3, с. 269-276 (2022) | Рубрика: 17

Подрыга В.О.

Подымова Н.Б.

Подымова Н.Б., Соколовская Ю.Г. «Лазерный оптико-акустический метод оценки локальной микротрещиноватости образцов минералов» Известия РАН. Серия физическая, 86, № 11, с. 1622-1627 (2022)

Предложен и экспериментально реализован лазерный оптико-акустический метод измерения спектральной мощности импульсов продольных ультразвуковых волн, обратно рассеянных на локальных микротрещинах в образцах полевых шпатов. Установлена прямая корреляция между возрастанием уровня этой мощности и увеличением локальной концентрации микротрещин в образцах.

Известия РАН. Серия физическая, 86, № 11, с. 1622-1627 (2022) | Рубрика: 06.17

Пожидаева С.П.

Галиев А.Л., Пожидаева С.П. «Об акустичеком методе контроля параметров фильтров-пробок из пористых и волокнистых материалов» Экологические системы и приборы, № 11, с. 24-29 (2014)

Приведен процесс разработки качественной теории взаимодействия акустических колебаний звуковой частоты с пористыми фильтрами-пробками из волокнистых материалов. Установлено и обосновано наличие функциональной зависимости между величиной затухания акустического сигнала, прошедшего через пористую пробку, и параметрами образующих ее частиц. Наличие выявленных зависимостей обусловливает возможность применения акустического метода для создания измерительных устройств с целью контроля таких характеристик, как показатель пористости фильтров-пробок из волокнистых и пористых материалов, а также гранулометрического состава сыпучих материалов. Контроль названных характеристик необходимо осуществлять при выборе материалов фильтрующих сред для водо- и воздухоочистки, а также для контроля гранулометрического состава шихты при изготовлении фильтров методами порошковой металлургии (металлокерамических).

Экологические системы и приборы, № 11, с. 24-29 (2014) | Рубрики: 14.02 14.04

Покровский А.А.

Покровский А.А., Емельяненко В.Ф. «О реализации мультистатической системы наблюдения на основе дрейфующих приемно-излучающих элементов» Экологические системы и приборы, № 12, с. 22-25 (2015)

ассматривается задача юстировки многопозиционной системы автономных активно-пассивных гидроакустических обнаружителей в условиях непрерывного воздействия переменного вектора течений. Предложено для уменьшения ошибок определения координат обнаруживаемых целей в процессе функционирования по прямому назначению использовать сами зондирующие гидроакустические сигналы. Получены математические выражения для расчета ошибок определения дальности до цели в зависимости от ошибок определения скорости звука и направления на цель, а также в зависимости от взаимного расположения обнаружителей. Сделанные оценки ошибок приведены в виде графиков.

Экологические системы и приборы, № 12, с. 22-25 (2015) | Рубрики: 14.02 14.04

Полунин А.И.

Потемкин В.Г., Полунин А.И. «Автоматизированная система контроля качества асфальтобетонной смеси в процессе ее смесеобразования» Промышленные АСУ и контроллеры, № 9, с. 1-8 (2011)

Предложен способ автоматизации процесса приготовления асфальтобетонной смеси на основе анализа акустического шума, излучаемого при смесеобразовании. Предложен метод оценивания среднего значения функции спектральной плотности амплитуд стохастического нестационарного процесса порождения акустического шума при неизвестном законе его распределения. Приведена схема локальной АСУ смесительным агрегатом, реализующая данный метод в управлении продолжительностью смесеобразования, внедрение которой позволяет поддерживать заданный уровень однородности смеси в условиях нестабильных физических характеристик сырья. Ключевые слова: акустический шум, асфальтобетонная смесь, нестационарный стохастический процесс, спектральная плотность амплитуд, доверительный интервал, локальная автоматизированная система управления смесеобразованием.

Промышленные АСУ и контроллеры, № 9, с. 1-8 (2011) | Рубрики: 14.02 14.04

Полупан А.В.

Полупан А.В. «Расчет акустического поля при контроле изделий волнами Рэлея» Авиакосмическое приборостроение, № 4, с. 5343 (2006)

Получены уточненная модель акустического поля излучения-приема для волны Рэлея, учитывающая расхождение, а также результаты расчетов.

Авиакосмическое приборостроение, № 4, с. 5343 (2006) | Рубрики: 06.13 14.04

Поляков В.А.

Вытнов А.В., Мишагин К.Г., Поляков В.А. «Когерентное суммирование сигналов водородных стандартов частоты для повышения точности РСДБ-измерений» Труды Института прикладной астрономии РАН № 59, с. 9-13 (2021)

В РСДБ точность измерений существенно зависит от нестабильности частоты опорного сигнала атомных часов. Наличие нескольких активных водородных стандартов в радиоастрономических обсерваториях комплекса «Квазар-КВО» дает возможность использовать когерентное суммирование независимых сигналов с целью получения сигнала с уменьшенной нестабильностью частоты и уменьшенным фазовым шумом. Уменьшение кратковременной нестабильности частоты по сравнению с характеристиками отдельных водородных стандартов представляется наиболее актуальным для радиоинтерферометрических измерений в перспективном миллиметровом диапазоне длин волн. В работе представлено описание некоторых экспериментов, проведенных в радиоастрономических обсерваториях «Светлое», «Зеленчукская», а также в ЗАО «Время-Ч» по когерентному суммированию на пассивных элементах сигналов активных водородных стандартов. Частоты стандартов автоматически подстраивались либо взаимно, либо относительно одного из стандартов, участвующих в сложении, на основе данных измерений в многоканальном компараторе. При однонаправленной автоподстройке постоянная времени петли выбиралась больше максимального интервала времени измерения, на котором ожидалось получить уменьшение нестабильности суммарного сигнала. Оценка нестабильности частоты суммарного сигнала и отдельных суммируемых сигналов производилась с помощью измерений относительно независимого активного водородного стандарта. Результаты экспериментов демонстрируют ожидаемые значения уменьшения нестабильности частоты, которые объясняются усреднением флуктуаций фазы при сложении близких по характеристикам независимых источников. Показано, что при суммировании сигналов двух водородных стандартов Ч1-1035 удается достичь нестабильности частоты 4·10–14 при интервале времени измерения 1 с в шумовой полосе 3 Гц, при суммировании сигналов четырех таких стандартов получается нестабильность частоты порядка 3·10–14 . Также представлены результаты измерения кратковременной нестабильности частоты и спектральной плотности мощности фазовых шумов новых водородных стандартов частоты с двойной сортировкой атомов, демонстрирующие перспективы дальнейшего улучшения характеристик. Оценка нестабильности частоты одного такого стандарта составила 3.8·10–14 при интервале времени измерения 1 с в полосе 0.5 Гц. Суммирование двух сигналов 5 МГц позволяет уменьшить уровень шума на 3 дБ и получить значение спектральной плотности мощности фазового шума –133 дБн/Гц при отстройке от несущей на 1 Гц.

Труды Института прикладной астрономии РАН № 59, с. 9-13 (2021) | Рубрика: 18

Поляков В.Б.

Золотухин Ф.Ф., Гречишников А.И., Поляков В.Б., Шейнин Ю.Е. «Системы-на-кристалле в комплексах бортового оборудования для радиолокации и гидроакустики» Авиакосмическое приборостроение, № 3, с. 5579 (2004)

Рассмотрены результаты разработки систем на кристалле, предназначенных для построения систем цифровой обработки сигналов (ЦОС) в комплексах бортового оборудования (КБО) летательных аппаратов (ЛА).

Авиакосмическое приборостроение, № 3, с. 5579 (2004) | Рубрика: 07.19

Поляченко Е.В.

Малков О.Ю., Поляченко Е.В. «Современная звездная астрономия» Астрономический журнал, 99, № 8, с. 675-683 (2022)

Представлен аналитический обзор современного состояния проблем звездной астрономии. Он преимущественно базируется на докладах, сделанных на конференции “Современная звездная астрономия” (ГАИШ МГУ, август 2021).

Астрономический журнал, 99, № 8, с. 675-683 (2022) | Рубрика: 18

Попандопуло Н.А.

Авдюшев В.А., Бордовицына Т.В., Батурин А.П., Бахтигараев Н.С., Левкина П.А., Попандопуло Н.А., Салейко К.В., Томилова И.В., Чувашов И.Н. «Численное моделирование орбитального движения геосинхронных объектов по данным позиционных наблюдений» Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 56, № 5, с. 344-355 (2022)

Представлены результаты численного моделирования движения группы геосинхронных объектов по позиционным наблюдениям, полученным на уникальной научной установке Цейс–2000 в ЦКП “Терскольская обсерватория” Института астрономии РАН. Дано описание усовершенствованного высокоточного программно-математического обеспечения (ПО), предназначенного для работы с позиционными наблюдениями ИСЗ, приведены результаты его апробации на наблюдениях околоземных объектов, выполненных на указанной выше установке Цейсс–2000. Модифицированное ПО позволяет определять вектор динамического состояния околоземного объекта и его параметр парусности. Апробация проводилась на наблюдениях геосинхронных объектов с номерами 90 008, 90 031, 90 214 и 97 149 (номера объектов даны в соответствии с нумерацией в динамической базе данных космических объектов Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН). Полученные параметры использованы для исследования долговременной орбитальной эволюции объектов. Показано, что три объекта (90 008, 90 031, 90 214) захвачены в резонанс 1 : 1 со скоростью вращения Земли и имеют на интервале времени 10 лет устойчивое движение во вращающейся системе координат, близкое к гармоническому осциллятору. Объект 97149 не является резонансным, но его движение остается регулярным на интервале времени 10 лет.

Астрономический вестник. Исследования Солнечной системы, 56, № 5, с. 344-355 (2022) | Рубрика: 18

Попель С.И.

Морозова Т.И., Попель С.И. «Нижнегибридные волны при взаимодействии метеорных хвостов с ионосферой Земли» Физика плазмы, 48, № 7, с. 635-638 (2022)

Исследована возможность генерации нижнегибридных волн в метеороидных хвостах при их взаимодействии с ионосферой Земли. Нижнегибридные волны возбуждаются в результате развития неустойчивости бунемановского типа вследствие движения плазмы хвоста метеороида относительно магнитного поля Земли. Обсуждаются магнито-модуляционные процессы, обусловленные существованием в плазме нижнегибридных волн, в результате развития которых происходит генерация квазистационарных возмущений магнитного поля. Показано, что эти возмущения по порядку величины совпадают с наблюдаемыми магнитными полями, возникающими во время пролетов метеороидов.

Физика плазмы, 48, № 7, с. 635-638 (2022) | Рубрики: 17 18

Кассем А.И., Копнин С.И., Попель С.И., Зеленый Л.М. «Модифицированное уравнение Захарова–Кузнецова для описания низкочастотных нелинейных возмущений в плазме запыленной экзосферы Луны» Физика плазмы, 48, № 9, с. 871-878 (2022)

Получено нелинейное уравнение, описывающее динамику нелинейных волновых структур в пылевой плазме над освещенной частью Луны в случае низких частот и блинообразной формы волнового пакета вдоль внешнего магнитного поля. Данное уравнение является модифицированным уравнением Захарова–Кузнецова. Найдена аналитическая формула для одномерного солитонного решения. Проведен анализ устойчивости одномерного солитонного решения, который показывает, что данное решение устойчиво.

Физика плазмы, 48, № 9, с. 871-878 (2022) | Рубрика: 18

Морозова Т.И., Попель С.И. «Модуляционное взаимодействие ленгмюровских волн и возникновение магнитных полей в хвостах метеороидов» Физика плазмы, 48, № 10, с. 924-928 (2022)

Описан механизм модуляционного взаимодействия ленгмюровских волн в хвостах метеороидов, приводящий к возникновению магнитных полей. Приведены оценки величин этих магнитных полей. Показано, что данные поля по величине совпадают с наблюдаемыми вариациями магнитных полей в атмосфере Земли во время пролетов метеороидов. Показан механизм возникновения низкочастотных электромагнитных волн в результате развития модуляционного взаимодействия ленгмюровских волн, следствием которого может быть возникновение электрофонных шумов во время пролетов метеороидов.

Физика плазмы, 48, № 10, с. 924-928 (2022) | Рубрика: 18

Кассем А.И., Копнин С.И., Попель С.И., Зеленый Л.М. «Модифицированное уравнение Кадомцева–Петвиашвили для описания нелинейных возмущений в плазме запыленной экзосферы Луны» Физика плазмы, 48, № 4, с. 345-351 (2022)

Получено модифицированное уравнение Кадомцева–Петвиашвили, описывающее нелинейную динамику почти одномерных волновых структур в пылевой плазме над освещенной частью Луны в ситуации, когда локализация вдоль вектора магнитного поля, значительно сильнее, чем в других направлениях. Полученное уравнение отличается от обычного уравнения Кадомцева–Петвиашвили неаналитичностью в его нелинейном слагаемом. Полученное модифицированное уравнение Кадомцева–Петвиашвили отличается от обобщений уравнения Кадомцева–Петвиашвили, в которых нелинейность остается такой же, как и в обычном уравнении Кадомцева–Петвиашвили, но учитываются дисперсионные поправки высшего порядка. Найдена аналитическая формула для одномерного солитонного решения модифицированного уравнения Кадомцева–Петвиашвили. Данное решение отличается от хорошо известных одномерных солитонных решений уравнения Кортевега–де Фриза и обычного уравнения Кадомцева–Петвиашвили. Проведен анализ устойчивости одномерного солитонного решения, который показывает, что данное решение устойчиво. Обсуждаются возможные применения рассмотренных солитонов, с точки зрения описания так называемых переходных лунных явлений, представляющих собой короткоживущий свет, цвет или изменение внешнего вида на поверхности Луны.

Физика плазмы, 48, № 4, с. 345-351 (2022) | Рубрика: 06.08

Попель С.И., Голубь А.П., Кассем А.И., Зеленый Л.М. «К вопросу о роли магнитных полей в плазме запыленной экзосферы Луны» Физика плазмы, 48, № 5, с. 451-456 (2022)

Изучается возможное влияние магнитного поля хвоста земной магнитосферы, а также магнитного поля в областях магнитных аномалий Луны на процессы формирования пылевой плазмы над Луной. Показано, что благодаря действию магнитных полей в хвосте магнитосферы Земли возможен перенос частиц заряженной пыли над лунной поверхностью на большие расстояния. Соответственно, пылевая плазма над освещенной Солнцем поверхностью Луны может существовать для всего диапазона лунных широт. Перенос пылевых частиц на большие расстояния за счет нескомпенсированной магнитной части силы Лоренца является новым качественным эффектом, не существующим в отсутствие магнитного поля. Магнитная часть силы Лоренца, действующей на пылевую частицу, для полей магнитных аномалий либо меньше, либо сопоставима с аналогичной силой, вычисленной для магнитных полей хвоста магнитосферы Земли на орбите Луны. Однако из-за существенной локализации областей магнитных аномалий их влияние на динамику заряженных пылевых частиц над Луной не приводит к новым качественным эффектам.

Физика плазмы, 48, № 5, с. 451-456 (2022) | Рубрики: 06.08 18

Попков А.А.

Шляхтенков С.П., Гуляев М.А., Выплавень В.С., Попков А.А., Бехер С.А., Курбатов А.Н., Бобров А.Л. «Возможности идентификации дефектов в массивных литых конструкциях методами неразрушающего контроля» Контроль. Диагностика, 25, № 8, с. 36-43 (2022)

В условиях совершенствования методов и средств неразрушающего контроля (НК) наряду с повышением информативности возникают сложные технические проблемы. Например, при обследовании элементов конструкций со сроком службы 20–30 лет современными средствами НК обнаруживаются дефекты, которые не были забракованы предприятием-изготовителем. Оценка влияния таких дефектов на работоспособность конструкции требует проведения комплексного исследования с использованием НК и тензометрии. Целью работы является оценка параметров дефектов литой детали гидравлического штамповочного пресса с наработкой более 60 лет для принятия решения о возможности его дальнейшей эксплуатации. Дефект исследовали с применением магнитопорошкового, вихретокового и ультразвукового методов контроля. Средствами тензометрии измерены механические напряжения непосредственно в процессе эксплуатации. Индикаторный рисунок дефекта магнитопорошкового контроля имеет нехарактерные для усталостных дефектов признаки: ветвления, прерывистый и ломаный (не гладкий) характер. Для количественной оценки степени гладкости индикаторного рисунка предложено использовать фрактальную размерность, которая для исследуемого дефекта составила 1,07. Оценочная глубина дефекта, выявленного вихретоковым методом, составила от 4 до 6 мм, ультразвуковым методом – от 8 до 18 мм. Наличие эхосигнала прямым преобразователем указывает на объемный характер дефекта. После механического удаления поверхностного слоя толщиной 2 мм на отдельных участках ширина дефекта увеличилась до 2 мм, а глубина – до 20 мм. На внутренней боковой поверхности дефекта визуально определяется плотная, темная, характерная для высоких температур окалина. Дефект классифицирован как литейная раковина глубиной 20 мм. Следов усталостного разрушения не обнаружено. Сжимающие механические напряжения с амплитудой не более 41 МПа составили менее 20% предела усталостной выносливости стали 35Л. В течение года среднее количество рабочих циклов составляет 20 тыс., повторное исследование дефекта пресса рекомендовано через 5–10 лет (100–200 тыс. циклов).

Контроль. Диагностика, 25, № 8, с. 36-43 (2022) | Рубрики: 14.02 14.04

Попов В.А.

Беркутов Р.Н., Попов В.А., Селезнев И.А. «История образования и развития предприятий гидроакустической отрасли» Гидроакустика, № 50, с. https://www.oceanpribor.ru/docs/SbGA50.pdf (2022)

Вторая часть, первую часть – см. № 49 (1). С. 65–76. Приведены подробные сведения об отечественных предприятиях гидроакустической отрасли, создававшихся в разные годы для удовлетворения потребностей Военно-морского флота и народного хозяйства страны в образцах техники для освещения подводной обстановки. Вводятся в научный оборот новые данные о производстве гидроакустических средств в республиках бывшего Советского Союза. Ключевые слова: гидроакустические средства и системы, гидроакустическая отрасль, гидроакустические средства военного и гражданского назначения.

Гидроакустика, № 50, с. https://www.oceanpribor.ru/docs/SbGA50.pdf (2022) | Рубрика: 03

Попов Г.А.

Космические исследования, 60, № 5, с. 396-403 (2022) | Рубрика: 18

Попов И.А.

Морозов Н.Ф., Индейцев Д.А., Лукин А.В., Попов И.А., Штукин Л.В. «Нелинейное модальное взаимодействие продольных и изгибных колебаний балочного резонатора при периодическом тепловом нагружении» Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 1: Математика. Механика. Астрономия, 9, № 2, с. 317-337 (2022)

Исследуется нелинейное модальное взаимодействие продольных и изгибных колебаний балочного резонатора при периодическом тепловом нагружении. Исследуется режим параметрических колебаний в условиях внутреннего кратного резонанса между некоторыми изгибной и продольной формами свободных колебаний резонатора. Обнаружена возможность генерации в системе режима продольно-изгибных биений, частота медленной огибающей которых существенным образом зависит от параметра внутренней частотной расстройки, непосредственно связанного с величиной внешних возмущений, подлежащих высокоточному измерению.

Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 1: Математика. Механика. Астрономия, 9, № 2, с. 317-337 (2022) | Рубрики: 04.15 14.02

Попов И.П.

Попов И.П. «Монореактивный гармонический осциллятор» Труды Московского авиационного института, № 6, с. 126_-01 (2022)

Механические колебания широко распространены в разнообразных технологических процессах. Особое значение учет колебаний приобретает в авиационной и ракетной отраслях. Синтез монореактивного гармонического осциллятора производится на основе трех предпосылок. Первое. Осциллятор состоит из двух одинаковых по массе грузов. Второе. Грузы совершают синусоидальные перемещения. Третье. Суммарная энергия осциллятора со временем не изменяется. В монореактивном (m-m) гармоническом осцилляторе инертные элементы могут совершать свободные синусоидальные колебания, которые сопровождаются трансформацией кинетической энергии инертного элемента в кинетическую же энергию другого инертного элемента. В положении, при котором энергия первого инертного элемента равна нулю. При этом энергия второго элемента имеет максимальное значение. В следующий момент времени первый элемент приобретает ускорение за счет кинетической энергии второго элемента, скорость которого начинает уменьшаться.

Труды Московского авиационного института, № 6, с. 126_-01 (2022) | Рубрики: 04.01 04.12 16

Попов М.В.

Ковалев Ю.А., Васильков В.И., Ермаков А.Н., Виняйкин Е.Н., Попов М.В., Согласнов В.А., Ларионов М.Г., Николаев Н.Я., Миронова Е.Н., Бургин М.С., Ковалев Ю.Ю., Войцик П.А., Лисаков М.М., Кутькин А.М., Алакоз А.В., Шахворостова Н.Н., Белоусов К.Г., Коваленко А.В. «Проект «РадиоАстрон». Калибровка космического телескопа в полете в диапазонах 6.2, 18 и 92 см в 2015–2018 гг.» Труды Института прикладной астрономии РАН № 54, с. 32-39 (2020)

Представлены результаты мониторинга радиометрических измерений в юстировочных сеансах, выполненных относительно первичных калибраторов по потоку, – остатков Сверхновых Кассиопея-А и Крабовидная туманность. Данные обработаны новой автоматизированной системой, предназначенной для обработки и калибровки параметров космического радиотелескопа по данным юстировочных сеансов. Для каждого диапазона получены эквивалентные спектральные плотности потока излучения системы и калибровочные амплитуды восьми внутренних генераторов шумового сигнала (основные и резервные, Ян) для использования при калибровках наземно-космического интерферометра в каналах левой и правой круговых поляризаций. Анализ показывал, что в пределах погрешности измерений все калибровки были стабильны в исследованный 4-летний период, а температуры собственных шумов космического радиотелескопа во всех диапазонах – близки к измеренным в первые два года полета.

Труды Института прикладной астрономии РАН № 54, с. 32-39 (2020) | Рубрика: 18

Попов Ю.В.

Попов Ю.В., Андреев Е.В. «Акустическая диагностика обстановки в кабине экипажа воздушного судна» Справочник инженера, № 12, с. 55-59 (2017)

Справочник инженера, № 12, с. 55-59 (2017) | Рубрика: 14.04

Попова О.С.

Попова О.С. «Субоптимальный дискриминатор угла для осесимметричных антенн» Гидроакустика, № 50, с. https://www.oceanpribor.ru/docs/SbGA50.pdf (2022)

Проведен анализ оптимального по критерию максимума функции правдоподобия алгоритма оценки угла в тракте АСЦ на осесимметричной антенне; на его основе предложен и исследуется субоптимальный алгоритм оценки угла. Выполнены расчеты и проведено сравнение характеристик оптимального и субоптимального алгоритмов оценки угла для круговой антенны с экраном в поле некоррелированных по элементам антенны шумов. Ключевые слова: дискриминатор угла, оптимальный алгоритм оценки угла, субоптимальный алгоритм, пеленгационная характеристика, характеристика направленности приемного элемента.

Гидроакустика, № 50, с. https://www.oceanpribor.ru/docs/SbGA50.pdf (2022) | Рубрика: 07.19

Постнов К.А.

Мереминский И.А., Лутовинов А.А., Постнов К.А., Арефьев В.А., Лапшов И.Ю., Мольков С.В., Сазонов С.Ю., Семена А.Н., Ткаченко А.Ю., Штыковский А.Е., Лью Ж., Вилмс Й., Рау А., Доузер Т., Крейкенбом И. «Поиск рентгеновского излучения, предшествующего слиянию двойных нейтронных звезд, в данных обзора всего неба обсерваторией Спектр-РГ» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 48, № 7, с. 485-491 (2022)

DOI: 10.31857/S0320010822070063

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 48, № 7, с. 485-491 (2022) | Рубрика: 18

Потапычев С.Н.

Шатохин А.В., Ивакин Я.А., Ермолаев В.И., Потапычев С.Н. «О совершенствовании средств и систем освещения подводной обстановки» Гидроакустика, № 50, с. https://www.oceanpribor.ru/docs/SbGA50.pdf (2022)

Реализация потенциальных возможностей средств и систем освещения подводной обстановки (СОПО) в значительной степени зависит от модельной поддержки должностных лиц на стадиях разработки, изготовления и эксплуатации этих средств и систем. Именно поэтому в исторической ретроспективе развитие средств освещения подводной обстановки и объединение их в комплексы и системы сопровождалось разработкой адекватного инструментария, реализующего различные методы компьютерного моделирования. Анализу опыта совершенствования такого инструментария, представлению роли компьютерного моделирования в современном процессе обоснования решений на построение указанных систем и определению путей развития методов компьютерного моделирования в интересах СОПО посвящена данная статья. Ключевые слова: системы освещения подводной обстановки, гидроакустические средства и комплексы, пространственное построение системы, поддержка принятия решений, компьютерное моделирование, имитационное моделирование, геоинформационная система, поддержка принятия решений.

Гидроакустика, № 50, с. https://www.oceanpribor.ru/docs/SbGA50.pdf (2022) | Рубрики: 07.18 16

Потемка А.К.

Соловьева М.А., Потемка А.К., Белов М.В., Пятилова А.М., Токарев М.Ю. «Задачи и методика сейсмоакустических и гидроакустических исследований геоморфологических особенностей севера Баренцева моря в рейсе TTR-20» Геотехника, 13, № 6, с. 93-102 (2021)

Арктический шельф является объектом новейших исследований как с практической точки зрения (исследование возможных залежей углеводородного сырья), так и с научной (изучение четвертичного покровного оледенения). Кроме того, несмотря на достаточно детальную изученность западной части Баренцева моря, восточная часть (российская) по-прежнему остается слабо изученной. В связи с этим работы, проводимые в Арктическом регионе и, в частности, на шельфе Баренцева моря, являются актуальными. В связи со сложными геологическими (наличием комплекса ледниковых отложений) и климатическими условиями, удаленностью региона исследований от населенных пунктов методика морских геофизических исследований требует формирования оптимального программно-аппаратного комплекса для решения поставленных геологических задач. В рамках данного исследования предлагается комплекс гидроакустических и сейсмоакустических работ, обеспечивающих непрерывность работ и высокое качество получаемых данных, которые были опробованы в рейсе TTR-20 осенью 2021 года.

Геотехника, 13, № 6, с. 93-102 (2021) | Рубрика: 07.14

Потемкин В.Г.

Промышленные АСУ и контроллеры, № 9, с. 1-8 (2011) | Рубрики: 14.02 14.04

Проничева С.А.

Проничева С.А. «Морфология остатка сверхновой Vela Jr. и поток ультрафиолетового излучения от остатка в оценке возраста объекта и расстояния до него» Ученые записки физического факультета МГУ, № 4, с. 2241601 (2022)

Цель работы: изучение морфологии остатка сверхновой RX J0852.0-4622 в разных диапазонах длин волн для установления расстояния до объекта и его возраста. Материалы и методы: в работе использовались данные об излучении RX J0852.0-4622 в экстремальном ультрафиолете на длине волны 83 A, полученные спутником EUVE. Для расчета скорости счета фотонов от остатка была написана программа, позволяющая проводить требуемую обработку файлов в формате FITS. Вычисление потока УФ-излучения было проведено при помощи программного обеспечения PIMMS. Морфология остатка была определена по его изображениям в УФ, рентгене, радио и гамма-диапазонах. Результаты: поток экстремального УФ излучения от RX J0852.0-4622 принимает значения в диапазоне 2.128–6.390 фотонов см–2c–1. Морфология остатка сверхновой RX J0852.0-4622 имеет биполярное строение: выявлена двух-кольцевая структура. Расстояние до Vela Jr.: 275 парсек, возраст остатка: 600–1200 лет. Заключение: рассчитанный поток экстремального УФ свидетельствует о близком расположении объекта относительно Земли. Полученные значения расстояния до остатка RX J0852.0-4622 и его возраста говорят о том, что Vela Jr. является крайне близким к Земле молодым остатком сверхновой.

Ученые записки физического факультета МГУ, № 4, с. 2241601 (2022) | Рубрика: 18

Просвиряков Е.Ю.

Горулева Л.С., Просвиряков Е.Ю. «Новый класс точных решений уравнений Навье–Стокса с учетом внутреннего тепловыделения» Химическая физика и мезоскопия, 24, № 1, с. 82-92 (2022)

Представлены новые точные решения трехмерных уравнений Навье–Стокса, которые учитывает диссипацию энергии в уравнении переноса тепла в движущейся жидкости. Течения вязкой несжимаемой жидкости могут быть как установившимися, так и неустановившимися. Для построения точных решений за основу взят класс точных решений Линя–Сидорова–Аристова. Характерная особенность представления поля скоростей заключается в том, что оно описывается линейными формами относительно двух координат (горизонтальных или продольных). Коэффициенты линейных форм зависят от третьей координаты (вертикальной или поперечной) и от времени. Давление и температура жидкости являются квадратичными формами с аналогичной структурой для скорости. Данное семейство точных решений описывает течения вязкой несжимаемой жидкости с пространственным ускорением. Иными словами, учитываются нелинейные эффекты сил инерции, которые выражаются через конвективную производную вектора скорости и температуры в уравнениях Навье–Стокса и уравнении теплопроводности соответственно. Принимая во внимание рассеяние энергии в жидкости, конкурируют два квадратично нелинейных эффекта. Это обстоятельство существенно затрудняет исследование течений, поэтому в статье приводятся формулы, описывающие ползущее течение (приближение Стокса) и движение Озеена. Таким образом, показана возможность построения точных решений уравнений движения с диссипацией механической энергии в тепловую энергию для полных уравнений Навье–Стокса, а также для их линеаризованных аналогов в приближении Стокса и Озеена.

Химическая физика и мезоскопия, 24, № 1, с. 82-92 (2022) | Рубрика: 17

Протасов М.И.

Протасов М.И. «Построение дифракционных изображений после выделения рассеянной компоненты в сейсмических волновых полях» Геофизика, № 2, с. 2-7 (2022)

Дифрагированные/рассеянные волны используются для построения дифракционных сейсмических изображений и дальнейшей интерпретации. Существуют различные алгоритмы их извлечения, которые можно разделить на три класса по этапам обработки данных: процедуры в области данных, методы на основе миграции и обработка изображений. В статье представлен алгоритм выделения рассеянных волн в области данных. Также проводится исследование влияния выделения рассеянных волн на процедуру миграции, основанную на построении селективных изображений. Численные эксперименты выполнены с использованием синтетических данных, полученных для реалистичной модели с трещинами месторождения в Восточной Сибири.

Геофизика, № 2, с. 2-7 (2022) | Рубрики: 09.04 09.05 09.06

Пужайкина А.Е.

Доровских Р.С., Пужайкина А.Е. «Применение высокоинтенсивного ультразвукового воздействия для коагуляции капель тумана» Южно-Сибирский научный вестник, № 4, с. 3-12 (2022)

Статья посвящена исследованию влияния ультразвукового воздействия на капли тумана с целью их коагуляции и уменьшения времени осаждения. Для проведения исследований был создан экспериментальный стенд, который позволяет создать имитацию природного радиационного тумана с размером капель 5 мкм. Стенд представляет собой цилиндрическую камеру с внутренним объёмом 1,5 м3. С торца камеры установлен ультразвуковой изгибно-колеблющийся излучатель, обеспечивающий средний уровень звукового давления в камере 147 дБ. Проведенные исследования позволили установить, что за 350 секунд УЗ воздействие позволяет обеспечить метеорологическую дальность видимости равную 680 метрам. За это же время естественное разрушение тумана обеспечивает метеорологическую дальность видимости равную 100 метров. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что применение более мощных УЗ излучателей позволит существенно сократит время разрушения воздушно-капельных дисперсий. Выявлено, что формируемый во всей озвучиваемой области уровень звукового давления равный 147 дБ является достаточным для разрушения воздушнокапельной дисперсии.

Южно-Сибирский научный вестник, № 4, с. 3-12 (2022) | Рубрика: 16

Пындак В.И.

Пындак В.И., Стахов Б.Г., Тетерин В.Н. «Экологическая, быстродействующая, многократно резервированная система гидравлического управления подводным устьевым оборудованием» Экологические системы и приборы, № 11, с. 4854 (2003)

Система включает в себя электро- и пневмогидравлические, гидромеханические и акустические элементы управления гидравлическим оборудованием подводного устья скважины. Экологическая безопасность системы достигается за счет применения спецжидкостей, резервирования источников энергии, каналов и элементов управления, повышения ее быстродействия. Последнее стало возможным благодаря разомкнутой системе гидроуправления, специальным пневмогидроаккумуляторам, многоканальным шлангам, подводным коллекторам.

Экологические системы и приборы, № 11, с. 4854 (2003) | Рубрики: 14.02 14.04

Пятаков П.А.

Римская-Корсакова Л.К., Пятаков П.А., Шуляпов С.А. «Оценки раздражающего действия шума» Акустический журнал, 68, № 5, с. 550-561 (2022)

Шум определяют как слышимый звук, который нарушает тишину и вызывает раздражение. Такое раздражение традиционно оценивают по А-взвешенному уровню звукового давления шума, примерно соответствующему уровню воспринимаемой громкости. Однако А-взвешенная шкала неприменима для анализа тональных, импульсных и преимущественно низкочастотных шумов, поэтому были разработаны методы расчетов громкости шумов в линейных единицах – сонах, учитывающие не только слуховую чувствительность, но и свойства маскировки и слуховые временные эффекты. Существование пределов снижения уровней шумов и их информационная значимость привели к появлению других методов оценки шумового раздражения. За раздражение, помимо громкости, отвечают такие субъективные качества шума, как резкость, хриплость, сила колебаний, тональность и др. Для них определены единицы измерений и разработаны методы расчетов. С учетом таких качеств была предложена метрика краткосрочного психоакустического раздражения, справедливая для многих видов шумов. Другой способ оценки психоакустического раздражения включает в себя проведение слуховой экспертизы и построение математической модели, связывающей ранг слухового раздражения с измеренными субъективными качествами шумов. Полученная модель помогает: выявлять причины раздражения (раздражающие субъективные качества); разрабатывать планы работ, направленных на шумоподавление, на формирование приятных шумов машин и механизмов; контролировать изменения ранга раздражения в ходе реализации таких планов. В данной работе сопоставляются разные методы оценки раздражения, вызванного шумами, зарегистрированными в вагонах московского метро. Ключевые слова: субъективные качества, громкость, резкость, хриплость, психоакустическое раздражение, шумы вагонов метро.

Акустический журнал, 68, № 5, с. 550-561 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 13.01

Пятилова А.М.

Геотехника, 13, № 6, с. 93-102 (2021) | Рубрика: 07.14

Пятницкий Л.Н.

Пятницкий Л.Н. «Волновая модель турбулентности» Инженерная физика, № 11, с. 20-53 (2012)

Пульсации гидродинамических параметров турбулентного течения интерпретируются как результат суперпозиции возмущений, возникающих в зоне торможения потока и распространяющихся в виде акустических волновых пакетов. Волновой механизм позволил найти пространственно-временное поле пульсаций, установить физическую природу и признаки, определяющие турбулентный пограничный слой, ламинарный подслой, вихреобразование, и вычислить их параметры. Анализ развития поля пульсаций дает возможность исследовать процесс превращения детерминированного движения в хаотическое, выяснить характер нерегулярности этого движения. Пользуясь сильной зависимостью свойств потока от условий на границе течения, удалось поставить и решить обратную задачу турбулентности, определив параметры первичных возмущений плазменного канала волнового бесселева пучка. Ключевые слова: турбулентность, пограничный слой, турбулентные пульсации, волновое уравнение, волновой пучок, бесселев пучок, аксикон, лазерное излучение, оптический пробой, структура плазменного канала.

Инженерная физика, № 11, с. 20-53 (2012) | Рубрика: 08.08