У

Удовицкий Р.Ю.

Сотникова Ю.В., Муфахаров Т.В., Михайлов А.Г., Столяров В.А., Ву Ч.Ц., Мингалиев М.Г., Семенова Т.А., Эркенов А.К., Бурсов Н.Н., Удовицкий Р.Ю. «Параметры переменности радиоизлучения и широкодиапазонных спектров инфракрасных галактик с источниками гидроксильного мегамазерного излучения и без них» Астрофизический бюллетень, 77, № 3, с. 276-292 (2022)

исследуется переменность радиоизлучения инфракрасных галактик с источниками гидроксильного мегамазерного излучения (OHM) и без них (контрольная выборка). Предположительно, излучение в радиоконтинууме существенным образом влияет на яркость мегамазерного излучения, поэтому такая характеристика, как переменность радиоизлучения, является важной для определения параметров подобных галактик. С использованием результатов одновременных измерений, выполненных на радиотелескопе РАТАН-600 на частотах 2.3, 4.7, 8.2 и 11.2 ГГц в 2019–2022 гг., и данных, взятых из литературных источников, переменность галактик оценена на шкале времени до 34 лет. Медианные значения индекса переменности на 4.7 ГГц для выборки 48 OHM-галактик находятся в интервале 0.08–0.17, а для контрольной выборки 30 галактик – 0.08–0.28. Для отдельных галактик в обеих выборках переменность спектральной плотности потока достигает значений 0.30–0.50. Такие галактики, как правило, ассоциируются с АЯГ, либо в них присутствует область активного звездообразования. Переменность радиоизлучения галактик с OHM-излучением и без него сопоставима по порядку величины и носит умеренный характер на длительных масштабах времени. В результате оценки параметров спектрального распределения энергии в широком диапазоне частот (от МГц до ТГц) определен спектральный индекс (на частотах до 50 ГГц) и цветовая температура излучения пылевых компонент для OHM-галактик и галактик контрольной выборки. На уровне ρ<0.05 не обнаружено статистически значимых различий в распределении этих параметров, равно как и статистически значимых корреляций между цветовой температурой пыли и индексом переменности и светимостью в линии OH.

Астрофизический бюллетень, 77, № 3, с. 276-292 (2022) | Рубрика: 18

Ужегов Д.В.

Зайцев С.В., Тихоцкий С.А., Силаев А.В., Ананьев А.А., Ужегов Д.В., Кудряшов И.Ю., Васекин Б.В., Кондрашенко С.И., Хлюпин А.Н., Кулыгин Д.А., Базилевич С.О. «Применение оптимизационных алгоритмов для решения задач планирования морских сейсморазведочных работ с донными станциями в условиях арктического шельфа» Геофизические исследования, 23, № 2, с. 55-72 (2022)

Представлен алгоритм оптимизации траекторий и последовательности движения флота морских сейсморазведочных судов при решении задачи морской сейсморазведки с использованием донных станций, основанный на решении задачи коммивояжёра со смешанной доставкой и сбором товара, известной в литературе как TSPDC (Traveling Salesman Problem with mixed Delivery and Collections). Приведено описание расширения алгоритма на задачу, принимающую во внимание статические закрытые зоны, которые моделируют ледовую и метеорологическую обстановку, непригодную для движения судна. Алгоритм с применением путей Дубинса обеспечивает близкий к минимальному путь, учёт реальных характеристик движения судов и их скорости при выполнении различных типов работ (укладка донных станций, сбор станций, маневрирование и т.д.). Научная новизна исследования заключается в применении решения задачи TSPDC к задачам морской геофизики с условием наличия закрытых зон и разработке алгоритма оптимизации работ сейсмических судов с использованием донных станций, что актуально в условиях арктического шельфа в период ограниченной навигации. Описанный в статье алгоритм позволяет учитывать возврат судна для сбора оборудования при работе с донными станциями в транзитной зоне. Разработанный алгоритм планирования проведения морских сейсморазведочных работ лёг в основу прикладного программного обеспечения. Приводится формализация задачи, результаты работы алгоритма и примеры планирования на тестовых данных. Затронуты вопросы о допустимых ограничениях для предложенного алгоритма. Полученные результаты применимы для дальнейшего использования при реализации задач по оптимизации плана работ сейсморазведочной морской съёмки с несколькими судами как при планировании сейсморазведочных работ, так и при корректировке планов непосредственно на судне. Применение также оправдано в случае необходимости повторного захода на профиль (например, при повторной отработке бракованного участка работ).

Геофизические исследования, 23, № 2, с. 55-72 (2022) | Рубрика: 07.20

Уйманова В.А.

Зуев В.В., Павлинский А.В., Уйманова В.А., Долгова Н.В., Томашова А.С. «Комплекс мониторинга пограничного слоя атмосферы «Нева-М»» Экологические системы и приборы, № 9, с. 38-47 (2021)

Описан аппаратно-программный комплекс дистанционного мониторинга пограничного слоя атмосферы «Нева-М», созданный в ИМКЭС СО РАН, его состав и характеристики. Приведен пример регистрируемых данных о температуре воздуха, скорости и направлении ветра, влагосодержания и водосодержания атмосферы с привязкой к приземным данным и к синоптической обстановке при прохождении полярного холодного фронта 7 июня 2021 г. Показаны возможности комплекса по исследованию динамики процессов пограничного слоя. Ключевые слова: пограничный слой атмосферы, мониторинг, радиометрия, акустическое зондирование, профиль температуры, общее влагосодержание, синоптика.

Экологические системы и приборы, № 9, с. 38-47 (2021) | Рубрики: 14.02 14.04 16

Улин С.Е.

Пархома П.А., Никитин А.В., Елохин А.П., Улин С.Е., Дмитренко В.В., Утешев З.М., Власик К.Ф., Грачев В.М., Новиков А.С. «Беспилотный дозиметрический комплекс» Экологические системы и приборы, № 5, с. 10-17 (2011)

Рассматриваются методические вопросы, касающиеся стендовых испытаний используемой на беспилотном дозиметрическом комплексе аппаратуры и отработки методики беспроводной передачи и приема информации по радиоканалу, а также вопросы работы ксенонового гамма-спектрометра при различных акустических нагрузках. Ключевые слова: беспилотный дозиметрический комплекс; беспроводная передача информации; ксеноновый гамма-спектрометр; акустические нагрузки.

Экологические системы и приборы, № 5, с. 10-17 (2011) | Рубрики: 14.02 14.04

Ульянов А.С .

Богачёв С.А., Рева А.А., Кириченко А.С., Ульянов А.С ., Лобода И.П. «Влияние активных областей на характеристики солнечного ветра в максимуме цикла» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 48, № 7, с. 523-532 (2022)

DOI: 10.31857/S0320010822070038

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 48, № 7, с. 523-532 (2022) | Рубрика: 18

Ураксеев М.А.

Ильясов И.Р., Мухамадиев А.А., Ураксеев М.А. «Современные методы и аппаратные средства для систем экологического мониторинга водной среды» Экологические системы и приборы, № 5, с. 1054 (2010)

Приведен обзор современных методов мониторинга водных сред. Произведен анализ устройств исследования водной среды, применяемых в системах экологического мониторинга и предложен принципиально новый метод, основанный на акустооптическом эффекте. Описаны принципы построения акустооптических спектрометров. Ключевые слова: экологический мониторинг; методы анализа и контроля воды; акустооптический спектрометр.

Экологические системы и приборы, № 5, с. 1054 (2010) | Рубрики: 07.02 14.02 14.04

Мухамадиев А.А., Ураксеев М.А. «Повышение уровня безопасности на объектах нефтегазового комплекса с применением спектрального акустооптического газоанализатора» Экологические системы и приборы, № 9, с. 4435 (2006)

Предложено использование спектрального акустооптического газоанализатора для повышения уровня безопасности на объектах нефтегазового комплекса. Приведены основные достоинства спектрального акустооптического газоанализатора при использовании на предприятиях нефтегазового комплекса.

Экологические системы и приборы, № 9, с. 4435 (2006) | Рубрики: 09.09 14.02 14.04

Утешев З.М.

Экологические системы и приборы, № 5, с. 10-17 (2011) | Рубрики: 14.02 14.04

Уткин Д.А.

Плыгунова К.С., Козелков А.С., Стрелец Д.Ю., Уткин Д.А., Курулин В.В. «Исследование влияния численного метода и сеточных параметров на точность моделирования свободных колебаний цилиндра на водной поверхности» Фундаментальная и прикладная гидрофизика, 15, № 2, с. 33-46 (2022)

Статья посвящена исследованию влияния численного метода и сеточных параметров на точность моделирования свободных колебаний цилиндра на водной поверхности. Представлено описание используемого численного метода моделирования плавания тел, основанного на численном решении уравнений Навье–Стокса. Для численной дискретизации используется конечно-объемный метод, позволяющий проводить расчеты на неструктурированной сетке. Моделирование свободной поверхности проводится по методу VOF (Volume Of Fluid). Учет движения твердого тела осуществляется путем деформации расчетной сетки с сохранением ее топологии. Для решения уравнения движения и неразрывности используется метод SIMPLE. Учет сил поверхностного натяжения осуществляется с помощью модели CSF (Continuum Surface Force). Описанный численный метод применяется для решения задачи о затухающих свободных колебаниях цилиндра на водной поверхности. Рассматриваются вопросы влияния на решение сеточного разрешения, величины шага по времени, порядка аппроксимации по времени и по пространству, а также вопросы, касающиеся метода сглаживания гидродинамических сил, действующих на тело, которые зачастую используются для решения практических задач. Анализ полученных результатов показывает, что применение схем повышенного порядка для дискретизации по пространству и времени позволяет повысить точность решения. При высоком сеточном разрешении и малом шаге по времени коэффициент релаксации силы, действующей на тело, не оказывает сильного влияния на получаемый результат.

Фундаментальная и прикладная гидрофизика, 15, № 2, с. 33-46 (2022) | Рубрики: 04.12 04.15