Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.04 Биологические эффекты шумов и вибраций

 

Орлов О.Г., Шабанова А.В. «Оценка акустической ситуации внутриквартальных рекреационных территорий Самары и пути ее оптимизации» Экологические системы и приборы, № 9, с. 26-31 (2014)

Городские рекреационные объекты являются важнейшим ресурсом ежедневного и еженедельного циклов рекреации. Акустическая ситуация представляет собой важный компонент эколого-гигиенической характеристики рекреационного объекта наряду с уровнем химической загрязненности компонентов природной среды. В рамках программы экологической паспортизации городских рекреационных объектов г. Самары была произведена оценка акустической ситуации шести объектов – парк «Воронежские Озера», четыре объекта неорганизованной рекреации в микрорайонах. Измерения уровня шума проводились в наиболее посещаемых точках – у прудов. Показано, что уровень шума превышает допустимый в половине рассмотренных случаев. Источником шума являются близко расположенные автомагистрали (ул. Стара Загора, пр. Кирова, Московское шоссе). Предложены меры по оптимизации акустической ситуации, в частности, путем создания трехъярусной фитозащиты от шума вдоль магистралей. Ключевые слова: шум; городские рекреационные

Экологические системы и приборы, № 9, с. 26-31 (2014) | Рубрики: 10.01 10.04

 

Булкин В.В. «Акустошумовое загрязнение промышленных городов (на примере г. Мурома)» Экологические системы и приборы, № 1, с. 18-21 (2016)

Объектом исследования является уровень акустошумового загрязнения на территории г. Мурома. Работа выполнена с использованием методики системного анализа и контрольно-измерительных процедур в реальных условиях городской среды. Анализ основных автотранспортных потоков, наличие межобластных грузовых перевозок через территорию города, территориальное деление города на два крупных района с естественными ограничениями транспортной связи между ними, а также учет других особенностей городской инфраструктуры, позволили выявить зоны города с повышенным уровнем шума. На основании проведенного анализа определены участки городской территории, на которых следовало провести измерения уровня шума. Проведены измерения уровня шума в указанных точках, проведен анализ результатов измерений. Полученные данные показывают, что в указанных зонах имеет место существенное (до 28 дБ) превышение уровня шума над установленными санитарными нормами. Сделан вывод о необходимости составления шумовой карты города, для чего необходимо проведение совокупности исследовательских работ по анализу акустошумовой обстановки и прогнозированию направления распространения шума под влиянием локальных условий, включая условия метеорологические. Ключевые слова: акустический шум; автомобильный транспорт; измерение уровня шума; распространение шума; акустошумовая карта города.

Экологические системы и приборы, № 1, с. 18-21 (2016) | Рубрики: 10.01 10.04

 

Горецкая А.Г., Марголина И.Л., Мороз А.В. «Особенности шумового воздействия автотранспорта в городской среде» Экологические системы и приборы, № 6, с. 19-23 (2017)

На примере Академического района Москвы, расположенного в юго-западном округе столицы, рассмотрены основные особенности шумового загрязнения от автотранспорта, являющегося одним из главных источников техногенного шума в городской среде. Приведены и проанализированы результаты полевых исследований уровня шумового воздействия автотранспорта на проезжих улицах и магистралях обследуемого административного района. Представлены данные по уровню шума, зафиксированного на разных этапах движения автотранспорта. Измеренные уровни шума позволили выделить наиболее неблагоприятные по шумовой обстановке участки исследуемого района – зоны акустического дискомфорта. Ключевые слова: шумовое загрязнение; автомобильный транспорт; городская среда; мониторинг; движение транспортного потока

Экологические системы и приборы, № 6, с. 19-23 (2017) | Рубрики: 10.01 10.04

 

Римская-Корсакова Л.К., Пятаков П.А., Шуляпов С.А. «Оценки раздражающего действия шума» Акустический журнал, 68, № 5, с. 550-561 (2022)

Шум определяют как слышимый звук, который нарушает тишину и вызывает раздражение. Такое раздражение традиционно оценивают по А-взвешенному уровню звукового давления шума, примерно соответствующему уровню воспринимаемой громкости. Однако А-взвешенная шкала неприменима для анализа тональных, импульсных и преимущественно низкочастотных шумов, поэтому были разработаны методы расчетов громкости шумов в линейных единицах – сонах, учитывающие не только слуховую чувствительность, но и свойства маскировки и слуховые временные эффекты. Существование пределов снижения уровней шумов и их информационная значимость привели к появлению других методов оценки шумового раздражения. За раздражение, помимо громкости, отвечают такие субъективные качества шума, как резкость, хриплость, сила колебаний, тональность и др. Для них определены единицы измерений и разработаны методы расчетов. С учетом таких качеств была предложена метрика краткосрочного психоакустического раздражения, справедливая для многих видов шумов. Другой способ оценки психоакустического раздражения включает в себя проведение слуховой экспертизы и построение математической модели, связывающей ранг слухового раздражения с измеренными субъективными качествами шумов. Полученная модель помогает: выявлять причины раздражения (раздражающие субъективные качества); разрабатывать планы работ, направленных на шумоподавление, на формирование приятных шумов машин и механизмов; контролировать изменения ранга раздражения в ходе реализации таких планов. В данной работе сопоставляются разные методы оценки раздражения, вызванного шумами, зарегистрированными в вагонах московского метро. Ключевые слова: субъективные качества, громкость, резкость, хриплость, психоакустическое раздражение, шумы вагонов метро.

Акустический журнал, 68, № 5, с. 550-561 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 13.01