Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

11.08 Общие вопросы музыкальной акустики

 

Кривуля Н.Г. «Пишущая машинка для композитора: К археологии рисованного звука» Музыковедение, № 6, с. 3685 (2008)

Статья посвящена специфическим оптикоакустическим технологиям, появившимся в конце 1920-х годов в связи с возникновением звукового кино. Одной из них была технология рисованного или синтетического звука. Экспериментами в области создания рисованного звука на рубеже 1920–1930-х годов занимались исследователи и аниматоры в Англии, Германии и Советском Союзе. Немецкий изобретатель и аниматор Рудольф Пфеннингер был одним из первых, кто синтезировал звук, создав новый метод записи музыки. Ключевые слова: оптикоакустические технологии, Пфеннингер, рисованный звук, звуковое кино

Музыковедение, № 6, с. 3685 (2008) | Рубрика: 11.08

 

Михайлова Ю.Л. «Уникальный инструмент Ф. Листа» Музыковедение, № 7, с. 3696 (2008)

В середине ХIХ века рояль и орган были объединены в один инструмент. Вдохновителем такого эксперимента оказался Ф. Лист. Звуковые возможности этого гибрида удивительны, необычайны и вновь наводят на мысль о возможном усовершенствовании современных клавишных акустических инструментов. Ключевые слова: Лист, рояль, орган, клавишные инструменты.

Музыковедение, № 7, с. 3696 (2008) | Рубрика: 11.08

 

Косырева С.В. «Гетерофония вятских мари: опыт комплексного изучения» Музыковедение, № 3, с. 3016 (2010)

Статья посвящена комплексному изучению традиционного музыкального фольклора вятских мари. Предлагается методика акустического анализа темброинтонационных пластов (гетерофонов), сформировавших гетерофонию вятских мари. Ключевые слова: гетерофония, гетерофоны, темброинтонирование, акустический анализ

Музыковедение, № 3, с. 3016 (2010) | Рубрика: 11.08

 

Косырева С.В. «Инструментальное темброинтонирование в традиционной музыке вятских мари» Музыковедение, № 3, с. 321 (2011)

Статья посвящена проблеме инструментального темброинтонирования в музыкальной традиции вятских мари. Особое внимание уделено вокальным гетерофонам, обладающим инструментальной характеристикой. Данный феномен рассматривается с точки зрения влияния тембра и строя марийского аэрофона шувыра на вокальную эстетику. Ключевые слова: инструментальное темброинтонирование, гетерофоны, акустический анализ, шувыр.

Музыковедение, № 3, с. 321 (2011) | Рубрика: 11.08

 

Чебуркина М.Н. «Эффект «резонирования» в гармонической системе Р. Декарта» Музыковедение, № 6, с. 2-6 (2012)

Предлагается новый цикл статей, посвященный музыкальной теории и органной практике французского Барокко. Первая статья выявляет факт обоснования во Франции одного из основополагающих акустических феноменов – эффекта «резонирования». Явление «резонирования», или эффект резонирующих обертонов, демонстрируется в 1618 году великим французским философом и ученым Рене Декартом, автором «Краткой теории музыки». Настоящая статья концентрирует свое внимание на анализе декартовских положений, которые закладывают фундамент французского учения о пропорциях и лежат в основе создания классической теории интервалов и аккордов.

Музыковедение, № 6, с. 2-6 (2012) | Рубрика: 11.08

 

Красильников И.М. «Виды электронного музыкального творчества» Музыковедение, № 11, с. 2-8 (2012)

Электронная музыка – это совокупность объединенных стереофоническим складом фактуры музыкальных явлений. Ее подразделение на виды определяется опорой на различные базовые музыкально-коммуникативные модели: автокоммуникацию, импровизацию или композицию, а также – степенью полноты использования электроакустического звукового материала в зависимости от ориентировки на возможности звукорежиссерских, связанных с аналоговым синтезом или цифровых средств его создания. Ключевые слова: электронная музыка, стереофонический склад фактуры, звуковой материал, автокоммуникация, импровизация, композиция.

Музыковедение, № 11, с. 2-8 (2012) | Рубрика: 11.08

 

Дьячкова Л.С. «Понятие тональности и концепции тоник в музыке Ю. Каспарова на примере цикла миниатюр для 12 исполнителей «Символы Пикассо» (2003): исследование новых музыкальных горизонтов» Музыковедение, № 10, с. 3-11 (2013)

В центре внимания данной статьи – исследование новых музыкальных горизонтов в творчестве Ю. Каспарова. Пространство творческих поисков композитора фокусируется на понятиях тоника и тональность, которым Ю. Каспаров придает нетрадиционные значения. Рассматриваются различные виды тоники, ее новые конструктивные и колористические возможности, новые смысловые координаты. Образование звуков, типов фактур, основанных на акустических эффектах – все это воздействует на конструкцию и образность композиции и является предметом анализа. Объектом исследования стало произведение «Символы Пикассо», в котором ярко отразились многие аспекты художественного мира мастера, в том числе и роль тоники в системе выразительных средств. В основу работы была положена методология, сочетающая в себе методы стилевого и компаративного анализа.

Музыковедение, № 10, с. 3-11 (2013) | Рубрика: 11.08

 

Станишевский Я.И. «Некоторые наблюдения над иерархией близкородственных звуковысотных отношений» Музыковедение, № 2, с. 54-61 (2015)

Вопросы иерархии отношений между тональностями имели большое значение в теории музыки Нового времени. Однако сходная проблематика обсуждалась и в связи с другими элементами гармонии, прежде всего, аккордами и звуками. Обычно различные звуковысотные отношения распределялись по нескольким степеням родства. Но некоторые музыковеды (например, Л. Эйлер, Д. Кельнер, И.Л. Фукс, Г. Гельмгольц, А.Л. Спасская, Э. Праут, Г. Риман, Г.Л. Катуар, Ю.Н. Тюлин, П. Хиндемит и Н.А. Гарбузов) рассматривали иерархию отношений более детализированно. Сравнение ряда систем родства (как между тональностями, так и между звуками) выявляет сходство в иерархии отношений у разных ученых. Несмотря на очевидное различие таких явлений, как звук и тональность, можно найти некоторые общие закономерности родства, частично связанные с акустикой. Настоящая статья посвящена конкретизации этой проблемы. Ключевые слова: звуковысотное родство, система тонального родства, тональность, отношения звуков и аккордов, акустические отношения, Хиндемит, Гельмгольц.

Музыковедение, № 2, с. 54-61 (2015) | Рубрика: 11.08

 

Григорьев Ю.А. «Кажущееся и действительное в голосе певца» Музыка и время, № 1, с. 3193 (2010)

Статья посвящена акустической системе человека. Автор описывает механизмы ее функционирования в процессе пения и призывает отличать образное восприятие пения от его истинной природы. Ключевые слова: пение, голос, акустическая система человека.

Музыка и время, № 1, с. 3193 (2010) | Рубрика: 11.08

 

Шуранов В. «Обертональный диалог и его символика в раннеевропейской музыке» Музыка и время, № 7, с. 30-35 (2012)

Прослеживается общая логика формирования «чистого строя» в раннеевропейской музыке и ее ладовых и композиционных структур. В основе этой логики лежат акустические свойства самого звука, которые с древних времен выражались в символических и метафизических представлениях о двуединой (сакрально-диалогической) структуре бытия. На конкретных примерах показано действие «квинтового архетипа» на лад и синтаксис раннеевропейской музыки. Обозначена также перспектива его влияния на внутреннюю структуру музыки более поздних эпох. Ключевые слова: Акустика, диатоника и лад, музыкальная форма, Античность, Возрождение

Музыка и время, № 7, с. 30-35 (2012) | Рубрика: 11.08

 

Стоянова А. «Об эволюции электроакустической музыки: Я. Ксенакис в контексте истории» Музыка и время, № 2, с. 16-21 (2014)

Обосновывается определение термина «электроакустическая музыка» как академически направленной музыки, материалом которой являются реальные записанные или синтезированные звуки, прошедшие обработку, хранящиеся на каком-либо носителе и нуждающиеся для воспроизведения только в акустической системе. Прослеживается эволюционный процесс развития электроакустической музыки вплоть до нашего времени. Рассматриваются все электроакустические сочинения пионера этого течения Я. Ксенакиса с хронологической и технологической точек зрения. Наблюдается процесс применения стохастических методов как для создания общей композиции, основанной на готовом звуковом материале, так и для создания самих звуков. Показывается степень влияния идей композитора на становление и определение основных путей развития течения в целом. На основе этих наблюдений автором предлагается периодизация электроакустического творчества Я. Ксенакиса.

Музыка и время, № 2, с. 16-21 (2014) | Рубрика: 11.08