12.01 Компьютерная обработка результатов эксперимента

Аносов А.А. «Одномерная обратная задача пассивной акустической термометрии с использованием уравнения теплопроводности: компьютерное и физическое моделирование» Акустический журнал, 68, № 5, с. 562-570 (2022)

Предложен и экспериментально опробован на модели алгоритм восстановления меняющегося во времени одномерного распределения глубинной температуры тела человека при локальном нагреве. В алгоритм заложено требование, что температура подчиняется уравнению теплопроводности, интегрирование которого с весом, учитывающим поглощение в объекте, позволяет получить временную зависимость акустояркостной температуры (измеряемого сигнала), которая, в свою очередь, определяется параметрами уравнения. Искомая температура получается при решении уравнения теплопроводности с найденными параметрами. В алгоритме восстанавливаются два параметра: кровоток и амплитуда источника нагрева, которые не определяются каждый раз заново, а лишь уточняются. При этом увеличивается время интегрирования, но не страдает временное разрешение – получать новые результаты можно через любой промежуток времени. После двухминутного нагрева можно восстановить температуру и размер нагретой области с точностью, приемлемой для медицинских приложений: 0.5°С и 0.5 мм соответственно. Ключевые слова: пассивная акустическая термометрия, тепловое акустическое излучение, восстановление глубинной температуры.

Акустический журнал, 68, № 5, с. 562-570 (2022) | Рубрики: 06.18 12.01

Бакушинский А.Б., Леонов А.С. «Быстрый алгоритм решения трехмерной обратной многочастотной задачи скалярной акустики с данными в цилиндрической области» Журнал вычислительной математики и математической физики, 62, № 2, с. 289-304 (2022)

Предлагается новый алгоритм устойчивого решения трехмерной скалярной обратной задачи акустического зондирования неоднородной среды в цилиндрической области. Данными для ее решения является комплексная амплитуда волнового поля, измеряемая вне области акустических неоднородностей в цилиндрическом слое. Обратная задача сводится с помощью преобразования Фурье и рядов Фурье к решению совокупности одномерных интегральных уравнений Фредгольма I рода, к последующему вычислению комплексной амплитуды волнового поля в области неоднородности и далее к нахождению искомого поля скоростей звука в этой области. Алгоритм позволяет решать обратную задачу на персональном компьютере средней производительности для достаточно мелких трехмерных сеток за десятки секунд. Проведено численное исследование точности предлагаемого алгоритма для решения модельных обратных задач на различных частотах и исследованы вопросы устойчивости алгоритма по отношению к возмущениям данных.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 62, № 2, с. 289-304 (2022) | Рубрика: 12.01

Рылов И.Ю. «Исследование конструкций пультов оператора с целью выявления конкурентных преимуществ и эргономических решений» Гидроакустика, № 50, с. https://www.oceanpribor.ru/docs/SbGA50.pdf (2022)

Приведены результаты исследования пультов операторов различных фирм и сравнения их эргономических решений с решениями, используемыми в пульте разработки АО «Концерн «Океанприбор». Исследования проводились с целью выявления конкурентных преимуществ и параметров конструкций для дальнейшего применения этих параметров при проектировании эргономичного пульта оператора-гидроакустика. Ключевые слова: эргономик

Гидроакустика, № 50, с. https://www.oceanpribor.ru/docs/SbGA50.pdf (2022) | Рубрики: 12.01 16

Иванов В.Ю., Иванова И.Б., Терентьев М.А. «Компьютерное обучение физике: механические колебания и волны, кинематика и динамика твердого тела» Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, с. 2250601_-1-2250601_-7 (2022)

Рассмотрен пример обучающего интерактивного теста. В качестве обучающих задач выбраны классические задачи общей физики из раздела механики. Предложена структура теста. Приведены примеры обучающих подсказок.

Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, с. 2250601_-1-2250601_-7 (2022) | Рубрики: 04.12 12.01 12.02 12.03 12.04 12.05