Демарева В.А., Голубинская А.В., Еделева Ю.А., Голубин Р.В. «Оценка уровня знания иностранного языка на основе данных о движениях глаз» Оптический журнал, 89, № 8, с. 76-85 (2022)
Предмет исследования. Технологию оптической записи движений глаз применили для оценки уровня знания иностранного языка. Провели анализ отражения неосознаваемых познавательных процессов в окулографических данных при чтении и связи характеристик движения глаза с тем, насколько сложным этот текст кажется читателю. Цель работы заключалась в поиске взаимосвязи между особенностями движения глаз при чтении на родном и иностранном языке с учётом особенностей самого языка и уровня владения им. Метод. Исследование состояло из двух этапов, суммарный объём выборки составил 63 человека – русскоязычных студентов в возрасте 19–27 лет, для которых английский язык является иностранным. Уровень знания русского и английского языка оценивался по методике С-тест. Экспериментальная задача была следующая – после прохождения 9-точечной калибровки прочитать англоязычные тексты на слайдах и ответить на вопросы на понимание. Запись движений глаз проводилась на установке SMI-High Speed Tracker 12 бинокулярно с частотой дискретизации 500 Гц. Первый этап был направлен на изучение особенностей движений глаз при чтении текстов на родном и иностранном языке (при высоком уровне владения последним). Второй этап был направлен на изучение особенностей движений глаз при чтении иностранных текстов при разном уровне знания иностранного языка. Основные результаты. Показано, что параметры движений глаз отличаются при чтении текстов на родном (русском) и иностранном (английском) языках даже при высоком уровне владения последним. Установлено, что паттерны глазных движений изменяются при разном уровне владения иностранным (английским) языком при чтении на нём. Практическая значимость. Полученные данные дают оценку сложности текста для испытуемого. Оценка сложности текста по характеристикам движений глаз позволит создать алгоритмы нормирования различных текстов по сложности. Результаты проведённых исследований могут быть использованы при проектировании автоматических систем оценки уровня владения иностранным языком.
Оптический журнал, 89, № 8, с. 76-85 (2022) | Рубрика: 17