Астрономический журнал. 2022. 99, № 9

Засов А.В., Зайцева Н.А. «Галактики с аномально высоким содержанием газа в диске» Астрономический журнал, 99, № 9, с. 707-718 (2022)

Рассматривается содержание газа в галактиках с аномально высокой относительной массой водорода MHI/ M* для данной массы звездного населения M* (VHR-галактики), с использованием имеющихся выборок таких галактик. Показано, что внутри оптического диаметра D25 масса HI в VHR галактиках, также, как и в галактиках с “нормальным” содержанием HI, ограничена значением, зависящим от удельного момента вращения диска. Внешние газовые диски за пределами D25, содержащие в большинстве рассматриваемых галактик основное количество HI, являются гравитационно устойчивыми, и при этом, как правило, на большом интервале радиальных расстояний они сохраняют примерно постоянное значение параметра устойчивости Qgas. По-видимому, внешние диски VHR-галактик не являются недавно приобретенными, а имеют большой возраст, причем гравитационная неустойчивость была главным регулятором звездообразования при их формировании. В этом случае протяженные диски галактик должны иметь звездную составляющую низкой яркости из старых звезд, простирающуюся далеко за пределами оптического диаметра D25.

Астрономический журнал, 99, № 9, с. 707-718 (2022) | Рубрика: 18

Демянский М., Дорошкевич А., Ларченкова Т., Пилипенко С. «Галактики и скопления галактик в наблюдениях и численных моделях» Астрономический журнал, 99, № 9, с. 719-730 (2022)

Анализ свойств 1157 галактик, групп и скоплений галактик подтверждает зависимость вириальной скорости от массы гало vvir=vm(Mvir/1012M)1/3 с единым показателем степени и разными значениями vm≃400 км/с для галактик с Mvir≤1012M и vm≃160 км/с для скоплений галактик с Mvir≃1012M . Единый показатель степени подтверждает высокую степень универсальности процессов образования гало темной материи, а различие значений vm соответствует хорошо известному различию средних плотностей галактик и скоплений галактик и вводит новый масштаб M≃1012M в спектр мощности возмущений. Современные численные модели, использующие спектр мощности, полученный по наблюдениям WMAP и Planck, хорошо воспроизводят наблюдаемые свойства скоплений галактик, но не могут воспроизвести наблюдаемые параметры галактик. Также показано, что касп в профиле плотности темной материи приводит к конечной плотности газа и звезд в центре гало (профиль Бюркерта).

Астрономический журнал, 99, № 9, с. 719-730 (2022) | Рубрика: 18

Малкин З.М. «Об уплотнении каталога icrf и надежности его связи с каталогом Gaia» Астрономический журнал, 99, № 9, с. 731-739 (2022)

Исследованы два возможных источника случайных и систематических ошибок нового метода определения параметров взаимной ориентации каталогов положений внегалактических источников, реализующих небесную опорную систему координат International Celestial Reference System (ICRS). Этот метод основан на медианной фильтрации разностей координат общих объектов в сравниваемых каталогах, распределенных по равновеликим ячейкам на небесной сфере, образующим сетку пикселизации. Исследование проведено на базе сравнения последних версий реализации ICRS в радио (International Celestial Reference Frame, ICRF) и оптическом (Gaia-CRF) диапазонах. На основе нескольких вычислительных тестов проверена зависимость результатов определения параметров ориентации между каталогами ICRF и Gaia-CRF от числа ячеек и от смещения сетки пикселизации относительно начала координат по прямому восхождению. Оказалось, что результаты вычислений, полученные в разных тестовых вариантах, заметно различаются, но эти различия находятся в пределах формальных ошибок определения параметров ориентации. Дополнительные тестовые вычисления показали, что основным источником этих различий является неравномерное распределение общих источников сравниваемых каталогов по небесной сфере.

Астрономический журнал, 99, № 9, с. 731-739 (2022) | Рубрика: 18

Колесниченко А.В., Маров М.Я. «Космологические уравнения фридмана в модифицированном энтропийном формализме Шармы–Миттала» Астрономический журнал, 99, № 9, с. 740-754 (2022)

С помощью формализма Верлинда рассмотрено несколько сценариев эволюции Вселенной Фридмана–Робертсона–Уокера, которые возможны в рамках энтропийной космологии, основанной на новой модификации энтропийной меры Шарма–Миттала. Исследование, проводимое в рамках неэкстенсивной статистической теории, использует несколько энтропийных мер, ассоциированных с горизонтом Вселенной из-за хранящихся там голографических данных. Сконструировано несколько вариантов обобщенных уравнений Фридмана, которые могут служить эффективной теоретической основой для описания динамической эволюции плоской, однородной и изотропной Вселенной, порождая многообразные формы заключенной в ней материи. Предложенный подход, связанный с использованием вероятностных неэкстенсивных аспектов космологического горизонта Вселенной, соответствует известным основным требованиям, предъявляемым к термодинамическому моделированию динамического поведения космического пространства без привлечения концепции гипотетической темной энергии.

Астрономический журнал, 99, № 9, с. 740-754 (2022) | Рубрика: 18

Павлюченков Я.Н., Максимова Л.А., Акимкин В.В. «Моделирование тепловых поверхностных волн в протопланетном диске в двумерном приближении» Астрономический журнал, 99, № 9, с. 755-766 (2022)

Теоретические модели предсказывают, что затенение звездного излучения неоднородностями на поверхности протопланетного диска может вызывать самозарождающиеся волны, бегущие по направлению к звезде. Однако при моделировании этого процесса обычно используется 1+1D подход, ключевые приближения которого – вертикальное гидростатическое равновесие диска и вертикальная диффузия ИК излучения – могут искажать картину. В данной статье представлена двумерная радиационная гидродинамическая модель эволюции аксиально-симметричного газопылевого диска. В рамках этой модели, но с использованием упрощенных предположений из 1+1D моделей, мы воспроизвели самопроизвольное зарождение и распространение тепловых поверхностных волн. Ключевым выводом нашей работы является то, что учет двумерной гидродинамики и диффузии ИК излучения подавляет самопроизвольное возникновение и развитие тепловых волн, наблюдавшихся в 1+1D приближении. Поиск возможности существования поверхностных тепловых волн необходимо продолжить, исследуя проблему для различных параметров протопланетных дисков.

Астрономический журнал, 99, № 9, с. 755-766 (2022) | Рубрика: 18

Красноухов В.С., Пивоваров П.С., Загидуллин М.В., Азязов В.Н., Мебель А.М., Морозов А.Н. «Формирование двухкольцевых полициклических ароматических углеводородов при рекомбинации бензил и пропаргил радикалов в условиях околозвездных оболочек звезд асимптотической ветви гигантов» Астрономический журнал, 99, № 9, с. 767-783 (2022)

Механизмы и кинетика образования двухкольцевых полициклических ароматических углеводородов при рекомбинации радикалов бензила (С7Н7) и пропаргила (С3Н3) в условиях околозвездных оболочек богатых углеродом звезд асимптотической ветви гигантов, а также их горения уточнены на основе высокоточных методов квантовой химии и развитой теории переходного состояния. На основе построенных диаграмм поверхностей потенциальных энергий и расчетных зависимостей кинетических констант процессов от температуры и давления выявлены реакционные пути и их относительные вклады в состав конечных продуктов. Показано, что в условиях околозвездных оболочек звезд асимптотической ветви гигантов стабилизации начальных комплексов С10Н10, в отличии от пламени горения, не происходит, что способствует росту выхода двуциклических продуктов реакции.

Астрономический журнал, 99, № 9, с. 767-783 (2022) | Рубрика: 18

Нароенков С.А., Саванов И.С., Сачков М.Е., Наливкин М.А. «Российско-Кубинская астрономическая обсерватория. Первый свет и первые результаты работы обсерватории» Астрономический журнал, 99, № 9, с. 784-792 (2022)

Представлены сведения о первых результатах работы по исследованию звезд на оптической станции Российско-Кубинской обсерватории. Обсерватория состоит из двух станций – оптической и геодинамической, созданных Институтом астрономии РАН и Институтом прикладной астрономии РАН совместно с Институтом геофизики и астрономии Республики Куба. Основным инструментом обсерватории является 20-см широкоугольный роботизированный телескоп с ПЗС-камерой и колесом фотометрических фильтров. В конце 2021 и начале 2022 г. проведены первые фотометрические исследования активных звезд V410 Tau и FR Cnc.

Астрономический журнал, 99, № 9, с. 784-792 (2022) | Рубрика: 18