Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

Земля и Вселенная. 2022, № 5

 

Зелёный Л.М. «Колонка главного редакторА» Земля и Вселенная, № 5, с. 3-4 (2022)

Земля и Вселенная, № 5, с. 3-4 (2022) | Рубрика: 18

 

Гирина О.А., Лупян Е.А., Сорокин А.А., Крамарева Л.С. «Вулканы и космос» Земля и Вселенная, № 5, с. 5-18 (2022)

Вулканы – грандиозные создания Природы, никогда не оставляющие равнодушным человечество. Они существуют на всех планетах Солнечной системы. Возможно, именно благодаря вулканам появилась жизнь на планете Земля. Для одних вулканы – страх и ужас, для других – бесконечный восторг... Изучению вулканов на планете Земля наземными и космическими методами и необходимости ведения таких исследований посвящена эта статья.

Земля и Вселенная, № 5, с. 5-18 (2022) | Рубрика: 18

 

Базилевский А.Т. «Косматые пришельцы» Земля и Вселенная, № 5, с. 19-29 (2022)

Кометы – это небольшие небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца по сильно вытянутым орбитам. Они разделяются на короткопериодические (период обращения вокруг Солнца менее 200 лет) и долгопериодические (период более 200 лет). У кометы есть твердое ядро, обычно поперечником от сотен метров до нескольких десятков километров, содержащее водяной лед и другие летучие компоненты. При приближении к Солнцу летучие компоненты ядра испаряются и устремляются от поверхности «вверх», увлекая твердые частицы, в результате чего образуется окружающая ядро газопылевая кома, а давление солнечных лучей приводит к образованию у кометы газопылевого хвоста. Материал ядра кометы твердый, но сильно пористый и непрочный. На его поверхности видны трещины, впадины неправильной формы и разнообразные возвышенности. При всей необычности, с точки зрения земного геолога, условий на поверхности ядра кометы там «работают» обычные геологические процессы. Так, твердый материал ядра с поверхности превращается в рыхлый покров, на крутых склонах материал сползает и ссыпается вниз, а также формируются рельеф и микрорельеф, облики которых определяются степенью устойчивости к разрушению. Подробному описанию этих процессов и посвящена статья.

Земля и Вселенная, № 5, с. 19-29 (2022) | Рубрика: 18

 

Лемещенко С.А. «Летняя космическая школа – среда для научной коммуникации и гражданской науки» Земля и Вселенная, № 5, с. 30-39 (2022)

Летняя Космическая Школа (ЛКШ) началась в 2015 году как проект энтузиастов космонавтики Александр Шаенко и Анастасии Ильиной. С самого начала ЛКШ была многодневным мероприятием на тему космонавтики. В таком формате Школа просуществовала до 2019 года, и масштаб мероприятия был достаточно скромным – порядка 50 человек. До 2019 года ЛКШ проходила в разных форматах: это была и комбинация лекций и активностей на космическую тему, лекционный марафон, технический хакатон, конкурс проектных работ. В 2020 году проект был перезапущен в виде междисциплинарной программы: к теме космонавтики добавились еще два направления – астрофизика и космическая медицина. С 2021 года Школа получила два направления – секции космической связи и дистанционного зондирования Земли и научной журналистики. В 2022 году добавилась еще одна гуманитарная секция – космического права и экономики космической деятельности.

Земля и Вселенная, № 5, с. 30-39 (2022) | Рубрика: 18

 

Ломакин А.А. «Секция астрофизики и геофизики в летней космической школе» Земля и Вселенная, № 5, с. 40-47 (2022)

Программа секции астрофизики на Летней Космической Школе является одной из самых сложных с точки зрения проектирования. Нужно обязательно быть достоверным и при этом не отходить от сценария школы – ведь должно быть что-то фантастическое, что в реальности пока невозможно. В 2021 г. участники школы прилетали на космолете к планетной системе около другой звезды и должны были выяснить, какую из планет пытались терраформировать колонисты и что с ними случилось. Для этого они должны были иметь базовые знания об экзопланетах, астрофизике, планетологии и климате планет, а также использовать простые, но при этом реалистичные методы. На все это у нас было пять дней, в каждый из которых были и лекции, и практические занятия.

Земля и Вселенная, № 5, с. 40-47 (2022) | Рубрика: 18

 

Белоусова М.Д., Гасанов А.А., Проскурякова Е.М. «Применение VR-технологий в образовательных задачах на примере создания симулятора добычи, обработки и анализа ледяного керна» Земля и Вселенная, № 5, с. 48-56 (2022)

Одним из возможных подходов к изучению геологических и атмосферных изменений является анализ ледяных кернов – цилиндрических образцов твердого вещества, состоящих преимущественно изо льда. Подобные сложные процедуры требуется заранее подготовить и отработать в безопасной среде. Например, подобные тренировки можно проводить с использованием технологий виртуальной реальности. В данной статье рассматривается опыт создания виртуального симулятора добычи ледяного керна на твердом небесном теле. Рассмотрен полный цикл разработки VR-приложения с учетом специфики использования контента в образовательных задачах. Симулятор успешно применялся в программе «Летней Космической Школы – 2021».

Земля и Вселенная, № 5, с. 48-56 (2022) | Рубрика: 18

 

Абашидзе А.Х., Черных И.А. «Что такое международное космическое право и для чего оно нужно» Земля и Вселенная, № 5, с. 57-64 (2022)

Земля и Вселенная, № 5, с. 57-64 (2022) | Рубрика: 18

 

Герасютин С.А. «Почему сегодня невозможна марсианская экспедиция» Земля и Вселенная, № 5, с. 65-87 (2022)

Земля и Вселенная, № 5, с. 65-87 (2022) | Рубрика: 18

 

Ведешин Л.А., Герасютин С.А. «Россия–США: 50 лет сотрудничества в космосе. ЧастЬ 1» Земля и Вселенная, № 5, с. 88-103 (2022)

Земля и Вселенная, № 5, с. 88-103 (2022) | Рубрика: 18

 

Кузьмин А.В. «Космос Архимеда» Земля и Вселенная, № 5, с. 104-109 (2022)

Открытия, сделанные Архимедом с опорой на своего предшественника Аристарха Самосского, позволившие измерить диаметры космических сфер, превратили рассуждения о размере Космоса в область науки. У Архимеда впервые в истории астрономии появляются реальные числовые оценки размеров всех планетных сфер. В основе этих измерений лежала приблизительная, чрезвычайно завышенная оценка размера Земли. Ответ на вопрос о ее происхождении найден в письменных источниках, фиксирующих поздний вариант устной древнеиранской мифологической традиции. В одних фрагментах мифологических преданий, в форме откровения, сообщается размер Земли, завышенный приблизительно в 5.5 раз, в других – определяются как «беспредельный».

Земля и Вселенная, № 5, с. 104-109 (2022) | Рубрика: 18