V

Vaidyanathan A.

Буднев Н., Кузьмичев Л., Астапов И., Безъязыков П., Бонвеч Е., Бородин А., Булан А., Vaidyanathan A., Волков Н., Волчугов П., Воронин Д., Гафаров А., Гармаш А., Гребенюк В., Гресь О.А., Гресь Т.И., Гресь Е.О., Гринюк А., Гришин О., Дячок А., Журов Д., Загородников А., Иванова А.Д., Иванова А.Л., Илюшин М., Калмыков Н., Киндин В., Кирюхин С., Кожин В., Кокоулин Р., Колосов Н.И., Компаниец К., Коростелева Е., Кравченко Е., Крюков А., Chiavassa A., Лаврова М., Лагутин А., Лемешев Ю., Лубсандоржиев Б.К., Лубсандоржиев Н.Б., Малахов С., Миргазов Р., Монхоев Р., Окунева Э., Осипова Э., Пан А., Панов А., Паньков Л., Пахоруков А., Петрухин А., Подгрудков Д., Попова Е., Постников Е., Просин В., Птускин В., Пушнин А., Райкин Р., Разумов А., Рубцов Г., Рябов Е., Сатышев И., Самолига В., Свешникова Л., Сидоренков А., Силаев А., Силаев (мл.) А., Скурихин А., Соколов А., Таболенко В., Танаев А., Терновой М., Ткачев Л., Ушаков Н., Чернов Д., Яшин И. «TAIGA – гибридный комплекс для многоканальной астрономии высоких энергий» Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1794-1798 (2023)

Гибридный комплекс установок TAIGA (Tunka Advanced Instrument for cosmic ray physics and Gamma Astronomy) предназначен для решения широкого круга задач в области астрофизики высоких энергий методами многоканальной астрономии. Представлено краткое описание пилотного комплекса TAIGA-1 с гибридной системой детекторов, распределенных на площади 1.1 km2, и некоторые уже полученные результаты. Ключевые слова: TAIGA, космические лучи, гамма-астрономия, энергетический спектр. DOI: 10.61011/JTF.2023.12.56824.f234-23

Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1794-1798 (2023) | Рубрика: 18

Иванова А.Л., Астапов И.И., Безъязыков П.А., Бонвеч Е.А., Бородин А.Н., Буднев Н.М., Булан А.В., Vaidyanathan A., Волков Н.В., Волчугов П.А., Воронин Д.М., Гафаров А.Р., Гармаш А.Ю., Гребенюк В.М., Гресь О.А., Гресь Т.И., Гресь Е.О., Гринюк А.А., Гришин О.Г., Дячок А.Н., Журов Д.П., Загородников А.В., Иванова А.Д., Илюшин М.А., Калмыков Н.Н., Киндин В.В., Кирюхин С.Н., Кожин В.А., Кокоулин Р.П., Колосов Н.И., Компаниец К.Г., Коростелева Е.Е., Кравченко Е.А., Крюков А.П., Кузьмичев Л.А., Chiavassa A., Лаврова М.В., Лагутин А.А., Лемешев Ю.Е., Лубсандоржиев Б.К., Лубсандоржиев Н.Б., Малахов С.Д., Миргазов Р.Р., Монхоев Р.Д., Окунева Э.А., Осипова Э.А., Пан А., Панов А.Д., Паньков Л.В., Пахоруков А.Л., Петрухин А.А., Подгрудков Д.А., Попова Е.Г., Постников Е.Б., Просин В.В., Птускин В.С., Пушнин А.А., Райкин Р.И., Разумов А.В., Рубцов Г.И., Рябов Е.В., Сатышев И., Самолига В.С., Свешникова Л.Г., Сидоренков А.Ю., Силаев А.А., Силаев (мл.) А.А., Скурихин А.В., Соколов А.В., Таболенко В.А., Танаев А.Б., Терновой М.Ю., Ткачев Л.Г., Ушаков Н.А., Чернов Д.В., Яшин И.И. «Установка Tunka-Grande: статус 2023 года и последние результаты» Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1799-1802 (2023)

Показаны последние результаты за 2016–2022 гг. по исследованию энергетического спектра космических лучей на установке Tunka-Grande, представляющей собой сеть из 19 сцинтилляционных станций, входящих в состав экспериментального комплекса TAIGA (Tunka Advanced Instrument for cosmic ray physics and Gamma Astronomy) в Восточной Сибири, недалеко от озера Байкал, и предназначенной для исследования энергетического спектра и массового состава космических лучей, а также поиска астрофизических гамма-квантов в диапазоне энергий 10–1000 PeV. Ключевые слова: космические лучи, широкий атмосферный ливень, сцинтилляционная установка Tunka-Grande, экспериментальный комплекс TAIGA. DOI: 10.61011/JTF.2023.12.56825.f235-23

Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1799-1802 (2023) | Рубрика: 18

Терновой М.Ю., Астапов И.И., Безъязыков П.А., Бонвеч Е.А., Бородин А.Н., Буднев Н.М., Булан А.В., Волков Н.В., Волчугов П.А., Воронин Д.М., Гафаров А.Р., Гресь Е.О., Гресь О.А., Гресь Т.И., Гришин О.Г., Гармаш А.Ю., Гребенюк В.М., Гринюк А.А., Дячок А.Н., Журов Д.П., Загородников А.В., Иванова А.Д., Иванова А.Л., Илюшин М.А., Калмыков Н.Н., Киндин В.В., Кирюхин С.Н., Кокоулин Р.П., Колосов Н.И., Компаниец К.Г., Коростелева Е.Е., Кожин В.А., Кравченко Е.А., Крюков А.П., Кузьмичев Л.А., Лагутин А.А., Лаврова М.В., Лемешев Ю.Е., Лубсандоржиев Б.К., Лубсандоржиев Н.Б., Малахов С.Д., Миргазов Р.Р., Монхоев Р.Д., Окунева Э.А., Осипова Э.А., Пахоруков А.Л., Пан А., Панов А.Д., Паньков Л.В., Петрухин А.А., Подгрудков Д.А., Попова Е.Г., Постников Е.Б., Просин В.В., Птускин В.С., Пушнин А.А., Разумов А.В., Райкин Р.И., Рубцов Г.И., Рябов Е.В., Самолига В.С., Сатышев И., Силаев А.А., Силаев(мл.) А.А., Сидоренков А.Ю., Скурихин А.В., Соколов А.В., Свешникова Л.Г., Таболенко В.А., Танаев А.Б., Ткачев Л.Г., Ушаков Н.А., Чернов Д.В., Яшин И.И., Chiavassa A., Vaidyanathan A. «Моделирование сцинтилляционных установок Tunka-Grande и TAIGA-Muon» Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1807-1810 (2023)

Представлен план компьютерного моделирования сцинтилляционных установок на основе программных пакетов CORSIKA и Geant4. Приведен метод, разработанный для оптимизации процесса моделирования. Обсужден возможный подход для определения массового состава заряженных космических лучей. Также представлены предварительные результаты компьютерного моделирования установки Tunka-Grande в диапазоне энергий 10–100 PeV. Ключевые слова: экспериментальный комплекс TAIGA, космические лучи, широкие атмосферные ливни, массовый состав, CORSIKA, Geant4. DOI: 10.61011/JTF.2023.12.56827.f237-23

Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1807-1810 (2023) | Рубрика: 18

Volovik G.E.

Volovik G.E. «Gravity through the prism of condensed matter physics» Письма в ЖЭТФ, 118, № 7, с. 546-547 (2023)

DOI: https://doi.org/10.31857/S1234567823190126

Письма в ЖЭТФ, 118, № 7, с. 546-547 (2023) | Рубрики: 17 18