М

Магер П.Н.

Климушкин Д.Ю., Магер П.Н. «Об определении понятия альфвеновской моды в неоднородном магнитном поле» Солнечно-земная физика, 9, № 1, с. 33-36 (2023)

Заметка носит методический характер и посвящена определению понятия линейной альфвеновской моды. Существуют два определения – электродинамическое и гидродинамическое. В первом случае альфвеновской модой считается волна с потенциальным поперечным электрическим полем. Во втором случае с альфвеновской модой чаще идентифицируются волны, движение плазмы в которых носит чисто вихревой характер. Хотя эти определения эквивалентны в однородной плазме, при учете кривизны магнитного поля они несовместимы: если поперечное электрическое поле является чисто потенциальным, то у скорости движения плазмы имеется не только вихревая, но и потенциальная составляющая, и наоборот. Электродинамическое и гидродинамическое определения эквивалентны только в том случае, если у электрического поля волны полностью отсутствует компонента вдоль бинормали к внешнему магнитному

Солнечно-земная физика, 9, № 1, с. 33-36 (2023) | Рубрика: 18

Магомед Н.

Молотов И.Е., Чжан Ч., Чжу Т., Юй Ш., Еленин Л.В., Захваткин М.В., Степаньянц В.А., Стрельцов А.И., Шильдкнехт Т., Эгамбердиев Ш.А., Тунгалаг Н., Буянхишиг Р., Заллес Р., Абдельазиз А.М., Тилиб С.К., Магомед Н., Перец Тижерина Э.Г., Русаков О.П. «Новый статус проекта ИСОН» Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 177-182 (2023)

Международная научная оптическая сеть ИСОН – открытый международный научный проект, специализирующийся на наблюдениях околоземных космических объектов. Он начался в Пулковской обсерватории в 2004 г., затем был продолжен в Институте прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, а с 2019 г. реализуется частной компанией «Малое инновационное предприятие «ИСОН Баллистика-Сервис». Таким образом, ИСОН превратился в открытый международный частный проект. Еще одной новой особенностью является укрепление сотрудничества с Китайской академией наук. Также проект постепенно превращается в международный центр обмена информацией по космическому мусору.

Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 177-182 (2023) | Рубрика: 18

Мажуль И.И.

Мажуль И.И. «Асимметрия течения при взаимодействии скачка уплотнения с пограничным слоем на продольно-ребристой поверхности» Инженерно-физический журнал, 96, № 4, с. 999-1016 (2023)

Выполнены численные исследования асимметрии течения в канале воздухозаборника при взаимодействии скачка уплотнения, генерируемого обечайкой воздухозаборника, с пограничным слоем в его канале, имеющем продольно-ребристую нижнюю поверхность, на основе осредненных по Рейнольдсу уравнений Навье–Стокса и модели турбулентности SST κ–w. Получены данные по структуре течения в модели такого канала, содержащей сужающийся входной участок и последующий участок постоянного поперечного сечения, распределению предельных линий тока на продольно-ребристой поверхности канала, профилям скорости течения и полного давления в пограничном слое в канале при числе Маха набегающего потока М=4. Ключевые слова: численное моделирование, сверхзвуковое течение, прямоугольный канал, продольноребристая поверхность, асимметрия течения

Инженерно-физический журнал, 96, № 4, с. 999-1016 (2023) | Рубрика: 08.14

Мазур Н.Г.

Ягова Н.В., Федоров Е.Н., Пилипенко В.А., Мазур Н.Г., Мартинес-Беденко В.А. «Колебания геомагнитного поля в диапазоне 2.5–12 Гц в F-слое ионосферы по данным спутников SWARM» Солнечно-земная физика, 9, № 1, с. 37-50 (2023)

Исследованы вариации геомагнитного поля диапазона 2.5–12 Гц в F-слое ионосферы выше максимума электронной концентрации по данным измерений на двух спутниках миссии SWARM. Для анализа использовались данные, полученные в условиях слабой и умеренной геомагнитной возмущенности в течение двенадцати дней в сентябре и декабре 2016 г. Для разделения пространственных неоднородностей и временных вариаций магнитного поля изучались временные формы сигналов и кроссспектры, в скользящем окне длительностью 2.56 с. На широтах вблизи и выше полярной границы аврорального овала, соответствующих входным слоям магнитосферы и области дневного полярного каспа/клефта, обнаружены максимумы вероятности появления колебаний и их спектральной плотности мощности. Типичные высокоширотные колебания представляют собой волновые пакеты длительностью 5–10 периодов, наблюдаемые с малой задержкой на спутниках, разнесенных на расстояние 40–100 км. Предположительно, эти колебания являются ионосферным проявлением электромагнитных ионно-циклотронных волн, которые генерируются во внеэкваториальных областях внешней магнитосферы вблизи полярного каспа. Детально рассматриваются волновые формы и кросс-спектры колебаний для двух событий с отличающимися пространственными распределениями магнитного поля в ионосфере. Для условий в ионосфере, соответствующих событию 1 (17 сентября, геомагнитная широта 80°, послеполуденный сектор), в рамках модели о падении на ионосферу пучка альфвеновских волн конечного радиуса оценены пространственные распределения магнитного поля волны в ионосфере и на поверхности Земли.

Солнечно-земная физика, 9, № 1, с. 37-50 (2023) | Рубрика: 18

Майоров А.Г.

Малахов В.В., Алексеев В.В., Голубков В.С., Майоров А.Г., Роденко С.А., Юлбарисов Р.Ф. «Магнитное поле во внутреннем околоземном пространстве» Успехи физических наук, 193, № 10, с. 1025-1046 (2023)

Дано общее представление о разработке современных моделей магнитного поля внутренней магнитосферы Земли начиная от выбора экспериментальных результатов и заканчивая аппроксимацией и представлением выходных данных модели. В частности, описаны все основные источники магнитного поля, их учёт в различных моделях, подходы к параметризации поля. Кратко приведена история изучения магнитного поля Земли, описаны современные и более ранние экспериментальные данные, использующиеся при разработке моделей, а также математический аппарат, составляющий их ядро. Приведены основные характеристики и особенности большинства современных моделей, описывающих магнитное поле Земли во внутренней магнитосфере.

Успехи физических наук, 193, № 10, с. 1025-1046 (2023) | Рубрика: 18

Майоров А.Л.

Баев А.Р., Метьковец А.И., Майоров А.Л., Асадчая М.В., Воробей А.В. «Особенности оптоакустического возбуждения и распространения пластинчатых волн в тонкостенных объектах» Приборы и методы измерений, 14, № 4, с. 233-241 (2023)

Повышение эффективности неразрушающего контроля пластинчатых материалов с однослойной и двухслойной структурой является актуальной научно-технической задачей. Цель работы заключалась в исследовании особенностей возбуждения и приёма пластинчатых волн (ПВ) в однослойных и двухслойных материалах импульсным лазерным излучением (ЛИ) применительно к обнаружению в них трещин и оценки толщины слоёв при одностороннем прозвучивании. Разработана методика и проведены экспериментальные исследования влияния перемещения области лазерной генерации ПВ по поверхности дюралевых образцов относительно имитатора трещины разной глубины с последующим приёмом сигнала под характерным углом наклоном βI. Установлено существенное изменение структуры волнового фронта при локализации зоны движущегося источника волн в окрестности имитатора трещины, сопровождающееся изменением отношения экстремальных значений амплитуд принимаемой асимметричной моды Aextr до 14–15 дБ. При приёме же симметричной s0 моды величина Aextr не превышает 3–4 дБ. Дана трактовка этому эффекту. Предложена и разработана методика и схема толщинометрии двухслойных материалов с металлизированным покрытием и неметаллическим основанием (стеклотекстолит), где в качестве примера использованы образцы с медным покрытием и основой из стеклотекстолита разной толщины. В данном случае в качестве информативного параметра используется скорость или время распространения ПВ, между двумя малоапертурными (ненаправленными) преобразователями. При этом оценённая чувствительность измеряемой схемы к изменению толщины металлического покрытия составляет 0,5 мкм, а основы – более чем в 2 раза хуже.

Приборы и методы измерений, 14, № 4, с. 233-241 (2023) | Рубрика: 06.17

Макалкин Д.И.

Макалкин Д.И., Карабутов А.А., Саватеева Е.В. «Прецизионное измерение групповой скорости ультразвука твердых сред в образцах миллиметровой толщины» Акустический журнал, 69, № 6, с. 685-694 (2023)

Предлагается методика высокоточного локального измерения групповой скорости продольных волн в твердых образцах миллиметровой толщины. Для достижения требуемой точности используется лазерное термооптическое возбуждение субмикросекундных ультразвуковых видеоимпульсов и сверхширокополосная пьезоэлектрическая регистрация отраженных от контролируемого образца акустических сигналов. Исследуются плоскопараллельные образцы из дюраля, кварца и стали толщиной 2–6 мм. Для достижения необходимой точности измерения групповой скорости ультразвука используется математическая обработка формы сигнала с компенсацией дифракции ультразвукового пучка при распространении в образце. Показана возможность обеспечения неопределенности измерения групповой скорости ультразвука в диапазоне частот 1–15 МГц на уровне 0.1% в образцах миллиметровой толщины.

Акустический журнал, 69, № 6, с. 685-694 (2023) | Рубрики: 06.03 06.18 06.23

Макаров К.Н.

Макаров К.Н., Юрченко Е.А, Юрченко Е.Е., Юрченко В.Е. «Применение аддитивной технологии для исследования резонансных колебаний зданий и сооружений» Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века, № 9-10, с. 10-14 (2018)

Разработана методика исследований колебаний малоразмерных физических моделей зданий с использованием аддитивной технологии. Представлены результаты экспериментального определения резонансных частот при гармонических колебаниях и вычисления сдвига их фаз для двух малоразмерных моделей трехэтажного железобетонного здания с безригельным каркасом. Показано, что применение 3D-принтера позволяет снизить трудоемкость изготовления моделей, а также расширить возможности учета эксплуатационных дефектов зданий и сооружений, полученных от сейсмических, вибрационных и других видов колебательных воздействий на основе физического моделирования

Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века, № 9-10, с. 10-14 (2018) | Рубрики: 10.08 11.07

Макоев Г.А.

Смирнова В.В., Хайкин В.Б., Макоев Г.А., Рыжов В.С «Радиотелескоп миллиметрового диапазона РТ-7.5 МГТУ им. Н.Э. Баумана: состояние и перспективы развития» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 119, № 4, с. 49-57 (2023)

Представлены результаты моделирования многолучевого режима работы радиотелескопа РТ-7.5 МГТУ им. Н.Э. Баумана. Предложена концепция бюджетных матричных приемников для волн 3 и 2 мм, которые позволят многократно уменьшить время построения полной карты солнечного диска. Приводятся результаты моделирования ожидаемых изображений солнечных субтерагерцовых вспышек с положительным наклоном спектра на волнах 3 и 2 мм. DOI:https://doi.org/10.34898/izcrao-vol119-iss4-pp49-57

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 119, № 4, с. 49-57 (2023) | Рубрика: 18

Максимов В.В.

Поляхов Н.Н., Поляхова Е.Н., Максимов В.В. «Гидромеханика Леонарда Эйлера: исторический экскурс» Фундаментальная и прикладная гидрофизика, 1, № 2, с. 82-91 (2008)

В 2007 г. мировая научная общественность отметила славный юбилей великого Эйлера – 300 лет со дня рождения; в этом 2008 г., 18 сентября, минуло 225 лет со дня его смерти. Как известно, именно в стенах только что созданной Петербургской Академии наук (полные ее названия в те годы: с момента основания – Академия наук и художеств, по регламенту 1747 г. – Императорская Академия наук и художеств) Даниил Бернулли (Daniel Bernoulli, 1700–1782) и Леонард Эйлер (Leonhard Euler, 1707–1783) начали исследования основ механики жидкости, закончившиеся основополагающими результатами, во многом определившими последующий ход развития гидромеханики. Общий список публикаций Леонарда Эйлера огромен: в нем насчитывается около 850 работ. Его работы по механике жидкости занимают в этом списке свое достойное место и стимулируют научную мысль на протяжении вот уже двух с половиной столетий. Леонард Эйлер впервые приехал в Санкт-Петербург в возрасте 20 лет и проработал в стенах Академии наук 14 лет. После вынужденного отъезда в Берлин в 1741 г. и продолжительной работы в Берлинской Академии наук, в 1766 г. он вновь возвращается в Санкт-Петербург, где продолжает интенсивно трудиться еще 17 лет, вплоть до своей кончины, последовавшей в 1783 г. Опередившие более чем на столетие требования времени континуальные представления Эйлера в гидродинамике идеальной жидкости нуждались только во введении касательного напряжения, чтобы успешно обеспечить построение всех основ классической механики сплошной среды. Однако это опережение времени привело к тому, что чисто континуальный подход, основанный на идеях Эйлера и Коши, будет последовательно развит сначала английской школой, а затем российской школой механики (в лице академика Михаила Васильевича Остроградского и созданной им Петербургской школой прикладной математики и механики) и завоюет всеобщее признание только уже в последней трети XIX столетия.

Фундаментальная и прикладная гидрофизика, 1, № 2, с. 82-91 (2008) | Рубрика: 03

Максимов Д.С.

Максимов Д.С., Когогин Д.А., Насыров И.А., Загретдинов Р.В. «Влияние солнечных вспышек 5–12 сентября 2017 г. на региональную возмущенность ионосферы Земли по данным ГНСС-станций, расположенных в Приволжском федеральном округе Российской Федерации» Солнечно-земная физика, 9, № 2, с. 52-59 (2023)

Представлены результаты оценки влияния солнечных вспышек 5–12 сентября 2017 г. на региональную возмущенность ионосферы Земли по данным распределенной сети ГНСС-станций, большая часть которых расположена в Приволжском федеральном округе Российской Федерации (ПФО РФ). С помощью разработанного нами программного комплекса обработки ГНСС-данных анализировались регистрируемые мощности сигнала, суточные двухчастотные фазовые измерения, проводился расчет полного электронного содержания и картирование этих данных. Результаты проведенного исследования показали, что медианное значение вариаций полного электронного содержания, рассчитанное по региону ПФО РФ, увеличилось до 0.25 и 0.6 TECU во время мощных солнечных вспышек X2.2 и X9.3 6 сентября соответственно, когда рассматриваемый регион, расположенный в пределах 40–55°E, был освещен Солнцем. Продолжительные магнитные бури 8 сентября привели также к ощутимым возмущениям в ионосфере, достигавшим 0.2 TECU. В то же время, ни солнечные вспышки, ни последовавшие за ними магнитные бури не оказали заметного влияния на мощностные характеристики регистрируемых сигналов навигационных спутников в ПФО РФ. Медианное отношение значения несущей навигационного сигнала к шуму, рассчитанное для рассматриваемой области, за все время наблюдения варьировалось в пределах 47–53 дБГц и 38–49 дБГц для частот L1 и L2 соответственно без каких-либо резких градиентов, что характерно для невозмущенной ионосферы.

Солнечно-земная физика, 9, № 2, с. 52-59 (2023) | Рубрика: 18

Максимочкин В.И.

Максимочкин В.И., Павлов А.С. «Палеоинформативность термоостаточной намагниченности, сформированной в условиях сжатия» Гелиогеофизические исследования, № 38, с. 61-65 (2023)

На океаническом базальте со дна Красного моря исследовано образование термоостаточной намагниченности (TRMp) в условиях квазиоодноосного сжатия. Показано, что величина TRMp зависит от направления магнитного поля относительно оси преимущественного сжатия: влияние давления максимально при параллельной ориентации и минимально при перпендикулярной ориентации поля относительно оси сжатия. Проведено определение величины магнитного поля по TRMp, сформированной в стрессовых условиях, методом Телье–Коэ. Показано, что поле, рассчитанное по TRMp, созданной при Р||Н (Р=100 МПа) занижено на 41.6%, при перпендикулярной ориентации – на 10%.

Гелиогеофизические исследования, № 38, с. 61-65 (2023) | Рубрика: 18

Малахов В.В.

Успехи физических наук, 193, № 10, с. 1025-1046 (2023) | Рубрика: 18

Малахов С.

Буднев Н., Кузьмичев Л., Астапов И., Безъязыков П., Бонвеч Е., Бородин А., Булан А., Vaidyanathan A., Волков Н., Волчугов П., Воронин Д., Гафаров А., Гармаш А., Гребенюк В., Гресь О.А., Гресь Т.И., Гресь Е.О., Гринюк А., Гришин О., Дячок А., Журов Д., Загородников А., Иванова А.Д., Иванова А.Л., Илюшин М., Калмыков Н., Киндин В., Кирюхин С., Кожин В., Кокоулин Р., Колосов Н.И., Компаниец К., Коростелева Е., Кравченко Е., Крюков А., Chiavassa A., Лаврова М., Лагутин А., Лемешев Ю., Лубсандоржиев Б.К., Лубсандоржиев Н.Б., Малахов С., Миргазов Р., Монхоев Р., Окунева Э., Осипова Э., Пан А., Панов А., Паньков Л., Пахоруков А., Петрухин А., Подгрудков Д., Попова Е., Постников Е., Просин В., Птускин В., Пушнин А., Райкин Р., Разумов А., Рубцов Г., Рябов Е., Сатышев И., Самолига В., Свешникова Л., Сидоренков А., Силаев А., Силаев (мл.) А., Скурихин А., Соколов А., Таболенко В., Танаев А., Терновой М., Ткачев Л., Ушаков Н., Чернов Д., Яшин И. «TAIGA – гибридный комплекс для многоканальной астрономии высоких энергий» Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1794-1798 (2023)

Гибридный комплекс установок TAIGA (Tunka Advanced Instrument for cosmic ray physics and Gamma Astronomy) предназначен для решения широкого круга задач в области астрофизики высоких энергий методами многоканальной астрономии. Представлено краткое описание пилотного комплекса TAIGA-1 с гибридной системой детекторов, распределенных на площади 1.1 km2, и некоторые уже полученные результаты. Ключевые слова: TAIGA, космические лучи, гамма-астрономия, энергетический спектр. DOI: 10.61011/JTF.2023.12.56824.f234-23

Малахов С.Д.

Иванова А.Л., Астапов И.И., Безъязыков П.А., Бонвеч Е.А., Бородин А.Н., Буднев Н.М., Булан А.В., Vaidyanathan A., Волков Н.В., Волчугов П.А., Воронин Д.М., Гафаров А.Р., Гармаш А.Ю., Гребенюк В.М., Гресь О.А., Гресь Т.И., Гресь Е.О., Гринюк А.А., Гришин О.Г., Дячок А.Н., Журов Д.П., Загородников А.В., Иванова А.Д., Илюшин М.А., Калмыков Н.Н., Киндин В.В., Кирюхин С.Н., Кожин В.А., Кокоулин Р.П., Колосов Н.И., Компаниец К.Г., Коростелева Е.Е., Кравченко Е.А., Крюков А.П., Кузьмичев Л.А., Chiavassa A., Лаврова М.В., Лагутин А.А., Лемешев Ю.Е., Лубсандоржиев Б.К., Лубсандоржиев Н.Б., Малахов С.Д., Миргазов Р.Р., Монхоев Р.Д., Окунева Э.А., Осипова Э.А., Пан А., Панов А.Д., Паньков Л.В., Пахоруков А.Л., Петрухин А.А., Подгрудков Д.А., Попова Е.Г., Постников Е.Б., Просин В.В., Птускин В.С., Пушнин А.А., Райкин Р.И., Разумов А.В., Рубцов Г.И., Рябов Е.В., Сатышев И., Самолига В.С., Свешникова Л.Г., Сидоренков А.Ю., Силаев А.А., Силаев (мл.) А.А., Скурихин А.В., Соколов А.В., Таболенко В.А., Танаев А.Б., Терновой М.Ю., Ткачев Л.Г., Ушаков Н.А., Чернов Д.В., Яшин И.И. «Установка Tunka-Grande: статус 2023 года и последние результаты» Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1799-1802 (2023)

Показаны последние результаты за 2016–2022 гг. по исследованию энергетического спектра космических лучей на установке Tunka-Grande, представляющей собой сеть из 19 сцинтилляционных станций, входящих в состав экспериментального комплекса TAIGA (Tunka Advanced Instrument for cosmic ray physics and Gamma Astronomy) в Восточной Сибири, недалеко от озера Байкал, и предназначенной для исследования энергетического спектра и массового состава космических лучей, а также поиска астрофизических гамма-квантов в диапазоне энергий 10–1000 PeV. Ключевые слова: космические лучи, широкий атмосферный ливень, сцинтилляционная установка Tunka-Grande, экспериментальный комплекс TAIGA. DOI: 10.61011/JTF.2023.12.56825.f235-23

Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1799-1802 (2023) | Рубрика: 18

Терновой М.Ю., Астапов И.И., Безъязыков П.А., Бонвеч Е.А., Бородин А.Н., Буднев Н.М., Булан А.В., Волков Н.В., Волчугов П.А., Воронин Д.М., Гафаров А.Р., Гресь Е.О., Гресь О.А., Гресь Т.И., Гришин О.Г., Гармаш А.Ю., Гребенюк В.М., Гринюк А.А., Дячок А.Н., Журов Д.П., Загородников А.В., Иванова А.Д., Иванова А.Л., Илюшин М.А., Калмыков Н.Н., Киндин В.В., Кирюхин С.Н., Кокоулин Р.П., Колосов Н.И., Компаниец К.Г., Коростелева Е.Е., Кожин В.А., Кравченко Е.А., Крюков А.П., Кузьмичев Л.А., Лагутин А.А., Лаврова М.В., Лемешев Ю.Е., Лубсандоржиев Б.К., Лубсандоржиев Н.Б., Малахов С.Д., Миргазов Р.Р., Монхоев Р.Д., Окунева Э.А., Осипова Э.А., Пахоруков А.Л., Пан А., Панов А.Д., Паньков Л.В., Петрухин А.А., Подгрудков Д.А., Попова Е.Г., Постников Е.Б., Просин В.В., Птускин В.С., Пушнин А.А., Разумов А.В., Райкин Р.И., Рубцов Г.И., Рябов Е.В., Самолига В.С., Сатышев И., Силаев А.А., Силаев(мл.) А.А., Сидоренков А.Ю., Скурихин А.В., Соколов А.В., Свешникова Л.Г., Таболенко В.А., Танаев А.Б., Ткачев Л.Г., Ушаков Н.А., Чернов Д.В., Яшин И.И., Chiavassa A., Vaidyanathan A. «Моделирование сцинтилляционных установок Tunka-Grande и TAIGA-Muon» Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1807-1810 (2023)

Представлен план компьютерного моделирования сцинтилляционных установок на основе программных пакетов CORSIKA и Geant4. Приведен метод, разработанный для оптимизации процесса моделирования. Обсужден возможный подход для определения массового состава заряженных космических лучей. Также представлены предварительные результаты компьютерного моделирования установки Tunka-Grande в диапазоне энергий 10–100 PeV. Ключевые слова: экспериментальный комплекс TAIGA, космические лучи, широкие атмосферные ливни, массовый состав, CORSIKA, Geant4. DOI: 10.61011/JTF.2023.12.56827.f237-23

Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1807-1810 (2023) | Рубрика: 18

Илюшин М.А., Астапов И.И., Безъязыков П.А., Бонвеч Е.А., Бородин А.Н., Буднев Н.М., Булан А.В., Вайдянатан А., Волков Н.В., Волчугов П.А., Воронин Д.М., Гафаров А.Р., Гармаш А.Ю., Гребенюк В.М., Гресь Е.О., Гресь О.А., Гресь Т.И., Гринюк А.А., Гришин О.Г., Дячок А.Н., Журов Д.П., Загородников А.В., Иванова А.Д., Иванова А.Л., Калмыков Н.Н., Киндин В.В., Кирюхин С.Н., Кокоулин Р.П., Колосов Н.И., Компаниец К.Г., Коростелева Е.Е., Кожин В.А., Кравченко Е.А., Крюков А.П., Кузьмичев Л.А., Кьявасса А., Лагутин А.А., Лаврова М.В., Лемешев Ю.Е., Лубсандоржиев Б.К., Лубсандоржиев Н.Б., Малахов С.Д., Монхоев Р.Д., Миргазов Р.Р., Окунева Э.А., Осипова Э.А., Пахоруков А.Л., Пан А., Панов А.Д., Паньков Л.В., Петрухин А.А., Подгрудков Д.А., Попова Е.Г., Постников Е.Б., Просин В.В., Птускин В.С., Пушнин А.А., Разумов А.Ю., Райкин Р.И., Рубцов Г.И., Рябов Е.В., Самолига В.С., Сатышев И., Силаев А.А., Силаев(мл.) А.А., Сидоренков А.Ю., Ckypuxuн A.B., Соколов А.В., Свешникова Л.Г., Таболенко В.А., Танаев А.Б., Терновой М.Ю., Ткачев Л.Г., Ушаков Н.А., Чернов Д.В., Яшин И.И. «Сцинтилляционная установка Taiga-muon: статус и перспективы» Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1822-1825 (2023)

Приведены описание сцинтилляционной установки TAIGA-Muon в составе астрофизического комплекса TAIGA (Tunka Advanced Instrument for Сosmic Ray Physics and Gamma Astronomy), научная программа исследований, методика восстановления параметров широких атмосферных ливней и результаты тестовых наборов экспериментальных данных. Ключевые слова: космические лучи, широкий атмосферный ливень, сцинтилляционная установка TAIGA-Muon, экспериментальный комплекс TAIGA. DOI: 10.61011/JTF.2023.12.56831.f216-23

Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1822-1825 (2023) | Рубрика: 18

Монхоев Р.Д., Астапов И.И., Безъязыков П.А., Бонвеч Е.А., Бородин А.Н., Буднев Н.М., Булан А.В., Вайдянатан А., Волков Н.В., Волчугов П.А., Воронин Д.М., Гафаров А.Р., Гармаш А.Ю., Гребенюк В.М., Гресь Е.О., Гресь О.А., Гресь Т.И., Гринюк А.А., Гришин О.Г., Дячок А.Н., Журов Д.П., Загородников А.В., Иванова А.Д., Иванова А.Л., Илюшин М.А., Калмыков Н.Н., Киндин В.В., Кирюхин С.Н., Кокоулин Р.П., Колосов Н.И., Компаниец К.Г., Коростелева Е.Е., Кожин В.А., Кравченко Е.А., Крюков А.П., Кузьмичев Л.А., Кьявасса А., Лагутин А.А., Лаврова М.В., Лемешев Ю.Е., Лубсандоржиев Б.К., Лубсандоржиев Н.Б., Малахов С.Д., Миргазов Р.Р., Окунева Э.А., Осипова Э.А., Пахоруков А.Л., Пан А., Панов А.Д., Паньков Л.В., Петрухин А.А., Подгрудков Д.А., Попова Е.Г., Постников Е.Б., Просин В.В., Птускин В.С., Пушнин А.А., Разумов А.Ю., Райкин Р.И., Рубцов Г.И., Рябов Е.В., Самолига В.С., Сатышев И., Силаев А.А., Силаев (мл.) А.А., Сидоренков А.Ю., Скурихин А.В., Соколов А.В., Свешникова Л.Г., Таболенко В.А., Танаев А.Б., Терновой М.Ю., Ткачев Л.Г., Ушаков Н.А., Чернов Д.В., Яшин И.И. «Модернизация сцинтилляционных счетчиков установки TAIGA-Muon» Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1830-1833 (2023)

В 2019 г. в дополнение к действующей установке Tunka-Grande начато строительство сцинтилляционной установки TAIGA-Muon. Оба эксперимента являются частью астрофизического комплекса TAIGA, предназначенного для решения широкого круга фундаментальных задач в области физики космических лучей и гамма-астрономии. Приведены описание установки TAIGA-Muon и результаты тестовых сеансов измерений. Также представлены новая конфигурация кластеров и проект модернизации конструкции сцинтилляционных счетчиков. Ключевые слова: космические лучи, широкий атмосферный ливень, сцинтилляционная установка TAIGA-Muon, астрофизический комплекс TAIGA. DOI: 10.61011/JTF.2023.12.56833.f214-23

Малащук В.

Андреева О., Плотников А., Малащук В. «Формирование унифицированной базы данных наблюдений Солнца в линии He I 10830 Å, полученных в 1999–2023 гг. на телескопе БСТ-2 КрАО» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 119, № 4, с. 35-41 (2023)

На телескопе БСТ-2 накоплен уникальный наблюдательный материал за более чем два солнечных цикла. В период с 1999 г. по настоящее время получено свыше 4500 карт полного диска Солнца в линии He I 10830 Å , позволяющих исследовать эволюцию и характеристики корональных дыр, волокон и активных областей. В связи с тем, что за этот период процесс наблюдений неоднократно претерпевал модернизацию разной сложности и вносились изменения в программы обработки, мы имеем несколько рядов карт Солнца разного вида. В работе поставлена задача обработать весь наблюдательный материал по единой методике и сформировать унифицированную базу данных наблюдений в линии He I 10830 Å . Дается краткое описание алгоритма обработки наблюдений, и приводятся фрагменты базы данных. DOI:https://doi.org/10.34898/izcrao-vol119-iss4-pp35-41

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 119, № 4, с. 35-41 (2023) | Рубрика: 18

Маленко Ж.В.

Маленко Ж.В., Ярошенко А.А. «Трехмерные изгибно-гравитационные волны в плавающем ледяном покрове от движущегося источника возмущений» Прикладная математика и механика, 87, № 6, с. 1037-1048 (2023)

Ледяной покров моделируется тонкой упругой изотропной пластинкой, плавающей на поверхности жидкости конечной глубины. По поверхности пластины перемещается источник возмущений. Получены значения критических скоростей, при которых меняется характер волнового возмущения. Определены угловые зоны, в которых распространяются волны. Исследовано влияние скорости перемещения источника возмущений, толщины ледяной пластины, сил сжатия и растяжения на амплитуды образующихся волн. Ключевые слова: упругая пластина, ледяной покров, изгибно-гравитационные волны, критическая скорость

Прикладная математика и механика, 87, № 6, с. 1037-1048 (2023) | Рубрики: 07.14 08.02

Малеханов А.И.

Малеханов А.И., Коваленко В.В., Никитин Д.А., Сазонтов А.Г., Сергеев В.А. «Согласованная со средой обработка акустических сигналов в подводных звуковых каналах: состояние исследований, оценки эффективности, перспективы» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 17-23 (2023)

Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в исследовании различных методов обработки акустических сигналов в подводных каналах, остаются вопросы, которые все еще требуют своего углубленного рассмотрения. Более того, даже на уровне используемой терминологии сохраняется ряд спорных представлений, указывающих на определенную неоднозначность трактовки «согласованной со средой» обработки сигналов применительно к низкочастотной подводной акустике. Цель доклада – осветить современное состояние тематики с акцентом на принципиальных физических аспектах, в наибольшей степени влияющих на результативность методов обработки, построенных на основе модели среды, и условиях практической применимости таких методов в реальных морских условиях. Даны примеры расчета характеристик эффективности согласованной со средой обработки для некоторых типичных условий приема сигналов в подводных каналах с помощью вертикальных антенных решеток, сформулированы перспективные направления дальнейших исследований.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 17-23 (2023) | Рубрики: 07.20 07.21

Малеханов А.И., Смирнов А.В. «К вопросу о квазиоптимальных методах пространственной обработки частично-когерентных многомодовых сигналов в подводных звуковых каналах» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 269-272 (2023)

Анализируются методы пространственной обработки сигнала на фоне интенсивной помехи с помощью горизонтальной антенной решетки, расположенной в канале мелкого моря. Предполагается, что источники сигнального и помехового полей находятся под различными углами по отношению к антенне, а ее волновой размер превосходит масштабы когерентности. Основное внимание уделено сравнительной оценке эффективности методов обработки, включая оптимальные и близкие к ним, по величине антенного выигрыша. Определены сценарии приема сигналов, для которых относительно простые эвристические методы обеспечивают квазиоптимальную обработку сигналов, что представляется важным с точки зрения приложений.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 269-272 (2023) | Рубрика: 07.20

Малиновский В.В.

Кориненко А.Е., Малиновский В.В. «Натурные исследования геометрических размеров обрушений гравитационных волн» Морской гидрофизический журнал, 39, № 6, с. 814-830 (2023)

Цель работы исследовать временную изменчивость геометрических размеров обрушений ветровых волн в натурных условиях и оценить долю морской поверхности, покрытой пеной, используя распределение длин гребней обрушивающихся волн. Методы и результаты. Натурные исследования характеристик обрушений проводились со стационарной океанографической платформы, расположенной в 500 м от берега в районе поселка городского типа Кацивели (Черноморский гидрофизический подспутниковый полигон). Определение геометрических размеров обрушений в активной фазе и скоростей их движения осуществлялось по видеозаписям морской поверхности. В результате обработки последовательностей видеокадров сформированы массивы длин гребней, ширины и площадей пенных структур, изменяющихся во времени. Одновременно с видеозаписями регистрировалась метеорологическая информация. Выводы. Экспериментально установлена не зависящая от ветровых и волновых условий связь геометрических размеров барашка с длиной обрушивающейся волны: средняя ширина обрушения пропорциональна длине обрушивающейся волны, средняя площадь – квадрату длины несущей волны. Значения этих отношений равны 0,03 и 0,002 соответственно, что подтверждает геометрическое подобие обрушений. Показано, что длина и ширина индивидуального барашка увеличиваются с постоянной скоростью, значение которой определяется масштабом обрушивающейся волны. Геометрические характеристики обрушений, нормированные на длину обрушивающейся волны, линейно зависят от безразмерного времени и не зависят от масштабов и скоростей обрушивающихся волн. Для расчета доли морской поверхности, покрытой пеной, использовалось распределение длин обрушений. Показано, что значения натурных данных удовлетворительно согласуются с расчетами по модели, предложенной О.М. Филлипсом.

Морской гидрофизический журнал, 39, № 6, с. 814-830 (2023) | Рубрика: 07.02

Малова Т.И.

Малова Т.И., Родионов А.А. «Наводнения Невы как комплексная научная проблема» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 56-61 (2023)

Изучение исторических наводнений Невы, в том числе до и после постройки Комплекса защитных сооружений, вековое закрепление нулей отсчета высот и глубин и прогноз изменения уровней акваторий – комплексная научная проблема, решение которой представляет практический интерес не только для Санкт-Петербурга, но и для всего арктического побережья. Одним из вариантов решения было создание глубинных скважинных реперных постов (ГСРП) или систем (ГСРС) в пределах Ленинградского (Санкт Петербургского) геодинамического полигона. Каждая из трех ГСРС включает четыре репера: один заложен на глубину грунтовых вод, два – над водоносными горизонтами, один – в кристаллический фундамент. Модернизация ранее отработанного эстонского проекта позволила довести точность наблюдений на ГСРС до уровня точности нивелирования I класса. Эффективность ГСРС была подтверждена в ходе откачки вод гдовского горизонта в Шепелево, что позволило выявить нестабильность типовых фундаментальных реперов I класса. Методические решения, отработанные на геодинамическом полигоне, должны быть внедрены в Арктике.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 56-61 (2023) | Рубрика: 07.02

Малова Х.В.

Левашов Н.Н., Попов В.Ю., Малова Х.В., Зеленый Л.М. «Моделирование мультифрактального турбулентного электромагнитного поля в космической плазме» Космические исследования, 61, № 2, с. 116-123 (2023)

Предложена двумерная модель мультифрактального турбулентного электромагнитного поля, позволяющая гибко варьировать ширину мультифрактального спектра и уровень перемежаемости. Моделирование электромагнитного поля происходит при помощи суперпозиции вейвлетов, которые распределяются равномерно по всей вычислительной области. Путем специального распределения амплитуд мы добиваемся того, чтобы результирующее поле было мультифрактальным и перемежаемым. При помощи данной модели исследовалось влияние мультифрактальности и перемежаемости на ускорение заряженных частиц в турбулентном поле в хвосте магнитосферы Земли. Показано, что в случае мультифрактального поля отдельные частицы способны достичь больших значений энергии по сравнению с монофрактальной турбулентностью.

Космические исследования, 61, № 2, с. 116-123 (2023) | Рубрика: 18

Домрин В.И., Малова Х.В., Попов В.Ю., Григоренко Е.Е., Зеленый Л.М. «Влияние ионов кислорода на формирование тонкого токового слоя геомагнитного хвоста» Космические исследования, 61, № 3, с. 215-229 (2023)

Тонкий токовый слой в хвосте магнитосферы Земли, имеющий характерную толщину от одного до нескольких протонных гирорадиусов, часто наблюдаются во время магнитосферных возмущений – суббурь, когда сравнительно толстая токовая конфигурация в хвосте сужается до предельно малой толщины, а затем может спонтанно разрушаться. Процесс разрушения, как правило, сопровождается активными процессами: ускорением и нагревом плазмы, генерацией переменных электрических полей и магнитогидродинамических волн. В настоящей работе развита и исследована модель формирования тонкого токового слоя, в котором, наряду с протонами, присутствуют однозарядные ионы кислорода, поступающие из ионосферы в токовый слой хвоста в магнитоактивные периоды. Целью моделирования является изучение закономерностей образования равновесного тонкого токового слоя в плазме, состоящей из двух сортов ионов, и исследование его структуры. Показано, что равновесная конфигурация может иметь особенности. В частности, если в системе присутствуют только протоны или только тяжелые ионы, то формируется одномасштабное токовое равновесие, определяемое частицами, движущимися вдоль квазиадиабатических траекторий. При формировании токового слоя в плазме, состоящей из смеси протонов и ионов кислорода в сопоставимых концентрациях, с большой вероятностью образуется токовый слой, в котором носителями тока являются тяжелые ионы, а траектории протонов хаотизируются и вносят отрицательный вклад в ток, благодаря чему профиль плотности тока становится расщепленным с минимумом в центре и максимумами на периферии слоя. Полученные результаты могут быть полезными для интерпретации данных наблюдений в хвосте магнитосфере Земли.

Космические исследования, 61, № 3, с. 215-229 (2023) | Рубрика: 18

Малый В.В.

Волгин П.Н., Ковалевский Н.Г., Малый В.В. «Анализ результатов гидроакустических расчетов при определении потерь распространения гидроакустической энергии в Авачинском заливе» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 337-342 (2023)

Значительное влияние на эффективность применения гидроакустических средств в Авачинском заливе, наряду с необходимостью учета сложного состава внешних шумовых помех, играют гидроакустические условия конкретной акватории моря и её подстилающей поверхности с учетом двумерной неоднородности морской среды и переменного рельефа дна по трассе распространения. Эти условия учитываются при определении возможных потерь при распространении в пространстве гидроакустической энергии, что оказывает существенное влияние на организацию построения и функционирования системы мониторинга подводной обстановки в конкретном районе. Естественно, что вторым по значимости фактором, влияющим на функционирование системы мониторинга подводной обстановки, является необходимость учета влияние сложных по своему составу внешних шумовых помех.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 337-342 (2023) | Рубрики: 07.19 07.22

Малышкин Г.С.

Малышкин Г.С. «Об одном методе классификации гидроакустических источников излучения на выходе адаптивной пространственной обработки» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 96-100 (2023)

Приводятся результаты морских экспериментов по анализу пеленгационных рельефов и траекторий с позиций классификации источников на надводные и подводные применительно к осенним гидроакустическим условиям в районе берегового клина. Показано, что в режиме шумопеленгования в качестве классификационного признака для разделения надводных и подводных источников может использоваться модуляция траекторий по направлению наблюдения, возникающая при распространении сигналов с учётом отражений от границ – поверхности моря и дна.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 96-100 (2023) | Рубрики: 07.16 07.18

Малышкин Ю.М.

Аврорин А.В., Аврорин А.Д., Айнутдинов В.М., Аллахвердян В.А., Бардачова З., Белолаптиков И.А., Борина И.В., Буднев Н.М., Гафаров А.Р., Голубков К.В., Горшков Н.С., Гресь Т.И., Дворницки Р., Джилкибаев Ж.А.М., Дик В.Я., Домогацкий Г.В., Дорошенко А.А., Дячок А.Н., Елжов Т.В., Заборов Д.Н., Кебкал В.К., Кебкал К.Г., Кожин В.А., Колбин М.М., Конищев К.В., Коробченко А.В., Кошечкин А.П., Круглов М.В., Крюков М.К., Кулепов В.Ф., Малышкин Ю.М., Миленин М.Б., Миргазов Р.Р., Назари В., Наумов Д.В., Петухов Д.П., Плисковский Е.Н., Розанов М.И., Рушай В.Д., Рябов Е.В., Сафронов Г.Б., Сеитова Д., Сиренко А.Э., Скурихин А.В., Соловьев А.Г., Сороковиков М.Н., Стромаков А.П., Суворова О.В., Таболенко В.А., Таращанский Б.А., Файт Л., Хатун А., Храмов Е.В., Шайбонов Б.А., Шелепов М.Д., Шимковиц Ф., Штекл И., Эцкерова Э., Яблокова Ю.В. «Повышение чувствительности нейтринного телескопа Baikal-GVD с помощью внешних гирлянд оптических модулей» Приборы и техника эксперимента, № 6, с. 126-134 (2023)

В оз. Байкал продолжается развертывание глубоководного нейтринного телескопа Baikal-GVD. К апрелю 2022 было введено в эксплуатацию 10 кластеров телескопа, в состав которых входит 2880 оптических модулей. Одной из актуальных задач Байкальского проекта является исследование возможностей увеличения эффективности регистрации детектора на основе опыта его эксплуатации и результатов, полученных на других нейтринных телескопах за последние годы. В данной работе рассматривается вариант оптимизации конфигурации телескопа, основанный на установке дополнительной гирлянды оптических модулей между кластерами детектора (внешней гирлянды). Экспериментальная версия внешней гирлянды была установлена в оз. Байкал в апреле 2022 года. В работе представлены результаты расчетов эффективности регистрации нейтринных событий для новой конфигурации установки, техническая реализация системы регистрации и сбора данных внешней гирлянды и первые результаты ее натурных испытаний в оз. Байкал.

Малютин В.А.

Бычков К.В., Белова О.М., Малютин В.А. «Свечение атомов водорода и гелия в условиях звездных хромосфер» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 119, № 3, с. 33-38 (2023)

Выполнены расчеты излучения бальмеровской серии водорода и линии гелия HeI 5876. Рассматриваются условия атмосфер холодных звезд. Задавались температура, концентрация и колонковая плотность газа. Рассмотрена возможная роль надтепловых частиц, которые представлены электронным газом с температурой 200 эВ. Лучистый перенос учитывался в рамках модели Соболева–Бибермана–Холстейна. Вероятность выхода в частотах линий вычислялась для свертки профилей Доплера и Хольцмарка в случае водорода и для фойгтовского профиля в случае гелия. Решена система кинетических уравнений, описывающих стационарную населенность дискретных уровней и континуума водорода и гелия. Учтены связанно-связанные, связанно-свободные радиационные и ударные переходы. Без учета быстрых частиц в холодном газе (6000 K) бальмеровский декремент является очень крутым, а с учетом быстрых частиц – пологим. В горячем газе (12 000 K) декремент может смениться инкрементом. Поток в линии гелия достигает нескольких процентов от потока в Hαпри наличии потока быстрых электронов ∼106 эрг/см2/с или в горячем газе (T≳15000 K). DOI:https://doi.org/10.34898/izcrao-vol118-iss3-pp33-38

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 119, № 3, с. 33-38 (2023) | Рубрика: 18

Маляров К.В.

Маляров К.В., Мезер Е.А., Островский Д.Б. «Способ расширения динамического диапазона приемного тракта при работе в режиме параметрического излучения» Гидроакустика, № 55, с. https://www.oceanpribor.ru/docs/sbGA55.pdf (2023)

Предложен способ «расширения» динамического диапазона приемного тракта при работе в режиме параметрического излучения. Активную поверхность приемной антенны предлагается закрыть обтекателем, имеющим коэффициент прохождения на частоте накачки значительно ниже, чем на разностной частоте. Приведены результаты компьютерного моделирования обтекателей различной структуры. Показано, что динамический диапазон приемного тракта может быть расширен на 20–30 дБ.

Гидроакустика, № 55, с. https://www.oceanpribor.ru/docs/sbGA55.pdf (2023) | Рубрики: 07.19 07.22

Мамаева З.З.

Шагапов В.Ш., Рафикова Г.Р., Мамаева З.З. «Динамика полей давления в пласте и в трещине ГРП при собственных колебаниях столба жидкости в скважине» Инженерно-физический журнал, 96, № 6, с. 1494-1501 (2023)

Исследована задача о собственных колебаниях столба жидкости в вертикальной скважине, возникших вследствие резкого закрытия скважины. Построена математическая модель процесса собственных колебаний столба жидкости в скважине, сообщающейся с пластом через проницаемые стенки открытого участка и трещину ГРП. Рассмотрена динамика фильтрационных полей давления в пласте и в трещине ГРП вблизи призабойной зоны скважины. Проанализировано влияние проницаемости пласта, проводимости трещины ГРП и длины скважины на характер и глубину проникновения фильтрационных возмущений давления при собственных колебаниях столба жидкости в скважине. Установлено, что данный способ диагностики скважин достаточно информативный и позволяет получить сведения о коллекторских характеристиках трещины ГРП и прилегающей к скважине зоне пласта Ключевые слова: скважина, нефть, гидроудар, собственные колебания жидкости, трещина ГРП, фильтрационные возмущения

Инженерно-физический журнал, 96, № 6, с. 1494-1501 (2023) | Рубрика: 09.09

Манаков С.А.

Лебедев А.В., Манаков С.А., Дубовой Д.В. «Рассеяние волны Рэлея на приповерхностном включении в упругом полупространстве» Известия высших учебных заведений. Радиофизика, 66, № 5-6, с. 483-504 (2023)

Рассматривается задача рассеяния волны Рэлея на включении малых волновых размеров в виде сплюснутого эллипсоида, расположенного под свободной поверхностью упругого изотропного полупространства. Материальные параметры заполнения включения могут иметь произвольный контраст по отношению к материальным параметрам вмещающей неоднородность упругой среды. Решение задачи построено на основе формализма функций Грина силового источника в полупространстве и теоремы взаимности для упругой среды. Приведенные примеры демонстрируют возможность диагностики наличия полости, а также оценки ее размеров и ориентации по анализу особенностей распределения амплитуд проекций вектора смещения в рассеянном поле.

Известия высших учебных заведений. Радиофизика, 66, № 5-6, с. 483-504 (2023) | Рубрика: 06.13

Маркова Л.В.

Александров В.А., Казаков Ю.В., Маркова Л.В. «Особенности работы разнотипных усилителей мощности в составе гидроакустических передающих устройств» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 397-401 (2023)

Представлены результаты исследований потерь энергии в линейных и ключевых усилителях при работе на гидроакустический излучатель. Дано сравнение относительных потерь энергии со звеном рекуперации и без него в линейных усилителях. Проанализированы энергетические характеристики линейных и ключевых усилителей мощности, показана перспектива использования усилителей класса D для устройств большой мощности в гидроакустических передающих трактах (ГАПТ).

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 397-401 (2023) | Рубрики: 07.22 14.01

Александров В.А., Казаков Ю.В., Маркова Л.В., Симонова Г.С. «Основные принципы реализации и расчет статических потерь в ключевых усилителях мощности с учетом высокочастотных составляющих тока фильтра нижних частот» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 402-405 (2023)

Показаны основные характеристики, которые необходимо учитывать при разработке ключевых усилителей мощности (КУМ). Графически представлены зависимости амплитуд и типовых потерь для усилителей класса D при работе на различные нагрузки. По результатам исследования сформулированы основные условия построения КУМ.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 402-405 (2023) | Рубрики: 07.22 14.01

Маркозов И.Д.

Маркозов И.Д., Каминкер А.Д., Потехин А.Ю. «Излучение рентгеновского пульсара с сильным магнитным полем в случае докритической аккреции: учет комптоновского рассеяния» Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1761-1764 (2023)

Проведено моделирование характеристик излучения докритических рентгеновских пульсаров с сильным магнитным полем. Произведено самосогласованное радиационно-гидродинамическое моделирование потока аккрецирующей плазмы на полюса нейтронной звезды. Рассмотрен случай докритических светимостей, учтен эффект отдачи, возникающий при упругом столкновении фотонов с падающим веществом. Использовано сечение рассеяния, содержащее основной циклотронный резонанс. Двулучепреломление учтено в приближении холодной плазмы. В таких предположениях получены спектры и поляризация излучения аккреционной колонки. Ключевые слова: рентгеновские пульсары, аккреция, перенос излучения. DOI: 10.61011/JTF.2023.12.56815.f225-23

Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1761-1764 (2023) | Рубрика: 18

Маров М.Я.

Маров М.Я. «Исследования Луны автоматическими космическими аппаратами» Космические исследования, 61, № 1, с. 52-77 (2023)

Обсуждаются проблемы изучения и освоения Луны, представляющей первостепенный интерес для космогонии, планетологии и наук о Земле в контексте комплексного изучения Солнечной системы. Дан исторический обзор исследований Луны, основополагающий вклад в которые внесен советской лунной программой, выполненный при помощи автоматических аппаратов в первые десятилетия космической эры. Обзор приурочен к возрождению лунных исследований в рамках российской национальной космической программы. Рассматривается современное состояние знаний о Луне, в первую очередь ключевые вопросы о ее происхождении и ранней эволюции. Это имеет важнейшее значение для реконструкции основных процессов формирования всего семейства тел Солнечной системы, включая раннюю историю Земли, а также причины различных путей эволюции Земли и планет земной группы. На современном этапе актуальной задачей является освоение Луны как стратегического плацдарма на пути освоения человечеством космического пространства, создание элементов будущей лунной инфраструктуры с использованием местных природных ресурсов в потенциально наиболее востребованных полярных областях. Южный полюс является целью российских миссий Луна-25 и Луна-27 с обширной научной программой, которая призвана открыть многоцелевую программу с эффективным использованием робототехнических средств нового поколения. Эта программа предшествует российским планам пилотируемых полетов на Луну.

Космические исследования, 61, № 1, с. 52-77 (2023) | Рубрика: 18

Мартаков Е.С.

Новосельцев Ю.Ф., Горбачева Е.А., Гулиев Р.М., Дзапарова И.М., Кочкаров М.М., Куреня А.Н., Мартаков Е.С., Новосельцева Р.В., Петков В.Б., Стриганов П.С., Унатлоков И.Б., Янин А.Ф. «Мониторинг нейтринных вспышек в Галактике» Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 2, с. 63-68 (2023)

Дается краткий обзор детекторов, которые способны регистрировать нейтринную вспышку от сверхновой (СН). Представлен статус эксперимента по регистрации нейтринных вспышек на Баксанском подземном сцинтилляционном телескопе ИЯИ РАН. Обсуждается возможная связь нейтрино от СН с экспериментами по поиску легкой темной материи (с массой частиц ≤МэВ).

Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 2, с. 63-68 (2023) | Рубрика: 18

Мартинес-Беденко В.А.

Мартинес-Беденко В.А., Пилипенко В.А., Шиокава К., Акбашев Р.Р. «Электромагнитные УНЧ/КНЧ-колебания, вызванные извержением вулкана Тонга» Солнечно-земная физика, 9, № 1, с. 51-59 (2023)

Извержение вулкана Тонга 13 и 15 января 2022 г. и сопровождавшая его интенсивная молниевая активность привели к возбуждению специфических электромагнитных колебаний разных частотных диапазонов. Свойства этих колебаний анализируются по данным магнитометров разных типов, расположенных на Камчатке и в Тихоокеанском регионе. Подтверждена возможность геомагнитного отклика на образование акустического резонанса между земной поверхностью и ионосферой: через ∼15 мин после начала извержения на удалении ∼800 км зарегистрированы локализованные гармонические колебания частотой 3.5–4.0 мГц, длившиеся ∼1.5 ч. Отмечено усиление интенсивности шумановского резонанса (частота ∼7.8 Гц) на станциях на Дальнем Востоке. Там же обнаружено появление широкополосного излучения в диапазоне Рс1 (2–5 Гц), стимулированного интенсивными вулканическими молниями. Это излучение, предположительно, является результатом возбуждения молниевой активностью магнитозвукового волновода в верхней ионосфере.

Солнечно-земная физика, 9, № 1, с. 51-59 (2023) | Рубрики: 09.10 18

Мартинес-Беденко В.А., Пилипенко В.А., Шиокава К., Касимова В.А. «Поиск импульсных ультранизкочастотных электромагнитных предвестников землетрясений» Геофизические исследования, 24, № 2, с. 5-24 (2023)

В литературе появились многочисленные публикации, описывающие новый сейсмо-электромагнитный эффект – возникновение магнитных импульсов длительностью 1–40 с, которые обнаруживаются за первые минуты до землетрясений даже небольшой интенсивности на удалениях до 10 тыс. км. Было сделано предположение об универсальности процессов генерации импульсных предвестников и принципиальной возможности краткосрочного (за несколько минут) предупреждения о приближающемся землетрясении. В представленной статье исследована возможность появления ультранизкочастотных импульсов, предваряющих сейсмические события с магнитудами M=5.0, по данным сети индукционных магнитометров на Дальнем Востоке. На записях этих высокочувствительных магнитометров постоянно встречаются импульсные возмущения, некоторые из которых наблюдаются синхронно на нескольких станциях, что исключает влияние локальных помех. Спектральный максимум порядка 7–8 Гц осцилляторной структуры, проявляющейся во многих им- пульсах, соответствует фундаментальной частоте Шумановского резонатора. Сопоставление магнитных наблюдений с данными сети регистрации молний WWLLN (World Wide Lightning Location Network) показало, что часть импульсов вызвана грозовыми разрядами в 650-км окрестности магнитной станции. Несмотря на то, что некоторые из импульсов наблюдаются непосредственно перед землетрясениями, говорить об их связи с сейсмической активностью с уверенностью нельзя. Подсчёт числа импульсов в пятиминутном интервале до и после сейсмического толчка показывает, что они распределены относительно момента землетрясения случайным образом. Видимо, импульсы преимущественно обусловлены ионосферным откликом на дальний грозовой разряд.

Геофизические исследования, 24, № 2, с. 5-24 (2023) | Рубрика: 09.10

Солнечно-земная физика, 9, № 1, с. 37-50 (2023) | Рубрика: 18

Мартыненкова Е.В.

Игнатов А.И., Иванов Г.А., Коломиец Е.С., Мартыненкова Е.В. «Реализация режима солнечной ориентации космического аппарата с помощью системы двигателей-маховиков» Космические исследования, 61, № 2, с. 143-156 (2023)

Исследован режим поддержания солнечной ориентации космического аппарата –гиростата на низкой околоземной орбите в течение длительного времени. Аппарат по форме близок к цилиндру с двумя неподвижными панелями солнечных батарей. Панели расположены вдоль продольной оси цилиндра, симметрично относительно нее. В режиме солнечной ориентации нормаль к плоскости солнечных батарей аппарата неизменно направлена на Солнце, продольная ось совершает колебания относительно плоскости орбиты. Для реализации указанного режима движения космического аппарата используется система четырех двигателей-маховиков, оси вращения которых направлены параллельно боковым ребрам четырехугольной пирамиды. Положение боковых ребер пирамиды относительно жестко связанной с аппаратом системы координат задается двумя углами, которые являются параметрами системы двигателей-маховиков. Рассматривается закон управления гиростатическим моментом, при котором обеспечивается затухание возмущенного движения космического аппарата в окрестности положения его солнечной ориентации и ограничивается накопление собственного кинетического момента двигателей-маховиков за счет управления углом поворота аппарата вокруг нормали к светочувствительной стороне солнечных батарей. В работе показано, что c помощью определенного выбора параметров системы двигателей-маховиков возможно реализовать режим солнечной ориентации без проведения разгрузок гиростатического момента в течение всего времени полета. Приведены результаты численного моделирования полной системы уравнений движения космического аппарата в режиме его солнечной ориентации с учетом воздействия гравитационного и аэродинамического моментов, подтверждающие правильность выбранных значений параметров.

Космические исследования, 61, № 2, с. 143-156 (2023) | Рубрика: 18

Мартынов В.В.

Мартынов В.В., Девяткина Т.Ю., Прохватова И.С. «Датчик для исследования параметров космических частиц» Известия Тульского государственного университета. Технические науки, № 7, с. 678-680 (2023)

Показана актуальность исследования загрязнённости околоземного космического пространства. Обозначены основные проблемы регистрации, прежде всего, мелких и среднеразмерных частиц космического мусора и метеороидов (космических частиц). Предложена конструкция датчика для исследования параметров указанных частиц, обладающего повышенной информативностью. Представлена номенклатура определяемых и оцениваемых с помощью предлагаемого датчика параметров космических частиц.

Известия Тульского государственного университета. Технические науки, № 7, с. 678-680 (2023) | Рубрика: 18

Мартынов В.Л.

Кречетова Э.В., Мартынов В.Л., Шиманская М.С. «Совершенствование телекоммуникаций в гидросфере на базе волоконно-оптических технологий» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 421-424 (2023)

В основном коммуникации в гидросфере осуществляются в гидроакустическом поле. Разнообразные преобразователи акустических антенн, размещаемых на кораблях флота, обеспечивают формирование сигналов, несущих информацию об обнаруженных объектах. Как повысить эффективность поиска малошумных подводных роботов, минимизировав недостатки пьезокерамических преобразователей? Какие технологические решения можно предложить? Об этом – данная статья.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 421-424 (2023) | Рубрики: 07.19 07.22

Мартынов Е.А.

Красильщиков М.Н., Кружков Д.М., Мартынов Е.А. «Прогнозирование параметров вращения Земли в задачах навигации с учетом феномена эволюции неравномерности вращения Земли» Космические исследования, 61, № 4, с. 322-331 (2023)

Обсуждается применение предложенной ранее методики прогнозирования параметров вращения Земли (ПВЗ), обеспечивающей высокую точность прогноза в результате оптимизации процедуры метода наименьших квадратов, используемой для обработки соответствующих исторических данных. Приводятся результаты исследования точностных характеристик формируемых оценок ПВЗ применительно к задаче их прогнозирования на интервале с 2019 по 2022 г., когда впервые в истории наблюдения за суточным вращением Земли было зафиксировано изменение тренда зависимости разности Universal Time (UT1) и Coordinated Universal Time (UTC), вызванное уменьшением длины суток. Обсуждаются влияние тенденции изменения длины дня и сопутствующих проблем на точность прогнозирования ПВЗ в различных навигационных задачах с использованием классических полиномов, описывающих эволюцию параметров вращения Земли. Проводится сравнительный анализ точности прогноза ПВЗ, выполненного International Earth Rotation and Reference Systems Service (IERS), для аналогичного временного периода.

Космические исследования, 61, № 4, с. 322-331 (2023) | Рубрика: 18

Марченков А.Ю.

Барат В.А., Марченков А.Ю., Карпова М.В., Бардаков В.В., Ушанов С.В. «Применение метода акустической эмиссии для обнаружения диффузионных прослоек в разнородных сварных соединениях» Контроль. Диагностика, 26, № 10, с. 4-10 (2023)

Исследуется возможность выявления методом акустической эмиссии (АЭ) специфических структурных дефектов разнородных сварных соединений – карбидных и обезуглероженных прослоек, образующихся в разнородных сварных соединениях сталей аустенитного и перлитного классов в процессе сварки и при последующей эксплуатации. Диффузионные прослойки как структурный дефект обычно имеют малую толщину и не могут быть обнаружены традиционными методами неразрушающего контроля (НК), в то же время метод АЭ является перспективным для обнаружения подобного рода дефектов. Исследованы данные АЭ, полученные при испытаниях бездефектных образцов сварного соединения и образцов с диффузионными прослойками. Установлено, что АЭ-параметры для дефектных и бездефектных сварных соединений имеют существенные различия, что позволяет идентифицировать наличие диффузионных прослоек в разнородных сварных соединениях. Ключевые слова: разнородные сварные соединения, акустическая эмиссия, диффузионные прослойки.

Контроль. Диагностика, 26, № 10, с. 4-10 (2023) | Рубрики: 14.04 16

Масленникова Н.А.

Никишев Г.Э., Масленникова Н.А., Татарников А.М., Парусов К.Ю., Белинский А.А. «О влиянии "красной утечки" светофильтров на оценки блеска звезд поздних спектральных классов на примере наблюдений быстрой переменности симбиотических звезд» Вестник Московского университета. Серия 3: Физика. Астрономия, 78, № 6, с. 2360801 (2023)

Представлены результаты моделирования зависимости величины "красной утечки" фотометрических фильтров от разных факторов при наблюдениях звезд: показателя цвета V-R, класса светимости, величины межзвездного покраснения, воздушной массы и содержания водяного пара в атмосфере Земли. Ошибка, возникающая из-за неучета "красной утечки" в случае фильтров, использующихся на 0.6-м телескопе КГО ГАИШ, может составлять до 0.6mag-0.8mag для звезд поздних спектральных классов. Для фильтров U и B представлены алгоритмы редукции наблюдательных данных. Приведены результаты наблюдений быстрой переменности двух симбиотических звезд CH Cyg и SU Lyn с холодными компонентами очень поздних спектральных классов. Для CH Cyg быстрая переменность была обнаружена в обе даты наблюдений. С учетом эффекта "красной утечки" амплитуда изменений блеска в полосе B составила 0.10m 06.11.2019 и 0.19m 15.12.2022 при характерном времени переменности около 20 минут. У SU Lyn быстрая переменность блеска в полосе B 25.02.2023 обнаружена не была (с точностью до 0.003m).

Вестник Московского университета. Серия 3: Физика. Астрономия, 78, № 6, с. 2360801 (2023) | Рубрика: 18

Маслов И.А.

Николенко И.В., Аршинкин С.С., Маслов И.А., Шенаврин В.И. «Наблюдение сверхновой SN2023ixf в июле 2023 г.» Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 183-185 (2023)

В июле 2023 г. были проведены наблюдения сверхновой SN2023ixf, с использованием нового поляриметра телескопа Цейсс-1000 Симеизской обсерватории ИНАСАН и инфракрасного фотометра ГАИШ (КАС МГУ). Приводятся спектральные потоки от сверхновой в стандартных полосах UBVRI JHKLM и оценки параметров линейной поляризации для полос BVRI

Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 183-185 (2023) | Рубрика: 18

Николенко И.В., Аршинкин С.С., Маслов И.А. «Разработка и создание поляриметра для телескопа Цейсс-1000» Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 6, с. 255-257 (2023)

Разработан и изготовлен поляриметр для телескопа Цейсс-1000 Симеизской обсерватории ИНАСАН. Прибор позволяет оперативно вводить (и выводить) поляризационный светофильтр в поле зрения штатной камеры телескопа. Проведены первые наблюдения. Планируется использовать этот прибор, как штатное оборудование.

Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 6, с. 255-257 (2023) | Рубрика: 18

Матевосян А.А.

Матевосян А.А. «Влияние искривления пространства на момент инерции осесимметричного магнитного поля радиопульсара» Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1815-1818 (2023)

Рассмотрено влияние искривления пространства в метрике Шварцшильда на вклад в момент инерции радиопульсара магнитного поля вне нейтронной звезды. Рассмотрен как случай дипольного магнитного поля, так и случай недипольного "мелкомасштабного" поля, однако при этом рассмотрение ограничено вкладом в тензор инерции только одной осесимметричной гармоники. Ключевые слова: общая теория относительности, нейтронные звезды, прецессия. DOI: 10.61011/JTF.2023.12.56829.f240-23

Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1815-1818 (2023) | Рубрика: 18

Матеков А.М.

Халикова А.В., Гайнуллина Э.Р., Эгамбердиев Ш.А., Асфандияров И.М, Матеков А.М., Лиин Чжу «Физические параметры затменно-двойной системы MX Her, полученные из BVRI фотометрии» Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 3, с. 150-154 (2023)

Представлены предварительные результаты анализа многоцветной BVRI фотометрии звезды MX Her. MX Her = TYC 3519-1418-1 является затменно-двойной системой типа Алголя с периодом обращения компонентов P=2.3476536 дней, имеющей признаки пульсационной неустойчивости главной звезды. Наблюдения проводились в 2022 г. на телескопе Цейсс-600-Восточный, введенном в строй в том же году на обсерватории Майданак (Узбекистан) в рамках международного сотрудничества с Юннанскими обсерваториями (Китай). В настоящей работе впервые представлены решения многоцветных кривых блеска с помощью программы PHOEBE. В результате моделирования мы получили следующие оценки параметров системы: фотометрическое отношение масс системы M2/M1=0.31, отношение эффективных температур T2/T1=0.57, наклон орбиты i=83.8° и эксцентриситет e=0.0008.

Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 3, с. 150-154 (2023) | Рубрика: 18

Маурчев Е.А.

Балабин Ю.В., Германенко А.В., Гвоздевский Б.Б., Маурчев Е.А., Михалко Е.А. «Связанные с осадками события возрастания электромагнитной компоненты вторичных космических лучей: спектральные измерения и анализ» Солнечно-земная физика, 9, № 2, с. 41-51 (2023)

Представлены результаты измерений дифференциальных спектров электромагнитного излучения в диапазоне 0.1–4 МэВ, возникающего в атмосфере как компонента вторичных космических лучей. Мониторинг спектров выполнялся в 2022–2023 гг. с помощью спектрометра на основе кристалла NaI(Tl). Основной целью измерений являлось определение спектральных характеристики электромагнитного излучения во время событий возрастания, когда поток электромагнитного излучения из атмосферы увеличивается на десятки процентов по отношению к среднему уровню. На основе тщательного анализа спектров многих десятков событий делается вывод: хотя линии естественных радионуклидов присутствуют в спектрах и вносят свою долю, их суммарный вклад в события возрастания составляет ∼0.1 от полной энергии, привнесенной при возрастании. Делается однозначный вывод, что эффект возрастания электромагнитного излучения при осадках не обусловлен наличием радионуклидов в осадках.

Солнечно-земная физика, 9, № 2, с. 41-51 (2023) | Рубрика: 18

Ахметов О.И., Мингалев И.В., Мингалев О.В., Белаховский В.Б., Маурчев Е.А., Ларченко А.В., Суворова З.В., Балабин Ю.В. «Влияние сильных солнечных протонных событий на распространение радиосигналов в диапазоне ОНЧ в области высоких широт» Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 33-46 (2023)

Методами вычислительного эксперимента исследованы особенности распространения сигналов радиотехнической системы дальней навигации РСДН-20 в высокоширотном участке волновода Земля–ионосфера во время солнечных протонных событий. В работе рассмотрены два протонных события GLE (Ground Level Enhancement) – 13 декабря 2006 г. (GLE70) и 10 сентября 2017 г. (GLE72). Профили концентрации электронов строились по моделям GDMI (Global Dynamic Model of Ionosphere) и RUSCOSMICS, разработанной в Полярном геофизическом институте. Приведены оценки изменений фазы и амплитуды сигналов РСДН-20 во время высыпаний высокоэнергичных протонов в высокоширотной области волновода Земля–ионосфера. По результатам вычислительных экспериментов и анализа затухания электромагнитного сигнала на основе аналитических решений уравнений Максвелла в замагниченной ионосферной плазме обнаружена закономерность в частотной зависимости затухания сигнала, связанная одновременно с высотой отражения сигнала, профилями электронной концентрации и частотой столкновений электронов с нейтральными частицами и с ионами. Обсуждаются ограничения метод вычислительного эксперимента, приведено сравнение результатов моделирования с данными обсерваторий ПГИ «Ловозеро» и «Тулома».

Махмудов Х.Ф.

Щербаков И.П., Махмудов Х.Ф., Чмель А.Е. «Инициация процесса накопления микротрещин в граните при сочетании статического и ударного нагружения. Триггерный эффект» Журнал технической физики, 94, № 1, с. 48-52 (2024)

Методом лабораторного модельного эксперимента исследованы процессы накопления гипоцентров и распространения трещин. Ударная волна в одноосно сжатом граните возбуждалась маятниковым копром, направленным поперечно компрессии. Выделение энергии при накоплении микротрещин и формировании локального повреждения регистрировалось методом акустической эмиссии. Было обнаружено, что при статическом давлении, далеком от заранее измеренного порога глобального разрушения образца, выход энергии индуцированных копром микротрещин имеет несколько стадий с различным наклоном кривой накопления. При увеличении сжимающего давления на образец порог разрушения при ударном воздействии снижался на 5–20% в зависимости от установленной энергии копра, т. е. проявлялся триггерный эффект. Ключевые слова: гранит, ударное разрушение, акустическая эмиссия, триггерный эффект.

Журнал технической физики, 94, № 1, с. 48-52 (2024) | Рубрика: 09.01

Махмутов В.С.

Филиппов М.В., Махмутов В.С., Логачев В.И., Разумейко М.В. «Расчет чувствительности детекторов для космического эксперимента "Солнце-Терагерц"» Журнал технической физики, 93, № 9, с. 1377-1382 (2023)

Кратко описаны цели и задачи планируемого космического эксперимента "Солнце-Терагерц" на борту Российского сегмента МКС. Рассмотрены основные компоненты оптического тракта научной аппаратуры. С помощью имитатора черного тела и одноканального макета проведена калибровка детекторов научной аппаратуры, исследовано влияние качества оптической поверхности зеркал телескопа на размах сигнала детекторов в терагерцевом диапазоне, проведена предварительная оценка чувствительности детекторов. Ключевые слова: Солнце, солнечные вспышки, терагерцевое излучение, оптическая система.

Журнал технической физики, 93, № 9, с. 1377-1382 (2023) | Рубрика: 18

Махнев Ю.В.

Кравченко В.Н., Махнев Ю.В. «Оценка эффективности различных алгоритмов обнаружения низкочастотных гидроакустических сигналов в мелком море» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 296-300 (2023)

С использованием статистического моделирования получены оценки эффективности различных алгоритмов обнаружения низкочастотных гидроакустических сигналов для шумопеленгационной системы, функционирующей в мелком море, характеризующегося многомодовым распространением сигналов. Рассматривается зависимость отношения сигнал/шум от используемых алгоритмов обработки сигналов, отличающихся степенью согласования со средой распространения и вычислительными затратами.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 296-300 (2023) | Рубрика: 07.02

Махнев Ю.В. «Оценка фазовых скоростей нормальных волн в мелком море по шумам судоходства с помощью линейной фазированной антенной решетки» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 301-304 (2023)

Предложен способ получения оценок фазовых скоростей нормальных волн по шуму, излучаемому рыболовными, транспортными и пассажирскими судами. Обоснована необходимость использования линейной фазированной антенной решетки. Показано, что для получения оценок фазовых скоростей необходимо знать, либо оценивать координаты судна. Использован шум на частотах, соответствующих дискретным составляющим в спектре шума от судов, что обеспечивает большое значение с/ш. Данный способ апробирован на экспериментальных данных. Проведено сравнение оценок фазовых скоростей, полученных по предложенному и импульсному методам.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 301-304 (2023) | Рубрика: 07.02

Кравченко В.Н., Махнев Ю.В., Трофимов А.Т. «Синтез оптимального алгоритма пространственной обработки случайного волнового пакета, принимаемого на низкочастотную антенну в мелком море» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 305-308 (2023)

Статья посвящена синтезу оптимального алгоритма пространственной обработки низкочастотных гидроакустических сигналов, принимаемых на антенну в мелком море. Принимаемые сигналы описываются как случайные волновые пакеты. Показано, что оптимальный алгоритм, напрямую проистекающий из логарифма отношения правдоподобия, основан на Винеровской фильтрации. Получены асимптотически оптимальные приближения, позволяющие сократить вычислительные затраты.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 305-308 (2023) | Рубрика: 07.02

Махов В.И.

Махов В.И. «Характеристики направленности антенны подводного аппарата при различных расположениях приёмно-излучающих элементов» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 167-169 (2023)

Рассмотрены два варианта расположения элементов малогабаритной плоской антенны, предназначенной для подводного аппарата: на концентрических окружностях и параллельными линиями. Приведены расчётные характеристики направленности (ХН) антенны. Показано, что антенна с концентрическим расположением элементов имеет ХН близкую к осесимметричной, антенна с расположением элементов параллельными линиями имеет меньший уровень боковых лепестков.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 167-169 (2023) | Рубрики: 07.19 07.22

Машошин А.И.

Лободин И.Е., Машошин А.И. «Границы лучевой акустики» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 266-268 (2023)

На основе анализа теоретических и экспериментальных результатов приведены практические рекомендации по выбору нижней частоты валидности применения для гидроакустических расчётов лучевой теории распространения сигнала подводного источника в различных гидроакустических условиях.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 266-268 (2023) | Рубрики: 07.05 07.22

Лободин И.Е., Машошин А.И. «Методы пассивного определения координат объектов в условиях дальних зон акустической освещённости» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 105-109 (2023)

Обоснованы алгоритмы определения координат шумящих источников в пассивном режиме работы шумопеленгаторной станции в условиях дальних зон акустической освещённости (ДЗАО), которые наблюдаются в большинстве глубоководных районов Мирового океана. Алгоритмы базируются на установленной закономерности поведения угла в вертикальной плоскости прихода максимума энергии сигнала источника звука при нахождении его в ДЗАО.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 105-109 (2023) | Рубрики: 07.16 07.18 07.21

Гриненков А.В., Машошин А.И. «Алгоритм пассивного определения координат» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 110-113 (2023)

Рассматривается применимый в условиях сплошной акустической освещённости алгоритм определения дистанции до шумящего подводного объекта, если известна его глубина, либо определения глубины объекта, если известна дистанция до него.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 110-113 (2023) | Рубрики: 07.16 07.18 07.21

Машошин А.И. «Обоснование характеристик широкоапертурных бортовых антенн подводных лодок» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 163-166 (2023)

Показано, что основным назначением бортовых антенн перспективных ПЛ является обеспечение боевой устойчивости ПЛ путём: 1) своевременного обнаружения и определения координат малошумных ПЛ и АНПА противника; 2) обнаружения торпед в кормовом секторе курсовых углов и противолодочных вертолётов и самолётов во всей верхней полусфере. Первая задача решается установкой широкоапертурных бортовых антенн, конфигурация, размеры и конструкция которых выбираются с учётом приведённых в статье ограничений. Для решения второй задачи побортно устанавливаются линейные протяжённые бортовые антенны, имеющие ряд преимуществ перед гибкими протяжёнными буксируемыми антеннами.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 163-166 (2023) | Рубрики: 07.19 07.22

Машошин А.И., Пашкевич И.В., Шафранюк А.В. «Эмулятор гидроакустического канала для оценки качества гидроакустических модемов» Гидроакустика, № 55, с. https://www.oceanpribor.ru/docs/sbGA55.pdf (2023)

Приводится описание разработанного программного эмулятора гидроакустического канала, позволяющего оценивать качество функционирования гидроакустических модемов в условиях многолучевого канала распространения сигнала, доплеровских искажений и влияния помехи. Ключевые слова: гидроакустика, гидроакустическая связь, гидроакустический модем, эмулятор гидроакустического канала, многолучевой канал, доплеровские искажения

Машошин А.И., Скородумов Ю.М. «Обоснование характеристик аппаратуры сетевой гидроакустической связи, обеспечивающей решение практических задач» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 143-146 (2023)

Обосновываются характеристики аппаратуры сетевой гидроакустической связи (предельное количество абонентов сети, дальность действия, точность взаимного позиционирования абонентов), вытекающие из практических задач, при решении которых применение аппаратуры сетевой гидроакустической связи является необходимым условием. К таким задачам относятся: поиск подводных объектов при помощи стационарной и мобильной распределённых систем подводного наблюдения, борьба с минной опасностью, поиск затонувших объектов, сейсморазведка залежей углеводородов на морском шельфе.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 143-146 (2023) | Рубрика: 07.21

Медведев И.С.

Балякова А.А., Лабутина О.В., Медведев И.С., Пак С.П., Огородникова Е.А. «Особенности распознавания речевых сигналов в условиях голосовой конкуренции в норме и при нарушениях слухоречевой функции» Сенсорные системы, 37, № 41, с. 342-347 (2023)

Исследовали особенности восприятия речевых сигналов в условиях голосовой конкуренции по гендерному признаку (мужской/женский голос) у испытуемых разного возраста и состояния слухоречевой функции. Психофизические измерения проводили при имитации ситуации “речевого коктейля” путем одновременного произнесения разных слов диктором-мужчиной и диктором-женщиной. Средняя частота основного тона голоса (ЧОТ) у диктора-мужчины составляла 108±5.92 Гц, у диктора-женщины – 185±12.03 Гц. Оба диктора являлись нормативными носителями русского языка. Цифровые реализации записей выравнивали по интенсивности и микшировали, чтобы суммарный тестовый стимул представлял собой смесь слов, произнесенных мужским (М) и женским (Ж) голосом, с синхронизацией времени начала их звучания. Тестовые речевые сигналы предъявляли через наушники или через динамик, расположенный перед аудитором на расстоянии 50 см. Сравнивали показатели времени реакции и числа правильных распознаваний слов целевого диктора (М или Ж) у четырех групп испытуемых разного возраста и слухоречевого статуса: взрослые испытуемые с нормой слуха и речи (n=35) и с нарушениями слуха (n=26); школьники с нормотипичным развитием (n=26) и с нарушениями речи (n=25). Результаты свидетельствовали об ухудшении способности выделять целевые речевые потоки в условиях голосовой конкуренции при нарушениях слуха и речи, включенных в сравнительное исследование. У испытуемых с тугоухостью и с речевыми проблемами выявлены различия в восприятии мужского и женского голоса, которые могут иметь биологическую и социальную основу. Результаты имеют практическое значение для развития системы слухоречевых тренировок и современных технологий слухопротезирования. Ключевые слова: голосовая конкуренция, распознавание речевых сигналов, речевой коктейль, гендерные различия голоса, тугоухость, нарушения речи, слухоречевая тренировка

Сенсорные системы, 37, № 41, с. 342-347 (2023) | Рубрики: 13.05 13.06

Медведева А.А.

Жиляков Е.Г., Белов С.П., Белов А.С., Медведева А.А. «Обнаружение пауз между словными фрагментами записей речевых сигналов» Информационные технологии и вычислительные системы, № 1, с. 40-46 (2022)

Рассматривается задача сегментации записей речевых сигналов на отрезки, порождаемые в присутствии речи (словные отрезки), и паузы между ними. Такая сегментация является важным этапом идентификации речевых компонент на основе некоторых признаков. Предполагается, что отрезки речевого сигнала в паузах речи являются выборками из стационарной последовательности отсчетов, (шумы в паузах). В качестве основной характеристики шумов в паузах предлагается использовать оценки по обучающей выборке математических ожиданий частей энергий их отрезков некоторой конечной длительности в заранее определенных частотных полосах (субполосный анализ).Показано, что использование максимального из отношений частей энергий текущего анализируемого отрезка к соответствующим математическим ожиданиям частей энергий отрезков шумов позволяет в максимальной степени учесть возможное присутствие речевой компоненты. Этот эффект равносилен максимизации отношения сигнал/шум, то есть предлагаемая решающая функция в этом смысле является оптимальной.

Информационные технологии и вычислительные системы, № 1, с. 40-46 (2022) | Рубрика: 13.05

Мезер Е.А.

Мельканович В.С.

Мельканович В.С. «Субоптимальная реализация адаптивных алгоритмов обработки сигналов многоэлементных антенных решеток в пространстве элементов выборки» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 273-276 (2023)

Рассмотрена задача реализации адаптивных алгоритмов, основанных на минимизации выходной мощности с линейными и квадратичными ограничениями в условиях, когда число гидрофонов многократно больше размерности выборки. Решение основано на использовании априорной модели распределенной помехи совместно с формированием по выборке подпространства сильных сигналов.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 273-276 (2023) | Рубрики: 07.19 07.21

Мельников Н.П.

Мельников Н.П. «Временная изменчивость кавитационных порогов во фронтальной зоне северо-западной части Тихого океана» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 245-249 (2023)

Приводятся экспериментальные результаты натурных измерений кавитационных порогов морской воды, полученные в Субарктической фронтальной зоне Тихого океана, ограниченной координатами 38–42° с.ш. и 150–157° в.д. в рамках эксперимента «Мегаполигон» в период с 28 марта по 7 апреля 1989 г. на НИС «Академик Александр Виноградов». Пространственное распределение величин кавитационных порогов имеет сложный ячеистый характер. Анализ временной изменчивости кавитационных порогов показал наличие устойчивой суточной зависимости, причем в дневное время суток (с 10 до 16 ч) средние величины кавитационной прочности приблизительно в 2 раза превышают средние «ночные» величины.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 245-249 (2023) | Рубрика: 07.17

Меньшов И.С.

Ван Л., Меньшов И.С., Серёжкин А.А. «Численное и аналитическое исследование ударно-волновых процессов в упругопластических средах» Журнал вычислительной математики и математической физики, 63, № 10, с. 1660-1673 (2023)

Рассматривается модель Уилкинса для упругопластической среды. Проводится теоретический анализ разрывных решений в предположении одномерной одноосной деформации. В этом приближении материальные уравнения для девиатора тензора напряжений интегрируются точно, и остается только консервативная система законов сохранения, что позволяет найти класс точных автомодельных решений модели. Для решения расширенной неконсервативной системы уравнений разрабатывается численный метод годуновского типа с использованием приближенного римановского солвера, построенного на основе интегрирования уравнений по фазовому пути. Предлагается специальный выбор пути, который сводит двухволновое HLL решение задачи Римана к линейным уравнениям. Приводится сравнение численных и точных аналитических решений на ряде задач с различными режимами ударно-волновых процессов.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 63, № 10, с. 1660-1673 (2023) | Рубрики: 04.12 05.03

Мерзлый А.М.

Кузьмин А.К., Мерзлый А.М., Никифоров О.В., Петрукович А.А., Потанин Ю.Н., Садовский А.М., Соколов А.Д., Янаков А.Т. «Аннотированный атлас примеров изображений эмиссий в авроральных структурах, зарегистрированных имаджерами и изображающими спектрографами с разных орбит и поверхности Земли. Часть 1. Авроральные структуры, возбужденные природными источниками, включая альфвеновские волны» Гелиогеофизические исследования, № 36, с. 3-34 (2022)

Составлен аннотированный атлас из конкретных примеров авроральных изображений и измерений потоков заряженных частиц в полярной ионосфере, полученных разными приборами с орбит КА и поверхности Земли, в событиях, происходивших в основном в геомагнитно-возмущенных условиях суббурь в разных секторах MLT. Каждый пример, а также характеристики приборов описаны в тексте и иллюстрированы комбинированными рисунками на основе, адаптированных из ряда работ (ссылки в тексте). Мотивацией данной работы стал анализ опыта развития технологии подготовки и проведения комплексных экспериментов на орбитах КА (включая малые КА, зондирующих ракетах и поверхности Земли), нацеленных на исследования многообразных авроральных явлений в полярной ионосфере, отражающихся в градиентахNe в различных слоях ионосферы, являющихся основными «виновниками» проблем при распространении трансполярных сигналов. Атлас в основном акцентирован на результаты наблюдений авроральных эмиссий, как в видимой области спектра, так и области вакуумного ультрафиолета, полученных с помощью орбитальных и наземных изображающих камер, и изображающих спектрографов, а также спектрометров потоков высыпающихся частиц, работавших на относительно низких полярных орбитах. Все представленные примеры мелкомасштабных авроральных структур были выбраны исходя из условия, что они были возбуждены высыпающимися электронами плазменного слоя на ночной стороне овала или в дневном каспе, ускоренными процессами в ближней магнитосфере, включая Альфвеновские волны и их флуктуации и резонансы, и/или продольными электрическими полями и квазистатичными продольными токами, распространяющимися вниз по силовым линиям к авроральной ионосфере.

Гелиогеофизические исследования, № 36, с. 3-34 (2022) | Рубрика: 18

Кузьмин А.К., Мерзлый А.М., Никифоров О.В., Петрукович А.А., Потанин Ю.Н., Садовский А.М., Соколов А.Д., Янаков А.Т. «Аннотированный атлас примеров изображений эмиссий в авроральных структурах, зарегистрированных имаджерами и изображающими спектрографами с разных орбит и поверхности Земли. Часть 2. Авроральные и аврора-подобные структуры, возбужденные природными источниками, включая волны нескольких типов» Гелиогеофизические исследования, № 40, с. 15-67 (2023)

В продолжение работы, начатой в 2022 г, составлена часть 2 аннотированного атласа примеров изображений структур эмиссий и характеристик плазмы в авроральном овале и субавроральной области во время событий, происходивших в разных секторах MLT в основном в геомагнитно-возмущенных условиях суббурь. Мотивацией создания атласа стал дальнейший анализ опыта развития технологии подготовки и проведения комплексных экспериментов, нацеленных на создание системы картографирования и диагностики многообразных динамичных авроральных явлений в полярной ионосфере, отражающихся в мгновенном поле градиентов Ne в различных высотных слоях, являющихся основными «виновниками» проблем при распространении трансполярных сигналов. Как и часть 1, эта работа в основном акцентирована на результатах наблюдений авроральных эмиссий, полученных с помощью изображающих камер с поверхности Земли и с орбит КА с полярным углом наклонения плоскости. Большинство представленных примеров конкретных авроральных и аврора-подобных структур, сопровождаются среднемасштабными изображениями частей аврорального овала и полярной шапки в разных секторах MLT, полученными в относительно близкое к рассматриваемым событиям время с орбит конкретных КА DMSP в авроральных эмиссиях в диапазоне вакуумного ультрафиолета (ВУФ) с помощью сканирующих по пространству изображающих спектрографов SSUSI, а также его «предшественника» GUVI на орбите КА TIMED. Некоторые примеры также сопровождаются результатами сопутствующих измерений распределений характеристик потоков высыпающихся частиц (анализатор SSJ), градиентов магнитного поля и результатах локальных наблюдений градиентов Ne радарами некогерентного обратного рассеяния в соответствующих секторах полярной ионосферы в близкое к событиям время. В части 1 был рассмотрен ряд примеров авроральных структур, включая пульсирующие, возбуждение которых связано с процессами увеличения энергии высыпающихся электронов Альфвеновскими волнами в ближней магнитосфере, и их флуктуациями и резонансами, а также продольными электрическими полями, и продольными токами, текущими вдоль силовых линий в этих областях. В данной работе первая глава посвящена примеру локальной реакции ионосферы на интенсификацию полярных сияний на полярной границе овала, известной как PBI (poleward boundary intensification). Этот пример сопровождается данными радара некогерентного рассеяния (ISR Incoherent scatter radar) и оптических приборов в Sondrestrom, Гренландия в сочетании с орбитальными измерениями с орбит КА IMAGE и FAST. Вторая глава посвящена особенностям относительно редко встречающегося типа динамичных авроральных лучевых структур, называемых «пылающими полярными сияниями» (flaming aurora), возбуждаемых высыпаниями авроральных электронов разных энергий и характеристикам, сопутствующих им, естественно усиленных ионно-акустических линий NEIAL (naturally enhanced ion-acoustic lines), наблюдаемых в областях лучевых структур при отражениях (эхо) сигналов радаров некогерентного обратного рассеяния на разных высотах магнитных силовых линий; в третьей главе рассмотрены примеры характеристик некоторых аврора-подобных фрагментированных структур и их особенностей, названных авторами их исследователей FAEs (Fragmented Aurora-like Emissions), наблюдаемых на полярной стороне аврорального овала; в четвертой главе: анализируются примеры и особенности структур STEVE (Strong Thermal Emission Velocity Enhancement), и часто сопровождающих их мелкомасштабных структур PF (Picket Fence), наблюдаемых в субавроральной области на фазе восстановления. К генерации почти всех рассмотренных структур причастны волны различных типов или их турбулентность. Анализ особенностей и характеристик FAEs таких как: “Lumikot”; “Dunes” и ряд других предполагается рассмотреть в следующей части работы. Авторы просят с пониманием отнестись, что в статье часто используются английские названия и терминология, т.к. их перевод на русский язык не всегда точен.

Гелиогеофизические исследования, № 40, с. 15-67 (2023) | Рубрика: 18

Меркурьев Д.В.

Плохих А.П., Важенин Н.А., Меркурьев Д.В. «Влияние рабочих веществ на электромагнитную обстановку, создаваемую стационарными плазменными двигателями» Космические исследования, 61, № 5, с. 393-399 (2023)

Рассматриваются возможные аспекты нарушения функциональной безопасности космических аппаратов в части электромагнитной совместимости с электрическими ракетными двигателями при их работе на альтернативных рабочих веществах. Описана процедура экспериментального определения спектрально-временных характеристик собственного электромагнитного излучения лабораторного макета стационарного плазменного двигателя СПД-70 разработки Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики Московского авиационного института. Измерения помехоэмиссии проводились на вакуумной установке с “радиопрозрачным” отсеком и экранированной безэховой камерой в диапазоне частот 1–12 ГГц для типовых мощностей разряда (600, 800, 1000 Вт), вертикальной и горизонтальной поляризации и различных используемых рабочих веществ (криптон и ксенон). Проведенные исследования позволили получить новые сравнительные результаты оценки спектральных характеристик излучения СПД-70 для типовых режимов и перспективных рабочих тел в рамках ортогональных поляризационных базисов. К новым результатам следует отнести и сведения о характеристиках излучения СПД-70 во временной области. Показано, что переход с ксенона на криптон сохраняет импульсный характер излучения стационарного плазменного двигателя, приводя не только к увеличению амплитуды импульсов, но и к увеличению частоты повторения “пачек” и увеличению их длительности, что требует проведения дополнительных мероприятий по обеспечению электромагнитной совместимости с целью сохранения функциональной безопасности космического аппарата.

Космические исследования, 61, № 5, с. 393-399 (2023) | Рубрика: 18

Месяц Г.А.

Зелёный Л.М., Кузнецов Е.А., Литвак А.Г., Месяц Г.А., Михайлов А.В., Мушер С.Л., Новиков С.П., Овчинников Ю.Н., Рютов Д.Д., Сагдеев Р.З., Сюняев Р.А., Федорук М.П. «Памяти Владимира Евгеньевича Захарова» Успехи физических наук, 193, № 12, с. 1356-1357 (2023)

Метьковец А.И.

Приборы и методы измерений, 14, № 4, с. 233-241 (2023) | Рубрика: 06.17

Мешалкина Н.С.

Алтынцев А.Т., Глоба М.В., Мешалкина Н.С. «Спокойная корона Солнца: ежедневные изображения на длинах волн 8.8–10.7 см» Солнечно-земная физика, 9, № 2, с. 71-77 (2023)

Обсуждаются результаты тестовых испытаний решетки диапазона 3–6 ГГц Сибирского радиогелиографа (СРГ). Проверен метод калибровки яркостных температур изображений с помощью известных в литературе измерений яркостной температуры спокойного Солнца в минимуме между 20 и 21 циклами солнечной активности. Полученные зависимости от времени интегрального потока Солнца на 2.8 ГГц подобны измеренным в обсерватории Dominion Radio Astrophysical Observatory (DRAO), однако абсолютные значения потоков СРГ занижены относительно потоков DRAO на 10–15%. Спектральная плотность микроволнового потока Солнца на частоте 2.8 ГГц, так называемый индекс F10.7, является одним из основных индексов солнечной активности, используемых в качестве входных параметров в моделях ионосферы Земли. В работе рассмотрена связь величин полных потоков радиоизлучения с изменениями структуры источников на диске Солнца в течение интервала длительностью 50 дней. В период ежедневных наблюдений с 1 сентября по 20 октября 2021 г. количество активных областей на диске менялось в несколько раз, а величина интегральной плотности потока на частоте 2.8 ГГц – до 1.5 раз. В работе определены относительные вклады в интегральный поток тормозного излучения прилимбовых уярчений и факельных площадок, а также магнитотормозного излучения в магнитных полях активных областей. Проведено сравнение измеренных яркостных температур радиокарт СРГ с модельными, рассчитанными по данным наблюдений крайнего ультрафиолетового излучения (КУФ-излучения) на телескопе AIA/SDO. Результаты анализа могут быть использованы для организации на СРГ регулярных измерений скорректированного прокси-индекса солнечной активности F10.7, в котором исключен вклад гирорезонансного излучения

Солнечно-земная физика, 9, № 2, с. 71-77 (2023) | Рубрика: 18

Жданов Д.А., Алтынцев А.Т., Мешалкина Н.С., Анфиногентов С.А. «Статистический анализ микровспышек по данным cпектрополяриметра 4–8 ГГц» Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 111-121 (2023)

Радионаблюдения слабых событий являются одним из перспективных методов исследования энерговыделения и нетепловых процессов в солнечной короне. Развитие инструментальной базы позволяет вести радионаблюдения слабых транзиентных корональных явлений, таких как квазистационарные уярчания и слабые вспышки рентгеновского класса B и ниже, не доступные ранее для анализа. Используя наблюдения на спектрополяриметре Badary Broadband Microwave Spectropolarimeter (BBMS) мы измерили параметры спектров микроволнового излучения для трех десятков слабых солнечных вспышек рентгеновских классов от А до С1.5. Спектры свидетельствуют, что нагрев плазмы вызывается появлением потоков нетепловых электронов, которые можно обнаружить по формируемым ими всплескам микроволнового излучения, преимущественно с амплитудой ∼5–6 солнечных единиц потока (с.е.п.) радиоизлучения равна 10–22 Вт/(м·Гц)) на частотах 4–5 ГГц. Диапазон индексов роста низкочастотной части спектра fα меняется в широких пределах α=0.3–15. Распределение индексов спада высокочастотной части подобно распределениям обычных вспышек. Одно из объяснений появления больших значений fα – эффект Разина, который может влиять на форму гиросинхротронного спектра, при генерации всплесков в плотной плазме при относительно слабых магнитных полях. Обнаружены два события, в которых появление нетепловых электронов приводит к генерации узкополосных всплесков на частотах около двойной плазменной частоты. Тестовые испытания Сибирского радиогелиографа (СРГ) показали возможности измерений структуры вспышечных источников с потоками ∼1 с.е.п., что свидетельствует о высоком диагностическом потенциале создаваемого радиогелиографа для обнаружения процессов ускорения в слабых вспышечных событиях и их локализации в активных областях.

Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 111-121 (2023) | Рубрика: 18

Мизонова В.Г.

Мизонова В.Г., Беспалов П.А. «Влияние малых вариаций концентрации плазмы на условия распространения электромагнитных волн свистового диапазона сквозь утреннюю ионосферу» Космические исследования, 61, № 2, с. 91-102 (2023)

Рассмотрена задача о влиянии вызванных инфразвуковыми волнами возмущений плазменной концентрации на распространение и отражение электромагнитных волн свистового диапазона, падающих на утреннюю ионосферу сверху. Исследовано влияние параметров инфразвуковой волны на коэффициент отражения свистовой волны от ионосферы сверху в общем случае наклонного распространения. Наиболее сильные изменения коэффициента отражения свистовых волн связаны с возмущениями концентрации на высотах порядка 80–100 км, где декремент затухания распространяющихся мод электромагнитного излучения увеличивается более чем на порядок в пределах достаточно локальной по высоте (менее 10–15 км) области. Проанализированы особенности параметрического воздействия колебаний плазменной концентрации в инфразвуковой волне на поле свистовой волны, дошедшей до земной поверхности. При близких значениях горизонтальных волновых чисел свистовой и инфразвуковой волн поле свистовой волны вблизи земной поверхности может увеличиваться в несколько раз. Полученные результаты важны для понимания взаимосвязи магнитосферных волновых процессов различной природы. Исследование модуляции инфразвуковыми волнами коэффициента отражения свистовых волн от ионосферы сверху актуально для объяснения режимов работы плазменного магнитосферного мазера.

Космические исследования, 61, № 2, с. 91-102 (2023) | Рубрика: 18

Микушев В.М.

Микушев В.М., Рочев А.М., Чарная Е.В. «Ослабление спин-фононной связи квадрупольных ядер в кристаллах NaF в условиях магнитного насыщения» Акустический журнал, 69, № 6, с. 695-701 (2023)

Скорость ядерной спин-решеточной релаксации определяется эффективностью взаимодействия тепловых фононов с ядерными спинами. Представлены результаты по снижению эффективности спин-фононной связи путем подавления вклада парамагнитных центров в релаксацию квадрупольных ядер. Подавление достигалось стационарным магнитным воздействием ларморовской частоты. Показано, что, как и в случае присутствия акустического поля, скорость спин-решеточной релаксации ядер 23Na в кристалле фторида натрия при магнитном насыщении сигнала ЯМР не меняется в области отрицательной средней спиновой температуры. В области положительной спиновой температуры релаксация спинов 23Na существенно замедляется, при этом восстановление ядерной намагниченности со временем описывается суммой двух экспонент. По мере увеличения интенсивности насыщающего поля растет вклад ядерных спинов с меньшей эффективностью спин-фононной связи, соответствующих экспоненте с большим временем релаксации. Продемонстрировано, что для ядер 19F, не имеющих квадрупольного момента, эффективность спин-фононного взаимодействия не изменяется в условии насыщения. Полученные результаты могут быть использованы для исследования структуры реальных кристаллов.

Акустический журнал, 69, № 6, с. 695-701 (2023) | Рубрики: 06.06 06.07

Миленин М.Б.

Милешин В.И.

Милешин В.И., Панков С.В., Россихин А.А. «Расчетно-экспериментальное исследование тонального шума первой подпорной ступени ТРДД» Авиационные двигатели, № 1, с. 47-56 (2023)

Представлены результаты расчетных исследований тонального шума первой подпорной ступени компрессора низкого давления ТРДД на режиме «посадка» с использованием метода расчета во временной области. Метод расчета основан на многоскоростной схеме Рунге – Кутты. Он является составной частью разработанного в ЦИАМ метода расчета тонального шума лопаточных машин. Проведено сопоставление полученных данных с результатами исследований тонального шума рассматриваемой подпорной ступени, выполненных с использованием разработанного ранее в ЦИАМ метода расчета в частотной области, а также с результатами эксперимента на стенде ЦИАМ. Показано удовлетворительное соответствие как в том, так и в другом случае. Представленные в настоящей работе результаты не зависят от каких-либо предположений о характере взаимодействия в турбомашине, что позволяет верифицировать расчеты, выполненные в частотной области.

Авиационные двигатели, № 1, с. 47-56 (2023) | Рубрика: 14.08

Дружинин Я.М., Милешин В.И., Россихин А.А. «Снижение тонального шума биротативного вентилятора на режиме «посадка» путем увеличения осевого зазора» Авиационные двигатели, № 2, с. 31-36 (2023)

Основной источник шума биротативного вентилятора – взаимодействие роторов. Его интенсивность существенно зависит от величины зазора между венцами. Поэтому один из путей улучшения акустических характеристик биротативных вентиляторов – увеличение осевого зазора. В статье представлено расчетное исследование аэродинамических и акустических характеристик двух вариантов модельного биротативного вентилятора для ТРДД со сверхвысокой степенью двухконтурности, имеющих разный осевой зазор. Целью исследования было оценить преимущество в акустических характеристиках, которого можно достичь путем увеличения осевого зазора, а также влияние такого изменения конструкции вентилятора на аэродинамические характеристики. Показано, что возможно добиться заметного снижения тонального шума вентилятора на режиме «посадка» без существенного снижения его аэродинамических характеристик в проектной точке. Ключевые слова: биротативный вентилятор, тональный шум, аэроакустика

Авиационные двигатели, № 2, с. 31-36 (2023) | Рубрика: 14.08

Милюков В.К.

Ольшанский А.Е., Виноградов М.П., Милюков В.К. «Оценка частот и добротностей низкочастотных тороидальных мод собственных колебаний Земли по деформографическим данным» Вестник Московского университета. Серия 3: Физика. Астрономия, 78, № 5, с. 2350902 (2023)

В работе выполнены оценки параметров трёх низкочастотных тороидальных мод 0T2, 0T3 и 0T4, возбужденных 13 крупнейшими землетрясениями XXI века. Оценки получены по данным Баксанского лазерного интерферометра-деформографа ГАИШ МГУ. С использованием адаптивного спектрального алгоритма получены оценки частот мод, выполнено их сравнение с моделью PREM. Найдены достоверно значимые отклонения оценок частот моды 0T4 для ряда землетрясений, показана их возможная связь с локальными неоднородностями значений скорости сдвига и плотности Земли в верхней мантии. Изучено расщепление моды 0T2 из-за эллиптичности и вращения Земли, получены оценки частот синглетов, возбужденных после катастрофических землетрясений на Суматре, в Японии и Чили. Выполнена оценка добротностей низкочастотных тороидальных мод тремя различными способами.

Вестник Московского университета. Серия 3: Физика. Астрономия, 78, № 5, с. 2350902 (2023) | Рубрики: 09.10 18

Милюшенко В.А.

Милюшенко В.А., Пинтер Б., Бибиков С.Б. «Экспресс-метод импедансной спектроскопии твердотельных образцов малых размеров на частотах 20 кГц–1 ГГц» Приборы и техника эксперимента, № 6, с. 189-195 (2023)

Предложена простая и эффективная методика экспресс-диагностики материалов, позволяющая максимально оперативно проводить подготовку образцов, собственно измерения и получение данных о материальных параметрах, в частности, о дисперсии диэлектрической проницаемости. Разработан экспресс-метод импедансной спектроскопии образцов малых размеров на частотах от 20 кГц до 1 ГГц на базе векторного анализатора цепей, с использованием конусной коаксиальной измерительной ячейки и переходников для присоединения двухполюсных объектов к коаксиальному входу прибора. Измерительная ячейка рассчитана для дисковых образцов с диаметром до 6 мм при максимальном объеме до 0.1 см3, а также для образцов в виде прямоугольных пластин, которые можно вписать в окружность того же диаметра. Переходники позволяют также подключать двухполюсники в виде сосредоточенных навесных или элементов поверхностного монтажа. В отличие от измерений в коаксиальном тракте, в предлагаемой методике не требуется обеспечения точного присоединительного поперечного размера, что позволяет оперативно производить пробоподготовку. Рассмотрены вопросы определения частотного диапазона, в котором погрешность измерения не превышает допускаемую величину. Предложен способ увеличения верхней границы рабочей частоты измерительной ячейки с исследуемым образцом с помощью дополнительной калибровки. Разработанная программа управления процессами стандартной и дополнительной калибровки, процессом измерений в определенном диапазоне частот, на которых погрешность измерения не превышает допускаемую величину, позволяет получить значения сопротивлений, емкости, индуктивности и других электрических характеристик измерительной ячейки с исследуемым образцом в течение нескольких секунд.

Приборы и техника эксперимента, № 6, с. 189-195 (2023) | Рубрика: 14.04

Минаев С.С.

Косяков В.А., Фурсенко Р.В., Минаев С.С., Чудновский В.М. «Физические механизмы схлопывания парового пузыря при лазерно-индуцированном кипении» Прикладная механика и техническая физика, 64, № 6, с. 109-113 (2023)

Численно исследовано влияние различных физических механизмов на стадии схлопывания парового пузыря и последующего образования кумулятивной струи в процессе лазерно-индуцированного кипения вблизи торца тонкого волновода, погруженного в холодную жидкость. В зависимости от интенсивности испарения выделено и описано три режима процесса

Прикладная механика и техническая физика, 64, № 6, с. 109-113 (2023) | Рубрика: 06.18

Мингалев И.В.

Суворова З.В., Мингалев И.В., Мингалев О.В., Ахметов О.И., Волкомирская Л.Б., Гулевич О.А., Резников А.Е. «Моделирование распространения видеоимпульсных сигналов георадара в литосфере Земли» Математическое моделирование, 35, № 12, с. 31-50 (2023)

Представлены результаты моделирования прохождения негармонических сигналов от расположенной на поверхности Земли антенны через верхний слой литосферы и отражения этих сигналов от различных неоднородностей в литосфере в случае, когда на антенну подается видеоимпульсный сигнал специальной формы. Используемая в работе модель основана на явной схеме численного интегрирования уравнений Максвелла. В этой схеме электрическое и магнитное поля вычисляются в одни и те же моменты времени в одинаковых узлах пространственной сетки, а также используется расщепление по пространственным направлениям и физическим процессам. В работе изучается, какую информацию о характере неоднородности литосферы можно извлечь из формы отраженного сигнала. Также исследуется влияние параметров видеоимпульсного сигнала на амплитуду и форму отраженных от типичных неоднородностей литосферы сигналов. Показано, что некоторые типы неоднородностей можно определить по форме отраженного сигнала.

Математическое моделирование, 35, № 12, с. 31-50 (2023) | Рубрики: 17 18

Мингалев О.В.

Математическое моделирование, 35, № 12, с. 31-50 (2023) | Рубрики: 17 18

Миргазов Р.

Миргазов Р.Р.

Мироненко И.Н.

Страшнов Е.В., Мироненко И.Н., Финагин Л.А. «Моделирование посадки космического аппарата на Луну в системах виртуального окружения» Информационные технологии и вычислительные системы, № 4, с. 81-92 (2022)

Рассматривается моделирование заключительных этапов посадки космического аппарата на Луну в системах виртуального окружения. Для решения этой задачи предлагаются методы и алгоритмы синтеза оптимального управления реактивными двигателями лунного аппарата с реализацией критериев быстродействия и минимального расхода топлива. Разработанное управление основано на обратной связи по показаниям виртуальных датчиков и позволяет реализовать переориентацию, торможение и мягкую посадку спускаемого аппарата. Апробация предложенных в статье методов и подходов проводилась в созданном нами программном комплексе системы виртуального окружения на примере моделирования посадки виртуальной модели космического аппарата Луна-25 в автоматическом режиме и показала их адекватность и эффективность.

Информационные технологии и вычислительные системы, № 4, с. 81-92 (2022) | Рубрика: 18

Миронов А.С.

Линник М.А., Карабанов И.В., Миронов А.С., Бурдинский И.Н. «Анализ эффективности использования FPGA в гидроакустических телекоммуникационных системах» Научное обеспечение технического и социального развития дальневосточного региона (Сборник научных статей к 55-летию Тихоокеанского государственного университета), с. 203-208 (2013)

Научное обеспечение технического и социального развития дальневосточного региона (Сборник научных статей к 55-летию Тихоокеанского государственного университета), с. 203-208 (2013) | Рубрика: 07.22

Мирончук А.Ф.

Мирончук А.Ф., Румянцев К.А., Светличный А.С. «Анализ результатов прямых и косвенных измерений in situ скорости распространения звука в морской воде отечественным гидрологическим зондом типа «ОЛД-1» и измерителем скорости звука miniSVP фирмы Valeport» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 410-413 (2023)

Представлены результаты сравнительного анализа профилей скорости звука, полученных в ходе вертикального зондирования измерителем скорости звука (ИСЗ) miniSVP фирмы «Valeport» и гидрологическим (электрическая проводимость, температура, давление, скорость звука) зондом типа «ОЛД-1», разработанным группой компаний «NAECO». Подтверждена сопоставимость метрологических характеристик зонда типа ОЛД-1 и ИСЗ в рабочих условиях. Приведены результаты сравнения синхронных прямых и косвенных измерений скорости звука, выполненных зондом типа «ОЛД-1». Показаны преимущества наличия канала прямых измерений скорости звука в составе зонда «ОЛД-1».

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 410-413 (2023) | Рубрика: 07.02

Митин В.Н.

Митин В.Н., Терехов Ю.Е. «Способ минимизации длин кабельных линий для подключения датчиков из состава многопозиционной системы подводного наблюдения к источникам электропитания, распределённым по площади акватории» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 383-386 (2023)

Разработан способ минимизации суммарной протяжённости кабельных линий, соединяющих множество датчиков и несколько источников электропитания между собой. Группа датчиков подключается к одному источнику с помощью кабельной линии с кольцевой топологией. Способ основывается на решении задачи коммивояжёра, учитывает ограничение на предельное число датчиков в линии, ограничения на длины участков линий между датчиками, ограничения на количество линий, подключаемых к одному источнику.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 383-386 (2023) | Рубрика: 14.01

Митрикас В.Г.

Митрикас В.Г. «Радиационный аспект двух вариантов наклонения орбиты российской орбитальной служебной станции» Космические исследования, 61, № 2, с. 157-162 (2023)

Рассмотрен вклад в эффективную дозу от космических излучений радиационных поясов Земли, галактических космических лучей и протонов солнечных протонных событий для космонавтов, находящихся в рабочем отсеке большого диаметра служебного модуля МКС. Показано, что для квазистационарных источников космических излучений изменение наклонения орбиты в 51.6° на 97.0° не приводит к существенным изменениям среднесуточной мощности эффективной дозы. При рассмотрении вклада в эффективную дозу от протонов солнечных вспышек дозовая нагрузка на космонавтов может увеличиваться в десять и более раз.

Космические исследования, 61, № 2, с. 157-162 (2023) | Рубрика: 18

Митьковец И.А.

Митьковец И.А. «Применение сеточно-характеристического метода для моделирования распространения упругих волн в геологических средах с наличием трещин с использованием наложенных сеток» Труды Московского физико-технического института (государственного университета) (МФТИ), 15, № 2, с. 23-38 (2023)

Исследование зон геологических разломов важно для определения запасов нефти и газа в месторождениях. Для моделирования рассеяния волн в зонах трещиноватости используют численные методы на структурированных вычислительных сетках для оптимизации вычислительных ресурсов. Однако эти методы позволяют рассчитать рассеяние волн на трещинах только в направлении координатных осей. Чтобы моделировать более реалистичные трещиноватые поля, используют численные методы на неструктурированных вычислительных сетках или структурированных криволинейных вычислительных сетках, требующих больших вычислительных мощностей и важных при решении обратных задач. В данной работе предлагается численный метод с использованием наложенных сеток, где расчеты проводятся на структурированных регулярных вычислительных сетках с наложенными сетками, повернутыми вдоль трещин. Основным фактором является аналитическое задание якобиана вращения объектов, описывающих трещину, и малый локальный размер наложенных вычислительных сеток для экономии вычислительных ресурсов. Ключевые слова: наложенные сетки, сеточно-характеристический метод, упругие волны, распространение волн, сейсморазведка, трещины, геологические разломы, рассеяние волн

Труды Московского физико-технического института (государственного университета) (МФТИ), 15, № 2, с. 23-38 (2023) | Рубрика: 09.04

Митьковец И.А., Хохлов Н.И. «Моделирование распространения динамических возмущений, в пористых средах сеточно-характеристическим методом с явным выделением неоднородностей» Журнал вычислительной математики и математической физики, 63, № 10, с. 1706-1720 (2023)

Рассматривается вопрос численного моделирования распространения волновых возмущений в гетерогенных средах с наличием пористых включений, а также вопрос явного выделения пористых неоднородностей. В качестве подхода для явного выделения неоднородностей предложен метод наложенных сеток. Для численного решения возникающих систем дифференциальных уравнений в частных производных применяется сеточно-характеристический метод. Рассмотрены особенности предложенного метода, проведена верификация предложенных алгоритмов, приводится серия тестовых расчетов.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 63, № 10, с. 1706-1720 (2023) | Рубрика: 09.04

Михайленко О.С.

Родионов А.Ю., Кирьянов А.В., Кулик С.Ю., Михайленко О.С. «Применение новых бинарных кодов для передачи данных в гидроакустических системах связи» Морские интеллектуальные технологии, № 4-3, с. 112-118 (2023)

рассматриваются вопросы поиска двоичных псевдослучайных последовательностей с автокорреляционной функцией с минимальным уровнем боковых лепестков, предназначенных для использования в гидроакустических системах передачи информации и формирования помехозащищенных навигационных посылок. Предложен новый многопозиционный метод передачи информации на базе найденных последовательностей, обладающий повышенной помехозащищенностью в гидроакустических каналах связи с малым временем когерентности и со значительным уровнем фоновых стохастических помех. Приведено сравнение автокорреляционной функции длиной 15 элементов непериодической М-последовательности и нового кода. Представлены результаты экспериментов по передаче данных и измерению дальности на базе предложенных последовательностей и методов на гидроакустических модемах АТМ-28 разработки ООО «Аквателеком». Полученные результаты свидетельствуют о применимости предложенных подходов в системе гидроакустической связи и подводной навигации. Ключевые слова: гидроакустическая связь, подводная навигация, двоичные псевдослучайные последовательности

Морские интеллектуальные технологии, № 4-3, с. 112-118 (2023) | Рубрика: 07.22

Михайлов А.В.

Михайлов Г.К.

Бакуменко С.А., Михайлов Г.К. «Оценка эффективности авиационной радиогидроакустической системы самолета ATL2 на основе вероятностного подхода к завязке трассы цели в различных режимах работы с новым поколением радиогидроакустических буев» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 191-193 (2023)

Приведены результаты оценки эффективности радиогидроакустической системы (РГС) поиска ПЛ самолёта ATL2 на основе вероятностного подхода к завязке трассы цели с использованием нового поколения радиогидроакустических буев.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 191-193 (2023) | Рубрики: 07.19 07.22

Михайлов Е.А.

Хасаева Т.Т., Михайлов Е.А. «Механизмы формирования магнитных полей на большом расстоянии от центра галактики» Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1771-1773 (2023)

Исследована возможность генерации магнитного поля на большом (10–15 kpc) расстоянии от центра галактики. Магнитное поле может генерироваться как с помощью механизма динамо с учетом нелинейных эффектов, так и за счет магниторотационной неустойчивости. Предположительно более значимую роль на таком удалении играют нелинейные эффекты механизма динамо. Ключевые слова: магниторотационная неустойчивость, динамо, галактики, магнетизм. DOI: 10.61011/JTF.2023.12.56818.f232-23

Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1771-1773 (2023) | Рубрика: 18

Михайлова И.С.

Тиманин Е.М., Михайлова И.С., Фикс И.И., Курников А.А., Ковальчук А.В., Орлова А.Г., Угарова О.А., Frenz M., Jaeger M., Субочев П.В. «Улучшение оптоакустических изображений биотканей методом одномерной обратной свертки с адаптивной самокалибровкой в реальном времени» Акустический журнал, 69, № 6, с. 800-807 (2023)

Предложен метод одномерной деконволюции с использованием регуляризации Тихонова для улучшения трехмерных оптоакустических изображений in vivo. Метод использует адаптивную самокалибровку для устранения частотно-зависимых искажений, связанных с распространением и регистрацией ультразвука. Адаптируясь к неоднородным частотным характеристикам исследуемой среды, метод не требует дополнительных калибровочных экспериментов. Время обработки трехмерных оптоакустических данных размером 200×200×100 вокселей составляет менее 5 мс, позволяя улучшать ангиографические изображения в режиме реального времени и повышать эффективное пространственное разрешение на более чем 50%.

Акустический журнал, 69, № 6, с. 800-807 (2023) | Рубрики: 06.17 12.05 12.07

Михалко Е.А.

Солнечно-земная физика, 9, № 2, с. 41-51 (2023) | Рубрика: 18

Михневич В.О.

Селезнев А.Ф., Михневич В.О. «Белые карлики и голубые бродяги в рассеянных звездных скоплениях, анализ населения на основе поиска в ультрафиолетовом диапазоне» Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 5, с. 241-247 (2023)

Яркие белые карлики и голубые бродяги являются одними из самых ярких объектов в старых рассеянных и шаровых звездных скоплениях при наблюдениях в ультрафиолетовом диапазоне. Поэтому «Спектр-УФ» позволяет эффективно обнаруживать такие звезды и определять основные свойства их населений в скоплениях. В первую очередь представляет интерес их пространственное распределение и доля среди вероятных членов скоплений. Количество белых карликов может дать информацию о количестве звезд с массой примерно до 10 масс Солнца, которые родились в составе данного скопления, что важно для построения начальной функции масс. Количество голубых бродяг даст информацию о количестве двойных систем, в которых происходил значительный обмен веществом между компонентами. Приводится список рассеянных скоплений, в которых «Спектр-УФ» может быть использован для поиска белых карликов и голубых бродяг.

Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 5, с. 241-247 (2023) | Рубрика: 18

Мишакин В.В.

Мишакин В.В., Сергеева О.А., Клюшников В.А. «Влияние микроповрежденности на упругие характеристики метастабильных аустенитных сталей при усталостном разрушении» Журнал технической физики, 94, № 1, с. 60-65 (2024)

Исследована связь модулей упругости с изменением фазового состава и микроповрежденностью метастабильной аустенитной стали при ее усталостном разрушении. Предложен способ расчета микроповрежденности с учетом влияния комплекса факторов на упругие характеристики – образования деформационного мартенсита, имеющего контраст упругих модулей с матрицей материала, и изменения кристаллографической текстуры. Получена высокая корреляция нормированной величины микроповрежденности относительно ее критической величины, соответствующей появлению макротрещины, с поврежденностью, рассчитанной с помощью гипотезы линейного суммирования повреждений Пальмгрена–Майнера, широко используемой для оценки ресурсных характеристик сталей. Ключевые слова: аустенитная нержавеющая сталь, метастабильный аустенит, микроповрежденность, ультразвуковой метод, упругие модули, вихретоковый метод.

Журнал технической физики, 94, № 1, с. 60-65 (2024) | Рубрики: 04.14 06.23 14.04

Модорский В.Я.

Модорский В.Я., Калюлин С.Л., Саженков Н.А. «Экспериментальная установка для оценки влияния обледенения и разрушения льда на вибрационное состояние модельного вентилятора малогабаритного летательного аппарата» Вестник Московского авиационного института, 30, № 4, с. 19-26 (2023)

Описана специальная экспериментальная установка, представляющая собой малогабаритную аэродинамическую трубу, которая позволяет проводить исследования процессов обледенения вентиляторов беспилотных летательных аппаратов, а также оценивать влияние разрушения льда на их вибрационное состояние. Предложена экспериментальная методика оценки вибрационного состояния вентиляторов в процессе обледенения. Полученные с помощью разработанной экспериментальной методики данные показывают, что разрушение льда в процессе работы вентилятора может приводить к росту виброскоростей, замеряемых на опоре двигателя, в 5 раз, с 0,6 до 3 мм/с.

Вестник Московского авиационного института, 30, № 4, с. 19-26 (2023) | Рубрики: 14.01 16

Моисеева А.В.

Романюк И.И., Семенко Е.А., Якунин И.А., Моисеева А.В., Кудрявцев Д.О., Аитов В.Н. «Доказательства реликтовой природы магнитного поля химически пекулярных звезд» Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 2, с. 93-97 (2023)

Представлены современные результаты исследования магнитного поля химически пекулярных звезд в ассоциации Орион ОВ1 и в пяти более старых скоплениях. Мы нашли новые доказательства справедливости реликтовой теории происхождения магнитного поля.

Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 2, с. 93-97 (2023) | Рубрика: 18

Моишеев А.А.

Филиппов М.Л., Моишеев А.А., Погодин А.В., Захваткин М.В., Степаньянц В.А. «Баллистическое проектирование миссии «Спектр-УФ»» Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 5, с. 223-229 (2023)

В АО «НПО им. Лавочкина» в соответствии с актуальной ФКП РФ проводятся работы по созданию космической астрофизической обсерватории ультрафиолетового диапазона «Спектр-УФ». Выведение будет осуществляться ракетой-носителем (РН) «Ангара-А5М» с разгонным блоком (РБ) ДМ с космодрома «Восточный». В качестве рабочей орбиты определена геосинхронная орбита с наклонением 35 градусов. Параметры орбиты (высоты перицентра и апоцентра, аргумент перицентра) выбирались, в том числе, исходя из необходимости уменьшения потенциально опасных сближений с космическими объектами (КО) на геостационарной орбите (ГСО) и в защищаемой области вокруг нее. В работе приводится справочная баллистическая информация по выбранной рабочей орбите (интервалы тени, зоны радиовидимости), а также схема выведения, оценка максимальной массы космического аппарата (КА) и необходимый запас характеристической скорости для осуществления приведения орбиты выведения на заданную среднюю географическую долготу, выполнения коррекций поддержания и проведения заключительных операций с КА.

Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 5, с. 223-229 (2023) | Рубрика: 18

Молодых С.И.

Караханян А.А., Молодых С.И. «Электрический потенциал ионосферы – альтернативный индикатор солнечного воздействия на нижнюю атмосферу» Солнечно-земная физика, 9, № 2, с. 111_-115 (2023)

Изучена возможность использования электрического потенциала (ЭП) ионосферы в качестве параметра, характеризующего влияние солнечной активности на нижнюю атмосферу. ЭП рассчитывался на основе полуэмпирической модели, в которой пространственное распределение потенциала определяется вариациями параметров солнечного ветра, межпланетного магнитного поля, а также AL-индексом геомагнитной активности. Проведен сравнительный анализ ЭП и обычно используемых индексов геомагнитной активности в высокоширотной области за период с 1975 по 2019 г. Показано, что ЭП можно использовать в качестве индикатора солнечной активности, поскольку он описывает как короткопериодические возмущения, так и долговременные вариации. Обнаруженная синхронность долговременных вариаций ЭП и приповерхностной температуры позволяет предположить, что изменения параметров климатической системы связаны с более медленными изменениями крупномасштабного магнитного поля Солнца. Корреляционный анализ пространственного распределения ЭП и карт приповерхностной температуры позволил обнаружить, что условия статической устойчивости атмосферы оказывают влияние на пространственное распределение тропосферного отклика на солнечное воздействие.

Солнечно-земная физика, 9, № 2, с. 111_-115 (2023) | Рубрика: 18

Молотов И.Е.

Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 177-182 (2023) | Рубрика: 18

Мольков А.А.

Ермошкин А.В., Капустин И.А., Костеев Д.А., Мольков А.А., Пономаренко А.А., Разумов Д.Д., Салин М.Б. «Определение состояния поверхности моря на основе акустического обратного рассеяния в среднем диапазоне частот» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 325-328 (2023)

В ходе двухнедельного эксперимента по дистанционному зондированию моря и измерениями контактными средствами на океанографической платформе на северном шельфе Черного моря излучались тональные импульсы среднего диапазона частот 1–3 кГц и измерялись характеристики волнения с помощью волнографического буя. Изучались особенности Доплеровского спектра обратного рассеяния звука в зависимости от состояния моря. С помощью алгоритма, основанного на решающих деревьях и метода повышения градиента, была натренирована модель, способная предсказывать значимую высоту и направление волн по признакам спектра обратного рассеяния.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 325-328 (2023) | Рубрика: 07.02

Монхоев Р.

Монхоев Р.Д.

Морозов В.М.

Белоконов И.В., Журавлев В.М., Морозов В.М. «Оценка пространственно-временного спектра волн на основе циркулярных измерительных решеток» Космические исследования, 61, № 2, с. 103-115 (2023)

Развит метод оценивания спектров волновых процессов на основе специального вида измерительных решеток, представляющих собой набор вращающихся и статических датчиков, названных в работе циркулярными. Излагается способ корректировки спектров, оцененных на основе дискретных цифровых рядов, полученных от датчиков циркулярных решеток. Оценки спектров строятся на основе многомерного метода максимальной энтропии. Приведены данные тестовых расчетов для нескольких типов циркулярных решеток применительно к волновым процессам в форме гармоник, искаженных белым шумом. Показана эффективность предложенного способа коррекции спектров. Излагаются общие принципы использования циркулярных решеток для оценивания спектров волновых процессов с помощью датчиков, расположенных на вращающихся спутниках. Обсуждается возможность использования данного подхода для оценивания спектров волновых процессов с помощью датчиков, установленных на микро- и наноспутниках.

Космические исследования, 61, № 2, с. 103-115 (2023) | Рубрика: 18

Морозов И.К.

Барсуков Д.П., Морозов И.К., Попов А.Н. «Влияние мелкомасштабного поля на нагрев полярной шапки радиопульсара J0901-4046» Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1746-1748 (2023)

Рассмотрено влияние мелкомасштабного магнитного поля на нагрев полярной шапки пульсара J0901-4046 обратным током позитронов. Показано, что при некоторых конфигурациях мелкомасштабного поля светимость его полярной шапки может достигать 1025 erg/s. Ключевые слова: радиопульсары, нейтронные звезды, позитроны. DOI: 10.61011/JTF.2023.12.56810.f226-23

Журнал технической физики, 93, № 12, с. 1746-1748 (2023) | Рубрика: 18

Москалев И.С.

Потапов А.С., Полюшкина Т.Н., Гульельми А.В., Ратовский К.Г., Москалев И.С. «Спектральный анализ излучения ИАР для определения величины и изменчивости максимума электронной концентрации NmF2» Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 47-57 (2023)

Эта методическая статья рассматривает возможность оценки в разных условиях максимума электронной концентрации области F2 ионосферы (NmF2) по данным о частоте спектральных полос (гармоник) излучения ионосферного альфвеновского резонатора (ИАР). Описана простая методика отслеживания частоты спектральных полос в течение суток по измерению их положения на графике суточного динамического спектра ИАР. С привлечением расчетов в рамках глобальной ионосферной модели IRI-2016 проверена корректность сравнения измеренных в одной точке частот резонансных полос с данными радиозондирования, выполнявшегося в других точках, удаленных от пунктов измерения частот ИАР на некоторое расстояние. Предложен алгоритм сравнения измеряемой радиозондом NmF2 с частотами спектральных линий путем предварительного вычисления оценочного фактора. Он формируется на основе нелинейной комбинации частот трех наблюдаемых гармоник. Затем временной ряд этого фактора сравнивается с результатами радиозондирования, вычисляются коэффициенты корреляции и регрессии и подсчитываются ошибки оценок. На материале редких случаев круглосуточного наблюдения излучения ИАР в зимние месяцы 2011–2012 гг. была прослежена зависимость средней ошибки определения NmF2 от местного времени. Приведены данные о наиболее благоприятных интервалах местного времени для определения NmF2 по данным о частотах гармоник ИАР в зависимости от сезона. Обсуждаются некоторые дополнительные факторы, влияющие на точность оценок и определяющие частотный диапазон излучения ИАР.

Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 47-57 (2023) | Рубрика: 18

Московенко И.Б.

Коварская Е.З., Краснов А.В., Погудин К.Г., Московенко И.Б., Пугачев С.И., Рытов Е.Ю. «Определение физико-механических и электрофизических параметров пьезокерамических элементов» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 433-436 (2023)

Приведены результаты экспериментальных исследований физико-механических параметров пьезокерамических элементов (ПКЭ) из материала системы ЦТС в форме тонкостенных цилиндров (колец) методом собственных колебаний с применением серийно выпускаемых сертифицированных приборов типа «Звук». Полученные результаты сопоставлены с результатами измерения электрофизических параметров ПКЭ стандартным методом резонанса-антирезонанса. Показано, что совместное использование методов расширяет возможности их применения для решения прикладных задач электро- и гидроакустики.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 433-436 (2023) | Рубрики: 07.20 07.22 14.01

Муратаева Д.А.

Богатый А.В., Дьяконов Г.А., Любинская Н.В., Муратаева Д.А., Попов Г.А., Семенихин С.А. «Проблема оптимальной энергии разряда в абляционном импульсном плазменном двигателе» Космические исследования, 61, № 5, с. 400-405 (2023)

Одно из перспективных направлений развития малых космических аппаратов (МКА) – создание малоразмерных электроракетных двигательных установок (ЭРДУ) на основе абляционных импульсных плазменных двигателей (АИПД). Рассмотрена проблема оптимальной энергии разряда в АИПД, обеспечивающая минимальную полную массу ЭРДУ. Показано, что при заданном суммарном импульсе тяги энергия разряда АИПД имеет оптимум, зависящий от удельной энергоемкости силовых конденсаторов, удельного импульса тяги двигателя, а также от массы блоков электроники и других элементов структурной схемы двигательной установки. Сделан вывод, что при проектировании ЭРДУ на базе АИПД расчет оптимальной энергии разряда позволяет снизить полную массу двигательной установки.

Космические исследования, 61, № 5, с. 400-405 (2023) | Рубрика: 18

Мусаева Р.Н.

Комкин А.И., Мусаева Р.Н. «особенности уменьшения уровня звука экранами Т-образного профиля» Акустический журнал, 69, № 6, с. 756-764 (2023)

Исследованы акустические характеристики экранов Т-образного профиля на основе конечно-элементного моделирования. Установлено, что эффективность уменьшения уровня звука данным экраном связана не только с дифракцией, но также и с интерференцией звука на передней и задней кромках экрана. Показано, что интерференция звука на задней кромке экрана, в отличие от интерференции звука на передней кромке, влияет на звуковое поле только на небольших расстояниях от задней поверхности экрана. Проанализировано влияние на эти процессы частоты звука и геометрических размеров экрана.

Акустический журнал, 69, № 6, с. 756-764 (2023) | Рубрики: 04.06 08.03 10.08

Мухин Д.А.

Грузликов А.М., Кулаков А.В., Лукоянов Е.В., Мухин Д.А., Скородумов Ю.М., Торопов А.Б. «Результаты разработки гидроакустической аппаратуры связи» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 429-432 (2023)

В настоящее время идет активное освоение морских ресурсов, что требует создания нового оборудования и технологий, включая разработку мультиагентных систем с использованием автономных необитаемых подводных аппаратов. В АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» ведутся работы по созданию аппаратно-программных средств звукоподводной связи с возможностью организации сетевого взаимодействия абонентов. В докладе представлены результаты разработки и испытаний гидроакустической аппаратуры, полученные в стендовых и натурных условиях.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 429-432 (2023) | Рубрики: 07.20 07.22 14.01

Мушер С.Л.

Мьо З.А.

Мьо З.А. «Деформации вязкоупругого слоя Земли под действием сил притяжения Луны и Солнца» Труды Московского авиационного института, № 133, с. https://trudymai.ru/published.php?ID=177657 (2023)

Изучается задача о деформациях вязкоупругого слоя Земли под действием сил притяжения Луны и Солнца. Земля представляется как вязкоупругое твердое тело, состоящее из твердой части и вязкоупругой оболочки. На основе уравнений деформаций получены приближенные выражения для частот приливных деформаций.

Труды Московского авиационного института, № 133, с. https://trudymai.ru/published.php?ID=177657 (2023) | Рубрика: 18

Мягкова И.Н.

Каримов Э.З., Мягкова И.Н., Широкий В.Р., Баринов О.Г., Доленко С.А. «Существенность входных признаков для доменной адаптации данных космических аппаратов» Космические исследования, 61, № 6, с. 530-537 (2023)

Рассматривается задача улучшения нейросетевого прогноза геомагнитного Dst-индекса в условиях, когда входные данные для такого прогноза измеряются двумя космическими аппаратами (КА), один из которых близок к завершению жизненного цикла, а истории данных другого пока недостаточно для построения нейросетевого прогноза требуемого качества. Для эффективного перехода с данных одного КА на данные другого необходимо использовать методы доменной адаптации. В настоящей работе проверяются и сравниваются несколько методов перевода данных. Также для каждого переводимого признака найден оптимальный набор параметров для его перевода, что еще больше сокращает разницу между доменами. В работе показано, что использование методов доменной адаптации с отбором значимых признаков позволяет улучшить прогноз по сравнению с результатами использования непереведенных данных.

Космические исследования, 61, № 6, с. 530-537 (2023) | Рубрика: 18