Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

14.08 Акустическая метрология и калибровка

 

Кузнецов С.И. «Исследование влияния акустических течений на результат измерения полной мощности ультразвукового пучка» Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 368-370 (2023)

Приведены результаты исследований влияния акустических течений, возникающих при излучении ультразвукового сигнала в водной среде, на результат измерений полной мощности ультразвукового пучка. Приведены результаты измерений мощности ультразвукового преобразователя методом гравитационного уравновешивания радиационной силы с использованием средств блокирования акустических течений и без них. Приведены результаты измерений силы акустических течений в ультразвуковом поле известной мощности.

Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики. Труды Всероссийской конференции (14–16 сент. 2022 г.), с. 368-370 (2023) | Рубрики: 07.20 14.08

 

Баева С.И., Почкин Я.С., Халецкий Ю.Д. «Летательные аппараты категории «новая аэромобильность». Задачи сертификации по шуму (обзор)» Авиационные двигатели, № 1, с. 31-46 (2023)

В обзоре представлены ожидаемые проблемы, связанные с вводом в эксплуатацию летательных аппаратов (ЛА) категории «новая аэромобильность» (аэротакси, малые беспилотные воздушные суда и др.). Появление в воздушном пространстве таких ЛА будет способствовать совершенствованию мировой транспортной системы. Однако их ввод в эксплуатацию требует решения некоторых задач, в том числе в области акустики. Рассмотрены проблемы сертификации и оценки шума ЛА новой категории, обусловленные их конструктивными особенностями и разнообразием, а также условиями эксплуатации. Ключевые слова: новая аэромобильность, городская аэромобильность, электрическая силовая установка, летательный аппарат горизонтального взлета и посадки, летательный аппарат вертикального взлета и посадки, беспилотный летательный аппарат, оценка шума, сертификация

Авиационные двигатели, № 1, с. 31-46 (2023) | Рубрика: 14.08

 

Милешин В.И., Панков С.В., Россихин А.А. «Расчетно-экспериментальное исследование тонального шума первой подпорной ступени ТРДД» Авиационные двигатели, № 1, с. 47-56 (2023)

Представлены результаты расчетных исследований тонального шума первой подпорной ступени компрессора низкого давления ТРДД на режиме «посадка» с использованием метода расчета во временной области. Метод расчета основан на многоскоростной схеме Рунге – Кутты. Он является составной частью разработанного в ЦИАМ метода расчета тонального шума лопаточных машин. Проведено сопоставление полученных данных с результатами исследований тонального шума рассматриваемой подпорной ступени, выполненных с использованием разработанного ранее в ЦИАМ метода расчета в частотной области, а также с результатами эксперимента на стенде ЦИАМ. Показано удовлетворительное соответствие как в том, так и в другом случае. Представленные в настоящей работе результаты не зависят от каких-либо предположений о характере взаимодействия в турбомашине, что позволяет верифицировать расчеты, выполненные в частотной области.

Авиационные двигатели, № 1, с. 47-56 (2023) | Рубрика: 14.08

 

Дружинин Я.М., Милешин В.И., Россихин А.А. «Снижение тонального шума биротативного вентилятора на режиме «посадка» путем увеличения осевого зазора» Авиационные двигатели, № 2, с. 31-36 (2023)

Основной источник шума биротативного вентилятора – взаимодействие роторов. Его интенсивность существенно зависит от величины зазора между венцами. Поэтому один из путей улучшения акустических характеристик биротативных вентиляторов – увеличение осевого зазора. В статье представлено расчетное исследование аэродинамических и акустических характеристик двух вариантов модельного биротативного вентилятора для ТРДД со сверхвысокой степенью двухконтурности, имеющих разный осевой зазор. Целью исследования было оценить преимущество в акустических характеристиках, которого можно достичь путем увеличения осевого зазора, а также влияние такого изменения конструкции вентилятора на аэродинамические характеристики. Показано, что возможно добиться заметного снижения тонального шума вентилятора на режиме «посадка» без существенного снижения его аэродинамических характеристик в проектной точке. Ключевые слова: биротативный вентилятор, тональный шум, аэроакустика

Авиационные двигатели, № 2, с. 31-36 (2023) | Рубрика: 14.08

 

Халецкий Ю.Д., Почкин Я.С. «Обзор технологий снижения шума вентилятора применительно к силовой установке сверхзвукового гражданского самолета» Авиационные двигатели, № 4, с. https://ciam.ru/journal/archive/nomera-zhurnalov/?SECTION_ID=150 (2023)

Представлен обзор зарубежных и отечественных исследований, посвященных снижению шума вентилятора турбореактивного двигателя для сверхзвукового гражданского самолета. Рассмотрены разные конфигурации вентиляторов: одноступенчатые и двухступенчатые, с исходным и увеличенным расстоянием между входным направляющим аппаратом и рабочим колесом, с рабочими лопатками прямой и обратной стреловидности. Представлена оценка эффективности применения звукопоглощающих конструкций. Рассмотрены варианты расположения двигателей, позволяющие оценить эффект экранирования звука крылом: двигатели под крылом и над ним, двигатели перед крылом и за ним. Показана зависимость эффекта экранирования от расстояния между соплом двигателя и задней кромкой крыла и хвостового оперения самолета. Ключевые слова: сверхзвуковой гражданский самолет, акустика, ТРДД, одноступенчатый вентилятор, двухступенчатый вентилятор, силовая установка, реактивная струя, экранирование шума, звукопоглощающая конструкция

Авиационные двигатели, № 4, с. https://ciam.ru/journal/archive/nomera-zhurnalov/?SECTION_ID=150 (2023) | Рубрика: 14.08