Научные труды Института астрономии РАН. 2023. 8, № 4

Коробцев И.В., Еселевич М.В. «Предварительные результаты фотометрии геостационарных КА в оптическом и ближнем инфракрасном диапазонах» Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 169-176 (2023)

Приводятся результаты применения коммерчески доступного фотоприемного устройства ближнего инфракрасного диапазона (0.9–1.7 мкм) в составе фотометрической аппаратуры телескопа АЗТ-33ИК Саянской солнечной обсерватории ИСЗФ СО РАН. Определены параметры инструментальной фотометрической системы и коэффициенты перехода в стандартную систему. Сбор фотометрической информации в широком диапазоне длин волн начат по ряду геостационарных космических аппаратов с целью определения показателей цвета и поиска возможных идентификационных признаков для различных спутниковых платформ. Показаны и проанализированы результаты измерений, описаны характеристики ИК-приемника, методика наблюдений и редукции данных.

Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 169-176 (2023) | Рубрика: 18

Молотов И.Е., Чжан Ч., Чжу Т., Юй Ш., Еленин Л.В., Захваткин М.В., Степаньянц В.А., Стрельцов А.И., Шильдкнехт Т., Эгамбердиев Ш.А., Тунгалаг Н., Буянхишиг Р., Заллес Р., Абдельазиз А.М., Тилиб С.К., Магомед Н., Перец Тижерина Э.Г., Русаков О.П. «Новый статус проекта ИСОН» Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 177-182 (2023)

Международная научная оптическая сеть ИСОН – открытый международный научный проект, специализирующийся на наблюдениях околоземных космических объектов. Он начался в Пулковской обсерватории в 2004 г., затем был продолжен в Институте прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, а с 2019 г. реализуется частной компанией «Малое инновационное предприятие «ИСОН Баллистика-Сервис». Таким образом, ИСОН превратился в открытый международный частный проект. Еще одной новой особенностью является укрепление сотрудничества с Китайской академией наук. Также проект постепенно превращается в международный центр обмена информацией по космическому мусору.

Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 177-182 (2023) | Рубрика: 18

Николенко И.В., Аршинкин С.С., Маслов И.А., Шенаврин В.И. «Наблюдение сверхновой SN2023ixf в июле 2023 г.» Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 183-185 (2023)

В июле 2023 г. были проведены наблюдения сверхновой SN2023ixf, с использованием нового поляриметра телескопа Цейсс-1000 Симеизской обсерватории ИНАСАН и инфракрасного фотометра ГАИШ (КАС МГУ). Приводятся спектральные потоки от сверхновой в стандартных полосах UBVRI JHKLM и оценки параметров линейной поляризации для полос BVRI

Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 183-185 (2023) | Рубрика: 18

Терентьева А.К., Барабанов С.И. «Метеоритообразующие тела внутри орбиты Земли» Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 186-187 (2023)

По опубликованным данным была рассмотрена популяция 39 метеоритообразующих тел. Из них были выбраны 4 объекта, орбиты которых расположены внутри орбиты Земли. Динамический параметр Тиссерана Tj (возмущающая планета – Юпитер) указывает на их астероидное происхождение. Из астероидов NEO были отобраны те, что расположены внутри орбиты Земли. Таких оказалось 26 астероидов. Из популяции 26 астероидов, согласно критерию Саутворда–Хоккинса, найдены астероиды, которые могут быть связаны с метеоритообразующими телами. Предполагается, что эти тела могут быть осколками соответствующих астероидов. Делается вывод, что внутри орбиты Земли возможен постоянный источник образования метеоритообразующих т

Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 186-187 (2023) | Рубрика: 18

Кузин С.П. «Исследование влияния применения модели AOD1B на точность обработки DORIS измерений» Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 188-191 (2023)

Исследовано влияние применения модели AOD1B, учитывающей неприливные атмосферные и океанические возмущения, на точность обработки DORIS измерений. Для решения указанной задачи были обработаны DORIS данные в формате RINEX для десяти миссий системы DORIS (Cryosat2, HY2A, HY2C, HY2D, Jason2, Jason3, Saral, Sentinel3a, Sentinel3b, Sentinel6a), восемь из которых являются действующими и две миссии (Jason2 и HY2A) завершили свою работу. Интервал обработки для каждой действующей миссии составляет промежуток времени от начала миссии до конца 2022 г. Для проекта Jason2 интервал обработки составлял 2008.5–2019.8 гг., для проекта HY2A – 2011.8–2020.7 гг. Результаты исследования показывают, что использование модели AOD1B для всех десяти миссий совсем незначительно (менее 1%) уменьшает среднюю остаточную погрешность DORIS измерений. Таким образом, применение модели AOD1B при обработке DORIS измерений не оказывает существенного влияния на точность получаемого решения в используемой стратегии обработки.

Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 188-191 (2023) | Рубрика: 18

Кузин С.П. «Использование кватернионов при обработке DORIS данных» Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 192-194 (2023)

Выполнено исследование применения кватернионов при обработке DORIS измерений формата RINEX и проведена оценка влияния использования кватернионов на точность результатов обработки. Обработка данных с использованием кватернионов применялась для измерений спутников Jason2 и Jason3. Для проекта Jason2 интервал обработки составлял 2008.5–2019.8 гг., для проекта Jason3 – 2016.0–2023.0 гг. Результаты вычисления радиальной скорости между передатчиками и приемниками указанных миссий показывают незначительное уменьшение средней остаточной погрешности радиальной скорости при использовании кватернионов (менее 1%). Таким образом, при используемой стратегии обработки DORIS измерений, использование кватернионов не оказывает существенного влияния на точность получаемого решения.

Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 192-194 (2023) | Рубрика: 18

Ибрагимов М.А., Наливкин М.А, Шугаров А.С., Бисикало Д.В., Эгамбердиев Ш.А. «Четырехканальный российско-узбекский кластер» Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 195-203 (2023)

Описан новый широкоугольный оптический инструмент ИНАСАН, который создается в рамках двустороннего российско-узбекского сотрудничества по астрономии в 2023–2024 гг. Инструмент представляет собой кластер из четырех идентичных широкоугольных 28 см телескопов на единой монтировке и предназначен для всенебесных обзоров и фотометрического мониторинга. За одну экспозицию кластер просматривает небесную площадку 7 кв. гр. одновременно в четырех фотометрических полосах c масштабом пикселя 1.26″. Приведены и обсуждены технические и оптико-электронные характеристики кластера. Кластер планируется установить на Майданакской астрономической обсерватории АИ АН РУз, которая характеризуется большим количеством ясного ночного времени (около 2500 часов в год) с устойчивым и высоким медианным качеством изображения (лучше 0.7″). Кластер ИНАСАН станет одним из наиболее информативных позиционно-фотометрических комплексов в РФ и будет востребован в мировой сети многоцветных широкоугольных оптических телескопов, включая астрономические сети БРИКС.

Научные труды Института астрономии РАН, 8, № 4, с. 195-203 (2023) | Рубрика: 18