Солнечно-земная физика. 2023. 9, № 3

Язев С.А., Исаева Е.С., Хос-Эрдэнэ Б. «25-й цикл солнечной активности: первые три года» Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 5_-11 (2023)

Выполнен анализ особенностей текущего 25-го цикла солнечной активности на протяжении первых трех лет развития (2020–2022 гг.). Показано, что по сравнению с предыдущим 24-м циклом текущий превышает его по количеству групп пятен (в 1.5 раза), числу вспышек (в 1.8 раза), суммарному вспышечному индексу (в 1.5 раза). Выявлены различия в распределениях групп пятен в 24-м и 25-м циклах по максимальной достигаемой площади (м.д.п.). Показано, что в 25-м цикле наиболее значимо превышение числа групп пятен с площадями до 30 м.д.п. (1 м.д.п.=3.04·106 км2 ), а также в интервале от 570 до 1000 м.д.п. В отличие от 24-го цикла, степень северо-южной асимметрии в 25-м цикле существенно понижена. Это позволяет прогнозировать повышенную высоту 25-го цикла (на 20–50%) в соответствии с правилом Гневышева–Оля, а также возможный одновершинный характер цикла.

Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 5_-11 (2023) | Рубрика: 18

Еселевич В.Г., Пархомов В.А. «Роль альфа-частиц в проникновении диамагнитных структур солнечного ветра внутрь магнитосферы» Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 12-23 (2023)

Приводятся результаты исследований, показывающие наличие одновременных скачков концентрации протонов (N2/N1)p и альфа-частиц (N2/N1)α на границах диамагнитных структур (ДС) различных масштабов как в квазистационарном медленном, так и в спорадическом солнечном ветре (СВ). Для ДС квазистационарного медленного СВ, связанного с поясом или цепочками стримеров, в рамках рассмотренной в статье статистики имеет место единая линейная зависимость (N2/N1)α от (N2/N1)p. Это означает, что скачки концентрации протонов и альфа-частиц имеют единую физическую природу и обусловливаются диамагнетизмом на границах ДС квазистационарных потоков СВ различных типов. На фронте межпланетных ударных волн (МУВ) скачок (N2/N1)α примерно в два раза превышает скачок (N2/N1)p, что отражает особенности коллективного бесстолкновительного нагрева плазмы во фронтах МУВ и требует дальнейших дополнительных исследований. Максимальное превышение (почти в три раза) относительным возрастанием концентрации альфа-частиц (N2/N1)α относительного возрастания концентрации протонов (N2/N1)p наблюдается в эруптивных протуберанцах. Отклик в таких явлениях, как полярные сияния, потоки протонов и альфа-частиц, геомагнитное поле, геомагнитные пульсации, подобен при воздействии на магнитосферу ДС различной природы и МУВ, например зарегистрированной 23.04.2002 на расстоянии 1 а.е. от центра Солнца. Обнаруженные особенности магнитосферного отклика на контакт с ДС различной природы и МУВ можно интерпретировать как импульсное прохождение вещества ДС (плазмоида) в магнитосферу. Результаты исследований скачков (N2/N1)α могут быть использованы как дополнительный аргумент при идентификации случаев импульсного проникновения ДС внутрь магнитосферы и при исследовании физической природы этих проникновений.

Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 12-23 (2023) | Рубрика: 18

Ковалев И.И., Олемской С.В., Сдобнов В.Е. «Мониторинг параметров магнитосферы по эффектам в космических лучах в августе 2018 г.» Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 24-27 (2023)

По данным наземных измерений космических лучей на мировой сети нейтронных мониторов с привлечением данных (без исправления на температурный эффект) комплекса мюонных телескопов в Якутске и мюонного годоскопа УРАГАН (Москва) модифицированным методом спектрографической глобальной съемки в период геомагнитных возмущений в августе 2018 г. произведено разделение вариаций космических лучей на составляющие межпланетного, магнитосферного и атмосферного происхождения. Получены временные вариации потока первичных частиц и питч-угловой анизотропии космических лучей с жесткостью 4 ГВ, ориентации межпланетного магнитного поля, приведены изменения жесткости геомагнитного обрезания в Иркутске. На основе полученных данных по изменениям планетарной системы жесткостей геомагнитного обрезания в рамках простейшей осесимметричной модели ограниченной магнитосферы рассчитаны некоторые параметры магнитосферных токовых систем, а именно радиусы кольцевого тока и токов на магнитопаузе и Dst-индекс.

Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 24-27 (2023) | Рубрика: 18

Гульельми А.В., Фейгин Ф.З. «Парциальные пондеромоторные силы волн Альфвена в околоземной плазме» Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 28-32 (2023)

При исследовании пондеромоторного воздействия волн Альфвена на околоземную плазму ранее использовалась общая формула для пондеромоторных сил, известная в классической электродинамике сплошных сред. Формула в явном виде не учитывает многоионного состава плазмы. Под действием волн были обнаружены заметные изменения макроскопических параметров – плотности и скорости плазмы. Плазма в магнитосфере Земли содержит ионы с различным отношением заряда к массе. Кроме ионов водорода и гелия, плазма содержит примеси ионов кислорода ионосферного происхождения, а также других тяжелых ионов. В этой связи возникает широкий круг задач о пондеромоторной сепарации ионов различных сортов. Для решения задач такого рода предлагается использовать парциальные пондеромоторные силы и описывать плазму не гидродинамическими, а квазигидродинамическими уравнениями. В статье рассмотрен вывод выражений для парциальных сил в случае бегущей монохроматической волны Альфвена, а также указан способ получения более общих формул путем разложения классической формулы, известной в макроскопической электродинамике, на сумму парциальных сил. Пондеромоторная сепарация ионов проиллюстрирована на примере задачи о диффузионном равновесии магнитосферной плазмы. Предложена гипотеза о том, что волны Альфвена перераспределяют плазму вдоль геомагнитных силовых линий таким образом, что плазма в минимумах магнитного поля характеризуется повышенным содержанием тяжелых ионов. Высказано предположение о существовании в потоке полярного ветра струйных течений с малой примесью тяжелых ионов. Статья посвящена 80-летию открытия волн Альфвена.

Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 28-32 (2023) | Рубрика: 18

Ахметов О.И., Мингалев И.В., Мингалев О.В., Белаховский В.Б., Маурчев Е.А., Ларченко А.В., Суворова З.В., Балабин Ю.В. «Влияние сильных солнечных протонных событий на распространение радиосигналов в диапазоне ОНЧ в области высоких широт» Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 33-46 (2023)

Методами вычислительного эксперимента исследованы особенности распространения сигналов радиотехнической системы дальней навигации РСДН-20 в высокоширотном участке волновода Земля–ионосфера во время солнечных протонных событий. В работе рассмотрены два протонных события GLE (Ground Level Enhancement) – 13 декабря 2006 г. (GLE70) и 10 сентября 2017 г. (GLE72). Профили концентрации электронов строились по моделям GDMI (Global Dynamic Model of Ionosphere) и RUSCOSMICS, разработанной в Полярном геофизическом институте. Приведены оценки изменений фазы и амплитуды сигналов РСДН-20 во время высыпаний высокоэнергичных протонов в высокоширотной области волновода Земля–ионосфера. По результатам вычислительных экспериментов и анализа затухания электромагнитного сигнала на основе аналитических решений уравнений Максвелла в замагниченной ионосферной плазме обнаружена закономерность в частотной зависимости затухания сигнала, связанная одновременно с высотой отражения сигнала, профилями электронной концентрации и частотой столкновений электронов с нейтральными частицами и с ионами. Обсуждаются ограничения метод вычислительного эксперимента, приведено сравнение результатов моделирования с данными обсерваторий ПГИ «Ловозеро» и «Тулома».

Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 33-46 (2023) | Рубрика: 18

Потапов А.С., Полюшкина Т.Н., Гульельми А.В., Ратовский К.Г., Москалев И.С. «Спектральный анализ излучения ИАР для определения величины и изменчивости максимума электронной концентрации NmF2» Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 47-57 (2023)

Эта методическая статья рассматривает возможность оценки в разных условиях максимума электронной концентрации области F2 ионосферы (NmF2) по данным о частоте спектральных полос (гармоник) излучения ионосферного альфвеновского резонатора (ИАР). Описана простая методика отслеживания частоты спектральных полос в течение суток по измерению их положения на графике суточного динамического спектра ИАР. С привлечением расчетов в рамках глобальной ионосферной модели IRI-2016 проверена корректность сравнения измеренных в одной точке частот резонансных полос с данными радиозондирования, выполнявшегося в других точках, удаленных от пунктов измерения частот ИАР на некоторое расстояние. Предложен алгоритм сравнения измеряемой радиозондом NmF2 с частотами спектральных линий путем предварительного вычисления оценочного фактора. Он формируется на основе нелинейной комбинации частот трех наблюдаемых гармоник. Затем временной ряд этого фактора сравнивается с результатами радиозондирования, вычисляются коэффициенты корреляции и регрессии и подсчитываются ошибки оценок. На материале редких случаев круглосуточного наблюдения излучения ИАР в зимние месяцы 2011–2012 гг. была прослежена зависимость средней ошибки определения NmF2 от местного времени. Приведены данные о наиболее благоприятных интервалах местного времени для определения NmF2 по данным о частотах гармоник ИАР в зависимости от сезона. Обсуждаются некоторые дополнительные факторы, влияющие на точность оценок и определяющие частотный диапазон излучения ИАР.

Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 47-57 (2023) | Рубрика: 18

Белаховский В.Б., Будников П.А., Калишин А.С., Пильгаев С.В., Ролдугин А.В. «Влияние геомагнитных возмущений на сцинтилляции сигналов спутников ГЛОНАСС и GPS по данным наблюдений на Кольском полуострове» Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 58-72 (2023)

Проведено сравнение влияния геомагнитных возмущений во время магнитных бурь различных типов (CME и CIR) и во время изолированной суббури на сцинтилляции сигналов спутников ГЛОНАСС и GPS с использованием приемника Septentrio PolaRx5, установленного в г. Апатиты (Мурманская область, Россия). Проанализированы данные наблюдений за 2021 г. Детально рассмотрены магнитные бури 3–4 ноября 2021 г. и 11–12 октября 2021 г. Магнитная буря 3–4 ноября 2021 г. была одной из наиболее мощных за последние годы. Анализ показывает, что наибольших значений фазовый индекс сцинтилляций достигает во время ночных и вечерних суббурь (σΦ≈1.5–1.8), сопровождающихся отрицательной бухтой в магнитном поле. Однако во время магнитных бурь положительные бухты в магнитном поле, связанные с усилением восточного электроджета, приводят к вполне сопоставимым значениям σφ. Рост фазовых сцинтилляций во время ночных и вечерних возмущений коррелирует с ростом интенсивности УНЧ-волн (Pi3/Pc5 пульсации) и появлением дуг полярных сияний. Это подтверждает важную роль УНЧ-волн в формировании авроральной дуги и развитии ионосферных неоднородностей. Преобладание зеленой линии в спектре полярных сияний говорит о вкладе возмущений в E-слое ионосферы в рост фазовых сцинтилляций. Пульсирующие полярные сияния, связанные с ионосферными возмущениями в D-слое, не сопровождаются заметным ростом фазовых сцинтилляций. Анализ критических частот ионосферы по данным ионозонда на гидрометеорологической станции «Ловозеро» говорит о формировании спорадического Es-слоя ионосферы во время роста фазовых сцинтилляций. Разница в значении фазовых сцинтилляций на спутниках ГЛОНАСС и GPS в период отдельных возмущений может достигать 1.5 раз, что может быть связано с различными орбитами спутников. При этом уровень ГЛОНАСС/GPS-сцинтилляций на частоте L2 выше, чем на частоте L1. Увеличения амплитудного индекса сцинтилляций во время рассматриваемых событий не обнаружено.

Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 58-72 (2023) | Рубрика: 18

Куражковская Н.А., Куражковский А.Ю. «Эффект гистерезиса между индексами геомагнитной активности (Ap, Dst) и параметрами межпланетной среды В 21–24 циклах солнечной активности» Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 73-82 (2023)

Исследована связь индексов геомагнитной активности Ap и Dst на интервалах времени, равных солнечным циклам (∼11 лет), с индикаторами солнечной активности и параметрами гелиосферы. Показано, что кривые зависимости Ap и Dst от индикаторов солнечной активности, а также от параметров гелиосферы, т. е. параметров солнечного ветра и межпланетного магнитного поля, на восходящей и нисходящей ветвях 21–24-го циклов солнечной активности не совпадают, что является признаком гистерезиса. Индексы Ap и Dst формируют петли гистерезиса со всеми анализируемыми параметрами в 21–24-м циклах. Форма и площадь петель гистерезиса, а также направление вращения в них по часовой стрелке или против часовой стрелки существенно зависят от индикаторов солнечной активности, гелиосферных параметров и изменяются от цикла к циклу. Обнаружена тенденция уменьшения протяженности и площади петель гистерезиса от 21-го к 24-му циклу. Анализ изменчивости формы и размера петель гистерезиса, образуемых индексами Ap и Dst с индикаторами солнечной активности и параметрами гелиосферы, дает основания полагать, что петли отражают долговременную эволюцию потока энергии солнечного ветра, определяющего глобальную геомагнитную активность и интенсивность магнитосферного кольцевого тока на восходящей и нисходящей

Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 73-82 (2023) | Рубрика: 18

Хабитуев Д.С., Черниговская М.А. «Ретроспективный анализ многолетних региональных особенностей динамического режима ионосферы над югом Восточной Сибири» Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 83-92 (2023)

Выполнен статистический анализ массива архивных экспериментальных данных о динамическом режиме ионосферы над Иркутском, полученных в 1958–1982 гг. радиофизическим методом разнесенного приема с малой базой отраженного от ионосферы радиосигнала при вертикальном наземном радиозондировании. Получены статистические многолетние характеристики дрейфа неоднородностей ионизации над регионом юга Восточной Сибири. Подтверждены явные различия в характере динамического режима нижней и верхней ионосферы. Показано, что движение ионизации в зональном направлении более регулярно, чем меридиональный дрейф. Определены характерные сезонные особенности вариаций величин и направлений горизонтальных дрейфовых движений на высотах областей Е и F ионосферы. Для нижней ионосферы характерна высокая изменчивость и сезонные вариации скоростей движений. Зимой зональная компонента скорости горизонтального дрейфа ионизации направлена на запад, летом – на восток. На высотах верхней ионосферы динамический режим более регулярен. Наблюдается преобладающее зональное направление движения неоднородностей ионизации на запад для всех сезонов (высоты более 230 км). Меридиональная компонента скорости горизонтального дрейфа преимущественно имеет направление на юг. Таким образом, горизонтальный дрейф неоднородностей плазмы на высотах верхней ионосферы в целом направлен на юго-запад с преобладанием зонального направления.

Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 83-92 (2023) | Рубрика: 18

Гаврилов Н.М., Кшевецкий С.П. «Выделение спектра вторичных акустико-гравитационных волн в средней и верхней атмосфере в численной модели высокого разрешения» Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 93-99 (2023)

В последнее время значительное внимание уделяется исследованию так называемых вторичных акустико-гравитационных волн (АГВ), возникающих в результате неустойчивости и нелинейных взаимодействий первичных волновых мод, распространяющихся от атмосферных источников, между собой и со средним потоком. В данной работе впервые выполнено разделение горизонтальных пространственных спектров первичных и вторичных АГВ на фиксированных высотных уровнях в средней и верхней атмосфере в различные моменты времени, которые рассчитываются с помощью трехмерной нелинейной модели высокого разрешения AtmoSym. Показано, что через небольшое время после включения источника плоских волн на нижней границе модели спектр состоит из пика, соответствующего первичной АГВ, и квазибелого шума, образуемого случайными возмущениями атмосферы и шумами численной модели. Позднее в спектрах появляются пики вторичных волн на горизонтальных волновых числах, кратных волновым числам первичной АГВ. Предлагаемое разделение спектров первичных и вторичных АГВ позволяет оценивать относительный вклад вторичных АГВ на различных высотах, в разное время и при разной устойчивости фоновых профилей температуры и ветра в атмосфере.

Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 93-99 (2023) | Рубрики: 08.02 18

Селиванов В.Н., Аксенович Т.В., Билин В.А., Колобов В.В., Сахаров Я.А. «База данных геоиндуцированных токов в магистральной электрической сети «Северный транзит»» Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 100-110 (2023)

Создана и размещена в открытом доступе база данных, содержащая результаты измерений геоиндуцированных токов (ГИТ) за период 2011–2022 гг. в нейтралях трансформаторов на трех электрических подстанциях 330 кВ магистральной электрической сети «Северный транзит», проходящей по территории Республики Карелия, Мурманской и Ленинградской областей. Значение ГИТ зависит от величины геоэлектрического поля на поверхности Земли, взаимного расположения подстанций, к которым подключены линии электропередачи, сопротивлений элементов электрической сети. Немаловажными факторами являются разветвленность электрической сети, которая определяет пути растекания индуцированных токов, и топология сети на момент записи данных мониторинга. Описаны структура и принципы функционирования единственной в России региональной системы мониторинга ГИТ в электрической сети. Продемонстрированы особенности содержащихся в базе ГИТ данных, которые необходимо учитывать при их обработке и анализе. Приведены примеры использования базы данных ГИТ в энергетических и геофизических исследованиях. Выполненная работа по организации непрерывной регистрации ГИТ на подстанциях магистральной электрической сети в Арктической зоне не имеет аналогов в Российской Федерации и предоставляет обширный оригинальный материал, позволяющий исследовать геомагнитные возмущения и их влияние на электрические сети. База данных находится в открытом доступе [http://gic.en51.ru].

Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 100-110 (2023) | Рубрика: 18

Жданов Д.А., Алтынцев А.Т., Мешалкина Н.С., Анфиногентов С.А. «Статистический анализ микровспышек по данным cпектрополяриметра 4–8 ГГц» Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 111-121 (2023)

Радионаблюдения слабых событий являются одним из перспективных методов исследования энерговыделения и нетепловых процессов в солнечной короне. Развитие инструментальной базы позволяет вести радионаблюдения слабых транзиентных корональных явлений, таких как квазистационарные уярчания и слабые вспышки рентгеновского класса B и ниже, не доступные ранее для анализа. Используя наблюдения на спектрополяриметре Badary Broadband Microwave Spectropolarimeter (BBMS) мы измерили параметры спектров микроволнового излучения для трех десятков слабых солнечных вспышек рентгеновских классов от А до С1.5. Спектры свидетельствуют, что нагрев плазмы вызывается появлением потоков нетепловых электронов, которые можно обнаружить по формируемым ими всплескам микроволнового излучения, преимущественно с амплитудой ∼5–6 солнечных единиц потока (с.е.п.) радиоизлучения равна 10–22 Вт/(м·Гц)) на частотах 4–5 ГГц. Диапазон индексов роста низкочастотной части спектра fα меняется в широких пределах α=0.3–15. Распределение индексов спада высокочастотной части подобно распределениям обычных вспышек. Одно из объяснений появления больших значений fα – эффект Разина, который может влиять на форму гиросинхротронного спектра, при генерации всплесков в плотной плазме при относительно слабых магнитных полях. Обнаружены два события, в которых появление нетепловых электронов приводит к генерации узкополосных всплесков на частотах около двойной плазменной частоты. Тестовые испытания Сибирского радиогелиографа (СРГ) показали возможности измерений структуры вспышечных источников с потоками ∼1 с.е.п., что свидетельствует о высоком диагностическом потенциале создаваемого радиогелиографа для обнаружения процессов ускорения в слабых вспышечных событиях и их локализации в активных областях.

Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 111-121 (2023) | Рубрика: 18

Борисенко А.В., Богачёв С.А. «Связь между площадью полярных корональных дыр и скоростью солнечного ветра в минимуме между 22-м и 23-м солнечными циклами» Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 122-127 (2023)

Мы использовали данные космического телескопа SoHO/EIT и спектрометра VEIS на космическом аппарате Wind, чтобы сравнить скорость солнечного ветра (СВ) около орбиты Земли с изменениями площади полярных корональных дыр (КД) на Солнце в минимуме солнечной активности 1996 г. Мы обнаружили, что в марте 1996 г. скорость СВ коррелировала с площадью южной КД с коэффициентом 0.64. В сентябре и октябре 1996 г. была обнаружена корреляция скорости СВ с площадью северной КД (коэффициенты 0.64 и 0.85 соответственно). Как мы полагаем, это подтверждает, что СВ из полярных КД может проникать в плоскость эклиптики в минимуме солнечной активности. Скорость СВ составила 460–500 км/с – это ниже, чем скорость СВ из экваториальных КД (600–700 км/с).

Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 122-127 (2023) | Рубрика: 18

Ягова Н.В., Федоров Е.Н., Пилипенко В.А., Пилипенко В.А. «Естественные электромагнитные колебания диапазона 4–12 Гц по наблюдениям на спутниках SWARM и сети магнитометров CARISMA» Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 128_-137 (2023)

Рассмотрены вариации магнитного поля в диапазоне 4–12 Гц в верхней ионосфере и на Земле. Исследуется наземный отклик на когерентные на двух спутниках SWARM колебания вблизи и выше высокочастотной границы номинального диапазона геомагнитных пульсаций Pc1. Для анализа наземных колебаний используются данные сети магнитометров CARISMA. Большая часть колебаний в ионосфере регистрируется на геомагнитных широтах выше 65°, т. е. от авроральной зоны до области полярного каспа-клефта. Колебания на тех же частотах фиксируются на авроральных и субавроральных наземных станциях на расстояниях от 1500 до 3000 км до проекции спутника. Определенные из наблюдательных данных значения отношения RGI амплитуды колебаний на Земле к амплитуде в ионосфере сравниваются со значениями, рассчитанными для альфвеновского пучка конечного радиуса, падающего на квазиреальную ионосферу. Радиальное распределение RGI зависит от частоты колебаний и высотного распределения ионосферных параметров, которое определяется в основном сезоном и местным временем. Наиболее вероятные значения RGI лежат в диапазоне от 10–3 до 10–1 . Показано, что определенные из измерений значения RGI согласуются с расчетными для радиуса падающего пучка в несколько сотен километров.

Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 128_-137 (2023) | Рубрика: 18

«Гелию Александровичу Жеребцову – 85 лет» Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 138 (2023)

Академику Г.А. Жеребцову, научному руководителю Института, главному редактору журнала «Солнечно-земная физика» исполняется 85 лет. Под его руководством и при непосредственном участии развивалась Норильская комплексная магнитно-ионосферная станция, которую он возглавил в 1964 г., создавались и продолжают создаваться уникальные научные установки, проводятся комплексные исследования физических механизмов солнечной активности и ее влияния на процессы в гелиосфере и околоземном космическом пространстве. Важнейшие результаты по динамике атмосферы Земли оказали существенное влияние на исследование влияния эффектов космической погоды на функционирование радиоэлектронного оборудования геостационарных и высокоорбитальных космических аппаратов. Большое количество научных работ, создание по инициативе Гелия Александровича Центра космического мониторинга ИСЗФ СО РАН, Объединенного Российско-Китайского научного центра по космической погоде, проведение на постоянной основе Международной Байкальской молодежной научной школы по фундаментальной физике, в которой он является ректором, участие в многочисленных национальных и международных проектах – трудно перечислить все направления научной и организационной деятельности Г.А. Жеребцова, отмеченной многими наградами. Гелий Александрович является в настоящее время научным руководителем Института солнечно-земной физики СО РАН, он имеет богатый опыт многолетних исследований в области солнечно-земной физики и огромный потенциал для решения новых актуальных задач. Одна из важнейших – создание и развитие Национального гелиогеофизического комплекса РАН (НГК РАН) на базе обсерваторий Института. Этот проект является одним из приоритетных для российской науки на ближайшее десятилетие. Его целью является переход на качественно новый перспективный уровень развития экспериментальных исследований в области солнечно-земной физики и решения задач по разработке и освоению инновационных космических технологий.

Солнечно-земная физика, 9, № 3, с. 138 (2023) | Рубрики: 03 18