Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.01 Шумы и вибрации в воздушной среде

 

Кондратьев В.И., Новиков С.В., Рассадов Д.Н., Стадник А.В. «Экспериментально-теоретическое исследование возможности акустической пеленгации вертолетов» Молекулярные технологии, № 4, с. 138-149 (2010)

Описан разработанный макет системы акустического наблюдения за вертолетами. Для создания макета было проведено численное моделирование для оценки ошибок обнаружения, пеленга, идентификации в зависимости от расстояния между приемниками акустического давления, от ошибки измерения расстояния между приемниками, от характеристик используемого оборудования. Приведены результаты моделирования и экспериментальных исследований шумов вертолетов и определения пеленга на вертолет.

Молекулярные технологии, № 4, с. 138-149 (2010) | Рубрики: 08.14 10.01 14.01 14.02

 

Kletschkowski T. «Some insights in active control of noise and vibration in aircraft cabins» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 11-21 (2020)

Представлен краткий обзор активного контроля низкочастотного внутреннего шума в кабинах самолетов, вызываемого внутренними и внешними источниками, такими как двигатели или турбулентный поток воздуха. Существуют воздушные суда с винтовым приводом и реактивным двигателем, последние являются основными источниками создания воздушного и структурного шума внутри салона воздушного судна. В частности, в низкочастотном диапазоне можно эффективно применять активные методы шумозащиты для снижения уровня внутреннего звукового давления. Применение их может быть основано на контроллере прямой связи или контроллере обратной связи. Обе структуры могут включать в себя самоадаптивные алгоритмы для отслеживания изменений мешающего шумового поля. Известны практические применения коммерческих самолетов на основе систем с распределенными датчиками и исполнительными механизмами. Комбинация всех компонентов позволяет сделать вывод, что активный контроль внутреннего шума самолета можно интерпретировать как мехатронный подход.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 11-21 (2020) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Крюков Ю.С. «Метод определения пространственных координат взрывных источников акустического сигнала в условиях ветровых помех» Молекулярные технологии, № 4, с. 122-137 (2010)

Предложен метод определения пространственных координат взрывных источников акустического сигнала в условиях ветровых помех. Применена модель распространения сигнала от взрывного источника в виде бегущей волны, скорость фронта которой изменяется в зависимости от дальности до источника. Метод устойчив к влиянию ветровых помех и изменяющихся метеорологических параметров среды. Приведены примеры определения координат взрывных источников данным методом в реальных полевых условиях.

Молекулярные технологии, № 4, с. 122-137 (2010) | Рубрики: 10.01 14.02

 

Агейкин А.В., Коротаев Ю.В., Крюков Ю.С., Саламатин И.М. «Программный комплекс мобильной акустической системы для мониторинга выполнения экспериментальных работ в полевых условиях» Молекулярные технологии, № 4, с. 150-167 (2010)

Предложен программный комплекс мобильной акустической системы для обеспечения проведения экспериментальных работ с взрывными источниками в полевых условиях и обработки экспериментальных данных в реальном масштабе времени эксперимента. Разработанный комплекс позволяет автоматизировать процесс регистрации физических полей, определение параметров акустических и сейсмических волн, оценку пространственных координат взрывных источников акустического сигнала в условиях ветровых помех. Приведена структура программного комплекса и описаны особенности его функционирования. Приведены примеры обработки экспериментальных данных и определения координат взрывных источников в реальных полевых условиях.

Молекулярные технологии, № 4, с. 150-167 (2010) | Рубрики: 10.01 14.01 14.02

 

Миронова Т.Б., Рекадзе П.Д., Прокофьев А.Б., Родионов Л.В. «Расчётные и экспериментальные исследования гасителя пульсаций давления для трубопроводных систем» Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение, 23, № 4, с. 144-154 (2024)

Представлена аналитическая модель гасителя пульсаций давления для трубопроводных систем обобщённой структуры, полученная с помощью метода четырёхполюсников. Данная модель получена в сосредоточенных и в распределённых параметрах. Учёт распределённости параметров проведён для центрального инерционного канала гасителя введением в аналитическую модель вместо матрицы инерционного сопротивления матрицы для распределённого элемента. В программе Ansys разработана конечно-элементная параметрическая модель двухкаскадного гасителя колебаний реактивного типа. Пульсационные процессы в гасителе смоделированы с помощью акустического анализа. По трём моделям проведён расчёт частотнозависимых коэффициентов матрицы передачи гасителя с помощью трёх численных экспериментов, в которых используется участок трубопроводной системы, для которого динамические характеристики известны заранее. Рассчитаны характеристические параметры двухкаскадного гасителя колебаний реактивного типа: волновые (характеристические) сопротивления на входе и на выходе и коэффициент собственного затухания. Расчёт проведён с использованием аналитических и конечно-элементных моделей. Разработан однокаскадный гаситель колебаний давления, с регулируемыми параметрами, позволяющий изменять сопротивления жиклёров и резонансных трубок, длину центрального канала и ёмкость расширительной полости. Для разработанного однокаскадного гасителя колебаний проведено сравнение собственных характеристик, рассчитанных по аналитической модели и по результатам экспериментальных исследований.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение, 23, № 4, с. 144-154 (2024) | Рубрики: 10.01 10.05 14.06

 

Мурзинов В.Л., Мурзинов П.В., Мурзинов Ю.В. «Генерирование аэродинамического шума воздушной прослойкой» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 5, № 3, с. 59-66 (2019)

Разработана модель потенциала скорости малых перемещений в воздушных потоках применительно к пневмоконвейерам. В качестве воздушных потоков рассмотрено течение воздуха в узком зазоре между параллельными плоскостями. На основании потенциала скорости малых перемещений получена инженерная формула для вычисления уровня шума, возникающего в воздушной прослойке. В работе рассмотрен фрагмент пневмоконейера, использующего щелевые отверстия для питания воздушной прослойки.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 5, № 3, с. 59-66 (2019) | Рубрика: 10.01

 

Гогуадзе М.Г. «Моделирование шумообразования специального расточного станка» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 1, с. 30-38 (2020)

Уровни шума на рабочих местах операторов металлообрабатывающих станков зачастую превышают нормативные значения и достигают уровней звука до 90–95 дБА. Характерной особенностью данного типа станков является наличие двух одновременно работающих борштанг, предназначенных для растачивания отверстий различного диаметра. В этой статье рассмотрен процесс моделирования шумообразования специального расточного станка.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 1, с. 30-38 (2020) | Рубрика: 10.01

 

Кирпичников В.Ю., Кощеев А.П., Добрынин Д.Г., Дроздова Л.Ф. «Экспериментальное исследование низкочастотной эффективности малогабаритного звукоизолирующего кожуха» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 1, с. 39-46 (2020)

Выполнены экспериментальные исследования звукоизлучения крышки малогабаритного звукоизолирующего кожуха на низших резонансных частотах изгибных колебаний при отсутствии и наличии на ней тонкого армированного вибропоглощающего покрытия. Показано, что облицовка крышки покрытием, содержащим полимерную пленку на основе поливинилацетата, приводит к повышению эффективности кожуха на частотах, где звукопоглощающие материалы с существенно большими толщинами не работают.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 1, с. 39-46 (2020) | Рубрики: 10.01 14.02

 

Ерёменко Д.О., Заплетников И.Н., Пильненко А.К. «Моделирование виброакустических процессов внутренних источников шума овощерезательных машин» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 1, с. 47-59 (2020)

Проведено моделирование виброакустических процессов в конструкциях овощерезательных машинах общественного питания. Получены зависимости амплитуды виброскоростей масс двухмассовой динамической виброакустической системы (ВАС), которой моделируются монопольные излучатели, от амплитуды возмущающей силы и круговой частоты вынужденных колебаний, из которых видно, что виброскорости увеличиваются с возрастанием амплитуды возбуждающей силы и уменьшаются с возрастанием значений круговой частоты вынужденных колебаний. Определены зависимости изменения амплитуды виброскоростей масс от удельного сопротивления нарезанию продукта рабочим органом и масс системы. Установлена зависимость амплитуды виброскорости масс от первой массы, с увеличением которой значения виброскоростей увеличиваются. Выполнено моделирование коэффициента излучения шума исследуемого класса машин. В работе исследован коэффициент потерь колебательной энергии в конструкциях исследуемых машин. На передаточные функции масс наиболее существенное влияние оказывает частота вынужденных колебаний, в особенности на вторую, поэтому для улучшения виброакустических характеристик целесообразно снижать передаточную функцию, прежде всего первой массы, а также снижать амплитуды внешней нагрузки.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 1, с. 47-59 (2020) | Рубрики: 10.01 14.02

 

Васильев В.А., Ксенофонтова В.К. «Шум автомобильного транспорта» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 1, с. 66-76 (2020)

Показано, что основным фактором негативного воздействия на окружающую среду является шум автомобильного транспорта. Рассматриваются причины возникновения шума автотранспорта, как единичных источников шума, так и автотранспортного потока. Описаны явления, влияющие на распространение и затухание звука. Представлена общая информация о методах определения шумовой характеристики автотранспортного потока с помощью натурных измерений. Рассмотрен вопрос нормирования шума в России и других странах. Дано представление об основных шумозащитных мероприятиях для автотранспортного потока. Показаны существующие проблемы, связанные с оценкой шума автотранспортного потока.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 1, с. 66-76 (2020) | Рубрика: 10.01

 

Мурзинов В.Л., Мурзинов П.В., Мурзинов Ю.В., Халяпина С.С. «Звукозащитные свойства винтовой вставки в воздуховодах вентиляции» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 2, с. 18-27 (2020)

Рассматривается задача оценки эффективности подавления аэродинамического шума винтовой вставкой в воздуховод вентиляции. Механические вентиляционные системы получили широкое распространение для обеспечения санитарно-гигиенических или технических потребностей во многих областях промышленности, бытовых условиях, местах пребывания большого числа людей. Однако механические вентиляционные системы имеют негативную сторону, они создают шум, который распространяется по вентиляционным каналам и может стать причиной ухудшения нормальных условий труда и отдыха. Доля аэродинамического шума существенно преобладает над структурным шумом. Поэтому подавление аэродинамической составляющей шума вентиляционных систем является актуальной задачей. Существуют различные средства снижения шума потоков в воздуховодах. В статье рассмотрены методы и конструкции, обеспечивающие снижение аэродинамического шума и показаны различные конструктивные решения, начиная от конструкций, представленных в нормативных документах и кончая оригинальными современными разработками. Отмечена эффективность применения в воздуховодах спиральных вставок в виде геликоидов. Применение геликоидов практически не увеличивает гидродинамического сопротивления воздуховодов. Использование звукопоглощающих материалов для облицовки воздуховодов и изготовления геликоидов, позволило получить синергетический эффект совместного подавления ими аэродинамического шума, в результате чего, получилось значительное снижение аэродинамического шума в диапазоне средних и высоких частот.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 2, с. 18-27 (2020) | Рубрика: 10.01

 

Буторина М.В. «Классификация аэропортов по уровням шума и разработка шумозащитных мероприятий» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 2, с. 49-62 (2020)

Результаты картирования шума на территории Санкт-Петербурга показывают, что под влиянием шума аэропорта Пулково находится порядка трети городских территорий. Авиационный шум является наиболее раздражительным по сравнению с другими видами шума, что вызывает увеличение количества жалоб со стороны населения. В настоящее время на территории РФ действует методика по оценке уровней шума аэропортов на основании максимальных уровней звука, создаваемых самолетами российского производства, разработанная на основании эмпирических данных, относящихся к 1980-м годам прошлого века. На основании технических параметров аэропортов разработана классификация аэропортов по эквивалентным уровням звука, которая может являться основанием для разработки карт шума авиатранспорта. На основании предложенной классификации рекомендованы шумозащитные мероприятия для аэропортов различных категорий.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 2, с. 49-62 (2020) | Рубрика: 10.01

 

Шашурин А.Е., Лубянченко А.А., Гогуадзе М.Г. «Эффективность мероприятий по снижению шума расточного и осетокарных станков» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 2, с. 63-68 (2020)

Повышенные уровни шума на рабочих местах металлообрабатывающих предприятий один из превалирующих вредных факторов. Анализ компоновок станков показывает, что методом вибропоглощения не всегда даёт высокий результат и не снижает уровни шума до нормативных значений. Для снижения шума все чаще используются различные ограждения и экраны. В статье подробно описаны методы расчета таких конструкций с учетом параметров помещения, с учетом геометрических размеров конструкций. Выполнение расчетов по полученным формулам позволяет значительно уточнить расчет уровней звукового давления от источников и соответственно, систем снижения шума. Разработка мероприятий по шумозащите с предложенной методикой позволит снизить уровней шума в цехах металлообрабатывающих предприятий до нормативных значений.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 2, с. 63-68 (2020) | Рубрика: 10.01

 

Лебедев О.А., Элькин Ю.И. «Влияние на уровни транспортного шума и выбросов мероприятий по повышению эффективности использования наземного транспорта в г. Московский» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 2, с. 69-76 (2020)

Отмечено, что автомобильный транспорт является источником значительного загрязнения окружающей среды шумом и выбросами. Представлены результаты исследования шумового загрязнения от автотранспорта улично-дорожной сети и от временной стройплощадки в г. Московский. Отмечено, что измеренные уровни шума на исследуемом объекте (1-й микрорайон г. Московский) превышают предельно-допустимые. Предложены меры по шумозащите для достижения санитарных норм в жилой застройке. Также предложены мероприятия и приведены результаты расчетов по снижению валовых выбросов загрязняющих веществ от непассажирского автотранспорта в указанном городе.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 2, с. 69-76 (2020) | Рубрика: 10.01

 

Behar A. «Assessment of non-hazardous low-frequency noise exposure» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 3, с. 7-12 (2020)

Низкочастотный шум (НЧ-шум) – это явление, встречающееся в окружающей среде и генерируемое естественным путем (вулканы, землетрясения) или в результате деятельности человека (большие двигатели, ветряные турбины). При повышении уровня он вызывает жалобы, в основном на раздражение, но также и на давление в груди или других органах. Оценка НЧ-шума представляла проблему, в результате чего появилось несколько методов, принятых в разных странах и юрисдикциях. Два наиболее популярных метода оценки основаны на измерении в дБА и на разнице дБН-дБА. В данной статье анализируется их точность и указывается на необходимость исследования переменных, усугубляющих раздражение от НЧ-шума.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 3, с. 7-12 (2020) | Рубрика: 10.01

 

Соловьева О.С., Элькин Ю.И. «Снижение уровня шума при дробеструйной обработке крупногабаритных деталей» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 3, с. 25-33 (2020)

рассматривается проблема снижения шума в камере дробеструйной обработки крупногабаритных деталей на ЗАО «Экспериментальный механический завод». Для этого были произведены замеры «фонового» уровня шума (подача только сжатого воздуха, без дроби), которые показали его превышение, как по уровню звука, так и по спектру над нормативными показателями. Предложен метод по снижению уровня шума в дробеструйной камере, а именно: увеличение эквивалентной площади звукопоглощения (ЗП) путем облицовки стен камеры плоскостными ЗП конструкциями. Проведен акустический расчет уровней шума на рабочем месте оператора после внедрения шумозащитных мероприятий. Благодаря этому класс условий труда на рабочем месте оператора дробеструйной обработки по фактору шума снизится с 3.4 до 3.3.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 3, с. 25-33 (2020) | Рубрика: 10.01

 

Буторина М.В., Тюрина Н.В., Иванов Н.И., Санников В.А. «Классификация автомобильных дорог по уровням шума» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 22-32 (2020)

Шум автомобильного транспорта является одним из наиболее массовых факторов воздействия на городское население. Уровень шума автотранспортного потока оценивается в зависимости от различных параметров при помощи шумовой характеристики. Были проанализированы факторы, влияющие на шумовую характеристику потоков автотранспорта, вклад которых варьируется в диапазоне от –5 до +14 дБА. Произведено сравнение результатов расчетов по российской методике и западным расчетным методикам, показано, что разница в результатах расчета составляет до 20 дБА. При помощи российской расчетной методики была выполнена классификация автомобильных дорог общего пользования и улично-дорожной сети по уровням шума, что позволило оценить шумовые характеристики автомобильных дорог с наименьшей погрешностью и выработать рекомендации по применению шумозащитных мероприятий.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 22-32 (2020) | Рубрики: 10.01 10.04

 

Чукарин А.Н., Исаев А.Г., Шашурин А.Е., Элькин Ю.И. «Теоретические исследования процессов возбуждения вибраций и шумообразования при абразивной обработке сварных швов рамных конструкций» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 71-80 (2020)

Представлены результаты теоретических исследований процессов возбуждения вибраций и шумообразования при абразивной обработке сварных швов рамных конструкций. Сварка относится к одной из наиболее популярных технологий соединения металлических конструкций. Одним из обязательных этапов после выполнения сварочных работ является зачистка сварных соединений. Однако процесс обработки сопровождается сильным шумом, который в основном превышает нормативные значения в рабочей зоне оператора. В работе рассмотрены различные расчетные схемы согласно условиям закрепления этих элементов. Определены скорости колебаний согласно условиям закрепления. Уголки и швеллера по профилю отличаются геометрическими параметрами. Особый интерес представляет отношение моментов инерции по соответствующим осям координат к площади поперечного сечения, т.к. это соотношение в значительной степени определяет теоретические величины собственных частот колебаний, скоростей колебаний и, следовательно, уровней звукового давления. Особенно это характерно для швеллеров, которые имеют большую разницу в моментах инерции в направлении осей OX и OY. По результатам работы представлено изменения спектра собственных частот колебаний при увеличении профиля.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 71-80 (2020) | Рубрика: 10.01

 

Буторина М.В., Осетров А.В., Светлов В.В., Фиев К.П. «Учет погрешностей при построении карт шума» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 81-89 (2020)

Оперативные карты шума являются средством оценки шумового режима территории, позволяющим определить зоны сверхнормативного воздействия и рационально выбирать шумозащитные мероприятия. На результаты картирования шума значительное влияние оказывают выбранный метод расчета, качество и интерпретация исходных данных, используемых для прогнозирования шума, а также другие факторы. Рассмотрено влияние таких факторов как выбранный метод расчета (ручной или при помощи программного обеспечения), расчетная методика по оценке снижения шума как в открытом пространстве, так и при наличии дифракции звука за экранирующими объектами, разбиение линейного источника шума на участки, высота расчетной точки и шаг расчетной сетки. Показано, что при шумовом картировании величина отклонения результатов расчета от измеренных уровней шума может достигать 8 дБА и более.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 81-89 (2020) | Рубрика: 10.01

 

Дроздова Л.Ф., Буторина М.В., Куклин Д.А. «Оценка снижения уровней шума зданиями различной формы» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 95-103 (2020)

Транспортный шум является одним из основных факторов негативных факторов воздействия в окружающей среде. Для снижения шума при проектировании жилой застройки используются приемы шумозащитного размещения жилой застройки, которые должны быть обоснованы акустическим расчетом. Существующие в настоящее время методы оценки дифракции не позволяют оценить снижение шума за зданиями, которые расположены не параллельно к источнику шума. Для корректной оценки снижения шума за различными типами зданий разработан научно-обоснованный инженерный метод для оценки дифракции звука при различных вариантах расположения зданий относительно источника шума. Метод позволяет оценить снижение уровней шума в результате дифракции с высокой точностью. Анализ факторов, влияющих на распространение шума в застройке, проведенный при помощи разработанного метода, позволил оценить степень влияния на затухание шума геометрических параметров зданий и разрывов между ними, звукопоглощения территории и фасадов зданий, что позволило выработать рекомендации по размещению зданий, которое бы позволило снизить шум в жилой застройке.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 95-103 (2020) | Рубрики: 10.01 11.07

 

Васильева В.К., Храмов А.В., Мышинский Э.Л., Тюрина Н.В. «Высокочастотный шум и особенности его снижения средствами индивидуальной защиты» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 104-114 (2020)

В современном мире применение высокочастотного звука оценено как важная составляющая машиностроительных производств, металлообрабатывающих и металлорежущих установок, также применение его в медицине и косметологии, в бытовых и хозяйственных сферах. Но, не смотря на всю пользу, система охраны труда должна учитывать его воздействие на человека, так как уровень восприятия и чувствительности высоких и низких частот – индивидуален. Так же индивидуально и строение органа слуха, в частности слухового прохода, которое и влияет на восприятие шума различных частот. Задача авторов – рассмотреть существующие, наиболее распространенные средства индивидуальной защиты органа слуха от высокочастотного шума, так как он, в отличие от низкочастотного, активирует отделы вегетативной нервной системы, отвечающие за стресс и тем самым нанося вред организму человека.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 104-114 (2020) | Рубрики: 10.01 10.04

 

Светлов В.В. «Снижение уровней шума в жилой застройке от инженерно-технологического оборудования предприятий» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 115-127 (2020)

Показано, что инженерно-технологическое оборудование предприятий является источником повышенного шумового воздействия на территории прилегающей жилой застройки, что приводит к обоснованным жалобам населения. Рассмотрены два метода определения инженерно-технологического оборудования предприятия, оказывающего основной вклад на уровень шума в жилой застройке. Произведена классификация инженерно-технологического оборудования предприятий в зависимости от уровней звуковой мощности, присвоены классы шумности. Рассмотрены основные применяемые шумозащитные мероприятия, определены наименее изученные схемы их применения. Предложены пять расчетных схем, в которых произведено уточнение существующих методов расчета акустической эффективности. Даны рекомендации по снижению зоны акустического дискомфорта от стационарных источников шума.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 115-127 (2020) | Рубрики: 10.01 10.04 11.07

 

Иванов Н.И., Тюрина Н.В., Шашурин А.Е., Курченко П.С. «Использование метода преобразования звуковых полей для расчёта эффективности шумозащитных конструкций» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 128-134 (2020)

Описан новый подход в расчётах эффективности шумозащитных экранов (ШЭ), основанный на принципе последовательного преобразования звуковых полей при наличии ШЭ. Получена формула расчёта, в которой учитывается: расположение ШЭ в пространстве, высота ШЭ, звукопоглощающие свойства экрана и опорной поверхности. Для увеличения точности расчётов введено понятие показателя дифракции ШЭ (ПД=10 log1/βдифр , βдифр – коэффициент дифракции экрана). Выполнены теоретические, а также экспериментальные исследования акустической эффективности. Экспериментально определён показатель дифракции ШЭ. Проверка предложенного метода расчёта проведена на стенде и в натурных условиях (всего было испытано более 50 акустических экранов). Экспериментальная проверка не утвердила более высокую точность расчётов по сравнению с используемой в расчётах оптико-дифракционной теорией.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 128-134 (2020) | Рубрики: 10.01 10.04 11.07

 

Бужинский К.В., Фиев К.П., Шашурин А.Е., Лубянченко А.А. «Исследование возможности применения термочехлов для снижения уровня шума от оборудования» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 135-147 (2020)

Рассмотрены основные вредные и опасные факторы производственной среды и производственного процесса. Проанализированы основные существующие средства защиты работников производственных предприятий от повышенного шума, выявлены их недостатки. Предложено рассмотреть конструкции термочехлов, применяемых в основном для теплоизоляции трубопроводов и запорной арматуры, в качестве акустических средств защиты, проанализированы источники информации на подобную тематику. Приведены результаты исследования звукоизоляции термочехла определённой конструкции, подтверждающие его акустическую эффективность. Выдвинуты предложения по дальнейшим исследованиям и применению подобных конструкций в качестве акустических средств защиты от шума на рабочих местах и у других нормируемых объектов.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 135-147 (2020) | Рубрики: 10.01 10.04

 

Санников В.А., Дроздова Л.Ф., Кудаев А.В. «Определение структурного шума, образованного колебаниями отдельной панели салона автомобиля» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 148-154 (2020)

Рассматриваются вопросы анализа амплитудно-частотных характеристик (АЧХ) вибрации панелей и оценка уровня излучения ими звукового давления в воздушную среду салонов автомобилей (кабин). Приводятся результаты моделирования рабочего процесса с использованием пакетов программ ANSYS Достоверность исходных данных в используемых вычислительных пакетах программ подтверждалась тестированием задачи по её аналитическому решению. На основе полученных результатов колебаний задней двери решалась практическая задача по анализу уровня шума, излучаемого панелью в салон автомобиля на низших частотах. Для определения звукового давления в характерной точке салона – у головы водителя использовался стандартный метод логарифмического суммирования от узлов (поверхностей акустических поршней) расчетной конечно-элементной модели конструкции двери. Уровни звукового давления, найденные вычислениями при вибрации рассматриваемой панели автомобиля, сопоставляются с экспериментально измеренными значениями звукового давления в салоне автомобиля. Предложенная методика оценки шума позволяет выполнять доработку конструкции по показателям, как вибрации, так и уровню структурному шума, обеспечивая комфортные условия жизнедеятельности, что в целом удешевляет процесс проектирования элементов изделий.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 148-154 (2020) | Рубрики: 10.01 10.04

 

Покусаев М.Н., Хмельницкий К.Е., Хмельницкая А.А., Климов Д.А. «Результаты измерения параметров шума маломерного судна на швартовых и ходовых испытаниях» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 1, с. 18-26 (2021)

Шум водного транспорта является одним из видов загрязнений окружающей среды, который распространяется не только во внешнюю окружающую среду, но и влияет на экипаж маломерного судна. Шум маломерного судна можно разделить на отдельные виды: воздушный шум от работы двигателя внутреннего сгорания; шум от подводного выхлопа; шум от работы гребного винта; структурный шум от вибрации корпуса лодки и шум набегающего потока воды. В статье авторами оценивается изменение шума моторного маломерного судна при его испытаниях на швартовых и ходовых испытаниях с достижением максимальной скорости при глиссировании. Измерения шума производились при помощи комплекса «Экофизика-110А» с анализом спектра программой «Signal+3G Light». На основании проведенных исследований было установлено, что уровень шума для экипажа лодки весьма значительный, средний уровень превышает на швартовых и на ходовых испытаниях принятый на морских и речных судах санитарный уровень шума в 85 дБА. Отмечено влияние движения лодки на высокочастотный шум, который снижается в большей мере при движении на среднем ходу, на полном ходу этот эффект полностью теряется.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 1, с. 18-26 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04

 

Шабарова А.В., Буторина М.В., Куклин Д.А. «Влияние степени детализации модели офисного помещения на результаты компьютерного моделирования распространения шума» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 1, с. 27-37 (2021)

Рассматривается проблема снижения шума на рабочих местах офисных работников. Для выбора оптимальной шумозащиты в офисном помещении используется компьютерное моделирование распространения шума, которое позволяет рассмотреть разные варианты шумозащитных мероприятий. В качестве программы для моделирования распространения шума в офисном помещении и построения карт шума используется программа SoundPLAN. В целях поиска модели помещения с детализацией, достаточной для проведения расчетов, были выполнены расчеты шума на разных этапах ее построения и сделан вывод о необходимых элементах модели. В ходе проведения расчета были обнаружены превышения уровней шума на рабочих местах, которые составляют от 1,0 до 9,3 дБА. В качестве шумозащитных мероприятий в помещении рекомендовано использование шумопоглощающих материалов на стенах и потолке, а также установка перегородок, разделяющих рабочие места.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 1, с. 27-37 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 11.07

 

Заплетников И.Н., Пильненко А.К., Гордиенко А.В., Ерёменко Д.О. «Виброакустические свойства пищевого оборудования» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 1, с. 38-43 (2021)

Рассмотрены свойства технологических машин. Особое внимание обращено на виброакустические свойства, обеспечивающих безопасность персонала и санитарно-гигиенические условия его работы, степень конкурентоспособоности. Проведено сравнение этих свойств по шумовым характеристикам (ШХ) машин пищевых производств. Измерение ШХ машин пищевого оборудования проводилось техническим методом в соответсвии с ГОСТ РИСО 3743-1-2013 шумомером RFT 00023 и «Ассистент». Характер излучения шума – постоянный при работе без нагрузки и под нагрузкой. Машины устанавливались в соответсвии с руководством по эксплуатации завода-изготовителя. Пищевое сырье или пищевой продукт обрабатывались в соответсвии с техническими условиями. Установлено превышение этих характеристик при работе с продуктом над ШХ при работе без продукта. Проведен анализ источников шума и динамических нагрузок в пищевом оборудовании для улучшения ШХ при конструировании соответсвующих машин. Предельно-допустимые значения ШХ соответствуют работе этих машин только без продукта. Необходимо нормировать ШХ машин пищевых производств по максимальным значениям при работе с продуктом. Шумовые характеристики пищевого оборудования определялись техническим методом шумомерами первого класса. Машины устанавливались в соответсвии с руководством по эксплуатации.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 1, с. 38-43 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 14.07

 

Канев Н.Г., Прокофьева П.Е., Московец М.Е. «Оценка неопределенности измерений вибрации железнодорожного транспорта по результатам суточного мониторинга» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 1, с. 44-55 (2021)

Приведены результаты суточных измерений вибрации, возникающей от движения поездов различных типов, проходящих по двухпутному и многопутному железнодорожному полотну. Выполнен анализ нормируемого параметра – максимального корректированного значения виброскорости – в соответствии с методикой, установленной действующими нормативными документами, а также вспомогательных параметров – значений виброскорости в октавных полосах частот. Показано, что рекомендованное количество событий прохождения поезда, которое необходимо измерить, не позволяет получить статистические достоверные результаты измерений. Во-первых, имеют место существенные девиации параметров вибрации в течение суток, и результат измерений может зависеть от времени проведения измерений. Во-вторых, измеренные значения параметров вибрации оказываются ниже, чем максимальные значения, зафиксированные в течение суток, поэтому параметры, характеризующие максимальную вибрацию, оказываются недооцененными. В-третьих, установлено, что распределение измеренных параметров вибрации не описывается гауссовым законом распределения вероятности. В связи с этим применение подходов к выражению неопределенности измерений, основанных о предположении о гауссовом распределении измеренных значений, является некорректным и требует уточнения. Полученные данные показывают необходимость совершенствования действующих методик измерений вибраций от железнодорожного транспорта.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 1, с. 44-55 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 14.07

 

Кирпичников В.Ю., Петров А.А., Дроздова Л.Ф., Кудаев А.В. «О влиянии резонирующей полосы с вибропоглощением на дорезонансные колебания конструкции» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 22-27 (2021)

Улучшению акустических характеристик конструкций с помощью резонирующих элементов в виде массы и упругой прокладки посвящено большое число исследований отечественных и зарубежных авторов. Работ, посвященных исследованию резонансных пластин или полос, используемых для снижения вибрации пластинчатых и оболочечных конструкций, имеется очень мало. Исследовано влияние изгибно колеблющейся на низшей резонансной частоте полосы с вибропоглощением на параметры возбуждающей ее через опору конструкции, колеблющейся на дорезонансных частотах. Представлено приближенное математическое описание относительной вибропоглощающей эффективности полосы при ее колебаниях на низшей резонансной частоте. Получено, что резонирующая полоса с вибропоглощением и небольшой массой может оказывать на параметры дорезонансных колебаний конструкции достаточно заметное влияние. Показано, что при сделанных допущениях полученные приближенные результаты удовлетворительно описывают физику происходящих вибрационных процессов.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 22-27 (2021) | Рубрики: 10.01 14.07

 

Мошков П.А. «Исследование слышимости и маскировки шума винтового беспилотного воздушного судна фоном окружающей среды» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 28-38 (2021)

Рассмотрена проблема слышимости и маскировки шума винтовых беспилотных воздушных судов (БВС). Выполнен аналитический обзор доступных публикаций в области психофизиологической акустики в рамках слышимости приближающихся и удаляющихся источников звука. Рассмотрены спектральные характеристики шума винтовых БВС и фонового шума окружающей среды. Представлены результаты исследований, выполненных автором в области слышимости винтовых БВС. В частности, предложен критерий аудиозаметности и представлены данные о маскировке шума БВС фоновым шумом окружающей среды. В качестве критерия аудиозаметности БВС самолетного типа с поршневым двигателем предлагается использовать разность между суммарными взвешенными по шкале А стандартного шумомера уровнями звукового давления, соответствующими акустическому излучению БВС и фона окружающей среды. БВС становится слышимым при величине критерия 3 дБА. В рамках летного эксперимента было получено, что в среднем эффект маскировки шума БВС фоновым шумом окружающей среды составляет 3 с для участка приближения и 6 с для участка удаления БВС от контрольной точки. Наибольший маскирующий эффект наблюдается при высоких скоростях ветра 5–6 м/с, и как следствие высоких уровнях фонового шума, и составляет до 15 с.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 28-38 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 14.07

 

Кошурников Д.Н., Пономарев А.Л., Молок О.А. «Фоновый шум как элемент акустической картины территорий с нормируемыми показателями среды обитания» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 53-64 (2021)

Для задач гигиенического нормирования шумового фактора в окружающей среде в соответствии с действующей нормативно-методической базой установлена необходимость учета всех возможных источников шума, прилегающих к объекту воздействия. Шум от таких источников учитывается как фоновый. Оценка фонового шума особенно важна при проектировании зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), особенно когда шум является приоритетным фактором воздействия (в частности санитарно-защитных зон и приаэродромных территорий), и экспертизе проектных материалов. В настоящем исследовании обобщены методические подходы к учету фонового шумового загрязнения и описаны предлагаемые подходы к учету фонового шума и выделению долевых вкладов источников вредного шумового воздействия. Получение данных о шумовой обстановке возможно с помощью расчетного, инструментального и комбинированного методов. В работе приведены результаты апробации различных вариантов инструментального метода получения данных: классического подхода, подхода с использованием энергетического вычитания, подхода с использованием статистического анализа результатов непрерывных измерений. Полученные результаты апробации каждого подхода позволили решить локальные задачи: комплексной гигиенической оценки и выделения долевых вкладов источников шума (выше и ниже фоновых уровней), в том числе на примере конкретных жалоб населения. Практическая значимость предлагаемых подходов высока и позволяет получить комплексную акустическую картину, для лиц, принимающих решения, на существующее положение и на перспективу развития жилых территорий.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 53-64 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 14.07

 

Плотников А.С., Жилина Т.С., Афонин К.В., Сайфуллин А.А. «Исследование структурного шума при применении нескольких контуров плавающего пола в крышных котельных» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 93-102 (2021)

Представлены результаты моделирования в программном комплексе STARK ES воздействия вынужденных колебаний на упрощенную модель крышной котельной – прямоугольную плиту, воспринимающую колебания от оборудования. Показаны результаты практических замеров вынужденных колебаний оборудования крышной котельной мощностью N-2,0 МВт, оборудованной «плавающим полом» с демпферными прокладками. Котельная расположена на кровле гражданского здания. Отличительная особенность метода «плавающий пол» состоит в устройстве массивной стяжки из бетона или цементно-песчаной смеси, уложенной на межэтажное перекрытие поверх слоя упругого материала с разграничением связей. Демпферные прокладки расположены по периметру между горизонтальными и вертикальными строительными конструкциями. Применение предлагаемого метода приведет к снижению передачи вынужденных колебаний от оборудования на строительные конструкции здания котельной. Это позволит исключить передачу в здание структурного шума.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 93-102 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 14.07

 

Новикова А.В., Салкуцан В.И. «Исследование и анализ гигиенического нормирования производственной вибрации» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 103-110 (2021)

Рассматриваются системы функционирования и законодательного обеспечения гигиенического нормирования производственной вибрации в России, ЕС, США, Индии и Китае. На основе анализа нормативных правовых актов, рекомендаций по гигиеническому нормированию и иных литературных источников было осуществлено сравнение гигиенических нормативов производственного шума некоторых стран мира. На основании существующего математического аппарата произведен расчет количества лет максимально допустимого стажа работы в соответствии с действующими гигиеническими нормативами локальной вибрации по странам, рассматриваемым в работе. Приведены выводы о текущем положении в области гигиенического нормирования производственной вибрации в выбранных к исследованию странах, в том числе с точки зрения продолжительности безопасного стажа работы в условиях труда, где воздействие локальной вибрации на человека не превышает установленные странами нормативы.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 103-110 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 14.07

 

Фиев К.П. «Мониторинг авиационного шума и выявление типов воздушных судов, оказывающих воздействие на селитебную территорию, вблизи аэропорта» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 139-150 (2021)

Рассмотрены факторы вреда от шумового воздействия авиационным транспортом и способы борьбы с ним в разных странах. Показаны данные натурных измерений эквивалентных и максимальных уровней звука при пролете воздушных судов в точках измерений в дневное и ночное время. Приведены нормативная документация, описание точек измерения и методы проведения измерений шума в контрольных точках. Проведено сравнение полученных результатов измерений с предельно-допустимыми значениями и построены графики анализа максимальных уровней звука при пролете воздушных судов в точке измерения №1 и диаграммы типов воздушных судов, отмеченных в период проведения измерений. На основании информации о полетах (время взлета/посадки, направление, тип воздушного судна) проведен анализ эквивалентных и максимальных уровней звука.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 139-150 (2021) | Рубрики: 10.01 10.05

 

Богданова А.М., Горелик С.Л. «Мониторинг технического состояния транспортных средств по акустическим сигналам» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 151-157 (2021)

Рассматривается методология комплексного мониторинга транспортных средств по акустическим сигналам, формируемым в процессе эксплуатации. Показано, что решение, основанное на оценке динамики энтропии объекта сложной системы может быть эффективным для диагностики состояния составных компонентов транспортных средств любого типа (двигателя, ходовой части, кондиционера и др.). Оптимальный набор параметров для мониторинга формируется на основе сигналов, получаемых с помощью акустических и/или вибрационных датчиков, установленных в транспортном средстве. В результате обработки данных мониторинга прогнозируются и выявляются критические изменения в состоянии транспортного средства, требующие принятия управленческих решений о возможности дальнейшей эксплуатации или ремонта. Разработанная методология позволяет прогнозировать состояние системы на основе онлайн сигналов, преобразуемых в управленческие решения для разных горизонтов и уровней управления.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 151-157 (2021) | Рубрики: 10.01 10.05

 

Борцова С.С. «Анализ оптимального решения по выбору шумозащитных экранов» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 158-164 (2021)

Для снижения шума от линейных источников (автомобильных и железных дорог) расходуются немалые деньги. Для примера, стоимость конструкций шумозащиты зачастую достигает цифры 25% от стоимости всего объекта. В странах Европейского Союза затраты на шумозащитные экраны (ШЭ), остекление и пр. составляют десятки миллиардов Евро в год. Одним из эффективных средств для снижения от транспортного шума являются ШЭ. За последние двадцать лет во всем мире установлены тысячи километров таких конструкций. Как показывает опыт, зачастую конструкции экранов имеют малую долговечность, вандалонезащищенность и со временем теряют свои акустические свойства. В статье производится анализ решения по выбору ШЭ. Предлагается методика выбора экранов основанная на управленческих решениях.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 158-164 (2021) | Рубрики: 10.01 10.05 10.08

 

Дроздова Л.Ф., Манохин В.Я., Головина Е.И., Манохин М.В. «Анализ влияния шума на операторов в литейном цехе» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 4, с. 19-25 (2021)

Комплексная оценка воздействия шума в литейном цехе является основной целью работы. По результатам анализа представлены основные неблагополучные участки с превышением допустимого уровня шума – участки выбивных решеток и участки очистки литья. Предложены рекомендации по выбору технических мероприятий, включающих рациональное размещение оборудования, режим их работы, установку акустических экранов и звукоизолирующих перегородок у незащищенных рабочих мест, а также рациональный подбор эквивалентной площади звукопоглощения помещения цеха, которые позволят решить задачу создания безопасных условий производства. Исследовано улучшение условий труда операторов литейного цеха за счет снижения шума на их рабочих местах: увеличение звукопоглощения в самом корпусе дробеструйной камеры и установка шумозащитных экранирующих конструкций для ограждения участков с наиболее интенсивным шумом.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 4, с. 19-25 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08

 

Шашурин А.Е., Курченко П.С., Гогуадзе М.Г., Разаков Ж.П. «Расчет шумозащитных ограждений для снижения шума операторов металлообрабатывающих станков» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 4, с. 37-45 (2021)

Улучшению условий труда на рабочих местах машиностроительных предприятий посвящено много работ. В статье показан подход к снижению уровней шума от металлообрабатывающих станков. Рассмотрены вопросы снижения уровней шума в соразмерных помещениях, где в одном помещении располагается станок и проанализирован вариант, где в цехе расположено n-ое количество оборудования. С учетом этого меняется характер шумообразования в цехе и расчеты ведутся с учетом вклада отраженного шума в звуковое поле на рабочем месте и с учетом множества оборудования. В статье рассмотрены расчеты эффективность мероприятий по снижению шума на участках профильно и координатно-шлифовальных станков, указаны их возможные компоновки, показаны результаты эксперимента. Показан расчет систем снижения шума системы «узел шлифования–шлифуемая заготовка». Показаны материалы, которые могут применяться для снижения звукопоглощения в цехах. Представлен расчет и проектирование акустического экрана зоны шлифования координатно-шлифовального станка.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 4, с. 37-45 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08

 

Тюрин А.П. «Разработка экспериментальной установки для проведения лабораторных исследований шумозащитных материалов» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 7-24 (2021)

Рассматриваются особенности проектирования лабораторной экспериментальной установки в виде малой реверберационной камеры для выполнения простейших акустических экспериментов в ней на этапе обучения. Выполненный обзор научных источников показал, что данная тема до сих пор является актуальной в связи с поиском возможностей предварительной оценки шумозащитных материалов на предмет их шумозащитных свойств. Изготовленная камера внутренним объемом порядка 0,367 м3 содержит источник звука для генерации звуковой волны определенной частоты, микрофон, шумоизмерительный прибор, акустическую систему для воспроизведения звукового сигнала. Диапазон рабочих частот камеры – 700–8000 Гц. В качестве возможных вариантов использования является отработка методики реализации факторного эксперимента с использованием одно- или многослойных акустических преград. Построены линейные модели уровня звука в камере в зависимости от количества преград и начального уровня звука в установке при исходных частотах 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц. Все коэффициенты линейных моделей значимы. Использование реверберационных камер малого объема для решения задач по оценке шумозащитных, звукоизоляционных свойств материалов небольшой толщины имеет свои ограничения по частоте, однако позволяет сформировать необходимые знания и навыки на определенном этапе обучения, например, студентов.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 7-24 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.02

 

Васильев В.А. «Звуковое поле над проезжей частью, формируемое движением автотранспорта» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 25-32 (2021)

Представлена общая информация, о существующих методах определения шумовой характеристики автотранспортного потока. Полученные в статье результаты позволяют характеризовать параметры звукового поля, формируемого над проезжей частью и всей дорогой в целом в зависимости от интенсивности и скорости движения, количества полос движения и доли грузовых автомобилей и автобусов в транспортном потоке. Согласно полученным результатам, с учётом затухания с расстоянием, сформулирован вывод о влияние шума полос движения на звуковое поле, формируемое на расстоянии семи с половиной метров от оси ближайшей полосы движения. Сформулирована дальнейшей целью исследований в данной сфере, с учётом полученных результатов, с целью получения корректных расчетов акустической эффективности шумозащитных экранов, выемок, насыпей и других шумозащитных препятствий.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 25-32 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08

 

Борцова С.С. «Комплексное решение проблемы снижения шума железнодорожного транспорта» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 33-47 (2021)

Для системного решения задачи снижения шума железнодорожного транспорта предложен алгоритм выбора комплекса шумозащитных мероприятий с подбором оптимальных конструктивных параметров входящих в его состав шумозащитных конструкций (ШЗК). Выделены области принятия решения в зависимости от расстояния до защищаемого объекта, этажности экранируемой застройки и значений требуемого снижения шума. Разработаны рекомендации по определению возможных средств защиты с учётом специфики каждой из областей. Отмечены отличия в снижении шума насыпями для защиты малоэтажных и многоэтажных зданий, возможности эффективного применения шумозащитной выемки и комбинаций ШЗК. Предложенный подход реализован на примерах снижения железнодорожного шума с применением шумозащитных конструкций протяжённой длины. Дана оценка полученных результатов, приводится сравнение и выбор оптимального комплекса шумозащиты с учётом задаваемых проектировщиком ограничений по параметрам ШЗК: высоты, формы (уклон, верхняя площадка), материала.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 33-47 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.02

 

Борцова С.С. «Выбор оптимальной шумозащитной конструкции по параметрам, влияющим на акустическую эффективность» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 48-65 (2021)

Наиболее эффективными в части решения проблемы снижения транспортного шума являются шумозащитные конструкции или сооружения на пути распространения звука (ШЗК): шумозащитные экраны (ШЭ), шумозащитные насыпи или валы (ШН), шумозащитные выемки (ШВ) и их комбинации. Похожим механизмом снижения шума обладают и шумозащитные зелёные насаждения (ШЗН). Для выбора оптимальной ШЗК в работе установлена зависимость акустической эффективности каждой шумозащитный конструкции от основных параметров: высоты, формы (уклон, верхняя площадка) и материала; ширины посадки для ШЗН. При этом выявлены противоречия в части расчёта эффективности ШЗК, имеющие место в действующей нормативной документации, предложены их корректировка и уточнения. Даны рекомендации по расчёту эффективности шумозащитной насыпи в зависимости от расположения расчётной точки. Уточнён порядок расчета эффективности комбинаций шумозащитных конструкций с целью защиты высокоэтажной застройки, а также эффективности шумозащитного озеленения. Приведены сравнения ШЗК разных видов с отличными конструктивными параметрами.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 48-65 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.02

 

Исаев А.Г. «Теоретическое обоснование акустической эффективности шумозащиты при ручной абразивной обработке сварных швов» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 66-77 (2021)

Обеспечение безопасных условий труда имеет важное значение при обработке и упрочнении сварных швов стержневых конструкций. Это связано с тем, что сварка относится к одной из наиболее популярных технологий соединения металлических конструкций, а обработка одним из обязательных этапов после выполнения сварочных работ. В связи с эти представляется целесообразным выполнить проектирование специального устройства для широкой номенклатуры элементов рамных конструкций. В данной статье представлена схема звукоизоляции системы шумозащиты устройства, способная обеспечить выполнение санитарных норм при обработке сварных швов. Определены скорости колебаний для условий абразивной обработки при различных условиях закрепления. Представлен расчет системы шумозащиты основанный на выполнении санитарных норм шума. Обоснован выбор материала и толщины ограждения. Результаты показывают, что сравнение теоретически рассчитанной звукоизоляции и экспериментально определенной имеют достаточную для инженерных целей точность испытаний системы шумозащиты в производственных условиях и показали выполнение санитарных норм шума во всем нормируемом диапазоне частот.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 66-77 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08

 

Курченко П.С. «Экспериментальные исследования спектрального состава вибраций и шума координатно- и профильношлифовальных станков» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 78-91 (2021)

Рассматриваются результаты экспериментальных исследований спектрального состава вибраций и шума координатно- и профильношлифовальных станков моделей 393М, 395МФ10, 3951ВФ10. Рассмотрен режим работы холостого хода. Проведён анализ по превышению нормативных значений шума и вибрации в нормируемом диапазоне частот, также выделены основные источники шума. Было проведено сравнение экспериментальных данных, полученных в процессе эксплуатации профилешлифовальных и координатно-шлифовальных станков, с теоретическими расчетами шумового загрязнения на рабочих местах работников станков.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 78-91 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.02

 

Разаков Ж.П. «Расчет акустических характеристик заготовок резьбошлифовальных и шлицешлифовальных станков для расчета уровней шума на рабочем месте» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 91-99 (2021)

Уровень шума на рабочих местах операторов металлообрабатывающих станков довольно часто превышают нормативные значения и достигают уровней звука свыше 90 дБА. Скорости обработок с каждым годом возрастают, и это может в ряде случаев приводить к еще большим превышениям уровней шума в цехах на рабочих местах, превышающих установленные санитарные нормы. В статье показан расчет уровней акустических характеристик заготовок резьбошлифовальных и шлицешлифовальных станков для расчета уровней шума на рабочем месте. Наиболее технически и экономически обоснованным направлением снижения шума является разработка мероприятий на этапе проектирования станочного оборудования и технологических процессов обработки. Для этого необходимо иметь возможность расчета спектров шума на этапе проектирования. Поэтому в данной статье приведены результаты теоретического исследования виброакустических характеристик, учитывающих режимы шлифования, геометрические размеры шлифовальных кругов и заготовок, а также способы их закрепления.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 91-99 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08

 

Романов Н.В., Пегин П.А. «Современные конструкции шумозащитных экранов» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 1, с. 17-28 (2022)

Разработаны и представлены концепты конструкций шумозащитных экранов, которые могут быть использованы для снижения уровня шума как в городской черте, так и за городом. Была проведена работа по изучению эффективности снижения уровня шума в зависимости от используемой конструкции шумозащитного экрана. В работе исследовано положительное и отрицательное влияние предлагаемых конструкций шумозащитных экранов как на городскую инфраструктуру, так и на территорию, прилегающую к городу. Разработка новых концептов шумозащитных экранов велась на базе автоматизированных комплексов AutoCAD и КОМПАС-3D, I-Simpa. На основании полученных данных сделаны выводы о возможности и целесообразности внедрения представленных концептов в инфраструктуру города и применения их на территориях, прилегающих к городской черте.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 1, с. 17-28 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.02

 

Кирпичников В.Ю., Сятковский А.И., Шашурин А.Е., Кудаев А.В. «Экспериментальные исследования эффективности вибропоглощающего покрытия с металлическим армирующим слоем различной толщины» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 1, с. 29-34 (2022)

Кратко рассмотрена проблема негативного воздействия вибрации конструкций в помещениях транспортных средств на их технические характеристики и условия жизнедеятельности персонала и пассажиров. Показана актуальность применения армированных вибропоглощающих покрытий с жестким армирующим слоем для снижения вибрации конструкций. Проведен анализ экспериментальных значений эффективности вариантов вибропоглощающего покрытия с одинаковым диссипативным слоем в виде полимерной пленки из поливинилацетата, отличающихся материалом и толщиной армирующего слоя. Дано описание технологии подготовки демпфируемой пластины к испытаниям. Представлена методика определения эффективности покрытий с использованием уровней входной вибровозбудимости. Приведены спектры входной вибровозбудимости пластины с нанесенным и при отсутствии вибропоглощающего покрытия. Установлены диапазоны значений относительных массовых параметров покрытия с их интенсивным, умеренным и практически отсутствующим влиянием на его эффективность.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 1, с. 29-34 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.06

 

Алёшина М.А., Кравчун П.Н. «Акустические свойства многомодовых камерных звукоизоляторов в каналах» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 7-23 (2022)

Рассмотрены многомодовые звукоизоляторы в виде камер расширения в каналах, описаны их общие акустические свойства и физический механизм их звукоизолирующего действия. Показано, что в одномодовых системах такого типа существование полос непропускания принципиально невозможно, их формирование обусловлено исключительно модами первого и более высоких порядков. Предложен алгоритм решения задачи о нахождении акустического поля и других характеристик многомодовых камер расширения с патрубками (отрезками входного и выходного волноводов, вдвинутыми внутрь камеры). Рассмотрена схема ограничения порядка полученной системы уравнений, а также сходимость метода по числу учитываемых мод. Обсуждены основные акустические свойства камерных звукоизоляторов с патрубками и без них и возможности управления частотными характеристиками многомодовых камер при изменении параметров патрубков.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 7-23 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.02

 

Сятковский А.И., Рюткянен Е.А., Кудаев А.В. «Демпфирование в трехслойных конструкциях металл–полимер–металл с термопластичной пленкой из поливинилацетата» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 24-34 (2022)

Методом динамического механического анализа были получены унифицированные обобщенные кривые описывающие изменения компонентов комплексного модуля упругости для полимерной пленки на основе поливинилацетата ВПС-2,5 в широком интервале температур и частот. Эти данные были использованы для расчета собственных частот первых трех резонансов и коэффициентов механических потерь трехслойных структур металл-пленка -металл с различным соотношением толщин вязкоупругого и армирующего слоев. Расчетные данные сопоставлялись с экспериментальными. Дополнительно исследовались параметры демпфирования в консольно закрепленных трехслойных стержнях с внутренним слоем из ВПС-2,5. Показано, что высокие демпфирующие свойства материала ВПС-2,5 реализуются в трехслойных композитах при толщинах пленок 0,06–0.1 мм.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 24-34 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08

 

Солдатов А.Г., Чукарин А.Н., Финоченко Т.А., Суворова Т.К. «Теоретическое обоснование способов снижения шума и вибраций крупногабаритных шлифовальных кругов» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 35-44 (2022)

Зубошлифовальные и шлицешлифовальные станки используется для придания зубу колеса правильную форму и снижению шероховатости его поверхности, в результате чего достигается максимальная точная форма зубьев колеса и его размер. При выполнении зубо- и шлицешлифовальных работ используются шлифовальные круги, диаметры которых изменяются в пределах от 90 до 400 мм, а ширина от 32 до 100 мм. Причем, изгибная жесткость таких кругов значительно выше, чем у кругов шириной 6 и 13 мм, данные этих исследований, которых приведены в работе. Снижение уровней шума возникающих при работе металлообрабатывающего оборудования связано с необходимостью созданием допустимых условий труда. Поэтому в данной статье приведены теоретические и экспериментальные исследования, которые проводились для снижения шума при использовании вышеуказанных кругов d×h=(90±400) (31±100) мм.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 35-44 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.06

 

Разаков Ж.П., Гричишин М.В., Финоченко Т.А., Чукарин А.Н. «Виброакустическая динамика коробок скоростей сверлильно-фрезерно-расточных станков с многоскоростными электродвигателями» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 56-62 (2022)

Наличие зубчатых передач в приводе главного движения создает повышенные уровни звукового давления на рабочих местах станочников даже на холостом режиме станка. Измерения виброакустических характеристик показали, что при отключенном двигателе насоса охлаждения уровни шума превышают санитарные нормы в интервале частот 250–1000 Гц на 3–4 дБ, что фактически определяется звуковым излучением корпуса коробки скоростей станка. Модернизация серийной конструкции резьбонарезного станка заключается в уменьшении количества зубчатых передач и подшипниковых узлов, динамика которых и приводит к вибрации корпусных деталей станка. В модернизируемой конструкции коробки передач резьбонарезного станка предлагается использовать двухскоростной электродвигатель (n=1420/710 об/мин).

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 56-62 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.07

 

Васильева В.К. «Теоретическая оценка спектров воздушной составляющей шума на примере дрезины АС-1А и автомотрисы АСГ-30П» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 3, с. 52-60 (2022)

Особенности конструкционного исполнения обслуживающего железнодорожного транспорта предполагают наличие источников шума внутри кабины оператора и пассажирского салона, в связи с чем увеличивается негативное действие этого физического фактора на работников. Помимо акустического воздействия, силовые установки повышенной мощности способны влиять на внутренние конструкции транспорта, что негативно сказывается на виброакустических параметрах рабочих мест. В данной статье приведен расчет ожидаемых уровней шума в машинных отделениях и пассажирских салонах дрезин (автомотрис). Также предложен расчет конструкций и выбор материалов для снижения шума на рабочих местах машинистов и внутри рассматриваемого железнодорожного транспорта. Описаны методы снижения шума, исходя из конструкционных особенностей средств рельсового транспорта, таких как дрезина АС-1А и автомотриса АСГ-30П.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 3, с. 52-60 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.06

 

Шабарова А.В., Борцова С.С., Буторина М.В., Кондратьев С.А. «Рекомендации по выбору шумозащитных мероприятий для защиты от шума железной дороги» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 39-50 (2023)

Проблема снижения шума железных дорог на прилегающих жилых территориях является важной задачей, для решения которой было разработано большое количество различных способов. Правильный выбор подходящих шумозащитных мероприятий сложный и важный вопрос сферы проектирования. В данной статье рассматривается алгоритм выбора шумозащиных мероприятий в соответствии с различными критериями: эффективность мероприятия (обеспечение требуемого снижения шума), его технические характеристики (возможность монтажа конструкции, соответствие требованиям безопасности и пр.), экономическая эффективность. В работе представлена оценочная эффективность различных шумозащитных мероприятий, возможность их применения в различных условиях застройки, критерий принятия управленческого решения на основании оценки индекса WTI, матрица выбора шумозащитных мероприятий. Предложенные в работе алгоритмы позволяют выбрать наиболее рациональный вариант шумозащитного мероприятия или комплекса таких мероприятий.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 39-50 (2023) | Рубрики: 10.01 10.06 10.08 14.07

 

Борцова С.С., Буторина М.В., Иванов Н.И. «Расчет акустической эффективности насыпи» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 51-58 (2023)

Применение шумозащитных насыпей (валов) является весьма перспективным мероприятием для снижения шума автомобильного и железнодорожного транспорта. Однако проблемы, связанные с оценкой их акустической эффективности, затрудняют их применение. Методы, отраженные в нормативной документации, завышают расчетные значения на 5–10 дБ, особенно в области низких и средних частот. В представленной работе предложен инженерный метод расчета, основанный на методе последовательного преобразования звуковых полей, который учитывает дифракцию на обеих кромках насыпи, а также такие дополнительные параметры, как коэффициенты звукопоглощения ее склонов и подстилающей поверхности. Верификация расчетной формулы показывает, что точность предложенной формулы составляет ±3 дБ во всем диапазоне частот.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 51-58 (2023) | Рубрики: 10.01 10.06 10.08 14.07

 

Борцова С.С., Буторина М.В., Иванов Н.И. «Расчет акустической эффективности выемки» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 59-66 (2023)

Рассмотрена проблема оценки акустической эффективности выемок, применяемых как шумозащитное средство для снижения шума автомобильного и железнодорожного транспорта. Существующие методы расчета, отраженные в нормативной документации, позволяют получить значения эффективности, завышенные на 5–6 дБА по отношению к данным измерений. В работе предложен новый расчетный метод для оценки эффективности выемки, более точно учитывающий не только расположение источника шума, кромки выемки и расчетной точки, но также позволяющий учесть звукопоглощающие коэффициенты склонов выемки и подстилающей поверхности и геометрические параметры выемки. Анализ сравнения результатов расчетов, полученных по разным методикам, показывает, что предлагаемый метод позволяет получить величины акустической эффективности, приближенные к результатам измерений, не завышая расчетное снижение шума выемкой.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 59-66 (2023) | Рубрики: 10.01 10.06 10.08 14.07

 

Тюрина Н.В., Воронова А.А., Фиев К.П. «Оценка эффективности кабины для снижения шума на рабочих местах» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 92-101 (2023)

Представлены результаты экспериментальных исследований уровней звука на рабочих местах операторов бумагоделательных машин (БДМ) целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК), проанализированы октавные и третьоктавные спектры шума. По результатам анализа третьоктавных спектров шума на рабочих местах операторов сделан вывод о тональном характере шума. Превышение фактических уровней шума на рабочих местах над нормативными составило от 3 дБ до 26 дБ в диапазоне частот от 125 Гц до 8000 Гц. Разработаны рекомендации по снижению шума на рабочих местах в цехах ЦБК. В качестве наиболее эффективного средства защиты от шума предусмотрено устройство звукоизолирующей кабины. Разработаны требования к конструкции кабины, выполнены измерения уровней шума на рабочих местах операторов пультов БДМ после установки кабины. Представлены данные об эффективности звукоизолирующей кабины и звукоизоляции элементов ее конструкции. Эффективность кабины составила 3–41 дБ в диапазоне частот 63–8000 Гц. Применение звукоизолирующей кабины позволило снизить шум на рабочих местах до нормативных значений.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 92-101 (2023) | Рубрики: 10.01 10.06 10.08 14.07

 

Воронова А.А., Иванов Н.И., Тюрина Н.В. «Расчет акустической эффективности кабин, устанавливаемых в помещениях» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 102-107 (2023)

Звукоизолирующая кабина может располагаться как в помещении, так и являться неотъемлемой частью транспортных машин. Звукоизолирующие кабины операторов, машинистов и водителей предназначены для управления и наблюдения за производственным процессом и при этом обеспечивают защиту работников от повышенного шума. В статье приведен новый метод расчета акустической эффективности кабин, устанавливаемых в производственных помещениях. Акустическая эффективность кабины определяется как разность уровней звукового давления (УЗД) и уровней звука (УЗ) при работающих источниках шума на рабочем месте в отсутствие кабины и при её установке. В предложенном методе расчета учтены приведенная звукоизоляция панелей кабины, среднее звукопоглощение в кабине, эквивалентная площадь звукопоглощения, площадь элементов кабины, а также степень отклонения звукового поля в помещении от диффузного. Представлены данные о фактической звукоизоляции панелей кабины, позволяющие выполнить расчет эффективности кабины по предложенной формуле.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 9, № 4, с. 102-107 (2023) | Рубрики: 10.01 10.06 10.08 11.07 14.07

 

Матасова О.Ю., Комкин А.И., Быков А.И. «Особенности расчета элементов глушителей шума при наличии потока» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 10, № 1, с. 18-28 (2024)

Проведен анализ работ по использованию численных расчетов реактивных глушителей шума при наличии потока, которые проводились в программных комплексах ANSYS Fluent, OpenFOAM, COMSOL Multiphysics. Проанализировано влияния моделей турбулентного потока (RANS, LES) на результаты численных расчетов. Рассмотрены особенности моделирования методом конечных элементов реактивных глушителей с потоком в программной среде COMSOL Multiphysics, касающиеся задания граничных условий и разбиения расчётной области на конечные элементы. Приведены примеры применения RANS модели для расчета акустических характеристик типовых реактивных глушителей шума, в качестве которых была рассмотрена простая камера расширения, а также камера расширения с вдвинутым внутрь камеры патрубком, образующим четвертьволновый резонатор. Поведена оценка влияния воздушного потока в глушителе на потери передачи реактивных глушителей.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 10, № 1, с. 18-28 (2024) | Рубрики: 10.01 10.06 10.08 10.09

 

Богданова А.М., Курченко П.С., Фиев К.П. «Экспериментальные исследования уровней звукового давления колес легкового автомобиля для диагностики повреждения колес по акустическим сигналам» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 10, № 1, с. 46-58 (2024)

Представлены результаты экспериментальных исследований уровней звука колес легкового автомобиля, 2019 года выпуска. Проанализированы октавные и третьоктавные спектры шума автомобильных шин с уровнем давления воздуха в них 2 и 1,5 атмосферы. По результатам анализа третьоктавных спектров шума сделан вывод о том, что значимая разница в уровнях звуковых давлений автомобильных шин выявлена в третьоктавном спектре от 25 Гц до 10000 Гц на скоростях до 40 км/ч. При повышении скорости с 40 до 60 км/ч разница в уровнях звуковых давлений автомобильных шин сокращается. В результате проведенного исследования определены значения критериев по уровням звукового давления при разнице давлений воздуха в автомобильных шинах легкового автомобиля 0,5 атмосфер, на скоростях 15, 20, 40 км/ч в третьоктавном спектре от 25 Гц до 10000 Гц. Таким образом, можно сделать вывод, что критерии по уровню звукового давления в процессе снижения давления воздуха в шинах являются значимыми показателями и могут быть применены для диагностирования состояния автомобильных шин.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 10, № 1, с. 46-58 (2024) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Рахматов Р.И., Надарейшвили Г.Г., Галевко В.В. «Улучшение виброакустических характеристик транспортно-технологических средств посредством комплексных исследований колебаний силового агрегата при структурных и воздушных передачах» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 10, № 2, с. 60-87 (2024)

Приводится подход к улучшению виброакустических характеристик транспортно-технологических средств посредством комплексных исследований колебаний силового агрегата с целью уменьшения передачи колебаний и шума от силового агрегата. В рамках работы определены оптимальные места расположения опор силового агрегата. Проведены экспериментальные исследования динамических характеристик опор силового агрегата на стенде и на автотранспортном средстве. Разработаны требования к характеристикам опор силового агрегата. Исследованы и определены «громкие» излучающие поверхности силового агрегата. Проведено ускорение численного моделирования за счет сокращения числа степеней свободы вследствие расчетно-экспериментального редуцирования расчетной модели силового агрегата. Проведена валидация расчетной модели по критерию частотного отклика. Разработаны технические решения, направленные на улучшения виброакустических характеристик силового агрегата.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 10, № 2, с. 60-87 (2024) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Ремшев Е.Ю., Павлов А.С., Храмова Д.А., Митчин Н.А. «Оценка возможности моделирования вибро-шумовых характеристик трубопровода и их элементов методом компьютерного моделирования» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 3, с. 36-41 (2021)

Рассмотрены основные положения и проблемы при прогнозировании вибро-шумовых характеристик различных элементов трубопроводных систем. Предложен один из возможных путей для последовательного решения задач по расчету параметров гидродинамического и акустического шума как в самом трубопроводе, так и в окружающей его зоне. Для исследования вибро-шумовых характеристик трубопроводных систем рекомендовано на основе платформы Ansys Workbench использовать связку модулей Fluent, Modal (Modal Acoustics) и Harmonic Responce (Harmonic Acoustics). Представлены результаты компьютерного моделирования для элементов трубопроводов, таких как труба с фланцем, колено, трубопровод переменного сечения и т.д. Отмечено, что результаты моделирования имеют высокую сходимость с натурными испытаниями.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 3, с. 36-41 (2021) | Рубрики: 04.12 10.01

 

Васильев А.В. «Исследование инфразвукового излучения в условиях урбанизированных территорий на примере Самарской области» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 155-162 (2020)

Проведены исследования инфразвукового излучения в условиях урбанизированных территорий Самарской области. Измерения производились в городах Самарской области: Самара, Сызрань, Жигулевск. В ряде точек выявлено превышение нормативных значений. Анализ результатов измерений уровней инфразвукового давления поршневого четырехступенчатого компрессора показал, что уровень инфразвукового излучения, создаваемого при работе компрессора, превышает установленные нормативы для рабочих мест. Необходимо разработать и внедрить мероприятия по снижению воздействия инфразвука в установленных неблагоприятных зонах урбанизированных территорий и инфразвукового излучения от производственного оборудования.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 155-162 (2020) | Рубрики: 08.02 10.01 10.04

 

Gu X., Du J. «A Vortex Sound Model for the Prediction of Near-Field Aeroacoustic Noise from a Generic Side Mirror» Акустический журнал, 70, № 3, с. pp538-548 (2024)

A numerical model for investigating the aerodynamic sound generated by the interaction between flow and bluff body is developed, and then applied to the computation of near-field noise induced by the turbulent airflow passing through a generic side mirror. The flow field is simulated by employing the viscous vortex method. Then the sound sources within the computational domain are extracted from the simulated results with a vortex sound equation. The sound waves, sum of radiated sound and scattered sound, are determined using a time-domain boundary element method combined with the convolution quadrature method for improving the stability of the time marching algorithm. Further, the fast multipole method is adopted to enhance the computational efficiency. The computed pressure coefficients and surface pressure fluctuations match the measurements and simulations very well, and the obtained spectra of near-field aerodynamic sound are also close to the measured results. The comparisons of computed results of two additional cases with the previous studies demonstrate convincingly that the proposed model can effectively predict the flow-induced near-field noise.

Акустический журнал, 70, № 3, с. pp538-548 (2024) | Рубрики: 08.05 08.06 10.01

 

Мошков П.А., Остроумов М.Н., Давыдов Д.Д. «Звукопоглощающие конструкции для снижения авиационного шума в салоне и на местности (обзор)» Динамика и виброакустика (Journal of Dynamics and Vibroacoustics с 2014 по 2016 № 2), 10, № 1, с. 50-67 (2024)

Выполнен анализ звукопоглощающих конструкций с учётом их современной классификации. Рассмотренные звукопоглощающие конструкции могут быть использованы для снижения уровней шума самолётов в салоне и на местности. В зависимости от спектра основных источников шума выбирается требуемый тип звукопоглощающей конструкции, которая затем настраивается на проблемный частотный диапазон. Для настройки звукопоглощающих конструкций используются полуэмпирические и экспериментальные методы, а также в настоящее время активно развиваются численные методы.

Динамика и виброакустика (Journal of Dynamics and Vibroacoustics с 2014 по 2016 № 2), 10, № 1, с. 50-67 (2024) | Рубрики: 08.14 10.01