Буторина М.В., Тюрина Н.В., Иванов Н.И., Санников В.А. «Классификация автомобильных дорог по уровням шума» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 22-32 (2020)
Шум автомобильного транспорта является одним из наиболее массовых факторов воздействия на городское население. Уровень шума автотранспортного потока оценивается в зависимости от различных параметров при помощи шумовой характеристики. Были проанализированы факторы, влияющие на шумовую характеристику потоков автотранспорта, вклад которых варьируется в диапазоне от –5 до +14 дБА. Произведено сравнение результатов расчетов по российской методике и западным расчетным методикам, показано, что разница в результатах расчета составляет до 20 дБА. При помощи российской расчетной методики была выполнена классификация автомобильных дорог общего пользования и улично-дорожной сети по уровням шума, что позволило оценить шумовые характеристики автомобильных дорог с наименьшей погрешностью и выработать рекомендации по применению шумозащитных мероприятий.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 22-32 (2020) | Рубрики: 10.01 10.04
Васильева В.К., Храмов А.В., Мышинский Э.Л., Тюрина Н.В. «Высокочастотный шум и особенности его снижения средствами индивидуальной защиты» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 104-114 (2020)
В современном мире применение высокочастотного звука оценено как важная составляющая машиностроительных производств, металлообрабатывающих и металлорежущих установок, также применение его в медицине и косметологии, в бытовых и хозяйственных сферах. Но, не смотря на всю пользу, система охраны труда должна учитывать его воздействие на человека, так как уровень восприятия и чувствительности высоких и низких частот – индивидуален. Так же индивидуально и строение органа слуха, в частности слухового прохода, которое и влияет на восприятие шума различных частот. Задача авторов – рассмотреть существующие, наиболее распространенные средства индивидуальной защиты органа слуха от высокочастотного шума, так как он, в отличие от низкочастотного, активирует отделы вегетативной нервной системы, отвечающие за стресс и тем самым нанося вред организму человека.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 104-114 (2020) | Рубрики: 10.01 10.04
Светлов В.В. «Снижение уровней шума в жилой застройке от инженерно-технологического оборудования предприятий» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 115-127 (2020)
Показано, что инженерно-технологическое оборудование предприятий является источником повышенного шумового воздействия на территории прилегающей жилой застройки, что приводит к обоснованным жалобам населения. Рассмотрены два метода определения инженерно-технологического оборудования предприятия, оказывающего основной вклад на уровень шума в жилой застройке. Произведена классификация инженерно-технологического оборудования предприятий в зависимости от уровней звуковой мощности, присвоены классы шумности. Рассмотрены основные применяемые шумозащитные мероприятия, определены наименее изученные схемы их применения. Предложены пять расчетных схем, в которых произведено уточнение существующих методов расчета акустической эффективности. Даны рекомендации по снижению зоны акустического дискомфорта от стационарных источников шума.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 115-127 (2020) | Рубрики: 10.01 10.04 11.07
Иванов Н.И., Тюрина Н.В., Шашурин А.Е., Курченко П.С. «Использование метода преобразования звуковых полей для расчёта эффективности шумозащитных конструкций» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 128-134 (2020)
Описан новый подход в расчётах эффективности шумозащитных экранов (ШЭ), основанный на принципе последовательного преобразования звуковых полей при наличии ШЭ. Получена формула расчёта, в которой учитывается: расположение ШЭ в пространстве, высота ШЭ, звукопоглощающие свойства экрана и опорной поверхности. Для увеличения точности расчётов введено понятие показателя дифракции ШЭ (ПД=10 log1/βдифр , βдифр – коэффициент дифракции экрана). Выполнены теоретические, а также экспериментальные исследования акустической эффективности. Экспериментально определён показатель дифракции ШЭ. Проверка предложенного метода расчёта проведена на стенде и в натурных условиях (всего было испытано более 50 акустических экранов). Экспериментальная проверка не утвердила более высокую точность расчётов по сравнению с используемой в расчётах оптико-дифракционной теорией.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 128-134 (2020) | Рубрики: 10.01 10.04 11.07
Бужинский К.В., Фиев К.П., Шашурин А.Е., Лубянченко А.А. «Исследование возможности применения термочехлов для снижения уровня шума от оборудования» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 135-147 (2020)
Рассмотрены основные вредные и опасные факторы производственной среды и производственного процесса. Проанализированы основные существующие средства защиты работников производственных предприятий от повышенного шума, выявлены их недостатки. Предложено рассмотреть конструкции термочехлов, применяемых в основном для теплоизоляции трубопроводов и запорной арматуры, в качестве акустических средств защиты, проанализированы источники информации на подобную тематику. Приведены результаты исследования звукоизоляции термочехла определённой конструкции, подтверждающие его акустическую эффективность. Выдвинуты предложения по дальнейшим исследованиям и применению подобных конструкций в качестве акустических средств защиты от шума на рабочих местах и у других нормируемых объектов.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 135-147 (2020) | Рубрики: 10.01 10.04
Санников В.А., Дроздова Л.Ф., Кудаев А.В. «Определение структурного шума, образованного колебаниями отдельной панели салона автомобиля» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 148-154 (2020)
Рассматриваются вопросы анализа амплитудно-частотных характеристик (АЧХ) вибрации панелей и оценка уровня излучения ими звукового давления в воздушную среду салонов автомобилей (кабин). Приводятся результаты моделирования рабочего процесса с использованием пакетов программ ANSYS Достоверность исходных данных в используемых вычислительных пакетах программ подтверждалась тестированием задачи по её аналитическому решению. На основе полученных результатов колебаний задней двери решалась практическая задача по анализу уровня шума, излучаемого панелью в салон автомобиля на низших частотах. Для определения звукового давления в характерной точке салона – у головы водителя использовался стандартный метод логарифмического суммирования от узлов (поверхностей акустических поршней) расчетной конечно-элементной модели конструкции двери. Уровни звукового давления, найденные вычислениями при вибрации рассматриваемой панели автомобиля, сопоставляются с экспериментально измеренными значениями звукового давления в салоне автомобиля. Предложенная методика оценки шума позволяет выполнять доработку конструкции по показателям, как вибрации, так и уровню структурному шума, обеспечивая комфортные условия жизнедеятельности, что в целом удешевляет процесс проектирования элементов изделий.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 148-154 (2020) | Рубрики: 10.01 10.04
Покусаев М.Н., Хмельницкий К.Е., Хмельницкая А.А., Климов Д.А. «Результаты измерения параметров шума маломерного судна на швартовых и ходовых испытаниях» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 1, с. 18-26 (2021)
Шум водного транспорта является одним из видов загрязнений окружающей среды, который распространяется не только во внешнюю окружающую среду, но и влияет на экипаж маломерного судна. Шум маломерного судна можно разделить на отдельные виды: воздушный шум от работы двигателя внутреннего сгорания; шум от подводного выхлопа; шум от работы гребного винта; структурный шум от вибрации корпуса лодки и шум набегающего потока воды. В статье авторами оценивается изменение шума моторного маломерного судна при его испытаниях на швартовых и ходовых испытаниях с достижением максимальной скорости при глиссировании. Измерения шума производились при помощи комплекса «Экофизика-110А» с анализом спектра программой «Signal+3G Light». На основании проведенных исследований было установлено, что уровень шума для экипажа лодки весьма значительный, средний уровень превышает на швартовых и на ходовых испытаниях принятый на морских и речных судах санитарный уровень шума в 85 дБА. Отмечено влияние движения лодки на высокочастотный шум, который снижается в большей мере при движении на среднем ходу, на полном ходу этот эффект полностью теряется.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 1, с. 18-26 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04
Шабарова А.В., Буторина М.В., Куклин Д.А. «Влияние степени детализации модели офисного помещения на результаты компьютерного моделирования распространения шума» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 1, с. 27-37 (2021)
Рассматривается проблема снижения шума на рабочих местах офисных работников. Для выбора оптимальной шумозащиты в офисном помещении используется компьютерное моделирование распространения шума, которое позволяет рассмотреть разные варианты шумозащитных мероприятий. В качестве программы для моделирования распространения шума в офисном помещении и построения карт шума используется программа SoundPLAN. В целях поиска модели помещения с детализацией, достаточной для проведения расчетов, были выполнены расчеты шума на разных этапах ее построения и сделан вывод о необходимых элементах модели. В ходе проведения расчета были обнаружены превышения уровней шума на рабочих местах, которые составляют от 1,0 до 9,3 дБА. В качестве шумозащитных мероприятий в помещении рекомендовано использование шумопоглощающих материалов на стенах и потолке, а также установка перегородок, разделяющих рабочие места.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 1, с. 27-37 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 11.07
Заплетников И.Н., Пильненко А.К., Гордиенко А.В., Ерёменко Д.О. «Виброакустические свойства пищевого оборудования» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 1, с. 38-43 (2021)
Рассмотрены свойства технологических машин. Особое внимание обращено на виброакустические свойства, обеспечивающих безопасность персонала и санитарно-гигиенические условия его работы, степень конкурентоспособоности. Проведено сравнение этих свойств по шумовым характеристикам (ШХ) машин пищевых производств. Измерение ШХ машин пищевого оборудования проводилось техническим методом в соответсвии с ГОСТ РИСО 3743-1-2013 шумомером RFT 00023 и «Ассистент». Характер излучения шума – постоянный при работе без нагрузки и под нагрузкой. Машины устанавливались в соответсвии с руководством по эксплуатации завода-изготовителя. Пищевое сырье или пищевой продукт обрабатывались в соответсвии с техническими условиями. Установлено превышение этих характеристик при работе с продуктом над ШХ при работе без продукта. Проведен анализ источников шума и динамических нагрузок в пищевом оборудовании для улучшения ШХ при конструировании соответсвующих машин. Предельно-допустимые значения ШХ соответствуют работе этих машин только без продукта. Необходимо нормировать ШХ машин пищевых производств по максимальным значениям при работе с продуктом. Шумовые характеристики пищевого оборудования определялись техническим методом шумомерами первого класса. Машины устанавливались в соответсвии с руководством по эксплуатации.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 1, с. 38-43 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 14.07
Канев Н.Г., Прокофьева П.Е., Московец М.Е. «Оценка неопределенности измерений вибрации железнодорожного транспорта по результатам суточного мониторинга» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 1, с. 44-55 (2021)
Приведены результаты суточных измерений вибрации, возникающей от движения поездов различных типов, проходящих по двухпутному и многопутному железнодорожному полотну. Выполнен анализ нормируемого параметра – максимального корректированного значения виброскорости – в соответствии с методикой, установленной действующими нормативными документами, а также вспомогательных параметров – значений виброскорости в октавных полосах частот. Показано, что рекомендованное количество событий прохождения поезда, которое необходимо измерить, не позволяет получить статистические достоверные результаты измерений. Во-первых, имеют место существенные девиации параметров вибрации в течение суток, и результат измерений может зависеть от времени проведения измерений. Во-вторых, измеренные значения параметров вибрации оказываются ниже, чем максимальные значения, зафиксированные в течение суток, поэтому параметры, характеризующие максимальную вибрацию, оказываются недооцененными. В-третьих, установлено, что распределение измеренных параметров вибрации не описывается гауссовым законом распределения вероятности. В связи с этим применение подходов к выражению неопределенности измерений, основанных о предположении о гауссовом распределении измеренных значений, является некорректным и требует уточнения. Полученные данные показывают необходимость совершенствования действующих методик измерений вибраций от железнодорожного транспорта.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 1, с. 44-55 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 14.07
Мошков П.А. «Исследование слышимости и маскировки шума винтового беспилотного воздушного судна фоном окружающей среды» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 28-38 (2021)
Рассмотрена проблема слышимости и маскировки шума винтовых беспилотных воздушных судов (БВС). Выполнен аналитический обзор доступных публикаций в области психофизиологической акустики в рамках слышимости приближающихся и удаляющихся источников звука. Рассмотрены спектральные характеристики шума винтовых БВС и фонового шума окружающей среды. Представлены результаты исследований, выполненных автором в области слышимости винтовых БВС. В частности, предложен критерий аудиозаметности и представлены данные о маскировке шума БВС фоновым шумом окружающей среды. В качестве критерия аудиозаметности БВС самолетного типа с поршневым двигателем предлагается использовать разность между суммарными взвешенными по шкале А стандартного шумомера уровнями звукового давления, соответствующими акустическому излучению БВС и фона окружающей среды. БВС становится слышимым при величине критерия 3 дБА. В рамках летного эксперимента было получено, что в среднем эффект маскировки шума БВС фоновым шумом окружающей среды составляет 3 с для участка приближения и 6 с для участка удаления БВС от контрольной точки. Наибольший маскирующий эффект наблюдается при высоких скоростях ветра 5–6 м/с, и как следствие высоких уровнях фонового шума, и составляет до 15 с.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 28-38 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 14.07
Кошурников Д.Н., Пономарев А.Л., Молок О.А. «Фоновый шум как элемент акустической картины территорий с нормируемыми показателями среды обитания» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 53-64 (2021)
Для задач гигиенического нормирования шумового фактора в окружающей среде в соответствии с действующей нормативно-методической базой установлена необходимость учета всех возможных источников шума, прилегающих к объекту воздействия. Шум от таких источников учитывается как фоновый. Оценка фонового шума особенно важна при проектировании зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), особенно когда шум является приоритетным фактором воздействия (в частности санитарно-защитных зон и приаэродромных территорий), и экспертизе проектных материалов. В настоящем исследовании обобщены методические подходы к учету фонового шумового загрязнения и описаны предлагаемые подходы к учету фонового шума и выделению долевых вкладов источников вредного шумового воздействия. Получение данных о шумовой обстановке возможно с помощью расчетного, инструментального и комбинированного методов. В работе приведены результаты апробации различных вариантов инструментального метода получения данных: классического подхода, подхода с использованием энергетического вычитания, подхода с использованием статистического анализа результатов непрерывных измерений. Полученные результаты апробации каждого подхода позволили решить локальные задачи: комплексной гигиенической оценки и выделения долевых вкладов источников шума (выше и ниже фоновых уровней), в том числе на примере конкретных жалоб населения. Практическая значимость предлагаемых подходов высока и позволяет получить комплексную акустическую картину, для лиц, принимающих решения, на существующее положение и на перспективу развития жилых территорий.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 53-64 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 14.07
Плотников А.С., Жилина Т.С., Афонин К.В., Сайфуллин А.А. «Исследование структурного шума при применении нескольких контуров плавающего пола в крышных котельных» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 93-102 (2021)
Представлены результаты моделирования в программном комплексе STARK ES воздействия вынужденных колебаний на упрощенную модель крышной котельной – прямоугольную плиту, воспринимающую колебания от оборудования. Показаны результаты практических замеров вынужденных колебаний оборудования крышной котельной мощностью N-2,0 МВт, оборудованной «плавающим полом» с демпферными прокладками. Котельная расположена на кровле гражданского здания. Отличительная особенность метода «плавающий пол» состоит в устройстве массивной стяжки из бетона или цементно-песчаной смеси, уложенной на межэтажное перекрытие поверх слоя упругого материала с разграничением связей. Демпферные прокладки расположены по периметру между горизонтальными и вертикальными строительными конструкциями. Применение предлагаемого метода приведет к снижению передачи вынужденных колебаний от оборудования на строительные конструкции здания котельной. Это позволит исключить передачу в здание структурного шума.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 93-102 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 14.07
Новикова А.В., Салкуцан В.И. «Исследование и анализ гигиенического нормирования производственной вибрации» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 103-110 (2021)
Рассматриваются системы функционирования и законодательного обеспечения гигиенического нормирования производственной вибрации в России, ЕС, США, Индии и Китае. На основе анализа нормативных правовых актов, рекомендаций по гигиеническому нормированию и иных литературных источников было осуществлено сравнение гигиенических нормативов производственного шума некоторых стран мира. На основании существующего математического аппарата произведен расчет количества лет максимально допустимого стажа работы в соответствии с действующими гигиеническими нормативами локальной вибрации по странам, рассматриваемым в работе. Приведены выводы о текущем положении в области гигиенического нормирования производственной вибрации в выбранных к исследованию странах, в том числе с точки зрения продолжительности безопасного стажа работы в условиях труда, где воздействие локальной вибрации на человека не превышает установленные странами нормативы.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 103-110 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 14.07
Дроздова Л.Ф., Манохин В.Я., Головина Е.И., Манохин М.В. «Анализ влияния шума на операторов в литейном цехе» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 4, с. 19-25 (2021)
Комплексная оценка воздействия шума в литейном цехе является основной целью работы. По результатам анализа представлены основные неблагополучные участки с превышением допустимого уровня шума – участки выбивных решеток и участки очистки литья. Предложены рекомендации по выбору технических мероприятий, включающих рациональное размещение оборудования, режим их работы, установку акустических экранов и звукоизолирующих перегородок у незащищенных рабочих мест, а также рациональный подбор эквивалентной площади звукопоглощения помещения цеха, которые позволят решить задачу создания безопасных условий производства. Исследовано улучшение условий труда операторов литейного цеха за счет снижения шума на их рабочих местах: увеличение звукопоглощения в самом корпусе дробеструйной камеры и установка шумозащитных экранирующих конструкций для ограждения участков с наиболее интенсивным шумом.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 4, с. 19-25 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08
Шашурин А.Е., Курченко П.С., Гогуадзе М.Г., Разаков Ж.П. «Расчет шумозащитных ограждений для снижения шума операторов металлообрабатывающих станков» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 4, с. 37-45 (2021)
Улучшению условий труда на рабочих местах машиностроительных предприятий посвящено много работ. В статье показан подход к снижению уровней шума от металлообрабатывающих станков. Рассмотрены вопросы снижения уровней шума в соразмерных помещениях, где в одном помещении располагается станок и проанализирован вариант, где в цехе расположено n-ое количество оборудования. С учетом этого меняется характер шумообразования в цехе и расчеты ведутся с учетом вклада отраженного шума в звуковое поле на рабочем месте и с учетом множества оборудования. В статье рассмотрены расчеты эффективность мероприятий по снижению шума на участках профильно и координатно-шлифовальных станков, указаны их возможные компоновки, показаны результаты эксперимента. Показан расчет систем снижения шума системы «узел шлифования–шлифуемая заготовка». Показаны материалы, которые могут применяться для снижения звукопоглощения в цехах. Представлен расчет и проектирование акустического экрана зоны шлифования координатно-шлифовального станка.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 4, с. 37-45 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08
Тюрин А.П. «Разработка экспериментальной установки для проведения лабораторных исследований шумозащитных материалов» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 7-24 (2021)
Рассматриваются особенности проектирования лабораторной экспериментальной установки в виде малой реверберационной камеры для выполнения простейших акустических экспериментов в ней на этапе обучения. Выполненный обзор научных источников показал, что данная тема до сих пор является актуальной в связи с поиском возможностей предварительной оценки шумозащитных материалов на предмет их шумозащитных свойств. Изготовленная камера внутренним объемом порядка 0,367 м3 содержит источник звука для генерации звуковой волны определенной частоты, микрофон, шумоизмерительный прибор, акустическую систему для воспроизведения звукового сигнала. Диапазон рабочих частот камеры – 700–8000 Гц. В качестве возможных вариантов использования является отработка методики реализации факторного эксперимента с использованием одно- или многослойных акустических преград. Построены линейные модели уровня звука в камере в зависимости от количества преград и начального уровня звука в установке при исходных частотах 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц. Все коэффициенты линейных моделей значимы. Использование реверберационных камер малого объема для решения задач по оценке шумозащитных, звукоизоляционных свойств материалов небольшой толщины имеет свои ограничения по частоте, однако позволяет сформировать необходимые знания и навыки на определенном этапе обучения, например, студентов.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 7-24 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.02
Васильев В.А. «Звуковое поле над проезжей частью, формируемое движением автотранспорта» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 25-32 (2021)
Представлена общая информация, о существующих методах определения шумовой характеристики автотранспортного потока. Полученные в статье результаты позволяют характеризовать параметры звукового поля, формируемого над проезжей частью и всей дорогой в целом в зависимости от интенсивности и скорости движения, количества полос движения и доли грузовых автомобилей и автобусов в транспортном потоке. Согласно полученным результатам, с учётом затухания с расстоянием, сформулирован вывод о влияние шума полос движения на звуковое поле, формируемое на расстоянии семи с половиной метров от оси ближайшей полосы движения. Сформулирована дальнейшей целью исследований в данной сфере, с учётом полученных результатов, с целью получения корректных расчетов акустической эффективности шумозащитных экранов, выемок, насыпей и других шумозащитных препятствий.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 25-32 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08
Борцова С.С. «Комплексное решение проблемы снижения шума железнодорожного транспорта» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 33-47 (2021)
Для системного решения задачи снижения шума железнодорожного транспорта предложен алгоритм выбора комплекса шумозащитных мероприятий с подбором оптимальных конструктивных параметров входящих в его состав шумозащитных конструкций (ШЗК). Выделены области принятия решения в зависимости от расстояния до защищаемого объекта, этажности экранируемой застройки и значений требуемого снижения шума. Разработаны рекомендации по определению возможных средств защиты с учётом специфики каждой из областей. Отмечены отличия в снижении шума насыпями для защиты малоэтажных и многоэтажных зданий, возможности эффективного применения шумозащитной выемки и комбинаций ШЗК. Предложенный подход реализован на примерах снижения железнодорожного шума с применением шумозащитных конструкций протяжённой длины. Дана оценка полученных результатов, приводится сравнение и выбор оптимального комплекса шумозащиты с учётом задаваемых проектировщиком ограничений по параметрам ШЗК: высоты, формы (уклон, верхняя площадка), материала.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 33-47 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.02
Борцова С.С. «Выбор оптимальной шумозащитной конструкции по параметрам, влияющим на акустическую эффективность» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 48-65 (2021)
Наиболее эффективными в части решения проблемы снижения транспортного шума являются шумозащитные конструкции или сооружения на пути распространения звука (ШЗК): шумозащитные экраны (ШЭ), шумозащитные насыпи или валы (ШН), шумозащитные выемки (ШВ) и их комбинации. Похожим механизмом снижения шума обладают и шумозащитные зелёные насаждения (ШЗН). Для выбора оптимальной ШЗК в работе установлена зависимость акустической эффективности каждой шумозащитный конструкции от основных параметров: высоты, формы (уклон, верхняя площадка) и материала; ширины посадки для ШЗН. При этом выявлены противоречия в части расчёта эффективности ШЗК, имеющие место в действующей нормативной документации, предложены их корректировка и уточнения. Даны рекомендации по расчёту эффективности шумозащитной насыпи в зависимости от расположения расчётной точки. Уточнён порядок расчета эффективности комбинаций шумозащитных конструкций с целью защиты высокоэтажной застройки, а также эффективности шумозащитного озеленения. Приведены сравнения ШЗК разных видов с отличными конструктивными параметрами.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 48-65 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.02
Исаев А.Г. «Теоретическое обоснование акустической эффективности шумозащиты при ручной абразивной обработке сварных швов» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 66-77 (2021)
Обеспечение безопасных условий труда имеет важное значение при обработке и упрочнении сварных швов стержневых конструкций. Это связано с тем, что сварка относится к одной из наиболее популярных технологий соединения металлических конструкций, а обработка одним из обязательных этапов после выполнения сварочных работ. В связи с эти представляется целесообразным выполнить проектирование специального устройства для широкой номенклатуры элементов рамных конструкций. В данной статье представлена схема звукоизоляции системы шумозащиты устройства, способная обеспечить выполнение санитарных норм при обработке сварных швов. Определены скорости колебаний для условий абразивной обработки при различных условиях закрепления. Представлен расчет системы шумозащиты основанный на выполнении санитарных норм шума. Обоснован выбор материала и толщины ограждения. Результаты показывают, что сравнение теоретически рассчитанной звукоизоляции и экспериментально определенной имеют достаточную для инженерных целей точность испытаний системы шумозащиты в производственных условиях и показали выполнение санитарных норм шума во всем нормируемом диапазоне частот.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 66-77 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08
Курченко П.С. «Экспериментальные исследования спектрального состава вибраций и шума координатно- и профильношлифовальных станков» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 78-91 (2021)
Рассматриваются результаты экспериментальных исследований спектрального состава вибраций и шума координатно- и профильношлифовальных станков моделей 393М, 395МФ10, 3951ВФ10. Рассмотрен режим работы холостого хода. Проведён анализ по превышению нормативных значений шума и вибрации в нормируемом диапазоне частот, также выделены основные источники шума. Было проведено сравнение экспериментальных данных, полученных в процессе эксплуатации профилешлифовальных и координатно-шлифовальных станков, с теоретическими расчетами шумового загрязнения на рабочих местах работников станков.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 78-91 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.02
Разаков Ж.П. «Расчет акустических характеристик заготовок резьбошлифовальных и шлицешлифовальных станков для расчета уровней шума на рабочем месте» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 91-99 (2021)
Уровень шума на рабочих местах операторов металлообрабатывающих станков довольно часто превышают нормативные значения и достигают уровней звука свыше 90 дБА. Скорости обработок с каждым годом возрастают, и это может в ряде случаев приводить к еще большим превышениям уровней шума в цехах на рабочих местах, превышающих установленные санитарные нормы. В статье показан расчет уровней акустических характеристик заготовок резьбошлифовальных и шлицешлифовальных станков для расчета уровней шума на рабочем месте. Наиболее технически и экономически обоснованным направлением снижения шума является разработка мероприятий на этапе проектирования станочного оборудования и технологических процессов обработки. Для этого необходимо иметь возможность расчета спектров шума на этапе проектирования. Поэтому в данной статье приведены результаты теоретического исследования виброакустических характеристик, учитывающих режимы шлифования, геометрические размеры шлифовальных кругов и заготовок, а также способы их закрепления.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 5, с. 91-99 (2021) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08
Романов Н.В., Пегин П.А. «Современные конструкции шумозащитных экранов» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 1, с. 17-28 (2022)
Разработаны и представлены концепты конструкций шумозащитных экранов, которые могут быть использованы для снижения уровня шума как в городской черте, так и за городом. Была проведена работа по изучению эффективности снижения уровня шума в зависимости от используемой конструкции шумозащитного экрана. В работе исследовано положительное и отрицательное влияние предлагаемых конструкций шумозащитных экранов как на городскую инфраструктуру, так и на территорию, прилегающую к городу. Разработка новых концептов шумозащитных экранов велась на базе автоматизированных комплексов AutoCAD и КОМПАС-3D, I-Simpa. На основании полученных данных сделаны выводы о возможности и целесообразности внедрения представленных концептов в инфраструктуру города и применения их на территориях, прилегающих к городской черте.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 1, с. 17-28 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.02
Кирпичников В.Ю., Сятковский А.И., Шашурин А.Е., Кудаев А.В. «Экспериментальные исследования эффективности вибропоглощающего покрытия с металлическим армирующим слоем различной толщины» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 1, с. 29-34 (2022)
Кратко рассмотрена проблема негативного воздействия вибрации конструкций в помещениях транспортных средств на их технические характеристики и условия жизнедеятельности персонала и пассажиров. Показана актуальность применения армированных вибропоглощающих покрытий с жестким армирующим слоем для снижения вибрации конструкций. Проведен анализ экспериментальных значений эффективности вариантов вибропоглощающего покрытия с одинаковым диссипативным слоем в виде полимерной пленки из поливинилацетата, отличающихся материалом и толщиной армирующего слоя. Дано описание технологии подготовки демпфируемой пластины к испытаниям. Представлена методика определения эффективности покрытий с использованием уровней входной вибровозбудимости. Приведены спектры входной вибровозбудимости пластины с нанесенным и при отсутствии вибропоглощающего покрытия. Установлены диапазоны значений относительных массовых параметров покрытия с их интенсивным, умеренным и практически отсутствующим влиянием на его эффективность.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 1, с. 29-34 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.06
Алёшина М.А., Кравчун П.Н. «Акустические свойства многомодовых камерных звукоизоляторов в каналах» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 7-23 (2022)
Рассмотрены многомодовые звукоизоляторы в виде камер расширения в каналах, описаны их общие акустические свойства и физический механизм их звукоизолирующего действия. Показано, что в одномодовых системах такого типа существование полос непропускания принципиально невозможно, их формирование обусловлено исключительно модами первого и более высоких порядков. Предложен алгоритм решения задачи о нахождении акустического поля и других характеристик многомодовых камер расширения с патрубками (отрезками входного и выходного волноводов, вдвинутыми внутрь камеры). Рассмотрена схема ограничения порядка полученной системы уравнений, а также сходимость метода по числу учитываемых мод. Обсуждены основные акустические свойства камерных звукоизоляторов с патрубками и без них и возможности управления частотными характеристиками многомодовых камер при изменении параметров патрубков.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 7-23 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.02
Сятковский А.И., Рюткянен Е.А., Кудаев А.В. «Демпфирование в трехслойных конструкциях металл–полимер–металл с термопластичной пленкой из поливинилацетата» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 24-34 (2022)
Методом динамического механического анализа были получены унифицированные обобщенные кривые описывающие изменения компонентов комплексного модуля упругости для полимерной пленки на основе поливинилацетата ВПС-2,5 в широком интервале температур и частот. Эти данные были использованы для расчета собственных частот первых трех резонансов и коэффициентов механических потерь трехслойных структур металл-пленка -металл с различным соотношением толщин вязкоупругого и армирующего слоев. Расчетные данные сопоставлялись с экспериментальными. Дополнительно исследовались параметры демпфирования в консольно закрепленных трехслойных стержнях с внутренним слоем из ВПС-2,5. Показано, что высокие демпфирующие свойства материала ВПС-2,5 реализуются в трехслойных композитах при толщинах пленок 0,06–0.1 мм.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 24-34 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08
Солдатов А.Г., Чукарин А.Н., Финоченко Т.А., Суворова Т.К. «Теоретическое обоснование способов снижения шума и вибраций крупногабаритных шлифовальных кругов» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 35-44 (2022)
Зубошлифовальные и шлицешлифовальные станки используется для придания зубу колеса правильную форму и снижению шероховатости его поверхности, в результате чего достигается максимальная точная форма зубьев колеса и его размер. При выполнении зубо- и шлицешлифовальных работ используются шлифовальные круги, диаметры которых изменяются в пределах от 90 до 400 мм, а ширина от 32 до 100 мм. Причем, изгибная жесткость таких кругов значительно выше, чем у кругов шириной 6 и 13 мм, данные этих исследований, которых приведены в работе. Снижение уровней шума возникающих при работе металлообрабатывающего оборудования связано с необходимостью созданием допустимых условий труда. Поэтому в данной статье приведены теоретические и экспериментальные исследования, которые проводились для снижения шума при использовании вышеуказанных кругов d×h=(90±400) (31±100) мм.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 35-44 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.06
Разаков Ж.П., Гричишин М.В., Финоченко Т.А., Чукарин А.Н. «Виброакустическая динамика коробок скоростей сверлильно-фрезерно-расточных станков с многоскоростными электродвигателями» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 56-62 (2022)
Наличие зубчатых передач в приводе главного движения создает повышенные уровни звукового давления на рабочих местах станочников даже на холостом режиме станка. Измерения виброакустических характеристик показали, что при отключенном двигателе насоса охлаждения уровни шума превышают санитарные нормы в интервале частот 250–1000 Гц на 3–4 дБ, что фактически определяется звуковым излучением корпуса коробки скоростей станка. Модернизация серийной конструкции резьбонарезного станка заключается в уменьшении количества зубчатых передач и подшипниковых узлов, динамика которых и приводит к вибрации корпусных деталей станка. В модернизируемой конструкции коробки передач резьбонарезного станка предлагается использовать двухскоростной электродвигатель (n=1420/710 об/мин).
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 2, с. 56-62 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.07
Васильева В.К. «Теоретическая оценка спектров воздушной составляющей шума на примере дрезины АС-1А и автомотрисы АСГ-30П» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 3, с. 52-60 (2022)
Особенности конструкционного исполнения обслуживающего железнодорожного транспорта предполагают наличие источников шума внутри кабины оператора и пассажирского салона, в связи с чем увеличивается негативное действие этого физического фактора на работников. Помимо акустического воздействия, силовые установки повышенной мощности способны влиять на внутренние конструкции транспорта, что негативно сказывается на виброакустических параметрах рабочих мест. В данной статье приведен расчет ожидаемых уровней шума в машинных отделениях и пассажирских салонах дрезин (автомотрис). Также предложен расчет конструкций и выбор материалов для снижения шума на рабочих местах машинистов и внутри рассматриваемого железнодорожного транспорта. Описаны методы снижения шума, исходя из конструкционных особенностей средств рельсового транспорта, таких как дрезина АС-1А и автомотриса АСГ-30П.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 8, № 3, с. 52-60 (2022) | Рубрики: 10.01 10.04 10.08 14.06
Храмов А.В., Петров С.К., Левин С.В., Левина Е.А. «Может ли длительное ношение наушников увеличить риск развития гиперакузии?» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 1, с. 60-65 (2020)
Эффект воздействия длительного ношения наушников на функции слухового анализатора сравнительно хорошо изучен, но влияние наушников на развитие идиопатической гиперакузии не отражено в публикациях. Проведено обследование двух групп добровольцев. В состав 1-й группы были включены 20 студентов, прослушивающих аудиоплеер с наушниками-вкладышами более 3-х часов в день на протяжении последних 3 лет (в 7 случаях – не менее 6 часов в день). Во 2-ю группу вошли студенты, не использующие аудиоплеер или прослушивающие его менее 1 часа в день. Не выявлено влияние длительного применения наушников-вкладышей на частоту идиопатической гиперакузии, однако необходимо продолжить исследование этого вопроса в динамике.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 1, с. 60-65 (2020) | Рубрика: 10.04
Чертищев А.Н., Надарейшвили Г.Г., Юдин С.И. «Основные психоакустические характеристики качества звука системы выпуска автомобиля» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 39-45 (2021)
рассмотрены основные психоакустические характеристики качества газодинамического звука системы выпуска автомобиля. Описание характеристик и их определение по используемым стандартам. Обозначены специальные психоакустические характеристики системы выпуска в зависимости от оборотов коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания и времени. Рассмотрена взаимосвязь психоакустических характеристик с субъективной оценкой по акустическому восприятию. В качестве примера представлена расчетная регрессионная модель, по субъективной оценке, "спортивного" звучания в зависимости от психоакустических характеристик. Приведен расчет характеристик приятного восприятия звука и психоакустического раздражения. Представлены, в качестве примеров, графики психоакустических параметров систем выпуска в зависимости от оборотов коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания различных автомобилей на режиме разгона.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 39-45 (2021) | Рубрика: 10.04
Зинкин В.Н., Шешегов П.М. «Механизмы действия авиационного шума на профессиональную работоспособность и надежность» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 165-182 (2021)
Одним из приоритетных направлений в авиации является прогнозирование профессиональной работоспособности и надежности авиационных специалистов. Авиационные специалисты в процессе профессиональной деятельности подвергаются воздействию комплекс вредных и опасных производственных факторов, в том числе высокоинтенсивному шуму (свыше 100 дБА). Показано, что авиационный шум это собирательный термин. На рабочих местах инженерно-технического состава класс условий труда для шума соответствует вредному и опасному классу (класс 3.1-4), а для ЛПС – вредному класса 3.2-3.4. Механизмы вредного действия шума на человека реализуются через воздействие на орган слуха, орган зрения, а также центральную и вегетативную нервную систему. В результате происходит снижение физиологических резервов и развитие патологических аурикулярных и экстрааурикулярных эффектов, что способствуют снижению профессиональной работоспособности и надежности деятельности авиационных специалистов, общего уровня удовлетворенности трудом и мотивации. Для прогноза работоспособности в качестве меры степени влияния шума предложено использовать критерий – потенциальную ненадежность действий. Ведущее место в мероприятиях по борьбе с шумом должно отводиться обеспечению персонала эффективными средствами индивидуальной защиты от шума.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 165-182 (2021) | Рубрика: 10.04
Элькин Ю.И., Шашурин А.Е., Курченко П.С., Васильева В.К. «Шумообразование на рабочих местах операторов специальных металлообрабатывающих станков» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 199-207 (2021)
Повышенный уровень шума при шлифовании, долбежке, обточке является самым значимым фактором при определении специальной оценки условий труда на рабочих местах операторов металлообрабатывающих станков. Зачастую на рабочих местах предельно-допустимые нормы превышены на 15–25 дБА, что является критичным для здоровья человека. Компоновка рабочего места и технологический процесс зачастую не позволяют принимать необходимые меры для снижения шума на пути распространения от станка к рабочей зоне. Авторами статьи предложена методика и алгоритм расчета, позволяющий определять уровни шума от колесошлифовальных станков на рабочих местах операторов. Отмечена необходимость исследования процессов шумообразования в самом станке и снижения шума в источнике.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 199-207 (2021) | Рубрика: 10.04
Курченко П.С. «Вывод зависимостей скоростей колебаний узла обработки для определения акустических характеристик металлообрабатывающих станков» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 208-217 (2021)
Проведённый анализ условий труда операторов металлообрабатывающих шлифовальных станков показал, что среди комплекса опасных и вредных производственных факторов именно уровни шума чаще всего превышают санитарные нормы на указанных рабочих местах. Защита от шума на рабочих местах операторов шлифовальных станков металлообрабатывающих предприятий является актуальной научно-практической задачей. Снижение шума на пути распространения и применение средств индивидуальной защиты не дают желаемого результата, поэтому необходимо снижать уровни шума непосредственно в самих источниках. При этом Основными источниками шума являются инструмент и заготовка. Анализ повышения уровня безопасности труда операторов и улучшение эксплуатационных характеристик станков представляет собой актуальную задачу в связи с внедрением научно-обоснованных методик. Усугубляет ситуацию, устаревший парк станочного оборудования, в результате показатели безопасности труда превышают норму, и в большинстве случаев уровень шума. В статье определены уровни виброскорости из дифференциальных уравнений колебаний для двух ситуаций, связанных с соотношениями изгибной жесткости консольной части узла резания и осескоростей шпиндельных узлов оправки.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 208-217 (2021) | Рубрика: 10.04
Кузнецова А.Д. «Структурный шум на производстве, выявление вклада и методы снижения» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 218-225 (2021)
Рассматриваются вопросы оценки вклада звукоизлучения (структурной составляющей шума) металлическими корпусами технологического оборудования в акустическую обстановку на селитебных территориях и территориях предприятий, а также в цехах производств. Такая оценка позволяет впоследствии разработать более эффективные виброзащитные мероприятия, которые в свою очередь снизят шум на нормируемых объектах. Проведены измерения шума и вибраций от оборудования на местах, в которых обязательно соблюдение гигиенических нормативов, в том числе на рабочих местах и на селитебной территории. Представлен анализ результатов для двух производственных объектов, на основании которого установлено наличие значимого вклада структурного шума, применяемого в технологических процессах оборудования. Выполнены расчет уровней структурного шума и последующее сопоставление с данными натурных измерений, на основе полученных результатов предложены мероприятия для снижения шума рассматриваемых источников.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 218-225 (2021) | Рубрики: 10.04 10.08
Мурзинов В.Л., Мурзинов П.В., Мурзинов Ю.В., Попов С.В. «Облегченные звукозащитные панели» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 226-234 (2021)
Облегченные звукозащитные панели созданы на основе анализа взаимодействия тонколистовых материалов и воздуха окружающей среды. Анализ показал, что тонко листовой материал обладает повышенной способностью к демпфированию своих колебаний окружающим воздухом. Эта способность тонко листовых материалов была положена в основу разработки конструкции облегченной структурированной звукоподавляющий панели. Представлена конструктивная схема облегченной структурированной звукоподавляющей панели. Дано обоснование с позиции лучевой теории распространения звуковых потоков внутри конструкции. Показаны отдельные конструктивные элементы и этапы их сборки в звукоподавляющую облегченную структурированную панель. Указаны листовые материалы для изготовления этих панелей. Выполнен сравнительный анализ по эффективности звукоизоляции разработанных панелей и современных звукозащитных материалов. Анализ показал преобладающую эффективность звукоподавляющих облегченных структурированных панелей.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 2, с. 226-234 (2021) | Рубрики: 10.04 10.08
Соловьева О.С., Элькин Ю.И. «Защита жилой застройки от шума стройплощадок» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 3, с. 7-15 (2021)
Рассматривается проблема снижения уровня шума на селитебной территории, расположенной в непосредственной близости от строительных площадок. Так как стройплощадки зачастую располагаются на небольшом расстоянии от уже существующих жилых зданий, то устройство только обычного шумозащитного экрана-стенки будет неэффективно. В связи с этим нами была разработана классификация временных, то есть на время строительства экранирующих шумозащитных конструкций, комплексное применение которых позволит добиться нормативных значений уровня шума в прилегающей жилой застройке. Из пяти видов экранов, указанных в классификации, в статье приведены конструкции трех, а именно: навесные экраны на рабочие органы строительно-дорожных машин, накладные экраны в оконных проемах и фасадные (настенные) шумозащитные экраны.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 3, с. 7-15 (2021) | Рубрики: 10.04 10.08 11.07
Гончаренко Б.И. «Экспериментальное исследование скалярно-векторной структуры шумового поля электропоезда при наличии акустического экрана» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 3, с. 29-35 (2021)
Проведены экспериментальные исследования скалярно-векторных характеристик внешнего шумового поля электропоезда за акустическим экраном, при этом одновременно регистрировались уровни звукового давления и трех взаимноортоганальных компонент колебательной скорости. Приемная система и шумовой источник располагались по разные стороны акустического экрана. По данным эксперимента показано, что в низкочастотном диапазоне при прохождении электропоезда вдали от акустического экрана при удалении приемной системы от акустического экрана, уровни звукового давления Р не существенно убывают, в то время как уровни горизонтальной компоненты колебательной скорости Vx возрастают на 6–17дБ. При этом уровень вертикальной компоненты колебательной скорости Vz, возрастает во всем исследуемом диапазоне частот примерно на 10 дБ. При прохождении электропоезда в непосредственной близости от акустического экрана, с увеличением расстояния между приемной системой и акустическим экраном уровень по всем скалярно-векторным характеристикам звукового поля практически не изменяется.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 3, с. 29-35 (2021) | Рубрики: 10.04 10.08
Русляков Д.В. «Теоретические исследования вибрации и шумообразования несущих систем многошпиндельных деревообрабатывающих станков» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 3, с. 50-58 (2021)
Представлено теоретическое обоснование расчета скоростей колебаний и уровней шума при работе деревообрабатывающих станков. В связи с тем, что несущие системы станков принадлежат к типажу конструкций энергетически замкнутых и имеющих малые величины диссипативной функции, определяемой коэффициентами потерь колебательной энергии, то для таких конструкций для расчета скоростей колебаний и, соответственно, уровней шума предложено использовать метод энергетического баланса. Теоретически выведены зависимости скоростей колебаний несущей системы станка, а также зависимостей скоростей колебаний несущей системы горизонтально-вертикального сверлильного станка. Также было обосновано, что коэффициенты потерь колебательной энергии соответствующих элементов несущей системы станков следует задавать не для материала, из которого они изготовлены, а с учетом всей технологической системы в виде регрессионных зависимостей, полученных математической обработкой экспериментальных данных.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 7, № 3, с. 50-58 (2021) | Рубрики: 10.04 10.08
Чукарин А.Н., Исаев А.Г., Аббакумов К.Е., Лубянченко А.А. «Вывод зависимостей скоростей колебаний стержневых систем при упрочнении сварных швов для снижения уровней шума на рабочем месте оператора» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 60-70 (2020)
Обработка шарико-стержневым упрочнителем может использоваться для упрочнения как плоских, так и лекальных поверхностей, создания сжимающих остаточных напряжений, сглаживания каверн, нанесения регулярного микрорельефа на пары трения, а также для обработки сварных швов. Как известно сварной шов является одним из серьезных концентраторов напряжения на поверхностном слое изделия, поскольку для него характерна неоднородность материала шва, его свойств, наличие дефектов и напряжений, обусловленных температурными деформациями. В зоне термического воздействия имеется зона пониженной прочности, которая должна быть усилена в процессе изготовления. Однако процесс обработки сопровождается сильным шумом, который в основном превышает нормативные значения в рабочей зоне оператора. Как известно обеспечение акустической безопасности при ударных процессах обработки имеет довольно важное значение. В данной статье представлены теоретические исследования процессов возбуждения вибраций и шумообразования при упрочнении сварных швов рамных конструкций. Показана актуальность тематики проведенных исследований. Полученные данные позволят сделать выводы о закономерностях формирования спектров шума и вкладе источников шума в звуковое поле на рабочем месте оператора.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 60-70 (2020) | Рубрики: 04.15 10.04
Васильев А.В. «Исследование инфразвукового излучения в условиях урбанизированных территорий на примере Самарской области» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 155-162 (2020)
Проведены исследования инфразвукового излучения в условиях урбанизированных территорий Самарской области. Измерения производились в городах Самарской области: Самара, Сызрань, Жигулевск. В ряде точек выявлено превышение нормативных значений. Анализ результатов измерений уровней инфразвукового давления поршневого четырехступенчатого компрессора показал, что уровень инфразвукового излучения, создаваемого при работе компрессора, превышает установленные нормативы для рабочих мест. Необходимо разработать и внедрить мероприятия по снижению воздействия инфразвука в установленных неблагоприятных зонах урбанизированных территорий и инфразвукового излучения от производственного оборудования.
Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 6, № 4, с. 155-162 (2020) | Рубрики: 08.02 10.01 10.04